Научная статья на тему 'Роль хореографии во всестороннем развитии детей с ограниченными возможностями здоровья'

Роль хореографии во всестороннем развитии детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2242
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТИЯ ХОРЕОГРАФИЕЙ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / КОРРЕКЦИОННОЕ ДЕЙСТВИЕ / CORRECTIVE EFFECT / CHOREOGRAPHIC EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сивохина Светлана Юрьевна

Занятия хореографией являются одним из средств всестороннего развития школьников. Они оказывают коррекционное действие на физическое развитие детей с ОВЗ, создают благоприятную основу для совершенствования психических функций, играют значительную роль в становлении художественно-творческих способностей учащихся, выполняют основную функцию дополнительного образования в коррекционном обучении социализацию детей с ОВЗ. Хореография является неотъемлемой частью педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их творческого развития. Благодаря комплексному подходу формируется творческая, всесторонне развитая личность, способная адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль хореографии во всестороннем развитии детей с ограниченными возможностями здоровья»

6. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 2015. 223 с.

7. Потебня А.А. Мысль и язык / А.А. Потебня. М.: Правда, 2014. 127 с.

8. Атласова Т.Л. Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. [Электронный ресурс]: Т.Л. Атласова. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/340134347/ (дата обращения: 28.09.2017).

РОЛЬ ХОРЕОГРАФИИ ВО ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Сивохина С.Ю. Email: [email protected]

Сивохина Светлана Юрьевна - педагог дополнительного образования, Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы Специальная (коррекционная) школа № 1708, г. Москва

Аннотация: занятия хореографией являются одним из средств всестороннего развития школьников. Они оказывают коррекционное действие на физическое развитие детей с ОВЗ, создают благоприятную основу для совершенствования психических функций, играют значительную роль в становлении художественно-творческих способностей учащихся, выполняют основную функцию дополнительного образования в коррекционном обучении -социализацию детей с ОВЗ. Хореография является неотъемлемой частью педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их творческого развития. Благодаря комплексному подходу формируется творческая, всесторонне развитая личность, способная адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Ключевые слова: занятия хореографией, социализация, коррекционное действие.

THE ROLE OF CHOREOGRAPHY IN THE COMPREHENSIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Sivokhina S.Yu.

Sivokhina Svetlana Yurievna - additional education Teacher, STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION MOSCOW SPECIAL (CORRECTIONAL) SCHOOL № 1708, MOSCOW

Abstract: tomographic exercises is one of the means of comprehensive development of schoolchildren. They have a corrective effect on the physical development of children with disabilities, create a favorable basis for the improvement of mental functions, play a significant role in the development of artistic and creative abilities of pupils, perform the main function of additional education in correctional training - socialization of children with disabilities. Choreography is an integral part of pedagogical work with children with disabilities and their creative development. Thanks to the integrated approach, a creative, comprehensively developed personality is formed, able to adapt in various life situations. Keywords: choreographic exercises, socialization, corrective effect.

УДК: 372.87

Занятия хореографией являются одним из средств всестороннего развития школьников. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, театр и пластику движений. Как сказал Платон: «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души». Вся система дополнительного

80

образования носит коррекционный характер. Занятия танцами оказывают не только коррекционное действие на физическое развитие детей с ОВЗ, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие.

В процессе работы с детьми с ОВЗ выделяются основные критерии:

1 - Координация - т.е. согласованность движений. Любая поза, любое движение требует координации. Координация является именно тем качеством, которое можно развить только тренировками, репетициями.

2 - Сила мышц и выносливость - т.е. способность как можно дольше выполнять мышечную работу.

3 - Пластичность и гибкость - т.е. способность выполнять упражнения с большой амплитудой.

4 - Моторная память - запоминание, усвоение и воспроизведение предложенного движения.

Среди двигательных способностей одно из центральных мест занимают координационные способности (КС). Это справедливо и закономерно. В современных условиях НТР возрастает значение таких качеств человека, как способность быстро ориентироваться в пространстве, тонко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц; быстро реагировать на сигналы внешней среды; вестибулярная устойчивость. КС включают в себя также такие понятия, как чувство ритма, способность произвольно расслаблять мышцы, умение быстро и целесообразно действовать в изменяющихся условиях, способность сохранять равновесие и др. [5, с. 3]. Именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление и даёт дополнительный импульс для мыслительной деятельности. Систематические занятия соразмерно развивают осанку, способствуют устранению ряда физических недостатков: лордоза, кифоза, сколиоза, косолапия, выпуклости грудной клетки. Помимо этого развиваются координация, эластичность связок, происходит укрепление мышц. Необходимо подобрать ряд общеразвивающих и укрепляющих движений, составить из них комплекс упражнений, который подходит и является наиболее полезным для учеников коррекционной школы с учетом их физиологических возможностей и психических особенностей. Этот комплекс должен являться неотъемлемой частью каждого урока. Последовательность экзерсиса не должна быть случайной. В зависимости от степени трудности, следует учитывать полезное и логичное сочетание движений, не соединяя их в комбинации только ради рисунка упражнений [7, с. 7]. Компенсация недостатков развития у учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с помощью танцевальных упражнений и движений с применением различных атрибутов. Использование различных атрибутов вызывает у танцоров дополнительный интерес к постановке. Безусловно, работа с предметом является более сложным процессом и требует отдельной работы, благодаря которой развиваются координационные возможности. В постановках можно использовать различные гимнастические предметы, такие как мячи, ленты, обручи, флаги. В народных танцах активно используются платочки, сабли. Также для хореографических постановок детей с ограниченными возможностями отлично подходит такой атрибут, как ткань.

Многие дисциплины уделяют внимание преимущественно передаче знаний, а формирование нравственных и эмоциональных чувств либо считается второстепенным, либо вообще не принимается во внимание. В искусстве хореографии как раз и заложены многие формы художественного воспитания детей. С помощью занятий хореографией дети учатся передавать свои чувства и свою индивидуальность посредством танцевальных движений. Именно занятие хореографией формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать. С помощью танцевальные движения у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и формируется внутренний духовный мир. Танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической

81

релаксации, восстанавливают жизненную энергию. Таким образом, мы можем утверждать, что занятие хореографией играет значительную роль в становлении художественно -творческих способностей учащихся. На занятиях необходимо уделять большое внимание эмоционально-чувственной составляющей. Проводить игры и разучивать упражнения с элементами импровизации. Импровизация, это некое незапланированное действие, фантазия на заданную тему, непосредственный процесс творчества без всякой подготовки. В переводе с латинского языка импровизация — неожиданный, внезапный [1, с. 42-43]. Это раскрепощает детей и дает возможность проявить себя эмоционально и творчески. Импровизации - это спонтанное, сиюминутное, индивидуальное воплощение в зависимости от сегодняшнего, сиюминутного состояния исполнителя. Также при постановке номеров необходимо уделять внимание артистизму. Для этого нужно использовать элемент беседы. Ведь чтобы выразить во время танца свои эмоции, дети должны понимать, о чем они танцуют, что значат движения и жесты. Без коммуникативного влияния нет хореографической деятельности. Коммуникация происходит как минимум в общении двух человек либо одного ребенка со всеми другими. Искусство объединяет людей. Когда в древности два разноязычных племени заключали перемирие, они устраивали танец, который своим ритмом сплачивал их. Наиважнейшая ценность занятий хореографией заключается в том, что дети контактируют как в группе, так и в дуэте, то есть в паре. Контактная импровизация - это совместный творческий процесс, где каждый полностью включен в него и ориентирован на партнера, общаясь друг с другом посредством телесного и визуального контакта. Например, на занятиях можно ставить в пару сильного ученика с более слабым, что позволяет включить в рабочий процесс детей со сложным дефектом. В окружающем нас мире прикосновение очень значимо и сильно воздействует на чувства. Прикосновение оказывает на человека очень сильное эмоциональное влияние. Исходя из всего вышеописанного, можно сделать вывод, что занятия хореографией помогают не только улучшению творческого процесса, но и развитию навыков, необходимых в дальнейшей жизни: обучающиеся начинают лучше понимать себя и других, правильно выстраивать межличностные отношения, работать в команде, не бояться принимать решения в ответственный момент, адаптироваться в любых жизненных ситуациях.

Занятия хореографией выполняют основную функцию дополнительного образования в коррекционном обучении - социализацию детей с ОВЗ. Социализация для детей с различными проблемами в развитии вызывает очень большие трудности. Вопрос о подготовке этих детей к самостоятельной жизни, учебе и будущей работе вызывает дискуссии. Е.И. Разуван подчеркивает, что дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают большие трудности при общении со сверстниками и людьми вокруг. У них почти не развито такое понятие как инициатива в общении. Они легко вступают в контакт с близкими и давно знакомыми им людьми, но большие проблемы вызывает знакомство с новыми людьми. Связь детей с ограниченными возможностями с окружающим социумом может достигаться лишь специальными мероприятиями, направленными на психолого-педагогическое сопровождение таких детей в ходе обучения и воспитания. Итогом занятий хореографией является хореографическая постановка, то есть танец, который дети показывают на сцене. Успешный опыт на сцене способствует успешному общению в жизни. А также помогает решить важную проблему в социальной адаптации - обучение социальному опыту. В процессе хореографических занятий и конкурсных выступлений дети с тяжелыми нарушениями речи и сложным дефектом овладевают навыками общения и коллективного творчества. В ходе социализации ребенок не просто усваивает социальный опыт, но и преобразует его в собственные ценности, установки, ориентации, вводит в систему своего поведения те нормы и стереотипы, которые приняты в обществе или в группе, с которой он взаимодействует. У него складывается свой личный опыт [2, с. 959-964]. Наибольший интерес в этом плане представляют младшие школьники, так как именно в этом возрасте закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения и формируются мироощущение, необходимое в последующей жизни. Хореографическое творчество является одним из средств

82

всестороннего развития младших школьников. С психологической точки зрения начальная школа является благоприятным периодом для развития творческих способностей, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Кроме того, мышление младших школьников значительно свободнее, чем мышление более взрослых детей. В основу обучения детей с ОВЗ необходимо положить игровое начало. Игра на уроке хореографии не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Как сказал Э. Жак-Далькроз: «Игра развивает индивидуальность; играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, по этому игра - могущественное орудие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания» [3, с. 17]. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. На занятиях хореографией для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать различные музыкальные игры, игры на ориентацию в пространстве и виды перестроений, игры, развивающие память. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Основная задача - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

Хореография является неотъемлемой частью педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их творческого развития. Благодаря комплексному подходу формируется творческая, всесторонне развитая личность, способная адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

Список литературы /References

1. Даренская Н.В. Импровизация как одна из форм развития хореографического искусства [Текст] // Культурология и искусствоведение: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). Казань: Бук, 2016. С. 42-43.

2. Елисеева Ю.Н. Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ // Молодой ученый, 2016. № 3. С. 959-964.

3. Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства ритма у детей), издательство «Композитор» Санкт-Петербург. С. 17.

4. Конорова Е. Танец и ритмика в начальной школе, 1960.

5. Лях В.И. Координационные способности: Диагностика и развитие / В.И. Лях. М.: Дивизион, 2006. С. 3.

6. Система коррекционно-развивающей работы в учреждении ГБОУ Школе № 1708. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sch1708uz.mskobr.ru/info_add/programma/ (дата обращения 14.09.2017).

7. Школа классического танца / В. Костровицкая, А. Писарев. Л.: Искусство, 1976. С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.