Научная статья на тему 'Определение и характеристика консультационных услуг, оказываемых аудиторскими организациями'

Определение и характеристика консультационных услуг, оказываемых аудиторскими организациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1994
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / КОНСАЛТИНГ / АУДИТ / АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ADVISORY SERVICES / CONSULTING / AUDITING / AUDITING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агупова К.П.

Автор рассматривает теоретические аспекты консалтинга и необходимость его реализации, эффективность проведения аудиторской проверки для повышения качества деятельности экономического субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author examines the theoretical aspects of consulting services and the need for its implementation, the effectiveness of the audit to improve the quality of activity of the economic entity.

Текст научной работы на тему «Определение и характеристика консультационных услуг, оказываемых аудиторскими организациями»

ЭКОНОМИКА

Агупова К.П.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ АУДИТОРСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Воронежский государственный университет

Ключевые слова: консультационные услуги, консалтинг, аудит, аудиторская деятельность.

Аннотация: автор рассматривает теоретические аспекты консалтинга и необходимость его реализации, эффективность проведения аудиторской проверки для повышения качества деятельности экономического субъекта.

Keywords: advisory services, consulting, auditing, auditing activity.

Abstract: the author examines the theoretical aspects of consulting services and the need for its implementation, the effectiveness of the audit to improve the quality of activity of the economic entity.

На первых этапах экономического развития спрос и разнообразие консультационных услуг были ничтожны. Сегодня же спектр консультационных услуг значительно расширился - это внешний финансовый аудит, бухгалтерское обслуживание, образовательные, юридические, рекрутинговые услуги, обеспечение информационными технологиями, инжиниринговые услуги, проектно-инвестиционное консультирование, услуги по антикризисному управлению и др. Кроме проверки достоверности бухгалтерской отчетности, то есть проведения непосредственно аудита, аудиторские фирмы оказывают и консультационные услуги. Необходимость консультационных услуг объясняется тем, что рыночная экономика предусматривает формирование здоровой конкурентной среды, а конкурентные преимущества таких фирм заключаются в нововведениях и квалифицированных советах.

К определению, что такое консультирование, существуют два основных подхода.

В первом подходе авторы под процессом консультирования понимают форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи, при которой консультант сам не

отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответственен за это.

Второй подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу, работающую по контракту и оказывающую услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявлять и решать возникающие проблемы. Анализируя эти проблемы, консультанты дают рекомендации по их решению и содействуют в необходимых случаях их выполнению [1. C. 178].

В современном экономическом словаре можно найти такое определение консультирования: «Консалтинг (англ. to consult -советовать, принимать в соображение) - деятельность специализированных фирм по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов экономики, финансов, внешнеэкономических связей, создания и регистрации фирм, исследования и прогнозирования рынка товаров и услуг, инноваций».

Процесс консультирования представляет собой совместную деятельность консультанта и клиента с целью решения определенной задачи и осуществления желаемых изменений в организации-клиенте.

Если придерживаться первого подхода к определению процесса консультирования, то в составе непосредственно аудиторских услуг можно выделить четыре направления, которые имеют относительно самостоятельное значение: консалтинг, конструктивные услуги, информационное обеспечение и исполнение функций хозяйствующего субъекта. В данном случае консалтинг представляет собой консультации по организации бухгалтерского учета, хозяйственной деятельности, по выполнению расчетов по налогообложению, оптимизации налогов и т.п. К конструктивным услугам относятся разработка проектов внутрихозяйственного регламента, модели организации производства, внутрихозяйственного аудита, методики расчета нормативов. Исполнение функций хозяйствующего субъекта -это составление бухгалтерского баланса, расчеты по налогообложению, по дивидендам на основе данных бухгалтерского учета. Информационное обеспечение - предоставление деловой информации о потенциальном партнере предприятия.

В том случае, если придерживаться второго подхода, то все услуги, оказываемые аудиторскими организациями помимо аудита, можно отнести к консалтинговым.

В Федеральном законе от 30.12.2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» в ст. 1 п. 4 сказано, что перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности, а в п. 7 ст. 1 говорится, что аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

В предыдущем Федеральном законе «Об аудиторской

деятельности» от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ данный перечень услуг относился к сопутствующим аудиту услугам, под оказанием которых понималась предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудита. Кроме того, были включены в перечень услуги по проведению маркетинговых

исследований, но отсутствовали услуги по постановке, восстановлению и ведению налогового учета, составлению налоговых расчетов и деклараций.

Одним из нормативных актов, сохраняющих значение для правового и методологического регулирования прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, является Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним», одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 18 марта 1999 г. Протокол № 2 (данный Стандарт был разработан в соответствии с утратившими силу Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 г. № 2263).

Поскольку в настоящее время Правительством Российской Федерации еще не утверждено отдельное федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности в отношении прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, в силу п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» аудиторы обязаны руководствоваться в своей деятельности указанным Стандартом 1999 г. в части, не противоречащей уже утвержденным новым правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Согласно этому правилу (стандарту) аудиторской деятельности услуги подразделяются на совместимые и несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.

К услугам, совместимым с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, в частности, относятся услуги по:

- постановке бухгалтерского учета;

- контролю ведения учета и составлению отчетности;

- контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательны платежей;

- анализу хозяйственной и финансовой деятельности;

- оценке экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности, систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

- представлению интересов экономического субъекта по доверенности перед третьими лицами;

- проведению семинаров, повышению квалификации и обучению персонала экономических субъектов и, в частности, аудиторских организаций;

- научной разработке, изданию методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву и т.д.;

- компьютеризации бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т.д.;

- консультационные услуги по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий;

- информационному обслуживанию;

- экспертному обслуживанию;

- подбору и тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта и др.

Услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказывают по:

- ведению бухгалтерского учета;

- восстановлению бухгалтерского учета;

- составлению налоговых деклараций;

- составлению бухгалтерской отчетности.

Вопрос о том, возможно ли совмещение одной и той же фирмой оказания аудиторских и консультационных услуг - одна из проблем, рассматриваемая в настоящее время Комиссией по биржам и ценным бумагам США (SEC). По мнению авторов закона Сарбэйнса-Оксли («Sarbanes-Oxley Act of 2002») - это недопустимо.

Так, согласно ст. 201 закона Сарбэйнса-Оксли, аудиторы, наряду с профессиональной, не могут заниматься иными видами деятельности, в том числе ведением бухгалтерского учета, составлением и реализацией финансовых планов, оценочной деятельностью, актуарными расчетами, услугами по проведению внутреннего аудита, управленческими функциями, а также брокерскими, дилерскими, консультативными и банковскими услугами в области финансовых вложений и др. Кроме того, ст. 206 не допускает возможность оказания аудиторских услуг в том случае, если руководитель исполнительного органа компании, ревизор, финансовый директор или руководитель подразделения, ответственного за ведение

бухгалтерского учета, работал в аудиторской организации и участвовал в любом качестве при проведении аудита данной компании в течение года, предшествующего дате назначения новой аудиторской проверки.

В ст. 8 п. 4 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» также говорится, что аудит не может осуществляться аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц.

Отметим, что аналог Стандарта в системе Международных стандартов аудита отсутствует, так как он отражает специфику российского рынка аудиторских услуг. Поскольку правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696, регулируют лишь три вида сопутствующих аудиту услуг, Стандарт 1999 г. сохраняет свое методологическое значение, прежде всего, применительно к процедуре оказания таких услуг, как налоговое консультирование, автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий, оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, оценка предпринимательских рисков, проведение маркетинговых исследований, правовое, экономическое, финансовое, управленческое консультирование, иных услуг, признаваемых прочими связанными с аудиторской деятельностью услугами согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-Ф3.

Единые требования к порядку оказания, оформления и оценке качества сопутствующих аудиту услуг устанавливаются стандартами, разработанными с учетом международных стандартов аудита, выпущенных Международной федерацией бухгалтеров (ШАС). Речь, прежде всего, идет о ФП(С)АД № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами». В новейшей системе правового поля аудиторской деятельности выделяется особая группа сопутствующих аудиту услуг, оказание которых регулируется правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002

№ 696 № 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации», № 31 «Компиляция финансовой информации» и № 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности». К данным услугам относятся:

- согласованные процедуры;

- компиляция финансовой информации;

- обзорные проверки.

При проведении аудита аудитор обеспечивает разумный, но не абсолютный уровень уверенности в том, что информация, являющаяся предметом аудита, не содержит существенных искажений (в аудиторском заключении это выражается в форме позитивной разумной уверенности).

При проведении согласованных процедур аудитор представляет только отчет об отмеченных фактах без обеспечения уверенности. Вместо этого представителям хозяйствующего субъекта или пользователям отчета предоставляется возможность самим оценить проведенные процедуры и факты, приведенные в отчете, и сделать собственные выводы по данным работы аудитора. Согласованные процедуры могут выполняться аудитором в отношении отдельных показателей финансовой информации (например, дебиторской или кредиторской задолженности, покупок у аффилированных лиц, объема продаж и прибыли подразделений лица, заключившего договор оказания сопутствующих аудиту услуг), одного из элементов финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, бухгалтерского баланса) или финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом.

При проведении компиляции финансовой информации пользователи компилированной информации получают определенные преимущества от участия в работе аудитора, обладающего должной квалификацией в области ведения учета и составления отчетности, но в отчете аудитором не выражается никакой уверенности.

И, наконец, при проведении обзорной проверки аудитор обеспечивает ограниченный уровень уверенности в том, что информация, подлежащая обзорной проверке, не содержит существенных искажений (в заключении по результатам обзорной проверки это выражается в форме негативной уверенности).

В контексте правила (стандарта) аудиторской деятельности № 24 основное различие между аудитом и сопутствующими аудиту услугами состоит в степени уверенности, обеспечиваемой аудитором.

В последнее время у многих аудиторско-консультационных и просто консультационных фирм происходит переплетение видов

профессиональной деятельности. Это могут быть не только финансово-бухгалтерские и юридические, но и кадровые, маркетинговые и управленческие проблемы. «Размывание» границ специализации фирм происходит, главным образом, из-за возросшей сложности заказов фирм-клиентов и конкуренции среди консультационных фирм. Эти обстоятельства заставляют аудиторские (консультационные) фирмы создавать отделы или иметь в штате профессионалов разных специализаций.

Список литературы

1. Андреев В.Д. Практический аудит (справочное пособие) / В.Д. Андреев. - М. : Экономика, 1994. - 366 с.

2. Бычкова С.М. Сущность консультирования и его место в рыночной экономике / С.М. Бычкова, Т.В. Стецюнич // Аудиторские ведомости. - 2002. - № 5, 6.

Ахмедов А.Э., Ахмедова О.И., Смольянинова И.В.

РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В

ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА

ПРЕДПРИЯТИЯ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, предприятие, конкурентоспособность, конкурентные преимущества.

Аннотация: в данной научной статье рассмотрено влияние интеллектуального капитала на повышение конкурентных преимуществ организации в современных условиях, отмечены основные аспекты необходимости акцентирования внимания на данном виде капитала.

Keywords: intellectual capital, enterprise, competitiveness, competitive advantages.

Abstract: in this scientific article the impact of intellectual capital to improve the company's competitive advantages in today's conditions, marked the main aspects need to focus attention on this form of capital.

Важнейшей чертой начала XXI века стала экспансия «новой экономики», в основе которой лежат наиболее совершенные информационные технологии. Развитие постиндустриальной экономики привело к снижению роли материальных факторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.