Научная статья на тему 'Роль и место говядины в формировании национального рынка мяса и мясопродуктов'

Роль и место говядины в формировании национального рынка мяса и мясопродуктов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А В. Грибов

В данной статье проанализировано фактическое и рациональное потребление в республике мяса и мясопродуктов. Проведено сравнение различных видов мяса по потребительским свойствам, при обобщении теоретического материала конкретизировано понятие «рынок мяса», рассмотрено состояние экспорта и импорта говядины в Республике Беларусь на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role and place of beef in the formation of national market of meat and meat products

The article analyzes real and rational consumption of meat and meat products in the republic. We have compared different kinds of meat according to consumer qualities, generalized theoretical material and specified the notion ‘meat market’, examined the state of export and import of beef in the Republic of Belarus at present.

Текст научной работы на тему «Роль и место говядины в формировании национального рынка мяса и мясопродуктов»

Заключение

Важный обобщающий вывод из анализа развития аграрных отношений последовательно рыночной ориентации сводится к тому, что при всей очевидности и настоятельной необходимости осуществления радикальной земельной и агропромышленной реформы в целом дальнейший ход ее должен быть переориентирован на эволюционный путь преобразований. Есть мировой опыт проведения таких реформ, общие основополагающие принципы перехода на рыночную систему экономических отношений. Эти принципы, бесспорно, должны быть использованы в стратегии, да и в тактике реформирования. Но есть и специфика Таджикистана с его историческими традициями, экономическими, социальными, региональными и другими особенностями, которые необходимо всесторонне учитывать в процессе осуществления аграрной реформы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальная стратегия развития Таджикистана до 2015 г. и стратегия снижения бедности на 2006-2015 гг. - Душанбе, 2005. - 115 с.

2. Абдугаффаров, А. А. Собственность, предпринимательство и проблемы перехода экономики Республики Таджикистан к рыночному хозяйству / А. А. Абдугаффаров. - Худжанд, 1997. - С. 165.

3. Аверкиев, А. И. Методические основы развития и использования технического потенциала сельскохозяйственного производства / А. И. Аверкиев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2000. - №1. -С. 17-21.

4. Боев, В. Проблемы развития реформы в АПК / В. Боев // Экономист. - 1993. - №1. - С. 11-19.

5. Вахидов, В. В. Хлопководство прошлое, настоящее и будущее / В. В. Вахидов, Х. Гафуров Х. У. Умаров // Экономика Таджикистана: Стратегия развития. - 2013. - №1. - С. 41-66.

6. Гулов, И. М. Формирование конкурентоспособного АПК в структуре национальной экономики Таджикистана / И. М. Гулов. - М.: ООО НИПКЦ Восход-А. - 2009. - 300 с.

7. Ильина, З. М. Конкурентоспособность продукции и продовольственная безопасность. Теоретические и практические аспекты / З. М. Ильина, Н. Н. Батова. - Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2010. - 120 с.

8. Priskin, J. Assessment of natural resources for nature-based tourism: the case of the Central Coast Region of Western Australia / J. Priskin // Tourism Management. 2001. - Vol. 22, Issue 6. - P. 637-648.

УДК 339.13:637.5

А. В. ГРИБОВ

РОЛЬ И МЕСТО ГОВЯДИНЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА МЯСА И МЯСОПРОДУКТОВ

(Поступила в редакцию 15.01.2015)

В данной статье проанализировано фактическое и ра- The article analyzes real and rational consumption of meat

циональное потребление в республике мяса и мясопродук- and meat products in the republic. We have compared different

тов. Проведено сравнение различных видов мяса по потре- kinds of meat according to consumer qualities, generalized the-

бительским свойствам, при обобщении теоретического oretical material and specified the notion 'meat market', exam-

материала конкретизировано понятие «рынок мяса», рас- ined the state of export and import of beef in the Republic of

смотрено состояние экспорта и импорта говядины в Рес- Belarus at present. публике Беларусь на современном этапе.

Введение

Рост общественных потребностей, прогресс производительных сил, углубление общественного разделения труда обусловили формирование особой народно-хозяйственной системы - продовольственного комплекса, т. е. группы взаимосвязанных отраслей народного хозяйства, обеспечивающих население продовольствием. Наибольший удельный вес затрат на производство продовольствия приходится на долю мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, хлеба и хлебобулочных изделий, муки, круп, макаронных и кондитерских изделий.

Главная задача мясного подкомплекса - удовлетворение потребности внутреннего продовольственного рынка в мясе и мясопродуктах и увеличение экспорта конкурентоспособной мясной продукции на внешний рынок.

Рынок мяса представляет собой совокупность нескольких рынков, различные виды мяса являются товарами-субститутами и это определяет конкуренцию между их производителями, а также взаимозависимость тенденций, характеризующих состояние отдельных рынков. Например, после вспышек эпидемии «свиного гриппа» в 2009 г. на мировом рынке отмечалось падение спроса на свинину, что отрицательно повлияло на производство и торговлю указанным видом мяса. Сокращение предложения свинины непосредственным образом отразилось на увеличении объемов торговли мясом птицы и КРС.

Анализ источников

Аспектам развития и функционирования мясного подкомплекса посвящено множество трудов отечественных и зарубежных ученых и практиков. З. М. Ильина, Н. Н. Котковец, Г. И. Гануш акцентируют внимание на проблемах формирования рынка мяса и мясной продукции; Н. М. Костомахин, А. М. Лапотко - технологии производства говядины и формированию мясного скотоводства в хозяйствах молочной специализации; А. В. Мелещеня - финансово-хозяйственной деятельности предприятий мясной отрасли [4, 6, 8].

Методы исследования

В ходе исследований использовались методы: монографический, абстрактно-логический, системного подхода, сравнительного анализа, статистический метод, экспертных оценок, графический.

Основная часть

Существует множество мнений по поводу сущности продовольственного рынка, его структуры, составных элементов, классификации по различным признакам, месту и роли в системе товарных рынков. Разнообразие подходов к выяснению тех или иных сторон этой категории предопределяет и множество ее определений. При установлении сущности рынка продовольствия необходимо учитывать главную его составляющую - социально-экономический аспект, который состоит в том, что рынок продовольствия удовлетворяет важнейшую потребность человечества - потребность в пище.

Как отмечают А. Васютин и А. Алтухов, главная особенность продовольственного рынка заключается в специфике проходящих через него товаров: продуктов питания и сырья для их производства. Высокая степень стабильной востребованности - основное свойство этих товаров. Продукты питания необходимы каждому человеку и каждый день в таком количестве, которое позволило бы ему не только поддерживать жизнедеятельность своего организма, но и реализовывать себя как личность [1].

По мнению А. И. Добрыниной и Л. С. Тарасевич, рынок - это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления [5].

Исследование сущности рынка позволяет установить, что данная категория сложная и многогранная и в условиях современных общественных отношений обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса, объединяет элементы социально-экономической системы в единое целое, является стимулом, способствующим развитию производительных сил, углублению общественного разделения труда, повышению уровня жизни населения [3].

Мясное сырье производится несколькими отраслями, включая скотоводство, свиноводство, птицеводство, овцеводство, коневодство, кролиководство и др. Поэтому рынок мяса как система состоит из нескольких субрынков: рынка говядины, свинины, мяса птицы, баранины, конины, которые в свою очередь являются также самостоятельными рынками. Рынки выделяются в самостоятельные структуры на основании следующих атрибутов: наличие конечной цели для каждого рынка в отдельности; выпуск определенного типа продуктов потребления из определенного вида сельскохозяйственного сырья; теснота производственно-технологических и социально-экономических связей в цепочке от получения сырья до готовой продукции и продвижения ее до потребителя, что обуславливает наличие предпосылок для интеграции между структурными элементами производственно-экономических систем, формирующими рынок.

Рынок мяса представляет собой совокупность нескольких рынков, различные виды мяса являются товарами-субститутами и это определяет конкуренцию между их производителями, а также взаимозависимость тенденций, характеризующих состояние отдельных рынков.

Значительное место мясного подкомплекса определено высокой ценностью его конечной продукции в структуре питания населения республики. Научно обоснованная норма потребления мяса и продуктов из него для жителей нашего региона составляет 80-82 кг на душу населения в год. Фактическое потребление в 1990 г. составляло 76 кг, в 2000 г. - 59 кг, в 2012 г. - 88 кг, в 2013 г. - 91 кг [10].

Рациональная структура потребления мяса имеет следующий вид: около 45 % говядины, около 37 % свинины, около 15 % мяса птицы и около 3 % мяса других видов животных (рис. 1). Фактическая структура производства мяса в живом весе по основным видам в Беларуси в 2009-2013 гг. такова: говядина - 35 %; свинина - 32 %; птица - 32 % и прочие виды мяса - 1 % (рис. 2).

■ Говядина иОаннина Мясо птицы Мясо прочих животных

■ Говядина ■ Свинина ■ Мясо птицы ■ Мясо прочих животных

3% 1%

Рис. 1. Рациональная структура потребления мяса для Рис. 2. Фактическая структура производства мяса

жителей Республики Беларусь в Республике Беларусь в 2009-2013 гг.

Для оценки роли и места продукции выращивания и откорма КРС на потребительском рынке, нами построен ранжированный ряд по основным потребительским свойствам присущим мясным продуктам. В качестве критериев оценки нами выбраны содержание белков, жиров и обменной энергии, цена мяса на потребительском рынке на июль-август 2014 г.

Таблица 1. Параметры критериев оценки различных видов мяса

Продукт Содержание в 100 г Цена 1 кг на потребительском рынке, руб.

белки, г жиры, г энергия, ккал

Говядина 21 23 286 65000

Баранина 20 26 351 75000

Свинина 21,5 37 404 95000

Конина 21,7 10 181 80000

Бройлеры-цыплята 17,6 12,3 183 35000

Совокупную оценку потребительских свойств продукта (О,) нами предлагается производить по формуле:

где А, - показатель, характеризующий содержание ¿-го потребительского свойства в 100 г анализируемого продукта, г; Аа - показатель, характеризующий содержание ¿-го потребительского свойства в 100 г базисного продукта, г.

За базисный продукт принимаем говядину. Ранжированный ряд целесообразно строить по относительному показателю - цене 100 баллов потребительских свойств анализируемого (¡-го) продукта Р3:

Р„ = Ц X 100 , (2)

где Р, - цена 1 кг анализируемого (¡-го) продукта на потребительском рынке, руб.; Б, - сумма балов потребительских свойств анализируемого ( -го) продукта, балл.

Цена 100 баллов потребительских свойств и ранжированный ряд представлены в табл. 2.

Таблица 2. Расчет цены 100 баллов потребительских свойств

Продукт Оценка в баллах Совокупная оценка потребительских свойств, баллов Цена 100 баллов потребительских свойств, руб. Место в ранжированном ряду

белки жиры энергия

Говядина 100 100 100 300 21667 2

Баранина 95,2 113 122,7 330,9 22665 3

Свинина 102,4 160,9 141,3 404,6 23480 4

Конина 103,3 43,5 63,3 210,1 38077 5

Бройлеры-цыплята 83,8 53,5 64 201,3 17387 1

На основе проведенного исследования можно заключить, что в современных условиях по потребительским свойствам говядина уступает только мясу цыплят-бройлеров и превосходит баранину, свинину и конину.

В Республике Беларусь функционирует 20 крупных мясокомбинатов, переработкой мяса скота занимаются 87 цехов Белкоопсоюза, подсобные цеха сельхозорганизаций, а также другие организации. Мясокомбинаты перерабатывают около 70 % всего реализованного скота. Мясоперерабатывающие организации производят более 100 видов вареных колбас, 70 - сосисок и сарделек, 25 - полукопченых, 20 - варенокопченых, 60 - сырокопченых и сыровяленных колбасных изделий, более 100 наименований продуктов из говядины и свинины, около 300 - полуфабрикатов, более 200 видов консервов [9].

За период с 2009 по 2013 гг. производство говядины промышленными предприятиями снизилось на 11,1 %, свинины на 7,6 %, при этом увеличилось производство мяса птицы на 14,4 % (табл. 3).

Виды мяса 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. В среднем за 20092013 гг. 2013 г. к 2009 г. в %

Мясо (включая субпродукты I категории), тыс. тонн 699,2 745,5 830,4 912,1 985,5 834,5 140,9

в том числе:

говядина и телятина 232,0 233,3 223,2 209,4 206,3 220,8 88,9

свинина 230,1 234,7 250,0 272,3 212,5 239,9 92,4

мясо птицы 216,1 253,2 289,5 343,8 247,3 270,0 114,4

По данным международного торгового центра, в 2013 г. белорусскими предприятиями было поставлено на экспорт говядины в свежем, охлажденном и замороженном виде на сумму 639 млн. долларов США, что на 21,8 % или на 114 млн. долл. США больше, чем в 2012 г. [2]. Основным импортером отечественной продукции является Российская Федерация. В то же время импорт мяса КРС в республику в 2013 г. составил 16 млн. долларов США, основными поставщиками импортной продукции являются Литва, Украина и Российская Федерация.

Таким образом, в Республике Беларусь сложилось положительное сальдо внешней торговли говядиной в 2013 г. в размере 623 млн. долл. США. Современные тенденции развития рынка мяса КРС свидетельствуют о целесообразности развития мясного скотоводства. Следует отметить, что за последние несколько лет в некоторых странах-экспортерах мяса КРС выявлены различные инфекционные заболевания животных, а Российской Федерацией было введено эмбарго на поставки продукции из этих стран, что способствует наращиванию белорусского экспорта на рынок этой страны.

Заключение

Обобщение народно-хозяйственного значения и направлений использования продукции мясного скотоводства в современных условиях позволило установить, что обеспечение населения продукцией данного вида является одним из важнейших показателей продовольственной безопасности страны. На основе проведенного исследования следует, что по потребительским свойствам говядина уступает только мясу цыплят-бройлеров и превосходит баранину, свинину и конину. Социальным аспектом в развитии мясного скотоводства выступает необходимость сбалансированности ассортимента мяса и мясопродуктов на потребительском рынке с учетом насыщения рационов питания населения страны.

На современном этапе складывающаяся конъюнктура национального рынка мяса КРС позволила экспортировать продукции данного вида значительно больше, чем импортировать, в 2013 г. сальдо внешней торговли составило 623 млн. долл. Данная тенденция является благоприятной предпосылкой для дальнейшего наращивания экспорта белорусской продукции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алтухов, А. И. Зерно России / А. И. Алтухов, А. С. Васютин. - М.: ЭКОНДС-К, 2002. - 432 с.

2. Внешняя торговля Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск: РУП «Информационно-вычислительный центр Нац. стат. ком. Респ. Беларусь», 2013. - 312 с.

3. Грибов, А. В. Некоторые аспекты функционирования мирового рынка мяса крупного рогатого скота / А. В. Грибов // Проблемы экономики. - 2013. - №1(16). - С. 26-34.

4. Гусаков, В. Г. Экономика и организация сельского хозяйства в условиях становления рынка: научный поиск, проблемы, решения / В. Г. Гусаков. - Минск : Белорус. Наука, 2008. - 431 с.

5. Добрынина, А. И. Экономическая теория / А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевич. - СПб.: Питер, 1997. - 165 с.

6. Ильина, З. М. Конкурентоспособность продукции и продовольственная безопасность. Теоретические и практические аспекты / З. М. Ильина, Н. Н. Батова. - Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2010. - 120 с.

7. Константинов, С. А. Теория эффективности сельского хозяйств / С. А. Константинов; под ред. С. А. Константинова. - Горки: БГСХА, 2011. - 74 с.

8. Мелещеня, А. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий мясной отрасли Минсельхозпрода Республики Беларусь за 2008 г. / А. В. Мелещеня, М. Л. Климова, Л. Н. Денисова. - Минск, 2009. - 132 с.

9. Переработка [Электронный ресурс] / Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь -Режим доступа: http://www.mshp.minsk.by/agriculture/processing/. - Дата доступа: 26.06.2014.

10. Сельское хозяйство Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск, 2014. - 371 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.