РОЛЬ ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
ГУЩИН Александр Владимирович - канд. истор. наук, доцент. E-mail: [email protected] Российский государственный гуманитарный университет
ЛЕВЧЕНКОВ Александр Станиславович - канд. истор. наук, доцент. E-mail: [email protected]
Российский государственный гуманитарный университет Адрес: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6
Аннотация. Статья посвящена роли современного гуманитарного университета в реализации важных задач в области просветительства, социальной поддержки, в осуществлении политики «мягкой силы» России, анализу потенциала современного университета в деле развития публичной дипломатии. Особый акцент авторы делают на взаимодействии современного университета с органами государственной власти и межгосударственными объединениями на евразийском пространстве; представлен опыт РГГУ в этой области.
Ключевые слова: гуманитарный университет, просветительство, социальная политика, мягкая сила, публичная дипломатия, интеграция
Для цитирования-.Гущин А.В, Левченков А.С. Роль гуманитарного университета в решении социальных и внешнеполитических задач // Высшее образование в России. 2017. № 2 (209). С. 150-156.
Современный гуманитарный университет - явление уникальное. И не только потому, что он сохраняет традиции фундаментального гуманитарного образования, сочетая их в своей практике с новыми технологиями и передовыми методиками. Сегодня, помимо традиционных форм образовательной и научной деятельности, в его миссию входит целый ряд дополнительных аспектов, без которых он никак не может быть конкурентоспособным и востребованным.
Развитие глобальных и региональных процессов диктует необходимость поиска новых форм как получения, так и трансляции гуманитарного знания, причём не только в технологическом, но и в содержательном смысле. Сегодня особенно актуальным является формирование национального гуманитарного вектора, совмещающего в себе смысловые и идеологические традиции, россиецентричность и патриотическую составляющую образования и воспитания с интернационализацией знания, базирую-
щейся на расширении международных связей и внедрении новых коммуникационных средств.
Одной из важнейших функций гуманитарного университета в условиях современных вызовов является просветительство, которое во многом состоит в том, чтобы восстановить то, что мы в какой-то степени потеряли: широкий кругозор у индивида вне зависимости от возраста, обширные знания по разным дисциплинам, системность в видении мира. Просветительство способно содействовать преодолению последствий клипового мышления, помочь сформировать стремление к познанию окружающего мира как таковое. Для реализации просветительской функции университета, выполнения им миссии «народного университета», осуществляющего в полной мере концепцию «образование в течение всей жизни », последний должен не просто представлять собой вуз, в котором читаются лекции для студентов и ведутся семинары, но быть современным много-
функциональным центром, объединяя образовательную, научную, социокультурную, коммуникационную и многие другие функции. При этом важно, чтобы университет был не столько вертикально интегрированной структурой с традиционной системой управления, сколько целой системой горизонтальных связей, обеспечивающих междисциплинарную составляющую просветительства. Кроме того, важна реализация университетом принципа проектной деятельности, который позволяет как в большей степени использовать междисциплинарную составляющую, так и укреплять внутрикорпоративную культуру самого университета, обеспечивая тесное взаимодействие его структур и сотрудников.
Развитие просветительских проектов для детей и взрослых в целом выводит университет как социально значимую институцию на новый уровень. Важный аспект, о котором нужно сказать в этом контексте, - укрепление связей гуманитарного университета и школы. Речь идёт не только о подготовке учеников к поступлению в вуз в рамках таких важнейших структур, как гуманитарные колледжи и предуниверсарии, но и о «приходе » в школу самого вуза. Главными характеристиками взаимодействия «школа - вуз» должны стать добровольность и взаимность, то есть вектор «от школы к вузу» должен сочетаться со встречным движением. В РГГУ это выражается, в частности, в консультировании учителей, в создании при вузе учительских клубов, факультативов, в организации специализированных проектов для детей в рамках циклов лекций выходного дня с привлечением интерактивных технологий, в использовании выездных моделей, которые могут быть особенно значимы в рамках таких дисциплин, как история, история культуры, краеведение.
Помимо указанных векторов деятельности, гуманитарный университет может и должен являться центром консультирования и профессиональной подготовки работ-
ников органов государственной власти. РГГУ активно работает в этом направлении, реализуя, к примеру, проекты повышения квалификации сотрудников Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Такое сотрудничество может дать обоюдный результат: университету -в вопросе повышения его статуса, укрепления имиджевой составляющей, усиления связей с органами управления, улучшения информированности преподавателей и учёных о тех практических задачах, которые стоят сегодня перед нашей страной в самых различных сферах, а государству - в деле повышения профессионального уровня чиновников, расширения их знаний и компетенций, лучшего понимания общественных процессов, региональной и социокультурной специфики.
Ещё одна актуальная функция современного гуманитарного вуза - это функция социальной поддержки. Она включает в себя задачи интеграции лиц с ограниченны-
ми возможностями через создание специальных центров и программ их обучения, содействие развитию консультационных центров правовой грамотности и психологических консультаций, реализацию программ обучения компьютерной грамотности, организацию спортивных и интеллектуальных кружков и клубов, распространение знаний по оказанию психологической помощи и т.д. Эти программы должны быть практико-ориентированными, в них должно быть как можно меньше общетеоретических тем и как можно больше практикумов, тренингов.
Важнейшим компонентом деятельности современного гуманитарного университета должно быть выполнение задач, связанных с содействием как можно более эффективному имиджевому позиционированию российского гуманитарного знания, развитию «мягкой силы» России, публичной дипломатии, созданию максимально благоприятного и позитивного образа России в мире. На современном этапе национального и мирового развития, международной интеграции под влиянием становления полицентричной системы международных отношений на видное место выходят именно механизмы «мягкой силы»: в области культуры и искусства, науки, технологий, образования. Они имеют приоритетное значение, например, для таких регионов, как евразийское пространство. В связи с этим возрастает роль гуманитарного университета в создании специализированных партнерских научно-образовательных платформ и реализации проектов совместно с профильными органами, такими как МИД, Россотрудничество, Министерство культуры, Министерство образования и науки и т.д., диалоговых и экспертных площадок, в формировании интегральной информационно-консалтинговой среды, способствующей повышению эффективности «мягкой силы» России.
Одним из важных направлений деятельности университета должна стать работа с
соотечественниками, проживающими за рубежом. Наиболее ответственные задачи стоят в данном контексте при работе с соотечественниками в ближнем зарубежье; в последние десятилетия они оказались предметом идеологической борьбы за их культурно-историческую, языковую идентичность, а во многих случаях - и за национальную принадлежность. Российские университеты в целом не должны ограничиваться лишь «обязательными» формами поддержки права соотечественников на доступ к российскому высшему образованию, в том числе - посредством межгосударственных квот. Нельзя забывать, что не менее важным является сохранение соотечественников, завершивших обучение в отечественных вузах, равно как и других иностранных студентов, в сфере российского культурного влияния. Для этого представляется целесообразным запуск и развитие общероссийской межвузовской сетевой информационной системы выпускников-иностранцев, которая позволяла бы обмениваться информацией о текущем положении и статусе выпускников, стимулировала бы их интерес к продолжению контактов со своими российскими коллегами и т.д.
Развитие проектов и программ дополнительного образования для соотечественников должно быть направлено на содействие их дальнейшему формированию в качестве «агентов влияния», готовых активно участвовать в решении комплекса вопросов, связанных с поддержкой и защитой прав соотечественников за рубежом как в контексте соблюдения международно-правовых норм, нормализации правового статуса соотечественников в рамках внутреннего законодательства зарубежных стран, так и в связи с необходимостью сохранения общего историко-культурного пространства, объединяющего Россию и соотечественников. В этом контексте вузы могут стать опорными координационными и обучающими центрами, не только предлагающими актуальные программы допол-
нительного образования, но и вовлекающими соотечественников в процесс реализации данных программ, в развитие диалога между соотечественниками в современном медиапространстве, на экспертных площадках и в социальных сетях, оказывающими содействие проведению мониторингов, социологических исследований и аналитической работы. Для РГГУ в этом плане большое значение имел проект по проведению циклов лекций и семинаров для российских соотечественников, проживающих за рубежом, под названием «Правовые и исторические знания как основа правозащитной деятельности соотечественников», на протяжении нескольких лет реализуемый совместно с Фондом поддержки и защиты прав соотечественников МИД России.
Зачастую из зоны повышенного внимания российского высшего образования выпадает такая важная категория потенциальных воспитанников, как мигранты и диаспоры. Несмотря на ряд серьёзных позитивных изменений в работе с мигрантами с точки зрения их обучения минимально необходимым компетенциям для жизни и работы в России, потенциал университета использован в этом вопросе далеко не в полной мере. Между тем развитие всеобъемлющей системы социокультурной адаптации мигрантов, предусматривающей комплекс услуг дополнительного образования и просветительских мероприятий, критично важно для социальной стабильности, развития многонационального инклюзивного общества. Российское вузовское сообщество, имеющее серьёзный опыт работы с многонациональной, мультиязыч-ной студенческой средой, может стать базой для разработки подобной системы и опорой при её функционировании.
Большую роль современный университет играет в контексте развития интеграционных процессов на евразийском пространстве. При упоминании интеграции, в том числе таких проектов, как ЕАЭС, ШОС, ОДКБ, ЭПШП, на первый взгляд, говорят
в первую очередь об экономической и политической составляющей, однако и гуманитарный фактор здесь также имеет принципиальное значение. В конечном счёте, успех интеграции зависит не от количественных показателей, а от ощущения людьми пользы самой интеграции для их жизни и личностного развития. Гуманитарному университету развитие евразийской образовательной интеграции позволит не только заметно расширить круг студентов и профессоров, учащихся и работающих в вузе, спектр образовательных и научных программ, но и укрепить свой имидж за пределами России. На уровне межвузовского сотрудничества ценно развитие самых разных форм кооперации вузов стран, создания площадок взаимодействия в виде вузовских ассоциаций, форумов ректоров, студенческих форумов, зимних и летних школ.
Поскольку перед интеграционными организациями на постсоветском пространстве стоят задачи, не замыкающиеся формально в рамки контура государственных границ России и её партнёров, а выходя-
щие за их пределы, соответственно, важно проводить работу также за пределами русскоязычного пространства, в иноязычных средах. Такая работа позволит преодолеть барьер информационной изоляции, в одних случаях вызванной направленными действиями тех или иных внешних игроков, в других - отсутствием доступной для иноязычной аудитории информации.
Как инструмент публичной дипломатии университет может играть большую роль в развитии диалога с внешними партнёрами, в том числе в ситуациях, когда официальные дипломатические отношения по тем или иным причинам находятся в состоянии «кризиса доверия ». Среди перспективных форм многостороннего взаимодействия в формате «Государства-участники интеграционных проектов + внешние партнёры» в данной сфере целесообразно выделить такие, как сетевые межуниверситетские образовательные программы, поддержка научных исследований с формированием международных исследовательских коллективов, международные межвузовские консорциумы, использование научного потенциала состоявшихся зарубежных учёных - выходцев из России и других государств ближнего зарубежья и многие др.
В этой связи необходимо продолжать работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей и подростков, предпринимать меры по выстраиванию эффективной системы противодействия попыткам субъективного и ненаучного переписывания истории, включая однобокие, а подчас и вовсе игнорирующие источниковую базу трактовки исторических событий, общих для россиян и их ближайших соседей. Здесь также не следует замыкаться в рамках традиционных механизмов школьного и вузовского образования, выпуска монографий и т.д. Во-первых, просветительская работа, направленная на воспитание патриотически настроенных молодых граждан России и её партнёров по интеграционным проектам, может быть достаточно эффек-
тивной лишь при условии реализации совместных просветительских программ; в противном случае всегда остаётся опасность превалирования в разных странах однобоких подходов к оценке исторического прошлого. Во-вторых, данная работа должна вестись с использованием всех видов информационных ресурсов, доступных самой молодёжи. Лучшей базой для эффективной реализации подобных совместных программ могут стать межгосударственные вузовские объединения, интегрирующие как научно-исследовательский и педагогический, так и молодёжный потенциал.
Особенно важно расширять возможности грантового финансирования совместных исследовательских проектов гуманитарного цикла с участием молодых учёных из стран ЕАЭС, а также междисциплинарных межстрановых исследований, совместной издательской деятельности. При этом нужно перенимать опыт соседей, которые добились в направлении развития интернационализации образования значительных успехов. Для развития совместных программ академической мобильности среди наиболее активных и образованных студентов и аспирантов на евразийском пространстве следует, вероятно, создать централизованную площадку, позволяющую подавать заявки на получение стипендий, организовывать конкурсный отбор и выдавать студентам гранты на обучение. В качестве операторов программы можно привлечь профильные ведомства нашихстран, собрав на основе межстранового принципа соответствующий совет с паритетным участием чиновников, представителей университетов и общественных организаций, а возможно, и работодателей.
Единое пространство рабочей силы и услуг, которое предполагается создать в рамках ЕАЭС, очень тесно связано с интеграцией в сфере образования. Сегодня здесь уже есть заметные результаты, в частности, в области признания дипломов и налаживания образовательных связей. Напри-
мер, целый ряд магистерских программ в РГГУ и ряде других вузов вызывают большой интерес у молодых людей из Центральной Азии и на постсоветском пространстве в целом; в университете достаточно успешно реализуются договоры с вузами Казахстана, Армении, Кыргызстана об обмене студентами. Активно налаживается сотрудничество между архивистами и историками России, Казахстана и других стран Центральной Азии в рамках профильных комиссий историков.
Назрело заметное расширение двусторонних и многосторонних совместных учебных магистерских программ с выдачей двух дипломов. При этом такие программы могут касаться и изучения общего евразийского пространства (по таким направлениям, как история, международные отношения, регионоведение). Интересным было бы и развитие магистерских программ в рамках специальных образовательных вузовских центров, специализирующихся непосредственно на изучении ЕАЭС, БРИКС, ШОС. В сотрудничестве с межгосударственными объединениями университеты способны интегрировать и направленно использовать огромный интеллектуальный потенциал студентов, объединяя последних на основе постоянной кропотливой и одновременно творческой работы по популяризации международных инициатив, развитию горизонтальных связей среди молодёжи государств-партнёров.
Совмещение учебных программ евразийского и европейского профиля, создание многосторонних программ с университетами стран Европы, Азии, Америки, посвя-щённых изучению истории и современных процессов на евразийском пространстве, участие в этих программах европейских, китайских, индийских партнёров, безусловно, поднимут престиж российского гуманитарного образования. В долгосрочной перспективе такие программы могут содействовать повышению престижа дипломов
вузов из стран-участников евразийской интеграции.
Внутренняя устойчивость, привлекательность и перспективность подобных моделей обусловлены не в последнюю очередь обеспечением постоянной обратной связи между руководящими органами этих объединений и общественностью. В этом контексте представляется важным дальнейшее развитие проектов, направленных на привлечение представителей общественности к обсуждению актуальных вопросов современного состояния и будущего интеграционных проектов, особенно инициатив, связанных с социальной политикой, экономикой и бизнесом, гуманитарным измерением. Более широкое подключение общественных экспертных групп, в которые должны входить компетентные исследователи - представители высших учебных заведений России и государств-партнёров, к участию в выработке стратегии развития СНГ, ЕАЭС, ОДКБ будет способствовать не только более эффективному анализу при принятии решений, но и расширению круга лиц, непосредственно вовлеченных в процесс строительства и функционирования институтов интеграции. В свою очередь, это будет содействовать росту популярности и укреплению имиджа соответствующих организаций, сделает интеграционные идеи более устойчивыми к целенаправленным «вбросам» критики со стороны как внешнеполитических оппонентов, так и внутренних скептиков. В этом контексте современный гуманитарный университет может и должен выступать как экспертный центр и экспертная площадка по обсуждению и выработке алгоритмов развития интеграции. Такая экспертная деятельность позволяет заметно осовременить модели самого образовательного процесса, привлечь студентов и аспирантов к практической работе, продемонстрировать им её востребованность.
Весь комплекс обозначенных задач реализуется в РГГУ на основе принципа раз-
вития университета как многопрофильного мультифункционального комплекса, который совмещает в себе образовательную, научную, экспертную, консалтинговую со-
ставляющие, функции агрегатора интеллектуального потенциала, диалоговой площадки, мозгового центра и центра социальной инициативы.
Статья поступила в редакцию 16.01.17.
THE ROLE OF THE UNIVERSITY FOR THE HUMANITIES IN SOLVING SOCIAL AND FOREIGN POLICY PROBLEMS
GUSHCHIN Alexandr V— Cand. Sci. (History), Assoc. Prof., e-mail: [email protected] Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia
LEVCHENKOVAleksandrS. - Cand. Sci. (History), Assoc. Prof., e-mail: [email protected] Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia Address: 6, Miusskaya sq., Moscow, GSP-3, 125993, Russian Federation
Abstract. The article focuses on the role of modern university for the humanities in the implementation of the important tasks in the field of enlightenment, social support, strengthening the role of the university in the implementation of the policy of «soft power» in Russia. The authors also explore the potential of the modern university in the development of public diplomacy. The particular emphasis is made on the important role of the development of cooperation between modern university and public authorities and interstate integration associations in the Eurasian space, taking into account the experience of RSUH in this field.
Keywords: university for the humanities, enlightenment, social mission, soft power, public diplomacy, integration
Cite as: Gushchin, A.V., Levchenkov, A.S. (2017). [The Role of the University for the Humanities in Solving Social and Foreign Policy Problems]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 2 (209), pp. 150-156. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 16.01.17.