Научная статья на тему 'Роль гуманистической составляющей в формировании профессиональной культуры специалиста АПК'

Роль гуманистической составляющей в формировании профессиональной культуры специалиста АПК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Довбыш Светлана Алексеевна, Оствальд Галина Викторовна, Невинская Наталья Александровна

В естественных науках, традиционно ориентированных на исследование природы самой по себе, гуманитарные аспекты, как правило, исключались из структуры научного знания. Подобное представление негативно сказалось на содержании соответствующих учебных дисциплин и на процессе и качестве обучения в целом. Современное образование призвано заложить основы интеллектуальной, нравственной, физически развитой личности, обладающей широкими духовными потребностями, готовностью к реализации основных социальных функций, умением сочетать личные и общественные интересы. В этой связи особую актуальность приобретает проблема формирования гуманистической направленности личности студента аграрного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of humanitarian component in formation of professional culture of agricultural specialist

In natural sciences traditionally focused on research of the nature itself, humanitarian aspects, as a rule, were excluded from structure of scientific knowledge. Similar representation had negative effect on contents of corresponding courses and on the process and quality of education on the whole. Modern education is urged to lay foundations of intellectual, moral, physically advanced person possessing wide spiritual needs, readiness for realization of the basic social functions, skill to combine personal and public interests. In this regard, of special importance is the problem of formation of humanistic orientation of a personality of a student of an agricultural university.

Текст научной работы на тему «Роль гуманистической составляющей в формировании профессиональной культуры специалиста АПК»

ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 378 С.А. Довбыш,

Г.В. Оствальд, Н.А. Невинская

РОЛЬ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА АПК

Волна инновационных процессов в России разрушила единообразие обучения и воспитания в высшей школе. В начале 90-х годов, в один из самых кризисных периодов существования страны, наметилась новая тенденция в области образования: сближение и даже интеграция естественно-научного и гуманитарного образования, пересмотр ценностей гуманитарного и естественнонаучного планов.

Концепция модернизации российского образования в период с 2000 до 2010 г. развивает основные принципы образовательной политики в России. Один из разделов Концепции рассматривает новые социальные требования к системе образования, а именно: требования к личности, у которой должны быть сформированы новые жизненные установки и требования к системе, когда образование рассматривается как мощная движущая сила экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, как фактор благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Ориентированность образования не просто на трансляцию знаний, а формирование активных, самодеятельных личностей, способных производить, творить собственную жизнь и жизнь общую, требует своего педагогического поиска и творения.

Функция развития человека, всех его сфер составляет основную функцию образования. Обучение и воспитание человека — процесс сугубо индивидуальный, поскольку каждый человек неповторим. Но в разумно

устроенном обществе, заботящемся о своем процветании и о своем будущем, содействие образованию является обязанностью государства. Являясь условием выживания каждого, образование является условием выживания общества в целом.

Обратимся к целям современного образования. Главная их задача — коррекция недочетов общества. Происходящее сейчас в высшей школе (и образовании в целом) является воплощением отступления негативного в общественно-образовательной жизни и бурного роста его противоположности. Одна из особенностей представления целей образования в настоящее время состоит в разработке двух ступеней его содержания:

а) базового содержания, составляющего ядро и допускающего достижение основных целей всеми;

б) расширенного общего образования на почве дифференцированного обучения с целью повышения его уровня и развития способностей студентов.

Содержание образования в базовой части должно быть общедоступным и усвоено в меру сил всеми. Дифференцированная часть предназначена для проявления наклонностей каждого, поощрения выделяющихся своими задатками, данными, способностями, повышения общего интеллектуального потенциала страны.

Другая особенность состоит в приобщении учащихся к глобальным проблемам человечества как основе раскрытия возможностей активного участия в их решении, а

также приобретения системы решающих в жизни общества и индивида ценностей. Образование всегда футурологично по своей природе. В остром конфликте человека и природы это положение может стать одной из основ содержания образования: от того, как решится этот конфликт, целиком зависит судьба планеты. Затронутые проблемы показывают, насколько сложна и многогранна эта задача, требующая комплексного подхода и участия специалистов различного профиля. Экологическое содержание должно пронизывать все образование, связать его с повседневным опытом человека, выработать чувство ответственности за судьбу окружающей среды. Имеются в виду не столько технологические аспекты экологии, сколько составляющие культуры и нравственности. Следовательно, от того, насколько общекультурным будет человечество, насколько образование будет ориентировано на общечеловеческие ценности, зависит судьба планеты в целом (России в частности) [1].

Существенно, что формирование новых подходов к образованию идет встречным курсом: сверху — от переосмысления роли высшей школы, образования в жизни общества и человека, от понимания значения и функции отдельного предмета в системе образования. По сути речь идет о гуманитаризации образования. Под гуманитаризацией образования понимается введение индивида в культуру как системное целое, в котором выделяются составляющие его блоки:

• культура организации и реализации деятельности;

• культура мышления;

• филологическая культура (языковая, риторическая и др.);

• этическая культура;

• политическая культура;

• эстетико-художественная культура;

• психологическая культура;

• физическая культура.

Следовательно, в высшем образовании

на первый план выступает не схоластический объект изучения, а способы познания многообразия мира. В одних курсах на первый план выступает человеческая деятельность, в других — объект познания — природа и особенности ее освоения.

В условиях информатизации подготовка рабочей силы, в традиционном ее понимании, перестает быть доминирующей задачей образования. Основной упор переносится на общую гуманитарную подготовку и формирование последовательного естественнонаучного представления об окружающем мире.

Гуманитаризация как одна из ведущих тенденций развития естественнонаучного образования во всем мире проявляется в связи данного цикла учебных предметов с развитием общества и личности. В естественных науках, традиционно ориентированных на исследование природы самой по себе, как правило, гуманитарные аспекты, оценки исключались из структуры научного знания. Подобное представление сказалось на содержании соответствующих учебных предметов и практике обучения во всех звеньях образовательного процесса.

Производной, но имеющей самостоятельное значение целью является необходимость становления в каждом человеке рефлексирующей, саморазвивающейся, самовоспитывающейся и самореализующейся личности. Развитие творческой личности, инициативной и активной, — одна из главных задач современного образования. При этом данные черты должны быть одновременно направлены и обращены на удовлетворение личных потребностей. Одно без другого не обеспечивает ни одну из целей.

Образование призвано заложить основы интеллектуальной, нравственной, физически развитой личности, обладающей широкими духовными потребностями, готовой к реализации основных социальных функций, умеющей сочетать личные и общественные интересы. Оно должно способствовать самовоспитанию, самообразованию и саморазвитию учащихся, объективной оценке ими своих социальных притязаний и обоснованности выбора профессиональной подготовки.

В этой связи среди многочисленных проблем современного сельскохозяйственного образования особую актуальность приобретает проблема формирования гуманистической направленности личности студента аграрного вуза. Сельскохозяйственное образование — это система подготовки специалистов высшей, средней квалификации, а также научных и педагогических кадров для сельского хозяйства.

Высшая школа в ситуации экономического спада должна формировать кадры для будущего состояния экономики с ее структурными, технологическими, социальными и иными новациями, а также служить как бы социальным амортизатором для нарастающей безработицы молодежи и, конечно, выполнять функции сохранения культурнообразовательного и научного потенциала нации. В современных условиях развития сельского хозяйства его технологическая база является основой, и именно она определяет место в мировом сообществе и на мировых рынках. А в создании и поддержке технологической базы на должном уровне,

как это подтверждает мировой опыт, главную роль играют наука и образование. В подготовке кадров сельскохозяйственными вузами важное место начинает занимать формирование научных школ, обучение по перспективным направлениям развития отрасли, таким, как механизация переработки сельскохозяйственной продукции; машины и оборудование природоустройства и защиты окружающей среды; обустройство крестьянских хозяйств; природоохранное обустройство территорий, технология сельскохозяйственного производства; агроэкология, комплексное использование и охрана водных ресурсов; технология хранения и переработки растительной продукции; земельный кадастр; городской кадастр и др.

В данном перечне специальностей появились и экологические дисциплины. До некоторых пор экологией и природосберегающими технологиями в вузах страны практически не занимались. Но ведь естественная природа, по утверждению экологически мыслящих экономистов мира, — это фундаментальная система жизнеобеспечения человека и всей биосферы. К новому направлению в работе высшей сельскохозяйственной школы можно отнести и переход на подготовку специалистов широкого профиля, что дает возможность рационально распределять общенаучные, общепрофессиональные, социальные дисциплины и практическую подготовку студентов. Активизировались в вузах процессы гуманитаризации инженерного и естественного образования и технизация гуманитарного.

Основная задача, над которой работают сельскохозяйственные вузы, — это повышение качества и эффективности учебновоспитательной работы, выявление талантливых студентов и подготовка их к исследовательской работе уже в процессе обучения в высшей школе.

Сегодня в учебных планах высшей школы введено деление учебных дисциплин на обязательные и по выбору. Такой подход, как показывает международный опыт, позволяет быстрее реагировать на запросы рынка труда и способствует реализации принципа индии-видуального обучения, профессионально-личностного развития будущего специалиста АПК. Ключевой результат образования человека — уровень развития его культуры. Именно это определяет наличие или отсутствие способности к гармоническим отношениям с другими людьми, стимулов к развитию и самосовершенствованию. Процессы демократизации и гуманизации, протекающие в обществе, вызывают адекватные изменения целей образования: развитие личности студента становится основным приоритетом высшей школы.

Современная подготовка специалиста в вузе не ставит, к сожалению, своей прямой целью приобщить будущего специалиста сельского хозяйства к духовным общечеловеческим ценностям. В ее основе лежит выпуск специалиста: агронома, зооинженера, экономиста, но недостаточное внимание уделяется формированию личностных качеств студента, его представлений о действительных морально-нравственных и этических ценностях. В итоге аграрно-промышленный комплекс получает специалиста, который недостаточно понимает свое высокое предназначение и ответственность — важные категории в новых условиях развития общества.

За учебной деятельностью из поля зрения преподавателей нередко уходит аксиологический аспект образования. При этом теряется одна из важнейших функций образования — трансляция культуры.

Общечеловеческая культура способствует развитию личности только в том случае, если она активизирует личностные качества, мотивирует студента к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее профессионально значимая деятельность будущего специалиста АПК, тем эффективнее происходит овладение им общечеловеческой и профессиональной культурой.

Десятилетия игнорирования воспитания как части образовательного процесса, агрессия потребительских ценностей, прагматизм, стремительно распространяющийся в обществе, привели к тому, что у значительной части молодых людей России наблюдается отставание в развитии общей культуры от образованности, недостаточность и неразвитость культурных потребностей, упрощенность и заниженность нравственных требований и критериев в оценке своего поведения и поведения других членов общества. Узкий кругозор студентов, отсутствие гибкости мышления, непредсказуемое поведение, низкая культура речи, неумение четко, грамотно сформулировать свои мысли, работать с научной литературой, слабое развитие способности к самокритике, потребность в самообразовании и самовоспитании — все это в конечном итоге отражается на уровне профессиональной культуры будущего специалиста. Поскольку Россия юридически вступила в Болонский процесс, в ближайшие годы будет пересматриваться система отношений субъектов образовательного процесса. И тогда студент станет чрезвычайно ответственным лицом, имеющим право на выбор, право на ошибку, несущим ответственность за все плюсы и минусы своей индивидуальной деятельности [2].

Библиографический список

1. Шабунина В.А. Педагогические проблемы гуманизации процесса воспитания студентов сельскохозяйственного вуза / В.А. Шабунина. М.: АНО. Изд-во МсхА, 2001. 225 с.

2. Проблемы и перспективы интеграции российской и европейской систем образования: матер. Междунар. семинара.

г. Санкт-Петербург. 28 июня-2 июля 2004 г. / ГОУ ВПО СПбГУАП, СПб., 2004. 238 с.

+ + +

УДК 37.015.3:619 В.М. Жуков

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА МОДЕЛИ СОЗНАНИЯ ВЕТЕРИНАРНОГО ВРАЧА

Актуальность. Профессиональная деятельность ветеринарного врача включает в себя постоянные контакты с владельцами животных, руководством, коллегами. Недостаточность гуманитарной подготовки, ее неструктурированность способствуют возникновению проблем во взаимоотношениях. Невозможность сознательно отрефлекси-ровать, отрегулировать и скорректировать поведение животных приводит к внутренней напряженности, дисгармонии, психосоматическим заболеваниям, саморазрушению. Отклонения в поведении обусловлены своеобразным бодризмом — чрезмерным оптимизмом, пессимизмом и другими проявлениями неадекватных чувств.

Недостаточно четко в сознании выделены направления развития личностных, сущностных (социальных) и духовных структур на различных уровнях социальной реальности. Возможности создания мысленных коммуникаций не используются в полной мере при разработке позитивной стратегии, ведущей к терапевтическому сотрудничеству ветврача и владельца животного.

Методология работы. Исследования последних лет выявили новые тенденции в развитии психологии. Так, Н.И. Чуприкова (2004) считает предметом психологии построение внутренней, ненаблюдаемой картины мира в психике человека на основании внешнего (наблюдаемого) поведения. Предлагаемая нами вербализация такого поведения позволит выявлять существующие структуры сознания в форме понятийного аппарата.

Явления психики и деятельность мозга протекают синхронно. Каждый объект и каждая ситуация отражаются специфической конфигурацией активированных и заторможенных нейронов. При участии ней-

ронов-детекторов, определяющих свойства среды и пластических единиц, представляющих сложные их гештальты, происходит преобразование внешней среды во внутренний образ объекта и ситуации. Нейроны сознания в коре мозга участвуют в нервных процессах построения информационных моделей мира и различных внутренних состояний. Нейрохимические механизмы нейронов сознания определяются

экспрессией специфических генов генома. Внутринейронная система микротрубочек цитоскелета обеспечивает генерацию когерентных вибрирующих излучений (Соколов Е.Н., 2003, 2004; Renrose R., 1994).

Э. Кендел считает все психические процессы по своей сути биологическими, т.е. имеющими органическую основу. Коррекция поведения при психотерапии обусловлена стойкими изменениями в мозговой деятельности. Открытие влияния активности нейронов на направленную экспрессию генов во многом объясняет механизм действия факторов среды, в том числе социальной, на организм (Kandel E.R., 1998). При достаточном количестве накопленной генетической информации человек строит собственное мировоззрение и преломляет своим восприятием все внешние воздействия. При недостаточном количестве такой информации необходимо ее поступление извне в различных ситуациях.

Тщательно подобранные слова, состоящие из буквенных звуков, будут изменять деятельность определенных групп нейронов и поведение при саморегуляции, а если этого не происходит, нужны соответствующие внешние воздействия.

Открытие в мозге взрослых птиц, обезьян и у человека явления нейрогенеза существенно расширило возможности коррекции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.