Михеева Т. Н.
УДК 342.55
историко-правовые аспекты
РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ
Михеева Татьяна Николаевна,
доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета Марийского государственного университета, председатель Общественной палаты Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
В статье представлен историко-правовой анализ зарождения и развития институтов гражданского общества на территории Республики Марий Эл. Показаны основные элементы гражданского общества с периода образования Марийской автономной области, а также современные его компоненты.
Ключевые слова: гражданское общество, государство, общественные объединения, демократия.
Одним из признаков демократии является взаимодействие государства с институтами гражданского общества, налаживание между ними прямых и обратных связей, установление диалога власти и общественных структур [4, с. 11]. Более того, совершенствование современного государственного механизма неразрывно связано с модернизацией существующих и внедрением новых форм взаимоотношений между властью и институтами гражданского общества [7, с. 9].
Это в полной мере относится и к Республике Марий Эл на сегодняшнем этапе её развития.
В год юбилейной даты, 95-летия обретения собственной государственности, обращение к истокам зарождения институтов гражданского общества на территории Марий Эл и их современного состояния вызывает не только научный, но и практический интерес. Разумеется, ни Марийская автономная область, ни впоследствии Марийская АССР, ни сегодняшняя Марий Эл не стояли в обсуждаемом контексте особняком от общегосударственных тенденций, а развивались в едином русле.
И если впервые только в Конституции СССР 1936 года появилась статья 126, посвященная общественным объединениям - центральному элементу гражданского общества, то, естественно, что подобная норма увидела свет и в Конституции Марийской АССР только в 1937 году. Следует привести норму советской Конституции как историческую реликвию дословно: «В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные
союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества,
а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» [1].
То есть, де-юре правовая основа для развития основных институтов гражданского общества была создана после образования республики и принятия ее Конституции в 1937 году. Однако фактически почти сразу же после образования Марийской автономной области получили развитие некоторые компоненты гражданского общества, прежде всего, профессиональные союзы.
Следует сделать небольшое отступление, напомнив, что под гражданским обществом понимается система негосударственных добровольно организованных групп населения, которые в основном легитимными средствами и способами активно добиваются отстаивания своих интересов с помощью целенаправленного воздействия на государственные органы.
Основными элементами гражданского общества в зависимости от сферы и специфики осуществляемой деятельности выступают:
- организации, объединяющиеся на основе общности интересов для реализации указанных в уставных документах целей. К ним следует отнести общественные объединения неполитической направленности (в том числе профессиональные союзы), иные некоммерческие организации;
- институты гражданского общества, осуществ-
ляющие свою деятельность в сфере оказания профессиональной юридической помощи (адвокатура
и нотариат);
Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015
9
Образование Марийской автономной области
- институты гражданского общества политической направленности, в частности, политические партии.
В качестве отдельных элементов гражданского общества выступают средства массовой информации, церковь (религиозные организации, конфессиональные объединения), торгово-промышленные палаты, саморегулируемые организации.
Возвращаясь к историческим аспектам формирования институтов гражданского общества в республике, необходимо отметить, что наиболее структурированным и влиятельным его элементом стали и являются по сей день профессиональные союзы. Уже в 1921 году на территории Марийской автономной области было 6 союзов: Союз совработников, Мед-сантруд, Рабис, Нарсвязь, Союз пищевиков и Союз сельхозрабочих. В январе 1921 года впервые было образовано Марийское областное профсоюзное бюро. Оно стало первым областным профсоюзным органом, объединившим в то время немногочисленные первичные организации, насчитывающие в своих рядах чуть более пяти тысяч человек.
По сути, профсоюзы прошли весь путь становления вместе с республикой, заработав заслуженный авторитет. Они как в то время, так и сейчас выступают организованной силой, обеспечивающей решение социальных проблем, связанных со всеми сторонами жизни работающих и их семей. Именно профессиональные союзы подают другим общественным структурам пример диалога с органами власти в решении многих проблем, отстаивании интересов работающих граждан в сфере социально-трудовых отношений.
Сегодня профессиональные союзы - самое массовое общественное объединение в республике, насчитывающее более 130 тысяч членов. Объединение организаций профсоюзов включает в себя 13 республиканских территориальных отраслевых организаций профсоюзов, более тысячи первичных профсоюзных организаций, 35 городских, районных организаций профсоюзов. Все они достойно защищают законные права и интересы своих членов в органах власти, перед работодателями, обеспечивают социальную направленность проводимой экономической политики в вопросах организации, оплаты и нормирования труда, занятости населения, охраны труда и других вопросов, касающихся уровня и качества жизни трудящихся.
Профсоюзы гласно и публично заявляют о своей позиции по вопросам социально-трудовых отношений, используя не только инструменты переговорного процесса, но и митинги, шествия, демонстрации. Такое положение позволяет говорить о том, что профессиональные союзы в качестве института гражданско-
го общества находятся в зрелом и активном состоянии [6, с. 136].
Следует остановиться ещё на двух солидных институтах гражданского общества, исторически сопровождавших образование марийской государственности. Это - нотариат и адвокатура. Обе структуры в современном понимании имеют целью оказание юридической помощи населению, по статусу выступая профессиональными сообществами адвокатов и нотариусов. Вместе с тем, их отличие от иных общественных объединений состоит в том, что они выполняют государственные функции по защите интересов граждан и юридических лиц в суде, оказывая бесплатную юридическую помощь, участвуя в правовом просвещении населения (адвокатура) и совершая нотариальные действия (нотариат).
Судьба нотариата не была простой. До Октябрьской революции 1917 года российский нотариат был предметом особой заботы русских императоров, а в послереволюционный период он прекратил свое существование. Однако сама жизнь требовала ускоренного решения вопросов в сфере регулирования хозяйственных отношений и показала всю несостоятельность принятого решения об упразднении нотариальных органов.
Назрела необходимость создания нотариальных столов на местах. В 1922 году Совет народных судей Марийской автономной области обратился в Мароб-лисполком с просьбой о создании нотариальных столов в Краснококшайске, Сернуре и Козьмодемьянске. Нотариальные столы при судебных органах просуществовали в республике до 1941 года, впоследствии их заменили нотариальные конторы, которые стали государственными. В результате перехода в государстве к рыночным отношениям произошло и обновление нотариата. Он стал свободным, включающим в себя частнопрактикующих нотариусов и нотариальную палату Республики Марий Эл, созданную в 1993 году.
Сегодня Нотариальная палата объединяет 28 нотариусов в 17 нотариальных округах. Ежедневно нотариусами Марий Эл совершается около 850 нотариальных действий, например, в 2014 году их было -217 870.
Не менее востребованным и богатым с точки зрения исторического опыта является такой институт гражданского общества, как адвокатура. В послереволюционный период частнопрактикующие адвокаты прекратили свою деятельность. На смену им пришли так называемые коллегии защитников, объединявшие профессиональных защитников. В 1939 году после принятия Положения об адвокатуре СССР, утвержденного постановлением Совнаркома СССР от 16 августа 1939 года, был организован Президиум
10
Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015
Михеева Т. Н.
коллегии адвокатов Марийской АССР, а сама коллегия стала общественной организацией. Конечно, своего рода издержки в статусе этой общественной организации были очевидными, поскольку общее руководство ее деятельностью в республике осуществлялось управлением Наркомата юстиции РСФСР.
Принятый 31 мая 2002 года Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» провозгласил адвокатуру институтом гражданского общества, не входящим в систему органов государственной власти. Созданная 16 ноября 2002 года Адвокатская палата Республики Марий Эл объединила 142 адвоката. На сегодня палата насчитывает 230 адвокатов, осуществляющих свою деятельность в 15 коллегиях и 95 адвокатских кабинетах.
Адвокатами республики активно оказывается бесплатная юридическая помощь гражданам в рамках Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Бесплатное консультирование организовано для инвалидов и пенсионеров по всем юридическим вопросам. Оно оказывается не только на русском, но и на марийском и татарском языках.
Общеизвестно, что в демократическом обществе гражданская активность должна опираться на поддержку политических партий. Современная партийная палитра в Марий Эл является во многом отображением общероссийских тенденций.
Однако говорить об исторических вехах такого института гражданского общества, как политические партии, не приходится в силу того, что на протяжении длительного времени в правовом поле Советского государства не существовало таких понятий, как «политическое многообразие», «многопартийность». Более того, пресловутая статья 6 Конституции РСФСР 1978 года закрепляла господство одной политической партии: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза» [2].
Республика Марий Эл не была исключением. Правовая основа для активного формирования политических партий получила закрепление в Конституции Республики Марий Эл 1995 года [3]. За 20 лет образованы и с разной степенью активности и популярности действуют более 20 политических партий. Они принимают участие в политической жизни республики, в том числе в избирательных компаниях всех уровней. Наиболее влиятельными следует назвать региональные структуры политических партий «Единая Россия», «Либерально-демократическая партия России»,
Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015
«Коммунистическая партия Российской Федерации», «Справедливая Россия».
Успешность деятельности партии и поддержка её гражданами республики становится наиболее показательной через призму выборов. Так, в Государственном Собрании сегодняшнего состава из 52 депутатов 46 человек являются представителями партии «Единая Россия», которые образовали самую многочисленную фракцию. Кроме единороссов, в марийском парламенте зарегистрированы фракции КПРФ, представленная 4 депутатами, и ЛДПР, включающая двух депутатов.
Члены политических партий осуществляют свою деятельность открыто и гласно, при необходимости проводя свои акции (митинги, демонстрации), все более активно вступают во взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления.
Среди других институтов гражданского общества в Республике Марий Эл необходимо отметить широкий спектр общественных объединений различной направленности. На протяжении всех 95 лет в республике создавались и действовали добровольные формирования граждан, объединяющие своих членов по признакам общности интересов: женские, детские, молодежные, ветеранские, творческие, спортивные, экологические и т. п. Одни работали системно и приобретали популярность, известность в обществе, другие быстро прекращали свою деятельность.
В полной мере развитие гражданского общества в Марий Эл связано с принятием Конституции республики 1995 года, двадцатилетие которой недавно было отпраздновано. Именно она положила начало многим демократическим преобразованиям, в том числе и институтам гражданского общества.
По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл на 1 октября 2015 года зарегистрированы на территории Марий Эл 391 общественная организация (включая общественные движения, региональные отделения политических партий) и 144 религиозные организации.
Многие общественные объединения своей активной деятельностью добились широкой известности в Марий Эл и за ее пределами, и без них сегодня невозможно представить гражданскую палитру республики. К их числу следует отнести Межрегиональное общественное движение «Всемарийский Совет - Мер Канаш», общественную организацию «Региональная национально-культурная автономия татар Республики Марий Эл», Марийские региональные отделения общероссийских общественных организаций союза писателей, союза композиторов, союза художников,
11
Образование Марийской автономной области
союза журналистов, Марийскую республиканскую организацию Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. С 2007 года стремительно набирает популярность Марийское региональное отделение Ассоциации юристов России, собравшее всю юридическую элиту республики.
Деятельность перечисленных и ряда других общественных объединений свидетельствует о постепенном улучшении гражданского климата в Республике Марий Эл, формировании механизма взаимодействия гражданского общества и государства.
В структуре современного гражданского общества все более заметную роль стали играть общественные палаты субъектов Российской Федерации [5, с. 18].
В этой части с 2009 года уверенно заявляет о себе Общественная палата Республики Марий Эл, которая стала, по сути, проводником интересов граждан, общественных организаций в диалоге с органами власти. Она сформирована из представителей различных общественных организаций. Например, в сегодняшнем, третьем ее составе представлено 27 общественных организаций, осуществляющих свою деятельность в республике. С точки зрения представительства общественных интересов Общественная палата затрагивает практически весь спектр основных институтов гражданского общества: объединения ветеранов, инвалидов, профессиональные союзы, союз предпринимателей, национально-культурные движения и т. д., - что существенно влияет на широту охвата социально значимых проблем, поднимаемых Палатой.
Общественная палата успешно выполняет свою главную функцию - обеспечение согласования общественно значимых интересов граждан и общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления для решения наиболее важ-
ных вопросов экономического и социального развития республики, совершенствования механизма контроля и учета общественного мнения при принятии решений властными органами, содействия процессу формирования институтов гражданского общества.
Краткий анализ гражданских институтов в республике показывает, что сегодня, в год своего 95-летнего юбилея Марий Эл находится в русле общемировых тенденций развития гражданского общества. В ней на современном этапе созданы условия для конструктивного диалога органов государственной власти с гражданским обществом, функционируют все его ключевые институты.
Литература
1. Конституция (Основной закон) СССР, утв. чрезвычайным VIII съездом Советов СССР 5 дек. 1936 г. // Известия ВЦИК СССР. 1936. 6 дек.
2. Конституция РСФСР, принятая на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР 12 апр. 1978 г. М.: Юрид. лит., 1978.
3. Конституция Республики Марий Эл от 24 июня 1995 года // Марийская правда. 1995. 7 июля.
4. Михеева Т. Н. Об актуальных тенденциях в правовом регулировании статуса Общественной палаты Российской Федерации // Юридический мир. 2013. № 5.
5. Михеева Т. Н., Яичникова Ю. С. Общественные палаты субъектов Российской Федерации: новые тенденции и перспективы // Юридический мир. 2015. № 1.
6. Михеева Т. Н., Яичникова Ю. С. Гражданское общество в Республике Марий Эл: основные институты и особенности // Основные тенденции развития институтов гражданского общества. Сборник статей по материалам Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием 31 октября 2013 года. Йошкар-Ола, 2013.
7. Михеева Т. Н., Горнев Р. В. К вопросу о формировании общественных советов при органах местного самоуправления // Российская юстиция. 2015. № 8.
T. N. Mikheeva
historical and legal aspects of civil society’s development in the republic of mari el
In the article the historical and legal analysis of the origin and development of civil society’s institutions is represented in the Republic of Mari El. Main elements and civil society’s modern components of the period of the Mari Autonomous Region’s formation are shown.
Key words: civil society, government, associations, democracy.
MIKHEEVA Tatiana Nikolaevna - Doctor of Law, Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law, Dean of the Law Faculty, chairman of the Public Chamber of the Republic of Mari El, the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: [email protected]
12
Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015