Научная статья на тему 'Кнр, Россия, Германия, Казахстан: тенденции развития партнерства'

Кнр, Россия, Германия, Казахстан: тенденции развития партнерства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
516
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / "ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЁЛКОВОГО ПУТИ" / "ECONOMIC BELT OF THE SILK ROAD" / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / EURASIAN INTEGRATION / РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / RUSSIAN-CHINESE PARTNERSHIP / ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / TRANSPORT CORRIDORS / РОССИЙСКО-КИТАЙСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / GEOPOLITICAL COMPETITION IN CENTRAL ASIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пинюгина Елена Викторовна

В статье рассматриваются перспективы сопряжения Евразийского союза и Экономического пояса Шёлкового пути, международный контекст и различный подход Китая к отношениям с Россией, ФРГ и Казахстаном. Анализируется расхождение ожиданий России и последствий для нее от действий КНР на постсоветском пространстве по развитию трансъевразийских транспортных коридоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

China, Russia, Germany, Kazakhstan: Trends of Partnership Development

Analyzing the prospects of compatibility between the Russian-led Eurasian Economic Union and the Chinese Economic belt of the Silk Road as well as the differences in China's approach to Russia, Germany and Kazakhstan, the author focuses on the Russian interests and expectations with regards to trans-European transport corridors.

Текст научной работы на тему «Кнр, Россия, Германия, Казахстан: тенденции развития партнерства»

Е.В. Пинюгина

КНР, РОССИЯ, ГЕРМАНИЯ, КАЗАХСТАН: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПАРТНЕРСТВА*

Пинюгина Елена Викторовна - кандидат политических наук, научный сотрудник ИНИОН РАН.

Развитие украинского кризиса и присоединение Крыма к России в 2014 г. привели российскую власть к конфронтации с Западом, а введение западными странами антироссийских экономических санкций вынудило осознать необходимость смены внешнеполитических и внешнеэкономических ориентиров. Заметным успехом отечественной дипломатии в тот период стало завершение согласований по новому формату интеграции стран СНГ лидерами России, Казахстана и Беларуси и подписание ими в 2014 г. Договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Договор вступил в силу 1 января 2015 г., при этом в конце 2014 г. к трем первым членам ЕАЭС присоединилась Армения, а в 2015 г. - Кыргызстан.

Подписание Договора происходило в условиях обострения конфронтации с Западом. При этом изначально, еще в 2012-2013 гг., ЕАЭС виделся российскому руководству скорее инструментом конкурентоспособности в отношениях с Европейским союзом (ЕС) за степень влияния на страны СНГ, а экономическая интеграция России в Большую Европу от Лиссабона до Владивостока была основной стратегической целью, достижению которой должен был послужить привлекательный своими масштабами, составом и расположением ЕАЭС.

Такой «вспомогательный» характер ЕАЭС в приоритетных для России торгово-экономических отношениях с Европой оказался в изменяющихся

* Статья подготовлена с помощью гранта № 16-27-21001 РГНФ «Формирование общего экономического пространства в Евразии: Исследование вопросов сопряжения строительства Экономического пояса Шёлкового пути и Евразийского экономического союза» (Международный конкурс РГНФ — Китайская академия общественных наук (КАОН) 2016 года).

условиях недостаточным и с политической, и с экономической точек зрения. Первым пробным камнем стал конфликт России с Украиной из-за Крыма и появления пророссийских ДНР и ЛНР, спровоцировавший усиление присутствия НАТО по западному периметру границ ЕАЭС. Вторым испытанием союзнического потенциала ЕАЭС стало проведение Россией военной операции в Сирии и опасное столкновение интересов России и Турции. Партнеры по ЕАЭС не были готовы безоговорочно поддержать действия России; их осторожная позиция показала основным геополитическим акторам Евразии -США, ЕС и КНР, что ЕАЭС скорее конъюнктурное, чем устойчивое политическое образование. (Содержание публикаций в СМИ и научных изданиях государств ЕАЭС, доступных на русском языке, убеждает в обоснованности этих оценок.) Можно найти свидетельства сомнения части элит и населения стран ЕАЭС в целесообразности дальнейшего участия или, как минимум, усиления интеграции в рамках ЕАЭС. Это связано с негативным влиянием российского экономического кризиса на экономики других членов Союза и объективным сокращением возможностей России стать локомотивом инвестиций и развития в их странах. Таким образом, ЕАЭС не стал на данный момент солидарной с Россией союзнической организацией и, более того, не может в ближайшее время стать самодовлеющей силой на постсоветском пространстве.

Некоторое время страны ЕАЭС ожидали от России ответов на новые вызовы, чтобы в соответствии с ними планировать и свои действия. Российские политики заговорили о повороте на Восток, и уже в мае 2014 г. во время визита президента В.В. Путина в Китай страны подписали 30-летний контракт стоимостью 400 млрд долл. США о поставках газа из РФ в КНР в объеме 38 млрд м3 в год по «восточному» маршруту, предполагающему строительство нового газопровода, который российская сторона обязалась ввести в эксплуатацию в 2018 г. В схему поворота на Восток укладывалось и подписание незадолго до украинского кризиса, в 2013 г., «Роснефтью» 25-летнего контракта на поставку в Китай нефти объемом 360 млн т, на общую сумму 260 млрд долл. С политических трибун и экспертных площадок РФ с 2013 г. не сходила тема российско-китайского партнерства, а порой и неизбежного стратегического альянса. Атмосфера ажиотажа, сопровождавшая заключение договора об энергетическом сотрудничестве, экстраполировалась российскими политиками и медиасферой на российско-китайские отношения в целом весь последующий год.

В то же время в марте 2015 г. стала доступна на русском языке одна из составляющих новой внешнеполитической повестки Китая. Это официальная концепция «Одного пояса, одного пути» (опубликована на интернет-сайте Посольства КНР в РФ под названием «Видение и действие, направленные на продвижение совместного строительства "Экономического пояса Шёлкового 132

пути" и "Морского Шёлкового пути XXI века"»1). Концепция содержит план действий, преследующий три цели, - выравнивание экономического развития регионов КНР, в том числе за счет вовлечения менее развитых, чем прибрежные провинции, территорий в новые создаваемые транспортные коридоры; усиление интеграции стран Центральной Азии и Китая; диверсификация маршрутов транспортировки китайских товаров в Европу. «Один пояс - один путь» объединяет два подпроекта, каждый из которых уже стал отдельным внешнеполитическим «брэндом»: Экономический пояс Шёлкового пути (ЭПШП), подразумевающий развитие сухопутных транспортных коридоров через ЦА и Россию в Европу, и Морской Шёлковый путь XXI века (МШП), соединяющий маршрутами регионы КНР через страны ЮВА с портами, откуда морские перевозки свяжут Азию с Европой и Северной Африкой. После публикации концепции сообщалось о колоссальных инвестициях КНР в первые 300 проектов ЭПШП и МШП объемом 113 млрд долл. [1, с. 1]. Российское экспертное сообщество в целом положительно расценило китайскую концепцию как явление незападной повестки дня в мировой политике, а в части ЭПШП, без глубокого знакомства с текстом, - как инициативу, укладывающуюся в логику поворота России на Восток, не учитывая, что проект, родившийся в мозговых центрах второй экономики мира, имеет прежде всего собственную логику.

Тем не менее в этот период интенсификация отношений двух стран стала очень важной для России, особенно когда страна была близка к международной изоляции, а западные партнеры отказались принять участие в мае 2015 г. в торжествах, приуроченных к юбилею Победы СССР над фашистской Германией, одержанной в составе антигитлеровской коалиции. Присутствие лидера КНР Си Цзиньпиня на Красной площади поддержало в государствах ЕАЭС надежду, что они не попадут вместе с Россией в страны-изгои. Тогда же в мае 2015 г. в Москве китайский лидер и президент РФ выступили с Совместным заявлением о необходимости рассмотрения вопросов сопряжения Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шёлкового пути [10, с. 1].

Прошел год с момента Совместного заявления двух лидеров. Общественность двух стран переживает бум культурно-образовательных обменов и инициатив. Исследователи и эксперты приступили к обсуждению перспектив развития отношений России и КНР, в том числе с учетом возможности сопряжения их евразийских интеграционных проектов2. Начавшееся интен-

1. Режим доступа: http://ru.china-embassy.org/rus/ztbd/aa11/t1257296.htm — Дата посещения: 18.10.2016.

2. О том, что китайская концепция «Один пояс, один путь» не ограничивается транспортно-инфраструктурными проектами, а включает сопоставимые с евразий-

сивное общение и ознакомление с публикациями в России, Китае и других странах позволяют прояснить некоторые вопросы, принципиальные для понимания перспектив и подходов КНР к сопряжению ЕАЭС и ЭПШП.

Очевидно, Китай пока не планирует заключать с Россией особенных, эксклюзивных, союзных или интеграционных соглашений ни в военной, ни в экономической сферах [7, с. 1]. При этом стратегические уступки Китаю (предложение доли в крупнейших углеводородных месторождениях, передача концессий на добычу золота и цветных металлов, значительная уступка в ценах на газ по «восточному» маршруту) часть экспертов связывала именно с надеждами на военный альянс, усиливающий позиции России в случае критического обострения конфронтации с НАТО. Чиновники и представители медиасферы связывали такие уступки с ожидавшимися встречными экономическими преференциями, которые могут быть предоставлены России в инвестиционных соглашениях с китайскими банками или предприятиями, с учетом закрытия доступа к заимствованиям на западных финансовых рынках. Вопрос, однако, в том, насколько полно и правильно Россия понимает своих китайских партнеров?

Отношения «стратегического партнерства» - этот термин звучал много раз в речах политиков высшего ранга как России, так и КНР. Но в российском политическом лексиконе этот термин интерпретируется как синоним эксклюзивности отношений РФ и КНР. Тогда как во внешнеполитической лексике КНР это один из стандартных терминов, применяемый к отношениям с большинством стран-соседей.

На важность для КНР российско-китайских отношений именно в силу соседства наших территорий, а не по причине какой-то эксклюзивной взаимной необходимости или взаимной притягательности несколько раз за последние годы указывали высшие руководители КНР [11, с. 1]. При этом с конфуцианской вежливостью они подчеркивали, что отношения наших стран находятся на небывалой высоте. Такие эмоциональные характеристики позволяют не акцентировать неравновесность экономического партнерства наших стран: с 2011 г. Китай действительно был нашим важнейшим партнером и самым крупным импортером, тогда как Россия находилась в списке торговых партнеров КНР лишь на девятом месте.

Действительность далека от преувеличенных ожиданий российской элиты, что энергетическое партнерство с КНР превратится в универсальное решение экономических и политических проблем, возникших «на западном направлении». При объективном рассмотрении внешнеполитических усилий

скими замыслами России интеграционные составляющие — см. публикации автора, где приводится разбор текста официального правительственного документа КНР о плане действий в рамках ЭПШП [5; 6].

КНР за период, совпадающий с ухудшением отношений России и Запада и ее поисками союзника на Востоке, обнаруживается наличие у Китая и других приоритетных геополитических векторов на евразийском континенте - это сотрудничество с Германией и Казахстаном.

Отношения Китая с Германией китайские и немецкие руководители с 2012 г. обозначают термином «Инновационное партнерство» (о чем сообщается на официальном сайте Правительства ФРГ3). Эта концепция инновационного партнерства совместно развивалась обеими странами в течение 2013 г., и ее лейтмотивом стало стремление использовать к обоюдной выгоде немецкую национальную программу цифровой модернизации промышленности «Индустрия 4.0» и близкой ей по духу китайской программы «Сделано в Китае - 2025». Судя по оценкам китайских СМИ, отношения двух стран еще в 2013 г. достигли «небывало высокого уровня»4. Таким образом, «небывало высокий уровень отношений» - не специальная формулировка для России, а применяемая в принципе к успешно развивающимся отношениям КНР со значимыми партнерами. При этом в официальном репортаже «Синьхуа» Ли Кэцян подчеркнул, что партнерство КНР и ФРГ не сводятся к простым отношениям купли-продажи, а предполагает сотрудничество в сферах промышленности, науки и технологий [2, с. 1]. В той же публикации сообщается, что странами подписан «План действий на ближайшие 5-10 лет», который затрагивает 110 соглашений, а еще ранее были заключены договоры о сотрудничестве в сферах торговли, инвестиций и технологий на общую сумму 18,1 млрд долл. США. Разъясняется, что соглашения нужны ФРГ и КНР как двум развитым странам, столкнувшимся с препятствиями для роста национальных экономик, поскольку прогнозировалось снижение роста экономики ФРГ за 2014 г. до 1,3%, а КНР - до 7,3%; что в результате партнерства ФРГ сможет воспользоваться огромным рынком Китая для поддержания умеренного роста, а КНР - получит возможность накопления опыта и знаний для повышения уровня своей экономики.

Надо отметить, что инновационное партнерство - не просто слоган, а парадигма, определяющая китайско-немецкий подход в том числе к чувствительным для России областям, где экономика тесно связана с политикой: так, сотрудничество в энергетической сфере построено на высокотехнологичной основе и общих интересах импортеров углеводородов. КНР участвует в инициируемой ЕС совместной программе развития новых видов энергии и низкоуглеродных технологий. Китайский премьер, выступая перед лидерами

3. https://www.bundesregierung.de/Content/DE/Pressemitteilungen/BPA/2014/l 0/2014-10-10-aktionsrahmen-dt-chin-konsultationen.html — Дата посещения: 18.10.2016.

4. http://www.cntv.ru/2013/05/29/ARTI1369792418249629.shtml - Дата посещения: 18.10.2016.

ЕС, заявлял, что Китай и Европа - ведущие экономические международные субъекты и несут ответственность за обеспечение энергетической безопасности, защиту стабильности на мировом энергетическом рынке, что при осуществлении энергетической стратегии стороны должны стремиться к установлению безопасной, стабильной, экономичной, чистой и многообразной системы энергоснабжения [3, с. 1].

В освещении китайско-российских отношений отсутствуют аналогичные тезисы - об инновационном характере партнерства, о совместном стремлении к экономичной и чистой системе энергоснабжения. Тревожным сигналом для России следует считать и заявление китайского руководителя о совместном участии Китая и Европы в глобальном энергетическом управлении и усилении координации политики, оказать содействие созданию открытого, высокоэффективного энергетического рынка. Российская элита, продавая углеводородные ресурсы КНР и странам ЕС по долгосрочным контрактам, требующим от нее больших капиталовложений в создание трубопроводной инфраструктуры, полагает одновременное развитие проектов «для Азии» и «для Европы» достаточной страховкой от политических рисков. При этом не учитываются возможные последствия альянса ФРГ и КНР как ведущих индустриальных стран Европы и Азии, ключевой интерес которых в данном качестве - навязать свою схему ценообразования поставщикам традиционных энергоносителей, а в будущем осуществить переход к высокотехнологичной неуглеводородной энергетике.

Уверенная позиция китайской стороны по поводу неуместности переноса всех западных демократических принципов на свою почву, как выясняется, не мешает встречному стремлению Германии к партнерству, если оно обещает быть экономически выгодным и инновационным. Тем более уместно сравнить китайские характеристики сотрудничества с ФРГ и РФ.

Вот выдержки по поводу предшествующего посещению Германии Ли Кэцяня в РФ из официальной китайской прессы, согласовывающей свои комментарии с идейной линией Компартии КНР: «Россия занимает первое место в мире по территории, это мост, соединяющий Европу и Азию, поэтому российско-китайское сотрудничество является важной составной частью ЭПШП». При этом в статье ни разу не упоминается ТС или ЕАЭС - ключевые институты сопряжения интересов России с планами КНР. Случайно ли, что и в официальном документе КНР, посвященном «Одному поясу - одному пути», также не упоминаются ни ЕАЭС, ни Таможенный союз, хотя другие организации с участием России и Китая, например ШОС и БРИКС, там упомянуты? Другая китайская газета - «Ляован» тогда сформулировала примитивную суть китайско-российских отношений: «Важнейшая тема этого визита - сотрудничество в сфере энергетики, которое играет ключевую роль в отношениях России и Китая. Стоит заговорить об энергетике, как тут же на 136

ум приходят такие крупные совместные проекты двух стран, как строительство российско-китайского нефтепровода и газопровода» [12, с. 1].

Однако для России такие характеристики партнерства не самый желательный вариант, с учетом провозглашаемой политики импортозамещения, а значит - развития несырьевых секторов экономики.

Рассматривая в совокупности приоритеты КНР в отношениях с РФ и ФРГ и анализируя риски сделанных Россией Китаю предложений по совместному освоению крупнейших нефтегазовых месторождений и передаче контроля над ними, нельзя исключить, что часть энергетического сектора РФ может оказаться под контролем страны - импортера углеводородов, вдобавок имеющей экономическую взаимозависимость с другим евразийским импортером -ФРГ. КНР, подписывая соглашения о координации политики на энергетическом рынке с ЕС, может опосредованно, используя «необходимость считаться с нормами ЕС», через некоторое время поставить Россию в вопросах тарифов на энергетические ресурсы и их транспортировку в невыгодное положение, когда даже сырьевые отрасли в РФ станут убыточными. В то же время юридические условия договоров по поставке энергоресурсов в КНР могут оказаться такими, что отказаться от добычи и транспортировки сырья себе в убыток Россия не сможет.

Такие серьезные риски могли бы компенсироваться началом широкой инвестиционной программы Китая в Россию, и в первую очередь - в транс-портно-логистическую инфраструктуру, что, на первый взгляд, отвечает приоритетам Китая в развитии ЭПШП. Ключевым для безопасности России фактором является восстановление связей европейской и сибирской частей страны, масштабное развитие тихоокеанского побережья. Разделяя этот подход, в китайской публикации 2014 г. содержится рекомендация: «Россия должна использовать расцвет Азии себе во благо, ей следует реконструировать основные железнодорожные магистрали на Дальнем Востоке ... у нее не хватает средств, технологий и опыта, и Китай может здесь протянуть ей руку помощи» [11, с. 2]. Однако Китай сейчас инвестирует в другие, более приоритетные коридоры своего евразийского проекта «Один пояс - один путь». В страны ЮВА и ЦА, а не в российские регионы направлен поток инвестиций недавно учрежденных Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Фонда Шёлкового пути: в первую очередь, в проект ПанАзиатской железной дороги от Южного Китая (г. Куньмин) до Сингапура, интегральной частью которой может стать и альтернативный Малаккскому проливу канал через узкую полосу территории Таиланда. Морские перевозки намного дешевле железнодорожных, что объясняет большую заинтересованность КНР в усилении морского логистического потенциала, а данный проект еще и снижает возможности блокады грузов судами США и их союзников в случае обострения конфликта в Южно-Китайском море. Еще один фактор

сравнительно меньшей заинтересованности КНР в дорогах Сибири и Дальнего Востока - отличие российского железнодорожного комплекса от китайского и европейского шириной колеи, что затрудняет интеграцию новых и старых маршрутов и замедляет доставку грузов.

КНР не связывает транзит в Европу с необходимостью максимально задействовать российские железные дороги или модернизировать Транссиб. Китайские инвесторы взялись за возведение «с нуля» высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Казань, которую обязательно планируют дотянуть до Минска, но только теоретически - до Пекина. Есть информация, что по ней будут ходить и грузовые поезда, но основная ее функция всё же пассажирские перевозки. Таким образом, хотя она и является объектом исключительной значимости для самой России (первая ВСМ в нашей стране), но для ЭПШП имеет скорее туристическое значение.

Казахстан больше, чем Россия, вовлекается китайской стороной в различные проекты под эгидой ЭПШП, особенно - в нацеленные на региональную интеграцию стран ЦА с западными провинциями КНР, прежде всего с мусульманским Синцзян-Уйгурским Автономным районом (СУАР). Теоретически, согласно концепции «Один пояс - один путь», упомянутый в ней коридор Россия - Монголия - Китай позволит решить проблемы китайского Автономного района Внутренняя Монголия, наряду с СУАР являющегося одной из относительно отстающих северных и западных территориальных единиц КНР. Однако активность на этом, замыкающемся на России, северном направлении гораздо ниже, чем на западном, казахстанском, оптимальном для решения как внутренних задач КНР, так и для встраивания в проекты геополитического масштаба.

В ракурсе международной торговли именно Казахстан, а не Россия, становится для Китая и основным транзитным коридором в Европу, и приграничным хабом, откуда расходятся многие ветки его грузоперевозок и торговых маршрутов - в том числе и через Россию. Конкуренцию с Казахстаном Россия проигрывает и в связи с собственными внешнеполитическими амбициями. Речь не только о западных санкциях. Разрыв торговых связей с Украиной в режиме Зоны свободной торговли СНГ, а также запрет с июля 2016 г. транзита через РФ широкой номенклатуры украинских грузов в другие страны ЕАЭС только расширяют перечень аргументов в пользу выбора Китаем именно Казахстана в качестве генерального партнера среди стран СНГ, в том числе и для реализации на постсоветском пространстве проектов под эгидой ЭПШП.

Что касается ожидавшейся российской стороной диверсификации участия КНР в ее экономике после подписания энергетических соглашений, пока она происходит не столь быстро и масштабно. Неоднозначно выглядит и сотрудничество в финансовом секторе. На фоне заверений китайской 138

стороны об оказании поддержки Россия пригласила в свой финансовый сектор китайские кредитные учреждения. В конце 2014 г. в России начали работать несколько банков с капиталом свыше 100 млрд долл.: «дочки» Bank of China, Agricultural Bank of China, Industrial and Commercial Bank of China и China Construction Bank Corporation. Российские банки, поставленные санкциями в жесткие условия, начали также получать кредитные линии у других китайских партнеров. В мае 2015 г. в Экспортно-импортном банке Китая кредиты получили ВТБ (3 млрд юаней) и Внешэкономбанк (3,9 млрд юаней), в июне 2015 г. Сбербанк получил от китайских банков лимит на кредит до 10 млрд юаней. Но в целом динамика настораживает: глава ВТБ Андрей Костин сообщил, что дедолларизация происходит в интересах КНР, так как из-за нестабильности рубля китайская сторона в расчетах предпочитает юань, а его заместитель А. Соловьев обозначил еще одну негативную тенденцию: чтобы не обострять отношения с Западом, большинство китайских банков не проводят межбанковские операции с участием российских банков и значительно сократили участие во внешнеторговых сделках, в частности по торговому финансированию [4, с. 1]. Исключение китайская сторона готова делать для компаний сырьевого сектора - так, «Газпром» в июне 2015 г. согласовал кредит на 1,5 млрд долл. с синдикатом из трех китайских банков, все члены которого из списка банков, начавших свою работу в России. Вполне вероятно, что в результате такой политики Россия, как и Венесуэла, будет расплачиваться за кредиты сырьем - нефтью и газом (почти половина добываемой Венесуэлой нефти поставляется Китаю именно в счет выплат по кредитам)5.

Многие приоритеты сотрудничества Китая с Россией в области сопряжения ЭПШП и ЕАЭС в формате использования имеющихся российских преимуществ (местоположение, интегрированная со странами СНГ и развитая железнодорожная сеть) были реализованы еще до создания ЕАЭС и провозглашения ЭПШП. Так, с осени 2011 г. из КНР в Европу и обратно по маршрутам длиной свыше 11 тыс. км уже ходят поезда. Используемые транзитные схемы таковы: Казахстан - Россия - Беларусь - Польша, либо Казахстан - Россия - Украина - Польша, либо Монголия - Россия - Беларусь (Украина) - Польша. Конечными пунктами в Европе являются крупнейшие мировые порты Антверпен и Роттердам, а также индустриальные немецкие города - Дуйсбург, Лейпциг.

Китай при этом создает конкуренцию для российских железных дорог и портов, лоббируя в ЦА введение участков новых маршрутов с узкой, нероссийской колеей и связывая дороги со своими портами на Дальнем Востоке. В 2015 г. от порта Ляньюнган на берегу Восточно-Китайского моря железная

5. http://teknoblog. ru/2013/12/30/7557

дорога протянулась в Казахстан до г. Дружба, став частью маршрута, проходящего через ЦА в Европу, до Роттердама. Наличие протяженных железнодорожных маршрутов с выходами к портам теперь не гарантирует России сохранения доходных статей от транзита. Транзит и транспортировка должны сопровождаться опциями современного логистического сервиса, достижением высокой скорости перевозок. Это конкурентный рынок, за который надо бороться. Рывок Китая в железнодорожном строительстве и ВСМ-технологиях, а также опережающее мышление и ответственный подход к своевременному воплощению выгодных и необходимых проектов оставляет России все меньше пространства для самостоятельных маневров. Параллельно со строительством новых дорог на своей территории Китай анализировал, на каких участках путей в Европу целесообразно построить ВСМ, чтобы ускорить евразийские перевозки. Одним из таких участков станет линия Астана -Алматы, не только связывающая две столицы Казахстана, но и позволяющая сочетать казахские железнодорожные сети в маршруты с преимущественно нероссийской колеей, постепенно переориентируя все большую долю и собственно казахстанского, и транзитного грузопотока в обход России.

Одной из новых ВСМ - артерий ЭПШП Китай задействует уже не только азиатские, но и кавказские, и европейские государства бывшего СССР -Азербайджан, Грузию, Украину, Беларусь. Еще в 2010 г. КНР договорилась с Турцией о прокладке ВСМ Карс - Эдирне, сокращающей время проезда по территории этой страны с 36 до 12 час. и соединяющей Европу и Азию через тоннель Мармарай под Босфором (тогда он только строился). Турция получила китайский кредит на 30 млрд долл.; при этом обсуждалось, что пока ведутся работы на турецкой территории, Азербайджан и Грузия построят ВСМ Баку - Тбилиси - Карс, связывающую Турцию и Кавказ со странами ЦА, а далее с Китаем. Развивается и другая вариация этого коридора - Транскаспийский маршрут (ТМТМ), оканчивающийся в украинском порту Ильи-чевск (Одесская область), включающий морской транзит через Черное и Каспийское моря и проходящий через Азербайджан, Грузию и Казахстан. Более того, присоединение Украины к соглашению ТМТМ состоялось недавно, в январе 2016 г., а из Украины он может быть продлен в Беларусь. Эта ветка ЭПШП в том числе ставит под сомнение единую политику ЕАЭС, позволяя Казахстану и Беларуси вести торговлю и с Украиной, и с Европой, и с КНР «в обход России».

Конечно, не все пути ЭПШП ведут через Казахстан: один из транстурецких маршрутов будет начинаться в китайском прибрежном Гуандуне, далее пройдет в Бирму, Бангладеш, Индию, Пакистан, Иран к границам Азербайджана, до ВСМ-ветки Баку - Тбилиси - Карс.

Проект ЭПШП, таким образом, был запущен в сфере инфраструктуры и логистики еще до его концептуального оформления. Он вариативен 140

в комбинациях маршрутов и не привязывает Китай к взаимодействию с какой-то одной страной (хотя «опорные пункты» - Казахстан в ЕАЭС и Германия в ЕС - уже наметились), а его вариативность в свою очередь приносит выгоду множеству игроков. Вместо характерной для российского подхода не подкрепленной реальными действиями РИ-активности в виде форумов, где произносятся речи о перспективах потенциальных проектов для России и ее партнеров по ЕАЭС, Китай эти самые проекты осуществлял: внедрялись ВСМ-технологии, строились авто- и железные дороги, возводились недостающие мосты и тоннели, модернизировались порты и таможенные терминалы, заключались торговые соглашения о поставках продукции и взаимных преференциях. В качестве «полюса силы» многостороннего проекта ЭПШП, теперь уже не ограниченного транспортно-инфраструктур-ной плоскостью и логистическими объектами, выступает Китай, и локомотивом интеграционных процессов в Евразии становится не ЕАЭС, а китайская экономика. Китайское руководство понимает, что лучшим РИ-сопровождением ЭПШП является его реализация - реальные объекты довольно быстро возводятся на территории государств-участников и служат лучшим подтверждением серьезности замысла и ответственности его инициаторов. За скобки проекта при заявленной привлекательности его для многих участников выносятся китайские национальные интересы, но эта та переменная, на которую, как в математике, должны будут умножаться все слагаемые в скобках, и максимальный кумулятивный эффект в итоге получит Китай.

Пока российская элита размышляет о подходах, целесообразности и форматах сопряжения ЕАЭС и ЭПШП, оно уже происходит, только не всегда с учетом интересов России, а порой и без ее участия (ведь Россия - не единственная страна ЕАЭС).

Во-первых, сопряжение происходит в контексте интенсификации двусторонних отношений КНР с отдельными странами. Так, Казахстан с 2014 г. координирует сотрудничество с КНР по выполнению совместно запланированных показателей в рамках ЭПШП: в июне 2014 г. в Пекине руководителями железнодорожных корпораций двух стран обсуждалось выполнение плана перевозок за 2013 г., в том числе рост контейнерных перевозок в направлении КНР - Европа на 84%. Для достижения запланированного был профинансирован и возведен первый объект инфраструктуры в рамках ЭПШП - Китайско-казахстанский Транспортно-логистический комплекс (ТЛК) в порту Лянь-юньгань. Показательно, что это строительство началось 26 февраля 2014 г. и было окончено к июню того же года! Не менее показательно - с точки зрения перспектив России в формате сопряжения ЕАЭС и ЭПШП - что доля участия казахской компании в первом объекте ЭПШП составляет 49%, доля китайской компании - 51%, но ни одна российская компания в число акционеров не вошла. К середине 2016 г., по данным посольства КНР в Казахстане,

между двумя странами согласовано 52 транспортных, логистических, промышленных и инфраструктурных проекта с объемом инвестиций, превышающим 26 млрд долл.6 Есть особые соглашения о совместных двусторонних проектах КНР и с Беларусью, являющейся «западными воротами» ЕАЭС.

Во-вторых, переориентирование государств ЕАЭС на приоритеты ЭПШП происходит в формате многосторонних организаций, где Россия как одна из многих равных стран-участниц не может представлять интересы другой организации (ТС или ЕАЭС), например в рамках ШОС. Так, в мае 2015 г. на совещании министров транспорта стран ШОС российские участники напоминали о желательности использования потенциала Транссиба и БАМа, о целесообразности привлечения средств из Банка развития ШОС. Но китайское руководство сообщило, что первые 50 млрд долл. из фонда Нового шёлкового пути пойдут на улучшение железнодорожных путей в ЦА, которые, естественно, снижают востребованность Транссиба и БАМа, сокращая продолжительность транзита грузов по территории РФ в пользу Казахстана и других государств ЦА.

В-третьих, сопряжение происходит в формате китайско-азиатских механизмов сотрудничества, где Россия не представлена. Например, в 2012 г. в г. Урумчи (СУАР), во время ежегодной выставки «Китай - Евразия», КНР предложила соседям из ЦА создание Фонда экономического сотрудничества и Фонда сельскохозяйственного сотрудничества «Китай - Центральная Азия», а в 2016 г. на форуме ЭПШП в китайском г. Карамай КНР, Иран, Пакистан и Казахстан согласовали без участия России проекты стоимостью 40 млрд юаней7.

Китайский опыт внешнеполитического позиционирования национального проекта, в первую очередь решающего внутренние проблемы страны, как общего блага для народов региона и всего континента, безусловно, поучителен для России. Реалистичное осознание приоритетов экономических и энергетических отношений Китая с Россией, ФРГ и Казахстаном, а также с ЕС и ЕАЭС особенно необходимо в период перехода нашей страны к внешней политике с новым содержанием.

В условиях экономического кризиса России необходимо сосредоточиться на двух необходимых для ее сохранения в качестве региональной державы процессах. Во-первых, это евразийская интеграция дружественных стран бывшего СССР, включающая продуманный инструментарий «мягкой силы» во избежание повторения украинского сценария. Во-вторых, это переориен-

6. http://dknews.kz/posol-knr-v-kazahstane-chzhan-han-hue-j-kitaj-i-kazahstan-dostigli-pervy-h-rezul-tatov-v-sotrudnichestve-v-ramkah-odnogo-poyasa-odnogo-puti/

7. http://legal-way.ru/news1827.php (Дата посещения: 18.10.2016.); http://kz. chineseembassy.org/rus/zhgx/t1389199.htm (Дата посещения: 18.10.2016.)

тация политических и экономических связей в сторону АТР, требующая одновременно не только тактически, но и стратегически верных оценок и действий в ходе перестройки отношений с Европой и США и интенсификации сотрудничества с азиатскими государствами, в первую очередь с Китаем.

Феномен пересечения и переплетения транспортных, торговых, экономических и энергетических интересов России и КНР, необходимости кооперации в условиях конкуренции станет вызовом не только внутри России и в постсоветских государствах Центральной Азии, но и на глобальном энергетическом рынке, где стратегические партнеры Россия и Китай - по разные стороны баррикад. И на глобальном энергетическом рынке, и в сфере экономики инноваций ЕС и КНР могут оказаться связаны не менее значимыми интересами, чем российско-китайское энергетическое и торговое партнерство. Новые транспортные коридоры Евразии, в функционировании и диверсификации которых более всего заинтересован Китай, не гарантируют совпадения ожиданий России и Китая - примером тому является перенос части транзитной нагрузки при доставке грузов из КНР в ЕС на Казахстан, а также поддержка Китаем ВСМ-линии через Азербайджан и Грузию в обход Армении. Выход Туркмении и Узбекистана к рынкам ЕС на Западе, к морю на Юге и Востоке, благодаря китайским транспортным проектам, связывающим эти страны с Ираном, Пакистаном, Турцией и антироссийски настроенными постсоветскими странами Кавказа, позволяет им дистанцироваться от контактов с Россией, что ставит под сомнение перспективы их присоединения к ЕАЭС или ТС.

Как и ЕС, КНР не признает постсоветское пространство зоной приоритетного влияния России. В зависимости от динамики геополитических линий напряжения в Евразии, особенно на пространстве СНГ, интересы РФ и КНР будут то совпадать, то расходиться - эту конъюнктуру России надо учиться прогнозировать и использовать.

Тот факт, что интенсивность развития китайско-российских отношений хронологически совпадает с вынужденным «поворотом России на Восток», только подчеркивает: поворот на Восток сам по себе никаких дивидендов России не гарантирует. Именно об этом свидетельствуют интерпретации китайскими политиками и СМИ двусторонних отношений КНР с Россией, Казахстаном и Германией.

Литература

1. Александрова К. Китайский конгломерат CITIC вложит $113 млрд в проект «Один пояс, один путь» // РЖД - партнер. - 24 июня 2015. - Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru/news/investitsii/kitaiskii-konglomerat-citic-vlozhit--113-mlrd-v-proekt--odin-poias--odin-put/ (Дата посещения: 18.10.2016.)

2. Визит Ли Кэцяна в Германию вывел китайско-немецкие отношения на новый уровень. По материалам Синьхуа / Центральное телевидение Китая. - 12.10.2014. - Режим доступа: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2014-10/12/content_33739318.htm (Дата посещения: 18.10.2016.)

3. Заместитель премьера Госсовета КНР Ли Кэцян сообщил о намерении китайской стороны развивать китайско-европейское сотрудничество в области энергетики / Центральное телевидение Китая. - 05.05.2012. - Режим доступа: http://www.cntv.ru/2012/05/05/ARTI 1336186920548351.shtml (Дата посещения: 18.10.2016.)

4. Китайские банки оказались солидарными с санкционным режимом Запада против России / Кредит-отзыв. ру. - 15.07.2015. - Режим доступа: http://kredit-otziv.ru/kitajskie-banki-okazalis-solidarnymi-320/ (Дата посещения: 18.10.2016.)

5. Пинюгина Е.В. ЕАЭС и «Экономический пояс Шёлкового пути»: Сравнительный анализ евразийских интеграционных проектов // Политическая наука. - 2015. - № 4. - C. 99-115.

6. Пинюгина Е.В. Евразийские интеграционные проекты России и Китая: Контекст появления и концептуальное оформление // Перспективы. Электронный журнал. - 2016. - № 1 (5) (январь-март). - С. 15-31. - Режим доступа: http://perspektivy.info/upload/iblock/4be/1_2016.pdf (Дата посещения: 18.10.2016.)

7. Посол КНР: Военного союза Китай - Россия не будет, но сотрудничество в военной сфере продолжится. По материалам Интерфакс. - 05.07.2015. - http://topwar.ru/78285-posol-knr-voennogo-soyuza-kitay-rossiya-ne-budet-no-sotrudnichestvo-v-voennoy-sfere-prodolzhitsya.html (Дата посещения: 18.10.2016.)

8. Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян провел телефонный разговор с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым. По материалам Синьхуа / Центральное телевидение Китая. -05.07.2015. - Режим доступа: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2015-07/05/content_3598244 6.htm

9. Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия.ру. - 1 января 2012 г. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/502761# ixzz3f30C0cUN (Дата посещения: 18.10.2016.)

10. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шёлкового пути. - 8 мая 2015 г. - http://www.kremlin.ru/supplement/4971 (Дата посещения: 18.10.2016.)

11. Три важных аспекта поездки Ли Кэцяна в Россию («Жэньминь жибао», Китай) / Иносми.ру. - 17.10.2014. - Режим доступа: http://inosmi.ru/fareast/20141017/223738019.html (Дата посещения: 18.10.2016.)

12. Энергетическое сотрудничество между Россией и Китаем набирает обороты // Иносми.ру. - 2014. - Режим доступа: http://inosmi.ru/fareast/20141016/223714917.html (Дата посещения: 18.10.2016.)

13. Aktionsrahmen für die deutsch-chinesische Zusammenarbeit: «Innovation gemeinsam gestalten!» / Bundesregierunngspressemitteilung. - 10.10.2014. - Mode of access: https://www. bundesregierung.de/Content/DE/Pressemitteilungen/BPA/2014/10/2014-10-10-aktionsrahmen-dt-chin-konsultationen.html (Дата посещения: 18.10.2016.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.