Научная статья на тему 'Роль художественных деталей в детской прозе ХХ века'

Роль художественных деталей в детской прозе ХХ века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
257
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественная деталь / детская литература XX века / портретная деталь / П. П. Бажов / М. М. Пришвин и А. И. Куприн / art detail / children's literature of the XX century / portrait detail / P.P. Bazhov / M.M. Prishvin and A.I. Kuprin.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мухамадеева Рушания Марселевна

В статье анализируются детские произведения XX века. Цель исследования: выявить роль художе-ственной детали в детской литературе XX века. Для анализа были выбраны произведения таких авторов, как П. П. Бажов, М. М. Пришвин и А. И. Куприн. В ходе работы выявлены общие закономерности исполь-зования деталей для всех выбранных текстов, а также индивидуальные авторские особенности. Сравни-вая и анализируя произведения, мы сделали вывод, что в детской прозе ХХ века частотна портретная художественная деталь, которая способствует описательности, свойственной произведениям для юного читателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ARTISTIC DETAILS IN CHILDREN'S PROSE OF THE XX CENTURY

The article analyzes children's works of the XX century. The purpose of the study is to identify the role of artistic detail in children's literature of the 20th century. For analysis, the works of such authors as P.P. Bazhov, M.M. Prishvin and A.I. Kuprin. During the work, the general patterns of using parts for all selected texts, as well as individual copyright features, were identified. Comparing and analyzing the works, we concluded that the ar-tistic detail is most often used to describe portraits of the main characters, as well as to convey a special children's worldview and world outlook. Thus, detail in children's literature plays a special significant role.

Текст научной работы на тему «Роль художественных деталей в детской прозе ХХ века»

УДК 82

Мухамадеева Рушания Марселевна

студент 3 курса, факультета филологии и истории, Елабужский институт Казанский федеральный университет,

РФ, г. Елабуга DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11810 РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ В ДЕТСКОЙ ПРОЗЕ ХХ ВЕКА

Mukhamadeeva Rushaniya Marselevna

3rd year student, Faculty of Philology and History, Elabuga Institute Kazan Federal University, Russian Federation, Elabuga

THE ROLE OF ARTISTIC DETAILS IN CHILDREN'S PROSE OF THE XX CENTURY

Аннотация.

В статье анализируются детские произведения XX века. Цель исследования: выявить роль художественной детали в детской литературе XX века. Для анализа были выбраны произведения таких авторов, как П. П. Бажов, М. М. Пришвин и А. И. Куприн. В ходе работы выявлены общие закономерности использования деталей для всех выбранных текстов, а также индивидуальные авторские особенности. Сравнивая и анализируя произведения, мы сделали вывод, что в детской прозе ХХ века частотна портретная художественная деталь, которая способствует описательности, свойственной произведениям для юного читателя.

Abstract.

The article analyzes children's works of the XX century. The purpose of the study is to identify the role of artistic detail in children's literature of the 20th century. For analysis, the works of such authors as P.P. Bazhov, M.M. Prishvin and A.I. Kuprin. During the work, the general patterns of using parts for all selected texts, as well as individual copyright features, were identified. Comparing and analyzing the works, we concluded that the artistic detail is most often used to describe portraits of the main characters, as well as to convey a special children's worldview and world outlook. Thus, detail in children's literature plays a special significant role.

Ключевые слова: художественная деталь; детская литература XX века, портретная деталь; П. П. Бажов, М. М. Пришвин и А. И. Куприн

Keyword: art detail; children's literature of the XX century, portrait detail; P.P. Bazhov, M.M. Prishvin and A.I. Kuprin.

Детская литература в XX веке обретает наиболее оформленный вид: расширяется круг проблем, создаются новые жанровые формы, появляется круг писателей, специально творящих для юного читателя, учитывающих все возрастные группы. Детская проза в это время развивалась стремительно: необходима была быстрая реакция на происходящие события. Трудная задача стояла перед писателями: донести до юных читателей представление о революционных событиях, о достижениях в сферах науки и технического прогресса, о событиях Великой Отечественной войны, о трудностях жизни. Но в то же время актуальности не теряла и потребность в объяснении вопросов этики и морали, в прививании любви к родному краю, в умении ценить и преумножать блага природы [4]. Детская литература способствует расширению географических границ читателей - наиболее популярной становится урбанистическая тема, в связи с этим появляется городской и лирический пейзажи, создать которые позволяет важная, смыслообразую-щая пейзажная деталь. Д. Н. Мамин-Сибиряк, П. П. Бажов описывают красоты природы Урала, изображают тяжёлый труд как взрослых, так и детей. В качестве особенности можно выделить и появления героя-ребенка, который выступает как самостоятельная личность.

Вместе со стремительным развитием тематики и жанрового своеобразия детской литературы необходимо отметить и стилистические изменения: наиболее активна портретная и пейзажные детали.

В ходе работы с произведениями было выявлено, что довольно часто писатели делают акценты именно на портретах главных героев-детей. В сказке П. П. Бажова «Каменный цветок», написанной в 1938 году, главными героями являются мастер Прокопьич и его ученик Данилко. Однако заметим, что кроме того, что Прокопьич - первый мастер по малахитному делу, мы более о нем ничего не знаем, нам неизвестен его портрет. Чего нельзя сказать о его ученике. Часто мы встречаем описание глаз Данилки. При знакомстве с данным героем автор вводит важную портретную деталь - у Да-нилки «глазенки голубеньки». Использование слова «глазёнки» говорит о симпатии автора и близости его своему герою - глаза цвета неба раскрывают духовную чистоту персонажа. Далее довольно часто встречаются глаголы, связанные со словом «глаз». Описывая деятельность, которой занимался Данилушко до прихода к мастеру, автор использует словосочетания «уставится глазами», «засмотрелся», «выглядывает» - это деталь подтверждают стремления героя к познаниям. А сам Прокопьич не раз отмечает, как хорош Данилка в малахитном

<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#Щ64)),2©2© / РШШШвГСЛЬ 8С1Б1ЧСБ8

деле: «Ну и глазок! Ну и глазок!», «Ну, глаз у Дани-лушки верный», «Спи-ко, глазастый» - детали, подтверждающие одарённость юного мастера. В момент, когда юный мастер раздумывал, в описании глаз появляется беспокойство «Глаза беспокойные» [1]. В совокупности около 10 раз глаза выступают в качестве портретной детали в сказке П. П. Бажова.

Внимателен к портрету детей и М. М. Пришвин в «Кладовой солнца». Сказка-быль написана в 1945 году, ее главными героями становятся брат и сестра, осиротевшие в годы войны. Безусловно, произведение привлекает своей образностью. Так, для описания портретов детей Михаил Пришвин сумел подобрать очень яркие детали, которые характеризуют не только особенности внешности, но и черты характеров. Примечательная деталь, которая отмечена автором, - «носики» («только носик был чистенький и глядел вверх попугайчиком», «а носик его чистенький тоже, как у сестры», «а нижняя [корочка козырька] спускалась почти до самого носик») [6]. Важно обратить именно на форму слова, так как данные детали («носик», «мужичок», «курочка») выполняют эмоциональную функцию, через которую мы понимаем отношение автора к героям. Такую же функцию выполняют портретные детали и в рассмотренном выше произведении П. П. Бажова.

Интересно наблюдать, как писатели любуются детьми, радуются и по-отечески переживают за своих героев. Подтверждение нашим слов использование имен, а точнее их производных форм. Так, в «Каменном цветке» вначале произведения мы встречаем «Данилку», а уже через некоторое время перед нами «Данилушка» - из чужого мальчика-сироты персонаж превращается в целеустремлённого, заинтересованного парня. В «Кладовой солнца» автор обращается к детям так же просто, используя имена «Настя» и «Митраша», изредка заменяя их перифразами «Золотая курочка» и «Мужичок в мешочке» [6]. Настя, старшая из детей, двенадцатилетняя девочка, на протяжении всего произведения для нас «золотая курочка» - портретная деталь-впечатление позволяет понять нрав героини и авторскую позицию. Митрашу же, младшего брата Насти, мы узнаем по характерному прозвищу «мужичок в мешочке». Золотой цвет сопровождает образ обоих детей («волосы у нее, <...>, отливали золотом, веснушки <...>, как золотые монетки», «[Митраша], как и сестра, был в золотых веснушках») [6]. Стоит отметить, что в большинстве случаев колоратив «золотой» несет положительный оттенок, в отличие от желтого, который трактуется двояко. Золотой ассоциируется с приятными ощущениями: радость, восторг, счастье [2]. Золотой/желтый цвет в фольклоре всегда является символом солнца, богатства и благополучия, а также выступает как знак избранности. Таким образом, можно сделать вывод, что упоминание золотого цвета в описании портрета является деталью, которая намекает на исключительность героев и на счастливую развязку событий.

Цветовая портретная деталь позволяет описать героя и в рассказе «Белый пудель» А. И. Куприна. Сквозь сон Мартын Лодыжкин - «старший член труппы» - мечтает о том, что первым делом он купит Сереже для его блестящей цирковой карьеры «Розовое трико с золотом <...> туфли тоже розовые, атласные ...» [3] - таким видит дедушка идеальный костюм. Розовый цвет является оттенком красного, однако в связи с сочетанием белого розовый имеет не такое «взрывное» значение. Розовый цвет нежный и мягкий, нередко ему приписывают инфантильность (например, «видеть мир через розовые очки»). Но данный цвет оказывает успокаивающее воздействие на детей [5]. Таким образом, мы рассмотрим розовый цвет как символ детской мечты, наивности.

Справедливо будет отнести цветовые детали к разновидности портретных. Важен в характеристике детских образов речевой портрет, который выполняет характерологическую функцию, так как через язык героя можно понять его отношение к другим персонажам. Так, по фразе «Ты меня спрашивай: уж я все знаю!» мы можем узнать характер дедушки Лодыжкина из повести «Белый пудель» [3]. Речь позволяет понять, что дедушка - человек простой и дружелюбный, добродушный. Также мы можем сказать, что Мартын Лодыжкин напоминает нам ребенка с его наивным взглядом на жизнь, простыми радостями и маленькими запросами. Можем заметить, что дедушка малообразован, свидетельство этому просторечия, которые часто используются героем общения: «апельцын», «пачпорт», «чилиндра», однако это не вызывает отторжения, читатель еще больше проникается участием к старику [8]. Словесные детали в данном случае будут выполнять функции как характерологическую, так и - определения авторской позиции.

Итак, детская литература ХХ века представляет образ взрослеющего героя через портретные детали - доминирует портрет-сравнение, а для раскрытия взрослого мира частотен речевой портрет, выполняющий характерологическую функцию. Дополняют образы детали-колоронимы, детали-символы, способные раскрыть необычайное мировиде-ние детей.

Список использованной литературы

1. Бажов П.П. Каменный цветок: Урал.сказы : [Для сред.шк. возраста] / - Казань : Та-тар.кн. изд-во, 1979. - 158 с.

2. Кочетова В.Г. Цветовая символика как отражение творческого метода А. Белого и его ме-таязыкового сознания //Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Электронный ресурс] -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsvetovaya-simvolika-kak-otrazhenie-tvorcheskogo-metoda-a-belogo-i-ego-metayazykovogo-soznaniya (дата обращения: 15.02.2020)

3. Куприн А.И. Собрание сочинений в 6 т. Том 3. - М.: Гослитиздат, 1957. - 586с.

4. Литература для детей и юношества [Текст]: учебно-методическое пособие по дисциплине «Литература для детей и юношества» / [сост.

Русских Т.И.]; КГБПОУ «Канский библиотечный колледж». - Канск, 2016. - 370с.

5. Николаев С.М.: Камни - мифы, легенды, суеверия... - Новосибирск, "Наука" Сибирская издательская фирма РАН,1995. - с. 32, 34

6. Пришвин М. М. Собрание сочинений в 8-ти томах. Том 5. Л.: «Художественная литература», 1983. - 486с.

7. Трессидер Дж. Словарь символов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 448с.

8. Boshkova G., Shastina E., Shatunova O. The role of grandparents in the child's personality formation (On the material of children's literature) // Journal of Social Studies Education Research. - 2018. - Vol. 9, Issue 2. Pp. 283-294

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.