Научная статья на тему 'Евразийский экономический союз и проект "экономический пояс шёлкового пути": возможности и перспективные сферы сотрудничества в сфере образования'

Евразийский экономический союз и проект "экономический пояс шёлкового пути": возможности и перспективные сферы сотрудничества в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / КИТАЙ / CHINA / ЕАЭС / EURASIAN ECONOMIC UNION / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС "ШЕЛКОВОГО ПУТИ" / SILK WAY ECONOMIC BELT / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбашко Е.А.

В статье последовательно рассмотрены экономические интересы и политические мотивы России и Китая при формировании ЭПШП и ЕАЭС. Доказана невозможность развития исключительно за счет гармонизации экономических отношений. Предложена модель сетевого университета, как фактора, способного обеспечить, как экономическую, так и институциональную интеграцию, развить терпимость к ценностям иных культур, найти точки соприкосновения наций, объединить страны в стремлении к процветанию и повышению качества жизни за счёт совместных действий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Eurasian Economic Union and the project “Silk Way Economic Belt”: Possibilities and Perspective Spheres of Cooperation in the Sphere of Education” (Russia, St. Petersburg)

The article presents a systematic discussion of Russian and Chinese economic interests and political motives in the formation of the Silk Way Economic Belt and the Eurasian Economic Union. The author stresses that the development in these spheres is not possible solely through harmonization of economic relations. The model of the network university, offered in the article, is seen as a factor capable of ensuring both economic and institutional integration, increase tolerance to the values of other cultures, discover points of common interest and unite countries in their desire for prosperity and increase of the quality of life

Текст научной работы на тему «Евразийский экономический союз и проект "экономический пояс шёлкового пути": возможности и перспективные сферы сотрудничества в сфере образования»

ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

ЕВРАЗИИСКИИ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОЮЗ И ПРОЕКТ «ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ»: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СФЕРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Е.А. горбашко,

проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

доктор экономических наук, профессор egorbashko@mail.ru

В статье последовательно рассмотрены экономические интересы и политические мотивы России и Китая при формировании ЭПШП и ЕАЭС. Доказана невозможность развития исключительно за счет гармонизации экономических отношений. Предложена модель сетевого университета, как фактора, способного обеспечить, как экономическую, так и институциональную интеграцию, развить терпимость к ценностям иных культур, найти точки соприкосновения наций, объединить страны в стремлении к процветанию и повышению качества жизни за счёт совместных действий.

Ключевые слова: Россия, Китай, ЕАЭС, Экономический пояс «Шелкового пути», международное сотрудничество, образование

ББК Ч484(2)ж:(5Кит),0; Ч484(5Кит)ж:(2),0

Становление отношений России и Китая, нашедшее отражение в объединении инициатив ЭПШП (Экономический пояс Шёлкового пути) и ЕАЭС (Евразийский экономический союз), не получает однозначной оценки мирового экономического и политического сообщества, чьё мнение колеблется от признания данного союза серьёзнейшей угрозой сохранению и развитию европейских ценностей до надежды на долгожданную гармонизацию отношений Запада и Востока. Несмотря на то, что геополитические и экономические интересы России и Китая противоречивы, с нашей точки зрения данный союз способен положить начало новому этапу в развитии отношений не только России и Китая, но и всего мира, продемонстрировав возможности экономической интеграции во благо наций. Тем не менее, только экономическая интеграция не способна подвигнуть страны-участницы действовать в общих интересах, находить точки соприкосновения, сохраняя культурные ценности и национальную идентичность в условиях обострения конкурентной борьбы за мировое экономическое и геополитическое господство, без необходимых на то институциональных изменений. Немаловажную роль в данном сложном процессе институциональной интеграции играет система высшего образования, призванная создать базис для гармонизации сложных политических и экономических отношений между странами разных культур.

Экономический пояс шёлкового пути

Создание экономического пояса шёлкового пути — амбициозная геополитическая и экономическая инициатива Китая, объединяющая сухопутные и водные транспортные маршруты Китая и Европы через Юго-Восточную, Центральную Азию и Ближний Восток, покрывая таким образом область, генерирующую 55% мирового национального продукта, сосредоточившую 70% населения планеты и 75% известных энергетических резервов. Ожидаемые затраты Китая на данную инициативу составят 1,4 трлн дол. Пекин уже предоставил 300 млрд долл. займами на создание инфраструктуры и инвестирование в торговлю, в том числе 40 млрд долл. Фонду Шёлкового Пути и 100 млрд долл. стартового капитала Азиатскому Банку Развития Инфраструктуры. К ключевым задачам создания ЭПШП относятся,

во-первых, задачи, связанные с расширением связей и торговли Китая с более, чем 65 странами, во-вторых, задачи развития национальной экономики Китая, особенно интенсификация развития слаборазвитых западных регионов Китая [1]. Тем не менее, по мнению ряда исследователей, экономическая экспансия Китая обусловлена, прежде всего, геополитическими причинами, в основе которых лежит стремление страны стать лидером Евразийского полушария. По мнению Яна [2], стратегической целью развития ЭПШП становится «конкурирование с мощью США и продвижение Китайской гегемонии».

Евразийский экономический союз

Официальной датой формирования Евразийского экономического союза является 1 января 2015 года. Впервые идея создания подобного союза была озвучена Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в 1994 году. Роль России как «общего Европейского дома» (common European home) высказывалась в разные времена, в том числе Михаилом Горбачёвым (1987) [3], Дмитрием Медведевым (2009) [4]. Владимир Путин ещё в своей публикации 2010 г. в немецкой газете взывал к созданию «гармонизированного экономического сообщества между Лиссабоном и Владивостоком» [5].

С течением времени, с учётом политики России на Украине, «ЕАЭС на Западе стал все больше ассоциироваться с развитием цивилизации, принимающей Русские ценности и культуру, в которой Русский Мир расширяет свои границы за пределы России в Евразийское пространство» [6, 7]. Но то, что для политических элит России ассоциируется с экспансией Русского мира, государствами-партнерами рассматривается исключительно как экономический союз. Страны получают от России экономическую поддержку, ссуды, субсидии, развитие торговли, миграцию рабочей силы, но не готовы отказаться от своей культуры и национальной идентичности. Именно в этом, по мнению западного исследователя Дж. Вильсона заключается основная проблема ЕАЭС. Россией он рассматривается как средство достижения желаемой геополитической картины мира, в то время как страны-партнёры относятся к союзу исключительно как к экономическому [8].

22

© ПСЭ, 2017

ЕВРАЗИИСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Л

В то же самое время Китай обладает капиталом, властью, и технологическими возможностями для участия в совместных предприятиях и проектах по созданию инфраструктуры. Казахстан является получателем наибольших сумм инвестиций от Китая в постсоветском пространстве, всего с 1991 по 2013 гг. в экономику Казахстана было инвестировано 22 млрд долл. Во время визита в 2014 г. Китайского премьера Ли было анонсировано решение об инвестициях в размере 14 млрд долл., а затем, в марте 2015 г. ещё на 23,6 млрд долл. Финансируемые проекты включают ряд совместных предприятий для производства товаров, которые будут свободно продаваться в зоне ЕАЭС [9, 10].

Что касается Белоруссии, то Александр Лукашенко рассматривает свой союз с Китаем, главным образом, как возможность снижения зависимости от России. В 2015 г. Александр Лукашенко отмечал, что доля России в общем торговом обороте Белоруссии снизилась с 85% в предыдущем периоде до 42% в 2015 г. В 2013 г. Белоруссия получила финансирование 15,7 млрд долл. (совместные проекты) в дополнение к 5.5 млрд долл. выданных ссудами. Основной проект — «Индустриальный Парк Великий Камень». Данный парк позволит расположиться предприятиям Китая рядом с Европейским рынком [11].

реалии объединения инициатив

Торговля России и Центральной Азии за период 2003-2007 гг. увеличилась с 7 млрд долл. до 21 млрд долл. В 2014 г. объёмы достигли 22 млрд долл. и Россия стала третьим по величине торговым партнёром Центральной Азии после Китая и ЕС. Помимо торговли энергией, Россия включает следующие секторы кооперации: уран, электричество, конструирование, телекоммуникации, транспорт и железные дороги, банки, ВПК и агросек-тор (не весь). Россия остаётся главным актором в обеспечении минеральными ресурсами, имеющими значение для тяжелой промышленности и инфраструктуры, но совершенно ограничена и неконкурентоспособна в мелком и среднем бизнесе. Китай же с 2000 г. завоёвывает позиции по торговле углеводородом, добывающей промышленности, развитию инфраструктуры и коммуникаций. Торговля Китая и Средней Азии возросла с 1 млрд в 2002 до 3 млрд в 2003, 10 млрд (13 млрд по данным Китая) в 2006, превысила 25 млрд в 2008 г. и достигла 45 млрд в 2014 г. в противовес 30 млрд оборота России и Центральной Азии. Отметим, что 80% оборота Китая и Средней Азии — это готовая продукция, потребительские товары, машины и оборудование, текстиль, обувь, электроника, фармацевтика и пр. [12]. С развитием ЭПШП ожидается продолжение роста оборота Китая и политической экспансии страны.

Однозначным является факт соперничества стран в развитии торговли в Азии. Попытки Кремля создать Евразийский союз в постсоветском пространстве и в то же время принятое Китаем решение о возобновлении шелкового пути отражают независимые цели двух государств во внешней политике, отсутствие какого-либо предшествующего согласования действий. Несмотря на наличие определённых разногласий России и Китая, на сложности при оформлении отношений, в мае 2015 г. в Москве была подписана декларация о намерениях — совместном осуществлении планирования и запуске совместных предприятий (главным образом, проектов Китая на территории России). Всего было подписано 32 соглашения по совместным действиям. Шесть соглашений касаются предоставления кредитов российским компаниям и банкам. Была сформирована Китайско-Российская рабочая группа, первая встреча (и на 2016 год единственная) которой прошла в августе 2015 г. [13].

В настоящий момент связи России и Китая играют настолько важную роль, какую не играли со времени распада СССР (лишь некоторые периоды отношений СССР и Китая могут быть сопоставимы с настоящим). Тем не менее, мнения и ожидания от данного сотрудничества обладают серьезными отличиями. С нашей точки зрения, подписанное 8 мая 2015 г. совместное заявление России и Китая о сопряжении ЕАЭС и ЭПШП, позволит преодолеть потенциальные противоречия в Центральной Азии — наиболее острые из тех, что существуют между Россией и Китаем, и докажет, что ЭПШП и ЕАЭС являются не конкури-

рующими, а взаимодополняющими проектами. ЕАЭС предлагает институциональные рамки взаимодействия двух стран, а Китай способен предоставить инвестиционные ресурсы для совместных проектов. Такой формат создает предпосылки для полномасштабного экономического сотрудничества в регионе. В перспективе он может стать ядром еще более амбициозного проекта — сообщества Большой Евразии, которое способно стать новым центром экономического развития в мире на ближайшие десятилетия.

Система высшего образования как движущая сила институциональных изменений

Определенные возможности и перспективы формирования евразийского научно-образовательного пространства, как основы, базиса экономической и институциональной интеграции, по нашему мнению, лежат в плоскости сетевого взаимодействия университетов. Среди форм такого взаимодействия, прежде всего, следует назвать сетевые университеты (СУ), которые в настоящее время создаются и развиваются в рамках международного образовательного пространства. В последние годы созданы ряд сетевых университетов, в которых российские вузы принимают активное участие. Среди них можно выделить, например, СУ СНГ, СУ ШОС, СУ БРИКС, Евразийский сетевой университет, Университетский Альянс нового Шелкового пути.

Создание и функционирование СУ позволит не только повысить качество образования, как в самом СУ, так и в каждом университете-партнере, входящем в консорциум СУ, но и создать, открыть возможности для совместного развития наций, лейтмотивом которого станет повышение качества жизни за счёт коллаборации и синергетических эффектов. Прежде всего, драйверами развития выступают возможности подготовки кадров по перспективным направлениям, востребованным для развития экономических союзов и ассоциаций (СНГ, ШОС, БРИКС, ЕАЭС и др.), возможности гармонизации рамок квалификации, образовательных и профессиональных стандартов, которые позволят осуществлять подготовку кадров с соответствующими компетенциями, согласованными с гармонизированной системой квалификаций государств, входящих в эти союзы. Открытость СУ для сотрудничества с бизнес-сообществом, органами государственной власти, международными организациями из государств этих экономических союзов и третьих стран, консолидации высококвалифицированных научно-педагогических кадров и возможностей доступа к более широкому образовательному контенту, включая современное учебно-научное лабораторное оборудование, методическое обеспечение.

Реализация цели, задач, принципов создания СУ позволит: осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров по наиболее востребованным специальностям для развития взаимовыгодной экономической интеграции; развивать совместные проекты с выработкой практических рекомендаций; содействовать развитию сетевого взаимодействия вузов, субъектов экономики и социального сектора, а также государственных органов управления стран и их взаимодействия друг с другом; активизировать использование инновационных образовательных технологий (в том числе дистанционные формы обучения), а также развивать мобильность научно-педагогических работников и обучающихся в целях повышения качества подготовки и вовлечения талантливых специалистов для решения актуальных задач развития национальных экономик.

Развитие интеграционных процессов в области образования, науки и технологий позволит осуществлять подготовку профессиональных кадров для осуществления совместных проектов, как на европейском, так и на евразийском пространстве, обеспечивая их сопряжение. Среди первоочередных программ в данной области можно предложить: разработку и реализацию сетевых программ повышения квалификации (дополнительное профессиональное; сетевые блочно-модуль-ные программы МВА, профессиональной переподготовки и программ повышения квалификации для компаний, ведущих проекты на европейском и евразийском пространстве (дополнительное профессиональное образование)); формирование

ЕВРАЗИИСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

системы непрерывного профессионального образования руководителей и специалистов органов государственного управления и компаний.

В перспективах дальнейшего развития СУ представляется необходимым создание многоуровневой системы подготовки кадров (бакалавриат-магистратура-аспирантура) на основе формирования сетевых образовательных программ. В настоящее время Санкт-Петербургский государственный экономический университет разрабатывает проект создания сетевой магистерской программы: «Кадры для евразийской экономической интеграции»

Цель проекта — разработка и запуск пилотной сетевой магистерской программы «Кадры для евразийской экономической интеграции» между базовыми вузами Евразийского экономического союза как механизма гармонизации образовательного пространства в рамках ЕАЭС для усиления его конкурентных позиций как полюса экономического роста в условиях геополитической нестабильности и роста геоэкономической конкуренции.

Сформулируем основные задачи проекта.

Формирование устойчивой распределенной сети вузов регионов России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана для подготовки высокообразованных кадров, необходимых для развития экономики Евразийского экономического союза.

Создание международной Интернет-платформы (виртуальной среды) как основы для взаимодействия между университетами-партнерами в рамках формирующегося Сетевого университета государств ЕАЭС.

Согласование единых образовательных модулей в рамках сетевой магистерской программы на основе согласованных квалификационных требований к экономистам-выпускникам программы для всех стран-участниц.

Разработка программ подготовки научно-педагогических кадров для участия в качестве преподавателей и экспертов в реализации сетевой магистерской программы.

Выработка траекторий образовательной мобильности студентов и преподавателей в рамках сетевой магистерской программы.

Выявление талантливой молодежи как основного интеллектуального ресурса ЕАЭС и содействие формированию и развитию молодежного ядра экономической системы евразийской интеграции.

Основная цель магистерской программы — подготовка специалистов-аналитиков, способных выявлять основные факторы экономического роста и риски международной среды, и в данных условиях решать задачи развития Евразийского экономического союза на уровне интеграционной системы в целом и ее отдельных экономических субъектов.

Программа даёт целостное представление о современных изменениях глобальной экономики, влиянии возникающих новых рисков и возможностей полицентричного мира на развитие Евразийской интеграционной системы, предоставляет аналитический инструментарий, позволяющий решать задачи дальнейшего развития Евразийского экономического союза с учетом дальнейшей унификации национальных законодательств и развития зон свободной торговли ЕАЭС с третьими странами.

Основные блоки (модули) программы: глобальные тренды современного экономического развития; дисбалансы, возникновение новых региональных интеграционных союзов и соглашений, множественная экономическая дипломатия, появление новых центров инвестиционной активности; ЕАЭС как субъект геоэкономики и геополитики; развитие интеграционных систем стран мира, лучшие практики координации и системные ошибки; договорно-правовая база Таможенного союза и ЕАЭС; работа органов государственной власти и хозяйствующих субъектов стран ЕАЭС в условиях присоединения и членства в ВТО; проблемы формирования единых рынков товаров и услуг в рамках ЕАЭС; промышленно-инновационный и кооперационный потенциал стран ЕАЭС; проблемы монополизации и конкуренции на пространстве ЕАЭС; выявление рисков мирового развития, влияющих на евразийское пространство.

Магистерская программа подразумевает развитие проектной деятельности студентов с перспективой оценки проектов экспертным и бизнес-сообществом государств ЕАЭС.

В результате реализации проекта по развитию данной пилотной сетевой магистерской программы в рамках ЕАЭС ожидаются следующие позитивные изменения:

• развитие системы подготовки высококвалифицированных кадров для наднациональных органов интеграционного строительства (Евразийской экономической комиссии, Евразийского банка развития), органов государственной власти и бизнес-структур, действующих в рамках Евразийского экономического союза;

• движение в направлении гармонизации образовательных стандартов высшего образования и квалификационных рамок между государствами ЕАЭС, признания эквивалентности документов о высшем образовании на пространстве ЕАЭС;

• развитие системы подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров в области евразийской экономической интеграции внутри сети вузов государств ЕАЭС;

• повышение привлекательности идеи евразийской интеграции для выпускников вузов-участников проекта;

• рост вовлеченности молодого поколения стран Евразийского экономического союза в современные интеграционные процессы путем создания электронной платформы и развития международных сетевых студенческих проектов в рамках магистерской программы;

• формирование гибких образовательных траекторий в рамках совместной образовательной программы в соответствии с возникшими потребностями государств ЕАЭС, вследствие изменений геополитических и геоэкономических условий;

• расширение сети участников, реализующих совместную образовательную программу, на основе необходимости актуализации содержания программы;

• формирование сообщества образованной молодежи Евразийского экономического союза.

Описанная выше сетевая магистерская программа имеет перспективы развития ввиду формирования программ сопряжения ЕАЭС и ЭПШП, составной частью которых будут проекты интеграция образовательных и научно-исследовательских систем.

В области научных исследований определенные перспективы имеют научно-исследовательские проекты, направленные на интеграционные взаимодействия ЕАЭС и проекта «Экономический пояс Шелкового пути». Среди перспективных тем таких проектов следует отметить следующие:

- евразийская интеграция: направления и формы сотрудничества ЕАЭС и ЭПШП в целях инновационного развития, роста экономического потенциала и международной торговли;

- анализ структуры экономики ЕАЭС и ЭПШП и разработка рекомендаций по расширению экономической интеграции евразийских международных объединений;

- научно-образовательная база интеграции инновационного развития ЕАЭС и ЭПШП, анализ возможностей и рекомендации по организации и др.

Заключение

Несмотря на то, что давно доказана выгодность сотрудничества, получения синергий, эффективность коллаборационных действий, конкуренция и борьба за господство (лидерство) остаются основными двигающими силами научно-технического прогресса и социально-экономического развития. На примере развития отношений России и Китая, получивших неоднозначную оценку мирового сообщества, мы показываем роль системы высшего образования в развитии не только экономической, но и институциональной интеграции, показываем те возможности, которые открываются перед странами с развитием сетевых многонациональных университетов. Совместное развитие, экономическая интеграция и коллаборационая активность, основанные на терпимости к ценностям и сохранении национальной идентичности способны значительно повысить уровень и качество жизни сотрудничающих социально-экономических систем.

ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ литература

1. Snyder, K.D., Paulson, P. Healthcare Information Systems: Analysis of Healthcare Software / K.D. Snyder, P. Paulson // Hospital Topics. - 2002. - V. 80. - № 4. - P. 5-12.

1. Casarini N., When All Roads Lead to Beijing. Assessing China's New Silk Road and its Implications for Europe // The International Spectator - 2016. - V. 51. - № 4. - P. 95-108

2. Yan, X. The Asian-Pacific region has become a bipolar structure with China and the United States [Электронный ресурс] // International Herald Tribute. - 2015. - Режим доступа: http://news.163.com/15/0205/20/AHNH024U00014AED.html.

3. Gorbachev M., Perestroika: New thinking for our country and the world // New York. 1987. - NY: Harper and Row.

4. Medvedev D., The draft of the European Security Treaty [Электронный ресурс] // 2009, november. - Режим доступа: http:// en.kremlin.ru/events/president/news/6152

5. Putin V., Putin Envisions a Russia-EU Free Trade Zone [Электронный ресурс] // 2011, November. - Spiegel Online. Режим доступа: http://www.spiegel.de/international/europe/from-lisbon-tovladivostok-putin-envisions-a-russia-eu-free-trade-zone-a-731109.html

6. Mostafa G., The concept of "Eurasia": Kazakhstan's Eurasian policy and Its Implications //Journal of Eurasian Studies. - № 4. -P. 160-170.

7. Laurelle M., The 'Russian world': Russia's soft power and geopolitical imagination // Center on Global Interests. - 2015, May.

8. Wilson J.L., The Eurasian Economic Union and China's silk road: implications for the Russian-Chinese relationship // European Politics and Society. - vol. 17. - sup1. - P. 113-132

9. Almaganbetov A., Kurmanov B. China challenges Russian influence in Kazakhstan / Almaganbetov A., Kurmanov B. // East Asia Forum. - 2015, February 28.

10. Lim A. China and the Eurasian Economic Union: Prospects for Silk Road economic belt - Analysis // Eurasia Review. - 2015, May 14.

11. TASS. Lukashenko says Belarus may leave EEU if others default on agreements [Электронный ресурс]. - 2015, January 29. -Режим доступа: http://tass.ru/en/economy/774076.

12. Официальный сайт статистики мирового банка. - World Bank [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wits. worldbank.org

13. Официальный сайт совета по развитию торговли в Китае. - Hong Kong Trade Development Council [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://china-trade-research.hktdc.com/business-news/article/The-Belt-and-Road-Initiative/The-Belt-and-Road-Initiative/ obor/en/1/1X3CGF6L/1X0A36B7.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.