Научная статья на тему 'История правозащитного движения в России как образовательный и воспитательный компонент'

История правозащитного движения в России как образовательный и воспитательный компонент Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1143
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лушин А. И.

В статье рассматриваются этапы становления правозащитного движения в России 1960— 1980-х гг., показывается необходимость использования материалов его истории в образовательной и воспитательной деятельности учебных заведений в целях формирования у учащихся историко-правового сознания гражданственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of formation of human rights movement in Russia in the 60s—80s of the previous century are considered in the article. The necessity to use the materials of the movement history in activities of educational institutions is emphasized. The author indicates exact topics in academic courses of history and law studying which the teacher has an opportunity to utilise materials of opposition movement history with the purpose of formation of historical and legal conscience and civicism in students.

Текст научной работы на тему «История правозащитного движения в России как образовательный и воспитательный компонент»

№ 4,2GG3

тетные направления работы по патриотическому воспитанию на территории региона, используя научную базу.

Одной из форм такой работы является создание на территории региона военно-патриотических, спортивных, профильных клубов, клубов по месту жительства, социальных служб, которые должны стать базами, с одной стороны, реализации системы мероприятий исторической, досуговой, спортивной, патриотической направленности, а с другой — получения первых профессиональных навыков подготовки к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Данный подход позволил пересмотреть деятельность государственных структур по организации социальных учреждений

патриотической направленности через призму их взаимодействия с воинскими частями, военно-учебными заведениями, военкоматами, разработать программные мероприятия по организации совместной работы по патриотическому воспитанию молодежи допризывного и призывного возраста.

Системный подход к реализации процесса патриотического воспитания в регионе отражает важнейшие пути совершенствования процесса воспитательного воздействия и наиболее приоритетные направления этого процесса с учетом динамики развития, комплексного решения проблемы на основе консолидации деятельности заинтересованных структур и организаций.

Поступила 04.08.03.

ИСТОРИЯ ПРАВОЗАЩИТНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

А.И. Лушин, зам. директора Средне-Волжского филиала Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, доцент

B статье рассматриваются этапы становления правозащитного движения в России 1960— 1980-х гг., показывается необходимость использования материалов его истории в образовательной и воспитательной деятельности учебных заведений в целях формирования у учащихся историко-правового сознания гражданственности.

Stages of formation of human rights movement in Russia in the 60s—80s of the previous century are considered in the article. The necessity to use the materials of the movement history in activities of educational institutions is emphasized. The author indicates exact topics in academic courses of history and law studying which the teacher has an opportunity to utilise materials of opposition movement history with the purpose of formation of historical and legal conscience and civicism in students.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству. Поэтому образовательная политика должна учитывать следующие тенденции:

— ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

— возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рам-

ках международного сообщества, что требует формирования у молодого поколения современного мышления.

В основных документах, определяющих цели, задачи, ориентиры образования, — Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования, Федеральной программе развития образования — актуализируется проблема формирования историко-правового сознания, гражданственности молодого поколения. Ее содержание в соответствии с современным видением раскрывается в Концепции модернизации российского образования.

© А.И. Лушин, 2003 125

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Формирование нового мировоззрения и его реализация в жизнь — сложная задача нашего времени. Она в большей мере решается в процессе исторического познания, отражающего прошлое во всех его многообразных проявлениях. В связи с этим особенно актуальными становятся выработка у обучаемых умения транслировать историческое знание, воспитание культуры научного мышления.

Школа — общеобразовательная и профессиональная — является важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Однако устаревшее содержание образования не обеспечивает ее выпускникам фундаментальных знаний (важнейших составляющих стандарта образования наступившего века), и прежде всего базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Отсюда одна из главных задач российской образовательной политики заключается в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Внимательное отношение к жизни прошедших поколений составляет образовательную и воспитательную цель в работе с молодежью. Необходимость осмысления роли культурной памяти — важнейшая проблема современного российского общества, ибо историческое и культурное беспамятство обрывает связь, соединяющую поколения.

В свое время наш соотечественник Н.Ф. Федоров в известном труде «Философия общего дела» представил проект восстановления культурной памяти и уважения к прошлому. В противном случае, писал он, возникает «стадное сознание» и порождается новое варварство. Проект русского мыслителя не потерял своей актуальности в современной российской ситуации, когда стратегической задачей общества становятся поиск правды, уважительное обращение к прошлому.

Реализация важнейших задач воспитания — формирования у молодежи

гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры — возможна прежде всего через усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся. Именно такими дисциплинами являются история и право.

Правозащитное движение в нашей стране — малоизвестная страница ее истории. В книге «Власть и правозащитное движение в СССР: (Историко-правовой аспект)» (Саранск, 2002) мы попытались восполнить исторический пробел и предложить научно выверенный материал для объяснения этого действительно уникального явления недавнего исторического прошлого. Обусловленное множеством социально-экономических и политических факторов, оно имеет глубокие исторические корни.

В истории цивилизации идея прав человека выросла из философии гуманизма эпохи Возрождения. Первые буржуазные революции провозгласили декларации, подчеркивающие абсолютную и безусловную ценность каждого человека, закрепляющие свободу и равенство людей. Принятие этих документов означало политико-юридическое конституи-рование идеи прав человека, которыми он должен обладать уже в силу того, что является человеком. В преамбуле Декларации прав человека и гражданина, провозглашенной Национальным собранием Франции в 1789 г., говорится, что единственной причиной общественных бедствий и порчи правительства было забвение или презрение прав человека, декларация таких прав будет постоянно напоминать о них членам общества и аппарату власти, давать людям критерии оценки действий правительства и служить тому, чтобы требования граждан обращались к поддержанию конституции и всеобщему счастью (см.: Сборник документов по истории Нового времени стран Европы и Америки. М., 1980. С. 96—98).

С принятия названных документов началась история прав человека. В дальнейшем они закрепились в конституциях государств, избравших для себя путь либеральной демократии, и благодаря

№ 4,2003

этому не только оказались идеологическими и политико-правовыми требованиями, но и приобрели качество юридической обязательности. Выделение этих разновидностей прав человека связано с присущим либеральной демократии разграничением между гражданским обществом и политической властью, государством. Концепция либеральной демократии предполагает существование такого общества, которому свойственна самостоятельная и свободная от опеки, жесткого контроля со стороны государства жизнь. Как член гражданского общества и как участник политической жизни человек в этих условиях обладает следующими правами: на неприкосновенность личности и жилища, свободу совести, мысли и убеждений, включающие и свободный обмен ими, на ассоциацию с другими людьми, свободу собраний, равный доступ к государственной службе, участие в управлении своей страной непосредственно или через представителей.

«Второе поколение» прав человека (социально-экономические права) формируется в XX в. В отличие от гражданских и политических прав они выражают уже не свободу и автономию человека по отношению к обществу и аппарату политической власти, а главным образом заботу общества о человеке, государства — о гражданах. Требование к такой заботе предполагает разные идеологические основания. Оно может опираться на идею государства всеобщего благоденствия или социального государства либо быть результатом реализации социалистических идей, выражая присущий им акцент на коллективистские начала в общественной жизни. В число главных форм юридического выражения этого требования входят социально-экономические права на труд, материальное обеспечение в старости и в случае угрозы потери трудоспособности, на образование и др.

В связи с появлением идеи прав человека происходят существенные изменения в правосознании людей, а когда эти права становятся реальностью, — в самой общественной жизни. Высшими ценностями правовой культуры оказываются теперь не закон и порядок, а досто-

инство человека, свобода и равенство людей, выражающие их права. Последние не даруются человеку щедрой политической властью, а лишь признаются и обеспечиваются ею, что является важнейшей задачей власти. О признании уникальной значимости для людей феномена прав человека свидетельствует то, что они зафиксированы международным сообществом в многочисленных документах. Основные из них получили наименование Международной хартии прав человека. Это принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщая декларация прав человека, а также утвержденные Генеральной Ассамблеей на XXI сессии 16 декабря 1966 г. Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экологических, социальных и культурных правах.

Реализация прав человека в нашей стране имеет качественное своеобразие. В советском государстве существовала особая концепция правового статуса личности, гражданина: человек (личность, гражданин) рассматривался как труженик-коллективист, участник некоего общего дела, которое делается по мудрому предначертанию политической власти, под ее руководством и контролем. Таким общим делом были построение основ социализма, коллективизация, индустриализация, укрепление социализма и построение коммунизма, выполнение пятилетнего и семилетнего планов, продовольственной, жилищной программы, борьба с алкоголизмом и т.п. Во всех случаях человек оказывался в роли, определявшейся как «винтик государственного механизма», «трудовой резерв», «человеческий фактор», «производительная сила» и т.п. Выступая в такой роли, человек всегда служил чему-то сверхличному, далекому от его собственных интересов и потребностей. Следует отметить, что противостояние власти и общества неизменно сопутствовало становлению российской государственности. Конкретное его проявление до недавнего времени объяснялось лишь через призму упрощенных догматов о классах и классовых антагонизмах.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Период после октября 1917 г. в стране характеризовался постепенным перерождением революционной диктатуры в тоталитарный режим. Борьба за лидерство после смерти Сталина, робкие попытки реформирования, разоблачение культа личности, начало реабилитации его жертв вызвали пробуждение духовной жизни и свободомыслия. Комплекс новаций середины 1950—1960-х гг., получивший потом название «оттепели», породил в обществе большие надежды. Важнейшим результатом реформирования и десталинизации явились изменения в ментальности и общественном сознании на идеологическом, социальнопсихологическом и нравственном уровнях, что в значительной степени отразилось на образе мыслей и поведении творческой интеллигенции, наиболее активную и деятельную часть которой стали называть «шестидесятниками», «детьми XX съезда». Именно они пронесли идеалы демократии через время застоя.

В конце 1960 — начале 1970-х гг. к власти пришло новое поколение руководителей, новый господствующий класс, который превратился в замкнутую касту. По мере того как истощались ресурсы государства и разрасталась бюрократия, «государство пухло, а народ хирел» (Ключевский В.О. Курс русской истории: Соч.: В 9 т. М., 1988. Т. 3, ч. 3. С. 12). Те, кто мог надеяться на профессиональный успех (а число их по мере роста образованности общества увеличивалось), теперь не находили применения своим способностям и энергии, поскольку такие важные каналы самоорганизации личности, как независимая политическая деятельность и предпринимательство, были закрыты, оставались лишь диссидентство и теневая экономика.

Патриархальная традиция подчинения и послушания власть имущим превратила знания и представления руководителей государства о мире в несомненный критерий официального политического знания. При отсутствии официальной оппозиции и идеологического плюрализма доминировали навязываемые обществу единомыслие и «всеобщее одобрение» политики партии и государ-

ства. Однако в любом обществе есть не только сознательные сторонники официально проводимой политики и индифферентные конформисты, но и несогласные с ней, выступающие против диктата идеологии, существующих политической системы и образа жизни. В 1970-х гг. они получили неофициальный статус «диссидентов», означающий инакомыслие, несогласие с официальной политикой. Представители власти определяли диссидентов как людей неуравновешенных, с отклонениями в психике, а иногда и просто платных агентов западных спецслужб.

Общественная жизнь середины 1960-х гг. ознаменовалась свертыванием демократических перемен «великого десятилетия» 1953—1964 гг., кампанией борьбы с субъективизмом и волюнтаризмом Н.С. Хрущева. Главное противоречие между властью и обществом, сложившееся в то время, заключалось в существующей политической системе и потребностях, запросах выросшего в интеллектуальном и культурном отношении населения страны. Реализовать эти объективные запросы власть не могла. Нарушение прав и свобод, зафиксированных в Конституции СССР 1936 г. (а затем в Хельсинских договоренностях), привело к зарождению движения, в основе которого была концепция защиты прав человека. Его появление было обусловлено системным кризисом, охватившим все стороны жизни советского общества. Важную роль в возникновении движения сыграл судебный процесс над московскими литераторами А. Синявским и Ю. Даниэлем, опубликовавшими свои произведения за рубежом.

Формирование идейно-нравственных основ правозащитного движения пришлось на период конца 1960-х — начала 1970-х гг. Он совпал с «пражской весной», попытками власти остановить преобразование политических институтов в Восточной Европе. События в Чехословакии весной — летом 1968 г. вызвали неоднозначную реакцию в советском обществе, значительная часть которого поддержала ввод войск стран Варшавского Договора в ЧССР. Однако были и недо-

111!111Й1И1!Ш № 4,

вольные. Наиболее известным выступлением в защиту суверенитета Чехословакии стала акция 25 августа 1968 г. на Красной площади в Москве.

Особенностью данного этапа явились так называемые подписантские кампании в защиту осужденных писателей, «самиздатчиков» Ю. Галанскова, А. Гинзбурга и др., а преобладающей формой протеста — письма в различные правительственные инстанции. В этих кампаниях принимали участие прежде всего представители творческой интеллигенции и научные работники. Следует отметить, что требования соблюдения Конституции СССР, защиты свободы выдвигались не только в Москве, но и в ряде других городов страны.

При отсутствии формальных структур в движении основой его консолидации стали каналы распространения самиздата. Наиболее видное место в нем занимает «Хроника текущих событий» (1968 г.). Она была своеобразной летописью движения, помогала распространять идеи правозащитников среди участников национальных и религиозных движений.

Активизация деятельности правозащитников в конце 1960-х гг. привела к усилению репрессий против диссидентов. Это «фронтальное» наступление стимулировало возникновение в 1969 г. качественно нового для советской политической жизни явления — первой правозащитной ассоциации, так называемой Инициативной группы защиты прав в СССР. Деятельность группы сводилась к расследованию фактов нарушения прав человека, требованиям освободить узников совести и заключенных из специальных психиатрических больниц и т.д. Характерной особенностью этого этапа развития движения была попытка поиска путей улучшения социалистического строя. Так, А. Сахаров, В. Турчин, Р. Медведев в письме руководству страны 19 марта 1970 г. писали о необходимости глубокой демократизации общественной жизни в стране, укрепления социалистического строя, сохранения и упрочения руководящей роли КПСС во всех областях жизни общества (см.: Хроника текущих событий. 1970. Вып. 13. С. 391).

После подписания Хельсинского заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (август 1975 г.) наступил период некоторой либерализации в отношении инакомыслия в стране. Это способствовало созданию 12 мая 1976 г. группы содействия Хельсинским соглашениям в СССР — Московской Хельсинской группы (МХГ). Ее появление означало начало нового периода, получившего название «хельсинский». МХГ взяла на себя сбор и анализ информации о нарушениях прав человека в СССР и стала связующим звеном между различными группами и движениями инакомыслящих, она сыграла заметную роль в становлении движения не только в РСФСР, но и в других союзных республиках. На Украине, в Литве, Грузии, Армении также возникли Хельсинские группы (1976 г.). При МХГ была создана рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях, значительно активизировалась работа по защите прав верующих. В конце 1970-х гг. появляются и другие группы правозащитной направленности: «Право на эмиграцию», «Выборы-79», «Группа разделенных супругов».

Период конца 1970-х — начала 1980-х гг. ознаменовался новым наступлением властей на правозащитное движение, сопровождавшимся арестами и высылкой его активистов за пределы страны. В сентябре 1981 г. в журнале «Коммунист» заместитель Председателя КГБ СССР С. Цвигун писал о разоблачении и обезвреживании антиобщественных элементов, маскировавшихся под «правозащитников и поборников демократии», и констатировал, что правозащитное движение в стране перестало существовать (см.: Цвигун С. О происках империалистических разведок // Коммунист. 1981. № 14. С. 98).

Уже в период так называемой перестройки на смену правозащитным группам пришли политические клубы, а затем народные фронты, начался процесс постепенного становления многопартийной системы. К 1987 г. в связи с изменением политического курса страны и ам-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

нистией большинства политзаключенных движение вступило в новый этап: оно уже не носило правозащитного характера и обрело иные формы.

На протяжении всей истории возникновения и развития правозащитного движения выкристаллизовывались его идейно-нравственные принципы: защита легальными средствами прав человека и гражданина, легальность и гласность действий. Стремление оставаться в рамках советских законов и требование их полного, а не формального исполнения отличали правозащитников от других диссидентов. Основополагающим принципом был отказ от всех видов политической борьбы, участия в борьбе за власть и политической оппозиции. Участники движения исходили из признания безусловной ценности человеческой жизни. Неотъемлемой частью их идеологии была борьба за реализацию ст. ст. 9 и 14 Пакта о гражданских и политических правах, которые предусматривают право на свободу, личную неприкосновенность, процессуальные права граждан в случае лишения свободы, презумпцию невиновности, соблюдение норм судопроизводства и т.д. К сожалению, советское государство не посчитало нужным протянуть руку правозащитникам и сделало все возможное для разгрома и ликвидации движения. Говоря о его роли, следует подчеркнуть, что впервые в отечественной истории сложилась и выдержала многие испытания линия общественного протеста против высшей власти и государства.

Представляется, что использование в преподавании истории, правоведческих дисциплин такого феномена, как правозащитное движение, подготовлено самим временем. Проблемы историко-правового познания в современных условиях заключаются в исследовании логики развития общества и его законов, единства и многообразия исторического процесса, проблем смысла истории и права, социального прогресса, исторического времени и пространства. Историко-правовое познание определяет теоретическую реконструкцию прошлого, устанавливает истинность фактов, помогает независи-

мо, объективно рассматривать историкоправовой процесс.

Следует отметить, что в сфере образования складывается система формирования историко-правового сознания молодежи. Так, возникли инновационные типы образовательных учреждений, ориентированных на историческое, обществоведческое, правовое образование, формирующее систему знаний об истории человеческого общества, месте в ней России, ее специфике в выполнении общечеловеческой миссии по сохранению культуры народов мира, особенностях формирования правовых институтов в стране. Например, в Саранске действуют экономико-правовая гимназия № 23, Республиканская многопрофильная академическая гимназия и другие образовательные учреждения, основной направленностью которых служит историкоправовое образование. Гимназия № 23 является Федеральной экспериментальной площадкой по созданию и стабильному функционированию в школе правового и воспитательного пространства — педагогической модели гражданского общества. Граждановедение стало концептуальной основой деятельности Енгалы-чевской средней школы Дубенского района, средней школы № 24 Саранска.

Заметим, что уже в середине 1990-х гг. в ряде учебных программ, учебных пособий произошли позитивные изменения и проблема прав человека, история правозащитного движения стали находить в них свое отражение. Это касается учебных пособий В.П. Дмитриенко, В.Д. Еса-кова, В.А. Шестакова «История Отечества. XX век. 11 класс» (М., 1995) и

В.П. Островского, В.И. Уткина «История России. XX век. 11 класс» (М., 1995) и др. Наиболее полно указанные вопросы освещены в учебнике А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной «История Отечества» для 11-го класса (М., 2002), в теме «Рост оппозиционных настроений (диссидентство и правозащитное движение)», а также в учебнике «История России» для 9-х классов общеобразовательных учебных заведений в теме «Общественная жизнь в середине 60-х — середине 80-х годов».

ІІІІІІІІІІІІИ № 4,

Немаловажное место названная проблема занимает в учебнике «Теория государства и права» для студентов высших учебных заведений (под ред. М.М. Рас-солова, В.О. Лучина, Б.С. Эбззева. М., 2000). Органично она вписана в курс лекций «Теория государства и права» (под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2000), представлена в некоторых других изданиях. Однако анализ изданий по истории, обществознанию, истории государства и права России показывает, что курсы по истории, праву, обществозна-нию пока предоставляют недостаточно возможностей для более широкого ознакомления молодежи с такими явлениями нашей истории, как диссидентское, правозащитное движение.

Обновление содержания преподавания истории, права — сложный процесс, затрудненный наличием идеологических штампов, недооценкой некоторых событий, фактов в отечественной истории, отсутствием объективных источников информации. В ряду таких событий — правозащитное движение в России. Оно должно найти отражение в учебных программах, учебниках нового поколения, вариативном базисном учебном плане. Изучение истории правозащитного движения учащимися и студентами станет важным фактором формирования объективного исторического мышления и правосознания молодежи, составной частью гражданского образования.

Поступила 31.10.03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.