Научная статья на тему 'Роль деловой игры в формировании клинического мышления и коммуникативных навыков у будущих врачей-стоматологов'

Роль деловой игры в формировании клинического мышления и коммуникативных навыков у будущих врачей-стоматологов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
137
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
терапевтическая стоматология / болезни пародонта / методы преподавания / деловые игры. / preventive dentistry / periodontal disease / teaching methods / simulation games

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — И. В. Горб-Гаврильченко

На примере ролевой игры со студентами 4 курса стоматологического факультета показано значение интерактивных методов обучения в усвоении темы, индивидуальной и групповой оценке профессиональной деятельности участников игры. Установлено, что преподавание специальности, сопровождаемое применением интерактивных методов обучения, в частности метода конкурентных групп, стимулирует студентов к самостоятельному поиску и анализу новой информации. Формирует клиническое мышление будущих стоматологов, позволяет сформировать у студентов социальные навыки, умение формулировать, высказывать и аргументировать свою точку зрения, уважать альтернативные идеи, строить конструктивные отношения в коллективе и находить общее решение проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — И. В. Горб-Гаврильченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF BUSINESS GAME IN THE FORMATION OF CLINICAL THINKING AND COMMUNICATION SKILLS OF FUTURE DENTISTS

The challenge of improving the quality of medical education of future doctors is facing faculty departments of higher medical schools. Preparation of the future doctor suggests not only an increase in the student's cumulative knowledge and information, but also the formation of professional thinking of clinical, psychological communication skills. These skills acquire special value in the study of one of the most important branches of therapeutic dentistry "periodontal disease". Teaching of "periodontal disease" is carried out in several ways to optimize the educational process at the department of restorative dentistry State "Dnepropetrovsk Medical Academy, Ministry of Healthcare of Ukraine." Analysis of it is being widely introduced in the example of the decision of situational problems. Another way of binding is a clinical examination of the patient. Independent clinical examination of the patient by student identifies the student's ability, integrated assess the condition of the patient based on his age, accompanying diseases, social and psychological personality structure. Special attention of the Department is paid to Teaching Method "The Business Game". Meaning of interactive teaching methods in mastering topics of individual and group assessment of professional activities of the game is shown by the example of role-playing games with the students of the 4th year dental faculty. Students of two academic groups of the 4th year dental faculty, equal in terms of absolute quality performance participated in the study. Traditional clinical analysis of patients with periodontal disease (periodontitis) was conducted in one of the academic group of students (group number 1). Clinical analysis of patients with periodontal disease (periodontitis) was carried out in the other academic group of students (group number 2) in the form of the business game. This business game was held in a regulated discussion between competitive groups. The script is made and actions are processed under the supervision of a teacher. All students filled the ambulatory medical card of dental patient in class. Students recorded the plan and the results of the survey in the map, an individual plan of treatment of periodontal patient. Quality of mastering was assessed by tests according to the input and output level of knowledge and theoretical survey of each student. Analyzing the results of the study in both groups, we can say with confidence that the teaching profession followed by a demonstration of the clinical patient has made a significant improvement in the academic content of the section "periodontal disease". However, the study discussion conducted on practical training, promotes a more thorough preparation of students for the lesson. The players expand clinical horizons to work out their organizational skills, the ability to speak to an audience, the ability to debate, argue and defend their point of view, while respecting medical ethics and deontology. The high average score on the results of the initial level of knowledge indicates the great possibilities of modern educational technologies. Thus, despite the fact that the business games in the learning process have long been used, they remain quite relevant.

Текст научной работы на тему «Роль деловой игры в формировании клинического мышления и коммуникативных навыков у будущих врачей-стоматологов»

ПИТАННЯ МЕТОДОЛОГИ МЕДИЧНО1 ОСВ1ТИ ТА НАУКИ

УДК:616.314.17:378.147:336.77 И.В. Горб-Гаврильченко

РОЛЬ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ

ГУ «Днепропетровская медицинская академия МЗ Украины»

Введение

На фоне повышения внимания к подготовке современного специалиста в контексте усовершенствования высшего медицинского образования в Украине перед преподавателями кафедр высших медицинских учебных стоит задача -улучшение качества медицинского образования будущих врачей [1]. Как известно, учебный цикл на клинических кафедрах состоит из сообщения новых знаний, формирования новых умений на начальном уровне путем демонстрации элементов в целом и по отдельности [2]. Это отработка умений, организация самостоятельной работы с непременной обратной связью, переходом к творческой деятельности путем организации проблемных ситуаций, решение нестандартных задач, клинический разбор пациента, самостоятельный прием пациентов и оформление медицинской документации, анализ студентами своей деятельности и обсуждение [3].

Особое значение данные навыки приобретают при изучении одного из важнейших разделов терапевтической стоматологии - "Болезни пародон-та". В VN-VNI семестрах студенты изучают этиологию, патогенез, клинику, диагностику, лечение и профилактику заболеваний пародонта. Согласно программе для изучения пародонтологии отводится 180 часов (из них 110 - аудиторная работа, 60 - самостоятельная внеаудиторная работа студентов, 10 - лекции). На кафедре терапевтической стоматологии ГУ «Днепропетровская медицинская академия МЗ Украины» используется цикловая система обучения (по 10 занятий в каждом семестре). Продолжительность занятия достаточно велика (6- 8 академических часов), и при условии обеспеченности больными студенты способны принять одного-двух пародонтологических пациентов. Как известно, лечение заболеваний пародонта включает определенную последовательность лечебных и профилактических меро-

приятий, это диктует необходимость в неоднократном посещении больным врача-стоматолога (т.е. в нашем случае - длительный контакт студента с пациентом).

Заболевания пародонта - один из самых сложных разделов терапевтической стоматологии. От студентов требуется интеграция знаний и умений с 27 смежными специальностями. Большой объем учебной информации нужно усвоить в ограниченные сроки. Подготовка будущего врача предполагает не только увеличение у студента накопительно-информационных знаний, но и формирование клинического профессионального мышления, психологических навыков общения.

Для оптимизации учебного процесса на кафедре терапевтической стоматологии ГУ «Днепропетровская медицинская академия МЗ Украины» преподавание раздела "Болезни пародонта" осуществляется несколькими путями. Широко внедряется разбор темы на примере решения ситуационных задач. Другой, обязательный путь -клинический разбор пациента. Самостоятельное клиническое обследование больного студентом позволяет выявить способности студента, интег-рированно оценивать состояние пациента с учетом его возраста, сопутствующих заболеваний, социальной и психологической структуры личности. Особое внимание на кафедре уделяется методу обучения «Деловая игра».

Цель - оценить эффективность деловых игр, а именно метода конкурентных групп, в усвоении темы, формировании познавательных и профессиональных мотивов, системного мышления будущего врача-стоматолога.

Методы исследования

В исследовании принимали участие студенты двух академических групп 4 курса стоматологического факультета, равноценных по показателям абсолютной качественной успеваемости. В одной академической группе (№ 1) проводился традиционный

клинический разбор пациента с заболеванием па-родонта (генерализованный пародонтит). При этом один студент ведет прием пациента, демонстрирует и комментирует клинические признаки заболевания, а другие студенты группы принимают активное участие в сборе анамнеза, субъективных и объективных данных, постановке диагноза, проведении дифференциальной диагностики. Во время клинического разбора студенты первой группы оценили субъективные данные (тщательно собрали жалобы, анамнез жизни и анамнез заболевания). Провели объективное обследование пациента с использованием основных и специальных методов и интерпретировали их результаты. Из дополнительных методов исследования провели оценку состояния костной ткани пародонта на ортопантомограмме, оценили ее плотность с помощью эхоостеометра и определили устойчивость капилляров (В. И. Кулажен-ко, 1960), оценили результаты лабораторных исследований (показатели общего анализа крови, мочи, глюкозы крови). После проведенного комплексного обследования был установлен окончательный диагноз, составлен индивидуальный план лечения и проведен необходимый комплекс лечебных вмешательств. По окончанию клинического приема преподаватель вместе со студентами группы № 1 провели более детальное обсуждение вопросов этиологии, клиники, диагностики и дифференциальной диагностики генерализованного пародонтита.

В другой академической группе студентов (№ 2) клинический разбор пациента с заболеванием пародонта (генерализованный пародонтит) проводился в виде деловой игры. Данная деловая игра проходила в виде регламентированной дискуссии между конкурентными группами. Под контролем преподавателя составляется сценарий, отрабатываются действия. Группа №2 разделилась на две команды по 4 студента. Каждая команда провела самостоятельное обследование больного (1 студент проводил субъективное обследование, 1 - объективное обследование, 2 студента - дополнительные методы обследования). Команды самостоятельно интегрировали результаты исследования и составляли индивидуальный план лечения. Затем обсуждение данных вопросов проводится в виде дискуссии. В каждой команде выбрали участника, который будет сообщать результаты работы группы. Оценивали действия групп 2 студента-эксперта. Работа в командах составляла 15-20 мин.

Порядок проведения дискуссии:

1. Выступление одной команды - 10-15 минут (оценка до 5 баллов).

2. Вопрос от другой команды (до 5 вопросов, каждый до 3-х баллов) и ответы команды (не более 2-х минут - оценка до 3-х баллов).

3. Возражения от команд (по 2 от команды, не более 1-й минуты - оценка до 3-х баллов).

4. Дополнения от команд (не более 1-2 минут -оценка до 3-х баллов).

5. Заключительное слово (2-3 минуты - оценка до 3-х баллов).

Во время дискуссии студенты обсуждали во-

просы этиологии и патогенеза генерализованного пародонтита у данного больного, оценивали результаты основных и дополнительных методов исследования, аргументировали необходимость проведения выбранных дополнительных методов обследования и консультации врачей-интернистов. Опираясь на результаты проведенного комплексного обследования, студенты провели дифференциальную диагностику и установили окончательный диагноз.

Каждая из команд составила индивидуальный план лечения пациента и обосновала свой выбор назначенных ими лекарственных средств, аргументируя патогенетической необходимостью, опираясь на механизмы действия препаратов, клинические проявления заболевания. Студенты-эксперты оценивали выступления команд, вопросы, ответы, дополнения и заключительное слово. Так как данная «игра» является формой обучения, для контроля полученных знаний в конце дискуссии преподаватель задавал конкретные вопросы с ответами в устной форме, оценивал ответы.

На занятии все студенты обязательно должны заполнить амбулаторную медицинскую карту стоматологического больного, записать в карту план и результаты обследования, индивидуальный план лечения пародонтологического больного. Качество усвоения оценивалось по тестам входного и выходного уровня знаний и теоретическим опросом каждого студента.

Результаты исследования

Как видно из табл. 1, входной уровень знаний в исследуемых группах был почти одинаков: в первой группе он составлял 3,9 балла, во второй - 4,1 балла. А после проведенных занятий результаты следующих контролей отличались: в первой группе студентов, где проводился клинический разбор пациента, средний балл уровня знаний увеличился на 0,5 и составил 4,4, а во второй группе - на 0,8 и почти приблизился к 5 (4,9 балла) (табл.1).

Таблица 1

Оцениваемый раздел Группы студентов

группа №1 группа №2

Входной уровень знаний (средний балл) 3,9 4,1

Выходной уровень знаний (средний балл) 4,4 4,9

Вывод

Анализируя результаты исследования в обеих группах, можно с уверенностью утверждать, что преподавание специальности, сопровождаемое клинической демонстрацией пациента, способствует значительному улучшению усвоения учебного материала по разделу «Болезни пародонта». Однако учебная дискуссия на практическом занятии способствует более тщательной подготовке студентов к занятию. Участники игры расширяют клинический кругозор, отрабатывают свои органи-

заторские способности, умение выступать перед аудиторией, способность вести дискуссию, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, соблюдая при этом врачебную этику и деонтологию. Высокий средний балл по результатам исходного уровня знаний свидетельствует о широких возможностях современных педагогических технологий. Таким образом, несмотря на то, что деловые игры в учебном процессе применяются уже давно, они остаются достаточно актуальными.

2.

Литература

Медична осв1та у CBiTi та в УкраТнк навч. поабник / [Ю.В. Поляченко, В.Г. Передерш, О.П. Волосовець та ш.]. - К.: Книга плюс, 2005. - 384 с. Мещерякова М. М. Качество подготовки врача в вузе: что это такое и можно ли его улучшить: размышления преподавателя /М. М. Мещерякова // Врач. - 2002. - № 3. - С. 46-49. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство /А.С. Белкин. - Челябинск, 2004. - 36 с.

Стаття надшшла 21.03.2016 р.

Резюме

На примере ролевой игры со студентами 4 курса стоматологического факультета показано значение интерактивных методов обучения в усвоении темы, индивидуальной и групповой оценке профессиональной деятельности участников игры. Установлено, что преподавание специальности, сопровождаемое применением интерактивных методов обучения, в частности метода конкурентных групп, стимулирует студентов к самостоятельному поиску и анализу новой информации. Формирует клиническое мышление будущих стоматологов, позволяет сформировать у студентов социальные навыки, умение формулировать, высказывать и аргументировать свою точку зрения, уважать альтернативные идеи, строить конструктивные отношения в коллективе и находить общее решение проблемы.

Ключевые слова: терапевтическая стоматология, болезни пародонта, методы преподавания, деловые игры.

Резюме

На приклад! рольовоТ гри з1 студентами 4 курсу стоматолопчного факультету показано значення штер-активних метод1в навчання в засвоенн теми, шдивщуальнш i груповш оц1нц1 професшноТ д1яльност1 учас-ник1в гри. Установлено, що викладання спе^альносп, супроводжуване застосуванням штерактивних ме-тодiв навчання, зокрема методу конкурентних груп, стимулюе студенев до самостшного пошуку й аналiзу ново!' шформацп. Формуе кл^чне мислення майбутшх стоматолопв, дозволяе сформувати в студенев со^альш навички, вмшня формулювати, висловлювати й аргументувати свою точку зору, поважати альтернативы щеТ, будувати конструктивы вщносини в колективi та знаходити сптьне розв'язання пробле-ми.

Ключовi слова: терапевтична стоматолопя, хвороби пародонта, методи викладання, дiловi iгри.

1

3

UDC: 616.314.17:378.147:336.77

ROLE OF BUSINESS GAME IN THE FORMATION OF CLINICAL THINKING AND COMMUNICATION SKILLS OF FUTURE DENTISTS

I. V. Gorb-Gavrilchenko

State Establishment "Dnipropetrovsk Medikal Academy of Health Ministry of Ukraine"

Summary

The challenge of improving the quality of medical education of future doctors is facing faculty departments of higher medical schools. Preparation of the future doctor suggests not only an increase in the student's cumulative knowledge and information, but also the formation of professional thinking of clinical, psychological communication skills. These skills acquire special value in the study of one of the most important branches of therapeutic dentistry "periodontal disease".

Teaching of "periodontal disease" is carried out in several ways to optimize the educational process at the department of restorative dentistry State "Dnepropetrovsk Medical Academy, Ministry of Healthcare of Ukraine." Analysis of it is being widely introduced in the example of the decision of situational problems. Another way of binding is a clinical examination of the patient. Independent clinical examination of the patient by student identifies the student's ability, integrated assess the condition of the patient based on his age, accompanying diseases, social and psychological personality structure. Special attention of the Department is paid to Teaching Method "The Business Game".

Meaning of interactive teaching methods in mastering topics of individual and group assessment of professional activities of the game is shown by the example of role-playing games with the students of the 4th year dental faculty.

Students of two academic groups of the 4th year dental faculty, equal in terms of absolute quality performance participated in the study. Traditional clinical analysis of patients with periodontal disease (periodontitis) was conducted in one of the academic group of students (group number 1).

Clinical analysis of patients with periodontal disease (periodontitis) was carried out in the other academic group of students (group number 2) in the form of the business game. This business game was held in a regulated discussion between competitive groups. The script is made and actions are processed under the supervision of a teacher.

All students filled the ambulatory medical card of dental patient in class. Students recorded the plan and the results of the survey in the map, an individual plan of treatment of periodontal patient. Quality of mastering was assessed by tests according to the input and output level of knowledge and theoretical survey of each student.

Analyzing the results of the study in both groups, we can say with confidence that the teaching profession followed by a demonstration of the clinical patient has made a significant improvement in the academic content of the section "periodontal disease". However, the study discussion conducted on practical training, promotes a more thorough preparation of students for the lesson. The players expand clinical horizons to work out their organizational skills, the ability to speak to an audience, the ability to debate, argue and defend their point of view, while respecting medical ethics and deontology. The high average score on the results of the initial level of knowledge indicates the great possibilities of modern educational technologies. Thus, despite the fact that the business games in the learning process have long been used, they remain quite relevant.

Key words: preventive dentistry, periodontal disease, teaching methods, simulation games.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.