Научная статья на тему 'Перспективы совершенствования взаимоотношений правозащитных организаций и органов государственной власти в Российской Федерации'

Перспективы совершенствования взаимоотношений правозащитных организаций и органов государственной власти в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
511
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы совершенствования взаимоотношений правозащитных организаций и органов государственной власти в Российской Федерации»

Я. Д. Моргуненко, А. Д. Осовик

Перспективы совершенствования взаимоотношений правозащитных организаций и органов государственной власти в Российской Федерации

После распада Союза ССР Российская Федерация вступила в новую эпоху демократического развития. Многие, ещё вчера бывшие вне закона, правозащитные общества были легализованы. Как отмечает А. В. Гаврилова, появление данных организаций «обычно связывается с правозащитным движением <...>, имевшим место в СССР в 1960-1980-е гг. Целью движения являлась попытка добиться гласности и улучшения ситуации с политическими и гражданскими правами человека (свободы совести, печати и т. д.), путём требования от властей соблюдения законов» [1, с. 152].

Одной из первых правозащитных организаций в отечественной истории является Московская Хельсинская группа (далее - МХГ), основанная 12 мая 1976 г. Её появление стало отправной точкой в развитии отечественного правозащитного движения. Именно при МХГ 5 января 1977 г. была создана рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях. Из-за подобной деятельности МХГ и её члены подвергались гонениям со стороны Советского государства. С 1982 по 1989 г. группа и вовсе прекратила свою деятельность ввиду усилившегося давления на МХГ со стороны государственного аппарата. В современный период своей деятельности ввиду её финансирования из зарубежных фондов МХГ была признана иностранным агентом, однако, не желая именоваться так, отказалась от подобных грантов и финансирования.

Говоря о правозащитном движении в России, нельзя не упомянуть НКО «Мемориал». Данная организация была создана ещё в 1987 г. (официально 28 января 1989 г.). С этого времени организация занимается исследованием периода тоталитаризма в Союзе ССР, а также увековечиванием памяти жертв политических репрессий 30-50-х гг. В современных реалиях Российской Федерации она продолжила свою деятельность в данном направлении, следуя положениям, закреплённым в Законе РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» [6] и Концепции государственной политики по увековечиванию памяти жертв политических репрессий [7].

Важным сектором правозащитного движения являются общества по защите прав потребителей. Они предоставляют бесплатные консультации для граждан и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, в рамках Закона РФ «О защите прав потребителей», осуществляют досудебное сопровождение споров, представляют интересы граждан непосредственно в суде, а также

осуществляют иные услуги юридического характера в интересах обратившихся лиц [5].

Решающим вопросом качественной деятельности правозащитных организаций является их плодотворное взаимодействие с органами государственной власти. Безусловно, стоит отметить и внедрение в отечественных реалиях программ и грантов, целью коих является поддержание правозащитной деятельности и организации, при этом отрицая факт возможности давления государственного аппарата над ними. Если опираться на итоговые данные конкурсов по распределению президентских грантов за 2014-2015 гг., мы можем выделить следующие ключевые тематические направления поддержки правозащитных организаций: 1) развитие коллективных форм защиты трудовых прав мигрантов и российских работников, занятых в реальном секторе экономики РФ; 2) защита гражданских прав, заключенных; 3) оказание бесплатной правовой помощи инвалидам и родителям детей инвалидов; 4) мониторинг выборов [8, с. 79]. Всё это наглядно показывает стремление современного российского государства к диалогу, к налаживанию отношений равного партнёрства между государством и неправительственными организациями.

Зачастую взаимодействие российских правозащитных организаций с тем или иным органом государственной власти скатывается к уровню конфронтации, что бывает вызвано как нежеланием слышать доводы друг друга, так и попросту попыткой превращения данных отношений со стороны госорганов в императивное взаимодействие. Однако А. Н. Сажнов полагает «что конфронтация не является доминирующей стратегией взаимодействия власти и правозащитных организаций. Во-первых, российское руководство стабильно демонстрирует намерение поддерживать гражданское общество и развивает институциональное сотрудничество с <...> правозащитными группами. Во-вторых, правозащитники также идут на кооперацию с государством по вопросам, представляющим взаимный интерес» [8, с. 76]. Рассматривая процесс диалога общественных объединений с государством, стоит отметить, что основной причиной конфронтации на современном этапе является излишняя политизированность данных организаций, что зачастую подрывает уровень доверия к ним.

Важным аспектом попытки налаживания диалога со стороны государства можно назвать появление в Российской Федерации должности уполномоченного по правам человека, что было связанно с принятием в 1993 г. новой Конституции РФ. Именно Конституция РФ (п. «е» ч. 1 ст. 103) впервые в истории России ввела этот пост [3].

Фундирование в новой правовой парадигме понимания прав человека и гражданина как высшей ценности и т. д. стало отправной точкой в новой эпохе правозащитной деятельности государства, однако теперь уже совместно с негосударственными правозащитными организациями, с коими нередко приходится идти на компромиссы. Согласно докладу уполномоченного по правам человека в РФ за 2015 г., «Цель деятельности Уполномоченного в области правового просвещения состоит в повышении осведомленности граждан, в том числе и несовершеннолетних, о правах и свободах, гарантированных им законодательством Российской Федерации, а также механизмах защиты и восстановления нарушенных прав» [2].

Стоит отметить, что институт уполномоченного по правам человека существует не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации. Как отмечает А. А. Левин, важной особенностью современного регионального института уполномоченного по правам человека является право законодательной инициативы. Таким правом обладают уполномоченные по правам человека в ряде регионов [4, с. 142].

При всём при этом стоит отметить необходимость расширения связи уполномоченного по правам человека и неправительственных правозащитных организаций. По нашему мнению, данное сотрудничество должно со временем расширяться.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что процесс складывания отношений между неправительственными организациями и государством в РФ всё ещё не завершён ввиду излишней политизированности современных правозащитных организаций. При этом отмечается их влияние на становление и фундирование гражданского правосознания в России. Мы считаем, что вклад их в области построения правового государства, а значит окончательного признания в России самоценности человека, превалирование его прав над государственными интересами (чего не отмечалось в Союзе ССР), поистине огромен. Наличествует и прогресс в налаживании конструктивного дискурса между правозащитными организациями и органами государственной власти, как например, между уполномоченным по правам человека и различными институтами гражданского общества. По нашему мнению, деполитизация правозащитных организаций повысит их способность к конструктивному диалогу с государством, а следовательно, увеличит их эффективность в области культивирования правовой грамотности граждан и защиты их прав.

Список литературы

1. Гаврилова А. В. Трансформация диссидентско-правозащитного движения в неправительственные правозащитные организации // Вестн. КемГУ. -2008. - № 4. - С. 152-154.

2. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год // Рос. газета. - № 61. - 24.03.2016.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.

4. Левин А. А. Взаимодействие неправительственных правозащитных организаций с политическими институтами в Российской Федерации // Вестн. Кем-ГУ. - 2014. - № 2 (58). - С. 140-144.

5. О защите прав потребителей: закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. - 15.01.1996. - № 3. - Ст. 140.

6. О реабилитации жертв политических репрессий: закон РФ от 18.10.1991 № 1761 -1 (ред. от 09.03.2016) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 31.10.1991. - № 44. - Ст. 1428.

7. Об утверждении Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий: распоряжение Правительства РФ от 15.08.2015 № 1561 -р // СЗ РФ. - 24.08.2015. - № 34. - Ст. 4930.

8. Сажнов А. Н. Особенности государственной политики в отношении правозащитных организаций в современной России (2000-2015 гг.) // Власть. -2016. - № 6. - С. 74-79.

Н. А. Мошкина

Перспективы совершенствования законодательства о таможенном контроле

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу связано с выполнением различных таможенных процедур, среди которых особая роль отводится таможенному контролю, осуществляемому в различных формах и нацеленному на выявление, пресечение и предупреждение нарушений таможенного законодательства.

«Таможенный контроль является прямым следствием проводимой государством внешнеэкономической политики, направленной на выполнение международных обязательств Российской Федерации и на защиту экономического суверенитета страны. Реформирование таможенного законодательства затрагивает и контрольную функцию таможенных органов, что отражается не только на понятийном аппарате, но и на формах проведения таможенного контроля» [2, с. 3-4].

В научных определениях таможенного контроля особое внимание уделяется целям контроля. Думается, что дефиниция, представленная в проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), наиболее полно отражает сущность рассматриваемой процедуры, поскольку наряду с целью обеспечения соблюдения таможенного законодательства предусматривает и проверку его соблюдения. А основная цель таможенного контроля состоит в определении с помощью различного рода проверок соответствия действий субъектов таможенно-правовых

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.