Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ТЕХНИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE / INDEPENDENT WORK / TECHNICAL UNIVERSITIES / INNOVATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Ольга Алексеевна, Кудинова Татьяна Викторовна, Каппушева Инесса Шамильевна

В статье раскрыто содержание разных сторон организации самостоятельной работы обучающихся в технических вузах: мотивационной, информационной, профессионально ориентированной, тренировочно-поисковой. Цель статьи - анализ особенностей организации самостоятельной работы студентов при изучении языков с использованием инновационных технологий. В статье рассматривается самостоятельная работа при изучении иностранного языка как особая форма самообразования обучающихся, которая носит многофункциональный характер и помогает овладеть иноязычной компетентностью как необходимой составляющей квалифицированного специалиста, что обосновано введением ФГОС ВО 3+,3++. Это стало причиной того, что значительная часть работы по освоению учебного материала переносится на внеаудиторные занятия обучающихся. Такой подход, в свою очередь, побуждает преподавателей к поиску новых педагогических технологий, методов, форм и средств для того, чтобы избежать снижения качества подготовки специалистов технических направлений. Предполагается, что потребуется корректировка учебных программ и методов преподавания, среди которых особое место будут занимать инновационные методы, позволяющие развивать интеллектуальный потенциал будущих профессионалов. Статья выполнена в русле современных требований к подготовке специалистов технических направлений в высшей школе. Она представляет интерес для преподавателей, аспирантов, научных сотрудников, будущих бакалавров и магистров. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-педагогических семинаров в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролова Ольга Алексеевна, Кудинова Татьяна Викторовна, Каппушева Инесса Шамильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT LANGUAGE STUDY OF STUDENTS USING INNOVATIVE TECHNOLOGIES

The article presents various characteristics of organizing students’ independent work in technical institutions of higher education: motivational, informative, professionally-oriented, and training-searching. The article aims at analysing the peculiarities of organizing independent language study of students using innovative technologies. The authors consider independent work as a special form of students’ self-education, which is multifunctional in nature and helps acquire professional foreign language skills as an essential component of a competent specialist. This is realized by the introduction of FSES HE 3+, 3++, which allows transferring a significant part of learning efforts from traditional classroom to out-of-class learning. This motivates teachers to look for new pedagogical technologies, methods, forms and means for being able to provide high-quality education within a new educational environment. It is assumed that it will be necessary to adjust curricula and teaching methods, among which a special place will be occupied by innovative methods that make it possible to develop the intellectual potential of future professionals. The article is written in accordance with the modern tendencies of training specialists in institutions of higher education. It is directed to teachers, postgraduates, researchers, future bachelors and masters, and may be used at scientific and pedagogical seminars in institutions of higher education.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Подготовка специалистов в высших учебных заведениях

УДК 378.147.88

О. А. Фролова, Т. В. Кудинова, И. Ш. Каппушева

Организация самостоятельной работы студентов при изучении языков с использованием инновационных технологий

Аннотация

В статье раскрыто содержание разных сторон организации самостоятельной работы обучающихся в технических вузах: мотивационной, информационной, профессионально ориентированной, тренировочно-поисковой. Цель статьи — анализ особенностей организации самостоятельной работы студентов при изучении языков с использованием инновационных технологий. В статье рассматривается самостоятельная работа при изучении иностранного языка как особая форма самообразования обучающихся, которая носит многофункциональный характер и помогает овладеть иноязычной компетентностью как необходимой составляющей квалифицированного специалиста, что обосновано введением ФГОС ВО 3+,3++. Это стало причиной того, что значительная часть работы по освоению учебного материала переносится на внеаудиторные занятия обучающихся. Такой подход, в свою очередь, побуждает преподавателей к поиску новых педагогических технологий, методов, форм и средств для того, чтобы избежать снижения качества подготовки специалистов технических направлений. Предполагается, что потребуется корректировка учебных программ и методов преподавания, среди которых особое место будут занимать инновационные методы, позволяющие развивать интеллектуальный потенциал будущих профессионалов.

Статья выполнена в русле современных требований к подготовке специалистов технических направлений в высшей школе. Она представляет интерес для преподавателей, аспирантов, научных сотрудников, будущих бакалавров и магистров. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-педагогических семинаров в вузах.

I Ключевые слова: иноязычная компетентность; самостоятельная работа; технические вузы; инновационный потенциал.

O. A. Frolova, T. V. Kudinova, I. Sh. Kappusheva

Organization of independent language study of students

using innovative technologies

Abstract

The article presents various characteristics of organizing students’ independent work in technical institutions of higher education: motivational, informative, professionally-oriented, and training-searching. The article aims at analysing the peculiarities of organizing independent language study of students using

Фролова О. А., Кудинова Т. В., Каппушева И. Ш.

Организация самостоятельной работы студентов при изучении языков с использованием инновационных технологий

75

innovative technologies. The authors consider independent work as a special form of students’ selfeducation, which is multifunctional in nature and helps acquire professional foreign language skills as an essential component of a competent specialist. This is realized by the introduction of FSES HE 3+, 3++, which allows transferring a significant part of learning efforts from traditional classroom to out-of-class learning. This motivates teachers to look for new pedagogical technologies, methods, forms and means for being able to provide high-quality education within a new educational environment. It is assumed that it will be necessary to adjust curricula and teaching methods, among which a special place will be occupied by innovative methods that make it possible to develop the intellectual potential of future professionals.

The article is written in accordance with the modern tendencies of training specialists in institutions of higher education. It is directed to teachers, postgraduates, researchers, future bachelors and masters, and may be used at scientific and pedagogical seminars in institutions of higher education.

| Keywords: foreign language competence; independent work; technical universities; innovative potential.

В условиях постиндустриального этапа развития страны происходят изменения в структуре производительных сил общества. Благополучие экономики страны базируется на знаниях, умениях и навыках людей в сфере использования информационных технологий и иностранного языка [12; 13].

Информационное общество предопределяет потребности будущего бакалавра, специалиста, магистра неязыковых направлений в приобретении иноязычной компетенции в период обучения в вузе, что предъявляет более высокие требования к организации самостоятельной работы, развитию умений эффективного использования информационно-коммуникационных технологий для выполнения сложных производственных задач. Эти требования нашли свое отражение во многих документах в сфере российского образования, например, в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Однако практика преподавания иностранного языка в неязыковых вузах свидетельствует о том, что имеет место ряд существенных противоречий в организации самостоятельной работы будущих специалистов между:

• необходимостью профессиональной мотивации обучающихся в учебно-познавательной деятельности, реальными мотивами получения образования и низким уровнем иноязычной компетенции у большинства обучающихся;

• осознанием социальной важности изучения иностранного языка и отношением к нему как к второстепенной дисциплине, что не позволяет реализовать социальный заказ;

• стремлением обучающихся увеличить свой интеллектуальный потенциал (знаний, умений, практических способов деятельности) и отсут-

ствием при этом необходимых методических навыков в рациональной самоорганизации, неумением продуктивно использовать, планировать, распределять время на выполнение заданий разного рода и др.

Данные противоречия позволяют выделить новые векторы в организации самостоятельной работы, создающие условия для развития инновационного потенциала у будущих специалистов, обучающихся в вузе [14].

Первый вектор нацелен на многофункциональный характер самообразования обучающихся по иностранному языку. Не секрет, что во многих современных неязыковых вузах первокурсники изучают дисциплину «Иностранный язык» с определенной долей формализма. Они не всегда отдают себе отчет в том, что знание иностранных языков является важной составляющей формирования профессиональной компетентности у будущего специалиста. Тем сложнее преподавателям организовывать самостоятельную работу обучающихся при изучении иностранного языка, которую авторы статьи склонны рассматривать как особую форму самообразования с многофункциональным характером.

Второй вектор указывает на разные стороны организации самостоятельной работы обучающихся в вузах: мотивационную, информационную, профессионально ориентированную, тренировочно-поисковую (В. И. Андреев, А. О. Кошелева, Р. М. Магомедов, Е. И. Пассов, А. Г. Теслинов и др.). Для их реализации преподавателю необходимо иметь хорошую теоретическую подготовку, знать основы саморазвития личности в условиях выполнения самостоятельной работы (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

76

Инновационные проекты и программы в образовании № 2, 2020

Третий вектор определяет задачи преподавателя вуза по поиску новых педагогических технологий, применяемых для повышения качества организации самостоятельной работы обучающихся. Анализируя научные публикации по теме организации самостоятельной работы в современных вузах, можно констатировать, что требуются: целенаправленная деятельность преподавателя по развитию у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций; разработка методических комплексов и фондов оценочных средств по дисциплине «Иностранный язык»; подготовка методических рекомендаций по формированию навыков работы с иноязычными профессионально ориентированными источниками информации (Л. А. Андреева, О. Н. Овсянникова и др.).

На качество самостоятельной работы изучающих иностранный язык влияют: готовность личности к самостоятельной работе; наличие оптимальной мотивации к овладению иностранным языком; сформированность навыков самостоятельной работы в области чтения, говорения, аудирования, письма; владение навыками работы со справочной литературой, словарями, энциклопедиями и умение работать с информационными технологиями (Интернет и др.) (М. А. Архипенко, Т. Д. Егорушкина, В. Н. Карташова, Н. В. Карева, Е. И. Пассов и др.). Широко используют преподаватели вузов модульную технологию в преподавании иностранного языка, в которой реализуются как традиционные, так и инновационные методы обучения (Ю. В. Дулепова). В целом проявление профессионального интереса преподавателями вуза к проблеме организации самостоятельной работы обучающихся связано, по мнению авторов статьи, в том числе и с требованиями ФГОС ВО (стандарта третьего поколения — 3+; 3++).

Четвертый вектор в организации самостоятельной работы указывает на необходимость тщательного отбора содержания дидактических упражнений при проведении занятий по иностранному языку с учетом специфики специальностей и специализаций обучающихся в вузе.

Аудиолингвальный или аудиовизуальный методы позволяют раскрыть инновационный потенциал иностранного языка. Данные методы могут успешно применяться на практических занятиях с осуществлением контроля со стороны преподавателя, а также взаимоконтроля и самоконтроля обучающихся. Задания, предлагаемые для выполнения в условиях самостоятельной работы, могут быть тренировочными, поисковыми и другими. Практика преподавания иностранного языка в вузе накопила множество типов заданий и упраж-

нений для овладения обучающимися иноязычной компетенцией, обеспечивающей развитие и активизацию грамматических навыков для прохождения тестов на специальных учебных сайтах, использование радиоресурсов на иностранном языке и применение аудиокниг, фрагментов фильмов и применение самостоятельного прослушивания песен, стихов и др.

Овладению обучающимися навыками решения сложных профессионально ориентированных задач в неязыковом вузе способствуют дидактические упражнения на иностранном языке, которые развивают память и активизируют коммуникативные навыки, предполагают отработку самостоятельных высказываний, понимание скрытой и явной информации в учебных текстах. Большой интерес вызывает у обучающихся использование короткометражных фильмов на иностранном языке для анализа профессиональной терминологии в ходе самостоятельной работы.

Многие исследователи (Г. А. Воробьев, Ю. В. Дулепова, И. А. Колесникова, С. Е. Шукшина и др.) выделяют ряд педагогических условий, повышающих эффективность организации самостоятельной работы обучающихся с применением современных информационных технологий. Педагоги, имеющие большой опыт преподавания иностранных языков в вузе, убеждены в том, что коллегам необходимо: добиваться повышения качества использования информационно-коммуникационных технологий в самостоятельной работе будущих специалистов при изучении иностранного языка; шире применять компьютерное тестирование с элементами дистанционного обучения; активно заниматься развитием мотивации будущих специалистов к учебно-профессиональной и научно-исследовательской деятельности. Вместе с тем преподавателям иностранного языка целесообразно планировать специальные мероприятия с обучающимися, развивающие иноязычную компетентность (круглые столы, педагогические площадки, научные и методические семинары, деловые игры и др.). Это позволит сформировать у них критическое и творческое мышление, способности к обработке и трансформации информации на иностранном языке, способности к аннотированию, реферированию, конспектированию, составлению плана, написанию тезисов.

Авторы статьи, обладая опытом обучения специалистов неязыковых направлений, в течение последних пяти лет анализировали результаты использования интерактивных компьютерных обучающих программ в преподавании гуманитарных дисциплин, в том числе и иностранного языка.

Фролова О. А., Кудинова Т. В., Каппушева И. Ш.

Организация самостоятельной работы студентов при изучении языков с использованием инновационных технологий

77

Для организации самостоятельной работы обучающихся преподаватели иностранного языка в вузах активно внедряют комплексы дифференцированных (разноуровневых) модульных заданий (репродуктивных, продуктивных, проективных, творческих), включенные в специально разработанные компьютерные программы. Преподаватели-исследователи многих университетов страны (ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева», ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина» и др.) успешно внедряют инновационные методы, формы, средства организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку (презентации, проекты, портфолио, рефераты, электронную обучающую среду Moodle, интернет-чаты, блоги, тестирование, программно-методическое обеспечение). Программно-методическое обеспечение с применением информационных систем, разработанное для организации самостоятельной работы, нацеленное на формирование профессиональных и общекультурных компетенций обучающихся в вузе, содержит памятки, инструкции, алгоритмы и рекомендации по выполнению заданий, а также ключи и ответы к упражнениям и заданиям для самоконтроля. Такое обеспечение по иностранному языку учитывает лингвопрофессиональные интересы субъектов образовательного процесса. Это особенно важно, если понимать, что в условиях реализации ФГОС ВО (стандарта третьего поколения — 3+; 3++) самостоятельная работа студентов приобретает новое качество, а именно становится квазипрофессиональной.

Вместе с тем иностранный язык выступает средством приобретения не только лингвистических, но и профессиональных знаний. Например, в ведомственных вузах при отборе иноязычного текстового материала преподаватели иностранных языков чаще всего совместно с преподавателями специальных дисциплин выпускающих кафедр определяют профессиональную значимость информации, ее соответствие уровню профессиональной подготовки обучающихся на момент изучения дисциплины. В результате принцип педагогической интеграции, реализуемый в обучении, позволяет целенаправленно повышать уровень мотивации студентов и стимулировать самостоятельную работу будущих специалистов.

Отметим, что мониторинг мотивации обучающихся к изучению иностранного языка для многих преподавателей ассоциируется, прежде всего, с анализом использования информационно-комму-

никационных технологий, компьютерных обучающих программ и интерактивных методов обучения. Востребованы проектная методика, методика развития критического мышления, презентация материалов и т. д. Например, проектная методика как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Ее применение обеспечивает успех еще одного вектора в организации самостоятельной работы обучающихся — развития инновационного потенциала обучающихся, а именно направления поиска профессионально ориентированной информации для написания курсовых и исследовательских работ, для выступлений на научных конференциях, семинарах, профессиональных форумах.

Начинающим преподавателям иностранного языка в неязыковых вузах важно понимать, что самостоятельная работа обучающихся нацелена на приобретение опыта решения теоретических и практических задач будущей профессиональной деятельности. И если для изучения теоретического материала целесообразно самостоятельное исследование, то по практическим вопросам желательно использовать комбинированную форму подготовки, например использование рефератов, устных и письменных понятийных диктантов, самостоятельную работу с техникой и т. д. Нельзя не учитывать и особенности организации самостоятельной работы с обучающимися-заочниками. Тем более что за последние годы произошли значительные изменения в плане расширения возможностей реализации организационно-инструментального принципа в обучении с использованием информационно-коммуникационных технологий.

За последние пять лет в организации и проведении самостоятельной работы по иностранному языку с обучающимися в неязыковом вузе стали активно использоваться фильмы и видеофильмы по изучаемой тематике. Еще несколько лет назад фильмы редко применялись в самостоятельной работе, однако сегодня, когда материально-техническая база вузов позволяет использовать демонстрацию фильмов в аудиторной и внеаудиторной работе, преподаватели активно применяют медийные средства. Это обосновано и внедрением ФГОС ВО 3++ в преподавание иностранных языков в вузе, а именно смещением вектора с формирования коммуникативной компетенции в сторону формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся. Следовательно, большую роль играет понимание будущим специалистом неязыкового направления услышанного в видеофильмах аутентичного материала, используемого препода-

78

Инновационные проекты и программы в образовании № 2, 2020

вателем на занятиях [8;9]. Преподавателю немаловажно учитывать, что в основе аудиолингвального и аудиовизуального методов преподавания иностранных языков находится принцип наглядности, позволяющий в процессе совместной познавательной деятельности создать творческую атмосферу в учебной группе, повысить активность обучающихся, обеспечить высокий уровень мотивации к изучению иностранного языка.

Вместе с тем в условиях современного мира владение несколькими иностранными языками не только не помешало бы специалистам неязыковых направлений, но и позволило бы им хорошо ориентироваться в мире техники и науки, поскольку чтение научных статей на иностранном языке расширило бы их профессиональный кругозор. Однако еще далеко не все российские вузы могут предоставить будущим специалистам, обучающимся в неязыковых вузах, возможность изучать сразу два иностранных языка. Но даже при изучении одного иностранного языка в процессе формирования у обучающихся иноязычной компетенции преподавателям следует осуществлять должным образом оценку качества обучения — это еще один новый вектор в условиях развития высшего образования [1; 9; 10; 14; 15].

Большой опыт функционирования системы оценки качества образования накоплен в ведущих университетах мира, например в Московском государственном университете, Оксфордском, Гарвардском университетах и других. Система менеджмента качества образования, как известно, требует организационной структуры, соответствующих методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством [14].

Цель российской системы качества образования — постоянное повышение конкурентоспособности высшего образования на отечественном внутреннем и внешнем рынках, что является стимулом для университетов, других образовательных заведений в плане достижения высоких показателей в рейтинге вузов и обеспечивает их дальнейшее непрерывное поступательное развитие. Одной из составляющих этой системы является обеспечение качества преподавания и обучения. Как известно, повышение качества преподавания и обучения невозможно без анализа овладения обучающимися той или иной программой, оценки сформированности универсальных, профессиональных, общекультурных компетенций. Все эти вопросы вызывают у преподавательского состава вузов потребность в повышении уровня владения современным образовательным менеджментом,

инструментом самоуправления и самоорганизации [Там же].

От преподавателей требуется знание педагогического проектирования в рамках преподавания дисциплины или цикла дисциплин. В связи с этим преподавание иностранного языка в неязыковом вузе не только приобретает все более профессионально ориентированные черты, но и становится средством проверки рефлексии профессионального поведения будущего специалиста, а сфор-мированность у него иноязычной компетенции подвергается многоплановому оцениванию со стороны педагогов [2; 3; 4; 5; 6; 16; 17].

В связи с этим важен анализ всего спектра направлений по оценке качества обучения иностранному языку, обеспечивающий принятие обоснованных решений для управления самостоятельной работой обучающихся. И, конечно, это не только проверка соответствия результатов обучения образовательным целям. В неязыковых вузах востребовано прогнозирование всевозможных, в том числе негативных, последствий модернизации программ обучения или образовательных инновационных проектов, которые могут оказывать различное влияние на качество обучения будущих специалистов иностранному языку [11].

Однако понимая, что основным ориентиром в деятельности преподавателей являются требования к иноязычной компетентности выпускника вуза, заложенные в компетентностной структуре ФГОС, при педагогическом планировании следует учесть: существующие в нашей стране традиции вузовской языковой подготовки; общеевропейские требования единого пространства высшего образования, определяемые условиями вхождения России в Болонский процесс; требования российских профессиональных стандартов.

Использование иностранного языка специалистом неязыкового профиля может быть нацелено на решение самых разнообразных профессиональных задач: составление отчетных материалов, подготовка презентации на иностранном языке, ведение переговоров с иностранными инвесторами с использованием иноязычной терминологии, подготовка документов на иностранном языке; проведение консультирования на иностранном языке специалистов из разных областей [8].

Решение подобных задач, внедрение в учебно-познавательный процесс в вузе новых форм, методов и средств обучения зависят, несомненно, от профессиональной подготовки преподавателя, его способности включения в инновационную деятельность как средства его личностно-профессионального саморазвития, самосовершенствования.

Фролова О. А., Кудинова Т. В., Каппушева И. Ш.

Организация самостоятельной работы студентов при изучении языков с использованием инновационных технологий

79

Преподаватель в современном вузе должен быть с инновационным стилем мышления, способным к творческой деятельности, к самоопределению и саморазвитию [10].

Чтобы создать условия для личностно-профессионального самосовершенствования преподавателей в вузе, необходимо информировать педагогов о сущности и механизмах инноваций, овладении личностно значимыми способами саморазвития, включении преподавателя в активную творческую деятельность по преобразованию педагогической действительности и самого себя.

Таким образом, новые векторы в организации самостоятельной работы по иностранному языку обучающихся в неязыковых вузах нацеливают преподавательский состав на учет многосторонности и междисциплинарности при разработке методики обучения студентов в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3+ и 3++. Вместе с тем потребуется корректировка учебных программ и методов преподавания, среди которых особое место будут занимать инновационные методы, позволяющие развивать интеллектуальный потенциал будущих профессионалов.

Литература

1. Александров К. В. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: от новой формы к новому содержанию / К. В. Александров // Иностранные языки в школе. 2011. - № 5 - С. 15-20.

2. Андреев А. Б. Мониторинг качества обучения студентов на основе рейтинговой оценки знаний / А. Б. Андреев, А. А. Федосеев // Образование и общество. — 2007. — № 4. — С. 28-31.

3. Бердашкевич А. П. Образовательные стандарты и непрерывное образование / А. П. Бердашкевич, Н. В. Тихомирова // Народное образование. — 2011. — № 2. — С. 16-19.

4. Войтик Н. В. Интернет как современная технология достижения успеха в любой предметной области / Н. В. Войтик // Языки мира — мир языка. — Москва: МГОПУ, 2001. — С. 50-52.

5. ВойтикН. В. К вопросу об информационных технологиях как инструменте обучения / Н. В. Войтик // Реформирование школьного и вузовского образования и новые тенденции в преподавании иностранных языков. — Москва: МГПУ, 2001. — С. 185-186.

6. Войтик Н. В. Лингвистический аспект получения знаний в предметной области (компьютерные науки) / Н. В. Войтик // Формирование коммуникативной иноязычной компетенции в свете социального заказа. — Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2001. — С. 24-25.

7. Войтик Н. В. Методика разработки практических занятий на основе организации дискурсивной деятельности: методические рекомендации / Н. В. Вой-тик. — Тюмень: Вектор Бук, 2004. — 36 с.

8. Егорушкина Т. Д. Обучение основам реферирования в условиях неязыкового вуза / Т. Д. Егорушкина // Формирование языковой и социокультурной компетенции обучающихся: методический и лингвистический аспекты. Сборник материалов межвузовского научно-практического семинара. 2 декабря 2011 г. Ч. 2. / под ред. Л. И. Анохина. — Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2011. — С. 8-19.

9. Кошелева А. О. Реализация тенденции интеракцио-низма в преподавании гуманитарных дисциплин в

неязыковом вузе / А. О. Кошелева, Д. В. Степанен-ков // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014. — № 11(2). — С. 77-81.

10. Кошелева А. О. Научно-исследовательская деятельность как фактор повышения профессионального мастерства преподавателя в современном вузе / А. О. Кошелева, А. И. Шевченко // Наука и образование: современные тренды. — 2015. — № 7. — С. 153-160.

11. Лазарева О. И. Технология выбора индивидуальной траектории обучения студента / О. И. Лазарева // Alma mater. — 2015. — № 3. — С. 54-58.

12. Лубский А. А. Формирование экономического поведения как потенциал развития российского общества XXI века / А. А. Лубский // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сборник статей по матер. XLVIII Между-нар. науч.-практ. конф. № 18 (43). — Новосибирск: СибАК, 2019. — С. 16-24.

13. Лубский А. А. Культура экономического поведения субъектов экономического хозяйствования как фактор социально-экономического развития общества / А. А. Лубский // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 1. — С. 6-12.

14. Попов А. И. Оценка качества образования в процессе совместной деятельности обучающихся / А. И. Попов, Е. А. Рактина // Alma mater. — 2015. — № 5. — С. 67-69.

15. Belenkova O. N., Zhivajkina N. M. Integration of CLIL approach into BA students’ speaking skills development. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov, 2014, n. 2. pp. 400-403.

16. Harmer J. How to teach English. An introduction to the practice of English language teaching. Edinburgh: Gate Longman. 2000. 198 p.

17. Klimenko N. V. Social and Cultural Forming of Student’s Personality in the Process of Linguistic Education: Synopsis of a PhD in Education thesis. Moscow: s. n., 2007. 20 p.

80

Инновационные проекты и программы в образовании № 2, 2020

References

1. Aleksandrov K. V. Informatsionno-kommunikatsion-nye tekhnologii v obuchenii inostrannym iazykam: ot novoi formy k novomu soderzhaniiu [Information and communication technologies in foreign language teaching: from a new form to new content]. Inostrannye ia-zyki v shkole [Foreign languages at school], 2011, n. 5, pp. 15-20.

2. Andreev A. B., Fedoseev A. A. Monitoring kachestva obucheniia studentov na osnove reitingovoi otsen-ki znanii [Education quality monitoring based on the ranking assessment model]. Obrazovanie i obshchestvo [Education and society], 2007, n. 4, pp. 28-31.

3. Berdashkevich A. P., Tikhomirova N. V. Obrazovatel-nye standarty i nepreryvnoe obrazovanie [Education standards and continuing education]. Narodnoe obrazovanie [Public Education], 2011, n. 2, pp. 16-19.

4. Voitik N. V. Internet kak sovremennaia tekhnologiia dostizheniia uspekha v liuboi predmetnoi oblasti [Internet as a modern technology of achieving success is any discipline]. lazykimira — mir iazyka. [Languages of the world — the world of language]. Moscow: MGOPU Publ., 2001. Pp. 50-52.

5. Voitik N. V. K voprosu ob informatsionnykh tekhnologi-iakh kak instrumente obucheniia [On informational technologies as an instrument of communication]. Reformirovanie shkolnogo i vuzovskogo obrazovaniia i novye tendentsii v prepodavanii inostrannykh iazykov [Reforming of school and higher education and new trends of foreign language teaching]. Moscow: MGPU Publ., 2001. Pp. 185-186.

6. Voitik N. V. Lingvisticheskii aspekt polucheniia znanii v predmetnoi oblasti (kompiuternye nauki) [The linguistic aspect of knowledge acquisition within a subject area (computer science)]. Formirovanie kommu-nikativnoi inoiazychnoi kompetentsii v svete sotsialnogo zakaza [Formation of foreign language communicative competence in view of the social mandate]. Tyumen: TyumGU Publ., 2001. Pp. 24-25.

7. Voitik N. V. Metodika razrabotkiprakticheskikh zaniatii na osnove organizatsii diskursivnoi deiatelnosti: metodi-cheskie rekomendatsii [Methodology of designing practice sessions based on discussion]. Tyumen: Vektor Buk Publ., 2004. 36 p.

8. Egorushkina T. D. Obuchenie osnovam referirovaniia v usloviiakh neiazykovogo vuza [Teaching the basics of text reviewing in a non-linguistic university]. Formiro-vanie iazykovoi i sotsiokulturnoi kompetentsii obuchai-ushchikhsia: metodicheskii i lingvisticheskii aspekty. Sbornik materialov mezhvuzovskogo nauchno-praktich-eskogo seminara. 2 dekabria 2011 g. Ch. 2. [Building the foreign language and sociocultural competencies

in learners: methodological and linguistic aspects. Proceedings of the scientific seminar of December 2, 2011. P. 2]. Ed. by L. I. Anokhin. Orel: Orlovskii Iuridicheskii Institut MVD Rossii Publ., 2011. Pp. 8-19.

9. Kosheleva A. O., Stepanenkov D. V. Realization of tendency of interactionism in the Humanities teaching in institute of higher engineering education. Humanities, social-economic and social sciences, 2014, n. 11 (2), pp. 77-81. (In Russian)

10. Kosheleva A. O., Shevchenko A. I. Nauchno-issledo-vatelskaia deiatelnost kak faktor povysheniia profes-sionalnogo masterstva prepodavatelia v sovremen-nom vuze [Scientific research as a factor of increasing teacher professional mastery in a modern university]. Nauka i obrazovanie: sovremennye trendy [Science and education: modern trends], 2015, n. 7, pp. 153-160.

11. Lazareva O. I. Tekhnologiia vybora individualnoi traek-torii obucheniia studenta [Technology of choosing an individual learning trajectory]. Alma mater, 2015, n. 3, pp. 54-58.

12. Lubsky A. A. Formirovanie ekonomicheskogo pove-deniia kak potentsial razvitiia rossiiskogo obshchestva XXI veka [The formation of economic behavior as the potential of the Russian society development in the XXI century]. Eksperimentalnye i teoreticheskie issledo-vaniia v sovremennoi nauke: sbornik statei po mater. XLVIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. № 18(43). [Experimental and theoretical research in modern science: proceedings of XLVIII international scientific conference №18 (43)]. Novosibirsk: SibAK Publ., 2019. Pp. 16-24.

13. Lubsky A. A. Behavioral culture in economic management as a factor of social and economic development of the society. Innovative programs and projects in education, 2020, n. 1, pp. 6-12. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Popov A. I., Raktina E. A. Otsenka kachestva obrazo-vaniia v protsesse sovmestnoi deiatelnosti obuchaiush-chikhsia [Education quality assessment during learners’ joint activities). Alma mater, 2015, n. 5, pp. 67-69.

15. Belenkova O. N., Zhivajkina N. M. Integration of CLIL approach into BA students’ speaking skills development. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov, 2014, n. 2. pp. 400-403.

16. Harmer J. How to teach English. An introduction to the practice of English language teaching. Edinburgh: Gate Longman. 2000. 198 p.

17. Klimenko N. V. Social and Cultural Forming of Student’s Personality in the Process of Linguistic Education: Synopsis of a PhD in Education thesis. Moscow: s. n., 2007. 20 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.