Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ'

ЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3097
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тлеужев Мухамед Каральбиевич

В статье раскрывается значение физического воспитания в жизни студентов. Физические упражнения - основной фактор противодействия отрицательным последствиям гиподинамии, а также умственной и нервно-эмоциональной нагрузки. Затраты времени на занятие физическими упражнениями при этом компенсируются благодаря повышению общей работоспособности, в том числе и умственной. Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE, PURPOSE AND OBJECTIVES OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

The article reveals the importance of physical education in the life of students. Physical exercise is the main factor in counteracting the negative consequences of physical inactivity, as well as mental and neuro-emotional stress. At the same time, the time spent on physical exercise is compensated by an increase in overall performance, including mental performance. The purpose of physical education of students is the formation of physical culture of the individual.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ»

ЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Тлеужев Мухамед Каральбиевич, старший преподаватель Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова, Нальчик, Россия

В статье раскрывается значение физического воспитания в жизни студентов. Физические упражнения - основной фактор противодействия отрицательным последствиям гиподинамии, а также умственной и нервно-эмоциональной нагрузки. Затраты времени на занятие физическими упражнениями при этом компенсируются благодаря повышению общей работоспособности, в том числе и умственной. Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.

Ключевые слова: физическая культура, воспитание, высшее образование, здоровье.

Роль физического воспитания и других форм направленного использования физической культуры в вузах многогранна. Технический прогресс, стремительное развитие науки и все возрастающее количество новой информации, необходимой современному специалисту, делают учебный труд студента все более интенсивным, напряженным. Соответственно возрастает значение физической культуры как средства оптимизации режима жизни, активного отдыха, сохранения и повышения работоспособности студентов на протяжении всего периода обучения в вузе. Наряду с этим средствами физической культуры обеспечивается общая и специальная физическая подготовка применительно к условиям будущей профессии.

Решая специфические задачи, физическое воспитание студенчества играет в то же время существенную роль в нравственном, волевом и эстетическом развитии, вносит значительный вклад в подготовку широкообразованных и всесторонне развитых специалистов [1].

Повышение роли направленного использования средств физической культуры в период обучения в вузе специалистов обусловлено, в частности, тем, что рабочий режим студента характеризуется малоподвижностью, однообразием рабочей позы на протяжении 10-12 часов. Физические упражнения в этих условиях - основной фактор противодействия отрицательным последствиям гиподинамии, а также умственной и нервно-эмоциональной нагрузки. Затраты времени на занятие физическими упражнениями при этом компенсируются благодаря повышению общей работоспособности, в том числе и умственной.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.

Задачи физического воспитания. В процессе физического воспитания студентов решаются следующие основные задачи:

- укрепление здоровья средствами физической культуры, формирование потребности в поддержании высокого уровня физической и умственной работоспособности, самоорганизации здорового образа жизни;

- освоение студентами теоретических знаний, спортивно-прикладных умений и навыков;

- повышение уровня физической подготовленности;

- совершенствование психомоторных способностей, обеспечивающих высокую производительность профессионально-технических действий;

- создание у студентов системного комплекса знаний, теоретических основ и практических навыков для реализации их потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании на производстве, в быту, семье и рациональной организации свободного времени с творческим освоением всех ценностей физической культуры;

- создание условий для полной реализации творческих способностей студента;

- нравственное, эстетическое, духовное и физическое развитие студентов в ходе учебного процесса, организованного на основе современных общенаучных и специальных технологий в области теории, методики и практики физической культуры и спорта.

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов в режиме учебной деятельности и во внеучебное время [2].

Физическое воспитание студентов в режиме учебной работы осуществляется в следующих формах.

1. Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и расписанием вуза. Выделяют теоретические и практические занятия.

Теоретические - лекции, методические практикумы, консультации, собеседования.

Практические - практикумы, консультации, зачетные соревнования, контрольные тестирования, соревнования по общефизической подготовке и избранному виду спорта.

2. Факультативные занятия, являющиеся продолжением и добавлением к учебным занятиям, которые являются основной формой. На факультативных занятиях совершенствуется физическая подготовка студентов в объеме требований программных норм, углубляется профессиональная физическая подготовка, расширяются знания по теории и методике физического воспитания, продолжается подготовка студентов к общественной физкультурно-спортивной деятельности [3].

Физическое воспитание студентов во внеучебное время (т.е. вне обязательных занятий) проводится в следующих формах.

1. Физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультурные паузы, дополнительные занятия и

др.

Физкультпаузы проводятся после первых 4-х аудиторных или практических занятий. Их продолжительность - 8-10 минут.

Дополнительные занятия (индивидуальные или групповые) проводятся преподавателем с целью подготовки слабоподготовленных студентов к сдаче зачетных норм и требований учебной программы по физическому воспитанию.

Физические упражнения в режиме учебного дня выполняют функцию активного отдыха.

2. Организованные занятия студентов во внеучебное время в спортивных секциях, в группах ОФП, аэробики, шейпинга и др.проводятся под руководством педагога по физической культуре и спорту.

3. Самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в свободное от учебы время: а) на основе полной добровольности и инициативы (по желанию); б) по заданию преподавателя (домашние задания).

4. Массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в выходные дни в течение учебного года и в каникулярное время. К ним относятся турпоходы, спортивные праздники, дни здоровья, спартакиады, соревнования по календарю межвузовских и внутривузовских мероприятий.

Таким образом, помимо решения воспитательных и образовательных задач физическое воспитание во внеучебное время призвано повысить двигательную активность студентов: улучшить профессионально-прикладную готовность и оптимизировать учебную работоспособность путем снятия нервно-эмоционального напряжения; продолжить формирование знаний, умений и навыков, связанных с проведением самостоятельных физкуль-турно-спортивных занятий.

Список литературы

1. Белякова Р.Н., Тимошенков В.В., Тимошенкова А.Н. Дифференцированная программа оздоровления студентов специальных медицинских групп средствами физической культуры. - М., 2011.

2. Холодов Ж.К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений.-М.: Академия, 2010.

3. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ.культ.: В 2 т. / Под общей ред. Л.П.Матвеева, А.Д.Новикова.- М., 2006.

4. Особенности мотивации к занятим физической культурой у студентов - психологов/ Гюлмамедова Т.И., Гут Ю.Н., Плахотникова Е.Н. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр.4-10

5. К вопросу о мотиваторах лидерской активности/ Ковшова Т.П./ Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 11-18

6. Особенности межличностных отношений в педагогическом общении/ Малышев К.Б., Малышева О.А. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 19-26

7. Искусственный интеллект в развитиии молодежи/ Мухамадиева К.Б. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 27-33

8. Инновационный продуктивный метод обучения иностранным языкам иностранных студентов/ Самарина В.П., Шевченко А.Н., Самарин А.В. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 33-40

9. Личностный аспект в качественном обучении и воспитании студентов/ Черняков А.А. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 41-45

Tleuzhev Mukhamed Karalbievich, Senior Lecturer, Department of Physical Education FSBEI HE Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova THE IMPORTANCE, PURPOSE AND OBJECTIVES OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

The article reveals the importance ofphysical education in the life of students. Physical exercise is the main factor in counteracting the negative consequences of physical inactivity, as well as mental and neuro-emotional stress. At the same time, the time spent on physical exercise is compensated by an increase in overall performance, including mental performance. The purpose ofphysical education of students is the formation ofphysical culture of the individual.

Key words: physical culture, education, higher education, health.

УЧЕБНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ Цыганенко Наталия Викторовна, к.с.н., доцент (е-mail: ziganenkonw@mail.ru) Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, г.Барнаул, Россия

В статье рассмотрены проблемы учебной успеваемости работающих студентов. Приведены данные социологического исследования о влиянии вторичной занятости на некоторые объективные параметры учебной деятельности. Дано описание особенностей учебной мотивации работающих студентов.

Ключевые слова: учебная успеваемость, работающие студенты, вторичная занятость.

Проблема совмещения учебной и трудовой деятельности студентов представляет интерес для социологов как специфический феномен современного российского общества, вызванный кардинальными социальными трансформациями 1990-х -2000-х гг.: переходом к рыночной экономике, формированием свободного рынка труда, появлением платного образования, изменением системы терминальных и инструментальных ценностей. Феномен работающего студента особенно активно начал обсуждаться в социологической науке на рубеже указанных лет: был предложен обзор факторов, вызвавших возрастание доли работающих студентов, дано объяснение термина «вторичная занятость» [1].

И хотя сложности переходного периода сегодня отошли на второй план, современные студенты, как и их предшественники, стремятся «подработать» и, по-прежнему, часто оказываются в ситуации конфликта социальных ролей «студент» и «работник». Ролевая конфликтность усугубляется социальным противоречием: высшее образование является требованием рынка труда и своеобразным маркером успеха, но при этом наличие диплома о высшем образовании не является гарантией трудоустройства и ус-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.