Научная статья на тему 'Технологичность в подготовке бакалавров педагогического направления к преподаванию химии'

Технологичность в подготовке бакалавров педагогического направления к преподаванию химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / МЕТОДИКА ХИМИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ШКОЛА / УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИК / STUDENT / CHEMISTRY / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / MANUFACTURABILITY / PROFESSIONAL COMPETENCE / SCHOOL / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Космодемьянская Светлана Сергеевна, Пономарева Злата Александровна

В статье рассматривается эффективность применения технологичности в обучении бакалавров, будущих учителей химии, Казанского (Приволжского) федерального университета при освоении методических дисциплин для подготовки к педагогической деятельности, в общем, и производственной практике, в частности. Приведены данные, полученные при четырехлетнем исследовании студентов вуза, учащихся и учителей и на основе самооценки обучающихся до и после изучения и использования метода технологичности. Исследование показало эффективность и перспективность применения данного метода в подготовке квалифицированных и компетентных педагогических кадров в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в период вузовского обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Космодемьянская Светлана Сергеевна, Пономарева Злата Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKABILITY IN THE PREPARATION OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL DIRECTIONS FOR TEACHING CHEMISTRY

The article discusses the effectiveness of the use of manufacturability in teaching bachelors, future chemistry teachers, Kazan (Volga Region) Federal University in mastering methodological disciplines to prepare for teaching activities, in general, and work practices, in particular. The data obtained from a four-year study of university students, students and teachers, and on the basis of self-assessment of students before and after studying and using the method of technology are presented. The study showed the effectiveness and prospects of applying this method in the training of qualified and competent teachers in accordance with the requirements of the federal state educational standard of the new generation in the period of university education.

Текст научной работы на тему «Технологичность в подготовке бакалавров педагогического направления к преподаванию химии»

самостоятельная работа по дисциплине упорядочивается и дифференцируется, чтобы он мог самостоятельно выбирать задания на том уровне сложности, к которому он готов. Реализация технологии строится на идее привлечения обучающихся к процессу принятия решений на всех уровнях и этапах процесса обучения, обеспечивает им возможность для рефлексии и использования приобретаемых компетенций. Преподаватель в таком случае более свободен в выборе подходов к обучению, имеет возможность отказаться от практики трансляции знаний в готовом виде.

Литература:

1. Коновалова Н.А. Активизация учебной деятельности курсантов в социальном образовании ведомственного вуза // Ведомости УИС. 2016. №4. С. 19-24.

2. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань, 1975. 202 с.

3. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001. 384 с.

Педагогика

УДК 378.662.146

кандидат педагогических наук, доцент Космодемьянская Светлана Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); студент Пономарева Злата Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ К

ПРЕПОДАВАНИЮ ХИМИИ

Аннотация. В статье рассматривается эффективность применения технологичности в обучении бакалавров, будущих учителей химии, Казанского (Приволжского) федерального университета при освоении методических дисциплин для подготовки к педагогической деятельности, в общем, и производственной практике, в частности. Приведены данные, полученные при четырехлетнем исследовании студентов вуза, учащихся и учителей и на основе самооценки обучающихся до и после изучения и использования метода технологичности. Исследование показало эффективность и перспективность применения данного метода в подготовке квалифицированных и компетентных педагогических кадров в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в период вузовского обучения.

Ключевые слова: студент, методика химии, педагогическая технология, технологичность, профессиональные компетенции, школа, учитель, ученик.

Annotation. The article discusses the effectiveness of the use of manufacturability in teaching bachelors, future chemistry teachers, Kazan (Volga Region) Federal University in mastering methodological disciplines to prepare for teaching activities, in general, and work practices, in particular. The data obtained from a four-year study of university students, students and teachers, and on the basis of self-assessment of students before and after studying and using the method of technology are presented. The study showed the effectiveness and prospects of applying this method in the training of qualified and competent teachers in accordance with the requirements of the federal state educational standard of the new generation in the period of university education.

Keywords: student, chemistry, pedagogical technology, manufacturability, professional competence, school, teacher, student.

Введение. В настоящее время новые требования к учителю вызваны изменившимися запросами социума и работодателей в связи введением ФГОС, в область школьного химического образования. Современный учитель химии должен владеть методическим инструментарием, профессиональными и предметными компетенциями, включая знания о технологичности процесса обучения химии. Малоэффективные методики по подготовке квалифицированных учительских кадров должны быть заменены на более целостные системы и комплексы, учитывая современные технологии по формированию предметных, метапредметных и надпредметных компетенций согласно «World Skills Russia» [81. Действительно, одним из важнейших направлений повышения эффективности педагогического процесса в системе высшего образования является интеграция педагогических технологий, способных адаптировать к разного уровня сложности педагогических условий и эффектно решающих современных задач профессионального образования [21.

Подобные вопросы решают и зарубежные исследователи. Результатом работы британских ученых в Испании (2015 г.) явилось признание, что 44 % учителей и преподавателей редко используют вариативные технологии, ограничиваясь мультимедийными презентациями, системами управления обучением и электронной почтой. Спустя три года наиболее часто используемыми технологиями послужили также презентации, видеофрагменты для студентов и отбор текстовых документов. Исследования в Австралии, Великобритании, Канаде и Турции показали, что использование технологий в области высшего образования, в основном, ограничивается базовыми задачами, хотя студенты нуждаются в более эффективной помощи [10].

Анализ существующей литературы по теме исследования позволил нам выявить недостаточность методических разработок и рекомендаций результативных способов подготовки кадров в соответствие с мировыми стандартами. Владея информацией о технологичности обучения [11, учитель химии повышает свою профессиональную компетентность, разрабатывая для успешного проведения урока технологическую карту урока.

Исследуя вопрос технологичности (XVII в.), Я.А. Коменский определил достижение конкретного результата как главную идею технологии обучения. В дальнейшем этот вопрос рассматривался в трудах В.А. Сластенина [7], Г.К. Селевко, В.В. Серикова [6], В.М. Монахова [5], Е.С. Полата, И. Темпла, Р. Томаса и др. Нами выявлено, что в научно-методической литературе однозначное определение «технологичности»,

сменившее область промышленности на образование, отсутствует, а самих определений термина за последнее десятилетие насчитывается более трехсот. Технологичность рассматривается как принцип профессионального обучения, непосредственно связанного с технологическими процессами. Суть термина заключается в последовательном овладении учебно-практическими и профессиональными умениями и навыками. Констатируем, что тема технологичности в обучении химии требует дальнейшего изучения и конкретизации.

Изложение основного материала статьи. В процессе четырехлетней работы по теме исследования мы применяли следующие методы: теоретические (анализ дефиниции и этимологии понятий и обобщение психолого-педагогической, методической и нормативно-правовой литературы) и эмпирические (педагогическое наблюдение, диагностирование, обработка результатов педагогического эксперимента, анкетирование).

В данной работе мы остановимся на следующих направлениях в применении технологичности в обучении химии: технологические карты урока химии и их вариации с выбором элементов педагогических технологий. Технологичность урока определяется как совокупности методов и средств для достижения наибольшей эффективности учебно-воспитательного процесса. Ее компонентами являются педагогические технологии и технологическая карта урока химии, оказывающие определенное влияние на формирование метапредметной и надпредметной компетентностей обучающихся по использованию технологичности в подготовке будущих учителей.

В экспериментальной части исследования в 2016-2019 гг. участвовало (реально и дистанционно) 320 человек. Основным компонентом инновационной технологичности урока химии является технологическая карта, которая имеет промышленные корни. Технологическая карта (в дидактическом контексте) представляет структурный компонент учебного процесса, в котором дано четкое описание (от цели до результата) совместного процесса со-трудничества учителя и обучающихся. Сама карта урока выступает новым видом методической продукции, обеспечивающим эффективное и качественное преподавание учебных занятий в школе в соответствии с ФГОС [3]. От конспекта урока химии (по ГОС) технологическая карта отличается: интерактивностью, структурированностью, обобщенностью информации, алгоритмичностью, технологичностью. В экспериментальной части работы нами было проведено исследование по определению готовности студентов, будущих учителей химии, проектировать и применять технологические карты.

Эмпирической базой исследования явились экспериментальные площадки - образовательные учреждения (учащиеся и учителя лицея №131 г. Казани) и один из ведущих вузов Республики Татарстан -Казанский (Приволжский) федеральный университет (студенты и магистранты):

• Химический институт им. А.М. Бутлерова, направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» Профиль: Химия;

• Институт физики, направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» Профиль: Физика;

• Институт математики и механики им. Н.И. Лобачевского, направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки);

• Институт психологии и образования, направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (Отделение педагогики);

• Институт филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого, направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): иностранный (английский) язык и второй иностранный язык;

• Юридический факультет, направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» Профиль: Право и иностранный язык (английский);

• Елабужский институт, направление подготовки «Педагогическое образование» Профиль: химия и биология.

На первом этапе исследования (2015-2016 гг.) был проведен анализ научно-методических и учебно-нормативных источников по изучению темы исследования; проанализированы результаты анкетирования по определению уровня подготовленности использования технологических карт будущими учителями (102 студента) различных педагогических отделений К(П)ФУ. К использованию технологических карт в будущей педагогической деятельности готово подавляющее большинство студентов-выпускников 2019 года (90 %) и студентов 2-3-х курсов (70 %) педагогических направлений К(П)ФУ. Ранее мы уже представляли результаты первичных этапов исследования [4; 9].

В ходе второго этапа исследования (2017 г.) проведен анализ более 50 авторских технологических карт разработчиков - учителей РТ и РФ; выявлен уровень готовности студентов, будущих учителей химии, использовать технологические карты в ходе первой производственной (педагогической) практики; определены ведущие проблемы студентов при составлении технологической карты урока; проведен анализ результатов анкетирования по теме «Технологичность урока химии». По полученным результатам мы определили компоненты вариативной и инвариантной структур и содержания самой карты. Итак, единой и универсальной технологической карты урока на сегодняшний день нет. Но существуют наиболее часто используемые структурные компоненты инвариантной структуры технологической карты: этапы урока, методический инструментарий, формируемые универсальные учебные действия - УУД, деятельность учителя, деятельность учащихся.

На третьем этапе исследования (2018 г.) были апробированы в ходе производственной (педагогической) практики методические рекомендации студентам-практикантам педагогических направлений Химического института им. А. М. Бутлерова и Юридического факультета по проектированию урока.

На данном этапе мы исследовали применение технологичности в химическом образовании среди учителей и магистрантов 1 курса Института психологии и образования К(П)ФУ (35 респондентов), работающих учителями химии в школах г. Казани и муниципальных районах Республики Татарстан. Определены наиболее используемые технологии в школьном химическом образовании: технология сотрудничества (83%), технология проблемного обучения (70%), информационно-коммуникационная технология (83%).

Далее мы определили, что учителя и магистранты 1 курса используют элементы технологичности во всей педагогической деятельности - на уроках и во внеурочное время (60 %). Причем, в ходе самого урока

химии практически 69 % опрошенных редко меняют структуру карты. В ходе занятий по методическим дисциплинам бакалавриата и магистратуры мы решаем различные методические кейс-задания по структурированию урока химии с использованием видеофрагментов реальных уроков химии. Такие кейсы формируют сами студенты 3-4-х курсов в ходе производственной (педагогической) практики по химии в образовательных учреждениях г. Казани.

В 2018/2019 уч.г. в нашем исследовании приняли участие 120 студентов-выпускников К(П)ФУ по оптимальному выбору педагогических технологий в ходе будущей педагогической деятельности и во время педагогической практики. Специфично, что не все ведущие учителя химии в базовых школах используют технологические карты для планирования своего урока. Из опрошенных респондентов лишь 70% разрабатывали карты для урока регулярно, а 10% не использовали технологические карты вообще. Мы продолжили начатую в прошлом году работу по выявлению частоты изменения запланированной структуры урока в ходе самого урока. Выявлено, что в ходе самого урока практически половина респондентов достаточно часто корректируют структуру карты, отрицательный ответ дали 15% респондентов. Причиной этого мы считаем опыт ведения уроков химии магистрами (44.04.01 Химическое образование) по сравнению со студентами 3-4-х курсов.

Анализ результатов данного анкетирования выявил предполагаемые студентами педагогические технологии в школьном химическом образовании для будущей педагогической деятельности: игровые технологии (75%), информационно-коммуникационная технология (70%), метод проектов (60%). Полученные данные отличаются от выбора учителей химии, который мы приводили выше.

Нами были выявлены доминирующие трудности будущих учителей в проектировании технологической карты урока химии - разработка карты с учетом системно-деятельностного подхода и проблема в соотнесении деятельности учителя и учащихся. Был проведен сравнительный анализ по использованию технологических карт студентами-практикантами после педагогической практики. Результаты проведенного сравнительного анализа более 60 авторских технологических карт учителей разной квалификационной категории представлены в таблице 1. Наиболее часто студенты указывают недостатки работы с картами (временная затратность, сложность составления, изменения структуры в ходе урока) и преимущества (табличный вариант изложения материала, краткость, фиксация деятельностного подхода).

Таблица 1

Сравнительный анализ технологических карт (фрагмент)

Сходства проанализированных карт учителей первой, второй и высшей категорий РТ и РФ Не указаны в анализируемых картах

учителей первой и второй категорий учителей высшей категории

Структура аннотационной справки Задание на каждом этапе урока Приложение

Системно-деятельностный подход учащихся в работе учителя Ключевые понятия в аннотационной справке Таймер каждого этапа урока

Алгоритм этапов уроков Задачи и формы работы на каждом этапе В наличии этап первичного закрепления

Формируемые УУД на каждом этапе урока ПРО. Планируемые результаты обучения Методы контроля и самоконтроля в ходе урока

Методический инструментарий

В ходе четвертого этапа исследования (2018/2019 уч.г.) осуществлен анализ результатов анкетирования (50 человек) по педагогическим ситуациям студентов Химического института им. А.М. Бутлерова, направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» Профиль: Химии. Средний балл правильных ответов по кейсам педагогических ситуаций составляет 70 %.

Итогом нашей работы стала разработка и апробация материала для тематического блока цифрового образовательного ресурса (ЦОР) «Методика подготовки современного учителя химии» по дисциплине «Методика химии» (https://edu.kpfu.ru/) для студентов 1-4-х курсов направления 44.03.01. «Педагогическое образование. Химия» с целью эффективной подготовки будущих учителей химии к использованию технологичности обучения. Данный ЦОР предназначен для работы на занятиях и при самостоятельном изучении для подготовки современного учителя химии в соответствии ФГОС.

Данный блок цифрового образовательного ресурса «Методика подготовки современного учителя химии» содержит: комплексы методических кейсов (11) к педагогическим технологиям; методические рекомендации для будущих учителей химии по составлению технологических карт урока; глоссарий; технологические карты к каждой главе УМК О.С. Габриеляна по химии для 8 класса; видео-урок как фрагмент разработанного вебинара по составлению технологических карт; блок заданий; видеоматериалы и задания к ним по этапам урока химии с производственной (педагогической) практики; итоговый тест по педагогическим технологиям в химическом образовании; презентации к каждому уроку химии, разработанные на основе технологических карт.

Анализ результатов экспериментальной части нашего исследования позволил определить следующий ранг трудностей и ошибок у студентов по разработке карт уроков:

1. определение структуры технологической карты конкретного урока;

2. трудности при соотношении деятельности учителя и учащихся;

3. трудоёмкость в определении УУД на каждом этапе урока химии;

4. проблема формулирования записи по этапу мотивации урока химии.

Все эти затруднения (а мы приводим лишь его «верхушку») были рассмотрены в дальнейшем для их предупреждения на занятиях по методическим дисциплинам.

Мы разработали и апробировали на методических занятиях комплекс педагогических кейсов (11 кейсов) к каждой педагогической технологии, представленной нами в ЦОРе, в области химического образования: здоровьесберегающие технологии, метод проектов, технология развивающего обучения, информационно -коммуникационная, технология развития критического мышления, технология проблемного обучения,

игровые технологии, технология интегрированного обучения, модульная технология, кейс - технология, технология группового обучения. Каждый разработанный кейс включает в себя: дефиницию описываемой педагогической технологии; теоретическую основу технологии: цель, задачи, основатели данной технологии, функции и основной сравнительный анализ; периоды применения данной технологии в образовательной деятельности и их специфика; достоинства и недостатки основных элементов рассматриваемой технологии; области применения технологии на практике; список используемой литературы. Кейсы были апробированы и проанализированы.

Технологичность процесса обучения химии в подготовке бакалавров была апробирована в контрольной и экспериментальной группах по горизонтальному мониторингу, так как ежегодно формируется только одна группа будущих учителей химии. Общим положительным результатом исследования является повышение качества проведения производственной практики по химии студентами, будущими учителями, выпускных 4-х курсов - с 72 % (2017 г.) до 92 % (2019 г.).

Выводы. Наше исследование подтвердило, что одним из важных направлений подготовки квалифицированных и компетентных специалистов - учительских кадров - в системе высшего профессионального образования является усиление технологичности в ходе методических занятий по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование. Профиль: Химия». Технологичность обучения в преподавании химии позволяет адаптировать вариативные педагогические технологии в сфере химического образования в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения для решения задач профессионального образования.

Литература:

1. Бекетова О.А. Инновация в образовании: понятие и сущность // Теория и практика образования в современном мире: мат. V Межд. науч. конф. — СПб.: Сатис, 2014. - С. 1-2.

2. Галиахметова А.Т. Учебный процесс в ВУЗе в условиях интеграции педагогических технологий / А.Т. Галиахметова, Л.В. Маминова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 62. - Ч. 3. - 322 с. (с. 57-60).

3. Караваева С.В. Технология проектирования современного урока по ФГОС / Караваева С.В. и др. -ТБС. - Тамбов, 2014. - 255 с.

4. Пономарёва З.А. Применение технологичности урока при подготовке будущих учителей химии / З.А. Пономарёва, С.С. Космодемьянская // Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: новые требования к содержанию и результатам: материалы VIII Межд. научн.-практ.конф., г. Минск: БГПУ, 21 ноября 2018 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка; под науч. ред. А. В. Позняк. - Минск, 2019. - 172 с.

5. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: Монография. — Волгоград: Перемена. — 1995. - 152 с.

6. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем -М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.

7. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. Под ред. В.А. Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

8. Техническое описание компетенции «Учитель основной и средней школы» [Электронный ресурс] // Документы | WorldSkillsRussia. - URL: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/chempionatyi/mezhvuzovskie-chempionatyi/dokumentyi.html (дата обращения: 29.06.2019).

9. Kosmodemyаnskaya S.S. Self-Development of the Future Teacher of Chemistry, through Bilingual Education, in Accordance with New Requirements of Professional Standards/ The European Proceedings of Social &Behavioural Sciences. 2016. Volume Xll. - Pages 322-329.

10. OECD (2018a). Teaching for the future: Effective classroom practices to transform education. OECD. [Электронный ресурс] http://psyjournals.ru/en/psyedu/2019/n1/Margolis.shtml

Педагогика

УДК: 377.378.7

доктор педагогических наук, профессор Курина Вера Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный институт культуры» (г. Самара); аспирант Куняева Екатерина Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный институт культуры» (г. Самара)

ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СТУДИЯМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы подтверждается возрастающим интересом к профессии «Руководитель студией декоративно-прикладного творчества», важностью проведения генезиса формирования системы обучения декоративно-прикладному творчеству, выявления специфики образовательного процесса, создания условий для сохранения достижений сформировавшегося опыта преподавания профессиональных дисциплин. Результаты статьи: выделены основные этапы развития и становления системы профессиональной подготовки руководителей студиями декоративно-прикладного творчества (ДПТ).

Ключевые слова: генезис, профессиональная подготовка, декоративно-прикладное творчество, руководитель студией декоративно-прикладного творчества.

An^tatton. The relevance of the studied problem is confirmed by the growing interest in the profession "Head of the Studio of decorative and applied creativity", the importance of the Genesis of the formation of the system of teaching decorative and applied creativity, identifying the specifics of the educational process, creating conditions for the preservation of the achievements of the formed experience of teaching professional disciplines. Results of the article: the main stages of development and formation of the system of professional training of heads of studios of decorative and applied creativity are allocated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.