Научная статья на тему 'Использование заемного капитала в экономическом обороте сельских товаропроизводителей региона'

Использование заемного капитала в экономическом обороте сельских товаропроизводителей региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хубаев Т. А.

В статье автор раскрывает следующие вопросы: заемные финансовые ресурсы в экономическом обороте сельскохозяйственных предприятий; коэффициент долговой нагрузки; соотношение заемного капитала и выручки от продаж; государственная программа развития сельского хозяйства; декапитализация собственных финансовых ресурсов сельских товаропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование заемного капитала в экономическом обороте сельских товаропроизводителей региона»

Финансы сельского хозяйства

использование заемного капитала в экономическом обороте сельских товаропроизводителей региона

Т.А. ХУБАЕВ, кандидат экономических наук, доцент Горский государственный аграрный университет

Сезонность сельскохозяйственного производства, неравномерность поступления денежных средств от реализации продукции в течение года предопределяют необходимость использования в экономическом обороте заемных финансовых ресурсов. При этом степень предпринимательского интереса определяется уровнем эффективности производительного использования заемных финансовых ресурсов. Трансформация экономической системы России и ее составляющей — агропромышленного комплекса привела к деформированию структуры и источников формирования активов сельских товаропроизводителей.

Заемные финансовые ресурсы в экономическом обороте сельскохозяйственных предприятий региона стали основным финансовым источником воспроизводственного процесса, что при низкой эффективности их использования привело к накоплению крупных долговых обязательств.

Использование преимущественно рыночного механизма и ослабление государственного регулирования доходов сельских товаропроизводителей стали решающим фактором устойчивой тенденции повышения доли заемного капитала в экономическом обороте, накопления крупных долговых обязательств и снижения эффективности сельскохозяйственного производства региона. Так, в 1990 г. сельскохозяйственные предприятия Республики Северная Осетия — Алания (РСО — Алания) получили чистой прибыли в действовавших ценах 96 646 тыс. руб., а в 2006 г. получено убытков 72 951 тыс. руб. Рентабельность в целом по финансово-хозяйственной деятельности в 1990 г. составила 36,7 %, а удельный вес убыточных хозяйств — 5,5 %. В 2006 г. убыточность достигла 13,5 %, а удельный вес убыточных хозяйств — 63,9 %.

К концу 2006 г. на балансе предприятий сельского хозяйства региона накопилось непокрытых убытков 704 729 тыс. руб., что более чем в 1,5 раза превышает выручку от продаж за 2006 г. Основная масса сельскохозяйственных предприятий региона оказалась некредитоспособной.

Производительное использование заемного капитала сельскими товаропроизводителями региона в основном убыточно и носит вынужденный характер с целью их выживания.

Рассмотрим состав и структуру заемных финансовых ресурсов, долговую нагрузку и уровень кредитозависимости предприятий сельского хозяйства Министерства сельского хозяйства РСО — Алания за 2002 — 2006 гг. (табл. 1).

За исследуемый период динамика собственных и заемных финансовых ресурсов отражает крайне негативные тенденции в структуре капитала. Так, одним из основных показателей финансовой зависимости предприятия является коэффициент долговой нагрузки [1]. Нормальное ограничение данного коэффициента К < 1. К концу 2006 г. собственный капитал в экономическом обороте был в 2 раза меньше заемного капитала (К = 2,033). Сокращение собственных финансовых ресурсов на 51,5 % при увеличении заемного капитала на 2 % по сравнению с 2002 г. и свидетельствует о де-капитализации собственных финансовых ресурсов и повышении кредитной зависимости сельских товаропроизводителей.

Только за исследуемый период отношение всего заемного капитала к выручке от продаж изменилось с 257,3 % в 2002 г. до 324,6 % в 2006 г. Для сравнения укажем, что в целом по РФ отношение кредиторской задолженности к выручке

а у

з

ч§

2006 г. к 2002 г. 48,56 80,89 | 102,04 210,12 113,19 88,91 147,88 96,27 137,23 110,70 70,36 99,08 174,28 74,6 134,6

значение | -760 691 -106293 | 29 182 1,06548 64 327 -52 965 112 443 4 849 -35 145 14 642 35 755 -111 260 -1448 27 166 67,29 32,27 0 ,4 4, -733 725 0,174

2006 г. 0 0 37,81 29,08 7,701 1,026 62,19 3,697 25,34 18,09 10,7 7 3 4,

значение | 718 176 449 813 | 1 460 088 2,033 552 019 424 600 112 443 6 7 9 4 908 069 53 973 369 957 264 102 156 297 63 740 324,60 201,88 6 0 2 150 002 0,679

2005 г. 0 0 37,02 27,71 7,547 1,763 62,98 3,913 27,89 17,48 10,51 3,18

(значение) 907 167 | 475 058 | 1 590 429 1,753 588 791 440 731 120 023 28 037 1 001 638 62 230 443 610 278 046 167 224 50 528 334,79 210,85 9, 8 2 464 721 0,655

2004 г. 0 0 36,66 28,66 6,56 1,45 63,34 4,14 25,92 7 3 9, 10,42 3,48

значение | 1 025 167 517 868 | 1 610 486 1,571 590 484 461 500 105 568 23 416 1 020 002 66 701 417 419 311 994 167 822 56 066 310,98 196,96 86,6 2 597 759 0,630

2003 г. 0 0 30,07 29,46 0,61 69,93 3,57 23,29 30,15 10,98 1,94

сумма | 1 293431 491 282 | 1 613 071 1,247 485 068 475 274 0 9 794 1 128 003 57 541 375 707 486 315 Ш Ш 31 263 328,34 229,60 СЛ 7, 9 2 874 139 0,574

2002 г. 0 0 34,08 8 3 3, 3 0,71 65,92 2,749 23,36 26,23 11,02 2,556

значение | 1 478 867 556 106 | 1 430 906 0,968 487 692 477 565 0 10 127 943 214 39 331 334 202 375 362 157 745 36 574 257,31 169,61 101,6 2 883 727 0,505

показатель Собственные капитализированные финансовые ресурсы, ты с. руб. |Выручка от продажи, тыс. руб. Заемный капитал, всего, тыс. руб. Коэффициент долговой нагрузки Долгосрочные обязательства, всего, тыс. руб. в том числе: займы и кредиты отложенные налоговые обязательства прочие долгосрочные обязательства Краткосрочные обязательства, всего, тыс. руб. в том числе: займы и кредиты поставщики и подрядчики задолженность по налогам и сборам внутренний долг прочие кредиторы Соотношение заемного капитала и выручки от продаж в том числе: по краткосрочным обязательствам Кредиторская задолженность к выручке от продаж по РФ, % Сумма активов, тыс. руб. Уровень кредитозависимости

от продаж к концу 2006 г. составило 106 %, или в три раза меньше показателя региона [2]. Возросла и кредитная зависимость сельских товаропроизводителей региона. Если в 2002 г. 50,5 % активов предприятий сельского хозяйства региона были сформированы за счет заемного капитала, то уже к концу 2006 г. - 67,9 %.

В составе заемных финансовых ресурсов значительный удельный вес занимает кредиторская задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами. Долговая нагрузка по этим обязательствам на рубль выручки к концу 2006 г. до-§ стигла 58,7 коп. Погашение ^ этих обязательств производится за счет добавленной

о

о стоимости, что при существе вующей доле материальных | затрат в выручке от продаж | затруднительно. Без увели-о чения доли добавленной § стоимости следует ожидать | дальнейшего усугубления ^ финансовой напряженнос-| ти. Хронический недоста-» ток собственных финан-| совых ресурсов, отсутствие ^ условий для эффективного 3 использования заемного ^ капитала стали одним из 2 основных факторов круп-| ных просроченных обяза-^ тельств.

Просроченные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, по кредитам и зай-

£

§ мам увеличивают давление £ на добавленную стоимость в | размере начисленных пени

и штрафов, что в конечном итоге ухудшает финансовую

ЦР устойчивость сельских това-

ропроизводителей.

предоставлять субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по следующим видам кредитов и займов:

— краткосрочные кредиты (займы), предоставляемые на срок до 1 года сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, на закупку ГСМ, запасных

зяйственной техники, минеральных удобрений,

о

Приведем динамику просроченных обяза- ^ тельств предприятий сельского хозяйства, охоты а и лесоводства по РСО — Алания (табл. 2).

За исследуемые 9 лет суммарная задолженность по обязательствам возросла более чем в 2 раза (211,3 %). Одновременно прямо пропорционально увеличивались и просроченные

долги (201,9 %). К концу 2006 г. удельный вес о

просроченных долгов достиг 63,5 % их общей О

в

суммы, в том числе просроченные кредиторские g

обязательства в общей их сумме к концу 2006 г. *

достигли 84,9 %. В целом по РФ эти показатели |

в 4,9 и 2,35 раза ниже. ч

Таковы исходные показатели долговой ®

нагрузки, кредитоспособности и платежной g дисциплины по основной массе предприятий

сельского хозяйства региона к началу принятия н очередного постановления Правительства РФ

от14 июля 2007 г. № 446 «О государственной *

программе развития сельского хозяйства и регу- |

лирования рынков сельскохозяйственной про- |

дукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 и

годы». Одной из целевых установок Программы g

является повышение финансовой устойчивости о

сельского хозяйства за счет мер по расширению ¡|

доступности кредитных ресурсов посредством «

субсидирования части затрат по уплате процентов ^

в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ. §

Рассмотрим финансовое обеспечение дан- ™

ного раздела программы на 2008 — 2012 гг. по Ц

РСО - Алания (табл. 3). |

Данным постановлением предполагается g

=

:= =

частей и материалов для ремонта сельскохо- о

средств защиты растений, кормов, ветеринарных §

препаратов и др. материальных ресурсов для |

проведения сезонных работ, на покупку молод- я

О

няка сельскохозяйственных животных, а также на уплату страховых взносов по страхованию сельскохозяйственной продукции;

— инвестиционные кредиты (займы), предоставляемые на срок до 8 лет на приобретение племенной продукции, закладку многолетних насаждений и виноградников, строительство,

2006 к 1998 г. % 211,3 201,9 -2,97 210,8 215,8 219,8 0,96 281,3 3,95 257,1 3,44 1,60 205,5 148,1 -18,23

2006 г. 1 019 900 647 500 | 63,49 804 100 549 800 289 800 | 52,71 93 200 | 16,95 117 600 21,39 68,37 207 800 | 97 700 47,02

2005 г. 1 062 104 613 768 | 57,79 885 806 506 336 203 567 | 40,20 83 133 | 16,42 105 210 20,78 57,16 176 298 | 107 432 60,94

2004 г. 1 060 549 648 322 | 61,13 855 127 533 193 250 131 | 46,91 86 194 | 16,17 128 432 24,09 62,35 200 348 | 112 633 56,22

2003 г. 1 146 026 791 629 | 69,08 953 874 667430 257 464 | 38,58 131926 | 19,77 220 530 33,04 7 ,9 9, 6 192152 | 124 199 64,64

2002 г. 917 854 658 482 | 71,74 779 748 577 520 239440 | 41,46 109 280 | 18,92 175 613 30,41 74,06 138 106 | 80 962 58,62

2001 г. 876 741 620 899 | 70,82 756 315 534 210 231925 | 43,41 104925 | 19,64 155347 29,08 70,63 120426 | 86 689 71,99

2000 г. 698 502 493 147 | 70,60 605 144 420 719 209 896 | 49,89 78 462 | 18,65 88 811 21,11 69,52 93 358 | 72 428 77,58

1999 г. 556 399 389 547 | 70,01 446 500 304 342 164 446 | 54,03 44 822 | 14,73 69 485 22,83 | 68,16 109 899 | 85 255 77,58

1998 г. 482 652 320 762 | 66,46 381 539 254 789 131 864 | 51,75 33 127 | 13,00 45 740 17,95 | 66,78 101 113 | 65 973 65,25

показатель Суммарная задолженность по обязательствам, тыс. руб. |в том числе просроченная Удельный вес просроченной задолженности, % Из суммарной задолженности: кредиторская задолженность всего, тыс. руб. в том числе просроченная |из них: поставщикам в % к просроченной кредиторской задолженности | платежам в бюджет в % к просроченной кредиторской задолженности в государственные внебюджетные фонды |в % к просроченной кредиторской задолженности Удельный вес просроченной кредиторской задолженности, % | Задолженность по кредитам банков и займам, тыс. руб. в том числе просроченная Удельный вес просроченных кредитов банков и займов

о о

ч Щ

3

л Ф

S

я

I

ч *

s I

л

о

IQ

а ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

х а

к у

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

47

<3 у

3

ч§

§

к

§ И

*

§

иу

ои'а и

В а« ои и

« 5

Ш

т * «

ЭоО

^ 2 ь е ог о в

V «

I 1

3 Ё

ст

и!

амо

в

н мо и

о ог с

2 в § воа не н ук еео

5 I I

ао - чи во^

§ (2 В

Н а и Н И ^ |й8

|8

о

¿£8 ^ £

£

" I £ о82 01 0 01

е

©

о М Й © с

со 3

2 м

сз со В

н

е

л

§ i

X

в

о

т

и

д

е

р

к

и

т

с

о

н

п

у

т

с

о д б. у

е р

и с.

н

е ы

ше н

ы о,

в о С г о т и

к

о в

тав

с

£ я i

нд

ее цр

о к р

п м е и н а в

о р

и

иди

ск б к

уб о

сп

к

о в

тав

с

2

ы н

нтн

е ц

о р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п е и н а в

о р

и

иди

с б

уб о

сп

2

ку

с че

по ич

м ^

о 8 вт та а

с н

* §

ы н

нтн

е ц

о р

п

те ам

& i

у ед

ор пк

2 а

ск

чес

и

8 X

л Л

И

0

1

о

ч я О

н о

о =

X 3

к

У

реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов, объектов животноводства и кормопроизводства, хранилищ продуктов переработки и хранения сельскохозяйственной продукции и т. д.;

— субсидии на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства.

Объекты льготного кредитования охватывают широкий круг как оборотных, так и внеоборотных активов. При этом суммы, предусмотренные в бюджете на субсидирование процентных ставок по краткосрочным и инвестиционным кредитам, занимают 16,5 % и 85,5 % соответственно, что примерно соответствует структуре функционирующего капитала сельскохозяйственных товаропроизводителей региона.

Между тем, исходя из структуры выделенных субсидий на возмещение части процентных ставок, темпы роста привлечения краткосрочных кредитов значительно отстают от темпов роста привлечения инвестиционных кредитов (1,67 и 2,76), что может создать определенную диспропорцию в формировании активов.

Положительно оценивая объекты краткосрочного льготного кредитования, считаем, что их перечень необходимо расширить сезонными затратами на оплату труда. Стимулируя рост орудий и предметов труда, вне поля льготного кредитования остается один из основных факторов производства — труд, его оплата. Необходимость привлечения краткосрочных кредитов на оплату труда обусловлена тем, что в сельском хозяйстве оборачиваемость оборотного капитала (имеются в виду неспециализированные животноводческие комплексы) примерно равна единице. Без своевременной оплаты труда, обеспечения материального интереса работающих все остальные факторы производства являются «мертвым» капиталом.

При исследовании динамики выделенных сумм на субсидирование процентных ставок определилось, что темпы их роста за 2010 — 2012 гг. незначительны и реального их увеличения, с учетом инфляции не предвидится (табл. 3).

Несомненно, динамика положительная, что приведет к некоторой финансовой стабилизации сельских товаропроизводителей.

Между тем в реализации программных установок имеются значительные трудности, вытекающие из условий субсидирования и низкой эффективности производительного использования кредитных ресурсов. Так, правилами предоставления субсидий предусматриваются следующие условия (постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 998):

— субсидии предоставляются заемщику при условии выполнения им обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором;

— наличие справки налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налогам и иным платежам.

Из этого следует, что льготными кредитами могут воспользоваться только финансово устойчивые предприятия, работающие рентабельно и выполняющие в срок свои обязательства. Удельный вес сельских товаропроизводителей, отвечающих этим критериям, в регионе ограничен. В среднем за три года 70,3 % сельскохозяйственных предприятий были убыточны, а 81,2 % имели просроченные обязательства (табл. 4).

Вывод очевиден — основная масса сельских товаропроизводителей региона убыточна, имеет просроченные обязательства и доступа к льготным кредитам не имеет.

Инвестиционный интерес производительного использования кредитов и займов сельскими товаропроизводителями предполагает получение прибыли, достаточной для погашения невозме-щенной части стоимости кредита из бюджета и

минимальной рентабельности, скорректированной на уровень инфляции. Минимальный уровень рентабельности, предусмотренный государственной Программой развития сельского хозяйства на 2008 — 2012 гг. (раздел 6 — Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства), составляет 10 %. Однако в 2006 г. из 26 прибыльных предприятий Министерства сельского хозяйства РСО — Алания большая их часть (19 предприятий) получили прибыль с уровнем рентабельности ниже 10 %, а в

2007 г. из 36 предприятий — 26. Все это затрудняет использование льготных кредитов в экономическом обороте сельских товаропроизводителей. Приведем данные Министерства сельского хозяйства РСО — Алания о количестве и объемах выданных целевых льготных кредитов в 2006 — 2008 гг. (табл. 5).

Исходя из данных табл. 3 по РСО — Алания на

2008 г. было предусмотрено в бюджетных расходах 137 100 тыс. руб. субсидий на возмещение части затрат по уплате процентных ставок по кредитам. Фактически, в 2008 г. было выдано целевых кредитов 584,4 млн руб. Исходя из средней за год ставки рефинансирования в 12 %, возмещаемая сумма составит 70 128 тыс. руб. (584,4/100 х 12). Отсюда выделяемые на эти цели бюджетные ресурсы были использованы на 51,1 % (70128/137100). Отметим, что крупные и средние сельскохозяйственные предприятия, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства РСО — Алания, крайне ограничены в использовании льготных кредитных ресурсов. Так, по данным министерства, в 2007 г. краткосрочными кредитами сроком до одного года

Таблица 4

удельный вес убыточных сельских товаропроизводителей региона и имеющих просроченные обязательства (%)

показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. В среднем за три года

Удельный вес убыточных сельскохозяйственных предприятий от общей их численности 69,1 73,7 62 70,3

Удельный вес сельскохозяйственных предприятий, имевших просроченную кредиторскую задолженность от общей их численности 77,2 83,5 84,3 81,2

Источник: Краткий статистический сборник «Северная Осетия — Алания в цифрах». Владикавказ, 2007.

количество и объемы кредитов

наименование 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Количество сумма, млн руб. Количество сумма, млн руб. Количество сумма, млн руб.

Малые формы, всего 673 130,7 1405 417,7 1736 417,6

В том числе: ЛПХ 662 88,0 1324 149,3 1679 252,8

КФХ 7 9,7 59 147,0 22 39,0

СПоК 4 33,0 22 121,4 17 125,8

Кредиты сроком до 1 г. 87 565,0 12 142,5 23 162,4

Кредиты сроком от 2 до 8 лет 8 219,0 14 274,1 1 4,4

Всего: 768 914,7 1431 834,3 1760 584,4

Таблица 5

воспользовались всего 8,7 % сельскохозяйственных предприятий, а долгосрочными — 10,1 %. В 2008 г. краткосрочными кредитами воспользовались 16,7 %, а долгосрочными — 0,7 %.

Между тем в применении льготных кредитов и займов в сельском хозяйстве заинтересованы: бюджетная система; ЦБ РФ; коммерческие банки, осуществляющие кредитование сельских товаропроизводителей, и сельские товаропроизводители при определенных условиях. При производительном использовании кредитных ресурсов в бюджетную систему будут возвращены даже при нулевой рентабельности ЕСН, НДФЛ и НДС. ЦБ РФ получит доход в размере учетной ставки, скорректированный на коэффициент инфляции. Коммерческие банки получат доход (маржу) в размере разницы банковской процентной ставки и учетной ставки ЦБ РФ. Сельские товаропроизводители будут иметь добавленную стоимость в размере фонда оплаты труда и соответствующую занятость населения как социальный фактор. Однако инвестиционная привлекательность сельского хозяйства при таком уровне доходности останется на крайне низком уровне.

Результаты нашего исследования по использованию заемных финансовых ресурсов в экономическом обороте сельских товаропроизводителей региона позволяют нам сделать определенные выводы и предложения:

1. В соответствии с поставленной задачей по удвоению ВВП и обеспечению продовольственной безопасности для поселкообразующих сельских товаропроизводителей, имеющих просроченные обязательства, необходимо предоставить возможность использования льготных кредитов и займов под гарантии Правительства субъекта Федерации.

2. С целью гарантированного сбыта произведенной продукции наряду с сохранением товарных интервенций осуществлять государственные закупки на социально значимые продукты сельского хозяйства на основе фьючерсных контрактов.

3. Предусмотреть субсидирование процентных ставок по краткосрочным кредитам, полученным на оплату труда.

Реализация данных предложений будет способствовать повышению кредитоспособности сельских товаропроизводителей, имеющих высокую долговую нагрузку.

список литературы

1. Ковалев В. В. «Введение в финансовый менеджмент». М., 2003.

2. Сборник «Агропромышленный комплекс России в 2006 году». М., 2007.

Приглашаем к сотрудничеству!

Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке - от 40 дней.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.fin-izdat.ru

(495) 621-91-90 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.