Научная статья на тему 'ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ КУРСЕ «Развитие интеграционных процессов в Евразии»'

ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ КУРСЕ «Развитие интеграционных процессов в Евразии» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
21-й век
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ КУРСЕ «Развитие интеграционных процессов в Евразии»»

ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ КУРСЕ «Развитие интеграционных процессов в Евразии»

Сегодня, через четверть века после распада бывшего СССР, мы вынуждены констатировать, что единое гуманитарное, культурно-правовое пространство, которое исторически формировалось на одной шестой части суши, во многом перестало существовать. Это касается, в частности, систем образования в бывших республиках СССР. Очевидно также, что все эти годы характеризовались дезинтеграционными процессами, которые развели, отдалили страны постсоветского пространства. Правда, в рамках СНГ политические лидеры и органы государственного управления созданием довольно значительной правовой базы пытались преодолевать эту дезинтеграцию и создать условия для взаимовыгодного сотрудничества на новом уровне, однако факт, что многие правовые документы и даже политические договоренности не были задействованы, а процессы дезинтеграции оказались гораздо сильней. В этой обстановке молодежь постсоветского пространства, в том числе студенты, аспиранты и молодые ученые, начала испытывать значительные затруднения при осмыслении своего места и роли, в определении процессов, характеризующих нашу современность.

С 2015г. начал функционировать Евразийский экономический союз -экономический мегапроект, объединяющий пять стран постсоветского пространства с населением более 173 млн. человек. Основные провозглашенные свободы передвижения рабочей силы, капиталов, товаров и услуг стали реальностью. ЕАЭС начал функционировать в очень трудное время глобального экономического кризиса, конфронтации между Западом и Россией, приобретшей характер цивилизационного конфликта, падением цен на нефть и сырье и другими неблагоприятными вызовами геопилитического и геоэкономического характера. Несмотря на шквал критики со стороны про-

А.Сафарян

тивников евразийской интеграции и их западных покровителей, стало очевидно, что новый союз содержит огромные потенциальные преимущества для развития стран-участников и таит в себе значительные до сих пор неиспользованные преимущества для экономического роста и социального прогресса. Многие эксперты, политические деятели, общественные активисты согласны в том, что евразийская интеграция в своем дальнейшем развитии не будет иметь успеха, если не будет развиваться гуманитарное сотрудничество, если не будут предприняты эффективные меры по созданию единой правовой базы, единого информационного пространства, единого образовательного пространства, а также если не будут предприняты усилия по достижению культурного сближения наших обществ - в первую очередь на основе общих традиционных ценностей.

Приходится констатировать, что молодежь стран ЕАЭС сталкивается с трудностями при обмене положительным опытом, использовании возможностей получения в сфере образования стран постсоветского пространства объективной, не зависящей от политической конъюнктуры информации как о достижениях, так и имеющихся проблемах в сфере образования и культуры в странах-партнерах. Это приводит к еще большему расхождению содержания учебных программ, школ, вузов, послевузовского образования, а также культурных ориентиров и в ценностных предпочтениях и ментальности учащихся и, как следствие, дальнейшему разобщению.

Национальный фонд поддержки социальных программ РФ (НФСП) собрал авторитетную группу политологов, экономистов, международников и социологов с целью создания образовательно-просветительского курса «Развитие интеграционных процессов в Евразии». Характерно, что эта научно-экспертная инициативная группа представлена как московскими, так и ереванскими специалистами, последние годы успешно и плодотворно работающими в направлении осмысления интеграционных процессов в евразийском пространстве.

Основной целью этой программы является организация и реализация образовательно-просветительского курса по содействию в подготовке вы-

А.Сафарян

сококвалифицированных, компетентных специалистов в области евразийской интеграции. Инициативная авторская группа задалась целью содействовать развитию интеграционных процессов посредством формирования толерантного мировоззрения, правового мышления и правовой культуры в странах Евразийского экономического союза, в частности среди студентов. Была также поставлена цель обеспечить достаточный уровень общих знаний о ЕАЭС для реализации в различных видах деятельности (предпринимательской, научно-образовательной, культурно-просветительской и т.д.). Среди целей, поставленных авторской группой, не последнее место занимает стремление повысить уровень теоретических знаний в области истории евразийства как цивилизационного пространства, генезиса и современного состояния евразийской идеологии и евразийского геополитического проекта, осведомленность о современных интеграционных проектах на постсоветско-евразийском пространстве. Мы считаем, что было бы очень неплохо, если бы удалось формировать у армянской молодежи самоидентификацию с евразийским пространством и евразийской цивилизацией, повысить привлекательность в среде наших обществ евразийских интеграционных процессов.

Время делает насущно необходимым установление профессиональных связей между политологами, историками, востоковедами и специалистами в первую очередь в области международных отношений в Республике Армения и Российской Федерации, а также с другими странами ЕАЭС. Опыт показал, что в вузовских и академических кругах назрело понимание того, что нужно предпринимать действенные меры для повышения квалификации молодых политологов, специалистов в области международных отношений и международной экономики по тематике евразийской интеграции. Мы считаем насущно необходимым повышение в Армении профессионального интереса к российской тематике в образовательном и научном сообществе, включение армянских экспертов в единое русскоязычное информационное, политико-аналитическое пространство и их ориентирование на объективное и не предвзятое освещение событий как в самой России, так и

А.Сафарян

других постсоветских странах, возможно и других стран, преследующих схожие интеграционные цели. Необходимо признать, что надо повысить интерес среди населения Армении к событиям, происходящем в современной России и других странах евразийского пространства. Успешное выполнение такого образовательно-просветительского проекта станет содействием государственным структурам, общественным и другим организациям, участвующим в интеграционных процессах в странах ЕАЭС.

Основными задачами этой программы являются как создание исследовательских творческих коллективов по изучению проблем развития интеграционных процессов в странах ЕАЭС, организация и проведение курсов лекций по теме «Евразийская интеграция», создание информационных ресурсов совместно с заинтересованными организациями, участвующими в осуществлении комплексной программы.

Среди задач курса - поддержка в деле проведения круглых столов и тематических семинаров по евразийской интеграции, освещения процесса реализации этого проекта в заинтересованных масс-медиа стран ЕАЭС и другие шаги, направленные на информирование государственных структур и различных заинтересованных общественных слоев.

Образовательно-просветительский курс разработан для студентов старших курсов бакалавриата или магистратуры, аспирантов и молодых ученых по специальности политология, международные отношения, мировая политика, востоковедение, история, социология, журналистика и т.д., а также для молодых специалистов, работающих в государственных структурах, неправительственных организациях и др., задействованных в ЕАЭС.

Курс включает в себя лекционные и практические занятия, семинары, мастер-классы, квалификационные испытания.

Предлагаемая тематика занятий:

1) Евразийское пространство: история и современность. Страны и регионы евразийского пространства.

2) От идеологии евразийства до Евразийского экономического союза (критика и апологетика евразийских концепций).

А.Сафарян

3) Евразия как культурное и цивилизационное пространство, евразийская идентичность.

4) Историческое единство и взаимосвязанность евразийских стран.

5) История дезинтеграционных и интеграционных процессов на евразийском пространстве после распада СССР.

6) Процессы экономической, политической и социокультурной интеграции на евразийском пространстве.

7) Геополитические факторы евразийской интеграции: международная реакция на евразийскую интеграцию.

8) Евразийское экономическое сообщество (ЕАЭС): экономические, социальные, политические, военно-стратегические преимущества для стран-членов сообщества.

9) ЕАЭС: международное сотрудничество, место в региональной, глобальной мировой экономике.

10) Перспективы и проблемы евразийской интеграции в контексте новых геополитических реалий и др.

Теоретические и практические занятия будут проводиться как армянскими преподавателями, так и приглашенными российскими преподавателями и учеными из академических институтов и вузов. В учебный план включено также проведение мастер-классов ведущими российскими специалистами в сфере геополитики, макроэкономики, глобалистики, медиации, международных отношений, макрорегиональной, европейской и евразийской интеграции.

Лучшие слушатели могут быть направлены в Россию с целью ознакомления с деятельностью Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам, Комитета Государственной Думы ФС РФ по средствам массовой информации, другими профильными структурами и организациями.

А.Сафарян

В качестве выпускной квалификационной работы слушатели должны будут создать профессиональный информационный продукт в виде аналитических статей, публикаций, авторских материалов, с возможностью публикации в российских научных социально-гуманитарных журналах, а также организовать и провести молодежный круглый стол или конференцию (по согласованию), преследующую цель объективно проанализировать международную обстановку, новые геополитические реалии и значимость и перспективы российско-армянского сотрудничества в контексте евразийских интеграционных процессов.

Создатели курса рассчитывают, что в результате его введения в ведущих армянских вузах будут достигнуты значительные позитивные изменения в сфере теоретических знаний о евразийской интеграции, ее истории и перспектив в формировании (в частности, у нашей армянской молодежи) интереса к общему евразийскому пространству и осознании своего места в нем, в установлении профессиональных связей между экспертами и учеными Армении, России, других стран ЕАЭС.

Евразийская интеграция - выгодный для Армении геополитический и геоэкономический мегапроект, и наша страна, наше общество обязаны искать и находить еще не использованные, не задействованные ресурсы для ее развития на благо сегодняшнего и следующих поколений. Вот почему мы думаем, что создание образовательно-просветительского курса «Развитие интеграционных процессов в Евразии» и его реализация на практике является важным вкладом в успешное развитие евразийского интеграционного процесса.

Арам Сафарян

Политический аналитик, координатор Евразийского экспертного клуба, кандидат филологических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.