Научная статья на тему 'Роль государственной политики в решении социальных проблем сельских территорий'

Роль государственной политики в решении социальных проблем сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / RURAL TERRITORIES / AGRICULTURAL POPULATION / SOCIAL PROBLEMS OF VILLAGE / THE STATE SUPPORT / SOCIAL PRIORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буякова И. А., Герасименкова С. В.

В статье рассматриваются социальные проблемы развития сельских территорий и обосновываются основные социальные приоритеты государственной поддержки села.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article addresses the social problems of development of rural territories and the main directions of the state social support of agriculture.

Текст научной работы на тему «Роль государственной политики в решении социальных проблем сельских территорий»

УДК - 338.1

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ

ПРОБЛЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

С.В. Герасименкова, И.А. Буякова

В статье рассматриваются социальные проблемы развития сельских территорий и обосновываются основные социальные приоритеты государственной поддержки села.

Ключевые слова: сельские территории, сельское население, социальные проблемы села, государственная поддержка, социальные приоритеты.

Главная цель деятельности аграрного производства - не только наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии, но и коренное изменение качества жизни и деятельности сельского населения на основе возрастающей эффективности функционирования сельских товаропроизводителей. Несмотря на положительные сдвиги, достигнутые в последнее время в отрасли, сохраняются некоторые неблагоприятные условия развития сельского хозяйства и сельских территорий. Низкая рентабельность сельскохозяйственного производства, как следствие - его финансовая неустойчивость, узость сферы приложения труда, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной инфраструктуры и неравные с городом условия развития человеческого капитала обусловили обострение социальных проблем села. Особенно остро проявляются негативные тенденции, наблюдаемые в динамике социально-демографической ситуации в сельской местности и характеризующиеся сокращением численности сельского населения и существенным снижением качества жизни.

На начало 2010 года в сельской местности Брянской области проживало 397,9 тыс. человек, из них в трудоспособном возрасте находилось 235,2 тыс. человек, или 58%, из этого числа экономически активное население составляло 66,5%, из которых в экономике было занято 56,8%, а 9,7% являлись безработными. Причем особенное опасение вызывает проблема резкого снижения численности сельского населения, так за период 2000-2010 гг. общая убыль составила 52 тыс. человек или 11,6%, что обусловливает актуализацию политического и социально-культурного аспектов развития сельских территорий. Политический аспект развития сельских территорий заключается в первую очередь в сохранении территориальной целостности государства и политической стабильности в стране. Социально-культурный аспект включает задачи социализации подрастающего поколения, воспроизводства трудового потенциала села. Велика роль сельской местности в сохранении и развитии самобытности народов, их языка, культуры, обычаев, традиций [3].

Другая не менее актуальная социально-экономическая проблема - сельская бедность, осознаваемая обществом как критическая точка национального развития [2]. Масштабы, глубина и острота сельской бедности определяются группой факторов: природно-климатических,

экономических и социальных. Среди социальных факторов бедности в первую очередь следует выделить существенное снижение уровня доходов населения. Для сельского хозяйства, как ведущего сектора общественного производства в сельской местности, характерны не только неполная и сезонная занятость, но и крайне низкая оплата труда работников (таблица 1).

Таблица 1

Соотношение среднемесячной заработной платы и величины прожиточного ___________________минимума в Брянской области________________________________

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника, руб. Отношение заработной платы в сельском хозяйстве, % Величина прожиточного минимума(для

Годы

в целом по экономике сельское, лесное хозяйство, охота к заработной плате в целом по экономике к величине прожиточного минимума трудоспособного населения), руб.

2000 1213,1 532,9 43,9 70,9 751,3

2001 1817,0 810,3 44,6 62,0 1307,0

2002 2612,5 1168,6 44,7 72,6 1609,0

2003 3316,0 1550,5 46,8 82,8 1873,0

2004 4196,1 2117,4 50,5 99,3 2133,0

2005 5235,3 2801,5 53,5 113,9 2460,0

2006 6533,5 3631,2 55,6 121,2 2997,0

2007 8189,6 5032,4 61,4 144,2 3490,0

2008 10220,1 6550,0 64,1 157,6 4156,0

2009 10949,3 7067,4 64,6 153,0 4620,0

2010 12323,8 8234,2 66,8 172,3 4778,0

Данные показывают, что заработная плата в сельском хозяйстве, охоте, лесном хозяйстве в Брянской области всё ещё остается самой низкой среди видов экономической деятельности. В 2010 г. соотношение заработной платы в аграрной сфере к среднеобластному уровню составило всего 66,8%. Нельзя не обратить внимание на то, что на предприятиях обрабатывающих производств (в частности производство пищевых продуктов) размер заработной платы значительно выше (в 2010 г. на 50,6%). Следует учитывать, что хотя заработная плата и является основой доходов населения, тем не менее, в сельской местности ее доля в совокупном доходе значительно ниже, чем в городе, так, по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи домашние хозяйства в сельской местности получают до 1/4 своего валового дохода в натуральном виде. Указанные явления влекут за собой увеличение разрыва в уровне жизни между городом и селом и усиление социальной дифференциации населения.

Важнейшей социальной проблемой остается ухудшение состояния социально-инженерной инфраструктуры сельской местности. За период рыночных преобразований резко снизился ввод объектов инфраструктуры: общеобразовательных, дошкольных, больничных учреждений,

поликлиник, клубов, дорог (таблица 2).

Таблица 2

Строительство объектов социально-культурной сферы в сельской местности

Брянской области

Показатели 2000г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.

Построено в сельской местности: жилых домов - всего тыс. кв. м общей площади 31,5 46,5 42,3 48,9 35,7 49,9 42,7 50,3 67,8

в том населением за свой счёт и с помощью кредита 13,6 28,1 28,5 35,2 25,3 37,1 34,4 35,8 49,8

в % от общего объема введенного жилья в сельской местности 43,2 60,4 67,4 72,0 70,9 74,3 80,6 71,2 73,5

общеобразовательных учебных заведений, ученических мест 242 987 752 1181 90 - 220 624 -

дошкольных учреждений, мест 235 280 - - 20 - 160 - -

больничных учреждений, коек 50 - 50 - - - - - -

учреждений культуры, мест - - - - 100 - - - -

Источник: Сельское хозяйство Брянской области / Статистический сборник //

Территориальный орган Федеральной службы госстатистики по Брянской области.- Брянск, 2010.

Несмотря на имеющиеся успехи, например, в газификации сельской местности области, в целом требуется проведение мероприятий, направленных на поддержание и по возможности развитие объектов инженерной и социальной инфраструктуры села. При этом, хотя обеспеченность сельского населения жильем выше городского уровня (в 2010 г. площадь жилья, приходящаяся на одного жителя села составила 29 кв. м, в то время как в городе - всего 23 кв. м), жилой фонд в сельской местности все еще существенно хуже технически обустроен, чем в городе.

В создавшихся условиях решение социальных проблем сельских территорий, учитывая их многофункциональность, приобретает стратегические значение и общенациональный масштаб. Особая роль при этом отводится государственной политике, теоретико-методологические подходы к конструированию которой должны опираться на модель устойчивого развития сельских территорий как условия для достижения благосостояния сельского населения и включать в себя решение вопросов модернизации жизни и социально-трудовых отношений.

В современных условиях органами власти предпринимаются попытки решить проблемы социально-экономического развития сельских территорий за счет проведения государственной политики. Реализация в 2006-2007 гг. приоритетного национального проекта «Развитие АПК», принятие в 2006 г. Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и в 2007 г. -Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы способствовали

укреплению экономики сельскохозяйственных организаций, снижению удельного веса убыточных хозяйств, однако не обеспечили решение социальных проблем. Таким образом, проводимая в настоящее время государственная аграрная политика в основном направлена на стимулирование производства сельскохозяйственной продукции. Её корректировка требует постановки стратегической цели развития сельских территорий - повышение благосостояния и качества жизни населения сельских территорий за счет экономического роста, а не за счет перераспределения бюджетных средств.

В соответствии со стратегической целью следует выделить следующие ключевые аспекты государственной политики:

- сохранение и увеличение производственного потенциала села;

- повышение эффективности сельской экономики, за счет стимулирование развития и повышение конкурентоспособности как основной отрасли - сельского хозяйства, так и несельскохозяйственных альтернативных сфер деятельности;

- расширенное воспроизводство сельского населения;

- развитие человеческого капитала как основного фактора производства;

- формирование территориальных агроэкологических систем.

Одним из перспективных направлений государственной социальной политики является софинансирование из регионального бюджета мероприятий, реализуемых в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села».

В долгосрочной областной целевой программе «Социальное развитие села 2003-2013 гг.» предусмотрено достижение следующих основных целей:

- повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности;

- сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры между городом и селом, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности;

- преодоление дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села;

- расширение возможностей выполнения селом его общественных функций.

- Вместе с тем, реальная ситуация складывается таким образом, что недостаточность средств государственной поддержки в сочетании с неэффективным механизмом их распределения не позволяют обеспечить необходимый уровень социального экономического развития сельских территорий.

- Выявленные тенденции свидетельствуют об объективной необходимости на основе комплексного и системного подхода корректировать систему государственной политики, проводимой в отношении сельского хозяйства и сельских территорий, предусматривающую:

- максимально эффективное использование местных ресурсов сельских территорий и источников доходов;

- стимулирование инвестиционных вложений в развитие эффективных и конкурентоспособных производств;

- поддержка малого и среднего агробизнеса, в том числе путем создания соответствующей структуры сельскохозяйственной потребительской кооперации;

- формирование эффективного механизма повышения денежных доходов сельского населения, основанного на согласовании экономических интересов государства, работодателя и работника;

- ориентацию на постепенное освобождение от неквалифицированного труда, переобучение и переквалификацию работников, занятых в сельскохозяйственном производстве;

- укрепление института семьи, как центра трудового и нравственного воспитания;

- стимулирование диверсификации деятельности на селе за счет развития альтернативных видов деятельности, поддержки самостоятельных инициатив жителей сельских территорий.

Поэтому системная роль аграрной политики, особенно экономических мер, связанных с прямой бюджетной поддержкой должна заключаться в дальнейшем развитии малого предпринимательства, создании рабочих мест, развитии сферы услуг, что в конечном итоге будет способствовать смягчению социальной напряженности среди сельского населения. Методологической основой региональной аграрной политики, должна стать концепция

саморазвития сельских территорий.

Таким образом, центром сельской политики должно быть, конечно же, стимулирование развития ведущей отрасли - сельского хозяйства, при этом нельзя забывать, что ее эффективность во многом зависит от того, насколько в программных мероприятиях и проектах учтены интересы всех слоев населения, что требует перехода к сельскому, комплексному решению назревших проблем села.

The article addresses the social problems of development of rural territories and the main directions of the state social support of agriculture.

The key words: rural territories, agricultural population, social problems of village, the state support, social priorities.

Список литературы

1. Сельское хозяйство Брянской области / Статистический сборник // Территориальный орган Федеральной службы госстатистики по Брянской области. Брянск, 2010. 232 с.

2. Баутин В.М. Устойчивое развитие сельских территорий: Вопросы стратегии и тактики. М.: Росинформагротех, 2004. 310 с.

3. Петриков А.В. Современная аграрная политика и ее влияние на социальную структуру деревни // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009 №12. С. 1418.

Об авторах

Буякова И. А. - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. [email protected],e-mail:

Герасименкова С. В. - старший преподаватель Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.