DOI 10.5862JHSS.2444 УДК 122/129
Д.И. Кузнецов, Н.В. Симанова
евразийский образ мира и стратегии современного высшего образования
Статья посвящена актуальной проблеме развития евразийских интеграций в современном высшем образовании. Проанализированы общая тенденция развития высшей школы по евразийскому вектору и возможные перспективы развития отечественной науки в рамках партнерских отношений технических вузов евразийского пространства. Определена роль университетов в формировании нового образа специалиста, соответствующего требованиям современных глобальных и глокальных условий, а также их влияние на постепенные попытки организации нового образа мира, важным звеном которого является Евразийский регион. В качестве примера глокального евразийского университета рассмотрен санкт-Петербургский политехнический университет Петра великого.
ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО; ЕВРАЗИЙСКИЕ ИНТЕГРАЦИИ; ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ЕВРАЗИЙСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ; НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ГЛОКАЛЬНОСТЬ; САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО.
Современные евразийские идеи продвигают понимание необходимости объединения народов евразийского пространства для формирования новой уникальной и сильной ячейки мировой системы. При этом цель данных преобразований заключается не в возрождении Советского Союза, а в построении нового объединения, основанного на общей историчности стран Евразии, их культуре и защите своих национальных интересов в условиях глобализации. Евразийский мир подразумевает самостоятельное развитие всех стран-участниц, объединенных в Евразийский союз, но при их активном сотрудничестве и взаимоуважении, т. е. по принципу партнерских взаимодействий, а не слияния воедино. Основные сферы, где начинают постепенно реализовываться евразийские идеи, — это экономика и высшее образование, представляющее собой главный институт формирования мировосприятия среди молодежи.
Сегодня высшее образование, ключевым звеном которого являются университеты, — один из главных факторов устойчивого, эффективного и гармоничного развития территорий и общества. Высшие школы не только продвига-
ют научно-исследовательскую деятельность, но и сами создают ее в собственных лабораториях и научных центрах, способствуя развитию общества, экономики, производства и, как следствие, международных отношений.
С одной стороны, международные влияния являются стимулом развития новых знаний, технологий и практик в вузовской среде. Именно это лежит в основе гонки за первенство среди университетов, за статус «мирового вуза», что влечет за собой необходимую сегодня для их качественного развития активную академическую мобильность среди студентов и преподавателей, а также лидерство в научной и образовательной деятельности. С другой стороны, международные влияния унифицируют системы образования и исследования в вузах, задавая им единые, вне зависимости от специфики менталитета, традиций и практик, стандарты развития.
Оба случая важны с точки зрения развития отечественной науки и евразийского образования. При этом в первой ситуации можно говорить о формировании единого образовательного пространства Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и развитии многостороннего со-
трудничества России в рамках ЕАЭС, БРИКС, ШОС, СНГ и АТР. Именно это направление и представляет собой основной вектор современных евразийских научно-образовательных ин-теграций. Во втором случае, учитывая опасность полной унификации и стандартизации системы обучения и проведения исследовательских работ, стоит говорить о необходимости глока-лизации современного образования, которая является ключевым компромиссом развития отечественной науки в глобальном мире.
основной вектор развития отечественной университетской среды сегодня постепенно смещается на Восток, что представляет собой абсолютно логичный и перспективный шаг для всей евразийской высшей школы. В основе данного развития лежит понимание национальных интересов, а также традиционной и исторической общности России и Азиатского региона.
К настоящему времени в АТР уже обучается треть от общего мирового числа студентов, активно участвующих в программах международной академической мобильности. При этом более половины мировых мегауниверситетов, а именно тех, количество студентов в которых составляет не менее 100 тыс. человек, размещены в АТР. Образовательные процессы в регионе характеризуются созданием крупных открытых университетов, быстрым развитием дистанционного и трансграничного образования, широким применением информационно-коммуникационных технологий. В качестве примеров специалисты называют Малазийский мультимедийный суперкоридор, 15 цифровых университетов в Республике Корея, 67 онлайновых колледжей при университетах Китая и т. д. По версии QS (Quacquarelli Symonds World University Rankings) 2012—2013 гг. в «Топ 500» мировых университетов включены 235 университетов из 15 государств АТР [1]. Эти данные доказывают перспективность азиатского направления, а значит, и строгую необходимость иметь с ними партнерские отношения и развивать совместные образовательные и научно-исследовательские программы.
Сегодня существует множество объединений, направленных в том числе и на создание и развитие единого образовательного пространства Евразийского и Азиатско-Тихоокеанского регионов. К этим организациям относятся: международная некоммерческая организа-
ция «Азиатско-Тихоокеанская ассоциация международного образования» (Asia-Pacific Association for International Education — APAIE), главной целью которой является активизация и укрепление интернационализации высшего образования в АТР и во всем мире и решение проблем обучаемых в сфере международного образования; созданная в 2009 г. Международная ассоциация транспортных университетов стран АТР (МАТУ АТР) (International Association of Transport Universities of Asian Pacific Countries), в которую в настоящее время входят 12 транспортных вузов и организаций из России, КнР, Республики Корея, Японии, Монголии, Австралии и Казахстана [2]; образованная в 2013 г. и ставшая основой для формирования единого образовательного пространства Ассоциация азиатских университетов, в которую вошли Россия, Китай, Армения, Казахстан, Киргизия, Монголия, Таджикистан [1].
Россия, являясь евразийским государством, играет ключевую роль в развитии образовательных систем на границе Востока и Запада, именно поэтому эффективные евразийские интеграции в образовательной среде являются важным аспектом, способным решить вопросы качественного образования современной молодежи и формирования профессиональных специалистов — патриотов, готовых и желающих развивать отечественную науку и общество в целом.
При этом особенно важным остается вопрос сохранения своей национальной особенности в рамках глобального характера образовательных интеграций, в чем положительную роль играет именно евразийское направление, основывающееся на поддержании традиционных, культурных, исторических и ментальных особенностей каждой страны-участницы евразийского пространства. неотделимым свойством евразийских интеграций является их глокальный характер, подразумевающий сохранение своих локальных особенностей при выходе на глобальный уровень.
Так, престиж вузов сегодня определяется их местом в рейтингах как своей страны, так и мировых. Это означает, что учебные заведения осуществляют свою деятельность по определенным глобальным научным и образовательным стандартам, определяющим успешность вузов. Подобные системы ориентируют и готовят выпускников к трудоустройству на ведущие
международные предприятия и производства. При этом важным аспектом является наличие у каждого университета своей истории, культуры и традиций, что объединяет учащихся и сотрудников, а также влияет на формирование определенного вектора внутреннего и внешнего развития. И именно этот фактор представляет собой локальную составляющую.
Главная цель, которую пытаются достичь вузы, следуя стандартам и пытаясь занять наивысшее место в системе рейтингов, заключается в стремлении стать университетами мирового класса. Как отмечает в своей книге «Создание университетов мирового класса» Д. Салми, международный эксперт в области высшего образования, в основе этого становления лежат два важных фактора: внешний — роль правительства на национальном, региональном и местном уровнях и ресурсы, привлекаемые для повышения статуса университета, и внутренний — внедрение возможностей самих университетов, т. е. необходимые процессы изменений и шаги, которые требуется сделать по пути к созданию учебных заведений мирового класса [3, с. 8]. Очевидно, что данные факторы также представляют собой глобальные и локальные уровни воздействия на формирование внутренней университетской среды, соответствующей международным стандартам.
В данном случае прослеживается парадокс глобально-локальных отношений. Стремление вывести государственные университеты на мировой уровень приводит к следованию глобальным унифицированным стандартам, что, в свою очередь, ведет к упадку традиционной национальной системы образования из-за сильных различий в экономической, управленческой и научной базах вузов. Этому также способствует академическая мобильность студентов и преподавателей. Академическая замкнутость, когда в вузе обучаются и работают только представители определенной страны, приводит к застою в научно-исследовательской и образовательной деятельности вуза, а чрезмерная академическая мобильность, наоборот, создает слишком разрозненную и глобальную научную среду, которая теряет национальные специфические черты, но увеличивает показатели международной активности вуза, выводя его на лучшие позиции рейтингов. Таким образом, не только отсутствие, но и чрезмерное наличие международных
обменов студентами и преподавателями может иметь негативные последствия для системы образования.
Говоря о глокальных университетах, следует понимать их прямую связь с евразийскими интеграциями, поскольку они представляют собой отражение единых целей и задач на образовательном и научном международном рынке. Вопросы евразийского направления в образовании всё чаще звучат в ведущих университетах России и стран Евразийского региона как фактор создания единого образовательного и духовного пространства, тем самым совершаются плавные шаги к реализации одной из главных идей евразийской философии — организации нового мирового уклада с важной ролью Евразийского региона. Так, с 1992 г. значительный вклад в формирование, развитие и сохранение единого евразийского образовательного пространства и гуманитарного сотрудничества вносит Евразийская ассоциация университетов, которая осуществляет мероприятия, направленные на практическую реализацию идей евразийства в сфере образования и науки [4].
Сегодня уже активно работают Евразийский открытый институт (г. Москва) и Евразийский национальный университет (ЕНУ) им. Л.Н. Гумилева (г. Астана). Они базируются на тесной интеграции образования, науки и производства в первую очередь в Евразийском регионе и стремятся стать его ведущими научными и образовательными центрами, в том числе в области самых приоритетных современных направлений подготовки специалистов.
В октябре 2015 г. председатель Госдумы РФ С.Е. Нарышкин сообщил о разработке концепции сетевого университета ЕАЭС и новых учебных курсов по специальности «Евразийская интеграция». В их создании и организации под руководством ректора МГУ В.А. Садовничего будут принимать участие ведущие университеты стран ЕАЭС. При этом акцентируется внимание на том, что одним из ключевых направлений обучения молодых специалистов станут вопросы ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути [5].
Кроме того, организуются специальные молодежные евразийские школы для подготовки молодых специалистов в области развития евразийской интеграции и реализации проекта ЕАЭС, а также для популяризации евразийской
интеграции, формирования позитивного образа ЕАЭС в молодежной среде и средствах массовой информации [6].
Целью данных евразийских школ и университетов является взращивание таких кадров, которые видели бы необходимость и приоритетность развития России и стран евразийского пространства именно по евразийскому пути и способствовали этому, а также стали бы высококлассными профессионалами в области гуманитарных и технических знаний и развивали отечественную и евразийскую науки, обеспечив качественную конкуренцию ведущим мировым университетам и производствам.
В качестве примера глокального университета, развивающего евразийский интеграционный вектор образовательных и научно-исследовательских связей, можно привести Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ). Являясь одним из ведущих мировых университетов и развиваясь соответственно международным требованиям, СПбПу чтит и хранит свою историю, культуру и традиции, прививая их всем студентам и аспирантам. И, что особенно важно в рамках рассмотрения глокальной специфики, при выходе на международный уровень коммуникаций — конференции и выставки, академические мобильности, укрепление партнерских отношений — обязательным элементом представления университета становится демонстрация его символики и национальных особенностей культуры и традиций вуза и страны в целом.
СПбПу является одним из участников программы «5-100-2020», главная цель которой к 2020 г. обеспечить вхождение не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно QS World University Rankings. В соответствии с данной программой Политехнический университет модернизируется и развивается как глобальный конкурентоспособный научно-образовательный центр, интегрирующий муль-тидисциплинарные научные исследования и технологии мирового уровня, повышает общее качество академической мобильности, в том числе привлекая международных профессоров к чтению лекций и ведению практических занятий. университет делает значительный акцент на расширение возможности студентов обучаться за рубежом по программам двойных
дипломов, участвовать в международных стажировках, а также летних и зимних школах.
Благодаря этому в 2015 г. СПбПУ попал сразу в два ведущих мировых рейтинга (THE и QS), заняв в каждом из них одну из лидирующих позиций: по результатам рейтинга THE WUR 2015/2016 - 201-250-е место в общемировом рейтинге и 2-е место среди 21 российского университета; QS BRICS — 60-е место среди мировых и 9-е место среди российских вузов; QS WUR — 471-480-е и 7-е места соответственно [7]. Эти данные подтверждают качество научно-исследовательской и образовательной деятельности вуза на мировом рынке.
В настоящее время в СПбПУ обучается 4540 иностранных студентов из 115 стран, работают 148 иностранных преподавателей. Подписаны 342 партнерских соглашения с вузами со всего мира, среди которых стратегическими партнерами являются: Университет цинхуа, Чжецзянский университет, Технический университет Берлина, Политехнический университет Милана, Университет Штутгарта, Ганноверский университет им. Лейбница, Университет Сити лондон, Политехнический университет Валенсии, лаппеенрантский университет технологий, Технический университет Граца, Белорусско-Российский университет, Российско-Армянский (Славянский) университет. Кроме того, подписано 86 соглашений с зарубежными компаниями-партнерами, что дает возможность заниматься практическими разработками с ведущими мировыми специалистами на крупных мировых производствах, не только европейских, но и евразийских, что очень важно [8]. Научная часть университета поддерживает публикационную активность, направленную на рост публикационных показателей. Данная глобальная сторона деятельности вуза дает шанс СПбПУ претендовать на вхождение в число университетов мирового класса за счет развития в рамках приоритетных направлений международных унифицированных стандартов контроля образовательной и научно-исследовательской деятельности.
Однако при этом особенно важным является вопрос локальных, внутригосударственных и внутриуниверситетских потребностей, так как единые мировые стандарты не учитывают внутреннюю специфику каждого университета. СПбПУ — глокальный университет,
поскольку он ведет активную международную деятельность, развивая совместные проекты, сотрудничество и академические обмены, и при этом эффективно поддерживает свою историчность, создавая аллеи памяти выдающихся ученых — выпускников вуза, стимулирует отечественные разработки и достижения, а также поддерживает своих преподавателей, студентов и аспирантов в получении грантов, стипендий и субсидий, способствующих развитию именно отечественной науки и образования.
СПбПУ ведет активную научно-образовательную и культурно-просветительскую деятельность, в том числе, как отмечалось выше, и международную. Основные университеты-партнеры представляют такие страны, как Германия, США, Великобритания, Канада, Франция, Италия, Испания, Швеция, Финляндия и др. Студенты и аспиранты имеют возможность проходить стажировки и обучаться во многих европейских вузах, которые являются востребованными научными центрами, однако дают знания, основанные на европейских стандартах и нормах, зачастую расходящихся с отечественными видениями изучаемой проблемы. При этом Политехнический университет начал активно развивать научно-партнерские отношения с университетами стран Азии, среди которых Китай, Индонезия, Казахстан, Киргизия, Монголия, Вьетнам, Узбекистан [9].
Однако наиболее важными стратегическими партнерами СПбПУ в рамках развития евразийских идей, исследований и взаимодействий сегодня являются Российско-Армянский (Славянский) университет и Белорусско-Российский университет. Кроме того, близким партнерским вузом, также имеющим большое значение для формирования единого евразийского идейно-образовательного пространства, является Киргизско-Российский Славянский университет им. Б.Н. Ельцина.
Российско-Армянский (Славянский) университет (РАУ) был основан в 1997 г. Одним из приоритетных направлений деятельности РАУ является развитие международного сотрудничества, направленное на интеграцию вуза в мировое образовательное и научное пространство. Им подписаны договоры о сотрудничестве более чем с 60 ведущими вузами и организациями Российской Федерации и зарубежья. Универ-
ситет учредил Почетный орден РАУ, которым награждаются наиболее видные деятели науки, образования, искусства, культуры и литературы, политики, бизнеса, внесшие весомый вклад в становление, укрепление и развитие отношений между Арменией и Россией в различных областях деятельности, в укрепление дружбы между российским и армянским народами, а также в развитие РАУ как центра, очага российского образования и культуры в Армении и в регионе в целом [10].
Белорусско-Российский университет (БРУ) является уникальным международным образовательным центром в Белоруссии, так как он представляет возможность обучения по белорусским и российским образовательным стандартам с получением диплома о высшем образовании государственного образца Белоруссии и России. Подготовка специалистов по образовательным программам РФ с выдачей российских дипломов государственного образца в университете осуществляется с 2003 г. В настоящее время международное сотрудничество БРУ осуществляется по трем основным направлениям: образовательное, инновационное и научно-техническое взаимодействие с вузами и научными учреждениями РФ, стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. На начало 2015 г. вузом заключено 95 договоров с учреждениями образования РФ в области образовательного и научного сотрудничества [11].
Киргизско-Российский Славянский университет им. Б.Н. Ельцина (КРСУ) участвует в активации образовательного, научного и культурного сотрудничества государств — участников СНГ, развитии процессов интеграции в области образования и науки, удовлетворения образовательных и культурных потребностей российских соотечественников в Киргизии. Большое внимание уделяется научно-инновационной деятельности в вузе, которая направлена на развитие интеллектуальной деятельности университета и коммерциализации ее результатов, а также на создание условий для правовой защиты результатов творческой деятельности как вуза, так и авторов, что способствует укреплению вузовской науки [12].
Для всех рассматриваемых университетов развитие и поддержание международных отношений является приоритетным направлением развития научно-образовательной деятельно-
сти. Вузы осуществляют совместную подготовку инженеров, поддерживают студенческие и аспирантские программы обучения по обмену, направленные на модернизацию и развитие системы инженерных знаний учащихся, а также академическую мобильность преподавателей для чтения лекций и обмена опытом. взаимодействие рассматриваемых университетов является важным аспектом в поддержании и развитии научно-образовательной и культурной сфер их деятельности, в укреплении общей системы научно-культурных ценностей учащихся. Наличие контактов и общих программ между данными вузами способно стать хорошей базой для формирования единого круга ценностей и интересов в образовательной, научно-исследовательской и культурной деятельности вузов, что приведет к объединению России, Армении, Белоруссии и Киргизии в образовательное евразийское пространство. Это будет способствовать развитию научно-исследовательской деятельности, не ориентированной на западные стандарты, а формирующей свои собственные и уникальные требования, ценности и способы мотивации в сфере образования.
Подобные партнерские отношения могут способствовать развитию у молодежи патриотических чувств по отношению к научной деятельности своих стран за счет демонстрации отечественных достижений в исследовательской и проектной деятельности, повышению уровня вовлеченности молодежи в практический процесс изучения. Это будет способствовать также росту уровня заинтересованности молодых инженеров и ученых в развитии отечественных разработок в своих родных вузах или университетах-партнерах, входящих в евразийское пространство. Качественное развитие евразийских коммуникаций в сфере образования сможет стать фактором, снижающим уровень миграции российских квалифицированных и талантливых выпускников в западноевропейские и американские исследовательские институты и соответственно способствующим развитию отечественной науки.
развитие и постепенное внедрение евразийских идей в современное общественное и политическое сознание ведет к формированию нового образа современного мира, а его важным звеном является Евразийский регион, основу которого
составляют страны евразийского пространства, совместно развивающиеся и взаимодействующие на основе партнерских отношений, базирующиеся на взаимоуважении, культурной, историчной и национальной самодостаточности.
При этом одним из ключевых факторов развития и осуществления данных идей является устройство системы высшего образования с учетом потребностей евразийского вектора развития. Это связано с тем, что качественное изменение существующих порядков и систем взаимодействия возможно только при активном участии молодежи, чье мировоззрение во многом формируется именно в университетской среде. Поэтому отечественные университеты постепенно начинают уделять особое внимание стратегическому взаимодействию с вузами АТР, а также развитию совместных с ними научно-исследовательских и образовательных площадок.
Именно университеты будут выступать ключевым институтом формирования некой евразийской идеологии в случае дальнейшего оформления и закрепления на государственном уровне евразийских идей. При этом данная идеология может быть выражена не в отрицании культур различных евразийских государств, во главе которых находится Россия как центральное звено евразийского пространства, а в гармоничном и взаимоуважительном развитии своей национальной самобытности каждым участником евразийских отношений.
Так, создание совместных научно-исследовательских и образовательных лабораторий и центров на базе университетов, таких как СПбПУ, РАУ, БРУ и КРСУ, организация взаимной академической мобильности студентов, аспирантов и преподавателей являются не только актуальным направлением сотрудничества данных вузов, но и одним из способов формирования молодых профессионалов, востребованных современным евразийским сообществом.
Таким образом, евразийские направления в современных интеграционных стратегиях образования — это одна из наиболее актуальных и перспективных областей развития и становления современных научных и профессиональных знаний, стремящихся к формированию развитой, поликультурной, но при этом традиционной и самобытной высшей школы, конкурентоспособной и активно продвигающей на международной арене отечественную науку.
список литературы
1. ГУрулева Т.Л. Единое образовательное пространство в АТР // Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 134-140.
2. Хузиятов Т.Д. Регионализация в АТР: условия и предпосылки формирования единого образовательного пространства // Философия образования. 2006. № 6.
3. Салми Д. Создание университетов мирового класса [пер. с англ.]. М.: Весь мир, 2009.
4. Исаева С.Н., Тихомирова Н.В. Евразийское пространство: развитие на основе экономической интеграции, информатизации и научно-образовательного сотрудничества // Евразийское пространство: приоритеты социально-экономического развития: матер. междунар. науч.-практ. конф. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011. С. 13-18.
5. Евразийский коммуникационный центр. URL: http://eurasiancenter.ru/news/20151006/1004262235. html (дата обращения: 03.03.2016).
6. Программа Первой евразийской молодежной школы. URL: http://iq.expert/evraziyskiy-klass/ evraziyskiy-shkoly/?ELEMENT_ID=79 (дата обращения: 15.03.2016).
7. СПбПУ в рейтингах THE и QS. Центр мониторинга науки и образования, Проектный офис Программы «5-100-2020». СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2016.
8. СПбПУ. Международная деятельность в цифрах. URL: http://www.spbstu.ra/international-cooperation/general-information/international-activity-in-figure/ (дата обращения: 12.01.2016).
9. СПбПУ. Зарубежные партнеры. URL: http:// www.spbstu.ru/international-cooperation/international-activities/map-partners/ (дата обращения: 12.01.2016).
10. Электронный ресурс. Офиц. сайт РАУ. URL: http://www.rau.am/rus/31/650 (дата обращения: 20.03.2016).
11. Электронный ресурс. Офиц. сайт БРУ. Международная деятельность. URL: http://www. bru.by/content/departments/internationaldepartment/ internationalactivities (дата обращения: 20.03.2016).
12. Электронный ресурс. Офиц. сайт КРСУ. URL: http://www. krsu.edu.kg/index.php?option=com_ content&view=article&id=846&Itemid=125&lang=ru (дата обращения: 12.01.2016).
КУЗНЕЦОВ Дмитрий Иванович — доктор философских наук, заведующий кафедрой Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Россия, 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29 e-mail: [email protected]
СИМАНОВА Наталья Владимировна — аспирант Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Россия, 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29 e-mail: [email protected]
D.I. Kuznetsov, N.V. Simanova
the Eurasian view of world and strategy of modern higher education
This paper is devoted to consideration of actual problem of Eurasian integrations in modern higher education. Analyzed the tendency of development of higher education in the Eurasian vector and the possible prospects of development of domestic science in the framework of partnerships of technical universities of
the Eurasian space. Attention is drawn to the role of universities in shaping a new image of a specialist that complies with the requirements of current global and glocal conditions. Also considered the impact of universities on gradual attempts to organize a new image of the world in which one of the key positions of the Eurasian region. Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University is considered as an example of glocal Eurasian university.
EURASIAN REGION; EURASIAN INTEGRATIONS; HIGHER EDUCATION; EURASIAN UNIVERSITIES; SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY; GLOCALISATION; PETER THE GREAT ST. PETERSBURG POLYTECHNIC UNIVERSITY.
references
1. Guruleva T.L. [The unified educational space in the Asia Pacific region]. Higher education in Russia, 2014, no. 12, pp. 134-140. (In Russ.)
2. Khuziyatov T.D. [Regionalization in Asia Pacific: conditions and preconditions of formation of uniform educational space]. Filosofiya obrazovaniya, 2006, no. 6. (In Russ.)
3. Salmi D. Sozdaniye universitetov mirovogo klassa [Creating world class universities]. Moscow, Ves' mir Publ., 2009. (In Russ.)
4. Isayeva S.N., Tikhomirova N.V. [The Eurasian space: development through economic integration, Informatization and scientific and educational cooperation]. Yevraziyskoye prostranstvo: prioritety sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Eurasian space: the priorities of socio-economic development: materials of international scientific-practical conference]. Moscow, EOI Publ., 2011. Pp. 13-18. (In Russ.)
5. Online resource. [The Eurasian communication center]. Available at: http://eurasiancenter.ru/ news/20151006/1004262235.html (accessed 03.03.2016).
6. [The program First Eurasian youth school]. Available at: http://iq.expert/evraziyskiy-klass/evraziy skiy-shkoly/?ELEMENT_ID=79 (accessed 15.03.2016).
7. [SPbPU in the rankings THE and QS. The monitoring center of science and education, Project office of the Program "5-100-2020"]. SPbPU Publ., 2016. (In Russ.)
8. [SPbPU. International activities in figures]. Available at: http://www.spbstu.ru/international-cooperation/general-information/international-activity-in-figure/ (accessed 12.01.2016).
9. [SPbPU. Foreign partners]. Available at: http:// www.spbstu.ru/international-cooperation/international-activities/map-partners/ (accessed 12.01.2016).
10. Online resource. [The official website of RAU]. Available at: http://www.rau.am/rus/31/650 (accessed 20.03.2016).
11. Online resource. [The official site of BRU. International activities]. Available at: http://www.bru.by/ content/departments/internationaldepartment/interna tionalactivities (accessed 20.03.2016).
12. Online resource. [The official website of KRSU]. Available at: http://www.krsu.edu.kg/index. php?option=com_content&view=article&id=846&Item id=125&lang=ru (accessed 12.01.2016).
KUZNETSOV Dmitriy I. - Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia e-mail: [email protected]
SIMANOVA Natalya V. — Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia e-mail: [email protected]
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016