Научная статья на тему 'Использование активных методов при преподавании химии в аграрном вузе'

Использование активных методов при преподавании химии в аграрном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / SELF-DEVELOPMENT / COMPETENCE APPROACH / ACTIVE METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронкова М.В.

В статье рассмотрено применение инновационных образовательных технологий при преподавании химии. Приведен опыт использования активных методов обучения химии с учетом специфики преподавания в аграрном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронкова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ACTIVE METHODS IN THE TEACHING OF CHEMISTRY IN THE AGRICULTURAL UNIVERSITY

The article discusses the use of innovative educational technologies in the teaching of chemistry. The experience of using active methods of teaching chemistry, taking into account the specifics of teaching in agricultural universities.

Текст научной работы на тему «Использование активных методов при преподавании химии в аграрном вузе»

УДК 378.1 ВОРОНКОВА М.В.

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, кафедра естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина E-mail: Voronkova-m78@yandex.ru

UDC 378.1 VORONKOVA M.V.

Candidate of agricultural science associate professor department of natural science and humanities of Orel State Agrarian University named after N.V.Parakhin E-mail: Voronkova-m78@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ В АГРАРНОМ ВУЗЕ THE USE OF ACTIVE METHODS IN THE TEACHING OF CHEMISTRY IN THE AGRICULTURAL UNIVERSITY

В статье рассмотрено применение инновационных образовательных технологий при преподавании химии. Приведен опыт использования активных методов обучения химии с учетом специфики преподавания в аграрном вузе.

Ключевые слова: саморазвитие, компетентностный подход, активные методы.

The article discusses the use of innovative educational technologies in the teaching of chemistry. The experience of using active methods of teaching chemistry, taking into account the specifics of teaching in agricultural universities.

Keywords: self-development, competence approach, active method.

При изучении химии на младших курсах в аграрных вузах одной из проблем является низкая мотивация студентов, что приводит к снижению уровня познания материала. Поверхностный уровень знаний и отсутствие интереса к предмету не только приводят к снижению результативности при изучении курса, но и уменьшают процент остаточных знаний [6].

В современных условиях главной целью подготовки бакалавров и специалистов в аграрном вузе является формирование профессионально подготовленной личности, обладающей организационно-управленческими навыками и конкурентноспособной на рынке труда, умеющей ставить цели и формировать идеи, находить решения в спецефиче-ских обстоятельствах. Для совершенствования профессиональной подготовки кадров на основе компетентностного подхода возникает неизбежность разработки и применения инновационных образовательных технологий.

Для модернизации и активизации учебного процесса в высшей школе, большое значение имеет учет особенностей вузовского обучения, которое требует перестройки у обучающихся стереотипов учебной работы, сложившейся в школе, и вооружение новыми умениями и навыками научно-исследовательской деятельности. Широкое применение в учебном процессе активных форм обучения, является одним из значимых компонентов стратегии перестройки профессионального образования стало [7].

Активные методы обучения - способы и приемы педагогического воздействия, побуждающие к мыслительной активности, проявлению творческого, исследовательского подхода в процессе обучения [5].

В сопоставлении с классическими моделями ведения занятий при использовании активных способов обучения изменяются роли педагога и обучаемого. Задачей преподавателя становится создание критериев для проявления инициативы, выработка удобных условий обучения, таких,

при которых студенты, получая в процессе работы определенный итог, ощущают свою удачливость, умственную сос-тоятельность, что делает процесс обучения более плодотворным.

В зависимости от направленности на формирование конструктивной системы знаний активные методы обучения классифицируют на неимитационные :(проблем наялекция,лекцияс запланированнымиошибками, поисковая лабораторная работа, самостоятельная работа с литературой, публицистикой ит.п.); и имитационные: игровые (деловая игра, педагогические задачи и т.п.); и неимитационные: неигровые (коллективная мыслительная деятельность, анализ конкретных ситуаций и т.п.).

Наиболее успешными формами организации контактной и самостоятельной работы с применением активных методов обучения в аграрном вузе являются: лекция-визуализация, проблемная лекция, поисковые работы, научно-исследовательская работа студентов, ролевая игра.

Лекция-визуализация - это лекция, на которой изучаемый материал передается с помощью технических средств обучения (аудио- и/или видеотехники). Основной целью лекции-визуализации является формирование у студентов профессионального мышления через восприятие устной и письменной информации, преобразованной в визуальную форму.

Лекция-визуализация эффективна на этапе введения обучающихся в новый раздел, тему, дисциплину например: «Качественный анализ», «Дисперсные системы», «Металлы», «Полимеры». Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.

Проблемная лекция предполагает инициированное преподавателем привлечение аудитории к решению научной проблемы, определяющей тему занятия. В ходе лекции осуществляется диагностика готовности обучаю-

© Воронкова М.В. © Voronkova M.V

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

щихся к освоению темы, постановка целей, установление связи между предметом изучения и личным и учебным опытом обучающихся [4]. Проблемная лекция имеет возможность на существование при изучении тем, на которые по учебному плану отводится небольшое количество часов, например «Химия в строительстве», «Химия редкоземельных металлов», «Химия радиоактивных элементов» и т.д. Такие темы при изучении базовых дисциплин носят, обзорный характер и подразумевают более детализированную проработку на специальных курсах, а в ходе обучения сохраняется преимущественно монологическая манера общения педагога с обучающимися в сочетании с элементами диалога.

Одним из разновидностей химического эксперимента являются лабораторные занятия, применяемые для закрепления и совершенствованиия знаний. В ходе проведения лабораторных занятий, студенты глубже и полнее вникают в химические явления и законы, овладевают техникой и изучением свойств веществ. На лабораторных занятиях производится контроль подготовленности обучающихся к выполнению конкретной лабораторной работы, выполнению тестовых и проверочных заданий, оформления отчета о выполненной работе и его защите перед преподавателем. Итоговая оценка заносится в журнал учета лабораторных работ и учитывается при выставлении семестровой итоговой оценки по данной дисциплине.

Лабораторные работы могут носить репродуктивный, частично-поисковый (эвристический) и поисковый характер. Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, приборы и реактивы, порядок выполнения работы, выводы, контрольные вопросы, список рекомендуемой литературы. Примером таких лабораторных работ могут быть: «Изучение химических свойств комплексных соединений», «Основные классы неорганических соединений».

При выполнении работ, носящих частично-поисковый характер, организуется поиск решения познавательных задач либо под руководством преподавателя, либо на основе инструкции или программы по выполнению лабораторной работы. Процесс мышления приобретает поисковый (продуктивный) характер, но поэтапно контролируется преподавателем или самими обучающимися на основе работы по учебным пособиям, дополнительной литературе [1].

К наиболее эффективным экспериментам эвристического характера следует отнести следующие лабораторные работы: «Определение общей жесткости воды», «Определение кислотности плодов и овощей».

Работы, носящие поисковый характер, характеризуются решением обучающимися новой проблемы, опираясь на теоретические знания.

При изучении химии в аграрном вузе особенно актуальны научно-исследовательские работы студентов (НИРС), в которых материалом исследования служат биологические жидкости, растительные и животные объекты. Примером таких работ служат: «Биохимическое исследование сыворотки крови крупного рогатого скота», включающее определение биохимических показателей сыворотки, необходимых для постановки диагноза и назначении пра-

вильного лечения; «Исследование продуктов растительного и животного происхождения по содержанию в них нитратов». Целью данной работы является оценка качества продуктов растительного и животного происхождения и формирование навыков рационального потребления продуктов на основе сведений о содержании в них нитратов [3].

Таким образом, обучающиеся, работая с биологическими жидкостями и объектами, вовлечены в будущую профессиональную деятельность и активно осваивают современные методы исследования. Их работа развивает научное мышление, логику, аналитические способности.

Особая роль при формировании профессионально-значимых качеств личности будущего специалиста отводится ролевым играм.

Основные достоинства ролевой игры заключаются в приобретении обучающимися необходимых компетенций, как основного фактора успешности освоения дисциплины, ориентацию на разработку алгоритма действий при решении различных ситуаций. Смысл ролевой игры подразумевает наличие разнонаправленных, а иногда и противоречащих целей и задач [2]. Проведение ролевых игр требует не только тщательной подготовки материала преподавателем, но и определенного профессионального уровня подготовки обучаемых. Ролевые игры незаменимы для создания межпредметных связей при формировании профессиональных компетенций. Использование игровых форм в ходе изучения базовых дисциплин носит ограниченный характер и предполагает достаточно узкие тематические рамки. В качестве примера при изучении химии халькогенов целесообразно предложить ролевую игру на тему: «Производство серной кислоты». Так, при изучении производства серной кислоты обучающиеся делятся на отделы: технологический, центральная заводская лаборатория, лаборатория реализации и сбыта готовой продукции, рекламы. Участникам каждого отдела выдается задание. Технологическому отделу: выделить цеха по производству И28 04; знать назначение и режим работы аппаратов; выделить научные принципы производства; решить экологическую проблему на производстве. Центральной заводской лаборатории - указать химизм производства, качественные реакции, технику безопасности при работе с серной кислотой. Отделу реализации - предложить предприятия по реализации серной кислоты. Отделу рекламы - подготовить рекламный проспект, ролик, слоган. Оценка действий участников игры производится специалистами, в качестве которых выступают студенты под руководством преподавателя. Подобные игровые методы эффективны, поскольку снимают противоречия между абстрактным характером учебного процесса и реальным характером профессиональной деятельности.

Таким образом, роль преподавателя при изучении химии в аграрном вузе состоит не только в том, чтобы передать свои знания и умения, но и создать банк знаний, в котором каждый обучающийся способен найти информацию для саморазвития и профессионального роста, а также создать с помощью новых технологий обучения условия и возможности этого саморазвития.

Библиографический список

1. Буланова-ТопорковаМ.В., ДухавневаА.В. и др. Педагогика и психология высшей школы/ М.В. Буланова-Топоркова и др.: Учебное пособие. Ростов н/д: Феникс, 2012.-14с.

2. ВербицкийА.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: ИЦ ПКПС, 2014. 84 с.

3. Воронкова М.В., Штрайхер И.В., Воронков И.В. Исследование содержания нитратов в плодоовощной продукции, реализуемой в сетевых супермаркетах города Орла/ М.В. Воронкова и др.: Фундаментальные и прикладные исследования - сельскохозяйственному производству сборник материалов VIII Международной научно-практической Интернет-конференции. 2016. С. 259-261.

4. ГавронскаяЮ.Ю. Интерактивное обучение химическим дисциплинам студентов педагогических вузов на основе компетентност-ного подхода: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 223 с.

5. ЗарукинаЕ.В., ЛогиноваН.А., НовикМ.М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению/ Е.В. Зарукина и др.: учеб.-метод. пособие. СПб.: СПбГИЭУ 2010. -59 с.

6. Свидзинская Г.Б. Особенности использования активных методов обучения на предметах химического цикла в вузах МЧС России/ Г.Б. Свидзинская: сборник Психолого-педагогические основы подготовки сотрудников МЧС России к условиям чрезвычайных ситуаций.-Ульяновск, 2016.-114 с.

7. Яворская С.Д. Инновационные методы обучения студентов медицинского вуза / С.Д. Яворская, М.Г. и др.: 24979.pdf science-education.ru

References

1. Bulanova-Toporkova M.V., Dukhavneva A.V. et al. Pedagogy and psychology of higher education / M.V. Bulanova-Toporkova, A.V. Dukhavneva and etc.: Textbook. Rostov n / a: Phoenix, 2012. 14 p.

2. VerbitskyA. A. Competence approach and contextual learning theory. M .: ITs PKPS, 2014. 84р.

3. VoronkovaM. V., Streicher, I. V., VoronkovI. V. Research of nitrate content in fruits and vegetables sold in the network supermarkets of the city of Orel/ M.V.Voronkova et al. Fundamental and applied research - to agricultural production, a collection of materials of the VIII International Scientific and Practical Internet Conference. 2016. Pp. 259-261.

4. Gawronska Yu. Yu. Interactive teaching of chemical disciplines to students of pedagogical universities on the basis of competence approach: monograph. SPb .: Publishing House of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen, 2008. 223 p.

5. ZorukinaE. V., LoginovaN. A. NovikM. M. Active learning methods: recommendations for the development and application / E.V. Zorukina et al.: studies'.-method. benefit. SPb.: Spbgieu, 2010. 59 p.

6. Svidzinskaya G. B. Features of the use of active methods of teaching on the subjects of the chemical cycle in the universities of EMERCOM of Russia/ О.В. Svidzinskaya: a collection of Psychological and Pedagogical Foundations for the training of EMERCOM of Russia employees to the conditions of emergency situations.-Ulyanovsk, 2016.-114 p.

7. YavorskayaS. D. Innovative methods of teaching medical students / S.D. Yavorskaya, M.G. et al .: 24979.pdf science-education.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.