Научная статья на тему 'Роль гражданско-правовых институтов в формирования современной модели социального государства в России'

Роль гражданско-правовых институтов в формирования современной модели социального государства в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
121
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль гражданско-правовых институтов в формирования современной модели социального государства в России»

Необходимо, чтобы национальная стратегия действий в интересах детей учитывала итоговый документ специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН, состоявшейся в 2002 г. в Нью-Йорке, по положению детей «Мир, пригодный для жизни детей». В нем были определены задачи мирового сообщества по улучшению положения детей на последующие 10 лет (до 2012 года). В Декларации и Плане действий «Мир, пригодный для жизни детей» предусматривается всеобъемлющая защита и поддержка семьи, так как на семье лежит главная ответственность за защиту, воспитание и развитие детей. Все институты общества должны уважать благополучие детей и оказывать соответствующую помощь родителям, семьям, законным опекунам и другим людям, берущим на себя заботу о детях. Уделяется внимание принятию особых мер защиты к детям, оказавшимся без родительской поддержки, детям-сиротам, беспризорным, перемещенным внутри страны, детям-беженцам, детям, ставшим объектом торговли, сексуальной и экономической эксплуатации, детям, лишенным свободы.

На это же нацелены Берлинские обязательства, принятые на Берлинской конференции по положению детей в Европе и Центральной Азии (16-18 мая 2001 г.) Были подтверждены обязательства принять все меры с тем, чтобы обеспечить реализацию Конвенции о правах ребенка и ратифицировать в возможно более ранние сроки два Факультативных протокола к этой Конвенции; разработать всеобъемлющие национальные стратегии и обеспечить необходимые ресурсы для осуществления прав ребенка; укрепить и сделать более эффективными существующие механизмы мониторинга; усилить основополагающую роль Комитета ООН по правам ребенка в области мониторинга путем предоставления ему подробных, достоверных и своевременных докладов.

Российское Правительство ежегодно готовит доклады о положении детей в РФ. Стала регулярной подготовка докладов о положении семьи в РФ. Эти доклады позволяют Российскому правительству, а также ООН проследить тенденции в развитии семьи в РФ, своевременно обнаруживать возникающие трудности и проблемы в развитии этого важнейшего социального института.

Милецкий В.П.

д. полит.н., профессор Санкт-Петербургского государственного университета

роль гражданско-правовых институтов в формирования современной модели социального государства в россии

В Послании к Федеральному Собранию РФ Президент России Д. А. Медведев отмечал, что «модернизация требует и умной политики, обеспечивающей условия для всестороннего обновления общества»1. Сказанное в полной мере относится и к социальной политике, которая в соответствие с Конституцией России (Ст.7) призвана обеспечивать неуклонное продвижение страны к социальному государству, основные институты и другие структурные компоненты которого за семнадцать лет действия Основного Закона страны в полной мере так и не сформированы. Речь идет не столько об органах государственной и муниципальной власти, сколько о гражданско-правовых институтах. Последние в развитых странах современного мира играют весьма весомую роль в системе социального государства. Как системное образование социальное государство является макрополитическим институтом правовой организации и функционирования органов государственной, муниципальной власти и гражданского общества, обеспечивающим защиту социальных в собственном смысле слова прав человека и реализацию социальных интересов основных групп населения посредством разработки и осуществления социальной политики, базирующейся на принципах социальной справедливости, солидаризма, партнерства, выравнивания и осуществляющей регулирование всех компонентов социальной сферы общества в целях повышения благосостояния населения и улучшения уровня и качества жизни людей.

Весь мировой опыт убедительно показывает, что формирование социального государства происходит поступательно лишь на базе соответствующих системно-формационных, сферальных и структурных предпосылок. Все они выступают необходимым условием становления такого типа государства. А достаточным условием для этого является комплексный характер процесса формирования социального государства, предусматривающий параллельное создание и введение в действие всех основных элементов его системного содержания. Речь идет, прежде всего, о системно-формационном фундаменте социального государства, то есть о постиндустриальной системе, складывающейся на посткапиталистической стадии развития современного общества. Последняя выступает формационным каркасом государства благосостояния, его несущей системной конструкцией. Подсистемами постиндустриального общества являются многосекторное социальное рыночное хозяйство, основанное на информационно-технологическом способе производства, развитая социальная сфера, демократическая политическая система и цивилизованная правовая подсистема, которые выступают сферальными предпосылками социального государства. Наряду с ними формируются многообразные институциональные, процессуальные и другие компоненты, принадлежащие к структурным элементам государства благосостояния как системного образования. Речь идет о таких структурных компонентах системы социального государства, как социальные субъекты и институты государственной и муниципальной власти, включая гражданско-правовые организации, нормативно-правовые установления, доктринальные и политико-культурные компоненты, наконец, полный политико-управленческий цикл. Последний включает в себя такие составляющие, как основные фазы управленческого цикла (подготовительная, регулятивная, результирующая), «дерево целей», принципы, методы и технологии политико-управленческого воздействия на социальную сферу общества, а также всю совокупность

1 Медведев Д.А. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. - М., 2010. -

1 декабря.

политико-управленческих мер и практик такого воздействия на социальную сферу общества, связанных с неуклонным следованием требованиям принципов социальной политики на практике и обеспечением ее высокой эффективности и результативности. Сформированность такого системного содержания выступает достаточным условием для эффективного функционирования социального государства и осуществления им действенной социальной политики, которая снимает отчуждение людей от политической власти и обеспечивает через политические и гражданско-правовые институты их участие в разработке и реализации различных социальных проектов и программ развития общества.

Таким образом, социальное государство формируется главным образом благодаря специально создаваемой совокупности многообразных государственных, муниципальных и неправительственных институтов, принимающих непосредственно участие в разработке и осуществлении активной социальной политики, направленной на эффективное управление социальной сферой общества. Именно с помощью такой политики социальное государство проявляет свою ответственную роль в регулировании социальной сферы и обеспечивает условия для «достойной жизни и свободного развития каждого человека» (Ст. 7 Конституции России). В нашем случае особый интерес представляют не столько государственные и муниципальные, сколько гражданские политические и правовые институты, без которых не представляется возможным говорить о других структурных компонентах социального государства. При этом если роль, значение и функции государственных и муниципальных институтов социальной политики в современном российском обществе в немалой степени уже изучены и проанализированы, то проблематика гражданских политико-правовых институтов еще недостаточно разработана. Не претендуя на сколько-нибудь полное освещение данной темы, остановимся на классификации вышеназванных институтов и их роли в становлении российской модели социального государства в условиях современной системной модернизации общества.

Говоря о критериях причисления гражданских политико-правовых институтов к структурным компонентам социального государства, следует отметить, что к ним относится вся совокупность как политико-правовых, так и собственно правовых организаций, которые в соответствие со своими уставными и программными целями и задачами занимаются непосредственным обеспечением и защитой как гражданско-политических, так и собственно социальных прав человека. Среди них, в первую очередь, выделяются многопрофильные гражданские институты, которые борются за соблюдение всего комплекса гражданско-политических и социальных прав человека наряду со своими основными функциональными обязанностями. Речь идет о таких организациях, как, например, политические партии, ассоциации среднего и малого бизнеса, особенно практикующие корпоративную социальную ответственность, творческие союзы и другие общественно-политические организации. Так, политические партии являются политико-правовыми институтами, которые создаются группами единомышленников и существуют главным образом для цивилизованной борьбы за государственную и муниципальную власть. Это характеризует их профильное функциональное назначение в современном обществе как гражданско-политических институтов. Но наряду с этим они в качестве уже гражданско-правовых организаций все более активно занимаются также защитой социальных прав граждан: универсальных, гражданских, политических, социальных и прочих. Особенно активную роль в обеспечении перечисленных прав человека играют политические партии, представленные в парламентах всех уровней.

Наряду с перечисленными в современном обществе создано и действует большое число профильных гражданско-правовых институтов в собственном смысле слова, которые в соответствие со своими программами и уставами не занимаются ничем другим, кроме функциональной деятельности по обеспечению социальных прав и свобод человека. К таким собственно социальным правам и свободам на конституционном уровне в России отнесены право на свободное предпринимательство и другую экономическую деятельность (часть 1 статьи 34); социально-трудовые права человека (статья 37); право на жилище (статья 40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41); право на образование (статья 43); право на свободу творчества (часть 1 статьи 44); право на участие в культурной жизни, пользование социокультурными учреждениями и на доступ к культурным ценностям (часть 2 статьи 44). Особое месте среди названных прав имеют специально закрепленные в Трудовом кодексе социально-трудовые права, к которых относится не только право на свободный выбор рода деятельности и профессии, но и на труд в безопасных условиях, отвечающих требованиям гигиены; право на справедливое вознаграждение за труд без дискриминации и не ниже установленного минимального размера оплаты труда; право на защиту от безработицы; право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, цивилизованные способы их урегулирования и разрешения, включая право на забастовку; право на отдых в выходные (праздничные) дни и оплачиваемый ежегодный отпуск и др. Связанные с обеспечением всех вышеназванных прав профильные гражданско-правовые институты имеют узкий социальный профиль и ведут борьбу с властями, собственниками средств производства и работодателями за сугубо социальные права и свободы граждан и в особенности - трудящихся. Их роль и значение существенно возрастает в классово-антагонистическом обществе, в условиях которого эти организации особенно активно отстаивают социально-трудовые права эксплуатируемых масс наемных работников. Благодаря тесной координации деятельности профильных и непрофильных организаций в современном цивилизованном обществе они достигают весьма существенных результатов в обеспечение всего комплекса прав и свобод человека.

Всю совокупность гражданских политико-правовых институтов, включенных в систему социального государства, представляется возможным классифицировать также по уровню социальной реальности, в которой они создаются и функционируют. Здесь выделяются международные и национальные гражданско-правовые институты. Среди профильных международных институтов самой известной является Международная организация труда (МОТ). В совокупности национальных гражданско-правовых институтов самыми последовательными борцами за социальные права трудящихся являются профсоюзы и такие организации защиты прав граждан, как, например, «Общество защиты прав потребителей», «Союз потребителей России» и др.

Прежде чем перейти к освещению особенностей функциональной деятельности гражданско-правовых институтов в обеспечении социальных прав человека в современной России, следует заметить, что они только еще начинают включаться в процесс становления социального государства. Причем, это касается как международных, так и национальных организаций. И это не удивительно, ибо самой Конституции социального государства в России идет только восемнадцатый год. Но активные практические меры в плане формирования социального государства начали осуществляться властями с 2004 г. в связи с реализацией известных приоритетных национальных проектов в социальной сфере («Доступное жилье», «Здоровье» «Образование» и др.). Очень болезненный удар по социальной сфере был нанесен глобальным финансово-экономическим кризисом (2008-2009 гг.), ответом на который было не только усиление социальной политики правительства страны, но и повышение активности гражданско-правовых институтов в России.

Итак, сначала о международных гражданско-правовых институтах профильного типа, к которым не относятся ни ЮНЕСКО, ни Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), ни другие институты, созданные с участием правительств разных стран. Выше уже говорилось о том, что среди таких институтов особый статус имеет Международная организация труда (МОТ), которая объединяет многочисленные национальные профессиональные союзы. МОТ координирует и упорядочивает деятельность национальных профсоюзов, оказывает им посильную поддержку в защите социально-трудовых прав наемных работников в их борьбе за свои интересы с работодателями и владельцами предприятий. Степень влияния центральных органов МОТ на деятельность профсоюзных функционеров в отдельных странах невелика. В частности, Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) не очень активно исполняла рекомендации МОТ, вследствие чего, например, уже второй год правительство страны не пересматривает стоимостные параметры минимальной потребительской корзины, стоимость которой в последний раз устанавливалась еще в 2005 г. Хотя по закону стоимость этой корзины, которая на конец 2010 г. составляла менее половины официального прожиточного минимума, должны пересматриваться каждые пять лет.

Во-вторых, большую роль в обеспечении прав человека на охрану здоровья и медицинскую помощь играет Международный Комитет «Красного креста» (МККК), учрежденный еще в 1864 г. Российский Красный Крест действует с 1867 г.

В-третьих, в тесной координации с МККК работает Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

В-четвертых, весомую роль в обеспечении права человека на комфортную и здоровую природную среду обитания играет международная организация «ГРИНПИС», учрежденная в 1971 г.

Есть и другие международные организации, целенаправленно занимающиеся обеспечением социальных прав человека.

Наряду с профильными весьма значительный вклад в обеспечение социальных прав человека вносят многопрофильные международные гражданско-правовые институты. Социальные права они отстаивают в одной связке со всеми другими правами и свободами человека: универсальными, гражданскими, политическими, культурными и др. При этом большинство из них пришло в Россию еще при советской власти и активизировало эту деятельность в постсоветский период.

Во-первых, речь идет о Международной Хельсинской Федерации по правам человека, которая является международной неправительственной организацией, основанной национальным Хельсинским Комитетом и сотрудничающими с ними Организациями в странах - участниках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). МХФ (IHF) стремится добиться соответствия локальных законодательств нормам Хельсинского Заключительного акта и его последующим документам, а также международным юридическим обязательствам, принятым в Совете Европы (CE) и Организации Объединенных Наций (ООН). Свою миссию МХФ видит в содействии соблюдению прав человека и построению демократии в России. Для этого МХФ со дня своего основания занимается выявлением нарушений прав человека и добивается от правительства соблюдения взятых на себя международных обязательств в области прав человека. В России филиалом IHF является Московская Хельсинская группа (МХГ) - старейшая из ныне действующих в России правозащитных организаций, которая была создана в 1976 году в Москве. Инициатором и первым руководителем МХГ стал известный физик, член-корреспондент Академии наук Армянской ССР, профессор Ю.Ф.Орлов. Ныне МХГ возглавляет Людмила Алексеева, под руководством которой много делается для соблюдения не только гражданско-политических, но и собственно социальных прав человека в России.

Во-вторых, определенную роль в защите социальных прав человека играет Freedom House (FH) - неправительственная организация со штаб-квартирой в Вашингтоне (США), которая финансируется не столько международными фондами, сколько Государственным департаментом США. По этой причине FH выступает как откровенно проамериканская организация, которая лоббирует интересы США, служит идее распространения американских ценностей и американского первенства в мире. Высокие идеи защиты прав человека нередко используются FH в качестве прикрытия истинных целей и намерений этой организации. Кроме того, FH одинаково подходит к оценке прав и свобод в различных странах и регионах, используя, как правило, одни и те же методики и стандарты. В то время как в современном мире пока еще не существует единого представления о правах и свободах человека, и эти представления могут очень сильно отличаться у разных народов.

В-третьих, заметное участие в обеспечении социальных прав человека принимает COHRE (The Centre on Housing Rights and Evictions) - независимая негосударственная некоммерческая организация по правам человека. Она зарегистрирована в Нидерландах, а главное управление по координации международных проектов находится в Женеве. COHRE - ведущая международная организация, защищающая права на достойные условия жизни человека, а также принимающая меры против насильственного лишения имущества у жертв административного и иного произвола.

В-четвертых, достойно упоминания Международное общество по правам человека - ISHR (International Society for Human Rights), являющееся независимой негосударственной некоммерческой правозащитной организацией, которая в своей деятельности опирается на Всеобщую декларацию прав человека. Организация продвигает идеи толерантности во всех областях культуры и общества, ратует за улучшение социальных условий жизнедеятельности людей и соблюдение преимущественно социальных прав человека.

В-пятых, нельзя не отметить организацию «Human Rights Watch», являющуюся одной из ведущих мировых независимых организаций, защищающих основные права человека. Она фиксирует внимание мировой общественности на случаях нарушения прав человека в разных странах, предоставляет голос угнетённым группам населения и выступает против угнетателей, ответственных за нарушения этих прав и преступления. Последние 30 лет эта организация упорно работала в направлении создания законной и моральной почвы для справедливости и безопасности людей во всем мире.

Наконец, достойна также упоминания организация «Международная амнистия» - «Am^sty International» (AI), созданная в 1961 г. и выступающая не только за справедливое судебное рассмотрение дел обвиняемых в преступлениях или осужденных, но и за сокращение сроков пребывания и гуманное отношение к подозреваемым во время их содержания под стражей, а также за человеческие условия содержания осужденных в местах лишения свободы.

Кроме упомянутых выше следует сказать о таких международных организациях, как «Human Rights First», «Ella Baker Center for Human Rights», «International Commission of Jurists» и других, которые вносят свой посильный вклад обеспечение основных прав и свобод человека во всем мире, включая собственно социальные права.

Наряду с международными организациями весьма заметную роль в отстаивании социальных прав человека в современной России играют национальные гражданские политико-правовые институты. Среди них есть как многопрофильные, так и профильные гражданско-правовые институты. К многопрофильным, как отмечалось выше, относятся политические партии, представленные в парламентах всех уровней, ассоциации среднего и малого бизнеса, практикующие корпоративную социальную ответственность, творческие, научные, спортивные и другие организации, которые наряду со своими главными функциями также активно занимаются решением социальных вопросов.

Как известно, из семи официально зарегистрированных в России политических партий четыре являются «системными», т.е. представлены в Государственной думе. В программах и «Единой России», и ЛДПР, и КПРФ, и «Справедливой России» записано, что они являются приверженцами социального государства и борются не только за граж-данско-политические, но и социальные права россиян. Но если ЕР и ЛДПР за годы пребывания в парламенте не были замечены в деятельности по части обеспечения социальных прав трудящихся и неизменно поддерживали все антисоциальные законопроекты, то коммунисты и, в особенности - справедливороссы постоянно занимаются социальными проблемами. Более того, «Справедливая Россия» позиционирует себя как партия «Седьмой статьи Конституции Российской Федерации». Среди несистемных партий ни «Правое дело», ни «Патриоты России» не имеют в своем активе особых социальных заслуг. В отличие от них партия «Яблоко» весь период своего пребывания в российском парламенте в 1990-е и 2000-е годы активно инициировала социально значимые законопроекты, отстаивала социальные права наемных работников и добивалась от властей всех уровней исполнения предусмотренных законом социальных проектов, программ и обязательств.

Среди предпринимательских гражданских институтов следует отметить «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП), учрежденный в 1990 г. РСПП принял на своем 14 съезде «Социальную Хартию российского бизнеса». Последняя определяет формы и способы участия бизнеса в общественном развитии, а также принципы социальной ответственности предпринимателей и является попыткой обновления диалога между бизнесом, властью и обществом на основе принципа взаимного уважения социальных интересов, ценностей и позиций.

Известную роль в реализации социальных программ предпринимателями играет Торгово-промышленная Палата России, являющаяся негосударственным и некоммерческим объединением.

Весомую роль в обеспечении на практике корпоративной социальной ответственности малого и среднего бизнеса играет «Опора России», созданная в 2002 г. Особенно заметное участие «Опора» приминает в разработке и реализации программ самозанятости трудящихся, пострадавших от кризиса 2008-2009 гг.

Наконец, среди многопрофильных гражданско-правовых институтов особое место занимает учрежденная пять лет назад «Общественная Палата России», которая задумывалась как посредник между официальной властью и населением в обеспечении двусторонних связей между ними. Этот полуофициальный институт гражданского общества занимался не только экспертизой правительственных законопроектов, но и отстаиванием социальных интересов граждан. Так, например, группа членов Общественной Палаты (А. Кучерена, Н. Сванидзе и др.) сумела отстоять в январе 2010 г. от «бульдозерной атаки» печально знаменитый дачный поселок «Речник» под Москвой и защитить права его жителей.

Помимо перечисленных организаций определенную роль в обеспечении социальных прав граждан играют следующие многопрофильные гражданско-правовые институты:

• Межрегиональная Правозащитная Группа

• Общество «Мемориал»

• Комитет «Гражданское содействие»

• Общественное движение «Наше право»

• Общероссийское общественное движение «За права человека»

• Институт Прав Человека

• Российский комитет адвокатов в защиту прав человека

• Межрегиональная правозащитная Ассоциация «АГОРА»

• Центр развития демократии и прав человека (Москва)

• Московская школа прав человека

• Солдатские Матери

• Союз комитетов солдатских матерей России

• Российский Союз ветеранов Афганистана

• Общество защиты прав военнослужащих

• За демократическую альтернативную гражданскую службу

• Центр миротворческих и правозащитных действий

• Межрегиональный общественный фонд «Право Матери»

• Международный Женский Союз

• Равноправие сегодня

• Молодёжное правозащитное движение

• Молодёжный информационный центр «Окно в мир».

К профильным гражданско-правовым институтам, отстаивающим главным образом социальные права граждан, относятся уже упоминавшиеся выше российские профсоюзы. Все они действуют на основе закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»1. Появление такого закона явилось не только свидетельством продвижения страны к правовой государственности, но и заметным шагом на пути превращения профсоюзов в ответственный политический институт становящейся системы социального государства. В главе 2 закона «Основные права профсоюзов» специально освещены их полномочия по защите социально-трудовых прав и интересов работников, по содействию занятости, по ведению коллективных переговоров, заключению соглашений и коллективных договоров, контролю за их выполнением в процессе урегулирования коллективных трудовых конфликтов и споров. Наконец, записанное в статье 15. п.2. положение о том, что «профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления» рассеивают все сомнения об их статусе как гражданско-правовом институте общества и, фактически, являются конкретным толкованием статьи 30 Конституции страны о праве граждан на создание профессиональных союзов. Речь идет не только о «Федерации независимых профсоюзов России», которая в январе 2011 г. провела свой 7-й съезд, но и других профсоюзных организациях, существующих независимо от ФНПР. К таким организациям относятся и «Конфедерация труда России» (КТР), и «Союз профсоюзов России» (СПР), и шахтерские профсоюзы, и др.

Среди других гражданско-правовых институтов России отдельно стоят организации, защищающие право человека на достойную жизнь (жизнь в человеческих условиях). К ним относятся:

• Центр Экономических и социальных прав

• Общество защиты прав потребителей

• Союз потребителей России

• Свобода от рабства

• Международная коалиция по среде обитания

• Общественное движение «За социальную справедливость».

Подводя итог краткого рассмотрения роли гражданско-правовых институтов, можно заключить, что в условиях системной модернизации общества заметно активизировались гражданско-правовые организации, включенные в формирование современной модели социального государства в России. Речь идет не столько о международных, сколько о собственно российских гражданско-правовых институтах. По данным социологических исследований, самые большие ожидания общественное мнение связывает с активизацией деятельности таких из них, как профсоюзы и общества защиты социальных прав граждан. Вместе с тем напрашивается вывод о том, что сложившаяся модель социального государства при сохранении в России «вертикали исполнительной власти» имеет все ещё автократический характер, вследствие чего роль и влияние гражданско-правовых институтов на социализацию власти пока ещё невелико и вряд ли повысится.

Мищенко А. С.

к.э.н., в.н.с. Института педагогического образования, Санкт-Петербург mischenko-al@yandex.ru

учащиеся средней профессиональной школы как субъекты гражданского общества: динамика за 1994-2010 гг.

В данной статье мы представили важнейшие тенденции социокультурного и профессионального становления молодежи, обучающейся в профессиональных лицеях и колледжах Санкт-Петербурга. Их анализ основывается на социально-педагогическом мониторинге учащихся - выпускников профессиональных лицеев и колледжей. В ходе социально-педагогического мониторинга (1994-2010 гг.) нами было опрошено свыше 900 учащихся выпускных курсов лицеев и колледжей Санкт-Петербурга, отобранных по принципам квотной районированной выборки.

1 См.: Российская газета. - М., 1996. - 20 января.

2 См, например: Шереги Ф.Э. Правозащитные организации России // www.fom.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.