Научная статья на тему 'Роль государственных бюджетных расходов в формировании финансовых ресурсов сельских товаропроизводителей'

Роль государственных бюджетных расходов в формировании финансовых ресурсов сельских товаропроизводителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хубаев Т.А.

В статье автор раскрывает роль и значение государственных бюджетных расходов в формировании финансовых ресурсов сельских товаропроизводителей. Показаны структура и параметры современной бюджетной поддержки сельского хозяйства; финансово-кредитный механизм реализации Государственной программы развития сельского хозяйства на 2008 2012 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государственных бюджетных расходов в формировании финансовых ресурсов сельских товаропроизводителей»

роль государственных бюджетных

расходов в формировании финансовых

ресурсов сельских товаропроизводителей

Т. а. хуБАЕв, кандидат экономических наук, доцент Горский государственный аграрный университет

Значение и влияние государственных бюджетных расходов на формирование финансовых ресурсов в современных условиях функционирования сельских товаропроизводителей трудно переоценить.

Через бюджет государство оказывает существенное влияние на экономику сельских товаропроизводителей, и в частности на их финансовое положение.

Государство, проводя стабилизационную финансовую политику в отношении сельских товаропроизводителей посредством своих бюджетных расходов, должно создавать условия для эффективного формирования финансовых ресурсов на микроуровне.

Прямые государственные бюджетные дотации и субсидии являются одним из основных источников финансовых ресурсов сельских товаропроизводителей и приравниваются к собственным. В то же время их параметры и структура определяются государственными органами власти и реализуются посредством соответствующего финансового механизма.

В последние годы наблюдаются положительные сдвиги в финансовой политике государства, направленной на снижение дефицита финансовых ресурсов у сельских товаропроизводителей. Однако структура и параметры современной бюджетной поддержки не обеспечивают в условиях глубокой деградации сельского хозяйства модернизации производства на современной научно-технической и технологической базе, корпоративные интересы собственников, инвестиционную привлекательность и коренное улучшение социальных условий жизни сельских тружеников.

Приведем динамику бюджетных субсидий и их влияния на формирование прибыли как основного источника собственных финансовых ресурсов по Российской Федерации и Республике Северная Осетия — Алания (табл. 1).

Система субсидий широко используется странами с развитыми рыночными отношениями для поддержки низкорентабельных и убыточных

производств, имеющих важнейшее значение для национальной экономики.

Между тем методологические подходы к дотированию сельскохозяйственных предприятий, принципы субсидирования до конца не проработаны и не способствуют созданию относительно равных условий функционирования сельскохозяйственных предприятий по регионам.

Выделение бюджетных расходов осуществляется без достаточного учета региональных особенностей функционирования сельского хозяйства, складывающихся средних издержек производства и конъюнктуры цен. Отсюда различные условия и возможности формировать финансовые ресурсы, возмещать за счет дотаций убытки по продукции, обеспечивающей национальную безопасность.

Так, если прибыль сельскохозяйственных предприятий до налогообложения по России в 2006 г. по сравнению с 2002 г. возросла в 80,7 раза, то по РСО — Алания убытки возросли в 8 раз, и только в

2002 г. получена прибыль. При этом за тот же период субсидии по России увеличились в 2,45 раза, а по РСО—Алания — всего на 22,2 %. Если размеры бюджетных субсидий по России динамично возрастали, опережая темпы инфляции, то по РсО — Алания в

2003 и 2004 гг. идет сокращение выделяемых субсидий, а в 2005 г. прирост составил всего лишь 4,3 %, т. е. с учетом инфляции только в 2006 г. наблюдается реальное увеличение сумм субсидий.

Прибыль по России, без учета прямых субсидий, за исследуемый период увеличилась в 1,92 раза, по РСО — Алания убытки возросли в 2,98 раза.

По сельскохозяйственным предприятиям в среднем по России от 48,7 до 100 % прибыли обеспечивается за счет прямых бюджетных субсидий, а по РСО — Алания только в 2002 г. вся прибыль обеспечена прямыми бюджетными дотациями, а в остальные годы бюджетные дотации были направлены на сокращение убытков от 23,6 до 50 %.

У а

= fA

4 63 ^ ю о

5 ® а

= I

о» I

я fS

3 ° § °

о ^ а ^

я п s «

» S о и ■ф я

Ig 3

а

s =

к s

4 са

X s

5

«

S

и

ю

^

и

х =

f*

ю

«

А В

Св *

S

Я =

S

£ ° S °

® «2

£

S °

S ° ® ^

©

£

И

HS *

о С

О со

сч а\ оо

сч о

н &

ЧО

Я

, то

чо

Н &

Ч S

<N ft

О

сч

ю I

ч

сч

ей

о

оо

н &

CS &

сч а\

ю &

I

ч

S «

В

3

о ю

ш д

§о -я м

о g.

N §

о 2

Ч ю

X 2

IE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^

ч 2 VD

Ö № О

" s

СЛ

СЛ ГЦ

p о

О Vp

о ^

4 2

£ g

ОН со

acew pqf?«

. о К ^гоЧ

О ü СМ

X

и

и

о

Я

§

X

го о es S чо о о es й

S S

См

Основной миссией сельскохозяйственных предприятий с точки зрения общенациональных интересов является обеспечение потребительского рынка дешевыми и высококачественными продуктами питания, а государству необходимо создать условия для достижения этих целей.

Прямые дотации на рубль затрат в растениеводстве в размере от 3 до 9 коп. и в животноводстве от 8 до 15 коп. и на рубль продаж в растениеводстве от 4 до 8 коп. и животноводстве от 12 до 19 коп. не оказывают существенного влияния на финансовые результаты, что и обусловило стабильно высокую убыточность основных отраслей. Параметры дотаций и субсидий, их структура подлежат радикальной корректировке для обеспечения вывода сельского хозяйства региона из финансового кризиса.

Федеральные бюджетные расходы отражают финансовые отношения, механизм их реализации и определяют основные направления бюджетной политики, структуру и параметры финансирования на региональном уровне.

Одним из определяющих нормативных документов, отражающим современную финансовую политику Российской Федерации по отношению к сельскому хозяйству на перспективу, является постановление Правительства рФ от 14.07.2007 №446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы».

Федеральные и региональные бюджетные расходы будут важнейшими источниками формирования финансовых ресурсов для сельских товаропроизводителей РСО — Алания как депрессивного региона на 2008 — 2012 гг. Фактически Федеральная программа развития сельского хозяйства реализуется субъектами Федерации, которые с учетом установленных Федеральными органами власти лимитов, региональных бюджетных возможностей разрабатывают прогнозные показатели бюджетных расходов по соответствующим направлениям.

Приведем основные мероприятия по реализации указанной выше программы по республике Северная Осетия — Алания (табл. 3).

Государственная бюджетная поддержка сельского хозяйства рсО — Алания за 2008 — 2012 гг. в номинальном исчислении составит 2 454 185 тыс. руб., из них доля финансирования из федерального бюджета — 49,19 % и регионального бюджета — 50,81 %, что, по

Таблица 2

Прямые дотации по РСО — Алания в основных отраслях сельского хозяйства за 2002 — 2006 гг., руб.

Показатель Год

2002 2003 2004 2005 2006

1. На рубль затрат:

в растениеводстве 0,09 0,05 0,06 0,06 0,03

в животноводстве 0,10 0,10 0,08 0,10 0,15

2. На рубль продаж:

в растениеводстве 0,08 0,06 0,06 0,06 0,04

в животноводстве 0,12 0,16 0,12 0,13 0,19

мнению автора, не раскрывает внутреннего содержания финансовой политики государства по отношению к сельским товаропроизводителям.

Если доля прямых федеральных бюджетных расходов на развитие растениеводства составляет 54,37 %, то на развитие животноводства — всего лишь 10,23 %. При этом субсидии на продукцию животноводства полностью предусматриваются из регионального бюджета.

Прямые субсидии из регионального бюджета прогнозируются на уровне — 67,23 %, что в условиях высокой дотационности республиканского бюджета ставит гарантии выполнения в зависимость от предоставления межбюджетных трансфертов центром.

Прогнозируемые темпы роста финансовой поддержки сельских товаропроизводителей региона по номиналу в 2012 г. по сравнению с 2008 г. из регионального бюджета составят 1,6 раза, а из федерального бюджета — 1,89 раза. При сохранении высоких темпов инфляции, складывающихся в экономике, прогнозируемые субсидии из бюджета должны быть пересчитаны с учетом коэффициента дефлятора.

Не отвечают интересам сельских товаропроизводителей структура и уровень бюджетных расходов на поддержание почвенного плодородия. Так, из 370 521 тыс. руб. всего 25 735 тыс. руб., или 6,9 %, составляют субсидии на приобретение минеральных удобрений. При этом удельный вес удобренной минеральными удобрениями площади во всей посевной площади региона составил в 2004г. — 25 %, 2005 — 20, 2006 — 30,1. За этот же период внесение минеральных удобрений в пересчете на 100 % питательных веществ на 1 га посева составило 15, 13, 17,6 кг, соответственно, что, по данным станции агрохимслужбы «Северо-Осетинская», более чем в 16 раз меньше, чем вносилось до начала рыночных реформ в регионе. По данным сводного годового отчета предприятий сельского хозяйства Минсельхозпрода РСО — Алания, затраты на приобретение минеральных удобрений составили 39 128 тыс. руб. в 2005 г. и 40 103 тыс. руб.

в 2006 г. Даже без учета инфляции выделяемых субсидий в среднем на год по программе республики в сумме 5 147 тыс. руб. составит от затрат 2005 г. 13,1 % и к затратам 2006 г. — 12,8 %. Темпы роста бюджетных расходов на указанные цели ориентированы на прогнозные уровни инфляции и реального увеличения их не предусматривается.

В течение 2008 — 2012 гг. из федерального и регионального бюджетов прогнозируется направить на развитие животноводства 499 445 тыс. руб., из них почти 90 % из регионального бюджета. Выполнение программы по финансированию животноводства во многом зависит от состояния региональных бюджетов и отношения органов власти к этой отрасли. Так, согласно принятому закону «О республиканском бюджете РСО — Алания на 2008 год» субсидии на продукцию животноводства заложены в размере 45 300 тыс. руб., или 75 % от предусмотренных программой сумм (60 300 тыс. руб.), тогда как данное направление финансирования прямо влияет на финансовые результаты деятельности сельских товаропроизводителей.

С учетом сложившегося уровня инфляции и планируемых темпов роста физического объема реализации продукции животноводства дотации должны быть увеличены минимум в 1,5 раза относительно утвержденных сумм.

для реализации программных установок по обеспечению финансовой устойчивости сельских товаропроизводителей в качестве экономического инструмента регулирования их доходов предусматривается субсидирование 2/3 процентной ставки рефинансирования по краткосрочным и инвестиционным кредитам. Предполагается при использовании данного кредитного механизма обеспечить доступность кредитных ресурсов на рынке капиталов, возродить значение банковского кредита как основного заемного финансового ресурса в реальном секторе экономики с эффективным механизмом контроля за их использованием.

Программой предусматривается субсидирование из бюджетов части процентных ставок по полученным кредитам за 2008 — 2012 гг. в размере 1 272 553 тыс. руб. (209 460+893 043+ 170 050). Выполнение данного направления государственной поддержки будет зависеть от финансовой стабилизации сельских товаропроизводителей, показателей кредитообеспеченности и кредитоспособности.

В региональной программе предусматривается выделение из бюджета 443,2 млн руб. на финансирование капитальных вложений по строительству и реконструкции мелиоративных систем, крупных

Таблица 3

Основные направления бюджетных расходов на финансирование сельских товаропроизводителей

по PCO — Алания на 2008 — 2012гг.,тыс. руб.

Направления расходов Республиканский бюджет Федеральный бюджет Всего за 2008 — 2012гг. Структура

2008 2009 2010 2011 2012 Всего 2008 2009 2010 2011 2012 Всего Республиканский бюджет Федеральный бюджет

1. Субсидии на поддержку элитного семеноводства, закладку и уход за многолетними насаждениями 9 000 14 000 16 000 18 300 20 400 77 700 13 300 13 850 14 813 15 285 15 750 72 998 150 698 51,56 48,44

2. Поддержание почвенного плодородия 30 102 31438 31139 32 831 34 613 160 123 35 100 41575 43 157 44 542 46 024 210 398 370 521 43,22 56,78

в том числе:

субсидии товаропроизводителям на приобретение минеральных удобрений 2 000 2 140 2 285 2 433 2 579 11437 2 500 2 675 2 857 3 042 3 224 14 298 25 735 44,44 55,56

субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации 3 600 3 800 4 100 4 400 4 700 20 600 0 0 0 0 0 0 20 600 100,00 0,00

3. Всего на развитие растениеводства 39 102 45 438 47 139 51131 55 013 237 823 48 400 55 425 57 970 59 827 61774 283 396 521219 45,63 54,37

4. На развитие животноводства 23 365 30 265 34 950 37 100 40 100 165 780 9 060 9 620 10 180 10 800 11420 51080 216 860 76,45 23,55

в том числе:

субсидии на поддержку племенного животноводства 13 145 18 015 22 840 24 700 27 500 106 200 6 000 6 500 7 000 7 500 8 000 35 000 141 200 75,21 24,79

мероприятия по развитию овцеводства и козоводства 4 220 6 250 6 110 6 300 6 500 29 380 3 060 3 120 3 180 3 300 3 420 16 080 45 460 64,63 35,37

5. Субсидии на животноводческую продукцию 60 300 49 887 53 488 57 370 61540 282 585 0 0 0 0 0 0 282 585 100,00 0,00

6. Всего на развитие животноводства 83 665 80 152 88 438 94 470 101 640 448 365 9 060 9 620 10 180 10 800 11420 51080 499 445 89,77 10,23

7. Всего прямых субсидий 122 767 125 590 135 577 145 601 156 653 686 188 57 460 65 045 68 150 70 627 73 194 334 476 102 0664 67,23 32,77

8. Повышение доступности кредитов 37 570 72 933 79 330 85 470 92 200 367 503 75 140 14 5860 15 8660 17 0940 184 400 735 000 1 102 503 33,33 66,67

в том числе:

субсидирование процентных ставок по краткосрочным кредитам 10 500 12 250 14 000 15 570 17 500 69 820 21000 24 500 28 000 31140 35 000 139 640 209 460 33,33 66,67

субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам 27 070 60 683 65 330 69 900 74 700 297 683 54 140 121360 130 660 139 800 149 400 595 360 893 043 33,33 66,67

9. Субсидии на возмещение части затрат по уплате процентных ставок по кредитам, полученным на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства 8 130 11000 11740 12 540 13 300 56 710 16 260 22 000 23 480 25 000 26 600 113 340 170 050 33,35 66,65

10. Снижение рисков в сельском хозяйстве. Субсидирование части затрат по страхованию посевов 1500 2 000 2 500 3 000 3 500 12 500 4 280 4 572 4 868 5 160 5 468 24 348 36 848 33,92 66,08

Субсидии на компенсацию части затрат по уплате лизинговых платежей 15 100 24 600 26 300 28 100 30 020 124 120 0 124 120 100,00

11. Всего государственной поддержки 185 067 236 123 255 447 274 711 295 673 1 247 021 153 140 237 477 255 158 271727 289 662 1207 164 245 4185 50,81 49,19

водохозяйственных объектов, имеющих межрегиональное значение, межхозяйственных мелиоративных систем и противоэрозийных гидротехнических сооружений, или 69,2 % всех субсидий, выделяемых на поддержание плодородия почв в республике.

В то же время программа не предусматривает финансирования из бюджета капитальных вложений на реконструкцию внутрихозяйственных оросительных систем. Следует учитывать, что многие мелиоративные системы в хозяйствах стали не пригодными к эксплуатации и для их восстановления необходимы крупные финансовые ресурсы. Без прямой финансовой поддержки из государственного бюджета сельских товаропроизводителей на указанные цели ожидать эффекта от бюджетных затрат на строительство и реконструкцию межрегиональных и межхозяйственных мелиоративных систем в ближайшей перспективе не следует. Финансирование капитальных вложений на развитие мелиорации должно быть комплексным, и в государственных бюджетных расходах одновременно необходимо предусматривать финансирование реконструкции и строительства как межхозяйственных, так и внутрихозяйственных мелиоративных систем и приобретение мелиоративной техники.

Учитывая высокую степень риска сельскохозяйственного производства, в финансовом механизме реализации программы предусматривается:

— во-первых, возмещение из государственного бюджета 40 % затрат сельских товаропроизводителей по уплате страховых взносов по страхованию урожая сельскохозяйственных культур;

— во-вторых, в расходах бюджета предусматривается возмещение 2/3 процентной ставки рефинансирования по краткосрочным кредитам, полученным сельскими товаропроизводителями на уплату страховых взносов по страхованию урожая. На эти цели из федерального и регионального бюджетов выделяется 36 848 тыс. рул.;

— в-третьих, по постановлениям Правительства РФ, из бюджета выделяются финансовые ресурсы на компенсацию убытков по чрезвычайным ситуациям (стихийным бедствиям). Только в 2006 г., по данным сводного годового отчета Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСО — Алания, из федерального бюджета на указанные цели поступило 11 199 тыс. руб., и в 2007 — 25 629,7 тыс. руб.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости корректировки бюджетных расходов в следующих направлениях:

1. Исходя из наличия финансового кризиса в большинстве сельскохозяйственных предприятий

установить субсидии на возмещение части затрат по приобретению минеральных удобрений сельскохозяйственным товаропроизводителям в твердых долях от общих затрат в размере не менее 30 %. Одновременно необходимо увеличить размеры субсидий до уровня, обеспечивающего 100 %-ный охват удобренной площади всех посевов в оптимальных дозах.

2. Заменить механизм субсидирования из бюджета 2/3 процентной ставки рефинансирования по кредитам на модернизацию и технологическое обновление сельскохозяйственной техники, машин и оборудования возмещением 30 % затрат на приобретение сельскохозяйственной техники отечественного производства. Предоставлять долгосрочные беспроцентные бюджетные кредиты на обеспечение первичного взноса по приобретению техники через Росагролизинг.

3. Для регионов с низким уровнем развития сельского хозяйства предусматривать дотации на продукцию животноводства в федеральных бюджетных расходах с гарантией выполнения принятых обязательств. Распространить дотации на производство кормов.

4. Бюджетные расходы на развитие сельского хозяйства необходимо осуществлять с учетом:

— ускоренного увеличения физического объема основных продуктов сельского хозяйства, обеспечивающих в перспективе продовольственную безопасность России;

— фактических ежеквартальных темпов инфляции на производственные ресурсы, потребляемые сельскохозяйственными предприятиями.

Не претендуя на абсолютность наших выводов, полагаем, что реализация указанных выше предложений будет способствовать повышению финансовой устойчивости сельских товаропроизводителей.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

2. Федеральный закон от 09.07.2002 №83 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

3. Постановление Правительства РФ от 14.06.2007 № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы».

4. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. Издание 2-е. — М.: Книжный мир 2007. — 860 с.

5. Гордеев А. В. АПК — экономика, управление. — 2008. — №2. — С. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Российская газета. — 2007. — № 271. — 4 декабря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.