Научная статья на тему 'Структура рынка и инновации: теория и Российская практика'

Структура рынка и инновации: теория и Российская практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
829
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ОЛИГОПОЛИЯ / ФИРМА-ИННОВАТОР / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / INNOVATIONS / INNOVATIVE ACTIVITY / OLIGOPOLY / FIRM INNOVATOR / SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRESS / INNOVATIVE POLICY OF THE STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сотникова Анастасия Игоревна

В настоящей работе раскрыто понятие инноваций, отмечено, что на современном этапе уровень развития экономики во многом определяется уровнем инновационной активности предпринимательского сектора. При этом в условиях олигополии по сравнению с монополией или совершенной конкуренцией у фирм больше стимулов к внедрению инноваций, следовательно, на олигополистическом рынке технический прогресс развивается более быстрыми темпами. Учитывая, что в России основным источником финансирования НИОКР является бюджет, государство должно стимулировать внедрение инноваций, реализуя инновационную политику. Одной из эффективных мер поддержки инновационной активности является налоговая политика государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET STRUCTURE AND INNOVATION: THEORY AND RUSSIAN EXPERIENCE

In the real work the concept of innovations is opened, noted that at the present stage the economy level of development in many respects is defined by level of innovative activity of a business sector. Thus in the conditions of an oligopoly in comparison with monopoly or the perfect competition at firms more incentives to introduction of innovations, therefore, in the in an oligopolistic market technical progress develops faster rates. Considering that in Russia the main source of financing of research and development is the budget, the state has to stimulate introduction of innovations, implementing innovation policies. One of effective measures of support of innovative activity is the tax policy of the state.

Текст научной работы на тему «Структура рынка и инновации: теория и Российская практика»

вые преимущества сточки зрения привлечения наибольшего числа посетителей.

Во главе угла в России стоит также и проблема глобализации международного туризма, отражающаяся в процессах концентрации процесса производства и концентрации капитала, что, впоследствии, приводит к образованию транснациональных компаний [4].

Уже сейчас в России большое внимание уделяется стимулированию инвестиционной активности в сфере туризма. Возможность роста данной индустриимногие специалисты видят за счет франчайзинговых договоров и контрактов, когда зарубежная компания вкладывает денежные средства на реконструкцию, восстановление гостиничного бизнеса и туристических компаний в другой стране, в дальнейшем возвращая свои деньги за счет доли в прибыли [5].

Данные меры, принятые для вступления туризма на новый уровень развития требуют от Российской Федерации пересмотра понятия международного туризма с точки зренияего развития в других странах, ведь анализ и применение опыта передовых и успешных в этом бизнесе стран идут только на пользу. Но для более внушительных результатов требуется поддерживать, развивать, вкладывать средства и сосредотачивать усилия и на внутреннем туризме тоже. И тогда все затраченные средства, все вложенные усилия в развитие российского рынка туристских услуг не только не окажутся напрасными и тщетными, но и вернутся сторицей.

1-Л

о

гч

о

СО

гч

■ QII

h

х*терН4г2а f'j

ТА

щ

29

известные курорты мира.Препятствием для роста туристского потока в Россию остается и визовая проблема [2].

Для улучшения сложившегося положения необходимо активное государственное участие и поддержка, которые отразились в рамках федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 гг.)". Разрабатываемая Программа отличается комплексным подходом к решению основных целей и задач, а также ориентацией на достижение результатов, оцениваемых целевыми индикаторами и показателями. Планируется применение-новейших технологий, инновационных подходов, а также мирового опыта в области создания и развития туристско-рекреационных комплексов и региональной туристской инфраструктуры, продвижения и рекламы туристских продуктов; внедрением прогрессивных механизмов государственной поддержки приоритетных направлений туризма на основе государственно-частного партнерства, в том числе посредством субсидирования процентных ставок по кредитам.

Эффективное и рациональное использование указанных ресурсов, широкая информационная поддержка въездного и внутреннего туризма в совокупности обеспечат повышение конкурентоспособности российского туристского рынка в среднесрочной и долгосрочной перспективе [3].

Россия, обладая гигантскими туристскими возможностями, может стать жестким конкурентом на международной арене в борьбе за привлечение туристов, ведь она располагает огромным потенциалом и для приема иностранных путешественников. Исторические памятники, удивительная архитектура, культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа, делают свое дело.Проявление должного внимания к потребностям разных категорий туристов, доброжелательное и гостеприимное отношение дают весомые маркетинго-

Примечание:

1. Момотова О.Н., Перспективы развития гастрономического туризма в Ставропольском крае/ О.Н. Момотова, М.А.Шуанова // Наука Парк. - Ставрополь: ТЭСЭРА, 2013. - № 2(12). - С. 54-57.

2. Бурдейный М.А. Отдых в России и за рубежом. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009.

3. Официальный Сайт Федерального Агентства поТуризму РФ[Элек-тронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russiatourism.ru

4. Зорин Х.В. Актуальные проблемы туризма: cбoрник научных трудов. - М.: РМАТ, 2008. - Вып.1 -9.

5. Смитиенко Б.М. Международныеэкономическиеотношения. - М.: ХНФРА-М, 2010.

MARKET STRUCTURE AND INNOVATION: THEORY AND RUSSIAN EXPERIENCE Sotnikova Anastasia Igorevna, Master of Economic Sciences, Stavropol Institute of Cooperation (branch) Belgorod University of Cooperation, Economy and Right, Stavropol E-mail: sotnikova-n@mail.ru

In the real work the concept of innovations is opened, noted that at the present stage the economy level of development in many respects is defined by level of innovative activity of a business sector. Thus in the conditions of an oligopoly in comparison with monopoly or the perfect competition at firms more incentives to introduction of innovations, therefore, in the in an oligopolistic market technical progress develops faster rates. Considering that in Russia the main source of financing of research and development is the budget, the state has to stimulate introduction of innovations, implementing innovation policies. One of effective measures of support of innovative activity is the tax policy of the state. Keywords: innovations; innovative activity; oligopoly; firm innovator; scientific and technical progress; innovative policy of the state.

УДК338

СТРУКТУРА РЫНКА И ИННОВАЦИИ: ТЕОРИЯ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Сотникова А.И., 2013

В настоящей работе раскрыто понятие инноваций, отмечено, что на современном этапе уровень развития экономики во многом определяется уровнем инновационной активности предпринимательского сектора. При этом в условиях олигополии по сравнению с монополией или совершенной конкуренцией у фирм больше стимулов к внедрению инноваций, следовательно, на олигополистическом рынке технический прогресс развивается более быстрыми темпами. Учитывая, что в России основным источником финансирования НИОКР является бюджет, государство должно стимулировать внедрение инноваций, реализуя инновационную политику. Одной из эффективных мер поддержки инновационной активности является налоговая политика государства.

Ключевые слова: инновации; инновационная активность; олигополия; фирма-инноватор; научно-технический прогресс; инновационная политика государства.

30

СОТНИКОВА Анастасия Игоревна,

магистр экономических наук, Ставропольский институт кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права, Сиаврополь sotnikova-n@mail. ru

В современном мире развитие экономики оценивается, в конечном счете, по тому, какой уровень инновационной активности достигается предпринимательским сектором. Инновации связаны с появлением новых продуктов, услуг, технологий, форм организации бизнеса, а последние обеспечивают конкурентоспособность не только отдельных фирм, но и страны в целом. Особую актуальность, в том числе для России, поворот к инновационному варианту развития приобретает в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Как показывает опыт ряда развитых стран, а также глобально конкурентоспособных фирм, долгосрочный и устойчивый эффект от проводимой повсеместно бизнесом в условиях усложнения конъюнктуры реструктуризации может быть получен лишь в том случае, если она сопровождается переходом на инновационный вариант развития, характерный для активных форм реструктуризации [1].

Современное состояние мировой экономики показывает, что уровень развития и динамизм инновационной сферы - науки, новыхтех-нологий, наукоемких отраслей и компаний - обеспечивают основу стабильного экономического роста, определяют границу между богатыми и бедными странами. На сегодняшний день инновации стали стратегическим фактором экономического роста, они влияют на структуру общественного производства и стабилизируют социальную ситуацию в стране.

Любой стране важно экономическое развитие, и научно-технический прогресс (НТП) является одной из составляющих такого развития. Исходя из этого, главной задачей государства является стимулирование инновационной активности. Сточки зрения микроэкономики значение инновационной деятельности меркантильно, и поэтому, идя на рисковый проект, фирмы, главным образом, видят своей целью обогащение за счет нововведения. Чтобы остаться на рынке, фирмы заинтересованы вести активную инновационную деятельность.

Сегодня развитие экономики напрямую связано с достижением высокой инновационной активности в предпринимательском секторе. Научные достижения и уровень технического развития страны во многом определяют экономический рост, уровень конкурентоспособности страны и уровень обеспечения национальной безопасности. Это может быть связано с возросшей потребностью в наукоемких проектах экономическим прогрессом.

Под инновациями подразумевается создание новых товаров и услуг, технологий производства, появление новых организационноправовых форм бизнеса, которые могут содействовать конкуренции не только отдельных экономических субъектов, но и страны в целом.

Существует несколько определений понятию инновации. К примеру, инновация - это внедренное новшество, имеющее своей целью обеспечение качественного роста эффективности продукции или процессов, необходимых для общества. Иначе говоря, инновация является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации [2]. В одном из законодательных проектов РФ "Об инновационной деятельности и инновационной политике в Российской Федерации" говорится, что "инновация (нововведение) - это использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса и его результатов".

В экономической теории очень часто затрагиваются такие рыночные структуры, как совершенная конкуренция и монополия в качестве крайних случаев. При определении стимулов к инновациям с такими структурами легко работать: в случае монополии все тривиально - нет конкурентов; в случае совершенной конкуренции - все фирмы так малы, что не оказывают никакого влияния на другие фирмы, и здесь не требуется ожидать реакции фирм на принятое решение. В реальной жизни мы имеем дело с ситуацией, где оперируют сразу несколько фирм (их, конечно, больше одной, но меньше, чем на рынке совершенной конкуренции). Такая экономическая модель носит название олигополии, либо дуополии, если действует всего лишь две фирмы.

Олигополия - это тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, при которой в реализации какого-либо товара занимается крайне малое количество фирм [3]. Сегодня олигополии уверено занимают позиции как на национальном, так и на международном уровнях.

По словам Дж. Гэлбрейта, отрасль из нескольких крупных компаний является отличным средством для стимулирования технического прогресса. Такая отрасль хорошо обеспечена для финансирования технических разработок. Ее организация располагает к тому, чтобы предпринимать разработки и в дальнейшем использовать их.

По утверждениям Р Нельсона и С. Уинтера, олигополия является именно той рыночной структурой, которая эволюционировала в тех отраслях, где относительно быстро протекало финансирование и изобретение новыхтехноло-гий.

В условиях олигополии у фирмы, которая ввела и поставила новый продукт на рынок первой или же первой изобрела старый продукт по технологии, которая сокращает издержки, рост числа покупателей будет больше, чем у ее конкурента. Следовательно, такая фирма будет получать дополнительную прибыль. Получает-

ся, что в условиях этой рыночной структуры у небольших фирм более сильные стимулы к инновациям в отличие от фирм-гигантов. Это объясняется тем, что фирмы-"передовики" в качестве выгоды получают дополнительный спрос на товар, а следовательно, и дополнительную прибыль.

Помимо всего этого, такие небольшие фирмы быстрее реагируют на инновации своих конкурентов. Поэтому олигополистические рынки с невысоким уровнем концентрации при наличии значительного числа фирм-конкурентов небольшого размера будут демонстрировать наивысшие темпы технического прогресса.

Известно, что на создание какой-либо вещи необходимо некоторое время, а на создание некоего неординарного продукта нужно очень много времени. В условиях олигополии время имеет огромное значение. За это время конкуренты могут сымитировать инновационный продукт, и зачастую этот продукт может незначительно превосходить по технико-эксплуатационным показателям продукт фирмы-"пе-редовика". Это приведет к снижению предельных издержек и первоначальных преимуществ фирмы-инноватора (в качестве примера можно привести ситуацию быстрого вытеснения компании SmithKIine фирмой Glaxo с фармацевтического рынка).

Здесь действует некий закон, гласящий, что чем дольше конкуренты воздержатся от имитаций (чем сложнее имитировать новый продукт), тем большую часть рынка получит фирма-инноватор [4]. Отсюда вытекает, что чем быстрее другие фирмы сымитируют продукт-инновацию, тем меньшей долей рынка овладеет фирма-инноватор и, соответственно, полученная от введения инновации прибыль последней либо будет незначительной, либо быстро исчезнет.

Фирма, которая последует за фирмой-инно-ватором, будет получать такую же прибыль, но при этом понесет меньшие издержки. Таким образом, стратегия имитации более выгодна, чем стратегия инновации.

В условиях олигополии инновационная деятельность приобретает "оборонительный" характер, так как угроза конкурентных инновационных продуктов существует всегда и повсюду. Именно по этой причине многие специалисты придерживаются мнения, что на сегодняшний день олигополия представляет собой рыночную структуру, условия которой эффективнее для технического прогресса и для реализации технических и технологических возможностей.

Для стимулирования инновационной активности фирм государством предусмотрена инновационная политика. Государство в этом вопросе играет огромную роль, так как бюджетные средства являются ключевым источником финансирования НИОКР (см. рис. 1).

В РФ инновационная политика осуществляется на двух уровнях: общегосударственном

1-Л

О

гч

о

со

гч

■ QII

h

х*терН4г2а f'j

ТА

щ

31

32

(федеральном) и региональном (местном). Важнейшая задача общегосударственной инновационной политики заключается в формировании благоприятного инновационного климата для реализации государственных приоритетов в сфере НТП.

Рисунок 1 - Основные источники финансирования НИОКР в России в 2011 году (по данным Росстата [5])

Наиболее продуктивным способом стимулирования инновационной активности фирм является налоговое регулирование. Налоговое регулирование - это система мероприятий в области налогообложения, охватывающая предприятия, отрасли и сектора национальной экономики.

Норма рентабельности и некоторые показатели эффективности по тем или иным проектам могут быть повышены через налоговые льготы, вводимые правительством. Без них многие инициативы воспринимались бы компаниями как нецелесообразные для реализации, несмотря на то, что для общества они были бы весьма полезными. Так, внедрение фундаментальных НИОКР фирмами будет далеко не целесообразным по коммерческому критерию, поскольку здесь учитываются долгий период окупаемости инновационного проекта, неопределенность по отношению к возможному эффекту и тому подобное, но сточки зрения общественной эффективности эти новшества окажутся вполне перспективными для дальнейшего развития.

Уровень налоговых льгот в РФ не достигает уровня зарубежных стран ни по количественным ни по качественным показателям. Наиболее сложной проблемой налогообложения инно-

вационных фирм является высокий уровень страховых взносов. В отличие от основной массы предприятий, в расходах научных и инновационных фирм удельный вес занимают расходы на оплату труда (от 50 до 80 %), а следовательно, и на уплату страховых взносов.

Поскольку с 2011 года была увеличена ставка страховых платежей в социальные фонды с 26% до 34%, это является тяжелым моментом для инновационных компаний. С 1 января 2012 года ставка страховых взносов была снижена до 30%, из которых22% составляют выплаты в Пенсионный Фонд РФ, 2,9% - в Фонд социального страхования и 5,1% -в Фонд обязательного медицинского страхования. Для организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, таких, как "Сколково", "Дубна" и других, ставка страховых взносов на 2012 год предусмотрена в размере 14%.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: государство должно стимулировать НТП, начиная от фундаментальных исследований и заканчивая внедрением разработок в производство, при этом принимать в учет общественные приоритеты и ограниченность ресурсов. Создание благоприятного климата для российских олигополистических структур с целью стимулирования инновационной активности позволит не только усовершенствовать технологическую базу ведущих отраслей экономики, но и кардинально повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Примечания:

1. Авдашева С.Б., Шаститко А.Е., Кузнецов Б.В. Конкуренция и структура рынков: что мы можем узнать из эмпирических исследований о России // Российский журнал менеджмента. - 2006. - Т.4. - С. 13.

2. Барышева А.В., Балдин К В., Голов Р.С., Передеряев И.И. Инновации : учебное пособие / под.общ. ред. д.э.н. проф. А.В. Барышевой. - 2 изд. - М.: Дашков и К0, 2008. - 382 с.

3. Корниенко О.В. Микроэкономика: Учебное пособие / О.В. Корниенко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 352 с.

4. Розанова Н.М. Структура рынка и стимулы к инновациям / Н.М. Розанова // Вопросы экономики. - 2001. - № 3. - С. 50-67.

5. Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования // www.gks.ru.

иностранные

источники

предпринимате льский сектор

17%

средства

научных

организаций

12%

средства

бюджета

67%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.