Научная статья на тему 'Особенности преподавания иностранного языка студентам-заочникам в техническом вузе'

Особенности преподавания иностранного языка студентам-заочникам в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CORRESPONDENCE COURSE / COMPETENCES / TEACHING A FOREIGN LANGUAGE / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заичко Маргарита Васильевна, Сперанская Нина Ивановна, Яцевич Ольга Евгеньевна

Заочное обучение, имея свою специфику, в настоящее время требует пристального внимания со стороны ученых и педагогов для обеспечения реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и дальнейшей возможности трудоустройства выпускников высшего учебного заведения. Авторы опираются на собственный опыт преподавания иностранного языка студентам заочного отделения в инженерном вузе, который сопряжен с рядом трудностей: негомогенность психоэмоционального и интеллектуального уровня учебной группы, малое количество аудиторных часов и высокая доля самостоятельной работы обучающихся. Преподавателю иностранного языка необходимо исследовать и подобрать наиболее эффективные технологии, методы и приемы, активизирующие самостоятельную работу студентов, формирующие высокую учебную мотивацию, обеспечивающие профессиональной компетентность бакалавров и магистров. Авторы делятся опытом собственной работы в рамках изучения дисциплины с использованием Интернет-ресурсов. Проведенное авторами анкетирование выявило, что студенты нацелены на приобретение знаний по дисциплинам "Иностранный язык", "Деловой иностранный язык", необходимых для продвижения в профессиональной деятельности и подтверждения своей конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заичко Маргарита Васильевна, Сперанская Нина Ивановна, Яцевич Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of teaching foreign language to correspondence students at higher Technical University

Correspondence learning, having its own specifics, now requires scientists and teachers' attention to ensure the implementation of new Federal state educational standards and further employment opportunities for graduates of higher education. The authors rely on their own experience of teaching a foreign language to the students of the correspondence department at an engineering University, which is associated with a number of difficulties: inhomogeneity of psycho-emotional and intellectual level of the educational group, a small number of classroom hours and a high proportion of students' independent work. The foreign language teacher needs to research and choose the most effective technologies, methods and techniques that activate the students' independent work, forming a high educational motivation, providing professional competence. The authors share their own experience in studying the discipline using Internet resources. The survey conducted by the authors revealed that students are aimed at acquiring knowledge of the discipline "Foreign Language" "Business Foreign Language, necessary for promotion in professional activity and confirmation of their competitiveness.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания иностранного языка студентам-заочникам в техническом вузе»

направленное на решение системных задач воспитания подрастающего поколения. Решение проблемы повышения ценностно-смысло-вой целостности системы профессиональной подготовки будущего учителя как показателя ее эффективности, безусловно, требует дальнейших серьезных исследований и разработки алгоритмов, технологических карт создания текстов, отражающих ценностно-смысловые приоритеты субъекта образовательного процесса; также требует решения одна из основных технологических задач - описание (формализация) способов объективной оценки степени ценностно-смысловой целостности процесса профессиональной подготовки.

Литература:

1. Выготский Л.С. Психология / Я .С. Выготский. -М.: Апрельпресс, 2000.- 1001 с.

2. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования / А. Я. Данилюк. - Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 2000, -440 с.

3. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры: семиотика т ипология культуры. Текст как семиотическая проблема / Ю. М. Лотман, -СПб.: Искусство, 2002. -■ 704 С.

4. Редько л Л., Джегутанова Н.И. Развитие духое моиравствеиного потенциала будущего учителя (интегративный подход) / Л.Л Редько, Н.И. Дже гутанова Ставрополь.: С ¡'ПИ, 2010. 170 с.

5. Рубинштейн С.Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогическая наука, 1497. 191 с.

СП

о

CXJ

-0 Q-Ш

щ

I-X

о

си

со

со г

FEATURES OFTEACHING FOREIGN LANGUAGETO CORRESPONDENCE STUDENTS AT HiGHERTECHNICAL UNIVERSITY Zaichko Margarita VasiSyevna, Lecturer

Speranskaya Nina Ivanovna, PhD of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Honored teacher of Russia ~

latsevich Olga Evgenyevna, PhD of Philosophical science, Associate Professor

Department of Foreign Languages, Institute of Service and Branch Management, Tyumen Industrial University, Tyumen

Correspondence learning, having its own specifics, now requires scientists and teachers' attention to ensure the implementation of new Federal state educational standards and further employment opportunities for graduates of higher education. The authors rely on their own experience of teaching a foreign language to the students of the correspondence department at an engineering University, which is associated with a number of difficulties: inhomogeneity of psycho-emotional and intellectual level of the educational group, a small number of classroom hours and a high proportion of students' independent work. The foreign Language teacher needs to research and choose the most effective technologies, methods and techniques that activate the students' independent work, forming a high educational motivation, providing professional competence. The authors share their own experience in studying the discipline using Internet resources. The survey conducted by the authors revealed thin students are aimed at acquiring knowledge of the discipline "Foreign Language" "Business Foreign Language, necessary for promotion in professional activity and confirmation of their competitiveness.

Keywords: correspondence course; competences; teaching a foreign language; information technologies.

s

33

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ-ЗАОЧНИКАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Заочное обучение, имея свою специфику, в настоящее время гребует пристального внимания со стороны ученых и педагогов для обеспечения реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и дальнейшей возможности трудоустройства выпускников высше юучебного заведения. Авторы опираются на собственный опыт преподавания иностранного языка студентам заочного отделения в инженерном вузе, который сопряжен с рядом трудностей: негомогенность психоэмоциональ ною и интеллектуального уровня учебной группы, малое количество аудиторных часов И высокая ДОЛЯ самостоятельной работы обучающихся. Преподавателю иностранного языка необходимо исследовать и подобрать наиболее аффективные технологии, методы и приемы, активизирующие самостоятельную работу студентов, формирующие высокую учебную мотивацию, обеспечивающие профессиональной компетентность бакалавров и магистров. Авторы делятся опытом собственной работы в рамках изучения дисциплины с использованием Интернет-ресурсов. Проведенное авторами анкетирование выявило, что студенты нацелены на приобретение знаний по дисциплинам "Иностранный язык" "Деловой иностранный язык", необходимых для продвижения в профессиональной деятельности и подтверждения своей конкурентоспособности.

УДК 378 ВАК РФ 13.00.08

6 Замчко М.В,, 2019 6 Сперанская Н,И., 2019 ОЯцевмч О.Е., 2019

Ключевые слова: заочное обучение; компетенции; преподавание иностранного языка; информационные технологии.

ш S

О ш

< а

#

34

ЗА ИЧКО Маргарита Васильевна, преподаватель

СПЕРАНСКАЯ Нина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент. Заслуженный учитель РФ

ЯЦЕВИЧ Ольга Евгеньевна, кандидат философских наук, доцент

кафедра Иностранных языков, Институт сервиса И отраслевого управления Тюменский индус триал ьный университет, Тюмень

Современная социально-экономическая ситуация выдвигает серьезные вызовы человеческому капиталу, являющемуся ведущей движущей силой в поступательном движении цивилизации. Данный термин был впервые введен еще в середине прошлого столетия и представляет собой совокупность определенных характеристик (интеллект, здоровье, профессиональные знания и опыт, производительный труд и др.) кадровых ресурсов общества. Это подчеркивает большую важность профессиональных знаний, умений, навыков, поскольку отечественный рынок труда предлагает большинство вакансий для лиц, имеющих диплом об образовании. Актуальность повышения качества заочного образования при всей его специфике весьма значима, так как выпускникам высших учебных заведений предъявляются требования, которые формулируются государственными образовательными стандартами и конкретизируются запросами, выдвигаемыми потенциальными работодателями, поскольку возможность трудоустройства бывшего студента играет весьма важную роль для повышения престижа высшего профессионального образования и поддержания учебной мотивации обучающихся.

Впервые особое внимание заочной форме обучения было уделено исследователем 8.М. Юшковым [11], который теоретически систематизировал учебные планы по дисциплинам, охватив советский период до 1961 года. В 80-е годы большое внимание уделялось функциональности учебников для вышеозначенной группы обучающихся. Ю.А. Храмов, А.А. Яблонский [9] и С.И. Зиновьев [3] занимались созданием учебной литературы для студентов-заочников.

Были защищены каццидатские и докторские диссертации В.А. Шля-ховой [10], Н.В, Елашкиной [2], Н,В, Литониной [4], Н.М. Мекеко (5] за последние несколько лет, которые, однако, оставляют нерешенными ряд насущных вопросов, касающихся, в первую очередь, меняющегося статуса иностранного языка и отсутствия конкретных исследований, направленных на улучшение эффективности образовательного процесса при заочной форме изучения данного предмета.

Работы ученых и практиков (Г.Б. Хасанова [8], Е.Е. Глотова [1] и др.) демонстрируют востребованность не только знаний, умений и навыков в конкретной специализации профессиональной деятельности, но и определенные общекульгурные компетенции, например, определяющие способности коммуницировать с другими членами макро и минисоциума, адаптироваться в различных ситуациях, ведущую роль в формировании которых призваны сыграть базовые учебные дисциплины так называемого гуманитарного цикла, к числу которых относятся "Иностранный язык", "Деловой иностранный язык".

Авторы данной статьи опирались на общенаучные и частнона-учные методы, такие как: обобщение и анализ, наблюдение, анкетирование, включенный педагогический эксперимент.

С целью выявления основных видов деятельности на занятиях заочной формы обучения иностранному языку и изучения мнения студентов о наиболее продуктивных заданиях проведено анкетирование студентов заочной формы обучения, охватившее чуть более ста человек различных специальностей и институтов, среди которых 75% в возрасте от 18 до 25 лет, 19%- в возрастном диапазоне 26-30, и 6% - старше 30 лет. Соотношение мужчин и женщин среди анкетируемых обосновано спецификой высшего заведения, в нашем случае - технической направленности, и составляет 75% и 25%, соответственно. Из опрошенных 19% обучающихся состоят в браке, причем у 68% из них имеются деты (у одного человека многодетная семья).

6 Тюменском индустриальном университете готовят специалистов по 60 специальностям, обучающихся насчитывается около тридцати тысяч, в том числе тринадцать тысяч заочников. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами [7] процесс изучения иностранного языка по направлению подготовки 21.03.01 Нефтегазовое дело направлен на формирование общекультурных компетенций, включающих в себя: коммуникативные способности, определяемые владением навыками устной и письменной речи, обеспечивающей межличностное и межкультурное взаимодействие; толерантность к социальным и культурным различиям, интеракцию, стремление к самоорганизации, самообразованию и самоанализу; рефлексию.

Заочная форма обучения имеет специфические характеристики, определяемые значительной долей самостоятельной работы в образовательном процессе (в нашем вузе по учебному плану на изучение иностранного языка в семестр отводится 12 часов аудиторных занятий и 2 часа на зачет/экзамен), что вызывает необходимость активизации и поддержания устойчивой когнитивной самомотивации. Работая в системе высшего индустриального образования, приходится сталкиваться с особыми трудностями преподавания иностранных языков, поскольку далеко не все обучающиеся на заочном отделении имеют возможность и необходимость иноязычной коммуникации в своей профессиональной деятельности.

Учебная группа заочников часто весьма неоднородна по составу: возрастной диапазон может быть весьма широк (вчерашний школьник и умудренный жизненным опытом семейный человек), что определяет различия в психологическом и интеллектуальном уровнях. Анализ знаний и умений студентов первого курса показывает их существенную не гомогенность. Выпускники школ, специализирующихся по гуманитарному профилю, как правило, имеют более глубокие знания по языку. Чем ближе завершение среднего образования к обучению в ВУЗе, тем выше уровень владения иностранным языком, поскольку нивелируется степень забывания. В то же время следует подчеркнуть, что работающие по специальности студенты, являясь производственниками, даже несколько лет назад получившие аттестат, более глубже понимают специфику технических текстов, профессиональных терминов, нежели обучающиеся, пришедшие сразу из школы.

Данныефакторывызываютсерьезные трудности у педагога по организации образовательного процесса. Педагогический опыт доказывает настоятельную необходимость разработки наиболее адекватной и эффективной методической системы, направленной на активизацию самостоятельной работы, обладающую высоким мотивирующим потенциалом, профессиональной ориентированностью. Анкетирование обучающихся показало, что на занятиях по иностранному языку, в основном, предлагаются следующие виды деятельности: чтение (98%), изучение грамматических явлений (65%), совершенствование монологической (46 %) и диалогической речи (61%). Преобладание работы с текстом обусловлено спецификой заочного обучения, причем, 36% респондентов отмечают важность чтения литературы по специальности.

Необходимо подчеркнуть особую важность^ подбора аутентичных материалов для студентов - заочников по конкретной специальности, поскольку это способствует расширению знаний по профессии обучающегося (знакомство с инновациями за рубежом), повышению общекультурной компетенции (развитие эрудиции, бизнес коммуникации). Чтение, будучи ориентированным на самостоятельную познавательную деятельность обучающихся в Тюменском индустриальном университете, активизируется имеющейся в их распоряжении Электронной библиотечной сетью (ЭБС), которая включает в себя не только полнотекстовую базу данных преподавателей нашего учреждения, но и ЭБС "Консультант студента", ЭБС "Лань", ЭБС "Юрайт", библиотеки нефтяных ВУЗов и др. Система поддержки учебного процесса в платформе "Educon" в нашем учебном заведении располагает не только компьютерными обучающими программами, но и электронными учебниками, тренажерами, тестовыми заданиями, что позволяют активизировать когнитивную деятельность студента и его самостоятельность.

Работа с текстами позволяет особое внимание уделить изучению профессиональных терминов, умению пользоваться техническими словарями. При использовании специфической терминологии мы рекомендуем детальное рассмотрение основных характеристик термина, что повышает познавательную активность студента и облегчает его запоминание через яркий слово-образ, поэтому можно воспользоваться облачными ресурсами image ChefWordMosaic, Woordle, WordArt, TagCrawd, WorditOut и др. Отбор понятийного аппарата

СП

о

CXJ

-О Q-Ш

щ

I-X

о

си

со

со г

s

35

LH

s ^

ü LH

<

d

LH

*

36

включает в себя квантитативные признаки, то есть частотность появления понятия 8 предложенных текстах [6]. Смоделированная таким образом терминологическая система должна базироваться на следующих критериях:

- возможность соотнесения лексического детерминанта с особого рода научным, техническим, отраслевым, профессиональным или другим понятием;

- понятие как составляющее метатермино-логической системы;

- оформление термина не только в словесной форме, но и его представление в виде символа, формулы, цифры и даже аббревиатуры.

Подчеркнем, что организация самостоятельной работы должна максимально учитывать условия и индивидуальные особенности самого студента (гибкий график работы, темп изучения иностранного языка), этому оптимально отвечают образовательные Интернет-ресурсы и платформы (тоосУе). 12% респондентов изъявили желание просматривать фильмы, видео ролики на иностранном языке, 23% - общаться со своими сверстниками за рубежом, это демонстрирует большую заинтересованность обучающихся в использовании современных мобильных приложений и интерактивных сервисов. Бидеофотохостинг \Zoki позволяет обучающемуся выбрать для себя роль, что уменьшает степень эмоционального напряжения и стеснения, что позволяет снять языковой барьер. Использование интерактивных постеров й1о51ег и ТЫпдПпк помогает сделать процесс обучения наглядным, причем, возможно взаимодействовать с РасеЬоок. Создать позитивный настрой при изучении иностранного языка помогают ме-мосайты Р|п1еге51, ЕпдНзИМетез, 1_о!сз1:5, Макетете. Мемы (англ.тете) представляет собой значимую единицу информации в виде идеи, картинки или образа. Целесообразно использовать образовательный и развлекательный хостинг TED.com (ес1и1а1птег^-ес!исагюп+епгеПа!птеп1:},

В заключение, для обучающихся в инженерном вузе иностранный язык, ? это, прежде всего, прикладная дисциплина, помогающая преобразовать, хранить, аккумулировать и использовать полученные знания, формируя последовательную картину мира, затрагивающую не только людей совершенно иной культуры и менталитета, а также выстраивающую номинативные ряды из профессиональных терминов на двух языках. Подчеркнем, что зада-

чей педагога на заочном отделении заключается не в простом стремлении научить студентов понимать и знать особенности лексического и грамматического строя иностранного языка, но обеспечить формирование коммуникативной компетенции при использовании современных педагогически целесообразных методов и технологий.

Литература:

1. Глотова Е.Е. Требования работодателей к вы пускникам вузов: компетентностиый подход // ЧиО. 2014. №4 (41). URL: https://cyberieninka.ru/ article/n/trebovaniya-rabotodateley-k-vypusknikam-vitfov-kompetentnostnyy-podhod (дата обращения: 09.06,2019).

2. Ела^шина Н.В. Формирование учебной компетенции 8 условиях дистанционного обучения студентов иноязычному общению; начальный этап языкового вуза :авгорефератдис,... канд. пед. наук / Бурят, гос. ун-т. Иркутск, 2006. - 22 с.

3. Зиновьев С.И. Заочное обучение // Педагогическая энциклопедия / под рей., И.А. Кзирова, Ф.Н, Петрова, - М. : Сов. энциклопедия, 1965. - С. 78-85.

4. Литонина Н.В. Методика развития учебно-по-знавательной компетенции студентов в процессе обучения иностранному языку: очно заочное Отделен#;вуза: автореферат ди4... канд. пед. наук

- Нижний Новгород, 2012, - 26 с.

5. Мекеко N.M. Теория и практика заочного обучения иностранному языку: автореферат дис. ... д-ра пед. наук / Мекеко Наталия Михайловна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. - М., 2009.-42 с.

6. Сперанская Н.И.,Яцевич O.E., Юдашкина В.В., Ковалевская С. А, Работа с терминами в техническом вузе при обучении иностранному языку // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018.- № 2. - С 156-165).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Мини стерства образования и науки РФ от 12.03.2015 г. №226.

8. Хасанова Г. Б, Требования работодателей к вы пускникам инженерных вузов // Вестник Казанского технологического университета, 2012. №20, URL: https:// су be г le ni n ka. г u/a rti с i е/ n/tre bo va n i у а -rabotodateley-k vypiisknikam -inzhenernyh-vuzov (дата обращения: 09.06,2019).

9. Храмов Ю. А. Яблонский Александр // Физики : Биографический справочник / под ред. А, И. Ахи-езера. - Изд. 2-е, испр. и дополн. - М.: Наука, 1983.

- С. 315.-- 400 с.

Ю.Шляхова В.А. Организационно-педагогические условия современного заочного обучения студентов технических вузов: На примере инострая ного языка : автореф. дис.... канд. пед. наук /Моск. гос. технол. акад. - М., 2002. - 23 с. 11.Юшков В.М. Заочное высшее педагогическое образованиееРСФСР:автореф.дис.... канд.пед. наук / М во просвещения РСФСР. Моск. обл. пед. ин т им. Н. К. Крупской. - М., 1962. - 20 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.