Научная статья на тему 'Роль государственных корпораций в механизме финансирования инноваций и модернизаций экономики России'

Роль государственных корпораций в механизме финансирования инноваций и модернизаций экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
734
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синников Ю. В.

В статье рассматривается история возникновения и становления такой формы собственности, как государственная корпорация, а также современное состояние и проблемы развития этого института как инструмента для реализации инновационной политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государственных корпораций в механизме финансирования инноваций и модернизаций экономики России»

Синников Ю.В.,

соискатель

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИИ В МЕХАНИЗМЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ И МОДЕРНИЗАЦИЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

В статье рассматривается история возникновения и становления такой формы собственности, как государственная корпорация, а также современное состояние и проблемы развития этого института как инструмента для реализации инновационной политики государства.

В принципе, госкорпорации создаются там и тогда, когда проблема кажется

для бизнеса рискованной, а ее необходимо решать. А. ЗЕЛЬДНЕР, доктор экономических наук, профессор

(Институт экономики РАН) страхованию вкладов является прообразом аналогичной организации, вот уже более 70 лет успешно работающей на рынке банковских услуг США.

В России государственная корпорация -это новая форма некоммерческой организации, которая не была предусмотрена ни Гражданским кодексом РФ, ни Федеральным законом «О некоммерческих организациях» вплоть до внесения в него в 1999 г. дополнений в виде ст. 7.1 «Государственная корпорация». В соответствии с этой статьей государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для исполнения социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

В рамках исследования исторического аспекта необходимо отметить, что общепризнанными первыми

предшественниками и прототипами современных акционерных обществ -корпораций являются английская Ост-Индская компания (1600 г.) и голландская Ост-Индская компания (1602 г.) [2].

Значительный капитал, востребованный заморской торговлей, обуславливался несколькими факторами:

• ревнивым отношением правительства Испании к купцам других государств,

Последние десятилетия XX в. стали временем перехода многих стран Запада на инновационный путь развития, от сырьевой экономики к «экономике знаний», где основным фактором успеха становятся конкурентные преимущества в области уникальных, недоступных другим знаний, создание на их основе принципиально новых, инновационных продуктов, процессов и технологий и введение их в общественный оборот [1].

В последнее время РФ, выделяя приоритетные направления и

концентрируясь на их развитии, одновременно предпринимает попытки позиций эффективного по аналогии с бизнес-создавая под каждое отдельную проектную форме государственной корпорации. В рамках такой политики и была предпринята попытка прорыва в различных областях экономики страны путем создания отдельных

государственных корпораций. Стоит отметить, что такая форма собственности, как корпорация, - это не исконно российское изобретение, поскольку аналогичные формы государственных предприятий существовали, к примеру, в Великобритании с конца 1940-х до середины 1980-х гг. в основном в сфере промышленных производств, а российская государственная корпорация Агентство по

выступать с собственника, процессами, направление компанию в

заставлявшим купцов объединяться для противопоставления силе;

• враждебностью туземцев, которая заставляла обеспечивать торговлю военной силой;

• дороговизной морских судов и их вооружения;

• рискованностью торговли, место

деятельности которой было весьма

отдалено от хозяев и отрезано от

постоянного с ними общения.

С начала XVII века в Голландии и Англии, а потом и во Франции образуется ряд акционерных корпораций, под именами Ост-Индской, Вест-Индской, Суринамской, Канадской и т.п. Эти

корпорации возникали не иначе, как с разрешения правительства в каждом отдельном случае. Проникнутые

административным надзором, преследуя политические цели расширения

государственной территории, они носили публичный характер, являлись как бы отраслями государственного хозяйства [3].

В России истоки акционерной формы относят к ХУП-ХУШ вв. Но впервые интерес к акционерному движению появлялся в России еще при Алексее Михайловиче Тишайшем (династия Романовых), которому был представлен проект организации крупной корпорации для производства китоловного промысла и добывания сала.

Первой акционерной корпорацией в древней Руси, можно считать учрежденную 24 февраля 1757 г. «Российскую в Константинополе торгующую компанию». В современной же России первой стала госкорпорация «Агентство по

реструктуризации кредитных

организаций», созданная в 1999 году в соответствии с законом о

реструктуризации кредитных организаций, а вторая в конце 2003 году, когда был принят закон о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. Всплеск появления

госкорпораций пришелся на 2007 год, когда в стране появились значительные резервные фонды.

Созданные в 2007 году государственные корпорации глубоко различны по своим

задачам, функциям, базовым принципам деятельности и могут быть условно разбиты на три основные группы[4]:

1. Внешэконобанк - компенсация «провалов» как рынка, так и государственной системы управления, формирование финансовых институтов развития в виде госкорпораций.

2. Фонд содействия реформированию

ЖКХ, «Олимпстрой» - повышение эффективности и гибкости

административной системы, «аутсорсинг» отдельных функций государственных

органов управления на уровень госкорпораций.

3. «Росатом», «Ростехнологии» -

повышение конкурентоспособности

отдельных стратегических секторов (отраслей), обеспечение национальной

безопасности, реструктуризация и консолидация соответствующей

государственных активов.

4. «Роснано» - обеспечение

коммерциализации разработок

наноиндустрии и координация

инновационной деятельности в сфере наноиндустрии.

Гендиректор государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов»

Александр Турбанов в свое время определил одну из основных причин создания государственных корпораций: «Есть сферы, где рыночные институты не могут и не стремятся работать, где деятельность, по сути, неприбыльна, а конкуренция отсутствует. И в этих сферах государству для реализации определенных целей своей политики

оказались нужны специальные организации».

В мировой практике госкорпоративная поддержка наблюдалась в основном в телекоммуникациях, энергетике,

машиностроении и сетевых сегментах.

Госкорпорации создаются под текущие, масштабные экономические задачи и по своей концепции представляют собой более эффективную форму управления активами, чем Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП), а в чем-то и акционерные общества (АО), поскольку

извлечение прибыли не является для них основной целью, и они реинвестируют в собственное развитие.

До 2001-2005 года были в основном статусы ФГУП и ОАО. Рассматривая их в качестве одной их форм хозяйствования, можно отметить следующие преимущества и недостатки. К преимущественной стороне ФГУП относится: тотальный

контроль над активами, возможность не публиковать отчетность, к недостаткам: высокий уровень контроля со стороны правительства, проверки Счетной палаты, ответственность по обязательствам РФ, санкции со стороны иностранных государств. Наиболее известные примеры -«Рособоронэкспорт», «Почта России». К преимуществам же ОАО отнесем: относительную автономию от

правительства, возможность проводить операции на фондовом рынке (выход на 1РО, обмен акциями с партнерами). Недостатки: наличие обязательств перед миноритариями, необходимость

публикации отчетов, внешнего аудита, риск банкротства, контроль со стороны государственных органов (ФНС, Генпрокуратура, Следственный комитет МВД). Наиболее известные и крупнейшие такие организации в России, имеющие высокую социальную ответственность и обязательства, как Газпром, Роснефть, РЖД, Транснефть, Аэрофлот.

Форма госкорпораций, по нашему мнению, совмещает преимущества ОАО и ФГУП. Статус некоммерческой

организации позволяет обходить заградительные барьеры на внутренних и внешних рынках (использование территорий дипмиссий, ограниченность публичности, право собственности на находящееся в управлении имущество). Госкорпорации не подпадают под надзор Счетной палаты и под действие закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Для всестороннего освещения темы данной статьи обратимся к опыту зарубежных стран, где понятие «государственная корпорация» существует в целом ряде государств, включая такие страны, как Великобритания, Канада, Италия, Индия, Корея и пр. При этом общим принципом является то, что государственные корпорации создаются на основании законодательных актов,

принимаемых парламентами государств, их советы директоров формируются правительством/парламентом, и они подотчетны парламенту или президенту страны. Например, США давно «идут не по рыночному пути», там более 200 лет уже используется такая форма. Один из ярких примеров - Федеральная корпорация страхования депозитов, созданная для преодоления последствий Великой депрессии. Существует несколько типов федеральных государственных

корпораций, находящихся в полной федеральной собственности, например Корпорация по кредитованию

сельхозпроизводителей федеральное

правительство владеет 100% капитала и имеет 100% голосов в совете директоров. В федеральных корпорациях со смешанным владением, США может владеть частью капитала или вообще не участвовать в капитале. Частная федеральная корпорация формально несколько отличается от корпорации, создаваемой государством, хотя она может иметь назначенных государством членов совета директоров и налоговые льготы, а его обязательства могут неявно гарантироваться

федеральным правительством.

Большое число государственных корпораций, как общенационального уровня, так и на уровне отдельных штатов, создано в Индии. Все они находятся в собственности правительства (страны или штата) и подконтрольны ему. Среди наиболее известных государственных корпораций можно назвать радио- и телевещательную корпорацию Индии, Индийскую корпорацию по страхованию жизни, Индийскую корпорацию по развитию электроники, региональные электротехнические корпорации и пр.

В Италии успешно функционируют национальная нефтегазовая корпорация, радиотелевизионная корпорация, созданная при Министерстве внешней торговли и коммерции и занимающаяся поддержкой деятельности итальянских компаний на зарубежных рынках. Значительное число государственных корпораций создано и функционирует в Малайзии, на Филиппинах, в Японии, Финляндии, Норвегии, Австралии.

По своему статусу наиболее близка к российским государственным корпорациям британская железнодорожная Network Rail - государственная «бесприбыльная корпорация без акционеров». В отношении контроля, осуществляемого за

деятельностью Network Rail, стоит отметить, что Министерство транспорта

Великобритании устанавливает набор показателей и их значения, которые должны быть достигнуты за счет выделяемых бюджетных ассигнований.

Контроль над деятельностью корпорации осуществляется на основе представления корпорацией отчетности в соответствии со статьей специального федерального закона. Состав такой отчетности вызывает ряд вопросов, которые на сегодняшний день остаются нерешенными. Не является секретом и тот факт, что возникающие трудности и сбои в деятельности госкорпораций являются следствием того, что только консолидация активов и наделение корпораций столь огромными средствами не решают автоматически проблему перехода к инновационному росту, это лишь самое начало процесса перестройки технологического базиса российской экономики, попытка вывода отраслей обрабатывающей промышленности из состояния деградации и застоя [5].

Практическая реализация целей,

поставленных перед корпорациями, трансформация предоставленных им материальных, финансовых и правовых возможностей в действительные технологические сдвиги будет зависеть от качества законодательной базы,

регулирующей деятельность корпораций, и качества управления предоставленным в их распоряжение финансовым и

материальным потенциалом.

Общегосударственные задачи, для выполнения которых они созданы,

решаются государственными

корпорациями главным образом экономическими методами. Одним из наиболее очевидных примеров разумного сочетания публично-правовых и частноправовых приемов воздействия на общественные отношения является деятельность государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». Но внедрение данной организационной формы допустимо и даже необходимо лишь на определенный промежуток времени (примерно 10-15 лет)[6]. В дальнейшем, исходя из ситуационной оценки экономической целесообразности,

госкорпорации должны последовательно продаваться частному бизнесу. Ведь, как известно еще из шумпетерианских изысканий, чрезмерная «атомизация» товаропроизводителей блокирует

принципиальные технологические

нововведения, поскольку в ее условиях потенциальные инноваторы не могут рассчитывать на прибыль от априори высокозатратных инноваций. Не секрет, однако, и то, что при уровне концентрации производства, подрывающем саму основу конкуренции, ослабляются и стимулы к нововведениям.

Конечно, госкорпорации нельзя идеализировать, и шансы на то, что именно их развертывание обеспечит прорыв России на лидирующие позиции в мирохозяйственном развитии, не стоит преувеличивать. Однако априорное отнесение такого рода структур к вторичной категории, явно

противоречащее международному опыту, лишь снижает эти шансы. Творческий же поиск адекватного возможностям госкорпораций места для них в системе совершенствуемых общественных

институтов представляется, безусловно, полезным и необходимым.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безрукова О., Елизаров В. Механизмы финансирования инновационной деятельности: возможности использования в России [электронный ресурс] / Электрон. текст. дан. - Режим доступа: - Ц^: http://www.clj.ru/discussion/state/52494/

2. Гущин В.В., Порошкина Ю.О., Сердюк Е.Б. Корпоративное право: учебник для юридических вузов. - М.: Эксмо, 2006.

3. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. - По изд. 1914 г. - М.: Спарк, 1994.

4. Симачев Ю.В., Кузык М.Г. Государственные корпорации: проблемы и новые возможности

[электронный ресурс] / Электрон. текст. дан. - Режим доступа: - Ц^:

www.asv.org.ru/agency/methodological/007

5. Зельднер А.Г. Госкорпорации в стратегии развития России// Вестник Института экономики РАН. - 2008. -К 4.

6. Курбатов А.Я. Обеспечение целевого использования имущества государственными корпорациями [электронный ресурс] / Электрон. текст. дан. - Режим доступа: иЯЪ: http://hse.ru/data/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.