Научная статья на тему 'Роль и функции государства в развитии рынка инноваций'

Роль и функции государства в развитии рынка инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1170
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова О. М.

Решающее значение для социальной динамики приобретает переход экономики на инновационный тип экономического роста. Поддержка развития рынка инноваций должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики. В статье рассматриваются вопросы развития рынка инноваций, методы государственного регулирования и стимулирования нововведений в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role and Functions of Government In Development of Innovation Market

Transition to the innovative type of economic development obtains fundamental importance for economic dynamics. Supporting of innovation market's growth must be the main objective of the state policy. The article informs about development problems of innovation market, methods of government regulation and innovation encouragement in the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Роль и функции государства в развитии рынка инноваций»

РОЛЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ РЫНКА ИННОВАЦИЙ

О.М. Степанова

Кафедра государственного и муниципального управления Факультет гуманитарных и социальных наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

Решающее значение для социальной динамики приобретает переход экономики на инновационный тип экономического роста. Поддержка развития рынка инноваций должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики. В статье рассматриваются вопросы развития рынка инноваций, методы государственного регулирования и стимулирования нововведений в Российской Федерации.

В современный период инновации являются главной движущей силой развития общественного производства. Именно инновации становятся главной составляющей теоретических сценариев и практической реализации современной научно-технической революции, несколько оттеснив инвестиции, господствующие много лет в качестве главного фактора экономического роста.

Инновация — это «деятельность, направленная на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, организационных форм» [6. С. 84]. Существует и другое определение: «инновация — это нововведение, комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества» [9. С. 351]. Последнее определение заслуживает внимания из-за своей полноты и связи с системой производственных отношений производства, распределения, обмена и потребления новшества.

Инновации — это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии, это закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства. Включенный еще в начале ХХ в. Й.А. Шумпетером в научный оборот термин «инновации» сегодня понимается в экономической литературе достаточно широко. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание через коммерческое использование [7. С. 16]. Ф. Никсон считает, что инновация — это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Д. Сахал, различая изобретение и инновацию, утверждает, что если под изобретением понимают создание какого-либо нового устройства, то инновация включает в себя также коммерческое или практическое применение данного устройства. Иначе говоря, инновация есть не что иное, как первое применение изобретения [5. С. 65]. По мнению Б. Санто, инновация — это

такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход. Следовательно, инновация охватывает весь спектр видов деятельности — от исследований и разработок до маркетинга [4. С. 83].

Й. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом [8. С. 169, 298]. Он одним из первых дал описание инновационных процессов в экономическом развитии, выделив пять типичных изменений:

1) изготовление нового, еще неизвестного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага;

2) внедрение нового, в данной отрасли промышленности еще практически неизвестного метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;

3) освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;

4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;

5) проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия [8].

За многообразием терминов, вариантами их толкований и различными способами структуризации инновационных процессов скрывается некое единое мнение о сущности инноваций, которое лаконично было выражено экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): научно-технические инновации — это «новое приложение научных и технических знаний, приводящее к успеху на рынке» [10. С. 26].

Сегодня в России восстановлено фундаментальное условие инновационной деятельности — свобода мысли, дискуссии, информации. Это достижение реформы трудно переоценить, и коль скоро оно сохранится, то послужит залогом будущего подъема научно-технического потенциала как основы благосостояния страны.

Именно анализ опыта реформ в России позволяет утверждать, что высокий научно-технический потенциал является необходимым, но еще не достаточным условием для успешного освоения достижений научно-технического прогресса, равно как и их использования в целях ускорения темпов экономического роста, обеспечения высокой конкурентоспособности национальной промышленности, повышения благосостояния народа. Важно добиться полной и эффективной реа-

лизации этого потенциала, т.е. заставить его работать в нужном направлении и с максимально возможной отдачей.

Эта задача обычно решается на основе осуществления государственной политики научно-технического развития, объединяющей в себе различные элементы научно-технической, инновационной и промышленной политики.

Государственное регулирование экономики и инновационных процессов является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция государства в условиях рыночных отношений — защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Государство должно работать с рынком в одной упряжке [3].

Необходимость регулирования и стимулирования развития рынка инноваций обусловлена решающим влиянием нововведений на макроэкономические показатели экономического роста; изменение структуры экономики в направлении увеличения доли наукоемкого производства и сферы деловых услуг, возникновение одних производств и отраслей, постепенного отмирания других; экономическую организацию общества за счет появления венчурных элементов, усиления горизонтальных связей, сдвигов в структуре различных форм собственности в направлении доминирования коллективных акционерных форм собственности смешанного типа, мягкого органического управления; повышение уровня жизни населения, развитие образования и здравоохранения, решение проблем занятости; уменьшение использования невосполнимых ресурсов и вредных выбросов; активизацию международного научно-технического сотрудничества и глобальную конкурентоспособность национальной экономики; внешнюю и внутреннюю безопасность государства.

В государственном регулировании рынка инноваций должна учитываться ограниченность рыночных механизмов как среды продуцирования и распространения инноваций по следующему ряду направлений:

— отдельным хозяйствующим субъектам невозможно сконцентрировать средства, необходимые для осуществления масштабных инноваций, а совершенствование процессов научного познания и технического переоснащения производства делает НИОКР все более дорогостоящими;

— многие инновации могут оказаться экономически эффективными лишь при масштабах и наличии достаточно емкого рынка, а у предпринимателя инновационные вложения бывают недостаточно прибыльными из-за невозможности реализовать значительную экономию на масштабах производства, как это требуется в отраслях с низкой скоростью оборота капитала;

— изолированное осуществление инноваций из-за гипертрофированной самостоятельности хозяйствующих субъектов в реализации инновационных процессов ведет к существенным потерям вследствие несовместимости технологических цепей, а неоправданное дублирование расходов на НИОКР и инновации зачастую становится непозволительной роскошью;

— существуют инновационные процессы, которые вообще не могут осуществляться на коммерческой основе (фундаментальные научные исследования,

оборона, охрана правопорядка, экология, минимальные стандарты в здравоохранении и образовании и др.), однако большинство рыночно ориентированных инноваций связаны с успехами в этих областях;

— инновационные проекты в большинстве случаев характеризуются значительной степенью неопределенности результата и длительным лагом получения отдачи, поэтому требуются определенные внешние стимулы либо гарантии полного или частичного возмещения потерь в случае неудачи;

— экономический эффект инноваций проявляется в различных видах и во многих сферах, сопряженные инновационные эффекты зачастую превышают величину прибыли, рассчитанную на этапе инициирования проекта, за счет охвата дополнительных сегментов рынка, использования инновационных технологий в других отраслях, разработки инновационных проектов в других областях;

— существует стремление к стабильному извлечению сверхприбыли за счет монопольного обладания научно-техническими достижениями, чего можно избежать, развивая информационные системы и патентно-лицензионные механизмы;

— высокая стоимость новых видов продукции и услуг часто делают их недоступными для массового потребителя, а отсутствие внешней «подкачки» платежеспособного спроса может исказить реальную потребность и затормозить распространение инноваций, имеющих важное значение для экономики в целом.

Общие ограничения рыночного механизма, достаточно хорошо исследованные в экономической науке, можно дополнить специфическими российскими особенностями рынка, которые определяют необходимость стимулирования нововведений со стороны государства. К этим особенностям можно отнести слабо развитый рынок капитала, пассивность частного сектора в отношении инвестирования инноваций, низкий спрос на наукоемкую продукцию, дефицит реальных инвестиций в финансировании нововведений, качественную деградацию опытноэкспериментальной базы прикладной науки, инновационный монополизм и т.д.

Сама специфика государственного регулирования рынка инноваций должна определяться особенностью различных стадий инновационного процесса. Максимально льготный режим должен распространяться в первую очередь на фундаментальные исследования, так как они предполагают большие капиталовложения, долговременный характер разработок, медленную окупаемость, высокую рискованность при осуществлении таких затрат и не привлекают частный бизнес. В отношении прикладных исследований роль государственного стимулирования и финансирования должна несколько сокращаться, так как они проводятся уже для достижения конкретно поставленных научных целей или решения определенных практических проблем, сами результаты исследований уже могут иметь коммерческое значение, т.е. с прибылью реализовываться на рынке. В рамках третьего вида инновационной деятельности — опытно-конструкторских разработок — государственное стимулирование и финансирование должно занимать самую малую долю. Такие разработки направлены на практическое использование результатов прикладных исследований и знаний для создания новых машин, приборов, материалов, устройств, изделий, систем, процессов или для их прин-

ципиального усовершенствования, а также на получение максимальной эффективности от использования результатов исследований на практике. Государственное стимулирование необходимо и в области технического новаторства, так как освоение новой техники и применение новых технологий всегда связаны для предпринимателя с повышенными затратами и риском, особенно это важно в отношении предпринимателей-пионеров.

Концепция государственного вмешательства в развитие рынка инноваций должна сочетать разные подходы:

— поддерживать действие рыночных сил (на финишных этапах инновационного процесса);

— осуществлять «смазку колес» (за счет создания благоприятного инновационного предпринимательского климата на перспективных направлениях деятельности);

— «заполнять бреши» по тем направлениям, где ориентация на конъюнктурно-рыночные силы приводит к явным провалам;

— проводить прямое государственное вмешательство на стратегически важных направлениях некоммерческого характера, определяющих развитие фундаментальной науки, национальный престиж, военный потенциал, безопасность.

Инновационная политика государства должна быть связана с социальной, военной, экономической и экологической политикой. Это практически будет оправдано лишь при формировании социально-рыночного хозяйства за счет активного государственного регулирования (можно ориентироваться, например, на прогрессивный опыт скандинавских стран, ФРГ и Франции).

В узком смысле инновационную политику можно определить как составную часть государственной научно-технической политики, которая основное внимание уделяет государственному влиянию на процессы производственного освоения новшеств и их реализацию. Но это практически оправдано лишь при реализации политики государственного дерегулирования (показателен здесь опыт США, Великобритании, Японии). Именно при дерегулировании инновационная политика правительства направлена только на обеспечение благоприятных условий (инновационного климата) коммерциализации использования научно-технического задела, на всемерное поощрение частной инициативы, на необходимость обновления техники, технологии, ассортимента продукции для повышения конкурентоспособности, на обеспечение перехода к «рыночной самоорганизации» инновационного процесса.

Достаточно общей тенденцией для большинства развитых стран с рыночной экономикой на современном этапе является высокий уровень прямой государственной поддержки НИОКР на доконкурентных стадиях инновационного цикла и постепенное усиление удельного веса косвенного регулирования по мере приближения к более поздним стадиям. Однако инновационная политика не должна ограничиваться лишь стимулированием промышленных НИОКР и освоения нововведений в фирмах. В более широком плане она должна предусматривать оценку текущих технологических, экономических и социальных по-

требностей, изменений и открывающихся возможностей для повышения производительности труда, конкурентоспособности, улучшения платежного и торгового баланса, перестройки структуры экономики, стимулирования подготовки и переподготовки кадров.

Новые формы поддержки развития рынка инноваций должны создаваться за счет развития региональных структур, взаимовыгодного партнерства крупных и мелких предпринимателей, инновационной кооперации центрального правительства и администраций регионов с научно-исследовательскими организациями и частным бизнесом. Для интенсификации эффективного развития коммерческой интеграции науки и производства внутри инновационного процесса правительству необходимо участвовать: в реализации национальных исследовательских проектов, программ поддержки малого инновационного предпринимательства, осуществить реформу антимонопольного регулирования в отношении коллективных форм научных исследований и нововведений; в деятельности инновационных консорциумов, ассоциаций, кооперативных исследовательских центров, центров инженерных исследований, центров производственных технологий.

Новые подходы к осуществлению бюджетной политики государства по регулированию и стимулированию развитию рынка инноваций должны основываться на синтезе кейнсианских концепций «циклического балансирования бюджета», «бюджетного накачивания», «компенсирующего бюджета», «встроенного бюджетного стабилизатора» с неоклассическими концепциями экономики предложения. Результатом этого синтеза должна стать практическая реализация концепции «инвестиционного бюджета» как фонда налоговых, неналоговых доходов и защищенных инновационно-инвестиционных расходов, соответствующих налоговых льгот бюджетов разного уровня, которая за счет среднесрочного и долгосрочного индикативного планирования и программирования бюджетной сбалансированности превратит бюджет в инструмент инновационного развития рыночной экономики.

Налоговое стимулирование развития рынка нововведений должно быть основано на следующих принципах:

1) система основных налоговых льгот должна быть привязана к единому, существующему во всех развитых странах платежу компаний в государственный бюджет — налогу на прибыль предприятий;

2) по налогу на прибыль предприятий как единому (одноканальному) платежу предприятий в бюджет должны применяться скидки, льготы и вычеты, направленные на стимулирование научно-технического прогресса через инновационную и инвестиционную активность хозяйствующих субъектов;

3) система налоговых льгот должна дифференцироваться по отраслям (в пользу наукоемких), виду оборудования (в пользу научно-исследовательского), деятельности (в пользу инвестирования НИОКР), территориально (в пользу труднодоступных и экономически менее развитых районов или в пользу специальных научно-промышленных зон, исследовательских центров, инновационных

инкубаторов, научных парков, технополисов), а также должна обладать гибкостью по времени действия и целям введения, исходя из реализации национальных программ, проектов научно-технического и экономического развития;

4) каждая из налоговых льгот должна иметь четкий, целевой и адресный характер (после ввода в эксплуатацию нового оборудования, после произведенного прироста расходов на НИОКР), а право на получение налоговой льготы должно наступать автоматически и закрепляться законодательно, чтобы его не надо было доказывать и обосновывать в высших инстанциях;

5) должен производиться обязательно официальный статистический учет и анализ эффективности налоговых льгот.

Важным звеном системы стимулирования развития рынков нововведений являются инновационные внебюджетные фонды государства и частных лиц, особенно при большом бюджетном дефиците и вынужденном сокращении бюджетного финансирования инновационно-инвестиционной деятельности. Для перехода к наукоемкой структуре рынков инноваций необходимо формирование специальных государственных, частных и смешанных инновационных фондов. Дополнительно стимулировать их развитие можно путем обязательного помещения части прибыли корпораций (10—15%) в упомянутые специальные фонды. Не облагаемые налогом эти суммы существенно повлияют на накопление первоначального капитала, выделяемого на инвестирование НИОКР. Кроме этого, данные фонды должны подлежать акционированию, что создаст экономические условия скорейшего увеличения первоначально собранных сумм. Акционирование не облагаемых налогом инновационных фондов будет источником расширенного процесса финансирования НТП, ускорения возрождения рыночной экономики России на качественно новой научно-технической основе.

Для становления рынка новой техники и технологии огромную роль играет лизинговый бизнес, который обеспечивает капиталосберегающую реиндустриализацию, стимулирует диверсификацию предложения новшеств и продажи дорогих научно-технических нововведений. При этом разные виды лизинга должны быть связаны с различными типами нововведений и условиями их реализации: чистый лизинг, когда лизингополучатель сам может осуществлять обслуживание новейшего оборудования без ущерба для него (при частичном нововведении); полный лизинг — при невозможности лизингополучателя оборудования качественно его обслуживать (при крупных базисных нововведениях); срочный лизинг — при быстром физическом износе и моральном старении мелких нововведений; возобновляемый лизинг — при медленном физическом износе и моральном старении крупных долгосрочных нововведений; раздельный (акционерный с привлечением заемных средств, синдицированный с распределением рисков) лизинг — для капиталоемких, крупных, базисных, сложных нововведений; финансовый лизинг — для капиталоемких нововведений; оперативный лизинг — при необходимости обслуживания реализации новшества; возвратный лизинг — для финансирования обновления основных фондов за счет лизинга других основных фондов с низким износом и приемлемым научно-техническим уровнем.

Существенное значение для развития субъектной структуры рынка инноваций имеет становление венчурного предпринимательства, т.к. оно организационно связывает рынок покупателей и рынок продавцов нововведений через рисковых инвесторов и инновационных учредителей. При этом венчурный капитал связывает рынок инноваций с рынком ценных бумаг и рынком ссудных капиталов. И для формирования стабильной инвестиционной основы развития рынка инноваций необходима система государственных и негосударственных, смешанных фондов рискового капитала, налоговое стимулирование венчурных инвестиций и реальные государственные гарантии для снижения рисков.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Глазьев С.Ю., Львов Д.С., Фетисов Г.Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы центрального регулирования. — М.: Наука, 1992.

[2] Инновационный менеджмент. Справочное пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Ка-занчева, Л.Э. Миндели. Изд. 2-е, перераб и доп. — М.: ЦИСН, 1998.

[3] Молодцова Р.Г. Инвестиционные инновации в концепции экономического роста. — М.: Изд-во Российской экономической академии, 1997.

[4] Санто Б. Инновация как средство экономического развития / Пер. с венг. — М., 1990.

[5] Сахал Д. Технический прогресс: концепции, модели, оценки / Пер. с англ. — М., 1985.

[6] Словарь-справочник предпринимателя. — М., 1992.

[7] Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями / Пер. с англ. — М., 1989.

[8] Шумпетер Й. Теория экономического развития / Пер. с нем. — М., 1982.

[9] Экономика предприятий / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова. — М., 1996.

[10] La technologies et l’economique: Les relation determinants. — Paris: OECD, 1992.

THE ROLE AND FUNCTIONS OF GOVERNMENT IN DEVELOPMENT OF INNOVATION MARKET

O.M. Stepanova

Public Administration Chair People’s Friendship University of Russia

Miklukho-Maklay str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

Transition to the innovative type of economic development obtains fundamental importance for economic dynamics. Supporting of innovation market’s growth must be the main objective of the state policy.

The article informs about development problems of innovation market, methods of government regulation and innovation encouragement in the Russian economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.