РОЛЬ И МЕСТО АУДИТА КАК ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСЛУГ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
С.Н. Спесивцева,
руководитель отдела методологии аудита Консультационной группы«Прайм Эдвайс»(HLB) (г. Санкт-Петербург)
В статье содержится анализ многообразия современных подходов к исследованию понятия «профессиональная услуга» в сфере аудита, а также определяется место аудиторской деятельности в системе предпринимательства РФ.
Ключевые слова: профессиональные услуги, предпринимательская деятельность, аудит
ББК У052.9(2)20-218я73-1
Формирование сферы профессиональных услуг в РФ осуществлялось одновременно с формированием и развитием предпринимательской деятельности. Определение понятия «предпринимательская деятельность» представлено пунктом 1 статьи 2 ГК РФ, согласно которому предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законодательством порядке.
С переходом экономики на путь постиндустриального развития, характеризующемся в том числе переориентацией производств на систему международной стандартизации, резко увеличилась потребность в получении услуг «поддерживающих бизнес» посредством удовлетворения потребности организаций (разного рода бизнес-структур) в получении различных внешних консультаций, информационных, маркетинговых, компьютерных, образовательных услуг в целях повышения компетенций персонала и т.д. Таким образом, радикальные изменения в экономике породили новые виды предпринимательской деятельности.
Рычагами появления и развития новых видов профессиональных услуг служат конкурентные условия, в которых предпри-
ятия осуществляют собственную деятельность. В целях повышения эффективности деятельности бизнес-структуры вынуждены искать новые пути решения для создания исключительности выпускаемой продукции, привлекая для этого внешних консультантов. Поиск конкурентных преимуществ заключается, в том числе, во внедрении нововведений и применении сторонней квалифицированной помощи. Таким образом, исходя из поиска необходимых конкурентных преимуществ, в последние годы возникла мощная индустрия профессиональных услуг — финансовых, маркетинговых, консалтинговых, инжиниринговых, лизинговых и пр., и, соответственно, возникли организации, оказывающие эти услуги.
Существует тесное переплетение определений «профессиональная» и «деловая» услуга, позволяющее в ряде случаев говорить об их тождественности. Многие авторы рассматривает профессиональные услуги, исходя из их профессиональной направленности, характеризующейся наличием специального и дополнительного образования персонала, принимающего непосредственное участие в их оказании. В настоящее время термин «профессиональная услуга» широко применяется в российской и зарубежной деловой практике, примерный перечень его определений можно представить в следующей таблице:
№ п/п Автор Определение
1. Кашин В.К. деловые услуги — виды деятельности, создающие необходимые условия для качественного и эффективного функционирования обслуживаемых сфер народного хозяйства (материальных и нематериальных) и способствующие формированию и тесному взаимодействию всех элементов инфраструктурного комплекса.
2. Перри У. фирма поставляет (оказывает) профессиональные услуги, обеспечивая решение проблем клиента, при этом: это решение требует работы, которая может быть выполнена специалистами, прошедшим специальную подготовку; фирма получает либо плату, либо комиссионные; главной задачей менеджера является набор людей с особым профессиональным опытом или тех, кто может быть к этому подготовлен, и затем ему может быть дано задание выполнить работу для клиента.
3. Ситдикова Л.Б. профессиональная услуга — независимая услуга, оказываемая физическим лицом, осуществляющим профессиональную деятельность в конкретной области услуг в ответ на запросы организаций или отдельных клиентов (граждан)
4. Николайчук В.Е. Деловые (профессиональные) услуги — это услуги, которые оказываются предприятиям, организациям, учреждениям и другим хозяйственно-управленческим структурам, а также отдельным физическим лицам, что способствует успешной профессиональной деятельности или получению прибыли.
Таким образом, основываясь на приведенных выше понятиях, можно предположить отличие общего рода профессиональных услуг от деловых, исходя из их целевой и функциональной направленности. Так, профессиональные медицинские услуги могут быть оказаны физическому лицу без привязки к профессиональной деятельности и получению прибыли, в отличие от аудиторских, маркетинговых, инжиниринговых и прочих услуг.
Л.Б. Ситдикова полагает, что «в своем большинстве авторы определяют профессиональную услугу через ее характеристики: во-первых, это услуга, поставляемая (представляемая) квалифицированным персоналом, который является консультативным и сфокусированным на решении проблем клиента; во-вторых, она должна иметь идентификацию и профессиональную марку, например архитектор; в-третьих, она является
заданием, данным покупателем (клиентом) продавцу (консультанту); в-четвертых, профессиональные фирмы независимы от поставщиков других услуг»1.
По мнению Д. Майстера, во-первых «профессиональные услуги предполагают высокую степень индивидуализации выполняемых работ», а во-вторых «оказание большинства профессиональных услуг предполагает тесное личное взаимодействие с клиентом»2. В мировой практике к профессиональным услугам принято относить: аудит, бухгалтерское и юридическое обслуживание, управленческое консультирование, инжиниринг, деловую информацию, рекламу и отношения с общественностью, тренинг, рекрутмент, обеспечение информационными технологиями, инвестиционное обслуживание3. Для оказания подобного рода услуг организациям, предоставляющим их, необходима
1 94
соответствующая квалификация персонала, отличающаяся получением дополнительного непрерывного образования, а также регулирование деятельности со стороны государства и профессиональных союзов.
Аудиторская деятельность является одной из важных составляющих профессиональных услуг деловой сферы. В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности продукции и услуг ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) аудиторская деятельность выделена в самостоятельный подраздел (74.12.2) раздела, относящегося к предоставлению услуг4. Аудиторские услуги закреплены пунктом 2 статьи 779 Гражданского кодекса РФ в качестве одной из разновидностей услуг. Субъектами аудита как предпринимательской деятельности являются аудиторские организации (юридические лица) и индивидуальные аудиторы (физические лица).
В соответствии с главой 39 «Возмездное оказание услуг» Гражданского кодекса РФ правила, применяемые к договору возмездного оказания услуг, согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги, применяются и к договорам оказания аудиторских услуг. Исполнителем по договору является аудиторская организация или индивидуальный аудитор, а заказчиком — аудируемое лицо или другие лица, заключившие такой договор.
Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определены Федеральным Законом РФ от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которым аудиторской деятельностью (аудиторскими услугами) является деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. При этом, исходя из определения, предложенного настоящим законом, аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Формулировка определения аудиторской деятельности в редакции Закона 2001 года5 (утратившего силу с принятием Закона 2008 года) имела прямое указание на ее предпринимательский характер.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита, оказания сопутствующих аудиту услуг, а также прочих услуг, перечисленных в статье 1 закона «Об аудиторской деятельности», а именно:
1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
5) юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценочная деятельность;
8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Поскольку данный перечень является закрытым, общая классификация деятельности аудиторских организаций в России может быть представлена следующим образом:
Деятельность аудиторских организаций в РФ Аудит
Сопутствующие услуги
-Прочие услуги
Таким образом, помимо оказания аудиторских услуг аудиторские организации вправе заниматься лишь теми видами предпринимательской деятельности, которые связаны с аудиторской деятельностью и не создают конфликт интересов6.
До введения в действие Закона 2008 года аудиторская деятельность отождествлялась с аудитом, а сопутствующие аудиту услуги не включались в аудиторскую деятельность. К сопутствующим аудиту услугам относились различные по своей правовой природе услуги: услуги аудиторского характера; консультирование; постановка, восстановление и введение бухгалтерского учета; оценка стоимости имущества и др.7 С введением в действие нового Федерального Закона указанное несоответствие было устранено на законодательном уровне.
Аудиторская организация согласно определению, данному Законом об аудиторской деятельности, — коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов и, при этом, соответствующая установленным признакам. Как указано в ч. 2 ст. 18 Закона, она должна быть создана в любой организационно-правовой форме, предусмотренной для коммерческих организаций (за исключением открытого акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия), при этом доля уставного (складочного) капитала организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, не должна быть менее 51%, а аудиторов, работающих в организации по трудовому договору, — не менее 3%.
С развитием рынка аудиторских услуг была преобразована система регулирования аудиторской деятельности. С 1 января 2010 г. прекращено лицензирование указанной деятельности и установлено обязательное членство аудиторских организаций и аудиторов в одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Членство в настоящем объединении является непременным условием для занятия аудиторской деятельностью8.
Существует определенная взаимосвязь между понятиями «предпринимательская» и «профессиональная» деятельность. Так, например, среди основных причин, препятствующих дальнейшему развитию малого предпринимательства, указывается недостаточность инфраструктуры, которая может способствовать его формированию, поскольку очень важной для малого бизнеса является «информационная, юридическая, консалтинговая и иная поддержка, особенно при создании предприятия и на начальной стадии его функционирования», т.е. поддержка, оказываемая в ходе профессиональной деятельности сторонними организациями9.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также «маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры, микрофинансовые организации и иные организации». Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются в федеральных, региональных и муниципальных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства10.
Таким образом, профессиональная деятельность является с одной стороны частью предпринимательской деятельности, а с другой — профессиональные услуги стимулируют развитие предпринимательства через оказание консультационной, правовой, информационной, инжиниринговой и пр. поддержки. Назначение аудита, как составляющей профессиональных ус-
луг, в том числе в осуществлении деятельности для успешного отчетности, предоставления своевременной информации заин-
функционирования предпринимательства, управления инвес- тересованным пользователям в целях поддержки действующего
тициями на основе качественно проаудированной финансовой и нового бизнеса.
Литература
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
3. Федеральный Закон РФ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
4. ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Ростех-регулирования от 22.11.2007 № 329-ст).
5. Майстер Д. Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги / Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2003. — 414 с.
6. Консалтинговые услуги в условиях реформирования экономики России / Под ред. М.И. Кныша. — СПб., 2003. — С. 10-11.
7. Ситдикова Л.Б. Нормативно-правовое и договорное регулирование отношений на возмездное оказание консультационных услуг. — М.: Юрист, 2007. — 176 с.
8. Арабян К.К. Российский аудит в условиях инновационного типа социально-экономического развития // Аудиторские ведомости. — 2011. — № 4. — С.12-19.
9. Сокол П.В. Проблемы понятия, правового регулирования и классификации гражданско-правовых услуг // Журнал российского права. — 2009. — № 8; Булгакова Л.И. Развитие законодательства об аудиторской деятельности // Право и экономика. —
2009. — № 5.
10. Грудцына Л.Ю., Спектор А.А., Туманов Э.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (постатейный). — М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. — 184 с.
11. Подгорная Ю.А., Смагина И.А. Экономико-правовой комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (постатейный). СПС КонсультантПлюс. 2007.
12. Апресова Н.Г. Саморегулирование в аудиторской деятельности // Предпринимательское право. — 2010. — № 2. — С.35-38.
13. Доклад «О состоянии рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2010 году». http://www.minfin.ru/ru/accounting/ audit/basics/programs/?ord4=date.
1 Ситдикова Л.Б. Нормативно-правовое и договорное регулирование отношений на возмездное оказание консультационных услуг. — М.: Юрист, 2007. — 176 с.
2 Майстер Д. Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги / Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2003. — 414 с.
3 Консалтинговые услуги в условиях реформирования экономики России / Под ред. М.И. Кныша. — СПб., 2003. — С.10—11.
4 ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст).
5 Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
6 Доклад «О состоянии рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2010 году». http://www.minfin.ru/ru/accounting/audit/basics/programs/ ?ord4=date
7 Булгакова Л.И. Развитие законодательства об аудиторской деятельности // Право и экономика. — 2009. — № 5.
8 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
9 Грудцына Л.Ю., Спектор А.А., Туманов Э.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (постатейный). — М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. — 184 с.
10 Подгорная Ю.А., Смагина И.А. Экономико-правовой комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (постатейный). СПС КонсультантПлюс. 2007.