Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ В ВУЗЕ ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ'

НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ В ВУЗЕ ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социокультурное и межкультурное обучение / педагогические технологии / иностранные обучающиеся / самообразовательная деятельность / цифровые ресурсы.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асадова Ирада Беюкага, Джаббарова Нателла Эйюбовна

в представленной статье раскрыта методология преподавания иноязычных обучающихся точным наукам в ВУЗе. Отмечена концепция социокультурного и межкультурного обучения студентов из других стран и понимания культуры как широкого комплекса социальных явлений. Рассматривается способность владения преподавателем методическими особенностями педагогических технологий, что побуждает студентов к самостоятельному изучению материала. Владение преподавателем методическими и психологическими особенностями педагогических технологий позволяет привлекать студентов к изучению химии и на лекционных и на практических занятиях и, в итоге, побуждает к самостоятельному изучению материала. Рационально используя педагогические технологии и психологические навыки можно положительно влиять на процесс ведения занятий по химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асадова Ирада Беюкага, Джаббарова Нателла Эйюбовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ В ВУЗЕ ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ»

НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ В ВУЗЕ

ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ Асадова И.Б.1, Джаббарова Н.Э.2

1Асадова Ирада БеюкАга - кандидат химических наук, доцент; 2Джаббарова Нателла Эйюбовна - кандидат химических наук, доцент, кафедра химии и технологии неорганических веществ, химико-технологический факультет, Азербайджанский Государственный Университет Нефти и Промышленности, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: в представленной статье раскрыта методология преподавания иноязычных обучающихся точным наукам в ВУЗе. Отмечена концепция социокультурного и межкультурного обучения студентов из других стран и понимания культуры как широкого комплекса социальных явлений. Рассматривается способность владения преподавателем методическими особенностями педагогических технологий, что побуждает студентов к самостоятельному изучению материала. Владение преподавателем методическими и психологическими особенностями педагогических технологий позволяет привлекать студентов к изучению химии и на лекционных и на практических занятиях и, в итоге, побуждает к самостоятельному изучению материала. Рационально используя педагогические технологии и психологические навыки можно положительно влиять на процесс ведения занятий по химии.

Ключевые слова: социокультурное и межкультурное обучение, педагогические технологии, иностранные обучающиеся, самообразовательная деятельность, цифровые ресурсы.

Концепция социокультурного и межкультурного обучения студентов из других стран находит свое отражение в виде социального заказа обучения иностранных студентов. Знание принципов межкультурной коммуникации, формирующей личность, которая готова к межнациональному общению и есть цель преподавателя в этом процессе.

Общение с иноязычными студентами на практике показало, что без навыков межкультурного общения и знания особенностей их культуры возникает недопонимание. То есть необходимо знание особенностей культуры иностранных студентов. Следовательно, социокультурная компетенция - это важный фактор в нашем мире, где мы часто наблюдаем обостренные отношения. И здесь на передний план выходят патриотическое и интернациональное воспитание.

Так как компетенция - это область вопросов и круг деятельности, в которой человек очень хорошо осведомлен, то формирование социокультурной компетенции находится в связке с такими целями образования как: практическая, развивающая и воспитательная. Социокультурный подход - это процесс взаимодействия между культурами, который связан и с понятиями национальной культуры, и с обычаями социумов и со стереотипами повседневной жизни. При игнорировании в процессе обучения социокультурного аспекта коммуникации возникают такие ошибки, как речевое поведение коммуникантов и культура речи. Уровень функциональной социокультурной грамотности позволяет по - новому раскрываться отношениям.

М.М. Бахтина, В.С. Библер и В.В. Сафонова, разрабатывая социокультурный подход, делали упор на широком комплексе социальных явлений, как результат функционирования и развития общества. В целом, комплекс материальной культуры - это искусство, наука, система образования и соответствующая им деятельность.

В.В. Сафонова относит следующие моменты к основным положениям социокультурного подхода: использование неродных языков в конкретной стране и конкретной национальной среде; гуманизация, экологизация, глобализация; развитие самосознания обучаемого субъекта; который и сам является носителем индивидуальных и коллективных социокультурных характеристик и коммуникативных умений использования иностранного языка в виде средства межкультурного общения, и так же для развития многоязычия и многокультурности, и для изучения точных наук в другой стране. Результатом социокультурного образования является социокультурная компетенция, которая обеспечит способность ориентировки в новой языковой среде и поможет устранить помехи в понимании социокультурного познания стран и народов.

Знание культуры иностранных обучающихся является средством для общения и понимания мировой культуры. Необходимо обращать внимание на социокультурную сложность и учитывать социокультурную непредвзятость. То есть социокультурный подход формирует социокультурное образование.

Используя такой подход мы наблюдаем процесс межкультурного взаимодействия, так как он связан с понятиями национальной, то есть общей культуры и связан с обычаями из социальной сферы стереотипов повседневной жизни. Если игнорировать социокультурный аспект коммуникации в процессе работы со студентами, то появляются ошибки, которые выделяются на общем уровне социокультурных фоновых знаний и при этом меняется речевое поведение обучающихся.

При изучении точных наук социокультурная грамотность по - новому, более глубоко и значимо раскрывается при использовании социокультурного подхода. Ведь социокультурный подход является понятием, фиксирующим понимания культуры широким комплексом социальных явлений, как результат общественного развития.

При изучении материала у иностранных обучающихся непонимание текста может вызывать беспокойство и даже панику. Как известно проявления тревоги могут быть разной тяжести, начиная легким беспокойством и до сковывающего страха. А ведь тревожные расстройства, вызванные стрессом, могут длиться более шести месяцев. Психологи считают, что именно состояние тревожности является основой большого ряда психологических трудностей, проявляющихся во всех сферах жизни человека, в том числе и в обучении. Изучение точных наук -сфера не из легких и языковой барьер еще более усложняет эту задачу. Тревога возникающая из-за неполного понимания текста, вызывает страх и стыд за свое неумение. При ответах студентов такое явление может даже вызывать гнев и обвинения против преподавателя, как объекта неполноценно преподносящего учебный материал.

В зависимости от индивидуальности студента его тревожность может быть воспринята как угроза его личностным способностям и самооценке. Преподавателю необходимо способствовать формированию у студента чувства уверенности и успеха, смещая акценты с внешней требовательности на содержательное осмысление деятельности обучающегося иностранца. Практика показывает, что особую роль в данном процессе имеет формирование самообразовательной компетентности.

В условиях информационного общества самообразовательная компетентность является одним из критериев профессиональной зрелости личности. Самообразование обучающихся является одним из важных критериев подготовки студентов. Ученые особо отмечают способность к систематической самостоятельно организуемой познавательной деятельности. Помощью в этом является правильно выбранная методика преподавания. В свою очередь преподавателю необходимы знания современных методик преподавания иностранным обучающимся и качественного применения их в области химического образования, определяя и развивая способности студентов к непрерывному самообразованию и развитию своей творческой деятельности.

В самообразовательной компетентности в химическом образовании прослеживаются такие этапы, как адаптационный - это накопление опыта и самообразовательный. Самообразовательная деятельность первого этапа - это формирование попыток постановки целей своей деятельности самостоятельно. На втором же этапе целью является развитие у обучающихся самостоятельных действий, которые усовершенствуют уже сформировавшийся опыт самообразовательного этапа. На этом этапе учитываются индивидуальные особенности студентов. Здесь и развитие эмоционально - волевых качеств, и интеллектуальных способностей, и самостоятельности обучающихся.

При изучении химии самообразовательная компетентность студентов сформируется только в случае самостоятельного определения проблемы студентом и умения найти пути ее решения.

Основываясь на нашей практике, можно сказать, что основной проблемой преподавателя является способность вызвать интерес обучающихся к химии. Здесь актуальны вопросы мотивации студентов к глубокому и осознанному пониманию всего комплекса химических наук: общей химии, неорганической, аналитической химии и др. Владение преподавателем методическими и психологическими особенностями педагогических технологий позволяет привлекать студентов к изучению химии и на лекционных и на практических занятиях и, в итоге, побуждает к самостоятельному изучению материала.

В наше время роль преподавателя изменилась от информирующей до направляющей и консультирующей.

Понятие «технология» является одним из наиболее популярных в образовательной системе. Классически технологию можно определить по В.В. Беспалько как совокупность методов и средств для воспроизведения теоретически обоснованных процессов воспитания и обучения, которые позволяют успешно реализовывать поставленные образовательные цели. По Б.Т. Лихачеву технология - это совокупность педагогических и психологических установок, которые определяют набор и компоновку методов, способов форм и приемов обучения, служащих инструментом педагогического процесса.

Рационально используя педагогические технологии можно положительно влиять на процесс ведения занятий по химии.

Таким образом, можно обобщить, что результатом социокультурного образования является социокультурная компетенция, для формирования которой необходим социокультурный подход.

Если сравнивать характеристики педагогических технологий, то можно отметить следующие аспекты:

1. Применение цифровых и электронных образовательных ресурсов ведет к гармоничному образованию студентов, развивая их мыслительные способности.

2. Использование сети Интернет выделяет конкретные этапы деятельности, формирующие продуктивные навыки творческого изучения химии.

3. Использование интерактивной доски приводит к предотвращению утомляемости и усталости, а так же способствует развитию у обучающихся потребности в решении проблемы.

4. Использование виртуальных лабораторий приводит к рациональной концентрации времени занятия и формирует умения, которые связаны с практическим применением опытов. При этом материал излагается более доказательно, а занятия становятся более осознанными.

Насколько эффективны такие методы обучения в химическом образовании рассмотрены в исследованиях А. А. Глаголевой и С.С. Космодемьянской.

Учитывая специфику обучающихся, автор использует вариативные методы и формы обучения. Виды методики направляются на технологии с применением реального химического эксперимента, которые положительно влияют на процесс обучения, мотивируя студентов.

Список литературы

1. ЛихачевБ.Т. Воспитательные аспекты обучения. М. 1979.

2. Глаголева А.А., Космодемьянская С.С. Применение активных методов обучения на уроках химии. Образовательная система: новации в сфере современного научного знания: сборник научных трудов. Казань. 2019. с. 365.

3. Зубов Е.Г. Социокультурная компетенция. Сб. ст. 2-й межвузовской науч. практ. конф студентов и аспирантов «Молодежь, наука, творчество 2004». Омск, 2004, С. 122.

4. Щелканова Г.В. Использование информационных технологий на уроках химии. Химия: методика преподавания. 2004. № 8.

5. Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика (электронный ресурс). Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 6 (17).

6. Сафонова В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике. Культуроведческие аспекты языкового образования. М.: Еврошкола. 1998. С. 63.

7. Макаревич И.И. Особенности организации психолого-педагогической деятельности. Студенческий эл. научн. журнал. 2022, №38 (208).

8. Скорнекова Э.Р., Агрелкина М.М. Развитие творческого потенциала студентов технических ВУЗов. Экспериментальные и теоретические исследования современной науки. Сб. статей по матер. ЬХХХ111 научно-практ.конф. № 11(76). Новосибирск.Сиб.АК 2022.с. 35-43.

9. Бойкова А.Н., Петрова А.К. Организация самостоятельной работы студентов. Современная психология и педагогика: Проблемы и решения. Сб. статей по матер.ЬХУП междун. научно-практ. конф., №2(64). Новосибирск. Сиб.АК. 2023.с. 48-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.