УДК 332.82 ББК 65.315
В.В. ТУРТУШОВ
РОЛЬ И МЕСТО ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Ключевые слова: жилье, доступность жилья, программно-целевое регулирование, федеральная целевая программа.
Программно-целевой подход к решению региональных проблем следует рассматривать как инструмент региональной политики, одновременно обеспечивающий как формирование этой политики в целом, так и ее реализацию в виде конкретных программ разного уровня и назначения. Программно-целевой метод планирования реализуется через целевые комплексные программы, разрабатываемые в процессе планирования. Большинство целевых программ, направленных на решение настоятельных социально-экономических проблем субъектов Российской Федерации, осуществляется в форме федеральных целевых программ.
V.V. TURTUSHOV THE ROLE AND PLACE OF FEDERAL TARGET PROGRAMS IN PROGRAM AND TARGET REGULATION OF RUSSIAN ECONOMY
Key words: housing habitation, availability of habitation, program and target regulation, federal target program.
The program and target approach to the solution of regional problems should be considered as the tool of regional policy which is at the same time providing both formation of this policy as a whole, and its realization in the form of specific programs of different level and appointment. The program and target method of planning is realized through the target comprehensive programs developed in the course of planning. The majority of the target programs directed on the solution of pressing social and economic problems of subjects of the Russian Federation, are carried out in the form of federal target programs.
Современная рыночная система являет собой сочетание рыночной экономики с определяющей ролью государства. Смешанная система сформировалась во многих промышленно развитых странах, где эффективный рыночный механизм дополняется государственным регулированием. Недостатки функционирования рыночной экономики смешанного типа при постоянном контроле со стороны государства требуют решения сложных социально-экономических проблем, для целенаправленного решения которых прибегают к так называемому программно-целевому методу планирования. Программно-целевой подход к решению региональных проблем есть инструмент региональной политики, который обеспечивает как формирование этой политики в целом, так и ее реализацию в виде конкретных программ разного уровня и назначения.
Б.А. Райзберг определяет понятие «программно-целевой метод» в широком смысле слова как способ решения крупных и сложных проблем посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем [3].
По мнению Е.Г. Коваленко, программно-целевой метод планирования является одним из определяющих методов планирования при регулировании экономики. Использование программно-целевого метода предусматривает не только определение проблемы и формулирование целей, но и непосредственную разработку и реализацию программы, направленной на достижение целей, систематический контроль за качеством и результатами работ, предусмотренных программой, корректировку мероприятий, направленных на реализацию целей [2].
Программно-целевой метод планирования реализуется через целевые комплексные программы, разрабатываемые в процессе планирования. А.И. Жуковский и соавт. под целевой комплексной программой понимают увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-технических, организационно-хозяйственных и других зада-
ний и мероприятий, направленных на решение важной народнохозяйственной проблемы наиболее эффективными способами и в установленные сроки [1. С. 106].
Целевая комплексная программа (ЦКП) - это документ, в котором содержится определенный по содержанию, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы. В такой программе должны быть представлены цели, средства решения программной проблемы. Основная часть ЦКП осуществляется в форме федеральных целевых программ и направлена на решение социально-экономических проблем регионов России. Как правило, проблемы субъекта РФ являются одновременно и проблемами на федеральном уровне.
Оживление программно-целевого планирования в России, начавшееся к середине 90-х гг. XX в., привело к бурному росту количества одновременно осуществляемых целевых программ. Если в 1994-1995 гг. одновременно реализовывалось 40-50 федеральных целевых программ и подпрограмм, то уже в 1998-2002 гг. - 140-160. Наличие такого большого количества программ объяснялось тем, что зачастую программа содержала в своем составе еще несколько программ (федеральная программа «Дети России» включала в себя 10 программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты» и т.д.). В 2000-х гг. был взят курс на повышение эффективности реализации программ, включающий, в том числе, сокращение количества федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета (более 150 федеральных целевых программ и подпрограмм в 2000-2002 гг. и 92 - в 2012 г.), что позволило сконцентрировать усилия на приоритетных направлениях. К 2014 г. предусмотрено дальнейшее сокращение числа одновременно реализуемых федеральных целевых программ и подпрограмм до 62. Количество федеральных и федерально-региональных целевых программ (ФЦП), принятых к реализации, отображено в графической форме на рисунке.
СТ1СТ1СТ1СТ1СТ1СП00000000001Н1Н1Н1Н1Н
СТ1СТ1СТ1СТ1СЛСЛООООООООООООООО
Количество ФЦП Общее количество ФЦП и подпрограмм
Изменение количества одновременно реализуемых федеральных целевых программ (рисунок составлен автором по данным [5])
Распространенность метода программно-целевого регулирования иллюстрируют следующие цифры: в 2012 г. на финансирование федеральных целевых программ из федерального бюджета предусмотрено 1 058 млрд руб. (8,3% расходов). ФЦП занимают особое место в бюджете России на протяжении последних лет, о чем свидетельствуют данные таблицы.
Если в 2004 г. доля расходов федерального бюджета на ФЦП составляла 6,8%, то уже в 2008 г. - чуть более 11%. Финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. внес некую корректировку в финансирование ФЦП, что принуди-
ло направлять доходы федерального бюджета на текущие расходы в целом, а не на конкретные крупные программы и проекты. Доля расходов на ФЦП в расходах федерального бюджета сократилась до 8,31% в 2012 г. и согласно проекту федерального бюджета 2013-2015 гг. продолжит сокращаться до 6% в 2015 г.
Доля расходов на ФЦП в федеральном бюджете России в 2004-2015 гг.
Год Всего расходы федерального бюджета Расходы федерального бюджета на ФЦП % от расходной части федерального бюджета
2004 2768,1 188,3 6,80
2005 3539,5 319,9 9,04
2006 4431,1 405,6 9,15
2007 6531,4 587,0 8,99
2008 7021,9 774,7 11,03
2009 9845,2 831,7 8,45
2010 10256,4 771,9 7,53
2011 11121,4 926,6 8,33
2012 12745,2 1059,5 8,31
2013 13387,3 1008,9 7,54
2014 14207,0 917,6 6,46
2015 15626,3 934,6 5,98
Примечание. Таблица составлена автором по данным [4, 5].
Структура финансирования федеральных целевых программ выглядит следующих образом: 33,3% направляется на транспортную инфраструктуру, 26,4% - на развитие высоких технологий, 10,6% - на социальную инфраструктуру, 9,4% - на безопасность, 6,9% - на развитие Дальнего Востока, 5,5% - на жилье, на развитие государственных институтов - 2,2%, регионов - 3,8% и села - 1,9%.
Таким образом, востребованность метода программно-целевого регулирования экономики обусловлена тем, что он включает в себя:
- механизм планирования деятельности, т.е. повышения эффективности использования ограниченных ресурсов;
- механизм бюджетирования, ориентированного на результат;
- механизм консолидации усилий разных уровней управления по общим проблемам.
Таким образом, на сегодняшний день федеральные целевые программы занимают значимое место в программно-целевом регулировании экономики России. Продолжение работы в данном направлении имеет важное значение для решения насущных проблем в таких направлениях, как транспортная инфраструктура, развитие высоких технологий и жилищная сфера.
Литература
1. Жуковский А.И., Васильев С.В., Штрейс Д.С. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ (на основе канадского опыта): учеб.-метод. пособие / под ред. С.Ю. Фабричного. М.: Дело, 2006. 175 с.
2. Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005.
288 с.
3. Райзберг Б.А., Лобко А.Г. Программно-целевое планирование и управление. М.: ИНФРА-М, 2002. 428 с.
4. Федеральные целевые программы 2006-2008 гг.: официальный сайт. URL:
http://www.programs-gov.ru.
5. Федеральные целевые программы: официальный сайт. URL: http://fcp.economy.gov.ru/.
ТУРТУШОВ ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - аспирант кафедры мировой экономики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
TURTUSHOV VASILIY VLADIMIROVICH - post-graduate student of World Economics Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.