Кислая И.А.
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОПУТСТВУЮЩИХ АУДИТУ УСЛУГ
Высокая динамика развития бизнес-среды и условия жесткой рыночной конкуренции предопределяют необходимость применения качественно новых, прогрессивных методов управления хозяйственной деятельностью предприятий (организаций). Компании, дошедшие до определенной точки развития, требуют грамотно отлаженную систему управления предприятием, позволяющую выйти на другой, более сложный (международный) уровень. Помочь в решении данной задачи руководителям компаний призваны аудиторско-консалтинговые организации.
Аудиторская деятельность в настоящее время делится на аудит и сопутствующие аудиту услуги. Успешная деятельность индивидуальных аудиторов, а также аудиторско-консалтинговых организаций требует от исполнителей, помимо высокой профессиональной
компетентности, правильности применения методики и методологии проведения сопутствующих аудиту услуг на всех ее этапах. Важно четко определить цель и объект конкретного вида услуги, разработать план проведения работ, применять эффективные методы сбора необходимой в ходе проведения работы информации, обработать полученную информацию и на ее основе выработать рекомендации, позволяющие достигнуть поставленной цели.
Рассмотрим особенности становления и перспективы развития сопутствующих аудиту услуг. Консультирование как профессиональная деятельность зародилась в России в середине 20-х гг. XX в., но активный период развития этой отрасли пришелся на 70-е гг., когда начали создаваться специализированные консультационные фирмы. В компаниях про-
изошел переход от «консультации» к «консультированию», а сам консультант перешел от позиции «советчика» к позиции «участника процесса освоения новации». Консультационные фирмы вынуждены были пересмотреть стратегию работ по организационному проектированию. Обследование и сбор данных был заменен на краткое организационное обследование. Разработка проекта и согласование его с организацией-клиентом, обучение персонала и осуществление необходимых изменений переросли в разработку общих контуров новой схемы управления кли-ентной организацией и одновременное внедрение предложенных изменений по обозначенным направлениям. На Российский рынок вышли и уже много лет работают зарубежные консалтинговые фирмы, которые предложили, помимо аудитор -ских услуг и рекрутинговых агентств, консультации в области организации рекламного бизнеса, подбора и управления персоналом и т.д. В период возрождения предпринимательства возникает множество фирм, предоставляющих одновременно юридические, финансовые, налоговые, информационные и управленческие услуги, но нехватка высококвалифицированных специалистов позволяли
компании консультировать функционально, не охватывая систему управления предприятием в целом. Консалтинговые компании стали усиливать свой авторитет и активность за счет расширения деятельности и роста профессионализма.
В 2004-2005 гг. наблюдается значительный рост сектора консалтинговых услуг, доходы консалтинговых компаний возросли почти вдвое, но в 2006 г. темпы роста консалтингового рынка значительно снизились. Внутри данного сектора можно увидеть подъемы и спад различных видов консалтинговых услуг. Так, например, 2004-2005 гг. ознаменовались бурным ростом компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения и системной интеграцией. Но в 2006 г. доля этого сектора сократилась, а управленческий консалтинг в области информационных технологий (ИТ), наоборот, стал набирать обороты. Автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий являются одним из перспективных направлений деятельности аудиторских фирм.
Результаты рейтинга консалтинговых услуг за 2004-2006 гг., проведенного рейтинговым агентством «Эксперт», представлены на рис. 1.
Маркетинговый консалтинг
ИТ-разработка и системная интеграция
Юридический консалтинг
Производственный консалтинг
Финансовый консалтинг
Стратегический консалтинг
Налоговый консалтинг
Оценочная деятельность
ИТ-управленческий консалтинг
Управление персоналом
Источник: «Эксперт РА»
-10 0 К
10 20 30 40 50 60 70
2006/2005 0 2005/2004
80 90 100 110 120 130 140 150 160
Рис. 1. Структура оказываемых сопутствующих аудиту услуг в 2004-2006 гг. [13]
В соответствии с ранее действующим стандартом аудиторской деятельности «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним» одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 18 марта 1999 г., протокол №2, все услуги разделялись условно на услуги действия, услуги контроля и информационные услуги.
Услуги действия — это услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ранее экономическим субъектом не созданных.
Услуги контроля — это услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; инициативный аудит; контроль ведения учета и составления отчетности; контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестирование бухгалтерского персонала экономического субъекта и персонала аудиторских фирм.
Информационные услуги — услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, «круглых столов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций и т.д.
Данная классификация сопутствующих аудиту услуг актуальна для ауди -торских фирм, поскольку именно вид услуги определяет во многом особенности ее оказания. Так, например, разработка 1Т-проектов относится к услугам действия. В процессе разработки П-проектов необходимо провести знакомство с организацией. Первым шагом в любом проекте в области ^-консалтинга является возврат к предложению по консультациям с целью получения подробного списка требуемых фактических результатов работ и времени, к которому они должны быть получены. Следующим шагом в процессе планирования является точное определение работ или элементов работы, необходимых для достижения этих результатов. Это иногда называют созданием структу-
ры разбиения работ. На этом этапе также важно определить длительность или продолжительность каждой работы и человека, ответственного за достижение результата. В качестве заключительного этапа планирования проекта полезно провести оценку рисков проекта. Сутью оценки рисков является способность предвидеть события, которые могут пойти в проекте неправильно, до того, как они в действительности произойдут и таким образом станут проблемами. Вообще для небольших проектов проведение оценки рисков может быть проведено практически за час, тогда как для больших проектов это может оказаться отдельным вспомогательным проектом на несколько дней. Конечный результат работы — апробация программы в организации-заказчике.
Помимо ^-консалтинга, в 2006 г. были особо востребованы и приносили стабильный доход налоговый и юридический консалтинг. Российские компании испытывают острую необходимость в качественной постановке, ведении, а также контроле налогового учета. Это связано, прежде всего, с принятием постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.06 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» и Пленума Высшего арбитражного Суда РФ от 12.10.06 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», а также с вступлением в силу поправок с 1 января 2007 г. к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», а также с появлением Концепции системы планирования выездных проверок (утверждена приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@).
Актуальность налогового и юридического консалтинга обусловлена еще и ростом инвестиционной привлекательности отечественного бизнеса. Но помимо
роста спектра услуг, аудиторско-консал-тинговые компании вынуждены повышать ответственность за выполненные работы. Работники консалтинговых компаний, формировавшие ранее «схемы оптимизации налогов», рассматриваются как пособники в налоговых преступлениях, поэтому в настоящее время оценка налоговых консультантов будет определена по тому, насколько защищена система налогообложения клиента.
Оказание консультационных услуг носит нематериальный характер, хотя услуги оцениваются в денежной форме. Поэтому у исполнителя возникают определенные трудности при документальном оформлении результатов работы. После предварительного знакомства с деятельностью организации-заказчика и принятия решения о сотрудничестве, аудиторская фирма заключает договор об оказании консультационных услуг, в котором помимо предмета договора, оплаты услуг исполнителя, ответственности сторон и прочего должен быть включен раздел учета времени консультаций. В этом разделе необходимо определить: кто из сторон ведет учет времени консультаций, как оформляется отчет о времени, затраченном исполнителем на консультирование заказчика, а также форма сдачи работ исполнителем. При необходимости регистрации проведенных аудитором консультаций в процессе работы возможно использование рабочего документа, в котором делаются отметки о форме, объеме и дается краткое содержание консультации. В конце отчетного периода возникает необходимость обобщить данные о проведенных консультациях в акте приема-сдачи услуг. Организация может предложить консультации устные и письменные, разовые и долгосрочные, а также проведение консультационных семинаров. Фирма, осуществляющая свою деятельность на основании лицензии, по окончании обучения выдает документ об образовании. При отсутствии лицензии на право ведения образовательной деятельности у организации услуги, оказываемые по проведению консультационных семинаров, относятся к консультационным услугам.
Наличие высококвалифицированных сотрудников не единственное условие успешной организации бизнеса, необходима также система эффективного управления персоналом и увеличения производительности труда каждого работника. Это невозможно без отлаженной системы кадрового делопроизводства, подбора и тестирования специалистов, соблюдения норм трудового законодательства и правильного ведения кадровой документации.
В 2006 г. традиционные направления HR-консалтинга (кадровый учет, системы мотивации, грейдирования) были существенно пересмотрены, добавились консалтинг в области инсорсинга и аутсорсинга персонала, рекрутинга специалистов, «лизинга» персонала. Растет потребность в комплексных проектах, связанных с постановкой системы управления персоналом в целом, в т. ч. оценка персонала, индивидуальный ассемент, т. е. элемент, где больше требуется учитывать психологические аспекты. И как следствие, спрос на PR-консалтинг стабильно растет уже много лет подряд. По итогам 2006 г. выручка компаний, специализирующихся в этом сегменте, увеличилась более чем на 50%. Также повысился спрос на автоматизированные системы управления человеческими ресурсами, позволяющие улучшить процесс начисления заработной платы и кадрового производства.
Одной из основных проблем компании часто является отсутствие у руководства своевременной, полной и точной информации не только о ее реальном финансовом состоянии, но и о предстоящих доходах и расходах и перспективах развития. Это не позволяет эффективно управлять финансами, принимать стратегически верные управленческие решения. По результатам предварительного организационного аудита определяется текущее состояние организации. Реформировать структуру компании, исправить ее недостатки, выявить внутренние ресурсы и подготовить ее к решению новых задач призван управленческий консалтинг. При этом необходимо тесное взаимодействие марке-
тинговых, сбытовых, производственных и других служб предприятий. Решение данных взаимосвязанных проблем может решить не один специалист, а команда, состоящая из аудиторов, юристов, оценщиков, 1Т-консультантов, чей опыт и высококвалифицированные знания позволяют достичь эффективности работы бизнеса.
Также актуальными в деятельности аудиторско-консалтинговых фирм являются услуги по трансформации отчетности в соответствии с МСФО, созданию систем внутреннего контроля, регламентации процессов, сертификации по системам качества. Активное продвижение в регионы крупных аудиторско-консал-тинговых компаний во многом продиктовано большим количеством заказов со стороны предприятий, которым необходимы услуги в области международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Только за последний год выручка компаний, предоставляющих услуги в области МСФО, возросла вдвое. Сектор услуг в области аудита по международным стандартам является самым большим в структуре сектора МСФО. Востребованными остаются и услуги по трансформации отчетности. Однако наибольший спрос на услуги по трансформации отчетности предъявляли инвестиционные и страховые компании. В сравнении с 2005 г. выручка в этом сегменте увеличилась в 9 раз. При этом количество клиентов осталось практически неизменным. Популярными со стороны страховых и инвестиционных компаний были также услуги по консультированию и обучению персонала организации в области МСФО.
Объем рынка услуг в области МСФО за 2005-2006 гг. представлен рейтинговым агентством «Эксперт» на графике 1.
Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 г. № 523 были утверждены новые российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, такие как правило (стандарт) №24 «Основные принципы правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами»,
График 4
2,5 -|
2005 2006
■ Консалтинг и обучение
I Трансформация отчетности
■ Аудит
Источник:"Эксперт РА"
График. 1. Объем рынка услуг в области МСФО [13]
правило (стандарт) №30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации», правило (стандарт) №31 «Компиляция финансовой информации», разработанные на основе МСА. В состав международных стандартов аудита входит группа МСА 900-999 «Сопутствующие услуги», регламентирующие порядок оказания данных услуг. К ним относятся МСА 910 «Задания по обзорной проверке финансовой отчетности», МСА 920 «Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации», МСА 930 «Задания по компиляции финансовой информации». В них определены основные принципы сопутствующих аудиту услуг, а именно: обзорные проверки, согласованные процедуры (выполнение процедур, по которым было достигнуто согласие между аудитором, хозяйствующим субъектом и третьими сторонами) и компиляция финансовой информации (сбор, классификация и обобщение финансовой информации).
Обзорная проверка — общая проверка аудитором надежности предпосылок составления финансовой (бухгалтерской) отчетности. В ходе проверки на основе процедур, которые предоставляют не все доказательства, требующиеся для аудита, можно определить некоторые факты деятельности хозяйствующего объекта, которые могли бы заставить аудитора предположить о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не была составлена во всех существенных аспектах в соответствии с требо-
ваниями к её составлению. В заключении по обзорной проверке уровень уверенности ниже уровня, предоставляемого в аудиторском заключении.
При выполнении согласованных процедур (по которым было достигнуто согласие между аудитором, лицом, заключившим договор оказания сопутствующих аудиту услуг, и третьим лицом) подготавливают отчет о фактах, отмеченных при проведении согласованных процедур, в котором аудитор не выражает мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и финансовой информации. Отчет предоставляется только сторонам, договорившимся о выполнении данных процедур, на основании которого получатели формируют собственные выводы.
Компиляция финансовой информации подразумевает использование аудитором экспертных знаний в области бухгалтерского учета, а не аудита для сбора, классификации и обобщения финансовой информации, которая сводится в удобную и понятную форму. Аудитор, заключив договор оказания сопутствующих аудиту услуг, получает общие данные о деятельности хозяйствующего субъекта, применяемых принципах и практике бухгалтерского учета, форме и содержании финансовой информации. В обязанности аудитора, как правило, не входят методы получения аудиторских доказательств, таких как: направление запросов руководству предприятия-заказчика, проведение оценки средств и систем внутреннего контроля, проверка полученной информации и т.д. Всю ответственность за предоставленную аудитору финансовую (бухгалтерскую) отчетность несет руководство организации. В отчете о компиляции финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитор не выражает мнения о ее достоверности.
В Федеральном закон «Об аудитор -ской деятельности» от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ приведен перечень сопутствующих аудиту услуг. По некоторым видам деятельности, определенным в данном законе как «аудиторские», имеются
отдельные федеральные законы, устанавливающие порядок их лицензирования. К ним, в частности, относится оценочная и образовательная деятельность, а также деятельность по разработке новых информационных технологий.
Лицензирование оценочной деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 24.07.2007 г. № 220-ФЗ).
Лицензирование образовательных учреждений по программам послевузовского профессионального образования и выдача лицензий на право ведения образовательной деятельности по указанным программам проводится согласно Закону РФ от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «Об образовании» (с послед. изм. и доп., внесенными ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ).
Аудиторские и консалтинговые организации, одним из видов деятельности которых являются разработка новых информационных технологий, формирование информационных баз для всех или отдельных своих клиентов, должны помнить о том, что в соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» обязательному лицензированию подлежит деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и предоставлением пользователям персональных данных (п. 4 ст. 11), и организаций, выполняющих работы в области проектирования, производства средств защиты информации и обработки персональных данных (п. 3 ст. 19). Порядок лицензирования определяется законодательством Российской Федерации.
В этой связи следует учитывать, что в зависимости от конкретного вида сопутствующей аудиту услуги будут иметь место особенности ее проведения, формирование информационной базы и выдачи итогового документа.
В связи с вышеизложенным были выявлены следующие особенности оказания сопутствующих аудиту услуг:
1. В соответствии с законодательством РФ оказание отдельных видов сопутствующих аудиту услуг требует получения соответствующей лицензии (например, образовательная деятельность, оценочная деятельность, деятельность по разработке и внедрению информационных технологий).
2. При оказании ряда услуг может отсутствовать итоговый документ (например, устное консультирование).
3. Могут использоваться различные итоговые документы (например, аудитор -ское заключение по специальному заданию, сертификат о прохождении обучения, разработанный приказ по учетной политике, разработанный бизнес-план и т.д.).
4. Для отдельных видов услуг будет отсутствовать этап сбора аудиторских доказательств (например, восстановление учета, составление бухгалтерской отчетности).
5. Для некоторых услуг будет характерно отсутствие такого этапа как планирование (например, разовая консультация по вопросам бухгалтерского учета).
6. Этап выполнения аудиторских процедур может видоизменяться в зависимости от вида сопутствующих аудиту услуг (например, это может быть этап составления бизнес-плана).
Сектор рынка сопутствующих аудиту услуг в России продолжает оставаться одним из самых востребованных на сегодняшний день. Но успешная деятельность индивидуальных аудиторов, а также аудиторско-консалтинговых организаций требует от исполнителей, помимо профессиональной компетентности, правильности применения методики и методологии проведения сопутствующих аудиту услуг. Важно четко определить цель, объект, разработать план, применять эффективные методы сбора необходимой в ходе проведения работы информации, обработка полученной информации, её оценка и, как следствие, выработка рекомендаций, позволяющих достигнуть поставленной цели. Для достижения конеч -ного результата необходимо осуществлять координацию на всех этапах оказания сопутствующих аудиту услуг.
Таким образом, очевидно, что на сегодняшний день рынок консалтинговых услуг продолжает свое развитие, и это связано прежде всего с тем, что повысилась сложность решаемых задач, требуются глобальные, комплексные решения. У большинства крупных компаний и холдингов уже построен начальный уровень своей инфраструктуры, хотя теперь у них возникает потребность в решении более специфических задач. Но крупномасштабные проекты могут вести компании, в которых работают тысячи высококвалифицированных специалистов, а на российском рынке растет дефицит квалифицированных кадров. Заказчик при выборе консультанта на крупные, сложные проекты отдает предпочтение иностранным фирмам, а отечественные компании могут поучаствовать в этих проектах, выполняя элементарные функции на субподряде.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп. от 14, 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2004 г, 2 февраля 2006 г.).
2. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 г. №696 «О введении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
3. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2005 г. №523 «О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. №696
4. Богатая И.Н., Лабынцев Н.Т., Хахонова Н.Н. Аудит: Учебное пособие. Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: Феникс, 2005.
5. Васильев Г. А., Деева Е.М. Управ -ленческое консультирование: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
6. Галочкин Д. Консалтинг по-русски. Аналитические заметки // Услуги и цены. — 2006, 31 июля. — № 16.
7. Гульковский А.В., Рысюк В.Н. Управленческое консультирование. Вопросы и ответы — М.: ЮРКНИГА, 2004.
8. Иванов М., Фебер М. Руководство по маркетингу консалтинговых услуг — М.: «Альиина Паблишер», 2003. — 144 с.
9. Подольский В.И. Аудит. Учебник.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Экономистъ, 2007.
Ю.Пугачев В.В. Международные стандарты аудита. — М.: «Дело и Сервис», 2006. — 272 с.
П.Соколов Б.Н. Рынок аудиторских услуг: современные тенденции // Аудиторские ведомости. — 2003. — № 12.
12. Филипп Уикхэм. Консалтинг в управлении проектами / Пер. 2-го англ. изд. — М.: Дело и Сервис, 2006.
13.\у\у\у. raexpert.ru— Рейтинг ау-диторско-консалтинговых групп «Российский аудит» по итогам 2006 года.