Научная статья на тему 'Международные и российские неправительственные организации в системе правовой самозащиты'

Международные и российские неправительственные организации в системе правовой самозащиты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1972
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЗАЩИТА / ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛИГА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ХЕЛЬСИНСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / РОССИЙСКИЕ ПРОФСОЮЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЮЗ ЖЕНЩИН РОССИИ / РОССИЙСКИЙ КРАСНЫЙ КРЕСТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уздимаева Наталья Ивановна

Статья посвящена анализу роли международных и российских неправительственных организаций в системе правовой самозащиты, оказывающих существенную поддержку гражданам в деле отстаивания последними их прав и свобод, реализации обязанностей, помогающих им в условиях невозможности в полной мере реализовывать принадлежащие им эти права, свободы и обязанности. Именно неправительственные организации могут оказывать существенную поддержку населению в сфере правовой защиты наряду с государством, а иногда, как показывает история, и от самого государства. Задача. При написании работы автор стремился показать, насколько важно взаимодействие индивида и неправительственных организаций в деле правовой самозащиты, поскольку в результате такого взаимодействия повышается качество правореализации в целом, что собственно и крайне важно для государства. Также необходимо было продемонстрировать позитивный и негативный результаты уже реализованного опыта такого сотрудничества для последующей корректировки направлений и форм взаимодействия государства и неправительственных организаций, а также последних друг с другом и гражданами. Модель Методология. В ходе исследования автором использованы диалектический метод (при определении правозащитных функций НПО, описании стоящих перед ними задач, целей и проблем деятельности), исторический и сравнительно-правовой (при анализе этапов становления и развития НПО в целом и отдельных из них в частности, сопоставлении видов и сфер их работы и взаимодействия с гражданами в деле оказания последним содействия в сфере правовой самозащиты), формально-юридический (при характеристике легальных сфер деятельности НПО в России и за рубежом), аксиологический (при анализе ценностной составляющей деятельности правозащитных НПО и их роли в системе правовой защиты в целом как значимого и полезного института гражданского общества) и пр. При написании работы использовались труды как российских, так и зарубежных авторов (У. Аллемана, Н. Аль Али, У. Бека, М.С. Бутовой, Э. Гидденса, А.Н. Домрина, Д.Ю. Замотаева, Ш.Ф. Искандарова, А.А. Левина, Н.С. Михеевой, А. Токвиля, Е.В. Чирковой, Ф. Шмиттера и др.). Выводы. Автор пришел к выводу об оценке имеющегося опыта деятельности правозащитных неправительственных организаций как преимущественно позитивного, в связи с чем предлагает использовать этот ресурс гражданского общества в большей степени путем создания необходимых организационных условий и стабилизации взаимоотношений между соответствующими институтами и властью. Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы. Настоящая статья может использоваться как основа для проведения последующих научных изысканий в данной сфере, а также для определения направлений совершенствования правотворческой и правоприменительной деятельности, для стимулирования правовой активности населения в целом и отдельных институтов гражданского общества в частности. Оригинальность/ценность. Работа полезна всем, кто интересуется проблемами самозащиты права, а также тем или иным образом вовлечен в сферу правозащиты (студентам, преподавателям, ученым, юристам, политикам и просто рядовым гражданам).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL AND RUSSIAN NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS IN THE SYSTEM OF LEGAL SELF-PROTECTION

This article analyzes the role of international and Russian non-governmental organizations in the system of legal protection, offering significant support to citizens in defending the last of their rights and freedoms, implementation responsibilities, helping them in terms of inability to fully sell them these rights, freedoms and responsibilities. Non-governmental organizations can provide significant support to the population in the scope of legal protection along with the government, and sometimes, as history shows, and the state. Task. When writing the work the author sought to show how important the interaction of indi-species and non-governmental organizations in the field of legal self-protection as a result of this interaction improves the quality of previously in general, what is actually extremely important for the state. Also, it was necessary to demonstrate positive and negative results of the already implemented experience of such cooperation for the subsequent adjustment of the directions and forms of interaction between state and non-governmental organizations, as well as the last with each other and citizens. Model Methodology. During the research the author has used the dialectical method (in the determination of human rights functions of non-governmental organizations, their objectives, goals and challenges), historical and comparative-legal (in the analysis of stages of formation and development of non-governmental organizations in general and some in particular, the mapping of species and areas of their work and interaction with citizens in providing the latter assistance in legal self-defense), formal-legal (when describing the legal aspects of non-governmental organizations activity in Russia and abroad), axiological (the analysis values the work of human rights non-governmental organizations and their role in the system of legal protection in general as a meaningful and useful institution of civil society), etc. When writing work used the works of both Russian and foreign authors (W. Allemand, N. Al Ali, W. Beck, M. S. Butova, E. Giddens, A. N. Domina, D. Y. Zamotayev, F. S. Iskandarova, A. A. Levin, N. S. Mikheeva, A. Tocqueville, E. V. Chirkova, F. Schmitter, etc.). Results. The author came to the conclusion that the assessment of the available experience with human rights non-governmental organizations as mostly positive, therefore proposes to use this resource civil society to a greater degree by creating the necessary organizational conditions and the stabilization of relations between the institutions and the authorities. The scope of the study/possibility of subsequent use of results of scientific work. This article can be used as a basis for further scientific research in this field, and to identify areas for improvement in the law-making and enforcement activities, to promote the legal activity of the population as a whole and civil society institutions in particular. Originality/value. Work is useful to anyone interested in issues of self-defense law, and one way or another involved in the field of advocacy (students, teachers, scientists, lawyers, politicians and just ordinary citizens).

Текст научной работы на тему «Международные и российские неправительственные организации в системе правовой самозащиты»

3.10. МЕЖДУНАРОДНЫЕ И

РОССИЙСКИЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОЙ САМОЗАЩИТЫ

Уздимаева Наталья Ивановна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва. Подразделение: кафедра теории и истории государства и права. E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена анализу роли международных и российских неправительственных организаций в системе правовой самозащиты, оказывающих существенную поддержку гражданам в деле отстаивания последними их прав и свобод, реализации обязанностей, помогающих им в условиях невозможности в полной мере реализовывать принадлежащие им эти права, свободы и обязанности. Именно неправительственные организации могут оказывать существенную поддержку населению в сфере правовой защиты наряду с государством, а иногда, как показывает история, и от самого государства.

Задача. При написании работы автор стремился показать, насколько важно взаимодействие индивида и неправительственных организаций в деле правовой самозащиты, поскольку в результате такого взаимодействия повышается качество правореали-зации в целом, что собственно и крайне важно для государства. Также необходимо было продемонстрировать позитивный и негативный результаты уже реализованного опыта такого сотрудничества для последующей корректировки направлений и форм взаимодействия государства и неправительственных организаций, а также последних друг с другом и гражданами.

Модель - Методология. В ходе исследования автором использованы диалектический метод (при определении правозащитных функций НПО, описании стоящих перед ними задач, целей и проблем деятельности), исторический и сравнительно-правовой (при анализе этапов становления и развития НПО в целом и отдельных из них в частности, сопоставлении видов и сфер их работы и взаимодействия с гражданами в деле оказания последним содействия в сфере правовой самозащиты), формально-юридический (при характеристике легальных сфер деятельности НПО в России и за рубежом), аксиологический (при анализе ценностной составляющей деятельности правозащитных НПО и их роли в системе правовой защиты в целом как значимого и полезного института гражданского общества) и пр. При написании работы использовались труды как российских, так и зарубежных авторов (У. Аллемана, Н. Аль Али, У. Бека, М.С. Бутовой, Э. Гидденса, А.Н. Домрина, Д.Ю. Замотаева, Ш.Ф. Искандарова, А.А. Левина, Н.С. Михеевой, А. Токвиля, Е.В. Чирковой, Ф. Шмиттера и др.).

Выводы. Автор пришел к выводу об оценке имеющегося опыта деятельности правозащитных неправительственных организаций как преимущественно позитивного, в связи с чем предлагает использовать этот ресурс гражданского общества в большей степени путем создания необходимых ор-

ганизационных условий и стабилизации взаимоотношений между соответствующими институтами и властью.

Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы. Настоящая статья может использоваться как основа для проведения последующих научных изысканий в данной сфере, а также для определения направлений совершенствования правотворческой и правоприменительной деятельности, для стимулирования правовой активности населения в целом и отдельных институтов гражданского общества в частности.

Оригинальность/ценность. Работа полезна всем, кто интересуется проблемами самозащиты права, а также тем или иным образом вовлечен в сферу правозащиты (студентам, преподавателям, ученым, юристам, политикам и просто рядовым гражданам).

Ключевые слова: самозащита, правовая защита, неправительственные организации, Международная федерация по правам человека, Международная конфедерация профсоюзов, Международная Лига Прав Человека, Международная Хельсинская Федерация по правам человека, российские профсоюзные организации, Союз женщин России, Российский Красный Крест.

INTERNATIONAL AND RUSSIAN NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS IN THE SYSTEM OF LEGAL SELF-PROTECTION

Uzdimaeva Natalya Ivanovna, PhD at law, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: National Research Mordovia State University named after N.P.Ogarev. Department: theory and history of state and law chair.

Annotation: This article analyzes the role of international and Russian non-governmental organizations in the system of legal protection, offering significant support to citizens in defending the last of their rights and freedoms, implementation responsibilities, helping them in terms of inability to fully sell them these rights, freedoms and responsibilities. Non-governmental organizations can provide significant support to the population in the scope of legal protection along with the government, and sometimes, as history shows, and the state.

Task. When writing the work the author sought to show how important the interaction of indi-species and nongovernmental organizations in the field of legal self-protection as a result of this interaction improves the quality of previously in general, what is actually extremely important for the state. Also, it was necessary to demonstrate positive and negative results of the already implemented experience of such cooperation for the subsequent adjustment of the directions and forms of interaction between state and non-governmental organizations, as well as the last with each other and citizens.

Model - Methodology. During the research the author has used the dialectical method (in the determination of human rights functions of non-governmental organizations, their objectives, goals and challenges), historical and comparative-legal (in the analysis of stages of formation and development of non-governmental organizations in general and some in particular, the mapping of species and areas of their work and interaction with citizens in providing the latter assistance in legal self-defense), formal-legal (when describing the legal aspects of non-governmental organizations activity in Russia and abroad), axiological (the analysis values the work of human rights non-governmental organizations and their role in the system of legal protection in general as a meaning-

ful and useful institution of civil society), etc. When writing work used the works of both Russian and foreign authors (W. Allemand, N. Al Ali, W. Beck, M. S. Butova,

E. Giddens, A. N. Domina, D. Y. Zamotayev,

F. S. Iskandarova, A. A. Levin, N. S. Mikheeva, A. Tocqueville, E. V. Chirkova, F. Schmitter, etc.).

Results. The author came to the conclusion that the assessment of the available experience with human rights non-governmental organizations as mostly positive, therefore proposes to use this resource civil society to a greater degree by creating the necessary organizational conditions and the stabilization of relations between the institutions and the authorities.

The scope of the study/possibility of subsequent use of results of scientific work. This article can be used as a basis for further scientific research in this field, and to identify areas for improvement in the law-making and enforcement activities, to promote the legal activity of the population as a whole and civil society institutions in particular.

Originality/value. Work is useful to anyone interested in issues of self-defense law, and one way or another involved in the field of advocacy (students, teachers, scientists, lawyers, politicians and just ordinary citizens). Keywords: self-defense, legal protection, nongovernmental organizations, the international Federation for human rights, the international Confederation of trade unions, International League for Human Rights, international Helsinki Federation for human rights, the Russian trade Union organizations, the Union of women of Russia, the Russian Red Cross.

О неправительственных организациях (далее по тексту - НПО) и их особой роли в ряду институтов гражданского общества сегодня не говорит только ленивый. Как, впрочем, и о необходимости обеспечения реальной защищенности всех, кто находится на территории любого государства мира, провозглашающего себя правовым и демократическим. Однако, ресурс таких организаций в сфере правозащиты не исчерпан и (или) используется не в полной мере. Для преодоления этой, на наш взгляд, настораживающей тенденции необходимо исследовать уже накопленный опыт деятельности международных и российских правозащитных НПО и использовать его позитивную составляющую в ближайшей перспективе не только на межгосударственном, но и на внутригосударственном уровнях.

Отправным пунктом деятельности таких организация являются Устав ООН, а также положения международных документов о свободе ассоциаций (ст. 20 Всеобщей Декларации прав человека, ст. 22 Международного Пакта о гражданских и политических правах, ст. 8 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 8 Международной Конвенции о защите всех форм расовой дискриминации и др.).

Международной нПо в соответствии со ст. 71 Устава ООН признается любая международная организация, учрежденная «не на основании межправительственного соглашения» [об особенностях статуса международных НПО см. подробнее: 18, с. 37]. Ни одно государство не вправе вмешиваться в их деятельность, даже если в состав организации входят представители официальной власти. По сути такие организации - институт международной самозащиты в «чистом» виде. Они - особого рода институты гражданского общества, пределы функционирования которого в такого рода случаях «переходят государственные границы». Не случайно Т. Д. Матвеева называет их существование и деятельность глобальными и универсальными [10, с. 39; см. также: 1, с. 263; 6, с. 48-50]. НПО являются не-

коммерческими организациями, финансируются за счет собственных средств их членов или добровольных взносов. НПО не принимает участия в политике с целью достижения власти. И наконец, НПО ни при каких обстоятельствах не должны использовать или пропагандировать насильственные методы. Именно поэтому к ним не относятся никакие освободительные движения, восставшие стороны, иные вооруженные группировки.

Со стороны ООН деятельность НПО координирует ЭКОСОС (Экономический и Социальный Совет) (ст. 71 Устава ООН). Взаимодействие ООН и НПО является двусторонним и взаимовыгодным. С одной стороны, ЭКОСОС может получать необходимую информацию и проводить консультации с НПО по важнейшим вопросам экономического, социального и культурного развития и защиты прав человека. С другой, нПо получили доступ к правозащитным органам ЭКОСОС - в первую очередь, в Совет по правам человека ООН [8, с. 32].

ЭКОСОС с учетом характера реальной помощи, которую конкретная организация может ему оказать, решает вопрос о предоставлении НПО консультативного статуса. НПО с таким статусом наделяются не только правами, но и некоторыми обязанностями. Одним из их важнейших прав являются такие как: право присутствовать на заседаниях правозащитных органов ООН в качестве наблюдателей, право делать заявления по вопросам повестки дня (как письменные, так и устные), консультирование международных органов, контролирующих выполнение государствами международных обязательств по вопросам защиты прав человека (Комитета по правам человека, Комитета по искоренению расовой дискриминации, Комитета против пыток, Комитета по правам ребенка и др.). В ходе консультирования представители НПО приглашаются на такие заседания соответствующих комитетов, в рамках которых заслушиваются доклады правительств стран-участников международных правозащитных договоров.

НПО констатируют степень соответствия или несоответствия докладов официальных властей различных государств мира реальному положению дел, на конкретных примерах анализируют, как именно нарушено законодательство в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Более того, НПО с консультативным статусом могут созывать параллельные неофициальные встречи с экспертами, представителями правительств и других НПО для рассмотрения действий по определенным странам и темам. Иногда они организуют доклады представителей по специальным темам или странам.

Таким образом, можно совершенно справедливо утверждать, что через НПО индивиды получили реальную возможность напрямую взаимодействовать с органами ООН, включаться в международную систему защиты прав человека. Именно такие организации доводят до сведения правительств различных государств мира информацию о нуждах людей, их насущных проблемах, экспертируют политическую ситуацию в государствах, реализуют функцию общественного контроля за деятельностью полиции и пр.

Крупные международные НПО имеют так называемый общий статус. Они занимаются почти всеми вопросами, входящим в повестку дня ЭКОСОС (Международная конфедерация профсоюзов, Международный совет женщин, Лига обществ Красного Креста). Некоторые НПО наделяются особым консультативным статусом. Он предоставляется тем из них, которые

специализируются в области лишь некоторых вопросов из компетенции ЭКОСОС (Международная лига прав человека, Армия спасения и пр.). Около 1600 НПО имеют ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН. Некоторые НПО получают консультативный статус как при ЭКОСОС, так и при Совете Европы (например, Международная Хельсинская Федерация по правам человека). Обозначим рамки деятельности отдельных НПО [о динамике развития правозащитных НПО см. подробнее: 12, с. 8].

Международная федерация по правам человека была образована в 1922 г., действует на территории более 100 стран (штаб-квартира - Париж). Под ее руководством работают около 150 национальных НПО. Интересны лозунги данной организации «Знать, чтобы действовать», «Все права человека - всем!». Главная ее цель - пропагандистская деятельность по популяризации идей справедливости, свободы, равенства и суверенитета народов. Ее представители выступают в судах стран-участниц в качестве наблюдателей; выступают с заявлениями-обращениями в органы и организации, нарушающие права человека и гражданина; определяют потребности государств в консультировании по проблемам охраны и защиты прав человека и предлагают пути их решения.

Международная конфедерация профсоюзов (штаб-квартира - Брюссель, Бельгия) - самое крупное профсоюзное объединение в мире. Организация создана в 2006 г. путем объединения Международной Конфедерации Свободных Профсоюзов и Всемирной Конфедерации Труда. В составе Конфедерации объединены около 300 членских организаций, представляющих около 170 млн. рабочих более чем в 150 странах мира. Основная задача данной НПО заключается в оказании содействия государствам мира в деле увеличения на их территории профсоюзного членства и продвижения общих профсоюзных интересов путем развития сотрудничества в мировом пространстве.

Международная Лига Прав Человека (МЛПЧ) - еще одна старейшая правозащитная организация, созданная еще в 1940-х гг. в США (штаб-квартира - г. Нью-Йорк, США), действует на территории почти 30 стран. Основные направления ее деятельности связаны с реализацией проектов по поддержке прав человека и демократического развития в различных странах Европы и Африки. Лига активно взаимодействует с НПО России, Белоруссии и других стран СНГ. Ее руководство постоянно обращается к главам государств, а также в государственные органы с открытыми письмами по фактам грубых нарушений прав на находящихся под их территориальной юрисдикцией граждан [см.: 11], выражая солидарность потерпевшим от злоупотреблений власти и других сил, призывая к ответственному отношению к вопросам правовой защиты.

Например, в 2004 г. такое обращение было направлено в Россию с передачей в суд уголовного дела против активного правозащитника директора Музея и общественного центра им. А. Сахарова Ю. Самодурова, сотрудницы Музея и общественного центра Л. Васи-ловской и куратора выставки «Осторожно, религия!» А. Михальчук, которые обвинялись в возбуждении ненависти и вражды, а также унижении достоинства лиц по признаку их отношения к православному христианству во время выставки «Осторожно, религия!», проходившей в центре (январь 2003 г.).

Выставка проработала всего несколько дней и была разгромлена вандалами. Погромщики были оправданы

судом, а против сотрудников Музея и куратора выставки возбудили уголовные дела. МЛПЧ акцентировала внимание на том факте, что судебное преследование за организацию выставки является посягательством на свободу художественного выражения и творческого вымысла, фактически является политически мотивированной попыткой «утихомирить» этих людей, которые никогда не боялись публично обсуждать наиболее острые проблемы страны и потому стали неугодными определенным кругам, что совершенно неприемлемо в демократической России. Поэтому МЛПЧ выразила поддержку и солидарность с Музеем и Общественным центром им. А. Сахарова и его сотрудниками [13].

Еще одной старейшей международной организацией является Международный совет женщин (МСЖ), созданный еще в 1888 году в Вашингтоне. МСЖ объединяет женские организации около 80 стран мира.

Лига Обществ Красного Креста - добровольная гуманитарная организация, основанная в 1919 г. (штаб-квартира - г. Женева, Швейцария). С 1983 г. ее полное название - Лига Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Лига была создана в Париже пятью обществами Красного Креста государств, победивших в Первой Мировой Войне (Великобритании, Франции, Италии, США, Японии). Ее главная задача - помогать жертвам войны, содействовать национальным обществам Красного Креста в улучшении здравоохранения, распространении медицинской и другой научной информации, координация мероприятий в случае различного рода бедствий. На сегодня Красный Крест объединяет около 190 стран мира, свыше 500 млн. человек.

Из российских НПО наиболее известными являются Московская Хельсинская Группа (далее по тексту -МХГ), Федерация независимых профсоюзов, Конфедерация труда России, Союз женщин России, Российский Красный Крест и др. [о взаимодействии российских НПО с другими институтами гражданского общества см. также: 4, 5].

МХГ - одна из самых первых в нашем государстве. Она была создана еще в 1976 г. в Москве по инициативе известного ученого того времени физика, члена-корреспондента АН Армянской ССР, проф. Ю. Ф. Орлова. Данная организация создана не случайно. Дело в том, что 1 августа 1975 г. в Хельсинки завершилось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, участниками которого были главы всех европейских государств (за исключением Албании), а также США и Канады.

Советское руководство подписало Заключительный акт этого совещания, тем самым приняв на себя обязательство придерживаться международных стандартов в области прав человека. Однако, как мы знаем, реальность данных обязательств на тот период времени вызывала некие сомнения. Именно поэтому некоторые правозащитники (Ю. Орлов, А. Амальрик, В. Турчин, А. Щаранский) приняли решение о создании независимых от правительства общественных объединений, которые контролировали бы факт выполнения Хельсинских соглашений. Членами МХГ стали Л. Алексеева, М. Бернштам, Е. Боннер, А. Гинзбург и др.

МХГ принимала от граждан СССР информацию о нарушениях гуманитарных статей Хельсинкских соглашений, обобщала их, готовила собственные пакеты документов по каждому известному факту нарушения прав человека, информировала о них общественность и правительства государств-участников (через посольства в Москве), корреспондентов иностранных госу-

дарств. Копии материалов передавались в Президиум Верховного Совета СССР. Информация обо всех нарушениях, полученная МХГ, обобщалась и систематизировалась, выпускались информационные бюллетени и обзоры.

Подобные организации также были созданы в Литве, Грузии, Армении, на Украине. Получил популярность термин «Хельсинское движение». Однако, подобного рода организации - недопустимый элемент советского общества того периода. Власть не могла терпеть длительного существования МХГ. Уже с февраля 1977 г. начались аресты членов МХГ. Некоторые из них иммигрировали. В 1982 г. группа вынуждена была прекратить свою работу.

МХГ весь период ее деятельности пользовалась безусловным уважением обычных советских граждан. Интересна она была и для Запада. В 1978 г. Сенатом США даже ставился вопрос о присуждении арестованным членам Группы Нобелевской премии мира. В июле 1989 г. встал вопрос о восстановлении МХГ. Ее председателем стала Л. Богораз. С 1993 г. МХГ имеет статус НПО. В качестве уставной цели ее деятельности провозглашено содействие практическому выполнению гуманитарных статей Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

Хотелось бы обратить внимание на вот какой интересный факт. В 1982 году ряд Хельсинкских комитетов по инициативе нашего известного правозащитника А. Д. Сахарова провели международную конференцию Citizens Helsinki Watch («Сохраним Хельсинские принципы»), принявшей решение о необходимости создания «единого международного комитета» защиты членов Хельсинкского движения, что необходимо, в первую очередь, для объединения работы Хельсинкских комитетов.

Именно с этого момента была создана уже Международная Хельсинская Федерация по правам человека (МХФ) как организация, в рамках которой независимые и в тоже время изолированные до этого Хельсинкские комитеты могли поддерживать друг друга и укреплять правозащитное движение, выйти на международный уровень. МХФ защищает права человека в странах Европы, Северной Америки и Центральной Азии. Россия - активный член мХф, по праву считается основателем Хельсинского движения. И сегодня МХГ - активный просветитель и борец за справедливость [см. подробнее: 2, с. 59].

Российские профсоюзные организации организуют акции за повышение заработной платы, за достойную медицину, против развала образования и науки. Особо в их ряду выделяются так называемые профсоюзы бюджетного сектора - профсоюзы работников образования «Учитель», медиков «Действие», ВУЗовской общественности «Университетская солидарность».

Профсоюзные организации России постоянно взаимодействуют с государственными органами, осуществляющими управление в сфере трудовых отношений, и именно - с Федеральной службой России по труду и занятости. По инициативе Конфедерации труда России на сайте Федеральной службы России по труду и занятости запущен проект «Открытая инспекция труда». Проект предполагает возможность онлайн-обращения российских граждан обратиться в инспекцию труда, когда его права нарушены, а также получить информацию о других способах выхода из проблемных ситуаций в сфере трудовых отношений. Срок рассмотрения поданных таким путем жалоб - до 3

дней. Только с 2014 года через Онлайн-инспекцию было подано и в последующем рассмотрено около 200000 обращений работников, восстановлены трудовые права около 3,1 млн граждан [14]. Потрясающие цифры! В условиях массового неверия в жизнеспособность НПО, реальный эффект от их деятельности, эти цифры - аргумент в их пользу.

Федерация Независимых профсоюзов России также ведет активную профсоюзную работу, ориентированную на продвижение стандартов достойного труда, регулирование трудовой миграции, обеспечение молодежной занятости и т.д. Как позитивный следует отметить тот факт, что наше государство готово сотрудничать с НПО в данной сфере. Например, в деятельность хозяйствующих субъектов предполагается внедрить режим «самоинспектирования» за соблюдением условий труда в организациях (п. 3.2 Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015-2020 гг. [14])), в том числе и с привлечением самих работников конкретных организаций. Причем отношения между работодателем и инспекциями по труду будут основаны не только на установлении мер ответственности за неисполнение трудового законодательства, но и по принципу «бонус -штраф», то есть государству предлагается создать систему экономической мотивации работодателей к соблюдению трудового законодательства. К настоящему времени, например, установлена дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Осуществляется грантовое стимулирование «добросовестных» работодателей, государственное софинансирование проводимых работодателями мероприятий по охране труда и др. В качестве неэкономических мер решено внедрить систему рейтингования степеней ответственности и добросовестности работодателей.

Союз женщин России (СЖР) является членом МСЖ с 1996 года. СЖР имеет статус Всероссийской общественной неправительственной организации). Созданный в 1990 году СЖР считается самой стабильной массовой организацией в России, имеющей свою разветвленную сеть. Советы женщины действуют в регионах, муниципалитетах, в предприятиях, учреждениях и организациях, по месту жительства граждан. Отстаивая идеи безопасного и справедливого гражданского общества, они защищают интересы детей, женщин, семьи, ратуют за равные возможности полов, вступают в отношения социального партнерства с властью.

Приоритетная программа Союза - «Крепкая семья -стабильное государство» [15]. СЖР считает, что забота государства о семье, ее материальном и духовно-нравственном самочувствии должна быть в центре внимания при проведении любой политики, даже той, которая не имеет прямой связи с семейными проблемами, но последствия которой могут негативно сказаться на положении личности, повлиять на стабильное положение семьи, а, следовательно, на стабильное развитие страны [17].

Для достижения данной позитивной цели СЖР принимает постоянное участие в мероприятиях по совершенствованию российского законодательства, посвященного социальным гарантиям семьи, женщин, детей. Разрабатываются федеральные и региональные программы осуществления политики в сфере регулирования семейных отношений. Последняя становится

неотъемлемой частью государственной политики в целом. Принимаются меры по созданию условий для получения доступного и качественного медицинского обслуживания, охраны материнства и детства, благоприятных условий для рождения здоровых детей. Расширяются возможности для сочетания производственных и домашних обязанностей родителей. Решаются вопросы искоренения любых форм насилия в семье. Выявляются несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении. Обсуждаются вопросы детской преступности и детской беспризорности [см. также: 7, с. 41 -42]. Особое внимание в рамках реализации этой программы СЖР уделяет престарелым, одиноким матерям, опекунским семьям.

В отличие от, например, профсоюзных организаций, СЖР во имя достижения равноправия женщин не проводит массовых политических акций. Обычно они выступают с законодательной инициативой, проводят форумы, семинары, конференции и съезды, конкурсы и благотворительные акции. Работает Общественная приемная СЖР.

Российский Красный Крест - общественная благотворительная организация, участник международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Эта организация была основана в мае 1867 г. и признана Международным Комитетом Красного Креста в октябре 1921 г., принят в Международную Лигу обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в 1934 г. Об деятельности этой нПо рядовым гражданам мало что известно. Она не «кричит» о своих заслугах, действует «мирно», ровно и планомерно.

Но масштабы деятельности РКК при даже поверхностном анализе впечатляют. Например, РКК реализует программу «Первая помощь», в раках которой осуществляется обучение людей навыкам первой помощи с тем, чтобы они были готовы оказывать помощь и спасть человеческие жизни каждый день. Семинары РКК по обучению людей навыкам первой помощи проводятся в каждом регионе России. Общество издало и распространяет среди населения пособия и учебники по оказанию первой помощи [16].

При РКК действует Спасательная служба РКК, которая занимается проведением аварийно-спасательных работ в случаях возникновения непосредственной угрозы их жизни и здоровью во время стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов; оказывает помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных и военных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; осуществляет подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев.

Центр розыска РКК (еще одно подразделение данной организации) занимается установлением судеб людей, пропавших во время военных действий, передачу семейных новостей и воссоединение семей. Особая миссия Центра розыска - установление сохранности могил советских воинов за рубежом. Много внимания уделяется восстановлению семейных связей, прерванных в результате межнациональных конфликтов, стихийных бедствий и техногенных катастроф, розыску беженцев и мигрантов. Ведется социальный розыск (например, устанавливается статус детей, оставшихся без попечения родителей). Центр наделен и некоторыми официальными правами: только на осно-

вании его архивных данных выдаются справки для получения компенсаций и льгот, подтверждающие факты эвакуации, пребывания в период Второй Мировой Войны на принудительных работах и в концлагерях Германии, в детских домах. С 2012-2013 гг. РКК реализует проекты «Адвокация дорожного движения» и «Повышение детской безопасности на дорогах».

РКК приглашает на свои мероприятия представителей Общественной Палаты РФ, МВД РФ, Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, ВОЗ и др. По итогам совместных совещаний принимаются решения, имеющие рекомендательный по сути, но весомый по значимости характер.

Как видим, роль НПО в реализации гражданами права на самозащиту крайне велика. Охватить масштабы работы каждого из них в рамках настоящего исследования не представляется возможным, но даже приведенные примеры и факты подтверждают и их необходимость, и их особую значимость в деле самозащиты [о формах взаимодействия российскиз НПО и государства см.: 3, с. 585; 8, с. 141]. Полагаем, у многих из них - большое будущее.

Список литературы:

1. Аль Али Н. Роль неправительственных организаций (НПО) в поощрении и защите прав человека // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика: материалы ме-ждун. науч. конф. памяти проф. Ф.М. Рудинского. 2015. С. 262-265.

2. Бутова М.С. Проблемы взаимодействия государственных структур и неправительственных организаций. 2016. № 10-2. С. 58-60.

3. Голубева Е.К. Правовые основы возникновения и развития института неправительственных организаций в России // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4. С. 585-589.

4. Домрин А.Н. Гражданское общество в России в контексте глобального кризиса неправительственных организаций // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2014. Т. 7. № 2. С. 24-50.

5. Замотаев Д.Ю. Социально-политический анализ сопричастной деятельности региона с неправительственными организациями // Практика и общество. 2016. № 4. С. 493-499.

6. Искандаров Ш.Ф. К вопросу о неправительственных правозащитных организациях как институт по правам человека // Правовая жизнь. 2014. № 4. С. 48-54.

7. Клешнина В.И., Ковалько Л.Е. Защита прав детей в деятельности международных неправительственных организаций // Вестник магистратуры. 2017. № 8. С. 4142.

8. Кутейников А.Е., Москальчук Е.И. Транснационализация неправительственных организаций // Международные процессы. 2016. Т. 14. - № 4. С. 30-48.

9. Левин А.А. Взаимодействие неправительственных правозащитных организаций с политическими институтами в Российской Федерации // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 2-1. С. 140144.

10. Матвеева Т. Д. Неправительственные организации в механизмах защиты прав человека. М.: РАГС, 1997. 227 с.

11. Международная лига прав человека обеспокоена давлением на «БДГ» // http://bdg.by/news/news.htm? 57066,67

12. Михеева Н.М. Трансформация приоритетов деятельности международных неправительственных организаций со второй половины ХХ века // Universum: общественные науки. 2017. № 9. С. 8-12.

13. Обращение исполнительного директора Международной Лиги по правам человека Л. Кантроу от 13 мая 2004 г. в поддержку и солидарность с Музеем и общественным центром им. Андрея Сахарова и его сотрудниками // http://old.sakharov-center.ru/ museum/exhibition hall/ religion_notabene/hall_exhibitions_ re-ligion_liga.htm

14. Онлайн-инспекция Федеральной службы России по труду и занятости // https://xn--80akibcicpdbetz7e2g. xn--p1ai/

15. Программа деятельности Союза женщин России до 2017 года «РАВЕНСТВО. РАЗВИТИЕ. МИР В XXI ВЕКЕ»: принята V отчетно-выборной конференцией Союза женщин России 28 февр. 2013 г. // http://kiyasovo.udmurt.ru/ city/nac_kult_ obyed/zensovet/ progr_soyuza_zenshin_RF.php

16. Российский Красный Крест // http://www.redcross. ru/?pid=266

17. Слово о Союзе женщин России // http://www.forwom.ru/slovo-o-soyuze-zhenshchin-rossii-0

18. Чиркова Е.В. Классификация неправительственных правозащитных организаций в Российской Федерации // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 5-6. С. 36-38.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»;

Оригинальность текста -84,35%

Рецензия

на статью доцента кафедры теории и истории государства и права фГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» к.ю.н., доцента Н.И. Уздимаевой «Международные и российские неправительственные организации в системе правовой самозащиты»

Изучение текста статьи «Международные и российские неправительственные организации в системе правовой самозащиты» дает основание утверждать, что проблема статьи актуальна и перспективна как в теоретическом, так и практическом отношении.

Актуальность статьи заключается в том, что на сегодняшний день личных ресурсов одного человека не всегда достаточно для полновесной реализации его законных интересов, субъективных прав и юридических обязанностей. И особенно недостаточно этих ресурсов в условиях, когда права нарушены или существует реальная угроза их нарушения. Личности в подобных ситуациях надо помогать. И в роли такого помощника наряду с государством выступают семья, образовательные организации, профсоюзы и прочие институты гражданского общества. Особое место в их ряду занимают неправительственные организации. Последние могут функционировать на международном и внутригосударственном уровнях. И в последние десятилетия активизировалась правозащитная составляющая их деятельности. А потому непреложный интерес вызывают особенности статуса таких организаций, как характеристика основных направлений и форм их сотрудничества с индивидом в деле оказания содействия защите его прав и свобод, возникающие в этой области проблемы и возможные пути их решения. В позитивном ключе следует отметить стремление автора статьи проследить тенденции взаимодействия международных и российских НПО в правозащитной

сфере, а также проиллюстрировать преемственность их деятельности.

Н.И. Уздимаевой проведена серьезная работа по анализу документов, регулирующих статус правозащитных НПО, на основании чего сделаны соответствующие теоретические выводы, которые имеют немаловажное значение для исследования вопросов правовой самозащиты.

Работа изложена в научном стиле, написана грамотно, корректно, не требует правки, сокращения.

Таким образом, по своей актуальности, теоретической и практической значимости, обоснованности и достоверности выводов статья Уздимаевой Н.И. «Международные и российские неправительственные организации в системе правовой самозащиты» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода, а именно научному стилю изложения материала, логичности содержания, обоснованности отдельных заключений, оригинальности и новизне полученных выводов, и рекомендуется для публикации в открытой печати.

Рецензент -

Доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой правовых дисциплин ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева» Т.В.Худойкина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.