УДК - 338.1 Бр
ВЛИЯНИЕ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ НА СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СЕЛЬСКОГО РЫНКА ТРУДА И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
И.А. Буякова, О.М. Михалева, C.B. Герасименкова
В статье рассмотрено влияние Чернобыльской катастрофы на современное состояние социально-экономического развития Брянской области в целом и 7 юго-западных районов, подвергшихся воздействию радиации. Ключевые слова: Брянская область, авария на Чернобыльской АЭС, социально-экономическое развитие, сельский рынок труда.
На ситуацию на рынке труда сельских территорий Брянской области влияет ряд отрицательных факторов. К наиболее серьезным из них относятся: неблагоприятные демографические процессы, проблемы развития агропромышленного комплекса, неравномерность распределения трудовых ресурсов на территории области. Ограниченные возможности в трудоустройстве граждан, проживающих в сельской местности, сложное финансовое состояние сельскохозяйственных организаций, территориальная разбросанность сельских населенных пунктов, отсутствие регулярного сообщения между территориями, снижающиеся возможности поиска работы и трудоустройства в других населенных пунктах, сезонные колебания в спросе на рабочую силу в сельскохозяйственных организациях ведут к обострению проблемы сельской занятости и сельского рынка труда.
Анализ современного состояния сельского рынка труда Брянской области, выявление основных тенденций и проблем его развития является в настоящее время одной из актуальных задач в определении возможных путей и средств повышения эффективности его функционирования.
Анализируя данные обследования населения по проблемам занятости, проведенного в 2009 году, можно отметить, что за период с 2000 по 2008 годы происходило скачкообразное изменение численности экономически активного и экономически неактивного сельского населения. Так, численность экономически активного населения в возрасте 15-72 года увеличилась, начиная с 2000 года по 2008 год на 99,5%. А в 2008 году по сравнению с 2007 годом уменьшилась на 0,7%. Это уменьшение связано: во-первых, с уменьшением численности сельского населения, во-вторых, с переходом части экономически активного населения в категорию экономически неактивного. Хотя численность экономически неактивного населения в возрасте 15-72 года в 2008 году уменьшилась по сравнению с 2007 годом на 2,2 тыс. человек, но при этом в 2008 году отмечается увеличение численности экономически неактивного населения в трудоспособном возрасте на 0,3 тыс. человек или на 0,5% по сравнению с 2007 годом, при одновременном снижении численности экономически активного населения в трудоспособном возрасте на 1,0%по сравнению с 2007 годом.
Анализ тенденции развития уровня занятости и безработицы на сельском рынке труда Брянской области представлен в таблице 1. Можно отметить, что за период с 2000 года по 2008 год произошло увеличение общего уровня занятости населения области соответственно с 54,4% до 57,4%. Это свидетельствует о некотором стабилизации положения на рынке труда области.
Таблица 1
Динамика уровня занятости и безработицы населения Брянской области, %
Показатели Годы
2000 2005 2006 2007 2008
Уровень занятости сельского населения 54,4 54,3 54,9 56,5 57,4
Общий уровень занятости 53,2 58,6 59,9 60,6 60,3
Уровень занятости городского населения 53,9 60,5 60,7 61,9 59,3
Уровень безработицы 13,1 7,1 6,9 6,6 6,5
Уровень безработицы мужчин 15,1 9,0 8,0 7,4 7,5
Уровень безработицы женщин 10,9 6,6 5,9 5,6 5,4
Уровень безработицы в городе 15,1 7,1 5,9 5,8 6,3
Уровень безработицы в сельской местности 13,0 9,8 9,6 7,2 7,1
В течение анализируемого периода происходит постепенный рост уровня занятости городского и сельского населения. Это увеличение связано с реализацией национального проекта по развитию АПК. Так, если в 2000 году уровень занятости городского населения был равен 53,9%, то к 2008 году он
составил 59,3%. Что касается уровня занятости сельского населения, то здесь отмечается снижение уровня занятости сельского населения с 2000 по 2002 год с 54,4% до 48,6%, после чего происходит постепенные рост уровня занятости. К 2008 году уровень занятости сельского населения составил 57,4%. В разрезе городской и сельской местности области уровень занятости населения на селе ниже, чем в городе, что связано с ограниченной сферой приложения труда и неразвитостью несельскохозяйственных видов деятельности. Однако в условиях мирового финансового кризиса в 2008 году разрыв между уровнем занятости на селе и в городе сократился. Это связано с тем, что данный процесс в большей степени отразился на функционировании крупных городских организациях.
Общий уровень безработицы в области постепенно снижается и в 2008 году достигает уровня 6,5%. При этом уровень безработицы мужчин на протяжении всего анализируемого периода выше, чем уровень безработицы женщин. В 2008 году разница между данными показателями составила 2,1%, что свидетельствует о более стабильном положении женщин на рынке труда. Хотя категория женщин выступают в качестве одной из слабозащищенных слоев населения, которые нуждаются в особой поддержке в силу причин, определенных природой женщины. В целом, за период с 2000 года по 2008 год уровень безработицы уменьшился на 6,6%, при этом уровень безработицы мужчин - на 7,6%, а уровень безработицы женщин - на 5,5%. Эти данные говорят об улучшении положения на рынке труда области, как мужчин, так и женщин.
Изучение уровня безработицы по виду поселения указывает на сложное положение населения, проживающего в сельской местности. Уровень безработицы сельских жителей в 2008 году составил 7,1%, при этом в городе уровень безработицы составил 6,3%. Это с учетом того, что Госкомстат России в 1991 г. пересмотрел методологию расчета численности занятых в экономике, включив в их число лиц, занятых в домашнем хозяйстве производством продукции, товаров, услуг для реализации, даже тех, кто реализует только часть произведенной продукции. В соответствии с новой методологией были пересчитаны данные по занятости за 1999 и 2000 годы. В результате резко повысилась численность и доля занятых в сельском хозяйстве, а соответственно, снизился уровень безработицы. В результате проведенных пересчетов уровень безработицы в сельской местности в 1999 году составил 7,8%, в то время как в городе данный показатель составлял 19,5%.
На современное состояние сельского рынка труда Брянской области большое влияние оказывают социальные факторы. На современном этапе развития сельского рынка труда отмечается неразвитость социальных факторов (таблица 2). Рассматривая тенденции изменения состояния сельской инфраструктуры, можно отметить, что ее состояние ухудшается повсеместно и по-прежнему значительно уступает городу. Ежегодно сокращается число дошкольных и общеобразовательных учреждений, сокращается обеспеченность ими сельских жителей. Это связано с продолжающейся реструктуризацией сельских школ. Вместе с тем уменьшается численность учащихся в общеобразовательных учреждениях.
Таблица 2
Развитие социальной инфраструктуры сельской местности Брянской области
Показатели 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Сельский жилищный фонд (на конец года) тыс. кв. м 10510 10635 10635 11250 11307 11301 11296
Приходится площади жилья в среднем на одного сельского жителя, кв. м 22,5 22,7 23,9 26,5 27,1 27,4 27,7
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м 207,1 74,5 31,5 48,9 35,7 49,9 42,7
Число дошкольных учреждений, ед. 467 364 224 205 158 135 134
-в них детей 16832 11534 6084 5701 5904 6358 6809
Число общеобразовательных учреждений, единиц 748 667 621 605 602 596 592
в них учащихся, тыс. чел. 54,2 60,7 58,8 42,6 39,9 37,0 36,4
Число учреждений культурно-досугового типа всего, единиц 1038 816 725 711 681 662 649
Число общедоступных библиотек, ед. 713 666 640 626 613 598 590
Библиотечный фонд, всего тыс. экз. 5361,1 4742,5 4637,1 4560,2 4483,1 4163,3 3931,9
Число центральных районных больниц 27 27 27 27 27 27 27
Средняя мощность одной больницы, коек 267 263 248 241 265 260 258
Число телефонных станций, единиц 413 415 424 440 439 440 448
Кроме того, из-за отсутствия организованной доставки детей к ним обострилась проблема доступности общего образования в сельской местности. За анализируемый период постоянным остается численность центральных районных больниц. В то время как остальные показатели
обеспеченности объектами здравоохранения уменьшаются: число сельских больничных учреждений, оказывающих стационарную помощь, сократилось с 1990 года по 2008 год на 24,4 %.
Развитие образовательных и медицинских услуг для сельского населения требует учета особенностей в производственно-экономической и социальных сферах, таких как рост крестьянских (фермерских) хозяйств и малых предприятий, возрастание доли транспортных средств и сельскохозяйственной техники, находящейся в индивидуальном пользовании, появление новых технологий обработки земли, содержания и кормления животных и птицы, переработки сельскохозяйственной продукции, рост индивидуального жилищного строительства, потребительского рынка и другие особенности.
В последние годы в области мероприятия по реорганизации системы медицинского обслуживания связаны с реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье».
Анализ показывает, что в сельской местности сохраняется тенденция сокращения стационарной сети сельских учреждений культуры, внестационарное обслуживание практически свернуто. На протяжении всего анализируемого периода продолжает сворачиваться библиотечное обслуживание сельского населения.
Развитие жилищного строительства на территориях сельских поселений Брянской области является одной из основных составляющих закрепления трудовых кадров в аграрном производстве и привлечения специалистов для работы в учреждениях и организациях сельской местности. В последние годы наблюдается тенденция улучшения ситуации в отношении сельского жилья. Об этом свидетельствует рост объема вводимого в действие жилищного фонда, показатели его благоустройства.
Огромное значение на формирования сельского рынка труда оказывает группа экологических факторов. Это связано с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС. Основными из них являются загрязненность больших площадей сельхозугодий; проблема сбыта сельскохозяйственной продукции вследствие негативного имиджа Брянской области; увеличение случаев заболеваний населения острыми и хроническими болезнями, из которых около 60% - с впервые установленным диагнозом.
Вследствие аварии особенно пострадали семь экономически развитых и густонаселенных юго-западных районов: Гордеевский, Злынковский, Климовский, Клинцовский, Красногорский, Новозыбковский и Стародубский. В результате в данных районах: произошло нарушение потребительского рынка, разрыв традиционных экономических связей с другими регионами, особенно в сфере реализации агропромышленной продукции; сокращение удельного веса продукции, произведенной предприятиями юго-западных районов; на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, происходит накопление перестойной и спелой древесины, что приводит к захламлению лесов и созданию пожароопасной ситуации; значительный отток специалистов и наиболее квалифицированных кадров негативно отразился на освоении и выпуске наукоемкой продукции; у работающей части населения юго-западных районов заработная плата оказалась значительно ниже среднеобластного уровня, что было обусловлено необходимостью искусственного поддержания занятости, так как только при этом условии производились «чернобыльские» выплаты.
Одним из направлений изучения влияния Чернобыльской катастрофы на сельский рынок труда является анализ динамики изменения земельного фонда области. По данным государственного земельного учета на 1 января 2009 года земельный фонд области составляет 3485,7 тыс. га, в том числе 1543,8 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в составе которых пашня занимает 1055,3 тыс. га, естественные сенокосы - 135,1 тыс.га, пастбища - 205,6 тыс.га, залежи - 124,8 тыс.га и многолетние насаждения - 23,0 тыс.га. Большая часть территории области занята землями сельхозназначения -66,4%, лесного фонда - 24,3%. За годы реформ в целом по области площадь сельскохозяйственных угодий и, особенно пашни, ежегодно сокращается. Одним из главных факторов, влияющих на данный процесс являются последствия аварии на Чернобыльской АЭС, в результате которой радиоактивному загрязнению подверглась территория области и ее аграрные экосистемы. Сейчас 464,8 тыс. га (или 27,7% от всех сельскохозяйственных угодий) имеют плотность загрязнения основным радионуклидом цезием-137 свыше 1 Ки/кв. км. При этом наиболее загрязнены сельхозугодья Новозыбковского, Климовского, Красногорского, Злынковского, Гордеевского, Клинцовского и Стародубского районов, где 373,3 тыс. га или 79,6% почв имеет данную плотность загрязнения. Процесс очищения почв от данного радионуклида идет очень медленно. За 20 лет в группу чистых (с плотностью до 1 Ки/кв. км.) перешло лишь 161,4 тыс. га сельхозугодий, или 12,3% общей загрязненной площади. Кроме того, сокращение сельхозугодий происходит за счет временного прекращения использования и зарастания ее древесно-кустарниковой растительностью, передачи земель в ведение сельских и поселковых органов области, отводов под коллективное садоводство, огородничество, для
несельскохозяйственных нужд, перевода земель в залежь. В целом за период с 1990 года по 2009 год выведено из оборота 174,9 тыс. га пашни, в том числе 16,2 тыс. га загрязненных пахотных земель в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Все это обуславливает необходимость пересмотра системы земледелия в направлении максимального усиления роли биологических факторов и оптимального сочетания их с применением агрохимикатов и обязательным соблюдением технологической дисциплины при производстве продукции растениеводства [1].
Динамика развития производства предприятий юго-западных районов практически соответствует процессам, происходящим в целом в промышленном секторе области. Так, основной спад объемов производства произошел повсеместно в течение 1992-1997 годов. Однако темпы снижения объемов производства в юго-западных районах были значительно выше. В наиболее крупных промышленных центрах юго-запада области - городах Клинцы и Новозыбков -индекс физического объема был в 1,5 - 2 раза ниже, чем по области. Наибольший спад в промышленности юго-западных районов и период после Чернобыльской аварии претерпели предприятия перерабатывающей отрасли промышленности, сырьем для которых служила сельскохозяйственная продукция. Сырьевая база перерабатывающей промышленности практически потеряна, так как высокий уровень загрязнения сельхозугодий и медленное снижение содержания радионуклидов в почве не позволяет получать «чистую» продукцию.
С 1 января 2002 года в соответствии с указанием Минздрава России произошло ужесточение требований к допустимому содержанию радионуклидов в 5 - 7 раз по сравнению с ранее действовавшими нормативами на территориях юго-западных районов области. Без проведения реабилитационных мероприятий до 50% молока, 30% мяса, производимых в этих районах, не отвечают необходимым требованиям. В результате произведенное не может быть переработано и произведено.
Рассматривая демографическое положение области необходимо отметить, что на начало 2009 года в Брянской области проживало 1299,7 тыс. человек, при этом на селе 408,4 тыс. человек или 31,4%. За годы проводимых реформ население в области сократилось на 170,4 тыс. человек, из них сельского - на 76,7 тыс. человек.. На самом деле сокращение сельского население было больше, но в эти годы сельское население пополнялось за счет перевода части городских поселений в сельские населенные пункты (таблица 3).
Таблица 3
Изменение численности сельского населения Брянской области (тыс. человек)_
Годы Численность населения на начало года Изменения (+,-) за год за счет: Численность населения на конец года
Общего прироста В том числе:
Естественного прироста Миграционного прироста Административно-территориальных преобразований
2002 433,9 -1,2 -7,1 -2,3 8,2 432,7
2003 432,7 -2,3 -6,9 -0,8 5,4 430,4
2004 430,4 0,5 -6,7 -0,8 8,0 430,9
2005 430,9 -6,1 -7,5 -0,4 1,8 424,8
2006 424,8 -7,4 -6,4 -0,9 - 417,4
2007 417,4 -4,6 -5,1 0,5 - 412,8
2008 412,8 -4,4 -4,3 -0,1 - 408,4
За рассматриваемый период общая убыль сельского населения составила 25,5 тыс. человек, при этом естественная убыль составила 44 тыс. человек, а миграционный отток - 4,8 тыс. человек. И только в 2007 году на селе отмечается миграционный приток 0,5 тыс. человек. За счет территориально-административных преобразований за период с 2002 по 2008 год численность сельского населения увеличилась на 23,4 тыс. человек.
Статистика свидетельствует, что тенденция вымирания населения характерна и в целом для России, но в целом по стране она менее зловеща. В структуре смертности по причинам смерти первое место постоянно занимают болезни системы кровообращения, второе - новообразования. При этом на территории юго-западных районов уровень общей заболеваемости крови и кроветворных органов превышает среднеобластной на 70%, органов дыхания и пищеварения - на 50%. Более ранние первичные заболевания, более частые простудные заболевания в Чернобыльской зоне указывают на ослабленность здесь иммунной системы людей. Начиная с 1995 года, заболеваемость злокачественными новообразованиями населения области превышает среднероссийские показатели на 10-15% (при этом медики предсказывают пик заболеваний раком щитовидной железы через 30 лет после аварии). Все это оказывает влияние на экономику и социальную сферу области. В юго-западных районах сейчас промышленные и
сельскохозяйственные предприятия испытывают недостаток квалифицированных кадров.
Большое влияние на миграцию населения юго-западных районов области оказывает компенсационные выплаты за проживание на загрязненных территориях, так как эти выплаты дают возможность получать средства для существования. Так, если с 1986 по 1994 год отмечался отток населения с территорий, загрязненных вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, то с 1994 по 2000 год происходил их приток, причем основной контингент прибывших состоял из населения, имеющего низкий уровень образования, квалификации, а также части ранее выехавшего населения из этих районов, неудовлетворенного условиями жизни на новом месте жительства. С 2000 года наблюдается общая тенденция увеличения количества выбывающих из области и уменьшения количества прибывших. Кроме того, при изучении миграции необходимо отметить, что Брянская область относится к областям с низкой миграционной привлекательностью. Так в рамках проведенной программы «Экологическая безопасность России», область отнесена к районам с высокой степенью экологической напряженности, что, в первую очередь, обусловлено радиационным загрязнением территорий вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Но, несмотря на это, юго-западные районы в сравнении со многими остальными районам области являются миграционно привлекательными в результате более развитой инженерной и социальной инфраструктуры, сельского хозяйства и промышленности, в связи с тем, что в 80-е годы в этих районах было создано значительно больше рабочих мест в связи со строительством нефтепровода «Дружба». Это обуславливает необходимость регулирования миграционных процессов. Учитывая необходимость обеспечения рабочими местами, прежде всего трудоспособных граждан области, необходим надежный механизм защиты областного рынка труда при одновременном соблюдении прав привлекаемых иностранных работников [2].
В целом, анализируя группу юго-западных районов можно сказать, что это районы, которые характеризуются низким коэффициентом рождаемости (9,0 человек на 1000 сельского населения), высоким коэффициентом сельской смертности (22,1 человека на 1000 человек населения), низким количеством произведенной продукции (430,2 тыс. рублей в среднем по районам группы) и высоким уровнем сельской безработицы (свыше 10%). В этих районах происходит разрушение социальной инфраструктуры, наблюдается высокая сельская безработица, отток и старение населения. В таких условиях сельские жители перенесли центр своих интересов в сферу личных подсобных хозяйств, но испытывают при этом много проблем. Во-первых, нет организованного рынка сбыта продукции, во-вторых, не хватает средств механизации, в-третьих, возможности привлечения рабочей силы в эту сферу ограничены. Поэтому при разработке мероприятий, направленных на повышение сельской занятости необходимо учитывать особенности данных территорий и в первую очередь то, что значительная их часть требует проведения мероприятий, направленных на восстановление почвенного плодородия и возможности производить «чистую» продукцию для личного потребления и реализации. Кроме того, это фактор влияет на то, что сельские жители, проживающие на загрязненных территориях, не имеют возможности получить поддержку в рамках реализации ведомственной целевой программы «Развитие личных подсобных хозяйств», которая предполагает выплату субсидий за сданное молоко, за продажу телочек для дойного стада в сельскохозяйственные организации. Сложившаяся ситуация заставляет сельскохозяйственных товаропроизводителей искать новые пути выживания, мобилизовать внутренние резервы.
В 7 юго-западных районах необходимо проведение мероприятий, направленных на получение нормативно чистой сельскохозяйственной продукции на загрязненных территориях, в этих целях следует усилить проведение агрохимических работ, в первую очередь внесение калийных удобрений. Это обусловлено тем, что калий обладает теми же свойствами, что и основной источник радиоактивного загрязнений цезий - 137. Внесение калия в почву препятствует проникновению цезия в растения, производимые на загрязненных территориях. Кроме финансовой поддержки, ЛПХ являясь одной из сфер воспроизводства сельского трудового потенциала, находятся в очень трудном положении и в целях сохранения своей роли требуют изменения организации их функционирования, обеспечения законодательной и организационной поддержки.
В условиях дефицита рабочих мест на селе действенно использование гибких форм занятости и самозанятости безработных сельчан в коллективных и частных предпринимательских структурах, в семейных крестьянских хозяйствах и личном подсобном секторе. В этом плане администрация области должна способствовать снижению трудоемкости в личных хозяйствах, развитию приусадебного животноводства, повышению культуры производства. При этом нужно учитывать, что снижение трудоемкости в личных хозяйствах сельских жителей зависит от
обеспеченности их средствами малой механизации; развитие приусадебного животноводства - от обеспеченности кормами, выделения пастбищ, сенокосов из муниципальных земель; повышение культуры производства - от поставок высокопородного молодняка скота и птицы, снабжения населения добротными семенами, минеральными удобрениями, ядохимикатами. Необходимо содействовать в получении кредитов, в реализации излишков сельскохозяйственной продукции, производимой в личных хозяйствах. Для развития приусадебных хозяйств населения и повышения их товарности большое значение имеет осуществление мер по улучшению их торгово-заготовительного обслуживания. Особенно в такой помощи нуждаются неорганизованные собственники земельных наделов, которые кроме земли ничего не имеют. В этом отношении многое могла бы сделать потребительская кооперация, связи которой с индивидуальным сельскохозяйственным производством в последние годы оказались существенно ослабленными. Занятость граждан в личном подсобном хозяйстве, исполняющая роль своеобразного буфера между регистрируемой безработицей и занятостью в реальном секторе способна на время снизить напряженность на сельском рынке труда. Однако, учитывая желание определенной части сельского населения заниматься в ЛПХ, одним из перспективных направлений повышения сельской занятости, на наш взгляд, является разработка на областном и федеральном уровнях программ обучения рациональному и прибыльному ведению ЛПХ с применением новейших технологий. В целом необходима целенаправленная политика по поддержке ЛПХ на районном, областном и федеральном уровнях. Нужно решать проблемы регистрации ЛПХ, выводить сельское население в правовое поле, чтобы они имели стаж, определенные пенсионные перспективы и ощущали себя полноценными гражданами России.
The article deals with the influence of the Chernobyl catastrophe on the entire condition of Bryansk region social-economic development and 7 south-western areas exposed to radiation.
The key words: Bryansk region, Chernobyl catastrophe, social-economic development, rural labour market.
Список литературы
1. Социальное положение и уровень жизни населения Брянской области 2009 / Статистический сборник // Территориальный орган Федеральной службы госстатстики по Брянской области.Брянск, 2009. 151 с.
2. Кузнецов Н.Г. Демографическое исследование территорий, входящих в зону чернобыльской катастрофы. Брянск: изд. «Пересвет», 2004. 166 с.
Об авторах
Буякова И.А - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского [email protected]
Михалева О.М. - кандидат экономических наук, старший преподаватель Брянского государственного университета имени академикаИ.Г.Петровского, [email protected]
Герасименкова С.В - старший преподаватель Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. [email protected]