УДК 821.161.1
ТЕМА ДЕТСТВА В МАЛОЙ ПРОЗЕ А. И. КУПРИНА: АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЗМА
Исследование посвящено особенностям детской темы в малой прозе А. И. Куприна. Выявлена специфика средств психологизма: диалог, хронотоп, портретные наброски, пейзаж, художественная деталь.
Ключевые слова: психологизм, проза, рассказ, автор, персонаж, главный герой, пространство, хронотоп, мотив дороги, портрет, пейзаж, деталь.
T. n. Ma^a^an T. P. Shalatskaya
CHILD THEME IN A. KUPRIN'S SHORT PROSE: ASPECTS OF PSYCHOLOGISM
The research is devoted to the peculiarities of the child theme in A. Kuprin's small prose. The features of means of psychologism, such as dialogue, chronotope, portrait sketches, landscape, artistic detail, have been defined.
Keywords: psychologism, prose, story, author, character, protagonist, space, chronotope, motif of way, portrait, landscape, detail.
Малая проза А. И. Куприна - заметное явление в литературном процессе начала ХХ века. Обращение к наследию писателя заслуживает особого внимания, поскольку отечественное литературоведение изобилует разнообразием, а иногда и противоречием суджений критиков о художественной ценности рассказов, повестей и романов автора. Активизация исследовательских работ о прозе А. И. Куприна за последнее десятилетие свидетельствует о переосмыслении его творчества только с идеологических позиций, о слабом изучении периода эмиграции советским литературоведением, а также о совершенствовании тем, форм и методики анализа текста.
Цель статьи - выявить аспекты психологизма в рассказах писателя о детях. Для анализа выбран сборник рассказов, в который вошли произведения: «Белый пудель», «В недрах земли», «Чудесный доктор», «Тапёр», «Изумруд» [1].
Детство А. И. Куприна было тяжёлым. Пребывание с матерью во Вдовьем доме в Москве, обучение в Московском Разумовском пансионе стали суровой жизненной школой, обострили восприимчивость, сформировали волю Александра. Гамма впечатлений («жгучие детские скорби») нашла творческое отражение в малой прозе писателя.
А. И. Куприн глубоко исследовал жизнь. Его интересовали разные люди: портовые работники, господа, воры, врачи, уличные музыканты. Знания о жизни автор почерпнул из личного опыта. Ему часто приходилось менять место работы и должность: репортер, управляющий, грузчик, военный, псаломщик и др.
Дружба с И. А. Буниным, переписка с А. П. Чеховым, положительные отзывы Л. Н. Толстого о рассказах «В цирке» и «Allez!» - всё свидетельствует о признании языкового мастерства А. И. Куприна.
Широкая тематика текстов писателя продиктована повседневной жизнью: взаимоотношениями между членами семейства, отношениями взрослых и детей, любовью к животным, растениям и т. д.
Каждая небольшая история напоминает страницы жизни писателя. События происходят в пространстве, хо-
рошо известном автору: то в живописном Крыму, то в Киеве, то в шахтерском крае, то в Москве.
В рассказе «Белый пудель» писатель, казалось бы, подает образ двенадцатилетнего Серёжи без ёмкой портретной характеристики. Повествователь не упоминает о родственниках мальчика. Читатель узнает, что дедушка Лодыжкин Сережу взял «напрокат» у забулдыги - вдового сапожника. Так - в одном предложении - передана жизненная драма персонажа. В поисках заработка странствующие Серёжа, дедушка и пудель Арто проходят мимо дач. Автор противопоставляет восторженное состояние Сережи, умеющего тонко чувствовать красоту и эмоционально откликаться на нее, сдержанности Лодыжкина. А. И. Куприн передает мысли и чувства персонажей. Перед читателем появляется богатая барыня с неуклюжим сыном, требующим пуделя как желаемую игрушку. Наивные артисты, надеясь на вознаграждение, стараются развлечь этих людей. Достойное поведение Серёжи контрастирует с необузданным и своевольным нравом Трилли. Речевая характеристика расширяет портретные рамки персонажей. Реплики Серёжи сдержанны, учтивы, а Трилли, не желая слышать доводы, упрямо требует: «Мне! Хочу! Собаку-у-у!». А. И. Куприн осуждает избалованность и бездушность состоятельных людей, желающих угодить капризному Трилли и считающих, что все можно купить, и друга в том числе. Читателя восхищает поведение нищих людей, готовых дальше голодать и терпеть лишения во имя дружбы.
Из рассказа «В недрах земли» узнаем о жизни Васьки Ломакина, прозванного шахтёрами Кирпатым и Мамкиным. Двенадцатилетний мальчик, работающий в шахте, ещё чист душой. А. И. Куприн описывает события с позиции персонажа, используя внутреннюю характеристику. Васька отличается от сверстников тем, что не курит, не пьет, не сквернословит, не играет на деньги в карты. Писатель тонко передает «зверскую» атмосферу, в которой приходилось жить мальчику. Жутко ему в темной шахте, его пугают воспоминания о смерти шахтёров. Только Грек изредка проявляет теплоту и заботу о мальчишке. Васька смог достойно пройти жизненное испытание. Преодолел
46
Гуманитарные исследования • 2015 • № 2 (6)
свой страх и слабость, чтобы вывезти из шахты дорогого ему человека, у которого случился приступ. Мальчик жертвовал собственной жизнью. Автор раскрывает образ маленького смельчака через сравнение его поведения и поступков взрослых мужчин. Поступок, речь, описание угрозы обвала дополняют характеристику личностных качеств героя.
Через взгляд Васи передается искра духовного родства с Греком. Эти два абсолютно чужих человека, попавших на дно жизни, не утратили способность дружить.
История о «Чудесном докторе» повествует о жизни киевской семьи в подвале. Начинается текст с описания того, как голодные мальчуганы рассматривают витрину мясной лавки. Дальше драматизм углубляется. Читатель узнает, что у Мерцалова тяжело заболели жена и дочь Машутка. Безутешный отец семейства не знает, как им помочь. Заплаканные детские лица, грязь. Ни письмо, ни просьба жалких маленьких мальчиков не тронули черствое сердце швейцара. Общение персонажей часто происходит без слов: «поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах». Конец истории благополучный. Нашёлся отзывчивый доктор. Лаконичными и выразительными штрихами, тёмно-серыми тонами описал автор будни этой семьи. По-чеховски кратко и проникновенно запечатлена действительность.
Следующая история словно короткометражный фильм о жизни детей. Энергичная двенадцатилетняя Тиночка Руднева, запыхавшаяся, с разлетевшимися кудряшками на лбу, вся розовая от быстрого бега, напоминающая хорошенького мальчишку, своим молниеносным появлением заявляет о радостном детстве (рассказ «Тапер»). Её сменяет маленькая фигурка бледного, очень худощавого мальчика в подержанном мундирчике реального училища. Лицо некрасивое, но выразительное. Только большие серые глаза смотрели умно, твердо и не по-детски серьезно. Изящная, неуловимо небрежная и величавая простота игра пианиста, наполнили образ светом и величием. Писатель умело использует для оживления персонажей движения, мимику, манеры, краткое описание предметов одежды. Автор раскрывает образы детей, сопоставляя с другими, лаконично оценивая, характеризуя героев, демонстрирует своё отношение к ним.
Содержание рассказов создает разноликую социальную картину детства, окрашенную то в яркие, сочные
(у Тиночки Рудневой, Трилли), то в серые, мрачные тона (у Васьки Ломакина, у детей Мерцалова во время болезни их матери и младшей сестрёнки). Юные герои из низших слоев общества вызывают симпатию автора, они наблюдательные, отзывчивые, ответственные, выглядят взрослее, чем их беззаботные сверстники из обеспеченных семей.
Обзор рассказов о детях А. И. Куприна помогает проследить, как постепенно оттачивалась писательская зоркость, совершенствовалось искусство изящной социально-психологической характеристики. Трудно не согласиться с Т. Р. Пчелкиной, отметившей, что в структуре персонажей Куприна «внутреннее» является смысловой доминантой, что «купринский герой» является нетипичным для окружающего мира [2]. В проанализированных текстах нет резкого деления героев на отрицательных и положительных, добрых и злых. Куприн, передавая в прозе тончайшие оттенки человеческих переживаний, следует «чеховской» традиции использования скрытого психологизма.
Тема детства традиционна для русской литературы. Жизненные драмы юных героев: Серёжи, Васьки Ломакина, Гриши, Машутки, тапера - переполняют сердце читателя теплом и состраданием. Автор использует для создания реалистичных детских образов сжатые портретные эскизы, внутренний монолог, краткие диалоги, с помощью которых передаёт внутреннее состояние героев. Интерьер, пейзаж, музыка Бетховена, вальсы Шопена и рапсодии Листа дополняют картины жизни. В проанализированных рассказах А. И. Куприна нет подробных описаний предметной обстановки и самохарактеристики персонажей. Картина детства в прозе реалистична, насыщена контрастами. Она заставляет читателей думать, сопереживать, не теряться в экстремальной обстановке, любить людей, искусство, мир природы.
1. Куприн А. И. Сочинения: в 2 т. М. : Художественная лит., 1980. Т. 1: Повести. Рассказы. 180 с.
2. Пчелкина Т. Р. Автор и герой в художественном мире А. И. Куприна (типология и структура): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Магнитогорск, 2006. 22 с.
© Шалацкая Т. П., 2015
Гуманитарные исследования • 2015 • № 2 (6)
47