Научная статья на тему 'Социально-гуманитарное знание как интеллектуальная основа профессионализма'

Социально-гуманитарное знание как интеллектуальная основа профессионализма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1408
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ангеловский Алексей Анатольевич

В данной статье анализируется значение и важность гуманитарной подготовки специалистов в области технических наук и естественнонаучного знания. Данная проблема рассматривается через призму профессионального развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-гуманитарное знание как интеллектуальная основа профессионализма»

21. Узнадзе, Д. Н. Общая психология [Текст] / Д. Н. Узнадзе. Пер. с грузинского Е. LLI. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004.-413 с.

22.Шарган, О. М. Оценочные отношения как мотив выбора друга в ранней юности [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук (19.00.07) /

О. М. Шарган. НИИ психологии УССР. - Киев, 1986. - 16 с.

23.Einirbayer М. and Mishe A. What is agency // American Journal of Sociology. 1998.-vol. 103.-№ 1.

УДК 378.1

Ангелоеский Алексей Анатольевич

Кандидат педагогических наук, заместитель директора лингвистического центра ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», ale-angelovskij@yandex. ги, Челябинск

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Angelovskiy Aleksey Anatolievich

The candidate of pedagogical science, deputy director of the Linguistic centre, South Ural State University, [email protected], Chelyabinsk

THE SOCIAL AND HUMANITARIAN KNOWLEDGE AS AN INTELLECTUAL FOUNDATION OF THE PROFESSIONALISM

Сегодня современный, профессионально развитый специалист должен уметь творчески мыслить, самостоятельно решать сложные проблемы в конкретном виде деятельности. Кроме того, ему необходимо постоянно адаптироваться к новым знаниям и технологиям, совершенствовать свою квалификацию. Систематическое повышение квалификации, профессиональное и личностное совершенствование становится обязательным условием успешной работы любого человека, занятого профессиональной деятельностью.

Важнейшим проявлением профессионализма как высшей ступени профессионального развития личности является способность к свободной творческой деятельности, к практическому переустройству мира. Эта способность в большой степени обусловлена формированием и развитием интеллектуальной профессиональной культуры личности как способности к профессиональному росту, получению нового знания, к решению сложных профессиональных задач в условиях динамично развивающегося социума.

В основе профессионального и социального развития личности лежит знание. В знании человек овладевает объектом своей творческой деятель-

ности, идеально преобразует его. Уже в 1971 г. Д. Белл утверждал: «Понятие «постиндустриальное общество» делает упор на центральную роль теоретического знания как оси, вокруг которой выстраивается новая технология, экономический рост и новая стратификация общества» [16, р. 20]. Массовые социологические исследования неизменно показывают воздействие уровня образования на психологические и социальные характеристики личности. Согласно прогнозам экспертов, в XXI в. интеллектуализация труда станет главным фактором глобальной конкуренции. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства, в развитых странах приходится 70-85% прироста ВВП [1, с. 108].

Внедрение новых технологий, информатизация и автоматизация производства вносят такие изменения в профессиональный труд, для осуществления которых необходимо развитие многосторонних и универсальных способностей. В рамках постиндустриального общества на смену «специ-ализму» приходит универсализм и профессионализм. Профессиональное развитие личности и профессионализм неразрывно связаны с образованием. Становление и формирование личности профессионала, главным образом, происходит в образовательном учреждении высшего профессионального образования, особая роль которого состоит в том, что он призван превратить общечеловеческие ценности в систему духовных профессиональных качеств личности.

В ходе первичной профессионализации, через систему общего и профессионального образования человек приобретает знания, развивает свой интеллект. Способность человека к труду зависит от уровня и качества общих и профессиональных знаний. Именно эти показатели определяют интеллектуальный и профессиональный потенциал личности: «Знание законов развития природы и общества, широкий кругозор в единстве с профессиональной подготовкой являются основой для формирования профессионального потенциала индивида» [2, с. 27].

Интеллектуальный кругозор, который формируется в человеке с первых шагов его жизни, особенно в процессе образования, создает основу для творческой, подлинно профессиональной деятельности. Однако не следует ставить в непосредственную зависимость уровень общеобразовательной подготовки личности и ее профессионализм. Образование закладывает основы профессионального мышления, формирует рациональный компонент профессионального сознания личности и тем самым создает интеллектуальную основу профессионализма. Но сумма определенных знаний, как и наличие необходимых профессиональных навыков и умений, сами по себе не гарантируют профессионального развития и профессионализма. Профессионализм формируется, в конечном счете, всем образом жизни человека, он зависит от личностных качеств самого человека.

Все более возрастающую роль в профессиональном развитии играет самообразование. Развитие и интенсификация производства, научно-техни-

ческий прогресс, изменение самого характера профессиональной деятельности требуют от профессионала постоянного пополнения знаний как в сфере материального производства, так и в духовной области. В последнее время в качестве важнейшей функции системы образования выделяют становление интеллектуальной культуры личности: в процессе образования человек должен не просто получить некоторую сумму знаний, а научиться самостоятельно и нестандартно мыслить, творить, брать на себя ответственность за принятые решения.

«Одной из важнейших функций образования является раскрытие и развитие природных потенциальных способностей (и возможностей) человека к непрерывному, опережающему базисное состояние, активному приращению знаний, развитию на этой основе самого себя как личности, к целенаправленному, инновационному, прогностически ориентированному на основе полученных знаний формированию среды (сред) своей жизнедеятельности с одновременным повышением степени индивидуальной готовности к динамической и творческой поведенческой адаптации в меняющихся условиях среды, в том числе, производственной» [7, с. 99].

Создание в современном российском обществе системы непрерывного образования человека в течение всей его жизни, соответствующая корректировка и модернизация общего и профессионального образования с сохранением его традиционных форм, гуманизация, гуманитаризация и «социализация» образования - это необходимые шаги на пути к формированию профессионально компетентной личности - работника XXI в., профессионала. Важнейшим направлением реформирования российской высшей школы становится расширение фундаментальной составляющей высшего профессионального образования не только в качестве основы для целостного восприятия мира, но и как непременного условия для последующего пожизненного образования [12, с. 8].

Нередко в литературе и в обыденном восприятии профессионализм понимается только как овладение какой-либо узкой специализацией, преуспевание в какой-нибудь одной отрасли трудовой и профессиональной деятельности. Все чаще воспроизводится мнение о том, что те знания и умения, которые не входят в перечень необходимых для овладения профессией (т. е. не составляют ядро будущей профессиональной деятельности личности), человеку не нужны. Так, к примеру, будущему физику не нужна литература, математику - история, литературоведу - химия и т. д. В этом коренится одно из глубочайших заблуждений сегодняшнего отношения к профессионализму, основанное на одностороннем и узком его понимании.

Многие исследователи проблем современного российского профессионального образования отмечают, что профессиональная высшая школа не обеспечивает достаточной широты и глубины профессионального образования в целом. «Все большее признание получает понимание, согласно которому, в первую очередь, необходимо осваивать формы, способы действия, а не теории, принципы и методы. Более того, имеет место тенденция

к выделению обучения, ориентированного не на формирование личности, а на подготовку функционера-профессионала с операциональным мышлением» [10, с. 57-58]. Очевидно, что понятие «функционер-профессионал» используется здесь в своем узком значении, именно как «специалист», частично развитый работник, обладающий профессиональными знаниями и навыками, позволяющими ему осуществлять конкретные технологические операции, но недостаточными для полноценной и творческой профессиональной деятельности.

В современной исследовательской литературе констатируется реальный перекос в сторону узкой специальной подготовки. Во многих вузах доминирует «предметное» (информационно-репродуктивное), а не методологическое (интегративное) образование, обеспечивающее целостный подход к обучению будущей профессиональной деятельности. Закрепилась тенденция на профилизацию общенаучных дисциплин, выведение теоретического материала на уровень инструментальной практики [10, с. 59]. С этим процессом столкнулись многие преподаватели гуманитарных дисциплин высшей школы в начале 90-х годов, когда «непрофильные» предметы буквально изгонялись из негуманитарных вузов - сокращалось число учебных часов, многие курсы переводились в разряд необязательных и т. д.

Эта проблема характерна не только для российского высшего образования. «Специализация» профессионального образования, направленность студента на получение узкоспециальных знаний в ущерб личностному и мировоззренческому развитию породила весьма актуальную и сегодня во многих индустриально развитых странах проблему «частичной» личности. В большинстве индустриально развитых стран мира акцент делается на специальном образовании в ущерб целостному видению мира. А. Н. Уайтхед отмечает, что это касается и Англии: «Сейчас наше образование сочетает детальное изучение ограниченного числа абстракций с поверхностным изучением большого числа абстракций. Мы страдаем книжностью в нашей школьной рутине» [11, с. 260-261]. В данной ситуации существенно актуализируется проблема соотношения специального и общекультурного образования, поскольку, как отмечает современный исследователь проблем образования Г. А. Комиссарова, специальное образование, направленное на изучение конкретных явлений, выступает основой технологического развития в широком смысле этого слова, тогда как общее образование формирует ядро мировоззренческой культуры личности [4, с. 12].

Систематический анализ истоков и оснований этой проблемы свидетельствует, что она укоренилась в европейской культуре в эпоху индустриального общества и была связана со становлением нового индустриального, массового человека, узкопрофессионального работника. Промышленное и технологическое развитие развитых стран, их достижения в области материального благополучия и освоения мира были тесно связаны с концентрацией внимания на изучении деталей, с накоплением знаний о конкретных процессах, с узкой профессиональной специализацией, понимаемой как

наличие специальных навыков. Получение специального образования, профессиональное овладение каким-либо конкретным видом труда становится общественно выгодным социально значимым. Специальное образование в этих условиях превращается в приоритетную ценность. «Тем самым, специализируясь, образование не только подчиняется потребностям производства, но и в определенной мере сам процесс влияет на специализацию образования, формирование общественных потребностей и ценностей» [4, с. 11].

Специализация образования сама по себе не является угрозой всестороннему развитию личности, напротив, специальное образование представляет собой необходимый и значимый компонент первичной профессионализации, важнейшим этапом превращения человека в профессионала. Проблема заключается в том, что подчас специальные знания оказываются наиболее социально значимыми и вытесняют из центра культурного пространства другие общечеловеческие ценности. Нравственные, эстетические ценности становятся второстепенными и подчиняются специальным знаниям, а социально-гуманитарное образование личности объявляется лишним.

Следствием чрезмерной специализации профессионального образования становится, по выражению Н. Чебышева и В. Кагана, феномен «разрывности» мышления: «Студенты не могут использовать научные знания как фундамент мотивации, глубокого понимания своей деятельности. Студентов не учат использовать потенциал фундаментальных дисциплин для целостного, системного решения познавательных и профессиональных задач» [13, с. 50]. Подобные процессы происходят практически во всех странах эпохи индустриальной цивилизации.

Выступая на конференции, посвященной гуманитарной подготовке студентов негуманитарных вузов, ректор Московского физико-технического института Н. В. Карлов отмечал: «Молодые люди, 17-18-летние, после трех лет напряженной работы в физике, математике, становятся практически профессионалами они понимают суть, природу вещей, они понимают, что такое математика, что такое математическая модель, они кожей и нутром своим чувствуют и глубоко в том убеждены, что любая предметная наука может быть сведена к совокупности здравого смысла и математики. Но живя в мире, окружающем их, они немедленно приобретают склонность опрокидывать свое высокое профессиональное знание природы вещей на социальное, на человеческое, на межличностное. Но социальное много сложнее естественно научного. Этого-то они и не знают, не понимают» [3, с. 14-15].

Подобная ситуация присуща индустриальной модели цивилизации в целом. Редукция социально-гуманитарного к естественнонаучному стала мировоззренческой установкой европейской культуры под влиянием естественных наук, особенно классической механики, затем физической науки. Существенным недостатком образовательных систем индустриальных стран является также недооценка нравственной составляющей воспитания, вторичность нравственного начала по отношению к таким ценностям, как

разум, право, экономика. Развитие промышленности, массовое производство, требовавшее подготовки конкретных специалистов, привели к деиндивидуализации и дегуманизации профессионального образования, вытеснению духовных компонентов на периферию личностного начала или их подчинению узко прагматическим целям. Между тем еще М. Шел ер отмечал, что «образование - это не «учебная подготовка к чему-то», к профессии, специальности, ко всякого рода производительности, и уже тем более образование существует не ради такой учебной подготовки» [14, с. 31].

Наступающая новая постиндустриальная, информационная цивилизация требует новой модели общего и профессионального образования, готовящего не массовых и стандартизированных людей, а творчески мыслящих, способных к новаторству и постоянному совершенствованию всесторонне развитых личностей. В последние годы растет понимание необходимости общекультурной и гуманитарной подготовки специалистов в области технических наук и естественнонаучного знания. Например, многие авторы отмечают, что с усложнением инженерного труда резко расширился круг факторов, определяющих уровень профессионализма в инженерной деятельности. Научное и техническое творчество, характерное для инженерной деятельности, невозможно без высокого уровня развития общего и профессионального интеллекта, креативности личности и развитого воображения. Кроме того, готовность к инженерной деятельности предполагает глубокое осознание общественной значимости инженерного труда, способность к обучаемости, умение осуществлять профессиональное общение и взаимодействие, высокий уровень развития общей культуры. В современном мире, в котором все большую роль играют не только вертикальные срезы профессионально-трудовой деятельности, но и широкие горизонтальные социально-культурные связи специалистов, профессионал не может состояться без овладения основными социально-культурными мировоззренческими ценностями, широким «опытом общества». В понятие профессионализма, таким образом, включается гармоничное сочетание трудовых навыков и умений с широким мировоззренческим горизонтом, способностью оценивать ситуацию и увязывать собственные профессиональные задачи с социальными потребностями времени. В этом плане профессионализм становится не только важной составной частью трудовой и профессиональной деятельности человека, но и одной из основных характеристик нравственного облика человеческой личности.

Важной предпосылкой становления и профессионального развития личности в современном обществе становится гуманизация образования. Гуманизация (или, по В. В. Краевскому, «очеловечивание») образования ориентирует всех участников образовательного процесса на уважение к личности, формирование у человека самостоятельности, установление гуманных и нравственных отношений между преподавателями и студентами. Гуманизация образования базируется на демократическом стиле отношений участников педагогического процесса, с непременным соблюдением при-

нципа уважения к личности (как студента, так и преподавателя) и учетом в содержании образования ее духовного и нравственного потенциала путем приобщения к человеческой культуре, взятой в аспекте социального опыта. «В наибольшей степени соответствует установкам гуманистического мышления концепция содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта, включающего помимо «готовых» знаний и опыта осуществления известных способов деятельности также и опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений» [6, с. 26].

Сегодня особо остро стоит задача выдвижения на первый план при подготовке будущих профессионалов гуманистических идей и ориентиров, основанных на системном, высоконравственном восприятии мира. Высшая школа должна не только давать узкоспециальную подготовку, но и формировать высококультурную, гуманную и нравственную личность, развивать гражданские качества, учить цивилизованным формам общения, умению жить в быстроменяющемся мире в духе терпимости и согласия. В формировании мировоззренческой, социально-культурной стороны профессионализма в любой сфере профессиональной деятельности большую роль играет социально-гуманитарное знание. «Стратегия воспитательной работы и преобразования общества нуждается в существенном дополнении, ориентированном на новое мировоззренческое знание, глубокое понимание процессов общественного развития. Речь идет о глубоком гуманитарном знании в целом, представленном философией, социологией, историей, искусством, литературой, религией» [15, с. 24].

В настоящее время в России осуществляется обновление гуманитарного образования, важной составляющей которого является переориентация его на культурное развитие каждой отдельной личности, на удовлетворение духовных запросов и потребностей людей. В соответствии с модернизацией образования высшее профессиональное образование в нашей стране нацелено на освоение мирового, в том числе и отечественного социальногуманитарного знания. Под социальным знанием понимают знание человечества как об обществе в целом, так и об отдельных его аспектах и компонентах. В систему социальных наук включают экономику, социологию, политологию, психологию, управленческие дисциплины, теории решений и т. д. [9, с. 334].

Социальные науки порождают особый взгляд на мир, особый способ видения окружающей среды. Так, мировосприятие человека, знакомого с предметным полем и методикой социологии регулируется категориальной структурой социологического мышления, что дает возможность создания цельного представления о существующих в обществе социальных связях и взаимодействиях. Формирование способности особым образом схватывать, воспринимать и анализировать социальные процессы является одной из основных целей изучения социологии. Изучение социологии студентами вузов, в том числе негуманитарных, имеет своей целью также формирование у студентов социального мышления,

понимания социологических проблем, источников их возникновения и возможных путей разрешения, что является необходимым компонентом системы знаний будущих специалистов-профессионалов.

В процессе мировоззренческого развития личности большую роль играет и политология, изучающая властный компонент общественной жизни. Своими средствами и методами она позволяет выяснить объективноисторические основы конкретной политики и власти, раскрыть и прояснить суть деятельности политической элиты, лидеров, партий, политического поведения отдельных групп и классов общества. Важнейший аспект современной политологии - выявление сущности политической деятельности. Гуманитарная функция политологии проявляется не только в распространении научных знаний, но и в содействии социализации личности, формированию ее гражданской позиций. Политическое образование является одним из способов формирования политической культуры личности, условием превращения личности в коллективный субъект политики. Поскольку во все времена, а особенно в наше время политика оказывает важное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов, политические знания и культура требуются любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности. Обладание политическими знаниями, владение методологией оценки политических событий и действий, политическая грамотность - качества, необходимые современному профессионалу.

В последнее десятилетие в России в связи с радикальной сменой вектора экономического развития, проникновением в жизнь новых экономических и социальных явлений существенно возросла роль экономической науки, управленческих дисциплин. Подлинный профессионализм работника в современном обществе, независимо от сферы его профессии, подразумевает глубокое знание и понимание экономических процессов, экономического содержания профессиональной деятельности, законов становления, развития и функционирования системы социальных отношений во взаимосвязи с системой экономических отношений.

Гуманитарная составляющая социально-гуманитарного знания представлена циклом мировоззренческих дисциплин, направленных на изучение истории и теории человека как особого духовного существа, на воспитание личности. Изучение в ходе вузовской профессиональной подготовки наряду со специальными дисциплинами истории, культурологии, религиоведения, разнообразных философских наук, истории и теории философии, этики, эстетики, антропологии, логики и т. д. — призваны способствовать интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию личности будущих профессионалов. «В потенциале, в наработках именно этих наук присутствует реальное многообразие основополагающих взглядов, идей, представлений о человеке, его развитии, легитимности и конституционности...» [15, с. 10-11].

Философские знания входят в состав методологического обеспечения не только научных исследований, но и многих видов профессиональной

деятельности, они необходимы для теоретических построений и прикладных исследований, поскольку являются неотъемлемой составляющей фундаментального образования.

Современный профессионал должен обладать качествами духовно богатого человека, который не только функционально становится членом определенной группы, но по своей сущности отвечает особым требованиям, поскольку всякий прогресс опирается не только на профессиональный уровень специалистов, но и на их общую культуру. В российской высшей школе в последние годы наращиваются демократические традиции, совершенствуются условия для развития личности на основе использования многообразия культуры, ее общечеловеческого и национального богатства, что представлено в гуманитарном цикле всех учебных дисциплин, превращающих ценности общемировой культуры из предмета изучения в содержательную основу образования и жизнедеятельности человека. Гуманитаризация образовательно-культурно-го процесса в системе высшего профессионального образования имеет своей целью ориентацию на подготовку специалиста как просвещенного человека, профессиональная подготовленность которого является лишь гранью его целостного бытия.

Здесь необходимо отметить, что только гармоничное сочетание в образовательном процессе специальных, естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин является залогом успешной профессионализации личности. Современный, сложный, динамичный мир есть результат взаимодействия человека и природы, поэтому понимание происходящих в мире процессов предполагает определенную общую культуру, включающую в себя не только социально-гуманитарную составляющую, но и естественнонаучный аспект. Как справедливо отметил Н. В. Карлов, «без знания основных законов природы гуманитарий, особенно профессиональный гуманитарий, особенно в области юриспруденции, экономики, становится так же опасен для общества, как опасен чистый, голый, циничный технократ» [3, с. 15].

Итак, подлинный профессионализм в начале XXI в. предполагает две необходимые интеллектуальные составляющие:

- Формирование интеллектуального кругозора, приобретение определенной системы знаний, включающей в себя как широкое общеобразовательное знание о законах природы и общества, так и специальные знания, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Решающую роль в этом процессе играет профессиональное образование, необходимым компонентом которого является общая гуманитарная подготовка, способствующая духовному и нравственному развитию личности.

- Формирование культуры мышления, способности творчески мыслить и самостоятельно решать сложные профессиональные и социальные проблемы. Главным элементом интеллектуального развития про-

фессионала в современном мире становится способность к постоянному развитию и самосовершенствованию, к творческому поиску и модернизации.

Новая информационная цивилизация требует новой модели образования, готовящей всесторонне развитых специалистов, творческих личностей, обладающих высокой общей и профессиональной культурой. Важнейшими сущностными чертами информационного общества в научной и образовательной сфере являются изменение статуса науки, приобретение ею новой интегративной функции, гуманитаризация науки, преодоление узкой дисциплинарности, сближение естественнонаучного и гуманитарного знания за счет повышения значимости эмоциональной сферы.

Интеллектуальный компонент в структуре профессионального сознания личности информационной цивилизации должен быть подвижным и динамичным. Новый стиль мышления включает в себя изменение характера познавательной деятельности: единство процессов и методов научного познания, гибкость и многогранность мышления, взаимосвязь интуитивного, эмоционально-чувственного, наглядно-образного и логического мышления [10, с. 270-271]. Только специалист с активным и творческим профессиональным мышлением способен к осуществлению профессиональной деятельности, соответствующей высокому уровню развития социальных отношений в современном обществе.

В последние годы в России все большее внимание привлекает концепция социального развития на основе приоритетного использования научных знаний. В то же время, непрерывный рост требований рынка труда к уровню подготовки специалистов заставляет постоянно совершенствовать систему профессионального обучения. Профессиональное образование развивается на базе широкодоступной сети знаний, внедряются новые информационные и коммуникационные технологии. Стратегия модернизации современного российского образования направлена на достижение качества образования для всех, расширение его доступности и массовости, создание системы непрерывного образования [5, с. 130-135]. На этом пути достигнуты несомненные успехи. Россия интегрируется в мировое образовательное пространство, образование остается сферой государственных интересов, в общественном сознании сохраняется отношение к высшему образованию как к общественному достоянию.

В процессе духовного и социального развития личности, формирования ее мировоззрения и активной социальной позиции велика роль соци-ально-гуманитарного знания. Среди первоочередных задач гуманитарной науки выдвигается проблема систематизации идей, конкретизации и координации теоретических усилий специалистов различных гуманитарных и естественно-научных областей знания, в поле зрения которых попадают существенные проблемы развития человечества в целом и лич-

ности каждого. «Наука через систему образования, культуры, искусства, литературы, трудовую и бытовую деятельность призвана формировать общественное человеческое сознание, мировоззрение, опирающееся на достижения мировой научной мысли и логику рассуждений, доказательных, убедительных и обоснованных научных знаний» [15, с. 24].

Результатом гуманитаризации процесса образования должно стать гармоничное сочетание в нем общеобразовательных знаний, специальных знаний и духовных компонентов (нравственных, эстетических и социальных ценностей). Социальные и гуманитарные науки воспитывают в человеке способность к широкому, но в то же время глубокому, «сущностному» видению профессиональных проблем. Только широко мыслящий человек, оценивающий собственную деятельность как с позиции профессиональной целесообразности, так и с точки зрения общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты, может стать настоящим профессионалом.

Библиографический список

1. Глазьев, С. Экономическая теория технического развития. [Текст]/ С. Глазьев.-М., 1990.

2. Капто, А. С. Профессиональная этика. Ч. 1. [Текст]/ А. С. Капто. - М., 1997.

3. Карлов, Н. В. Синтез гуманитарного и естественнонаучного // Гуманитарная подготовка студентов негуманитарных вузов и специалистов гуманитарного профиля. Материалы Всероссийской конференции 2-3 апреля 1992 г. [Текст]/ Н. В. Карлов.-М., 1992.

4. Комиссарова, Г. А. Образование как социокультурная ценность: философский анализ [Текст]: автореф. дис. ... докт. филос. н. / Г. А. Комиссарова. - М., 1999.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. -М., 2002; Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Текст]// Вестник МАН ВШ. - М., 2000. - № 3 (13).

6. Краевский, В. В. Философия образования в системе научного знания [Текст]/ В. В. Краевский. // Вестник РУДН. Сер.: Философия. - М., 2003. - № 2.

7. Новиков, П. Н. Опережающее профессиональное образование[Текст]: Научно-практическое пособие./ П. Н. Новиков, В. М. Зуев. - М., 2000.

8. Основы общей и прикладной акмеологии [Текст]. - М., 1995

9. Социально-психологический портрет инженера [Текст]/ Под ред. В. А. Ядова. - М., 1977.

10. Социология [Текст]/ Под ред. Г. Осипова и др. - М., 1996.

11. Тала лова, JI. Н. Интеграционные процессы в образовании: контекст противоречий. [Текст]/ Л. Н. Талалова. - М., 2003.

12.Уайтхед, А. Н. Избранные работы по философии. [Текст]/ А. Н. Уайтхед. -М., 1990.

13. Филиппов, В. М. Российское высшее образование: На пути перемен [Текст]/ В. М. Филиппов, В. Н. Чистохвалов. // Вестник РУДН. Сер.: Философия. - 2003. -№ 2.

14. Чебышев, Н. Терапия феномена «разрывности» мышления [Текст]/ Н. Чебышев, В. Каган // Высшее образование в России. - М., 1999. - № 1.

15. Шелер, М. Избранные произведения. [Текст]/ М. Шелер. - М., 1994.

16. Яновский, Р. Г. Социальная динамика гуманитарных перемен.[Текст]/ Р. Г. Яновский. - М., 2001.

17. Bell, D. The Post-Industrial Society: The Evolution of an Idea. The Coming of Post-Industrial Society, Social Forecasting. New York, 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.