Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РОЛЬ И МЕСТО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сохов Анзор Баширович

В статье рассматриваются основные вопросы, касающиеся роли физического воспитания в организации учебного процесса высших учебных заведений. Физическое здоровье является связующим звеном интеллектуального, эмоционального и духовно-нравственного воспитания личности. Для того чтобы решать сложные аналитические задачи необходимо иметь способность преодолевать эмоциональные и физические перегрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND PLACE OF PHYSICAL CULTURE IN HIGHER EDUCATION SYSTEM

The article discusses the main issues related to the role of physical education in the organization of the educational process of higher educational institutions. Physical health is the connecting link in the intellectual, emotional and spiritual and moral education of the individual. In order to solve complex analytical problems, it is necessary to have the ability to overcome emotional and physical overload.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

тивных разработок молодых ученых «Наука молодых - будущее России», г. Курск,15-16 декабря 2016 года, том 2

4. Кулдашева Ф.С., Шарипова Н.Р. Профессиональная ориентация учащихся в процессе обучения «Проблемы науки» Научный журнал, Россия, 2019, № 06 (40), С. 103-104

5. Искусственный интеллект в развитиии молодежи/ Мухамадиева К.Б. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 27-33

6. Инновационный продуктивный метод обучения иностранным языкам иностранных студентов/ Самарина В.П., Шевченко А.Н., Самарин А.В. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 33-40

Saliyeva Olima Kamalovna

candidate of technical Sciences, associate Professor

Bukhara engineering and technological Institute, Uzbekistan, Bukhara city

Sharipova Nazira Rakhmatilloevna - Teacher

ACHIEVEMENTS OF LESSONS USING INFORMATION TECHNOLOGIES Abstract: In such cases, the teacher must have certain skills and abilities to use ICT in order to regulate the educational process. The article analyzes the lessons with the use of information technologies, which require a special approach in the modern information society. Keywords: teacher, efficiency, information, educational process, technologies, education, electronic resource.

РОЛЬ И МЕСТО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Сохов Анзор Баширович, старший преподаватель Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова, Нальчик, Россия

В статье рассматриваются основные вопросы, касающиеся роли физического воспитания в организации учебного процесса высших учебных заведений. Физическое здоровье является связующим звеном интеллектуального, эмоционального и духовно-нравственного воспитания личности. Для того чтобы решать сложные аналитические задачи необходимо иметь способность преодолевать эмоциональные и физические перегрузки.

Ключевые слова: физическая культура, воспитание, высшее образование, здоровье.

На сегодняшний день система высшего образования выдвигает учащимся новые стандарты и множество новых дисциплин для освоения ими учебной программы выбранной специальности. Все это повышает интенсивность процесса обучения и требует от студента выдерживать большие психо-эмоциональные нагрузки.

Давно известен факт: физическое здоровье является связующим звеном интеллектуального, эмоционального и духовно-нравственного воспитания личности. Для того чтобы решать сложные аналитические задачи необходимо иметь способность преодолевать эмоциональные и физические перегрузки [1]. Физическая культура имеет все средства для воспитания у сту-

дентов таких способностей, а значит, есть необходимость обратить на эту дисциплину должное внимание.

Содержание современного образования в сфере физической культуры нацеливает не только на то, чтобы студент высшего учебного заведения стал физически подготовлен, но и на то, чтобы он был действительно образованным в этой дисциплине. Для этого необходимо: владеть методологией работы со своим телом; владеть средствами и методами укрепления и сохранения здоровья; повышать функциональные возможности основных систем организма [2]. Для нынешнего поколения нашей страны подобная ориентация крайне необходима как противодействие растущей наркомании, алкоголизма и прочих негативных зависимостей. Занятия физической культурой в ВУЗах учат студентов самоконтролю, самокритике, т.е. организовывать распорядок дня, ценить собственное время без чего невозможна нормальная жизнь любого человека.

Анализируя все вышеперечисленное, стоит еще раз подчеркнуть важность и роль физической культуры в образовательном процессе. Поднимая на должный уровень процесс физического воспитания, автоматически повышается и в целом уровень образования. Следовательно, в структуре высшего образования предмет физическая культура должен занимать ведущее место среди других предметов; способствовать решению важных общепедагогических задач и формировать у студентов правильный и здоровый образ жизни.

Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение. Вместе с тем, воспитание молодежи в современном обществе реализуется в период политических и экономических реформ, которые препятствуют улучшению культурной жизни людей [3]. Негативные процессы в социальной жизни сопровождаются разрушением нравственно-этических норм; уклада семьи; ухудшением здоровья людей и снижением уровня их физической подготовленности; распространением социально обоснованных болезней, ростом депрессий, агрессивности, стрессов. На таком социальном фоне высокие духовные и нравственности ценности, такие как: любовь к Родине, забота о ближних, само ценность личности, стремление к доброте и отвержение насилия по отношению к другим утрачивают свое былое значение.

В процессе занятий физической культурой студенты включаются в процесс самопознания и самосознания. Эти процессы организовываются относительно изучения своего физического состояния и сферы духовно-нравственной жизни. Уровень развития физических способностей характеризуется показателями телосложения и показателями здоровья, отражающих функциональное состояние физиологических систем организма [4]. Физическая подготовленность как результат физической подготовки выражается в показателях развития физических качеств (силы, скоростно-

силовых, скоростных, выносливости, координационных и так далее), определяется в процессе сдачи тестовых упражнений.

Студенты непосредственно принимают участие в процессе самопознания. Например, оценка физического состояния происходит до, и после выполнение физических упражнений и по общему самочувствию и частоте сердечных сокращений представляется возможным определить реакцию организма. Самооценка своего физического состояния и умение находить причины несовершенства, тем заметнее способствует осознанию недостаточно высокого уровня знаний в области физического самовоспитания и необходимой работы над собой и физически самосовершенствоваться.

Самопознание духовно-нравственной сферы осуществляется относительно знаний отечественной культуры, истории и духовного наследия родного края. Физическая культура направляет человека на подражание великим спортсменам, воинам, которые благодаря своей физической развитости смогли стать известными личностями и войти в историю [5]. Наряду с желанием быть физически здоровым, появляется стремление и к совершенствованию в духовно-нравственной стороне жизни, а соответственно возникает желание учиться, развиваться и непрерывно стремиться к познанию мира как единой системы. Для развития мотивов работы над собой в плане физического развития проводятся круглые столы, беседы, лекции о роли и значимости физического совершенствования, показ кинофильмов, беседы с врачами и психологами. В ходе этого происходит решение следующих задач: раскрывается сущность физического воспитания в тесной связи с духовно-нравственным развитием личности студента; знакомство с физической культурой как важным и необходимым средством физического совершенствования.

В условиях рыночных отношений товаром являются услуги, предлагаемые специалистами физической культуры. Результаты физического воспитания должны проявиться в сферах: здоровье, двигательные и физические способности, физическое состояние, безопасность и культура, потребности в здоровом образе жизни. Во взаимодействии с другими учебными дисциплинами физическая культура в высших учебных заведениях должна развивать мыслительные и психологические установки в разрешении конкретных жизненных проблем учащихся студентов.

Физическая культура в учебных заведениях высшего профессионального образования формирует личностные качества студентов: трудолюбие, стремление добиваться своих целей, быть активным в общественной жизни, не отставать и даже вести за собой других; учит ответственности и самоконтролю. Кроме того, физическая культура способствует формированию духовно-нравственных ценностей в человеке, что непосредственно подчеркивает значимость данного предмета и говорит о его месте в системе образования. Если специалисты и преподаватели физической культуры смогут сформировать у студентов желание непрерывно развиваться и самосовершенствоваться, то им будет гораздо легче принимать в жизни от-

ветственные решения, решать сложные задачи в разных областях жизнедеятельности. Выдвигая физическую культуру на должный уровень, появляется реальная возможность воспитывать здоровые поколения, которые вывели бы государство на новый уровень развития.

Список литературы

1. Барчуков И. С. Назарова. Ю. А. Физическая культура и физическая подготовка Москва 2003. С 352.

2. Барчуков И. С. Нестеров А. А. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. Москва 2007. С 584.

3. Бондарь А. И. Концептуальные принципы подготовки кадров в системе физического воспитания. Москва 2006. С 43 - 45.

4. Евсеев С. П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы. Москва 2004. С 272.

5. Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта. СПб 2007. С 144.

6. Особенности мотивации к занятим физической культурой у студентов - психологов/ Гюлмамедова Т.И., Гут Ю.Н., Плахотникова Е.Н. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр.4-10

7. К вопросу о мотиваторах лидерской активности/ Ковшова Т.П./ Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 11-18

8. Особенности межличностных отношений в педагогическом общении/ Малышев К.Б., Малышева О.А. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 19-26

9. Искусственный интеллект в развитиии молодежи/ Мухамадиева К.Б. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 27-33

10. Инновационный продуктивный метод обучения иностранным языкам иностранных студентов/ Самарина В.П., Шевченко А.Н., Самарин А.В. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 33-40

11. Личностный аспект в качественном обучении и воспитании студентов/ Черняков А.А. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 41-45

Sokhov Anzor Bashirovich, Senior Lecturer, Department of Physical Education FSBEI HE Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova ROLE AND PLACE OF PHYSICAL CULTURE IN HIGHER EDUCATION SYSTEM

The article discusses the main issues related to the role of physical education in the organization of the educational process of higher educational institutions. Physical health is the connecting link in the intellectual, emotional and spiritual and moral education of the individual. In order to solve complex analytical problems, it is necessary to have the ability to overcome emotional and physical overload.

Key words: physical culture, education, higher education, health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.