Научная статья на тему 'Из опыта организации освоения студентами-бакалаврами курса "Решение профессиональных задач"'

Из опыта организации освоения студентами-бакалаврами курса "Решение профессиональных задач" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТ-БАКАЛАВР / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL CASE / PEDAGOGICAL ACTIVITY / UNDERGRADUATE BACHELOR'S DEGREE STUDENT / PEDAGOGICAL COLLABORATION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулешова Елена Викторовна

В статье рассматриваются роль и место дисциплины «Решение профессиональных задач» в системе психолого-педагогической подготовки студентов, обучающихся в СГСПУ по направлению 44.03.01 и 44.03.05 «Педагогическое образование», а также анализируется опыт организации ее освоения бакалаврами будущими учителями. В частности, приводится пример проведения семинарского занятия, направленного на формирование готовности студентов к решению такой профессиональной задачи, как осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; предлагается образец оценочного листа с критериями для осуществления экспертной оценки фрагмента урока, самостоятельно подготовленного студентом и демонстрируемого в ходе практического занятия. Автор приводит примеры заданий для организации самостоятельной работы студентов, такие как составление конспекта и технологической карты урока, подготовка и демонстрация фрагмента урока / внеклассного мероприятия в составе микрогруппы, анализ технологических карт уроков, представленных на интернет-сайтах, решение кейсов, подготовка к участию в ролевых играх. В статье приводится пример нестандартного решения кейса, а также отмечаются сложности, с которыми сталкивается преподаватель при формулировке критериев и при процедуре оценивания решения кейсов и деятельности студентов в ролевых играх. Статья также содержит пример организации занятия-практикума по теме «Взаимодействие с субъектами образовательного процесса» и анализ результатов выполнения экспромт-задания, требующего от студентов умения самопрезентации и осуществления знакомства с родителями обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулешова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Guidance in completing course “Professional cases solution” by undergraduate bachelor’s degree students

The paper analyses the role of course “Professional Cases Solution” as part of psychological and pedagogical training provided to the students of Samara State University of Social Sciences and Education who pursue bachelor’s degree in education. It also presents the experience of guidance in this process. The author gives the example of a seminar aimed at training students’ readiness for solving such a professional case as providing teaching and educating in accordance with the educational standards; she offers a sample of an assessment sheet that contains the criteria of expert reviewing when analyzing the lesson part prepared and presented by a student in class. The author shares the instances of such tasks on students’ independent work as making notes and the map of the lesson, preparing and giving the lesson part or an out-of-class activity in a microgroup, analyzing lesson maps from Internet resources, case solving, preparing for role-plays. The paper also displays the example of a non-standard solution of a case and reveals the difficulties that a teacher may face when making up the criteria and assessing case solutions and students’ participation in role-plays. The article contains the description of a practice the subject of which is “Collaboration with the participants of the educational process” and analyses the results of on-the-spot task that implies students’ abilities for self-presentation and skills in meeting children’s parents.

Текст научной работы на тему «Из опыта организации освоения студентами-бакалаврами курса "Решение профессиональных задач"»

УДК 378:37.02

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ-БАКАЛАВРАМИ КУРСА «РЕШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ»

GUIDANCE IN COMPLETING COURSE "PROFESSIONAL CASES SOLUTION" BY UNDERGRADUATE BACHELOR'S DEGREE STUDENTS

© 2018

Е.В. Кулешова E.V. Kuleshova

В статье рассматриваются роль и место дисциплины «Решение профессиональных задач» в системе психолого-педагогической подготовки студентов, обучающихся в СГСПУ по направлению 44.03.01 и 44.03.05 «Педагогическое образование», а также анализируется опыт организации ее освоения бакалаврами -будущими учителями. В частности, приводится пример проведения семинарского занятия, направленного на формирование готовности студентов к решению такой профессиональной задачи, как осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; предлагается образец оценочного листа с критериями для осуществления экспертной оценки фрагмента урока, самостоятельно подготовленного студентом и демонстрируемого в ходе практического занятия. Автор приводит примеры заданий для организации самостоятельной работы студентов, такие как составление конспекта и технологической карты урока, подготовка и демонстрация фрагмента урока / внеклассного мероприятия в составе микрогруппы, анализ технологических карт уроков, представленных на интернет-сайтах, решение кейсов, подготовка к участию в ролевых играх. В статье приводится пример нестандартного решения кейса, а также отмечаются сложности, с которыми сталкивается преподаватель при формулировке критериев и при процедуре оценивания решения кейсов и деятельности студентов в ролевых играх. Статья также содержит пример организации занятия-практикума по теме «Взаимодействие с субъектами образовательного процесса» и анализ результатов выполнения экспромт-задания, требующего от студентов умения самопрезентации и осуществления знакомства с родителями обучающихся.

Ключевые слова: профессиональная педагогическая задача; педагогическая деятельность; студент-бакалавр; педагогическое взаимодействие; психолого-педагогическая компетентность.

The paper analyses the role of course "Professional Cases Solution" as part of psychological and pedagogical training provided to the students of Samara State University of Social Sciences and Education who pursue bachelor's degree in education. It also presents the experience of guidance in this process. The author gives the example of a seminar aimed at training students' readiness for solving such a professional case as providing teaching and educating in accordance with the educational standards; she offers a sample of an assessment sheet that contains the criteria of expert reviewing when analyzing the lesson part prepared and presented by a student in class. The author shares the instances of such tasks on students' independent work as making notes and the map of the lesson, preparing and giving the lesson part or an out-of-class activity in a microgroup, analyzing lesson maps from Internet resources, case solving, preparing for role-plays. The paper also displays the example of a non-standard solution of a case and reveals the difficulties that a teacher may face when making up the criteria and assessing case solutions and students' participation in role-plays. The article contains the description of a practice the subject of which is "Collaboration with the participants of the educational process" and analyses the results of on-the-spot task that implies students' abilities for self-presentation and skills in meeting children's parents.

Keywords: professional pedagogical case; pedagogical activity; undergraduate bachelor's degree student; pedagogical collaboration; psychological and pedagogical competence.

Происходящие в последние десятилетия коренные изменения в общественно-политической жизни нашей страны, новые вызовы в сфере образования как отрасли, стратегически важной для нынешней и завтрашней России, обусловили необходи-

мость изменений в системе подготовки педагогических кадров.

Это нашло свое отражение во многих государственных программах, концепциях, стандартах, в том числе и во ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое

образование» 44.03.01 и 44.03.05, реализация которых обусловила весомое увеличение доли учебных и производственных практик, семинарских занятий, проводимых в интерактивной форме, а также появление практико-ориентированных учебных дисциплин, позволяющих студентам формировать будущую профессиональную компетентность. К числу таких дисциплин относится курс «Решение профессиональных задач», реализуемый в учебных планах СГСПУ по направлению подготовки «Педагогическое образование» 44.03.01 и 44.03.05 в 5 и в 6 семестрах соответственно.

В системе психолого-педагогической подготовки студентов этот курс является завершающим звеном теоретического обучения и одновременно служит неким фундаментом для прохождения студентами производственных практик в 6, 8 и 9 семестрах, написания выпускной квалификационной работы и прохождения итоговой государственной аттестации.

Целью данной учебной дисциплины является приобретение студентами опыта решения разнообразных учебных задач, идентичных профессиональным задачам, в условиях теоретического обучения в вузе. Задачи изучения дисциплины соотносятся с такими видами профессиональной деятельности, как педагогическая, проектная, научно-исследовательская и культурно-просветительская.

Анализируя опыт организации освоения студентами данной учебной дисциплины, хочется особо рассмотреть, каким образом бакалавры готовятся к решению таких перечисленных во ФГОС ВО профессиональных задач, как осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов и организация взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся для решения задач профессиональной деятельности [1].

Наше обращение к двум этим группам профессиональных педагогических задач неслучайно. Как показывают анализ педагогической периодики, беседы с учите-

лями-наставниками, представителями работодателей, участие в круглых столах с молодыми учителями, наблюдения за студентами, сделанные в ходе прохождения производственной практики, особую тревогу вызывают именно недостаточная психолого-педагогическая и методическая компетентность молодых педагогов.

Эта проблема далеко не нова для педагогики. Ей посвящены работы Н.В. Кузьминой [2], Л.М. Митиной [3], А.Б. Орлова [4], А.Н. Галагузова [5], И.А. Колесниковой [6], А.П. Панфиловой и А.В. Долматова [7], Н.В. Бордовской и С.И. Розума [8], Л.Ф. Спирина [9], Л.Л. Шевченко [10] и др. Однако стремительно меняющиеся реалии современного мира требуют нового и нового обращения к ней.

Сосредоточим внимание на такой профессиональной задаче, как осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Как мы уже отмечали выше, изучение дисциплины «Решение профессиональных задач» проходит на третьем курсе, и студенты к этому времени уже имеют определенный багаж педагогических, психологических и методических знаний, что предоставляет нам возможность давать им определенные задания для самостоятельной работы.

Как показывает наш опыт, одним из наиболее сложных заданий является подготовка и проведение фрагмента урока, для которого студент самостоятельно подбирает тему, определяет возраст обучающихся, составляет технологическую карту урока и, наконец, проигрывает со своими товарищами по группе этапы актуализации знаний и изучения нового материала.

В ходе подготовки к семинарскому занятию студенты знакомятся с оценочным листом, который эксперт будет заполнять непосредственно в ходе выступления. Перед началом показа фрагмента «учитель» ненадолго выходит из аудитории и назначается эксперт, которого выступающий не знает. По окончании выступления протокол зачитывается публично, эксперт дает пояс-

нения и отвечает на возможные вопросы. Случается, что студенческая аудитория не соглашается с выставленной отметкой и вносит коррективы как в сторону повышения, так и в сторону понижения балла.

Пример листа оценивания выступления студентов-историков представлен в таблице 1.

Таблица 1

Критерии оценивания (каждый оценивается по 0,5 балла) Показатели Пожелания (над чем и как работать)

1 Темп речи (оптимально - 120-130 слов в мин.)

4 Громкость голоса (недостаточная /достаточная / излишняя)

3 Тембр голоса (изменялся / не изменялся)

4 Четкость дикции (четкая/недостаточно четкая / нечеткая)

5 Культура речи (соответствует /не соответствует школьному уроку)

6 Обращенность к аудитории (есть / нет)

7 Наличие примеров, помогающих восприятию материала (есть / нет)

8 Внешний вид (соответствует /не соответствует условиям школы)

9 Приемы самопрезентации («фишки» учителя - есть / нет)

10 Содержание выступления (привлечение дополнительной информации - есть / нет)

11 Умение «держать» аудиторию, реагировать на шум (есть / нет)

12 Структурированность выступления (вступление - развитие - вывод)

13 Владение своим эмоциональным состоянием (владел / не владел)

14 Выразительность речи (использование архаичных слов и выражений для «погружения» в эпоху, работа с историческими терминами)

15 Наличие наглядности (есть / нет)

16 Интересные творческие приемы (есть / нет)

17 Заинтересованность в достижении дидактической цели (есть/нет)

18 Использование мимики и жестов (достаточное / недостаточное / излишнее)

19 Пантомимика (управление своим телом - свободен / скован)

20 Общее впечатление (положительное / отрицательное)

Итого

Для простоты заполнения листа оценивания практически все показатели сведены к простой регистрации. Исключение составляет критерий «темп речи»: здесь эксперт с помощью секундомера считает примерное количество слов за 5 или 10 секунд и после умножает на 12 или 6 соответственно.

Конечно, за короткое время выступления нет возможности заполнить третью колонку с пожеланиями. Это делается уже после занятия самим выступающим в качестве определенной рефлексии собственной деятельности.

Еще одним примером, иллюстрирующим нашу работу по формированию готовности студентов к осуществлению обу-

чения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов, может служить анализ технологических карт уроков, представленных на интернет-сайтах. На этом занятии каждый студент выступает перед группой со своими замечаниями к распечатанной технологической карте. Так в процессе подбора, изучения и дальнейшего анализа урока опытного учителя студенты учатся не только грамотному оформлению карты, но и точности формулировок цели и задач урока, корректности употребления терминов, применению разнообразных видов учебной деятельности обучающихся, подчас не соглашаясь, критикуя и предлагая какие-то изменения в изначальный вариант технологической карты.

Поскольку вся педагогическая деятельность есть нескончаемая череда ежеминутно возникающих эпизодов педагогического взаимодействия, большое внимание в курсе «Решение профессиональных задач» мы уделяем такому виду работы, как решение кейсов. В рабочей программе дисциплины они подобраны и систематизированы в определенной логике: задачи по выбору приемов и методов воздействия на ученика; задачи на развитие нравственных качеств личности; задачи по формированию общественного мнения коллектива; задачи на взаимодействие с субъектами образовательного процесса; задачи на проектирование профессионального самообразования и саморазвития будущего педагога.

Студенты решают задачи письменно при подготовке к семинарам, устно на самих занятиях, подбирают задачи под обозначенную тему и разыгрывают ситуации в формате ролевой игры.

Сложность этой работы для студентов заключается в достаточно большом ее объеме, который, по нашему мнению, и позволяет в определенном смысле слова «набить руку», т.е. сформировать навык принятия решений в той или иной ситуации. При этом задачи не имеют единственно правильного ответ, и порой решаются студен-

тами с помощью диаметрально противоположных стратегий взаимодействия.

Приведем пример педагогической ситуации, вызвавшей при анализе большую дискуссию в аудитории [11, с. 28].

«Во время прохождения педагогической практики студентов часто просят заменить заболевшего учителя. Так случилось и в этот раз.

Студентку факультета иностранных языков Татьяну Вадимовну завуч школы попросила заместить учителя в 8 классе во время проведения самостоятельной работы. Дисциплина была не очень хорошая, один из заводил класса постоянно выкрикивал шуточки с места, отвлекая остальных, но студентка все-таки справилась. В конце урока все ребята сдали работы, а «заводила» подошел и вызывающе сказал:

- Дай мне номерок твоего телефона, мне как раз репетитор нужен.

Одноклассники оценили его шуточку и стали давать свои комментарии».

При анализе ситуации, выполненном студентами в качестве обязательной самостоятельной работы, выяснилось, что одна из студенток группы пришла к выводу, что номер телефона нужно дать. На возмущенные вопросы аудитории она отвечала, что ребенок старается привлечь внимание практикантки, потому что не получает его от родителей, и что, согласно принципу гуманистической направленности обучения и воспитания, нужно откликнуться на его просьбу.

Все вместе мы повторно обратились к тексту задачи и увидели, что студентка не учла всей полноты ее условий (один из заводил класса постоянно выкрикивал шуточки с места, отвлекая остальных; подошел и вызывающе сказал, одноклассники оценили его шуточку), допустила ошибки в оценке поведения подростка и его мотивов, т.е. решила задачу неправильно.

После занятия студентка подошла и попросила в индивидуальном порядке объяснить, в чем ее ошибка, ведь она идет навстречу ребенку, который хочет улучшить свое знание английского. На наш

комментарий, что если бы он был по-настоящему заинтересован в знаниях, то вряд ли вел бы себя так на уроке и в такой развязной манере общался с практиканткой, девушка ответила, что это не его вина, что его так плохо воспитали родители и что она на индивидуальных занятиях могла бы попытаться изменить ситуацию к лучшему. Уважая её позицию, но все-таки не соглашаясь с ней полностью, мы пришли к компромиссному решению, что студентка попросит школьника продиктовать номер телефона родителей и продолжит общение с ними.

Отметим, что в курсе «Решение профессиональных задач», принимая во внимание различие ценностей, норм и правил поведения, которые сформированы у современного поколения, очень трудно обосновывать правильность решения (объективность педагогических действий). А.П. Тряпицына отмечает: «Ещё сорок лет назад мы были убеждены в решающей роли институтов формального образования в становлении человека (в век просвещения -воспитание может всё), сегодня мы убеждаемся, что это не так. В этих условиях все новых "вызовов времени", появления непредсказуемых нестандартных ситуаций должны быть найдены и нестандартные решения» [12]. Этот тезис еще раз подчеркивает сложности, с которыми сталкивается преподаватель и при формулировке заданий, и при формулировке критериев, и при процедуре оценивания деятельности студентов в ролевых играх.

Обратимся ко второй профессиональной педагогической задаче, к решению которой должен быть готов выпускник, а именно к организации взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся для решения задач профессиональной деятельности.

Рассмотрим, каким образом в ходе учебного процесса мы готовим студентов к ее решению. На занятии-практикуме по теме «Взаимодействие с субъектами образо-

вательного процесса» студенты получают экспромт-задания на карточках, одно из которых звучит так: «Вы - молодой учитель, только что пришедший в школу. Администрация школы поручает Вам классное руководство в 5 классе. Представьтесь и познакомьтесь с родителями на первом родительском собрании».

Как ни странно, но это задание вызвало у студентов огромное количество затруднений. Кто-то начинал многосложно рассказывать о себе как о молодом специалисте, освоившем новейшие методики преподавания, имеющем многие награды и достижения; кто-то демонстрировал излишнюю строгость и «включал училку»; кто-то совершенно излишне многократно подчеркивал свою близость по возрасту к «детишкам» и возможность установления дружеских отношений с ними. Одна из студенток решила представиться только по имени, что не могло не вызвать недоумения у аудитории. На него она отреагировала следующим образом: «В задаче сказано, что я только что приступаю к работе. А все родители намного старше меня. Верно? Какая же я им Татьяна Сергеевна? Я разрешу называть себя Татьяна, но на Вы».

Опять возвращаемся к условию, столь очевидному для всей остальной группы, и находим в задаче главное слово - учитель; а раз так, то значит, ты обладаешь определенным социальным статусом для этих на самом деле старших по возрасту людей.

Еще больше ошибок было допущено при выполнении второй части задания -осуществить знакомство с родителями школьников. Кто-то предлагал поднимать родителей по алфавитному списку в журнале; кто-то просил каждого по очереди публично сказать несколько слов о своем ребенке; кто-то просил назвать самые главные проблемы класса, которые выявились в начальной школе; кто-то хотел в первый же день знакомства составить здесь и сейчас план воспитательной работы; кто-то предлагал изготовить таблички с именами и

фамилиями детей, расставить их в классе и попросить родителей занять места согласно этим табличкам.

Совместными усилиями приходим к выводу, что осуществить знакомство на первом собрании можно, скорее всего, только формально, поэтому лучше попросить родителей зарегистрироваться в самом начале собрания. При этом можно заранее подготовить список детей класса и в табличной форме структурировать те данные, которые необходимы вам как классному руководителю. Что же касается проблем, которыми родители готовы поделиться с классным руководителем, то о них следует говорить с каждым индивидуально после

собрания или в любое другое удобное для обеих сторон время.

Таким образом, нами предпринята попытка осмысления опыта практической деятельности преподавателя, организующего освоение студентами педагогического вуза учебной дисциплины «Решение профессиональных задач». Хочется отметить, что, несмотря на возникающие при этом определенные сложности объективного и субъективного характера, мы видим большие образовательные и воспитательные возможности данного учебного курса в формировании профессиональной компетентности будущего учителя.

& & &

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 44.03.05 «Педагогическое образование». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71245782/ (дата обращения 21.08.2018).

2. Методы системного педагогического исследования : учеб. пособие / под ред. Н.В. Кузьминой. Л. : ЛГУ, 1980. 172 с.

3. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. 376 с.

4. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики. М. : Академия, 2002. 272 с.

5. Галагузов А.Н. Социально-педагогические задачи : учеб. пособие. М. : Владос, 2008. 191 с.

6. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие. М. : Академия, 2007. 288 с.

7. Панфилова А.П., Долматов А.В. Взаимодействие участников образовательного процесса : учебник. М. : Юрайт, 2014. 487 с.

8. Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2011. 624 с.

9. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М. : Российское педагогическое агентство, 1997. 174 с.

10. Шевченко Л.Л. Учитель. Педагогические условия воспитания нравственной культуры в учебно-воспитательном процессе вуза. М. : МГОУ, 2010. 186 с.

11. Практическая педагогика: сборник педагогических ситуаций : учебно-методические материалы для студентов-бакалавров / сост. Е.В. Кулешова. Самара : ПГСГА, 2015. 128 с.

12. Тряпицына А.П. Логика отбора содержания дисциплины «Педагогика» // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2009. №7 (июль). ART 1343. URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1343.htm (дата обращения 23.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.