Научная статья на тему 'Образовательная роль физической культуры в вузе'

Образовательная роль физической культуры в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1513
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / физическое самосовершенствование / нравственное воспитание / вуз / здоровый образ жизни / спорт / физкультурнооздоровительная работа / двигательная активность / physical education / physical self-cultivation / moral education / physical education / healthy lifestyles / sport / physical exercise / physical activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е А. Усманова, Н Р. Утегенова, В Г. Ряузов, И Ф. Нуруллин

Авторами данной статьи рассматриваются проблемы и современные тенденции образования. Раскрывается образовательная роль физической культуры в воспитании студентов вузов. Значение физической культуры как феномена и повышение организации физкультурнооздоровительной работы в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е А. Усманова, Н Р. Утегенова, В Г. Ряузов, И Ф. Нуруллин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ROLE OF PRYSICAL CULTURE IN THE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

The authors of this article consider the problems and current trends of education. The importance of physical culture and its educational role in education is revealed. The importance of physical culture as a phenomenon and improving the organization of physical culture and health work in educational institutions.

Текст научной работы на тему «Образовательная роль физической культуры в вузе»

3. Statya 1. Osnovnye ponyatiya. Federal'nyj zakon «0 protivodejstvii korrupcii» ot 25.12.2008 N 273-FZ (poslednyaya redakciya) Rezhim dostupa: http://www.consultantru/document/cons_doc_LAW_82959 /bbbd4641125b222beaf7483e16c594116ed2d9a1/

4. Stat'ya 3. Osnovnye principy protivodejstviya korrupcii Federal'nyj zakon «0 protivodej-stvii korrupcii» ot 25.12.2008 N 273-FZ (poslednyaya redakciya) Rezhim dostupa: http://www.consultantru/document /cons_doc_LAW_82959/bbbd4641125b222beaf7483e16c594116ed2d9a1

5. Statya 1. Osnovnye ponyatiya. Federal'nyj zakon «0 protivodejstvii korrupcii» ot 25.12.2008 N 273-FZ (poslednyaya redakciya) Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_82959 /bbbd4641125b222beaf7483e16c594116ed2d9a1/

6. Spravka avtorov: S. E. Ivanov - predsedatel' Gosudarstvennogo komiteta Respubliki Tatarstan po turizmu

7. EHleonora RYLOVA 04.11.2016. GLAVA GOSKOMITETA RT PO TURIZMU NE ZHALEET 0 KONCHINE AGENTSTV, GDE TOL'KO «STOL I STUL» http://www.evening-kazan.ru/articles/glava-goskomiteta-rt-po-turizmu-ne-zhaleet-o-konchine-agentstv-gde-tolko-stol-i-stul.html

8. Postanovlenie KM RT ot 21.07.2014 N 522 (red. ot 17.02.2017) "Ob utverzhdenii Gosudarstven-noj programmy «Razvitie sfery turizma i gostepriimstva v Respublike Tatarstan na 2014 - 2021 go-dy» (s izmeneniyami na: 31. 07. 2018) GOSUDARSTVENNAYA PROGRAMMA «RAZVITIE SFERY TURIZMA I GOSTEPRIIMSTVA V RESPUBLIKE TATARSTAN NA 2014 - 2021 GODY» http://docs.cntd.ru/document/412383352

9. A. P. Kulapin. Mezhsub"ektnye protivorechiya kak osnova gosudarstvenno-obshchestvennyh otno-shenij. Korrupciya v sisteme gosudarstvenno-obshchestvennyh otnoshenij. /Materialy rossijsko-kanadskogo seminara «Kanada: mery po bor'be s korrupciej i soblyudeniyu kodeksa na gosudarstvennoj sluzhbe». 10-11 noyabrya 2 008 g. / otv. za vyp. E. N. Korshun, A. P. Rybcova - Kazan'. Centr innovacionnyh tekhnologij, 2009., - 216 s. S. 96.

10. https:// studwood.ru/1085139/menedzhment/ suschnost_soderzhanie_menedzhmenta_turizma

11. Minnihanov otvetil na pros'by tatarstanskih turistov, zastryavshih v Kitae iz-za problem turoperatora .9 D EKABRYA 2018. https://www.business-gazeta.ru/news/405545

12. Nersesyanc, V. S. Filosofiya prava: uchebnik dlya vuzov. - M.: Norma, 2008. - S 613.

13. Gosprogramma utverzhdena prikazom Goskomiteta RT po turizmu ot 01. 12. 2014 g № 125 «Ob utverzhdenii programmy Gosudarstvennogo komiteta Respubliki Tatarstan po turizmu po realizacii antikorrupcionnoj politiki na 2015 -2020 gody» (s izmeneniyami, vnesennymi prikazom ot 20.05.2016 №45).

14. Zasedanie kollegii «Ob itogah raboty Gosudarstvennogo komiteta Respubliki Tatarstan po turizmu v 2017 godu i zadachah na 2018 god». 23. 01. 2018 g. http://tourism.tatarstan.ru/rus/index.htm /news/1108951.htm

15. Rustam Minnihanov provel zasedanie Komissii po koordinacii raboty po protivodejstviyu korrupcii v RT. 24.09.2018. Rezhim dostupa: http://tatarstan.ru/index.htm/news/1289017.htm)

16. Rustam Minnihanov provel zasedanie Komissii po koordinacii raboty po protivodejstviyu korrupcii v RT. 24.09.2018. Rezhim dostupa: http://tatarstan.ru/index.htm/news/1289017.htm)

17. I. Serov. «Vpechatlenie proizvelo vystuplenie tovarishcha iz Kitaya: «10 tysyach chinovnikov privlekli k smertnoj kazni...» Rezhim dostupa: 16:00, 23.11.2018. https://realnoevremya.ru/articles /121231-tatarstan-ustupil-liderstvo-po-korrupcii-bashkirii)

18. Maksim Kirilov, Kseniya Sokolova «Cifry, konechno zhe, ne raduyut»: borcy s korrupciej iz kazanskogo Kremlya otchitalis' za god. 3. 04. 2018: Rezhim dostupa: https://www.business-gazetaru/article/377705

19. Svodnyj otchet o sostoyanii korrupcii i realizacii mer antikorrupcionnoj politiki v Res-publike Tatarstan v 2017 godu G. Kazan'. 98 s. S. 96.

УДК 796.06

Е.А. Усманова, Н.Р. Утегенова, В.Г. Ряузов, И.Ф. Нуруллин

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ

Авторами данной статьи рассматриваются проблемы и современные тенденции образования. Раскрывается образовательная роль физической культуры в воспитании студентов вузов. Значение физической культуры как феномена и повышение организации физкультурно - оздоровительной работы в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: физическая культура, физическое самосовершенствование, нравственное воспитание, вуз, здоровый образ жизни, спорт, физкультурно- оздоровительная работа, двигательная активность.

Elena A. Usmanova, Narmina R. Utegenova, Vladimir G. Ryauzov, Ilshat F. Nurullin EDUCATIONAL ROLE OF PRYSICAL CULTURE IN THE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT.Abstract: The authors of this article consider the problems and current trends of education. The importance of physical culture and its

educational role in education is revealed. The importance of physical culture as a phenomenon and improving the organization of physical culture and health work in educational institutions.

Keywords: physical education, physical self-cultivation, moral education, physical education, healthy lifestyles, sport, physical exercise, physical activity.

Одним из главных видов жизнедеятельности человека является его физическое, интеллектуальное и нравственное самосовершенствование, а так же его самовоспитание. Физическая культура является необходимым и значимым общественным явлением в жизни каждого человека. Как педагогическая дисциплина, физическая культура неотъемлемый компонент учебно-воспитательного процесса.

Всестороннему развитию личности, которое соответствует предъявляемым требованиям современной культуры общества, помогает целенаправленное, правильно организованное физическое воспитание. Студенты, которые овладевают в процессе обучения научными знаниями, трудовыми навыками, элементами культуры поведения и деятельности, готовятся к трудовой форме деятельности, для того чтобы самим внести свой вклад в создание материальных и духовных ценностей всего нашего общества. Занятия физическими упражнениями, а так же спортом непосредственно способствуют интеллектуальному совершенствованию и умственному развитию студентов. Под воздействием физического воспитания их интересы и потребности, а также умственные, физические способности и моральные качества приобретают полезную общественную значимость. Физическая культура, оказывает положительное воздействие на все стороны воспитания личности, и, прежде всего на укрепление здоровья, развитие своих способностей, нравственное воспитание, потребность в занятиях физическими упражнениями. Она решает свои особенные задачи, одновременно с различных сторон. Физическая культура помогает осуществлять идейно-политическое воспитание студенческой молодежи.

Активные занятия физической культурой в вузах и особенно спортом требуют больших знаний в различных областях, активизируя к изучению их влияния на организм студентов, умения грамотно пользоваться средствами и методами физического воспитания, которые можно применить к своим индивидуальным способностям. Нравственное воспитание в области физической культуры в вузе целенаправленно формирует нравственные качества как коллективизм, патриотизм, умение подчинить личные интересы интересам коллектива, чувство ответственности за своё поведение, и др. Основной задачей нравственного воспитания студентов является воспитание волевых качеств личности. Целеустремленность, самостоятельность и инициативность, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, смелость и решительность, способность преодолевать трудности, дисциплинированность и другие черты характера молодежи успешно формируются в процессе занятий физической культурой и спортом.

Развитие в области физической культуры и интеллектуальное воспитание характеризуется двумя особенностями. Во-первых, положительно влияет на активизацию интеллектуальной деятельности. Во-вторых, умственная деятельность, требует необходимых знаний, как общего, так и конкретного характера. А физкультурно-спортивная деятельность непосредственно требует технических, конструкторских и других немаловажных умений и навыков, которые связаны с умственной деятельностью.

Физическая культура в вузах включает в себя огромный материал для творчества во всех видах искусства, являющийся главной формой отражения прекрасного в обществе и природе: в литературе, скульптуре, живописи, архитектуре, музыке, графике. В этом есть естественная неразрывная связь физической культуры с культурой всего нашего общества в целом.[1]

Перед физической культурой ставятся конкретные задачи предполагающие: успешную социализацию, улучшение гражданской позиции, самоподготовка к дальнейшей жизни, готовность к социальнопрофессиональной деятельности.

Эффективное влияние занятий физической культурой и ее роль в вузе зависит от оптимизации и сочетания оздоровительного и развивающего компонентов.

Предъявляются повышенные требования к уровню физического здоровья студентов и их работоспособности. Малая двигательная активность современной молодежи и их низкий

уровень отношения к своему здоровью приводит к увеличению заболеваемости большого количества студентов. Более 55% студенческой молодежи имеют заболевания опорно-двигательного аппарата, 30% имеют избыточный вес.

В деле профилактики заболеваний и укрепления здоровья, а так же в совокупности эффективных психорегулирующих и воспитывающих средств и методов огромная роль отводится физической культуре в вузе. Огромное влияние физической культуры личности на формирование ее мировоззрения, общей культуры и характера общественных отношений, являясь фундаментальным базовым слоем всех культур человечества, сквозным фактором, важнейшим условием, которое определяет самодостаточность личности, неукоснительно растет. Обязательным условием нормального функционирования всех систем организма студентов, включая интеллектуальную и эмоциональную сферы является непосредственно оптимальная двигательная активность [4].

Игнорирование профессионально обусловленных особенностей физической деятельности приведет к неподготовленности студентов в вопросах здоровья и в дальнейшем может стать причиной его ухудшения. Как правило, профессиональная деятельность специалиста с высшим образованием предполагает минимум физических действий, однако в некоторых отраслях производства развитие тех или иных физических качеств носит профессионально важное значение. Студенты различных направлений подготовки в вузе получают единое образование в области физической культуры. Такой универсальный подход к организации учебно- воспитательного процесса по физической культуре для различных направлений подготовки не совсем правильный, так как многие профессии разнятся по объему и типу физической активности человека.

Образовательная роль физической культуры в вузах исходя из сущности данной дисциплины, целиком раскрывается через феномен физического развития человека, который предусматривает как физические, так и психологические задачи в деятельности педагогов и студентов. Высшее образование состоит не только в общекультурном развитии студентов и овладении им профессиональными знаниями, оно так же детерминирует внутриличностные изменения будущего специалиста.

Несмотря на внедрение компетентностного подхода в системе образования, многие его положения остаются спорными и на практике реализуются формально. Поэтому ни педагог, ни студент не осознают главного значения физической культуры в целом.

Участники Всемирного саммита (Берлин, 3—5 ноября 1999 г.] по физической культуре под патронажем МОК, ЮНЕСКО и ВОЗ были единодушны во мнении об огромной социальной роли физической культуры. Физическая активность молодежи приводит к значительному сокращению отрицательных явлений среди подрастающего поколения (гиподинамия, стресс, наркомания и т. п.]. Физическая культура вносит существенный вклад в общий процесс образования студентов, воспитание гармонически развитой личности и является интегративным предметом в вузовской программе.

Происходит активное усвоение индивидуумом социально значимых ценностей, норм и знаний, реализуется процесс самопознания, идет формирование собственного "я" по укреплению здоровья, повышению самооценки и чувства самодостаточности через эмоционально окрашенное общение в процессе занятий физической культурой [3].

Из многих концептуальных подходов, существующих в настоящее время, которые основаны на приоритете образовательной направленности занятий физической культурой, главный и немаловажный интерес представляют взгляды сотрудников лаборатории физического воспитания НИИ возрастной физиологии Российской академии образования [2].

В данной лаборатории была разработана концепция «конгруэнтного физического воспитания». Основывается она на построении учебного процесса, учитывая физиологические особенности учащегося. Реализация индивидуальных способностей каждого учащегося в области, психической, физической и нравственной деятельности является основной целью данной конгруэнтной системы физического воспитания. При этом определяются три основные задачи, которые, по мнению авторов конгруэнтной концепции, намного отличаются от задач, которые поставлены в современных учебных программах физического воспитания вузов. Данные задачи представляют собой:

1) активное формирование у студентов интереса к занятиям физической культурой;

2) формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы студентам для самостоятельного применения средств физической культуры в процессе своего физического и духовного самосовершенствования;

3) формирование осознания основного смысла двигательной деятельности на занятиях физической культурой.

Посредством введения в образовательный процесс дополнительного источника двигательной активности решаются задачи развития информационных технологий современного государства, социума и каждой отдельной личности, проблемы сохранения здоровья, положительного тонуса жизнедеятельности учащихся. Появилась необходимость совершенствовать содержание, организацию физкультурно-оздоровительной работы во всех образовательных учреждениях, которая была вызвана современными тенденциями образования, возрастанием роли духовно-нравственного фактора в сфере материального производства.

Появилась большая необходимость ограничить и конкретизировать в содержании образования описательный материал, расширить знания и умения, которые помогли бы выпускнику вуза самостоятельно профессионально самосовершенствоваться в соответствии с современными требованиями жизни.

Таким образом, образовательная роль физической культуры в вузе неоспоримо высока и учебный процесс должен включать в себя комплексную, специализированную физическую подготовку студентов к предстоящей им трудовой и социальной деятельности.

Литература

1. Барчуков И.С., Нестеров AA Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. /М., 2006. С.

528.

2. Бондарь А. И. Концептуальные принципы подготовки кадров в системе физического воспитания // Человек, здоровье, физическая культура на пороге XXI столетия: Матер, междунар. научно-практич. конф. Брест, 1999. С. 120.

3. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету Физическая культура: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.. 2004. С. 2 72.

4. Евсеев С.П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы. СПб., 2007. С. 144.

5. Кузин П., Кутепов М. Национальное законодательство о физической культуре и спорте. М., 2006. С. 600.

6. Ложкин Г.В., Терешина Е.Б. Психологический возраст спортсмена // Физическая культура, спорт и здоровье нации: Материалы междунар. конгресса. СПб., 1996. С. 114.

7. Петров П.К. Физическая культура. Курсовые и выпускные квалификационные работы. М., 2 004. С. 112.

8. Фохтин В.Г. Теория и организация адаптивной физической культуры. В 2 томах Том 2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и ее основных видов. М.. 2007. С. 448.

9. Вайтек У.Е. Спортивная жизнь/ 1998. С. 274.

References

1. Barchukov I.S., Nesterov A.A. Fizicheskaya kul'tura i sport Metodologiya, teoriya, praktika. /M., 2006. S. 528.

2. Bondar' A. I. Konceptual'nye principy podgotovki kadrov v sisteme fizicheskogo vospitaniya / / Chelovek, zdorov'e, fizicheskaya kul'tura na poroge XXI stoletiya: Mater, mezhdunar. nauchno-praktich. konf. Brest, 1999. S. 120.

3. Zheleznyak Yu.D., Minbulatov V.M. Teoriya i metodika obucheniya predmetu Fizicheskaya kul'tura: Uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. M.. 2004. S. 272.

4. Evseev S.P. Fizicheskaya kul'tura v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya: realii i perspektivy. SPb., 2007. S. 144.

5. Kuzin P., Kutepov M. Nacional'noe zakonodatel'stvo o fizicheskoj kul'ture i sporte. M., 2006. S. 600.

6. Lozhkin G.V., Tereshina E.B. Psihologicheskij vozrast sportsmena // Fizicheskaya kul'tura, sport i zdorov'e nacii: Materialy mezhdunar. kongressa. SPb., 1996. S. 114.

7. Petrov P.K. Fizicheskaya kul'tura. Kursovye i vypusknye kvalifikacionnye raboty. M., 2004. S. 112.

8. Fohtin V.G. Teoriya i organizaciya adaptivnoj fizicheskoj kul'tury. V 2 tomah. Tom 2. Soderzha-nie i metodiki adaptivnoj fizicheskoj kul'tury i ee osnovnyh vidov. M.. 2007. S. 448.

9. Vajtek U.E. Sportivnaya zhizn'/ 1998. S. 274.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.