Научная статья на тему 'Социокультурные институты гражданского общества в структуре социальной политики современной России'

Социокультурные институты гражданского общества в структуре социальной политики современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1327
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL AND CULTURAL INSTITUTIONS / CIVIL SOCIETY / SOCIAL POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Черезов Дмитрий Николаевич

В статье рассматривается роль и место социокультурных институтов в структуре современного гражданского общества Российской Федерации. Производится их классификация и определяется значимость в современной социальной политике. Освещаются основные проблемы и пути развития. Приводится анализ функционирования социокультурных институтов в 1990-2000 гг. и в настоящее время. Отмечается позитивный вектор развития ряда социокультурных институтов и его положительного влияния на результаты 22-х зимних Олимпийских игр в г. Сочи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and cultural civil institutions in the structure of the social policy of modern Russia

The article studies the role and the place of social and cultural institutions in the structure of the modern civil society in the Russian Federation. They are classified and their significance in the modern policy is under determination. The main problems and the path of their developments received wide coverage. The functioning of the social and cultural institutions in 1990-2000 and in the present time is analyzed. The positive development vector of some social and cultural institutions and their positive effect on the results of the XXII Winter Olympic game in Sochi was noticed.

Текст научной работы на тему «Социокультурные институты гражданского общества в структуре социальной политики современной России»

УДК 316.74:323(470)

Д. Н.Черезов

Социокультурные институты гражданского общества в структуре социальной политики современной России

В статье рассматривается роль и место социокультурных институтов в структуре современного гражданского общества Российской Федерации. Производится их классификация и определяется значимость в современной социальной политике. Освещаются основные проблемы и пути развития. Приводится анализ функционирования социокультурных институтов в 1990-2000 гг. и в настоящее время. Отмечается позитивный вектор развития ряда социокультурных институтов и его положительного влияния на результаты 22-х зимних Олимпийских игр в г. Сочи.

Ключевые слова: социокультурные институты, гражданское общество, социальная политика

Dmitry N. Tcherezov

Social and cultural civil institutions in the structure of the social policy of modern Russia

The article studies the role and the place of social and cultural institutions in the structure of the modern civil society in the Russian Federation. They are classified and their significance in the modern policy is under determination. The main problems and the path of their developments received wide coverage. The functioning of the social and cultural institutions in 1990-2000 and in the present time is analyzed. The positive development vector of some social and cultural institutions and their positive effect on the results of the XXII Winter Olympic game in Sochi was noticed.

Keywords: social and cultural institutions, civil society, social policy

На протяжении всей истории человечества воспитанию личности в обществе уделялось значительное внимание. Каждое живое существо после появления потомства на уровне генной памяти и тысячелетних инстинктов передает пришедшему в этот мир необходимый для выживания и продолжения рода набор навыков и умений, а человек разумный начал передавать потомству и знания, и умения, и навыки, без которых выживание и продление рода возможно, а развитие и прогресс невозможны. Живопись, звукоизвлечение, лепка (скульптура), ростки первых попыток научных изысканий найдены на местах стоянок первых «Хомо-сапиенс». Общество всегда было заинтересовано в воспитании достаточных для достижения прогрессивного взаимодействия между членами социума качеств - это образованность, поведенческая культура, устойчивые ценности в качестве духовных устоев, а также религиозная позиция людей.

В достижении вышеназванных целей во все времена заметную роль играли социокультурные институты гражданского общества. В настоящее время эти институ-

268

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел VIII. Политическая и правовая культура

ты занимают все большее место в структуре социальной политики современного общества. В этом отношении представляет научный интерес рассмотрение роли, которую они играют в решении приоритетных задач социального развития российского общества.

Во всех сферах жизнедеятельности гражданское общество воплощается в трех основных формах:

1. В свободной самодеятельности граждан;

2. В добровольных объединениях граждан в разнообразные негосударственные организации;

3. В развитии общественных отношений, дистанцированных от государства: семейных, экономических, политических, социальных, духовных, культурных, религиозных и других, направленных на обеспечение условий для наиболее полного удовлетворения многообразных интересов и потребностей членов общества посредством создания правового механизма взаимодействия институтов гражданского общества и государственных органов политической системы.

Таким образом, гражданское общество выступает как сложная, многоуровневая совокупность невластных связей и институтов. Оно включает в себя всю совокупность межличностных, групповых и межгрупповых отношений, развивающуюся без вмешательства государства.

Первый уровень вышеназванных отношений в гражданском обществе связан с удовлетворением базовых (первичных) потребностей обеспечивающих жизнедеятельность индивидов в пище, одежде, жилье и т. д., они удовлетворяются благодаря производственным отношениям. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации (например, частные предприятия, акционерные общества, потребительские ассоциации, профессиональные объединения врачей, преподавателей, строителей и др.).

Второй уровень связан с потребностями в продолжении жизни, поддержании здоровья, воспитании детей, духовно-культурном совершенствовании, религиозной вере, информации, общении и т. д. Они образуют комплекс социокультурных отношений, включающий религиозные, семейно-брачные, этнические и иные формы взаимодействий. Потребности этого уровня реализуются через такие институты, как семья, церковь, образовательные, научные учреждения, творческие, спортивные союзы, СМИ, учреждения культуры и др.

Высший, третий уровень связан с политическим участием, с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Данный уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуется с помощью политических партий, движений, групп интересов, групп давления и т. д.

• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •

269

Раздел VIII. Политическая и правовая культура

Современное гражданское общество различных стран мира состоит из огромного числа самостоятельно действующих групп людей и институтов, имеющих различную направленность. Гражданское общество включает добровольные ассоциации граждан, творческие и корпоративные объединения, религиозные, общественные организации и союзы, которые отражают разнообразные социальные, групповые интересы. Эти организации и объединения имеют собственные механизмы саморегуляции и самоуправления, позволяющие им функционировать без вмешательства государства. Гражданское общество способствует самодеятельности граждан, реализации творческого потенциала личности, ибо только свободный человек может созидать, экспериментировать, творить. В структуре гражданского общества выделяют следующие институты:

- Семья;

- Общественные объединения;

- Политические партии;

- Негосударственные средства массовой информации;

- Благотворительные фонды;

- Научные ассоциации;

- Творческие союзы;

- Негосударственные хозяйствующие субъекты (ЧП, ОАО, ЗАО, ООО и др.);

- Учреждения образования;

- Религиозные организации и др.

Среди перечисленных выделяется категория институтов гражданского общества, имеющих социокультурную и культурно-воспитательную направленность. Это семья, сфера воспитания, учреждения образования, религиозные организации, благотворительные фонды, научные организации и творческие союзы. В следующую группу уместно объединить институты, у которых социокультурная функция не является профильной, и они решают культурно-воспитательные задачи попутно со своими основными обязанностями. Это все негосударственные хозяйствующие субъекты - частные предприниматели, открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и другие. Осознанное и добровольное принятие бизнесом на себя корпоративной социальной ответственности является не только хорошим тоном, но и выступает примером ответственного отношения к социуму.

Жизнь любого гражданина страны неразрывно связана с бесперебойным функционированием современных гражданских институтов. Государство делегирует им полномочия по обеспечению и защите гражданских и социальных прав человека, которые они осуществляют в соответствии со своими уставными и программными целями и задачами. Вся совокупность этих организаций независимо от принадлежности и форм финансирования формирует блок гражданских институтов современного общества. Основу этого блока составляют многопрофильные гражданские

270

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел VIII. Политическая и правовая культура

институты, которые борются за соблюдение всего комплекса как гражданских, так и социальных прав человека.

Во-первых, это политические партии, создаваемые единомышленниками для цивилизованной борьбы за властные полномочия политических институтах всех уровней: федеральных, региональных и муниципальных. Это характеризует их профильное гражданско-политическое функциональное назначение в современном обществе. Говоря о политических партиях, уместно остановиться на кратком анализе их социальной деятельности.

Все представленные на политическом поле Российской Федерации партии декларируют свою приверженность принципам социального государства и по своему уставу борются не только за гражданско-политические, но и за социальные права россиян. В особенности КПРФ и «Справедливая Россия» постоянно и активно участвуют в решении социальных проблем. Боле того, «Справедливая Россия» позиционирует себя как партия «Седьмой статьи Конституции Российской Федерации». Также необходимо отметить активную работу партии «Яблоко» в период его представительства в Государственной Думе в 1990-2000 гг. Партия «Яблоко» инициировала социально-значимые законопроекты, отстаивала социальные права наемных работников и добивалась от властей всех уровней исполнения предусмотренных законом социальных проектов, программ и обязательств.

В блок гражданских институтов такие входят различные бизнес-ассоциации, например, малого или среднего бизнеса, творческие союзы, общественно-политические организации. Их ценность для социальных процессов в гражданском обществе тем выше, чем более они претворяют в жизнь принципы корпоративной социальной ответственности.

Социальные права и свободы гражданина закреплены конституционно и имеют профильную направленность. Речь идет о таких из них, как право на свободное предпринимательство и другую экономическую деятельность, закрепленную в статьи 34 Трудового права. Кроме этого стоит назвать:

- право на жилище (статья 40);

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (41 статья);

- право на образование (43 статья);

- право на свободу творчества (часть 1 статья 44);

- право на участие в культурной жизни, пользование социокультурными учреждениями и на доступ к культурным ценностям (часть 2 статья 44).

Особое месте среди названных прав имеют социально-трудовые права, специально закрепленные в Трудовом кодексе, к которых относится не только право на свободный выбор рода деятельности и профессии, но и на труд в безопасных условиях, отвечающих требованиям гигиены; право на справедливое вознаграждение за труд без дискриминации и не ниже установленного минимального размера оплаты труда; право на защиту от безработицы; право на индивидуальные

• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •

271

Раздел VIII. Политическая и правовая культура

и коллективные трудовые споры, цивилизованные способы их урегулирования и разрешения, включая право на забастовку; право на отдых в выходные (праздничные) дни и оплачиваемый ежегодный отпуск и др. Связанные с обеспечением всех вышеназванных прав профильные гражданско-правовые институты имеют узкий социальный профиль и ведут диалог с властями, собственниками средств производства и работодателями за сугубо социальные права и свободы граждан и в особенности - трудящихся. Их роль и значение существенно возрастает в классово-антагонистическом обществе, в условиях которого эти организации особенно активно отстаивают социально-трудовые права эксплуатируемых наемных работников.

Всю совокупность гражданских институтов, сопряженных с социальной политикой, представляется возможным классифицировать также по уровню социальной реальности, в которой они создаются и функционируют. Здесь выделяются международные и национальные гражданские институты. Среди профильных международных институтов самой известной является Международная организация труда (МОТ). В совокупности национальных гражданских институтов самыми последовательными борцами за социальные права трудящихся являются профсоюзы и такие организации защиты прав граждан, как, например, «Общество защиты прав потребителей», «Союз потребителей России» и др.

Среди предпринимательских гражданских институтов следует отметить «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП), учрежденный в 1990 г. РСПП принял на своем 14 съезде «Социальную Хартию российского бизнеса». Последняя определяет формы и способы участия бизнеса в общественном развитии, а также принципы социальной ответственности предпринимателей и является попыткой обновления диалога между бизнесом, властью и обществом на основе принципа взаимного уважения социальных интересов, ценностей и позиций.

Известную роль в реализации социальных программ предпринимателями играет Торгово-промышленная Палата России, являющаяся негосударственным и некоммерческим объединением.

Весомую роль в обеспечении на практике корпоративной социальной ответственности малого и среднего бизнеса играет «Опора России», созданная в 2002 г. Особенно заметное участие «Опора» принимала в разработке и реализации программ самозанятости трудящихся, пострадавших от глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.

Наконец, среди многопрофильных гражданских институтов особое место занимает «Общественная Палата России», которая задумывалась как посредник между официальной властью и населением в обеспечении двусторонних связей между ними. Этот полуофициальный институт гражданского общества занимался не только экспертизой правительственных законопроектов, но и отстаиванием социальных интересов граждан. Так, например, группа членов Общественной Палаты

272

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел VIII. Политическая и правовая культура

(А. Кучерена, Н. Сванидзе и др.) сумела отстоять в январе 2010 г. от «бульдозерной атаки» знаменитый дачный поселок «Речник» под Москвой и защитить права его жителей.

Помимо перечисленных выше организаций определенную роль в обеспечении социальных прав граждан играют следующие многопрофильные гражданские институты:

- Общественное движение «Наше право»;

- Общероссийское общественное движение «За права человека»;

- Институт Прав Человека;

- Российский комитет адвокатов в защиту прав человека;

- Межрегиональная правозащитная Ассоциация «АГОРА»;

- Центр развития демократии и прав человека (Москва);

- Московская школа прав человека;

- Солдатские Матери;

- Союз комитетов солдатских матерей России;

- Российский Союз ветеранов Афганистана;

- Общество защиты прав военнослужащих;

- За демократическую альтернативную гражданскую службу;

-Центр миротворческих и правозащитных действий;

- Межрегиональный общественный фонд «Право Матери»;

- Международный Женский Союз.

К профильным гражданским институтам, отстаивающим главным образом социальные права граждан, относятся российские профсоюзы. Все они действуют на основе закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»1. Появление такого закона явилось не только свидетельством продвижения страны к правовой государственности, но и заметным шагом на пути превращения профсоюзов в ответственный политический институт. В главе 2 закона «Основные права профсоюзов» специально освещены их полномочия по защите социальнотрудовых прав и интересов работников, по содействию занятости, по ведению коллективных переговоров, заключению соглашений и коллективных договоров, контролю над их выполнением в процессе урегулирования коллективных трудовых конфликтов и споров. Наконец, записанное в статье 15. п. 2. положение о том, что профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассеивают все сомнения об их статусе как гражданско-правовом институте общества и, фактически, являются конкретным толкованием статьи 30 Конституции страны о праве граждан на создание профессиональных союзов. Речь идет не только о «Федерации независимых профсоюзов России», но и других профсоюзных организациях, существующих независимо от ФНПР. К таким организациям относятся и «Конфедерация труда России» (КТР), и «Союз профсоюзов России» (СПР), и шахтерские профсоюзы, и др.

• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •

273

Раздел VIII. Политическая и правовая культура

Среди других гражданских институтов России отдельно стоят организации, защищающие право человека на достойную жизнь (жизнь в человеческих условиях). К ним относятся:

- Центр Экономических и социальных прав

- Общество защиты прав потребителей

- Союз потребителей России

- Свобода от рабства

- Международная коалиция по среде обитания

- Общественное движение «За социальную справедливость»

Социальная политика наиболее отчетливо проявляется как фактор стабильности в обществе в случае ее системности. В системообразовании два основных элемента - это политико-управленческий комплекс и сама социальная сфера. Весь ряд социокультурных институтов является одним из составляющих социальной сферы. Применительно к современной социальной политике в Российской Федерации результаты достигаются, прежде всего, в случае применения полного управленческого цикла. Суть его применения, а именно целепологание, реализация, контроль и, в случае необходимости, возврат в начало цикла позволяет достигать воплощения в жизнь благих политических деклараций и повышения реального качества жизни и благосостояния людей.

Как известно, в течение советского периода в стране была организована и функционировала достаточно развитая совокупность социокультурных институтов, деятельность которых, несомненно, способствовала интеллектуальному, творческому, физическому развитию абсолютного большинства членов общества. Следует отметить, что и в системе школьного образования уделялось достаточное внимание воспитательному процессу в тесной связи с освоением школьных программ. Социокультурные институты были также доступны и взрослой части населения. Важным фактором была их бесплатность и доступность не только в крупных городах, но и небольших районных центрах и даже крупных деревнях. До 100 % учащихся школ посещали те или иные социокультурные учреждения, что способствовало не только общему развитию, но и в определенной мере оберегало от пристрастия к асоциальным формам поведения - курению, алкоголизму, наркомании, использованию чуждых систем ценностей. Не менее половины учащихся посещало спортивные секции. Все это способствовало не только укреплению общего физического здоровья, но и создавало возможности для раннего самоопределения индивидов, обладающих склонностью или талантом к определенным видам творческой деятельности. Результатами такой работы являются выдающиеся достижения ученых, творческих работников, спортсменов советского периода истории страны.

После распада Советского Союза и последовавшего за ним практически полного коллапса экономической и социальной сфер общества произошло полное прекращение финансирования социокультурных институтов массовой доступности.

274

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел VIII. Политическая и правовая культура

Многие из них продолжали функционировать за счет энтузиазма преподавателей. Резкое сокращение доступности социокультурных институтов незамедлительно выразилось в культурно-воспитательном вакууме, провале в физкультурно-спортивной работе, потерями в общем состоянии здоровья населения, в особенности молодежи, и в утрате высоких достижений в спорте. Неудивительно, что существенно пострадало также и мировоззрение многих молодых людей.

Социальная сфера общества начала позитивно изменяться в «нулевые» годы. На важность развития социокультурных институтов и повышения их роли в общественной жизни обратили внимание научная общественность и органы государственной власти Российской Федерации. Финансовая поддержка социальной сферы бюджетами всех уровней позволила начать процесс возрождения системы социокультурных организаций. Это касается не только тех из них, которые несут в себе образовательный компонент (школы, дошкольные учреждения, вузы и др.), но и учреждений, относящихся к необразовательной сфере и участвующих в воспитательном процессе (театры, музеи, библиотеки, дома творчества, спортивные секции, кружки разной направленности). Дома культуры, дома творчества юных, музыкальные школы и другие социокультурные учреждения стали возрождаться, насыщаться оборудованием, заполняться мотивированными и заинтересованными в своей работе кадрами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на большое количество услуг, оказываемых социокультурными организациями на платной основе, благодаря их деятельности все полнее стали удовлетворятся потребности и запросы общества в образовании, повышении культурного, спортивного уровня. Особенно обращают на себя внимание результаты XXII зимних Олимпийских игр, состоявшихся в феврале 2014 г. в городе Сочи. Мировая общественность рукоплескала как достижениям российских спортсменов, так и российскому государству, сумевшему в кратчайшие сроки построить фактически два новых современных города для проведения олимпиады. При этом страны с высоким уровнем патерналистской составляющей в социальной политике и социал-демократической моделью финансирования спорта заняли весь пьедестал почета. Так, Канада - несомненный лидер Олимпиады, при схожей с США структуре экономики и в 10 раз меньшим населением обогнала США в медальном зачете. Потому что в Канаде функционирует социал-демократическая система с явно выраженным патернализмом. А в США дейстует сложная система ендоумента - налоговых льгот и вычетов. Использование такой же американской системы в России, например, в футболе результатов не принесло. Как метко подметили некоторые печатные издания, - зимняя Олимпиада в Сочи - это олимпиада победившего социализма.

Такое отношение к социокультурным институтам несомненно обеспечивает и в краткосрочной, и в среднесрочной перспективе результаты во всех сферах общественной жизни Позитивные изменения в жизни общества вне зависимости от причин их порождающих оказывают благотворное влияние на социальную ста-

• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •

275

Раздел VIII. Политическая и правовая культура

бильность общества. В этом отношении в структуре бюджетного финансирования социокультурных институтов необходимо уходить от «остаточного принципа» и переходить к их бюджетной поддержке, исходя из реального общественного запроса каждой территории с учетом исторического опыта, традиций, наличия устоявшихся школ по направлениям, учета климатического расположения территории и так далее.

Наиболее яркими и насущными проблемами в развитии социокультурных институтов является ярко выраженное социальное расслоение, недостаток объединяющих ценностей и национальной идеи в долгосрочных перспективах, присутствие элементов безсубъектности в Российском социуме, отсутствие среднего класса как основного, бюрократия, коррупция, скепсис населения в отношении возможности реально влиять на решение власти.

Поводя краткий итог, уместно отметить еще недостаточный уровень развития социокультурных институтов в современной России, включая степень их участия в реализации социальной политики.

Примечания

1 См.: Рос. газ. 1996. 20 янв.

276

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.