Научная статья на тему 'Гуманизация высшего технического образования как фактор развития личности студента'

Гуманизация высшего технического образования как фактор развития личности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П С. Крючек, Е М. Сергеева

Одной из важнейших задач современного высшего технического образования является решение вопросов его гуманизации. Данный процесс обучения и воспитания ориентируется, прежде всего, на разностороннее развитие личности и эффективное овладение знаниями в ходе профессиональной подготовки будущих специалистов. Одной из задач высшего образования является не только подготовка специалиста, но и воспитание прежде всего творческой личности, гуманиста и патриота. В статье показано, что гуманизация высшего технического образования сегодня связана, с одной стороны, с взаимопроникновением естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, а с другой – с усилением роли гуманитарного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanization of higher technical education as a factor of students’ personality development

One of the most important tasks of modern technical education is addressing its humanization. Present process of training and education is focused, first of all, on all-round personality development and effective acquirement of knowledge during the process of future professionals’ training. One of the goals of higher education is not only experts’ training, but also the upbringing of a creative personality, a humanist, a patriot. It’s shown in the article that the humanization of higher technical education today is associated, on the one hand, with the interpenetration of the natural sciences and humanities, and on the other – the increasing role of liberal education.

Текст научной работы на тему «Гуманизация высшего технического образования как фактор развития личности студента»

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

УДК 378.6:37.017.4

П. С. Крючек, кандидат исторических наук, доцент (БГТУ);

Е. М. Сергеева, ассистент (БГТУ)

ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Одной из важнейших задач современного высшего технического образования является решение вопросов его гуманизации. Данный процесс обучения и воспитания ориентируется, прежде всего, на разностороннее развитие личности и эффективное овладение знаниями в ходе профессиональной подготовки будущих специалистов. Одной из задач высшего образования является не только подготовка специалиста, но и воспитание прежде всего творческой личности, гуманиста и патриота. В статье показано, что гуманизация высшего технического образования сегодня связана, с одной стороны, с взаимопроникновением естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, а с другой - с усилением роли гуманитарного образования.

One of the most important tasks of modern technical education is addressing its humanization. Present process of training and education is focused, first of all, on all-round personality development and effective acquirement of knowledge during the process of future professionals' training. One of the goals of higher education is not only experts' training, but also the upbringing of a creative personality, a humanist, a patriot. It's shown in the article that the humanization of higher technical education today is associated, on the one hand, with the interpenetration of the natural sciences and humanities, and on the other - the increasing role of liberal education.

Введение. Одной из важнейших задач современного высшего технического образования является решение вопросов его гуманизации. Данный процесс обучения и воспитания ориентируется, прежде всего, на разностороннее развитие личности и эффективное овладение знаниями в ходе профессиональной подготовки будущих специалистов. Одной из задач высшего образования является не только подготовка специалиста, но и воспитание творческой личности, гуманиста и патриота.

Основная часть. Истоки гуманизма зародились в эпоху античности. Дальнейшее свое развитие эти идеи получили в Европе в эпоху Возрождения (ХУ-ХУ1 вв.). В этот период впервые получили теоретическое обоснование идеи гуманизма, защиты чести и достоинства личности, ее всестороннего развития, гармонии личных и общественных интересов. Эти идеи отстаивали такие выдающиеся представители европейской культуры, как Леонардо да Винчи, Дж. Бруно, У. Шекспир, Н. Коперник, Т. Мор и другие. Характерному для средневековья принижению человека они противопоставили убеждение, что именно он является высшей ценностью, находится в центре мира (отсюда и название - от латинского слова «Ьишапш» -человеческий). Идеалом в этот период становится человек всесторонне развитый, в котором

гармонично сочетается духовное и физическое совершенство. При этом особо ценятся высокий интеллект, нравственность, готовность преодолеть все препятствия на своем жизненном пути [1, с. 64].

Неоценимый вклад в развитие и обогащение этих основополагающих гуманистических идей в разное время вносили французские просветители, социалисты-утописты, немецкие философы, русские революционные демократы и марксисты, виднейшие представители мировой общественной мысли.

В «Декларации прав человека и гражданина», провозглашенной Национальным собранием Франции в 1789 г., естественными, священными и неотчуждаемыми правами человека были объявлены свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетателям.

Эти права приобрели всемирно-историческое значение и вошли в мировую историю как символы гуманизма и всестороннего развития личности, как осознание человеком самого себя, своих личных и общественных задач. В основе гуманизма лежит наиболее полное удовлетворение жизненных интересов человека, его самоутверждение как личности. Гуманистический характер образования обусловлен насущными потребностями человека в получении об-

Идеологическая и воспитательная работа

41

щих и специальных знаний, обеспечивающих его социализацию и профессионализацию. Современный гуманизм продолжает традиции европейского Просвещения и представляет собой систему отношения человека к другим людям, к природе, животным, миру в целом. Как идейно-ценностный комплекс, он включает в себя все высшие ценности, выработанные человечеством на длительном пути своего развития и получившие название общечеловеческие. К ним относятся, прежде всего, такие ценности как человеколюбие, свобода и справедливость, равенство, трудолюбие, достоинство человеческой личности и другие.

Несмотря на то, что в конце ХХ в. идеи гуманизма переживали не лучшие времена, отказываться от этих ценностей нельзя. Воспитание именно этих качеств у студентов сегодня является важнейшей задачей всей системы образования. Особенно актуальна эта задача для учреждений образования технического профиля.

Гуманизация технического образования выражается, прежде всего, в обращении к студенту как субъекту образовательного процесса в университете и создании благоприятных условий для становления его индивидуальности. Теоретиками такого подхода к воспитанию считают основателей гуманистической педагогики Дж. Дьюи, А. Маслоу, К. Роджерса. Однако данный подход развивался и в российской педагогике еще во второй половине XIX в. В частности, гуманистические традиции в педагогике активно развивали К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой. Дальнейшее развитие эти традиции получили и в ХХ в. в работах Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухамлинско-го, А. С. Макаренко и других выдающихся педагогов [2]. Их взгляды оказали большое влияние на развитие современной педагогической науки.

Гуманизация высшего технического образования отражает современные тенденции, происходящие в обществе. Она является также фактором разностороннего гармоничного развития личности студента, представляет собой высшее выражение гуманистической направленности процесса обучения в университете.

Как правило, под гуманизацией понимается приобщение студентов к созданной обществом системе общечеловеческих ценностей, которые должны занимать центральное место в мировоззрении личности. Тем самым гуманизация выступает как теоретическая основа высшего образования.

Гуманизация высшего образования - проблема не региональная, а интернациональная, решаемая во многих цивилизованных странах и

разрабатываемая в международных организациях. В Уставе ЮНЕСКО образование рассматривается как цель поддержания справедливости, свободы и мира. Международная конференция по образованию в 1995 г. провозгласила своей главной целью формирование человека, ибо «человек - не экономический фактор, не простое орудие, средство достижения цели. В нем самом заложена самостоятельная цель развития» [3, с. 45].

Теперь, в начале новой эпохи цивилизации, ориентированной на человека, гуманизация систем образования становится важнейшим ресурсом социально-культурного и научно-технического прогресса всего человечества, главным средством гуманизации общества, вступившего в третье тысячелетие. Особо важная роль в этом процессе принадлежит гуманитарному образованию как составной части всей системы высшего образования. Оно является основой духовной культуры общества, ее фундаментом, вне которого она не может развиваться, ибо только гуманитарно образованные люди способны создавать такие ценности, как язык, литература, искусство, и распространять их посредством радио, телевидения, печати.

Гуманитарное образование взаимосвязано с идеологией и формами общественного сознания -политической, философской, правовой, научной, этической, эстетической, оказывающими определяющее влияние на систему, структуру и содержание гуманитарного образования.

Как отметил Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на встрече с белорусскими учеными в НАН Беларуси: «Надо открыто признать, что гуманитарные науки - это прежде всего науки идеологические. Ведь идеология является дорожной картой общественного развития. Государственную идеологию мы формировали по большей части эмпирическим путем. Настало время обобщить опыт существования суверенной Беларуси, выделить, систематизировать и использовать в идеологической работе все то, что поможет консолидации общества и укреплению единства нации».

Очевидно, что в технических вузах, решая проблему гуманизации, необходимо добиваться проникновения гуманитарного знания в естественнонаучные и технические дисциплины, обогащения гуманитарного знания естественнонаучной и фундаментальной компонентами.

Гуманизация облика современного студенчества требует новой постановки вопроса о профессиональной культуре, которую следует рассматривать не только в узком смысле - как комплекс профессиональных знаний и навыков, но и в широком - как совокупность всех социальных качеств студента, частью которых явля-

42

^БЫ 1683-0377. Труды БГТУ. 2014. № 8. Учебно-метолическая работа

ется профессиональная культура и вне которых она невозможна или крайне ограниченна.

Только в органичном соединении всех личностных качеств студента складываются и развиваются основы подлинного профессионализма как синтеза знаний, ценностных ориентаций, практического и социального опыта будущего инженера.

К основным положениям концепции гуманизации могут быть отнесены:

- комплексный подход к проблемам гуманизации образования, который предполагает поворот к целостному человеку и к целостному человеческому бытию;

- гуманные технологии обучения и воспитания обучающихся;

- обучение на границе гуманитарных и технических сфер (на границе живого и неживого, материального и духовного, биологии и техники, техники и экологии, технологии и живых организмов, технологии и общества);

- междисциплинарность в образовании;

- функционирование цикла социально-гуманитарных дисциплин в вузе как фундаментального, исходного образовательного и систе-мообучающего;

- преодоление стереотипов мышления, утверждение гуманитарной культуры.

В качестве критериев гуманизации высшего технического образования могут рассматриваться:

1) овладение общечеловеческими ценностями и способами деятельности, содержащимися в гуманитарном знании и культуре;

2) обязательное наличие углубленной языковой подготовки, при этом лингвистический модуль становится составной частью всего комплекса гуманитаризации;

3) гуманитарные дисциплины в общем объеме изучаемых дисциплин должны составлять не менее 15-20% для негуманитарных учебных заведений и процент их должен увеличиваться;

4) устранение междисциплинарных разрывов, как по вертикали, так и по горизонтали.

В настоящее время существуют иллюзорные межпредметные связи естественнонаучных, технических и гуманитарных дисциплин, с одной стороны, и дисциплин внутри гуманитарного цикла - с другой. Кроме того, узкая направленность образования привела к тому, что система знаний, умений и навыков учащихся всех ступеней (школа, ссузы, вузы) представляет собой конгломерат слабо связанных сведений о природе, обществе, человеке, которые так же слабо используются учащимися на практике, в деле самостоятельного добывания знаний, саморазвития.

Гуманизация образования предполагает, прежде всего, усиление внимания к расшире-

нию номенклатуры учебных дисциплин гуманитарного цикла. К сожалению, на практике происходит совершенно противоположное, а ведь именно гуманитарное знание включает в себя науки о человеке, науки об обществе, науки о взаимодействии человека и общества, прогностику общественных процессов и развития человеческой природы. Кроме того, гуманизация предполагает также и одновременное обогащение естественнонаучных и технических дисциплин материалом, раскрывающим борьбу научных идей, человеческие судьбы ученых-первооткрывателей, зависимость социально-экономического и научно-технического прогресса от личностных, нравственных качеств человека, его творческих способностей. В этом плане целесообразно было бы вернуться к изучению курса «История науки и техники», который преподавался в БГТУ в 90-х гг. прошлого столетия. В свою очередь целесообразно обогащение гуманитарных дисциплин основами технического и естественнонаучного знания.

Заключение. Таким образом, среди всех актуальных проблем современного высшего образования гуманизация занимает особое приоритетное место по своему значению и роли как основное стратегическое направление высшей школы. В нем заложена его цель - подготовка специалиста не только как профессионала, но и, прежде всего, как творческой личности. По нашему мнению перспектива обновления и актуализации гуманизации образования связана, с одной стороны, с взаимопроникновением естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, а с другой - с усилением роли гуманитарного образования учебных заведениях технического и технологического направления. Общество и государство не могут быть безучастными к тому, каким станет молодой специалист - узколобым технократом, не видящим дальше своего компьютера, или полноценным профессионалом, воплощающим в себе единство материальной и духовной культуры, творчески мыслящим и действующим, способным думать не только о себе, но и о других, о своей стране, как подлинный патриот и гуманист.

Литература

1. Средневековая Европа глазами современников и историков: книга для чтения / отв. ред. А. Л. Ястребицкая. М.: ИНТЕРПРАКС, 1995. 320 с.

2. Богуславский М. Б. Генезис гуманистической парадигмы образования в педагогике ХХ века // Педагогика. 2000. № 4. С. 63-70.

3. Добрускин М. Е. Гуманизация как стратегия высшего образования // Философия и общество. Выпуск № 3 (40). 2005. С. 41-48.

Поступила 20.04.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.