Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДОГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИРУРГИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДОГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИРУРГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические технологии / ролевые игры / хирургия

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тухтамурод Зиёдулла Зикрилла

подготовка специалистов высокого уровня диктует внедрение в арсенал педагога новейшие методики обучения. Исследование провели в двух группах студентов медицинского института. Целью было выявить эффективность ролевой игры «трехступенчатое интервью» на развитие клинического мышления у студентов по предмету «хирургические болезни». Выявлено, что данная ролевая игра являются прекрасным дополнением в учебном процессе для овладения студентами практических навыков и одним из основных методов развития клинического мышления и запоминания материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тухтамурод Зиёдулла Зикрилла

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДОГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИРУРГИИ»

5. Мария С. Пак. Теория и методика обучения химии: учебник для вузов. М. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. 306 с.

6. Качалова Г.С., Багавиева Т.К., Бутаков В.В., Опарин Р.В. Технология смешанного обучения химии: учебно-методическое пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2021. 106 с.

7. Химия. Инновационный системный подход: учебное пособие. Блинов Л.Н. и др. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. 95 с.

8. Гатина Г.Р., Космодемьянская С.С. Определение практических навыков, учащихся по химии. Инновации в преподавании химии: сб. научных и научно-методических трудов IV Всероссийской науч.- практ. конф. Казань, 2013. Казан. ун-т, 2013. 284 с.

9. Лисичкин В.Г., Коробейникова Л.А. «Годитесь ли вы в химики?» М.: Академкнига, 2003. 143 с.

10. Л.Р. Маннанова. Инновационные технологии в преподавании химии. Сб. научных и научно-метод.трудов. V Международная научно-практическая конференция «Инновации в преподавании химии» Казань, 2014. С. 90-94.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДОГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИРУРГИИ Тухтамурод З.З.

Тухтамурод Зиёдулла Зикрилла - кандидат медицинских наук, доцент, кафедра общей хирургии и ОХТА, Ташкентский педиатрический медицинский институт г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: подготовка специалистов высокого уровня диктует внедрение в арсенал педагога новейшие методики обучения. Исследование провели в двух группах студентов медицинского института. Целью было выявить эффективность ролевой игры «трехступенчатое интервью» на развитие клинического мышления у студентов по предмету «хирургические болезни». Выявлено, что данная ролевая игра являются прекрасным дополнением в учебном процессе для овладения студентами практических навыков и одним из основных методов развития клинического мышления и запоминания материала.

Ключевые слова: педагогические технологии, ролевые игры, хирургия.

УДК 617(07.07):3781 47

Общеизвестно, что эффективности обучения студентов во всех странах придается большое значение. Подготовка врачей-специалистов высокого уровня в первичном звене остается также актуальной задачей сегодняшнего дня и это диктует внедрение в арсенал педагога новые педагогические и информационные технологии, новейшие методики обучения и неординарные приемы [1]. Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. C позиций рыночной экономики применение интерактивных методов обучения также развивают качества, требуемые работодателями [2].

К интерактивным методам обучения относятся и ролевые игры. Специфика данного метода заключается в предоставлении студентам заранее разработанной ситуации, связанной с их будущей профессиональной деятельностью, в которой они принимают на себя роли и соответствующие обязательства. Основная задача состоит в максимально успешном завершении или разрешении ситуации. Игра особенно актуальна для

студентов гуманитарного профиля в виду необходимости развития эмпатии и умению видеть различные аспекты проблемы со всех сторон [5].

Ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого студента и перспективы творческой деятельности в рамках игры. В процессе ролевой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участия каждого из них в работе, ощущается взаимосвязь участников при решении общих задач, развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом. Вместе с тем они требуют огромной работы преподавателя, связанной с планированием и координацией всех процессов, предоставлением своевременной и необходимой обратной связи, формулированием общих выводов и подведением итогов, чёткой связкой с преподаваемой дисциплиной и тематикой [5].

В условиях интерактивного обучения у студентов наблюдается повышение точности восприятия, мыслительной работоспособности, происходит интенсивное развитие интеллектуальных и эмоциональных свойств личности: устойчивости внимания, наблюдательности, способности анализировать и подводить итоги. Интерактивное обучение способствует развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся, помогает установлению эмоциональных контактов между ними, активизирует работу в команде, расширяет спектр образовательных возможностей [4].

Интерактивные и информационные технологии обучения в хирургии способствуют развитию клинического мышления у обучающегося, вовлекают не только его интеллект, заставляют его активно и осмысленно использовать знания в социальном и профессионально ориентированном направлениях в условиях взаимодействия с другими обучающимися при участии педагогического работника [3].

Цель: выявить эффективность ролевой игры «метод трехступенчатого интервью» (МТИ) на результаты приобретения навыков клинического мышления у студентов по предмету «хирургические болезни».

Исследование провели в двух группах студентов медицинского института 4 курса, которые должны были пройти 18-ти дневный цикл занятий по хирургическим болезням. Тематика, время проведения, язык обучения во всех группах одинаковы, успеваемость и количество (8-9 человек) студентов в группах была также примерно одинаковая. В контрольной группе использовали традиционное ведение занятий: теоретическая часть - объяснение новой темы, презентация, вопрос-ответы по пройденной теме, практическая часть - курация больных и разбор историй болезни, посещение операций. Во вторую группу к основному традиционному ведению добавили МТИ. Сравнивали результаты в конце учебного цикла проведением ситуационной задачи.

Проведение МТИ: один студент вдалеке от основной группы инструктируется преподавателем, ему сообщается диагноз заболевания, который студент должен симулировать, особенности жалоб, анамнез, клинической картины. Затем они входят в аудиторию, больной укладывается на кушетку. Второй студент из группы назначается врачом «скорой» или поликлиники, опросив и осмотрев больного он высказывает свой диагноз и тактику своих действий. В случае надобности госпитализации больного третий студент назначается хирургом приемного отделения, который обследует больного. В ходе осмотра он говорит, какие необходимо провести инструментальные и лабораторные обследования, результаты которых преподаватель тут же ему говорит. Конечная цель -выставление диагноза и тактика ведения больного. В случае госпитализации четвертый студент назначается палатным врачом. Если на каком-то этапе студент не знает, что делать пятый студент назначается заведующий отделением. Для консультации специалиста назначается шестой студент (например, невропатолог) и т.д.

При опросе больного врачом вся группа молчит и не помогает ему - просто наблюдает. Преподаватель особо не вмешивается, но сам чутко ведет процесс в нужном русле. Данную деловую игру мы использовали по нашему предмету по всем темам

58

ежедневно, обычно в последней четверти занятия. Для развития мыслительных процессов у студента мы использовали пройденные ранее или смежные нозологии.

Проводя занятия во 2-й группе мы сразу же отметили, что в учебном процессе стало заметно оживление, занятия стали более интересными и не скучными, появилось доброе соперничество среди студентов, активизировались мыслительные процессы при усвоении материала. Студенты более ответственно стали относиться к нашему предмету.

Выяснилось, что в ходе такого диалогового обучения студенты учатся критически, и что особенно важно, клинически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться между собой. Еще немаловажное значение такой игры - студенты учатся ставить правильный диагноз и определять тактику лечения, чему, как выяснилось из опроса выпускников, целенаправленно их никто не обучает.

Во 2-й группе впервые дни даже при хорошей теоретической подготовке студенты при столкновении с практической задачей не знали, что делать, как поступить в данной ситуации. Выяснилось, что у некоторых студентов имеются проблемы с физикальным обследованием больных. Со временем, обычно в течение недели, эти проблемы устранялись.

Выяснились и цели, и области применения данной ролевой игры: МТИ позволяет развивать клиническое мышление, отработку практических навыков расспроса пациента, навыков группового анализа проблемы и принятия решений, оценивать знания и умения студента.

Внедрив данную игру в учебный процесс также выяснилось, что стратегия преподавателя в данном случае более эффективна, чем в контрольной группе, так как он в рамках учебного курса использует представившийся случай для разворачивания процесса мышления и исследования. Конкретный случай, предложенный им, дает уникальную возможность всей учебной группе выйти за пределы традиционных форм организации учебного процесса и окунуться в ситуацию проблемного обучения и практику лечения больных.

Хочется отметить, что данный подход в приобретении навыков отвечает требованиям к практическим занятиям, делают их интересными, насыщенными, а главное эффективными, появляется удовольствие от учебы и чувство владения практическим навыком. Это дает наиболее успешные результаты.

Для работы в игре мы представили нужную информацию о ситуации. К примеру, на занятии по теме «Острый аппендицит», для исключения шаблонного ответа, студент симулирует, к примеру, почечную колику. «Больной» жалуется на сильные боли в правой половине живота. Остальные жалобы «врач» должен сам выяснить, задавая нужные вопросы. Студент симулирует состояние больного, его положение, позу, гримасу. Студенты, должны четко представлять, в какой временной последовательности происходят события в данной игре. Четкая сюжетная линия определяет интерес студентов, их увлеченность материалом. Изложенная ситуация должна быть понятна до мельчайших подробностей.

По завершении игры студенты, совместно с преподавателем, обсуждают предложенные варианты решения ситуации, а также разбор ошибок. При проведении групповой работы мы наблюдали, что происходит нахождение взаимоприемлемого варианта решения, доработка и экспертиза предложений.

МТИ в приобретении практических навыков и клинического мышления, на наш взгляд, как нельзя лучше подходит для преподавания такой клинической дисциплины, как хирургия. В результате применения данной технологии повысилось качество преподавания, усилился интерес студентов к занятиям, они стали активнее работать над собой. Оценка знаний стала более объективной, что подтверждается при анализе успеваемости и изучения мнений педагогов и студентов.

59

Как и планировалось, в предпоследний день учебного цикла, заранее не предупреждая студентов, группы собрали для проведения ситуационной задачи. Студенты контрольной группы при хорошей теоретической подготовке не справились с практическим заданием совсем - они не знали, что делать в конкретной данной ситуации, просто долго стояли и смотрели на «больного», физикального обследования не провели вообще. Время на обдумывание было очень большим, не было последовательности в их действиях, ошибочны диагноз и тактика ведения больного.

Студенты 2-ой группы, напротив, быстро справились с поставленной им задачей. Время на обдумывание было коротким, вопросы к пациенту четко поставлены, быстрый сбор жалоб и анамнеза, физикальное обследование, интерпретация результатов инструментальных и лабораторных методов проведено быстро и правильно. Диагноз и тактика лечения были логически правильными, ошибки не принципиальны и не значимы.

Мы повторили это же исследование на следующий год, когда эти же студенты пришли для продолжения изучения хирургических болезней. На этот раз мы провели эту игру в первый же учебный день. Результаты были схожи с ранее полученными результатами. Таким образом, данная методика оказывает положительную роль не только на овладевание навыками расспроса больного, но и на выживаемость знаний.

Таким образом, использование ролевой игры МТИ - это один из лучших подходов в приобретении и оттачивании студентами практических навыков опроса и обследования больного, делающий практические занятия интересными, насыщенными, а главное эффективными. Появляется удовольствие от учебы и работы.

Отмечая все положительное в данной педагогической технологии, хочется отметить, что данная игра являются прекрасным дополнением в учебном процессе для овладения студентами практических навыков и одним из основных методов, на наш взгляд, развития клинического мышления. Хочется отметить ее положительную роль и на выживаемость знаний. Это в конечном итоге позволит сократить сроки подготовки студентов к врачебной деятельности.

Список литературы

1. А. Гадаев, Ш. Гулямова. «Современные педагогические технологии в организации учебного процесса на клинических кафедрах медицинских ВУЗов». Руководство для преподавателей. Ташкент. 2011. 188 стр.

2. Проектирование и планирование педагогических технологий в медицине. - Учеб.-метод. пособие под ред. Тешаева О.Р. Ташкент. 2010.

3. Нарезкин Д.В., Ломаченко Ю.И., Безалтынных А.А., Сергеев А.В., Буянов А.Л., Прибыткин А.А., Чайковский Ю.Я., Алексеев Б.П., Шахбазян О.Г. Взгляд преподавателей кафедры на суть и значение интерактивных и информационных технологий обучения в хирургии. Смоленский медицинский альманах, 2016, №2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/vzglyad-prepodavateley-kafedry-na-sut-i-znachenie-interaktivnyh-i-informatsionnyh-tehnologiy-obucheniya-v-hirurgii / (дата обращения: 16.01.2024).

4. Привалова Г.Ф. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в вузе. // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. // Режим доступа: http://www.science education.ru/ru/artide/view?id=13161 (дата обращения: 16.01.2024).

5. Сухенко Н.В. Ролевая игра как метод обучения в вузе на примере дисциплины «современная пресс-служба». Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии».2015. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/rolevaya-igra-kak-metod-obucheniya-v-vuze-na-primere-distsipliny-sovremennaya-press-sluzhba (дата обращения: 16.01.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.