РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
EDITORIAL MAIL
DOI 10.26105/SSPU.2020.91.41.015
YAK 378.14:001.891 ББК 74.489.44
Н.И. СПЕРАНСКАЯ, ФОРМИРОВАНИЕ
O.E. ЯУЕВИЧ НАУЧНО-ИССАЕДОВАТЕАЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МАГИСТРАНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
N.I. SPERANSKAYA, UNDERGRADUATES' RESEARCH COMPETENCE
O.E. IATSEVICH FORMATION OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES
Активизация научно-исследовательской деятельности магистрантов является серьезным вызовом современности, поскольку выпускник высшего учебного заведения должен быть способен внедрять инновационные и наукоемкие технологии в отечественном производстве.
Целью представленной статьи является обобщение авторского педагогического опыта организации занятий по иностранному языку, направленных на развитие научно-исследовательской компетенции обучающихся. Методологическим основанием выступили работы исследователей по формированию культуры академического письма студентов, по лингводидактике и лингвокультурологии; авторами использованы когнитивно-обобщающие, обсервационные, праксиметрические методы.
Инновационность представленного исследования определяется системным подходом к формированию научно-исследовательской компетенции магистрантов, что включает в себя работу с терминологией, активизацию различных видов чтения текстов по специальности, написание научных статей, сообщений на научно-практических мероприятиях на иностранном языке. Успешная интеграция в научное сообщество, конкурентоспособность студента демонстрирует сформированность заявленной компетенции выпускника магистратуры.
Undergraduates' research activation is a serious challenge of our time because a higher educational institution graduate must be able to introduce innovative and high-tech technologies in domestic production.
The purpose of this article is to summarize the authors' pedagogical effective experience in organizing foreign language classes, aimed at the formation and development of the undergraduates' research competence. The methodological basis was the researchers' work on the developing students' academic writing culture, linguodidactics and linguoculturol-ogy. Cognitive-synthesis, observational, proximities methods are used by the authors. The innovation of the presented research is determined by a systematic approach to developing the undergraduates' research competence, which includes working with terminology, activating various types of professional reading, writing scientific articles, speeches for scientific and practical events in a foreign language. Successful integration into the scientific community, the competitiveness of the master's degree students demonstrates the effective formation of the graduates' competence.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, компетенция, термин, академическое письмо, иностранный язык.
Key words: research activity, competence, term, academic writing, foreign language.
Введение. Современные социально-экономические реалии выдвигают серьезные требования к высшему образованию, особенно на уровне магистратуры, где предполагается усиление научно-исследовательской деятельности обучающихся, эти вопросы рассматриваются в трудах ученых и практиков-педагогов, подчеркивается влияние данной компетенции на уровень профессионализма [7], возможность внедрения инновационных и наукоемких технологий в практической деятельности [13] и т.д.
Цель. Авторы считают целесообразным обобщить собственный педагогический опыт по формированию и развитию научно-исследовательской компетенции магистрантов на занятиях по иностранному языку.
Материалы и методы. Методологическая база представлена трудами ученых по формированию культуры академического письма (Андреев В.И., Киндеркнехт А.С., Колябина Н.С., Крашенникова Н.Н. и др.) [2, 4, 6, 8, 18, 19] , лингвистической дидактике и культурологии (Абсалямова Р.А., Зимняя И.А., Ковалева Ю.Ю., Пассов Е.И., Рогова Г.В.) [1, 3, 5, 9, 12].
В ходе работы нами использовались когнитивно-обобщающие (изучение и анализ резюмированного опыта ученых и практиков по теме), обсервационные (включенное педагогическое наблюдение), праксиметрические методы (анализ процессов и результатов деятельности обучающихся).
Результаты и обсуждение результатов. Тюменский индустриальный университет, отвечая на внешние вызовы, реализует комплекс мер по превращению вуза в научно-инновационный центр для крупнейших корпораций Российской Федерации. Большую роль в этом призвана сыграть и научно-исследовательская деятельность профессорско-преподавательского состава, а также бакалавров, магистрантов, аспирантов. В качестве показателей результативности могут выступить не только реализуемые магистерские и аспирантские программы, но и публикационная активность обучающихся на научных платформах, реферируемых Scopus, WoS, и в журналах, рецензируемых РИНЦ, ВАК) [11]. В университете обучаются около тридцати тысяч студентов, из них пятая часть - в магистратуре.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами [10] осуществляется компетентностный подход к формированию способности обучающихся принимать участие в научно-исследовательской деятельности; умении формулировать цели и задачи исследования; выявлять приоритеты решения задач; выбирать критерии оценки; применять современные методы исследования; оценивать и представлять результаты выполненной работы.
Термин «компетенция» произошел от английской словоформы competence, что означает способность человека использовать в своей деятельности приобретенные знания, умения и навыки [15]. В ходе обучения магистранты готовятся к своей будущей профессии, что предполагает осуществление организационно-управленческой, конструкторской, технологической, а также научно-исследовательской деятельности. Результативность отслеживается по уровню сформированности заявленных компетенций, системного и критического мышления выпускника, когда он демонстрирует способность анализировать возникающие производственные проблемы, предлагать стратегические их решения; совершенствовать коммуникацию, проявляющуюся в ходе академического и профессионального взаимодействия на родном и иностранном языках. Весьма важны для магистра общепрофессиональные компетенции: планирование (не только формулирование целей, задач, приоритетов научной работы, но и подбор критериев ее оценивания); исследование (применение методов, технологий, приемов как для проведения эксперимента, так и для контроля его результатов).
Формирование компетенций научно-исследовательской деятельности обучающихся в высшем учебном учреждении требует системного подхода и осуществляется на постоянной основе не только в рамках специальных дисциплин, но и в ходе изучения учебных предметов базового цикла. Обучая
магистрантов дисциплинам «Деловой иностранный язык», «Профессиональный иностранный язык», при совершенствовании общекультурной компетенции, включающей в себя коммуникативные способности, проявляемые через различные виды речи, межличностное общение, межкультурное взаимодействие и т.д., серьезное внимание уделяется и развитию общепрофессиональных компетенций, в том числе научно-исследовательской деятельности. Работа с терминологией в нашей практике занимает важное место, поскольку современные требования не ограничиваются только определением денотата, но акцентируют глубокие семантико-коннотационные нюансы [16]. На занятиях исследуется происхождение понятия, в этом хорошо помогает фонетический анализ словоформы, поиск родственных слов. Изучение семантического поля термина позволяет выявить ядро рассматриваемого концепта, а также его коннотационные вариации. Тщательное рассмотрение онтогенеза научного вокабуляра способствует развитию стремления к более четкой и точной характеристике рассматриваемых в научном контексте фактов и явлений, благодаря чему у молодых исследователей усиливается познавательная активность и мотивированность занятий наукой, развиваются навыки и умения корректного использования терминов [17].
Одним из чрезвычайно важных аспектов работы по активизации научно-исследовательской деятельности обучающихся в ВУЗе, нам видится развитие различных видов чтения на иностранном языке: поисковое, выборочное, с извлечением необходимой информации и т.д., что обеспечивает увеличение доли самостоятельной работы, расширение специфических знаний по будущей профессии и тематике научных изысканий. Отметим, что для этого вида деятельности Тюменский индустриальный университет обладает большими возможностями, студенты могут пользоваться Электронной библиотечной сетью, куда входят полнотекстовая база данных работающих в данном вузе преподавателей, электронные библиотеки «Консультант студента», «Лань», «Юрайт», библиотеки других высших учебных заведений по нефтегазовому направлению.
Формированию умений и навыков академического письма на иностранном языке способствует работа над научными статьями, что является важнейшим этапом исследовательской работы, обеспечивающим рефлексию, подведение промежуточных и/или конечных итогов изучения разнообразных феноменов. На занятиях по иностранному языку обучающиеся, кроме работы над терминами, их дефинициями, анализируют типы научных статей, их обязательные структурные элементы, рассматривают правила написания, знакомятся с веб-сайтами, где можно найти материал по направлению научно-исследовательской деятельности. Обращается внимание на необходимость неукоснительного соблюдения научной этики, на учебных занятиях отрабатываются способы и правила цитирования в статье. Практические задания и упражнения на занятиях по английскому языку нами скомпонованы и представлены в авторском учебном пособии для магистров по всем направлениям высшего профессионального образования «Academic writing: Деловой английский язык».
Магистранты имеют возможность представить результаты своей исследовательской и экспериментальной деятельности на разнообразных студенческих научно-практических конференциях на иностранном языке, где демонстрируется и определенный уровень знания изучаемого языка, умение обобщать и делать выводы, выстраивать алгоритм своей работы как ученого [14].
Апробация предложенной нами системы по формированию научно-исследовательских компетенций проводилась с 2018 года. В 2019-2020 учебном году группа САУПмп-19-1 (11 обучающихся) занимались по авторскому учебному пособию «Academic writing: Деловой английский язык», направленному на изучение правил написания научной статьи на английском языке. В качестве контрольной группы выступила МНДм-19-1, в количестве 17 чело-
век, где обучение велось традиционно. На первом этапе магистры получили общие знания о научной статье, активизировалось просмотровое чтение на английском языке с целью определения типов научных статьей, их структурных элементов, учились выделять основную мысль статьи, подбирать к ней ключевые слова. На следующем этапе магистранты рассмотрели требования по написанию аннотаций (виды, объем, структура), практиковались в определении тематики научного исследования по аннотации к статье. Далее студенты учились реферировать аутентичные статьи по своим научным темам, без потери их смысла и стиля. Затем практиковались в составлении библиографического списка по двум форматам цитирования MLA и APA, предназначенных для научных текстов в технических и гуманитарных науках, что принято в зарубежных издательствах.
В результате проведенной работы отмечено повышение активности обучающихся экспериментальной группы по осуществлению научно-экспериментальной деятельности (график 1). Двое магистрантов (18%) выступили на внутривузовской научно-практической конференции (с международным участием) аспирантов и магистрантов «Проблемы истории и философии науки и техники» (в контрольной группе - 0), трое (27%) - на международной научно-практической конференции молодых исследователей им. Д.И. Менделеева «Новые технологии - нефтегазовому региону» (в контрольной группе - 2 участника (12%). Кроме того, 7 (64%) магистрантов из экспериментальной группы опубликовали статьи по теме своих исследований, в контрольной группе - 5 (29%).
График 1
Формирование научно-исследовательской компетенции магистрантов
0%
Участие в конференциях Публикации статей
Включенное педагогическое наблюдение показало, что предлагаемая нами система работы, во-первых, купирует психологический барьер обучающихся перед публичными выступлениями; во-вторых, повышает их мотивацию к публикационной активности; в-третьих, растет их интерес к такому виду деятельности, что отражается на желании продолжить свое обучение в аспирантуре.
Предложенный нами опыт обобщен и представлен в публикациях научных журналов, входящих в список ВАК:
- Юдашкина В.В., Яцевич О.Е., «Обучение написанию аннотаций студентов в вузе: от теории к практике» // Вестник Сургутского государственного университета. 2019. № 4 (61);
- Сперанская Н.И., Яцевич О.Е., Юдашкина В.В., Яцевич О.Е. «Работа с терминами в техническом вузе при обучении иностранному языку» // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 2.
на конференции на платформе e-library, входящей в РИНЦ:
- Омелаенко Н.В., Сперанская Н.И., Яцевич О.Е., «Портфолио как средство обучения магистрантов деловому английскому языку»: В сборнике // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Развитие образовательного пространства региональных вузов в системе координат приоритетных проектов РФ: лучшие практики»: сборник материалов Алтайский государственный университет. 2018.
Выводы. Итак, подчеркнем важность интегрированной работы в этом направлении преподавателей иностранного языка и спецдисциплин, когда один является научным руководителем обучающегося, а другой помогает подготовить свое выступление на иностранном языке в научной логике: во вступительной части демонстрируется актуальность исследования и/или эксперимента, выявляется уровень новизны, описываются адекватные используемые методы, технологии; в основной части характеризуются уже имеющиеся открытия в данном направлении, акцентируется внимание на собственную работу и ее результативность; заключение описывает достоверность, значимость и воспроизводимость полученных эффектов. Данная системная работа в формате учебных курсов по иностранному языку способствует формированию научного стиля у магистрантов, что положительно влияет на их конкурентоспособность, успешную интеграцию в научном сообществе.
Необходимо отметить, что в развитии научно-исследовательской компетентности выпускников высшего профессионального учреждения технической направленности учебные предметы «Иностранный язык», «Деловой иностранный язык», «Профессиональный иностранный язык», не относящиеся к специальным, тем не менее, обладают огромным образовательным потенциалом, поскольку в ходе развития языковой компетенции осуществляется работа по следующим аспектам: чтение профессиональной литературы, изучение специфической терминологии, написание научных статей, выступления на научно-практических конференциях с анализом и обобщением итоговых и промежуточных результатов своего исследования и /или эксперимента. Представленный нами педагогический опыт может быть успешно использован при организации работы и на уровне бакалавриата, и магистратуры.
Литература
1. Абсалямова Р.А., Войтик Н.В., Полетаева О.Б. Инструменты развития научно-исследовательской компетенции средствами профессионального иностранного языка в магистратуре // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. № 7. С. 297-300.
2. Андреев В.И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости: монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2015. 288 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва: Логос, 1999. 384 с.
4. Киндеркнехт А.С., Хабибрахманова Ф.Р. О некоторых проблемных аспектах формирования иноязычной исследовательской культуры в письменной работе магистрантов // АНИ: педагогика и психология. 2017. №3 (20). С. 126129.
5. Ковалева Ю.Ю. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции будущего инженера в сфере научно-исследовательской деятельности средствами проектной работы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 2-1 (56). С. 197-200.
6. Колябина Н.С. Формирование иноязычной компетенции академического письма магистрантов неязыковых вузов: английский язык: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2018. 23 с.
7. Комарова Ю.А. Научно-исследовательская компетентность специалистов: функционально-содержательное описание // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 68. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-kompetentnost-spetsialistov-funktsionalno-soderzhatelnoe-opisanie (дата обращения: 03.03.2020).
8. Крашенникова Н.Н. Дифференцированное формирование учебно-исследовательской компетенции у магистрантов технических вузов средствами английского языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2015. 24 с.
9. Пассов Е.И. Методология методики: теория и опыт применения (избранное). Липецк: Методическая школа Пассова, 2002. 230 с.
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2015 г. N 226 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки» 21.03.01 Нефтегазовое дело (уровень бакалавриата). Режим доступа: http://base.garant. ru/70938230 (дата обращения: 03.03.2020).
11. Программа развития опорного университета 2016-2020. Режим доступа: https://www.tyuiu.ru/university/programma-razvitiya-opornogo-universiteta-2017-2018 (дата обращения: 03.03.2020).
12. Рогова Г.В., Верещагин И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для учителей и студентов педвузов. Москва: Просвещение, 1998. 231 с.
13. Рябикин С.А. Формирование научно-исследовательской компетенции как условие внедрения наукоемких и инновационных технологий // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. № 4-5. Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nauchno-issledovatelskoy-kompetentsii-kak-uslovie-vnedreniya-naukoemkih-i-innovatsionnyh-tehnologiy (дата обращения: 03.03.2020).
14. Сперанская Н.И., Яцевич О.Е. Студенческая научно-практическая конференция на иностранном языке в техническом вузе: pro et contra // Наука сегодня: задачи и пути их решения: материалы международной научно-практической конференции. 25 мая 2016 г. Вологда, 2016. С. 139-141.
15. Сперанская Н.И., Яцевич О.Е. Федеральный государственный образовательный стандарт и федеральный экзамен профессионального образования в техническом вузе: cibum cogitatio // Высшее образование сегодня. 2016. № 2. С. 32-34.
16. Сперанская Н.И., Яцевич О.Е., Юдашкина В.В., Ковалевская С.А. Работа с терминами в техническом вузе при обучении иностранному языку // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 2. С. 156-165.
17. Юдашкина В.В., Яцевич О.Е. Обучение написанию аннотаций студентов в вузе: от теории к практике // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 4 (61). С. 78-83.
18. Murray R. Writing for Academic Journals. Maldenhead: Open University Press, 2005. 223 p.
19. Wright Sarah. Why Writing Skills Are More Important Than Ever. Retrieved February 24, 2016. Режим доступа: http://study.com/article/Why Writing Skills _are_More_Important_Than_Ever.html (дата обращения: 16.03.2020).
References
1. Absalyamova R.A., Voitik N.V., Poletaeva O.B. Developing research competence of master's programme students by means of professional foreign language. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological Sciences. Questions of theory and practice], 2019, N 7, pp. 297-300 (in Russian).
2. Andreev V.I. Pedagogical heuristics for creative self-development of multidimensional thinking and wisdom: monograph. Kazan: center for innovative technologies, 2015. 288 p.
3. Zimnyaya I. A. Pedagogical psychology. Moscow: Logos, 1999. 384 p.
4. Kinderknecht A.S., Khabibrakhmanova F.R. On some problematic aspects of the formation of foreign language research culture in the written work of undergraduates. ANI: Pedagogika i psihologiya [ANI: pedagogy and psychology], 2017. N 3 (20), p. 126-129 (in Russian).
5. Kovaleva Yu.Yu. Development of foreign language communicative competence of the future engineer in the field of research activities by means of project work. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological Sciences. Questions of theory and practice], 2016, N 2-1 (56), pp. 197-200 (in Russian).
6. Kolyabina N.S. Formation of foreign language competence of academic writing of undergraduates of non -linguistic universities: English. Abstract of dissertation Ph.D. the pedagogical sciences. Volgograd, 2018. 23 p. (in Russian).
7. Komarova Yu.A. Research competence of specialists: functional and content description [Electronic resource]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ nauchno-issledovatelskaya-kompetentnost-spetsialistov-funktsionalno-soder-zhatelnoe-opisanie (date accessed: 03.03.2020).
8. Krashennikova N.N. Differentiated formation of educational and research competence in undergraduates of technical universities by means of the English language. Abstract of dissertation Ph.D. the pedagogical sciences. Saint-Petersburg, 2018. 24 p.
9. Passov E.I. Methodology of methodology: theory and experience of application (selected). Lipetsk: Methodical school of Passov, 2002. 230 p.
10. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 12 marta 2015 g. N 226 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vys-shego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki» 21.03.01 Neftegazovoe delo (uroven' bakalavriata) [Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of March 12, 2015 N 226 on approval of the Federal state educational standard of higher education in the field of training 21.03.01 oil and Gas business (bachelor's level).
11. A program supporting the development of the University of 2016-2020 [Electronic resource]. Available at: https://www.tyuiu.ru/university/programma-razvitiya-opornogo-universiteta-2017-2018 (date accessed: 03.03.2020).
12. Ryabikin S.A. Formation of research competence as a condition for the introduction of high - tech and innovative technologies [Electronic resource]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nauchno-issledo-vatelskoy-kompetentsii-kak-uslovie-vnedreniya-naukoemkih-i-innovatsionnyh-tehnologiy (date accessed: 03.03.2020).
13. Rogova G.V., Vereshchagin I.N. Methods of teaching English at the initial stage in General education institutions: manual for teachers and students of pedagogical universities. Moscow: Enlightenment, 1998. 231 p
14. Speranskaya N.I., Yatsevich O.E. Student scientific and practical conference in a foreign language at a technical University: pro et contra. Nauka segodnya: zadachi i puti ih resheniya: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 25 maya 2016 g. [Science today: tasks and ways to solve them: Materials of the international scientific and practical conference. May 25, 2016-Vologda, 2016].
15. Speranskaya N.I., Yatsevich O.E. Federal state educational standard and Federal exam of professional education in a technical University: cibum cogitatio. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today], 2016, N 2, p. 32-34 (in Russian).
16. Speranskaya N.I., Yatsevich O.E., Yudashkina V.V., Kovalevskaya S.A. Work with terms in a technical University when teaching a foreign language. Vestnik CHe-lyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. [Bulletin of the Chelyabinsk state pedagogical University], 2018, N 2, pp. 156-165 (in Russian).
17. Yudashkina V.V., Yatsevich O.E. Teaching students to write annotations in high school: from theory to practice. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. [Bulletin of the Surgut state pedagogical University], 2019, N 4 (61), pp. 78-83 (in Russian).
18. Murray R. Writing for Academic Journals. Maldenhead: Open University Press, 2005. 223 p.
19. Wright Sarah. Why Writing Skills Are More Important Than Ever. Retrieved February 24, 2016. [Electronic resource]. Available at: from http://study.com/ar-ticle/Why Writing Skills _are_More_Important_Than_Ever.html (date accessed: 16.03.2020).