Научная статья на тему 'Социальные приоритеты государственной поддержки села в условиях глобализации экономики'

Социальные приоритеты государственной поддержки села в условиях глобализации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные приоритеты государственной поддержки села в условиях глобализации экономики»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

С.В. Герасименкова, ст. преп. Брянского государственного университета им. И.Г. Петровского

Развитие мирового продовольственного рынка все в большей степени определяется ростом влияния процесса глобализации. В современной науке проблема глобализации, и ее последствия получили неоднозначную оценку. С одной стороны, либерализация экономической политики и участие в мировой торговле, расширение доступа к новым идеям и технологиям создают основу для ускорения экономического развития. С другой стороны, возникает закономерный вопрос, в равной ли степени наша страна участвует в этом процессе и как он

повлияет на социально-экономическое положение сельского населения.

Современный этап развития сельского хозяйства Брянской области характеризуется существенными социальными проблемами. В первую очередь к ним относятся - ухудшение демографической ситуации, снижение качества жизни в сельской местности, а именно: высокий уровень безработицы, бедность сельского населения, низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры, отсутствие альтернативных видов деятельности на селе.

Таблица 1 - Динамика численности и уровня занятости сельского

населения Брянской области

Показатели 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Численность населения (на 1423,2 1408,0 1378,9 1375,0 1361,1 1346,5 1331,4 1317,6 1308,5

начало года), тыс. чел.

В том числе:

сельское население 449,9 442,1 435,5 432,7 430,4 430,9 424,7 417,4 412,8

удельный вес сельского насе- 31,6 31,4 31,6 31,5 31,6 32,0 31,9 31,7 31,5

ления, %

в том числе трудоспособного 217,1 218,3 218,4 224,1 229,3 235,0 236,7 236,5 236,7

возраста

Среднегодовая численность 117,9 111,4 105,6 98,2 93,3 88,6 87,3 83,0 77,5

занятых в сельском хозяйстве

в % от численности занятых в 19,9 18,7 17,6 16,3 15,5 14,7 14,5 13,7 12,7

экономике

Уровень занятости сельского 54,4 53,0 48,6 52,4 53,7 54,3 54,9 56,5 57,4

населения, %

Как показывают данные, численность сельского населения в области сокращается, так за период 2000-2008 гг. - на 8,3%, остается критически низким уровень занятости сельского населения -всего 57,4%. Кроме того, незначительная доля экономически активного населения обуславливает низкую мотивации его деятельности на развитие и укрепление агропродовольственного рынка.

Таблица 2 - Соотношение среднемесячной заработной платы и величины прожиточного минимума __в Брянской области__

Годы Среднемесячная номинальная на- Отношение заработной платы в сель- Величина прожиточ-

численная заработная плата одного работника, руб. ском хозяйстве, % ного минимума (для трудоспособного

в целом по сельское, лесное хозяй- к заработной плате в к величине прожи- населения), руб.

экономике ство, охота целом по экономике точного минимума

2000 1213,1 532,9 43,9 70,9 751,3

2001 1817,0 810,3 44,6 62,0 1307,0

2002 2612,5 1168,6 44,7 72,6 1609,0

2003 3316,0 1550,5 46,8 82,8 1873,0

2004 4196,1 2117,4 50,5 99,3 2133,0

2005 5235,3 2801,5 53,5 113,9 2460,0

2006 6533,5 3631,2 55,6 121,2 2997,0

2007 8189,6 5032,4 61,4 144,2 3490,0

2008 10220,1 6550,0 64,1 157,6 4156,0

2009 10949,3 7067,4 64,6 153,0 4620,0

Одна из наиболее актуальнейших проблем -низкий уровень дохода сельского населения. Учитывая, что в большинстве сельских территорий сельскохозяйственное производство является безальтернативной сферой занятости, основным источником дохода служит заработная плата.

В последние годы стала проявляться устойчивая тенденция существенного отставания заработной платы в сельском хозяйстве от заработной платы в других отраслях и экономике в целом. Так, в 2006 г. в Брянской области заработная плата в сельском хозяйстве, охоте, лесном хозяйстве составила всего 55,6% к среднеобластному уровню, начиная с 2007 г. наметилась тенденция роста данного соотношения, к 2009 г. Оно составило 64,6%, однако заработная плата в аграрной отрасли остается самой низкой среди всех отраслей экономики Брян-

ской области. Нельзя не обратить внимание на то, что на предприятиях обрабатывающих производств (в частности производство пищевых продуктов) размер заработной платы значительно выше (в 2009 г. на 61,3%). Так заработная плата в 2009 г. в обрабатывающих производствах выше номинальной заработной платы в сельском хозяйстве, охоте, лесном хозяйстве на 41,9%, в строительстве - на 54,0%, в оптовой и розничной торговле - на 33,1%, в сфере финансовой деятельности - в 3,8 раза.

При этом недозагрузка рабочих мест в сочетании со скрытой безработицей приводит к утрате производственных навыков и профессионально-квалификационных качеств основных социальных групп населения.

Процессы глобализации будут способствовать экономическому росту, однако связанное с ними усиление конкуренции, усложнение международных экономических связей на фоне нерешенных социальных проблем, неразвитой рыночной и социальной инфраструктуры могут только усилить социальные проблемы сельских территорий.

Одним из перспективных направлений государственной социальной политики является софинанси-рование из регионального бюджета мероприятий, реализуемых в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села». Несмотря на устойчивую тенденцию роста бюджетных средств, выделяемых на поддержку социальной инфраструктуры, остается множество нерешенных социальных проблем.

Именно поэтому в современных условиях государственную аграрную политику необходимо переориентировать в пользу социальных приоритетов.

Ведущая роль при этом должна отводиться созданию эффективных систем управления на основе сочетания муниципального и хозяйственного управления, так как решение большинства социальных проблем села относятся к полномочиям муниципальных органов власти, полнота преодоления которых преимущественно определяется уровнем развития сельской экономики.

Одним из новых подходов в управлении сельскими территориями следует рассматривать сеть потребительских кооперативов. Их исключительная социальная роль заключается в том, что они дают возможность выхода хозяйствующих субъектов на товарный рынок. Как показывает практика, социально-экономическая сущность хозяйств населения Брянской области состоит в том, что большинство из них сохраняют потребительский характер и предпринимательскими не являются, даже при производстве товарной продукции, так как доход от ее реализации крайне низок и не позволяет существенно увеличить доходы сельских семей.

С другой стороны данная форма хозяйствования выполняет исключительно важную социальную роль, способствуя увеличению занятости населения и доходности сельских семей, самообеспечению их основными продуктами питания, сохранению сельского образа жизни и т.д.

Сельский рынок труда на фоне процессов глобализации находится под существенным влия-

нием структурных факторов и характеризуется не только недостаточно высокими профессионально-квалификационными качествами работников, но и их несоответствием требованиям производственных и экономических процессов.

Поэтому, главная причина возникновения опасностей и рисков, которые сопутствуют процессу глобализации - интеграция в глобальную экономику социальных общностей, находящихся на разных этапах своего развития, именно в разных социальных «стартовых» условиях.

Государственная политика, таким образом, в современных условиях должна быть направлена на осуществление системы мероприятий посредством реализации региональных программ развития, в которых отдельными индикаторами должны выступать социальные приоритеты:

- дальнейшее развитие в сельской местности социальной инфраструктуры, жилищного, дорожного строительства, агросервиса и торговли;

- поддержка частных предпринимательских структур на селе, способствующих формированию конкурентных рынков труда и сельскохозяйственной продукции;

- регулирующие меры, направленные на сглаживание социальной напряженности на рынке труда в сельской местности, в том числе за счет формирования эффективных механизмов регулирования оплаты сельскохозяйственного труда;

- предоставление льгот жителям сельской местности, как в получении профильного образования, так и содействие переобучению и повышению квалификации кадров, занятых в сельскохозяйственном производстве.

Таким образом, несмотря на высокие потенциальные возможности и выгоды глобализации, необходимо учитывать неоднозначность ее воздействия на социальные процессы в сельских сообществах, и учет особенностей формирования глобальной экономики на современном этапе развития требует скорейшего преодоления существующих социальные проблем сельского хозяйства и сельских территорий.

Источники

1. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года // Экономика сельского хозяйства. - 2009. - №3. - С. 64-80.

2. Баутин В.М. Устойчивое развитие сельских территорий: вопросы стратегии и тактики. - М.: Росинформаг-ротех, 2004. - 310 с.

ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ СЕЛА (на примере Республики Коми)

В.В. Терентьев, к.э.н. ст. науч. сотр. Института социально-экономических и энергетических проблем

Севера Коми НЦ УрО РАН

Современная социально-экономическая, экологическая и демографическая ситуация на селе характеризуется комплексом накопивших проблем, препятствующих динамичному устойчивому развитию сельских территорий. Рыночные преобразования оказали негативное влияние на демографию, качество жизни и сферу занятости в сельской местности. Наблюдается снижение демографического потенциала села до уровня, не обеспечивающего не только расширенного, но и простого воспроизводства населения, существенно уменьшается числен-

ность сельского населения. За годы реформ снизилась рождаемость, высокой остается смертность, возрастает миграция, усиливается постарение населения, снизилась продолжительность его жизни.

За 1990-2010 гг. численность сельского населения в республике сократилась на 75,6 тыс. чел. или на 24,9%. Среди сельских административно-территориальных образований наибольшее сокращение за этот период произошло в Троицко-Печорском районе (41,8%), Княжпогостском (36,3%), Усть-Вымском (28,1%), Койгородском (25,6%), Усть-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.