Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ'

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ХИМИЯ / МЕТОДИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧИТЕЛЬ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абулханова Ландыш Рамиловна, Космодемьянская Светлана Сергеевна

Статья посвящена анализу использования современных педагогических технологий на уроках химии. Приведены сравнительные и общие характеристики ведущих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ»



SCIENCE TIME

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ

Абулханова Ландыш Рамиловна, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

E-mail: abulhanova97@mail.ru

Космодемьянская Светлана Сергеевна, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

E-mail: svetlanakos@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу использования современных педагогических технологий на уроках химии. Приведены сравнительные и общие характеристики ведущих технологий

Ключевые слова. химия, методика, педагогические технологии, учитель, обучающийся.

В настоящее время современное общества претерпевает определенные модификации, связанные с применением глобальной информатизацией, неравномерным расширением и углублением международных взаимоотношений. Все это требует воспитания креативного и высококомпетентного молодого специалиста, постоянно развивающейся личности.

Передовая практика показывает, что в настоящее время особую роль имеет формирование самообразовательной компетентности. Эта компетентность является одним из критериев высокой социальной и профессиональной зрелости личности, обретающей значимость в условиях перехода к информационному обществу. Мы отмечаем, что самообразование выступает необходимым критерием для развития каждого человека, выступая его духовной потребностью. Особый смысл приобретает самообразовательная компетентность в педагогической деятельности и при подготовки студентов, будущих учителей химии, к будущей профессии.

Вопросы формирования самообразовательной компетентности рассматриваются в работах многих исследователей (И.Я. Зимняя, A.B. Хуторской и др.) во ее взаимосвязи с профессионально-личностным ростом человека. Ученые выделяют её роль в развитии важнейших элементов формирования цельной личности человека, характеризующих способность к систематической самостоятельно организуемой познавательной деятельности (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, A.B. Хуторской) [1]. Формирование самообразовательной компетентности обучающихся во многом зависит не только

I

5

1 SCIENCE TIME 1

от знания современных методик и технологий, сколько от качественного их применения в области химического образования, определяя готовность к непрерывному самообразованию и продуктивной творческой деятельности.

Анализ практики показывает, что вызвать интерес обучающихся к изучению химии - основная проблема учителя, особенно, молодого специалиста и/или студента-практиканта. Поэтому, имеют актуальность вопросы мотивации обучающихся к осознанному и глубокому пониманию и принятию основных вопросов изучения большого комплекса химических наук - общей химии, неорганической химии, органической химии, аналитической химии, физической химии, коллоидной химии, химии органического синтеза и др. Именно владение всеми методическими особенностями основных педагогических технологий позволит учителю химии мотивировать обучающихся для изучения химии не только на аудиторных занятиях, но и для самостоятельного изучения сложного, но интересного материала.

По требованиям социума ведущая роль учителя изменилась от информирующей к направляющей и консультирующей. Для реализации данной задачи учителя используют в процессе обучения вариативные современных технологии: технологию проблемного обучения, игровые, ИКТ-технологии, проектную, здоровьесберегающую, кейс-технологию, личностно-ориентированную, технологию развития критического мышления и др. [2].

Мы провели дефиницию понятия. Понятие «технология» является одним из самых популярных в образовании. Наиболее классическими и адаптивно-базовыми являются следующие определения. В.П. Беспалько [3] определяет технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. По мнению Б.Т. Лихачева [4] технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, которая служит организационно-методическим инструментарием педагогического процесса. Мы рассматриваем педагогическую технологию как системную совокупность и определенный алгоритм функционирования ведущих личностных, инструментальных и методико-методологических средств, используемых для достижения педагогических цели и задач.

Рациональное использование педагогических технологий положительно влияют на сам процесс ведения урока химии [5]. Например, использование ИКТ-технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, улучшить качество восприятия учебного материала. Применение данной технологии позволит учителю лучше оценить и понять способности и знания ребенка.

Мы провели сравнительный анализ ведущих педагогических технологий, частично представленный в таблице 1.

6

1 SCIENCE TIME 1

Таблица 1

Сравнительная характеристика педагогических технологий

ИКТ-технологии Здоровьесберегающая технология Проектная технология Технология проблемного обучения

Отличительные черты

Применение цифровых и электронных образовательных ресурсов Разностороннее и гармоничное развитие и воспитание учащихся Активная позиция ученика в реализации принципа «учиться, делая» Развивает мыслительные способности учащегося

Использование ресурсов сети Интернет Использование разнообразных видов здоровьесбере-гающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности Обязательно выделяются конкретные этапы деятельности Формирование у обучаемых навыков продуктивного, творческого изучения предмета

Использование интерактивной доски Приводит к предотвращению усталости и утомляемости Обязательное получение продукта, приближенного к естественной жизнедеятельности учащихся Возбуждение у учащихся потребности в решении возникшей проблемы

Использование виртуальных лабораторий Рациональная плотность урока Формирует умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности Изложение материала становится более доказательным, а знания более осознанным

Эффективность применения активных методов обучения в химическом образовании в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения рассмотрены в исследованиях А.А. Глаголевой [6]. Автор использует вариативные формы и методы обучения с учетом специфики обучающихся в классе. Основные варианты методики направлены на применение элементов игровых технологий с применением реального химического эксперимента, минимизируя долю виртуального (например, видеофрагменты химического эксперимента). Данные методики повышают мотивацию учащихся и положительно влияют на процесс обучения.

Самым оптимальным вариантом является использование разных элементов нескольких педагогических технологий на уроке химии, что позволяет вести урок более интенсивно.

В самом процессе формирования самообразовательной компетентности в химическом образовании можно определить следующие этапы: адаптационный; этап накопления опыта и самообразовательный этап. Опыт самообразовательной деятельности на первом этапе начинает формироваться с попыток самостоятельной постановки целей своей деятельности. Цель второго этапа -

7

1 SCIENCE TIME 1

развитие самостоятельной деятельности обучающихся и усовершенствование сформированного опыта самообразовательной деятельности. Этот этап позволяет учитывать особенности и индивидуальности обучающихся; развитие их эмоционально-волевых качеств, самостоятельности и интеллектуальных возможностей. Самообразовательная компетентность обучающегося при изучении химии будет полностью сформирована лишь в том случае, если он самостоятельно сможет определить проблему, найти возможные пути ее решения самостоятельно. Данная задача решается на итоговом этапе формирования самообразовательной компетенции.

Нами были разработаны задания для реализации рассмотренных технологий. Данные задания разработаны для всех учащихся, в том числе, и для особых категорий обучающихся. Например, для одаренных обучающихся, детей мигрантов, обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Задание. Тема: Углеводы. Моносахариды. 10 класс.

Этап урока: изучение нового материала-этап закрепления

Рекомендации учителю химии:

- создать благоприятные условия в классе;

- учет индивидуальных особенностей и разделение на группы;

- ознакомить с правилами и критериями задания;

- наблюдать выполнение работы каждой группы.

Рекомендации ученикам для занятий по химии:

- необходимо внимательно слушать условия задания;

- активное взаимодействие с учителем, друг с другом;

- активное участие каждого при выполнении задания;

- соблюдать регламент и условия.

Условие задачи: разработать постер на тему «Глюкоза и ее применение», разделившись на 3 группы по 6 человек.

1 этап. Создание постера. Группы изучают учебный материал (п.15), используя ресурсы сети Интернет, описывают основные определения, свойства, применение глюкозы и оформляют их на флип-листах (у всех групп один цвет маркера - черный). Время - 12 мин.

Физкульт. пауза (1 мин).

2 этап. Редакция постера. Каждая группа берет другой цвет маркера (красный) и двигаются по часовой стрелке. Каждая группа редактирует, добавляя информацию на постере. (2 мин.)

Физкульт. пауза (1 мин).

3. Этап коррекции и выставление оценок. Группы переходят на другой постер по вертушке и берут синий цвет маркера. Каждая группа корректирует, если что-то не понятно, ставит вопросы или, наоборот, оценивает проделанную работу. (2 мин)

Физкульт. пауза (1 мин), затем все возвращаются к своему постеру, представляя свою работу - 5 мин (см. таблицу 2).

8

1 SCIENCE TIME 1

Таблица 2

Критерии оценивания работы

Критерии Количество баллов (максимально 5 баллов)

Соответствие работы рассматриваемой теме

Оригинальность проекта

Логичность представления информации

Активность каждого члена группы

Умение анализировать представленный материал

Согласованная работа в группе

Умение вести дискуссию

Взаимоподдержка, сотрудничество

Умение отвечать на вопросы

Представление готовую работу

Итого: 0-50

Интерпретация результатов: 48-50 баллов - «5», 43-47 баллов - «4», 3542 балла - «3».

В данном задании применены игровые и здоровьесберегающие технологии, соблюдены здоровьесберегающие критерии организации урока:

наличие методов, способствующих активизацию и творчества обучающихся,

положительный психологический климат, наличие мотивации у обучающихся на уроке,

для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включены в урок физкультминутки.

Таким образом, все педагогические технологии не только отличаются друг от друга, но и имеют общие свойства. Применение педагогических технологий на уроке химии повышают мотивацию, обеспечивает эффективность познавательной деятельности, повышает качество знаний обучающихся.

1 SCIENCE TIME 1

Литература:

1. Чеботарева Е.С. Самообразовательная компетентность будущего специалиста как критерий качества его подготовки // Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2009. - № 1. - С. 103.

2. Кобзева Н.А. К вопросу о педагогических технологиях // Молодой ученый. -2011. - № 5 (28). - Т. 2. - С. 142-144.

3. Беспаль ко В.П. Слагаемые педагогической технологии. - Изд. «Педагогика», 1989.

4. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. - М., 1979.

5. Современные педагогические технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kpmuk1.edu.yar.ru/metodicheskie_rekomendatsii/ sovremennie_pedagogicheskie_tehnologii.html (дата обращения: 28.06.2020)

6. Глаголева А.А., Космодемьянская С.С. Применение активных методов обучения на уроках химии / Образовательная система: новации в сфере современного научного знания: сборник научных трудов. - Казань, 2019. - 365 с.

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.