Научная статья на тему 'РОЛЬ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ'

РОЛЬ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
химический эксперимент / инновационные технологии / преподаватель / студент.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асадова Ирада Беюкага, Джаббарова Нателла Эйюбовна

представленная статья посвящена анализу методов обучения студентов в высших учебных заведениях. Выделена особая роль химического эксперимента, который готовит будущего специалиста – инженера-химика для дальнейшей работы на промышленных объектах, или в научно-исследовательских институтах. Определена роль инновационных технологий и технических средств в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ»

9. Кремков М.В., Воронов М.В. Организация процесса обучения специалистов на основе инновационных информационных технологий и моделирования учебных текстов. Сб. Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы энергетики в условиях цифровизации экономики», 24-26 ноября 2022 г., Узбекистан, Бухара, С. 608-611.

РОЛЬ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ Асадова И.Б.1, Джаббарова Н.Э.2

1Асадова Ирада Беюкага - кандидат химических наук, доцент, 2Джаббарова Нателла Эйюбовна - кандидат химических наук, доцент, кафедра химии и технологии неорганических веществ, химико-технологический факультет, Азербайджанский Государственный Университет Нефти и Промышленности, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: представленная статья посвящена анализу методов обучения студентов в высших учебных заведениях. Выделена особая роль химического эксперимента, который готовит будущего специалиста - инженера-химика для дальнейшей работы на промышленных объектах, или в научно-исследовательских институтах. Определена роль инновационных технологий и технических средств в процессе обучения.

Ключевые слова: химический эксперимент, инновационные технологии, преподаватель, студент.

Современное общество, в связи с глобальной информатизацией, подвержено определенным модификациям, требующим высококомпетентных молодых специалистов. Студенту, закончившему ВУЗ, необходимо стать бакалавром высокого уровня, который компетентен как в рамках своего профиля, так и в других областях знаний. Выпускнику ВУЗа нужны умения интегрировать знания из других наук в свою профессию.

За последние двадцать лет, мы наблюдаем проблему низкого уровня базовых знаний, отсутствие осознания химии с другими точными наукам, слабое понимание причины и следствия тех или иных явлений, неумение формулировать свои мысли в научном ракурсе. В такой ситуации преподаватель ВУЗа стремится формировать у обучающихся навыки самостоятельного мышления. Одна из основных целей преподавателя не просто передавать химическую информацию, а уметь с помощью логического мышления, связывать эти знания с близкими по профилю науками и специальностями. Все эти моменты и особенности знаний основной и сопряженных наук могут возникать при работе на промышленных объектах. Кроме того, особенностью химических дисциплин в технических вузах, является то, что за счет небольшого объема курса, необходимо освоение знаний из всех областей химии. Ведь именно наука химия закладывает теоретические основы понимания химических явлений, современных научных представлений о веществе и раскрывает механизмы превращений одних веществ в другие.

Практика показывает, что критерием профессиональной зрелости личности, является не только компетентность специалиста в выбранной специальности, а умение связывать эти знания с происходящими явлениями в производстве и обществе. Можно сказать, необходим философский подход к происходящему. Кроме того, одним из важных критериев зрелости специалиста является умение самостоятельно осваивать необходимые знания, как духовную потребность личности.

Самообразовательная компетентность складывается из многих факторов, где на первом месте - готовность к непрерывному самообразованию. В области химии это еще и эксперименты - лабораторные работы.

Для процесса самообразовательной компетентности в области химии, можно отметить следующие этапы:

- адаптационный, когда идет накопление опыта постановки целей, изучения материала, проведения экспериментов и формулирование выводов,

- самообразовательный, когда усовершенствуется уже имеющийся опыт. На этом этапе имеют значение эмоционально-волевые качества, самостоятельность, интеллектуальные возможности.

Надо учитывать аспект переключения обучающихся от школьной формы обучения на вузовскую. При этом, студенты не сразу адаптируются к особенностям вузовского обучения и поэтому считают требования преподавателя завышенными.

Изучая химию студентам необходимо определять проблему, ставить задачу и находить решение. В химической науке, только теоретическими познаниями, невозможно глубоко все освоить. Химия - наука экспериментальная. Обучающимся необходимо формирование умений и теоретической, и экспериментальной и исследовательской деятельности.

Т.е. обучающемуся нужно использовать различные методы изучения процессов и свойств веществ, а так же необходимы умения анализировать и устанавливать связи между химическими явлениями. Нельзя не отметить и знания по технике безопасности обращения с веществами в химической лаборатории. Во всех этих процессах немаловажная роль отведена педагогу, который должен владеть особенностями педагогических технологий.

Для снятия внутреннего напряжения и создания верного психологического климата, необходим душевный контакт студента с преподавателем. Это дает возможность студентам смело высказывать свое мнение, не опасаясь его ошибочности.

Внедрение различных технологий, в частности технических средств позволяет организовывать высокомотивированное обучение, которое раскрепощает творческое начало.

Бурное развитие наук за последние 200 лет, привело к изменению роли педагога от информационной к направляющей. Для этого педагоги используют современные инновационные технологии.

Понятие «технология» является очень популярным в образовании. В.П. Беспалько определяет технологию совокупностью средств и методов теоретически обоснованных процессов обучения, которые позволяют успешно реализовывать образовательные цели.

По Б.П. Лихачеву технология является совокупностью психолого-педагогических установок (формы, методы, способы, приемы обучения) - инструментов педагогического процесса.

Рациональное использование педагогических технологий положительно влияет на процесс преподавания химии. Причем, помогает и то, что согласно Болонской системе, увеличилось время для самостоятельной работы студентов. А это, в свою очередь, способствует более эффективному использованию студентами своего времени и формирует у них уверенность в своих силах и повышает самооценку. В этом процессе учитывается то, что усвоение только теоретического материала не дает развития и формирования у студентов законченного образа явления, не помогает закреплению знаний и их контролю тем более, если это будущий ученый, которому необходимо умение создавать новые идеи и гипотезы, которые следует проверять и подтверждать.

Основной задачей преподавания в ВУЗе, является формирование у обучающихся безопасного опыта работы с химическими веществами, анализируя при этом, химические явления и устанавливая связь между ними.

В ходе обучения химических дисциплин проводятся несколько этапов химического эксперимента: теоретическое обоснование опыта, планировка и проведение опыта, оценивание получившихся результатов.

Особенности, изучаемых тем можно использовать для проведения различных экспериментов. При этом, по ходу химического эксперимента студенту представляется возможность визуального ознакомления с исследуемыми веществами.

Таким образом, химический эксперимент:

- учит проводить опыты по исследованию химических свойств веществ и их получению;

- помогает осознанному восприятию теоретических знаний;

- дает возможность преподавателю более расширенно оценить знания и способности студентов.

Кроме того, химические эксперименты помогают обучающимся изучать новые темы, формулировать концепции, совершенствовать и закреплять свои знания, способствуют развитию практических навыков.

В наше время результат обучения может достигаться различными методами. Применение современных технологий - электронные книги, виртуальные химические лаборатории, интернет и конечно же презентации лекции. Информационные и коммуникативные технологии перспективны при обучении химии. Например: виртуальная лаборатория осуществляет системно-деятельное обучение и развитие у студентов познавательной и самостоятельной деятельности. В отличии от иных средств визуализации наблюдается динамика во времени, где получаются новые вещества, из которых можно получить еще и другие вещества. Причем, можно наблюдать процессы с опасными и взрывоопасными веществами. Особенно хочется отметить что при виртуальной лаборатории, к наблюдениям можно возвращаться многократно. Особенно актуально использование виртуальных лабораторных работ оказалось в период пандемии, когда доступ в ВУЗ был не возможен и все занятия проходили по интернету. Кроме того, в мире уже много лет практикуется заочное обучение иногородних студентов. Но у виртуальных лабораторий есть и свои недостатки. Это:

- отсутствие прямого контакта с химической посудой и реагентами;

- отсутствие запахов исследуемых и полученных веществ.

Итак, химический эксперимент представляет следующее:

- важный источник знаний по химическим наукам, способствующий развитию знаний, навыков, умений; наблюдательности, а также тренирует практические умения, планирование работы, оформление полученных результатов и их анализ.

И наконец, химический эксперимент, проводимый в лаборатории непосредственно с участием преподавателя, готовит студента для дальнейшей работы на промышленных объектах, или в научно-исследовательской институтах.

Список литературы

1. Глаголева А.А., Космодемьянская С.С. Применение активных методов обучения на

уроках химии. Образовательная система: новации в сфере современного научного

знания: сборник научных трудов. Казань, 2019. 365 с.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Изд. «Педагогика», 1989.

192 с.

3. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. - М., 1982. 191 с.

4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение.

Учебн.пос. для студ. Высш.Уч.Зав. Академия. М. 2009.192 с.

56

5. Мария С. Пак. Теория и методика обучения химии: учебник для вузов. М. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. 306 с.

6. Качалова Г.С., Багавиева Т.К., Бутаков В.В., Опарин Р.В. Технология смешанного обучения химии: учебно-методическое пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2021. 106 с.

7. Химия. Инновационный системный подход: учебное пособие. Блинов Л.Н. и др. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. 95 с.

8. Гатина Г.Р., Космодемьянская С.С. Определение практических навыков, учащихся по химии. Инновации в преподавании химии: сб. научных и научно-методических трудов IV Всероссийской науч.- практ. конф. Казань, 2013. Казан. ун-т, 2013. 284 с.

9. Лисичкин В.Г., Коробейникова Л.А. «Годитесь ли вы в химики?» М.: Академкнига, 2003. 143 с.

10. Л.Р. Маннанова. Инновационные технологии в преподавании химии. Сб. научных и научно-метод.трудов. V Международная научно-практическая конференция «Инновации в преподавании химии» Казань, 2014. С. 90-94.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДОГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИРУРГИИ Тухтамурод З.З.

Тухтамурод Зиёдулла Зикрилла - кандидат медицинских наук, доцент, кафедра общей хирургии и ОХТА, Ташкентский педиатрический медицинский институт г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: подготовка специалистов высокого уровня диктует внедрение в арсенал педагога новейшие методики обучения. Исследование провели в двух группах студентов медицинского института. Целью было выявить эффективность ролевой игры «трехступенчатое интервью» на развитие клинического мышления у студентов по предмету «хирургические болезни». Выявлено, что данная ролевая игра являются прекрасным дополнением в учебном процессе для овладения студентами практических навыков и одним из основных методов развития клинического мышления и запоминания материала.

Ключевые слова: педагогические технологии, ролевые игры, хирургия.

УДК 617(07.07):3781 47

Общеизвестно, что эффективности обучения студентов во всех странах придается большое значение. Подготовка врачей-специалистов высокого уровня в первичном звене остается также актуальной задачей сегодняшнего дня и это диктует внедрение в арсенал педагога новые педагогические и информационные технологии, новейшие методики обучения и неординарные приемы [1]. Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. С позиций рыночной экономики применение интерактивных методов обучения также развивают качества, требуемые работодателями [2].

К интерактивным методам обучения относятся и ролевые игры. Специфика данного метода заключается в предоставлении студентам заранее разработанной ситуации, связанной с их будущей профессиональной деятельностью, в которой они принимают на себя роли и соответствующие обязательства. Основная задача состоит в максимально успешном завершении или разрешении ситуации. Игра особенно актуальна для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.