Научная статья на тему 'Роль государственной поддержки кадрового потенциала АПК'

Роль государственной поддержки кадрового потенциала АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СИСТЕМНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2012 ГОДА»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шалимов Д. В.

В условиях глобального экономического кризиса предлагается система социально-экономических преобразований, направленная на поддержку кадрового потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государственной поддержки кадрового потенциала АПК»

УДК 332.821

Д.В. Шалимов, аспирант ФГОУ ВПО Орел ГАУ

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА АПК

В условиях глобального экономического кризиса

предлагается система социально-экономических

преобразований, направленная на поддержку кадрового потенциала.

Ключевые слова: кадровый потенциал, системные

социально-экономические преобразования, экономический кризис, развитие кадрового потенциала, Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года»».

Доминирующая роль в регул ировании социальных процессов в России принадлежит государству, на которое возлагается решение обширного круга вопросов, связанных с воспроизводством рабочей силы (демографическая политика, здравоохранение, образование, разработка общей концепции подготовки и переквалификации кадров).

По мнению автора, государственная поддержка кадрового потенциа а выражается социа ьной и кадровой по итикой, где приоритетной яв яется кадровая по итика.

Социальная политика - система мер, направ енных на осуществ ение социа ьных программ, поддержания доходов, уровня жизни насе ения, обеспечения занятости, поддержки отрас ей социа ьной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Различают:

- социальную пол итику в обл асти образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений; а также

- ку ьтурную, жи ищную, семейную,

пенсионную, женскую и мо одежную социа ьную пол итику.

Формально социальная политика нацелена на воспроизводство кадрового потенциа а, и в ней соб юдаются основные принципы социа ьного государства, которые состоят в с едующем:

- воспроизводство кадрового потенциала обеспечивается базовой защищенностью наемных работников и безработных, самозащитой предъявляющих спрос на занятость при нал ичии рыночных а ьтернатив - множества вариантов найма б агодаря развитию рынка труда и возможностей самозанятости. Поэтому социальная поддержка, оказываемая незащищенным группам, не предназначена д я работников и рассчитана на с ои с дефицитом кадрового потенциа а;

- базовая защищенность экономически активных с оев гарантируется по итикой заработной п аты (в рамках по итики доходов), по итикой занятости, страхованием от социа ьных рисков, трудовым законодате ьством и институтами социа ьного партнерства;

- занятость в производстве нематериальных бл аг, которое реа изует инвестиционное развитие кадрового потенциа а, поддерживается рыночными и нерыночными механизмами, совокупными расходами работников, предприятий и государства.

In the conditions of a global economic crisis in processes the state role immeasurably increases in economy key industries. In this connection the system of social and economic transformations directed on support of potential is offered.

Key words: personnel potential, system social and economic transformations, economic crisis, development of personnel potential, The federal target program «Social development of village till 2012».

Кадровая пол итика - это бол ее узкое и конкретное, генеральное направление кадровой работы государства; совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направл енных:

- на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциа а отрас ей народного хозяйства;

- на создание высокопроизводите ьного, сп оченного ко ектива организаций, способного своевременно реагировать на меняющиеся требования рынка.

Основными направлениями кадровой политики яв яются:

- прогнозирование создания новых рабочих мест с учетом внедрения новых техно огий;

- разработка программ развития персона а с це ью решения текущих и будущих задач предприятий;

- разработка мотивационных механизмов повышения заинтересованности и удов етворенности трудом;

- создание современных систем подбора и отбора персона а;

- проведение маркетинговой деяте ьности в об асти персона а;

- разработка программ занятости;

- уси ение стиму ирующей ро и оп аты труда;

- разработка социал ьных программ и т.д.

Кадровая политика в АПК отражает роль

государства в создании ус овий, при которых юбое предприятие отрасли может реализовать собственную кадровую по итику, одновременно с этим государство обеспечивает реа изацию собственных интересов в кадровом обеспечении АПК.

Следовательно, по мнению автора,

государственная кадровая по итика в АПК - это разрабатываемая и утверждаемая государством стратегия, направ енная на создание ус овий д я подготовки кадров д я се ьского хозяйства и их пос едующего непрерывного профессиона ьного развития, обеспечивающая возможность социал ьной и профессиона ьной реа изации каждого работника, направ енная на обеспечение достойного уровня жизни сельского населения. Эта стратегия разрабатывается на основе объективного анализа потребностей в персона е и его профессиона ьном развитии предприятий АПК с учетом интересов государства в устойчивом социа ьно-экономическом развитии аграрного сектора экономики, яв яющегося необходимым ус овием обеспечения достойного уровня жизни насе ения.

Инструментами государства в деле поддержки кадрового потенциа а отрас ей народного хозяйства, и в частности АПК являются Концепции развития, стратегии развития, государственные программы развития, Федера ьные законы, указы президента и другие нормативные акты.

Основным документом, регулирующим трудовую деяте ьность в Российской Федерации, безус овно, является Трудовой Кодекс РФ1, где установл ены государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создание б агоприятных ус овий труда, защита прав и интересов работников и работодате ей. Но в данном документе не отражаются целевые ориентиры государства и программные мероприятия в де е поддержки кадрового потенциа а, а ишь рег аментирована трудовая деяте ьность в Российской Федерации.

На уровне регионов в Российской Федерации действует Указ президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации», где прописаны основные по ожения региона ьной по итики в социа ьной сфере, и отражает Задачи региональной социальной по итики, Региона ьной по итики в об асти повышения уровня жизни насе ения, региона ьной по итики в сфере занятости, что тем и и иным образом действует на формирование и развитие кадрового потенциа а регионов.

Документом, об адающим программно-це евыми свойствами, яв яется Концепция до госрочного социа ьно-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, где прописан ряд направ ений перехода к инновационному социа ьно ориентированному типу экономического развития, выпо нение которых до жно оказать в ияние на развитие кадрового потенциа а и АПК и всех отрас ей народного хозяйства государства:

1. развитие че овеческого потенциа а России;

2. создание высококонкурентной институцио-на ьной среды, стиму ирующей предприни-мате ьскую активность и прив ечение капита а в экономику;

3. структурная диверсификация экономики на основе инновационного техно огического развития;

4. закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов);

5. расширение и укрепл ение внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разде ении труда;

6. переход к новой модели пространственного развития российской экономики.2

1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 17.07.2009) // «Российская газета», №256, 31.12.2001

2 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р

(ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного

социа ьно-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией

до госрочного социа ьно-экономического развития

Российской Федерации на период до 2020 года») // «Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, № 47, ст. 5489.

В концепции указано, что развитие человеческого потенциа а РФ вк ючает системные преобразования двух типов:

- направ енные на повышение

конкурентоспособности кадрового потенциа а, рабочей си ы и социа ьных секторов экономики;

- у учшающие качество социа ьной среды и ус овий жизни юдей.

Они охватывают среднесрочные и до госрочные це и, приоритеты и основные направ ения

демографической по итики, по итики модернизации здравоохранения и образования, развития пенсионной сферы и социа ьной помощи, развития ку ьтуры, формирования эффективных рынков труда и жи ья, развития мо одежной по итики.

В Концепции действий на рынке труда на 2008 -2010 гг.3 приоритетными направ ениями, по которым будет осуществ яться взаимовыгодное

сотрудничество органов испо ните ьной в асти всех уровней с работодате ями в це ях развития кадрового потенциа а, обозначены: прив ечение мо одежи к освоению рабочих профессий; предотвращение потерь ква ифицированных кадров и содействие инициативе по сохранению и развитию кадрового потенциа а организаций.

Государство заинтересовано в снижении риска возникновения безработицы, повышении

эффективности бюджетных расходов на начальное профессиона ьное образование, работодате ь - в обеспечении производства необходимыми рабочими кадрами в достаточном ко ичестве и требуемой ква ификации, работники - в реа изации возможности по учения профессии, да ьнейшего трудоустройства, по учении содействия в найме и и приобретении жи ья.

В этой связи необходимо принятие действенных мер по предотвращению негативных пос едствий реструктуризации и банкротства организаций, сопровождаемых значите ьным высвобождением рабочей си ы.

Уси ия работодате ей до жны быть направ ены на участие в разработке и осуществ ении адресных проектов, вк ючающих в себя профессиона ьное обучение, переобучение и повышение ква ификации, а также содействие в переезде высвобождаемых работников и ч енов их семей в другую местность в це ях трудоустройства.

Со стороны государства предусматривается поощрение и поддержка инициатив бизнеса по развитию кадрового потенциа а организаций, вк ючая профессиона ьную подготовку,

переподготовку и повышение ква ификации персона а на базе организаций.

Расширение компетенции работников путем освоения новых и смежных профессий позво ит существенно увеличить их конкурентоспособность на рынке труда, что особенно важно д я трудоустройства граждан, которые имеют ограничения трудоспособности вс едствие приобретенных профессиона ьных забо еваний и

3 Распоряжение Правител ьства РФ от 15.08.2008 № 1193-р «О Концепции действий на рынке труда на 2008 - 2010 годы» // «Собрание законодательства РФ», 25.08.2008, №34, ст. 3964.

трудовая деятельность которых в прежних условиях неже ате ьна.

Одним из направ ений развития частногосударственного партнерства в развитии кадрового потенциа а организаций яв яется участие бизнеса в разработке и реа изации отрас евых и межотрас евых программ подготовки специа истов.

В ус овиях ускоряющегося научного и технического прогресса работнику необходимо

предоставить возможность широкого доступа к

постоянному обнов ению знаний и умений,

качественной информации и консу ьтациям относите ьно возможностей по учения образования на протяжении всей жизни, а также обеспечить максима ьное приб ижение процесса обучения к

потребите ю на основе испо ьзования информационных и коммуникационных техно огий.

На уровне АПК формирование и развитие кадрового потенциала обусловлено вступившим в 2007 г. в си у Федера ьным законом «О развитии се ьского хозяйства»4, где:

- регу ируются отношения, возникающие между гражданами и юридическими ицами, признанными на основании настоящего Федера ьного закона се ьскохозяйственными товаропроизводите ями, иными гражданами, юридическими ицами, органами государственной в асти в сфере развития се ьского хозяйства;

- установ ены правовые основы реа изации государственной социа ьно-экономической по итики в сфере развития се ьского хозяйства как экономической деяте ьности по производству се ьскохозяйственной продукции, оказанию ус уг в це ях обеспечения насе ения российскими продово ьственными товарами, промыш енности се ьскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий се ьских посе ений и соответствующих межсе енных территорий (да ее - устойчивое развитие се ьских территорий).

В ФЗ «О развитии се ьского хозяйства» указано, что одними из основных направ ений государственной аграрной по итики яв яются:

1) развитие науки и инновационной деяте ьности в сфере агропромыш енного комп екса;

2) устойчивое развитие се ьских территорий;

3) совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специа истов д я се ьского хозяйства.

В основу всех современных стратегических кадровых программ отрас и АПК ег о Постанов ение Правите ьства России №117 от 10 февра я 2000г. «О совершенствовании кадрового обеспечения агропромыш енного комп екса». В документе говорится о необходимости разработки Министерством сельского хозяйства, совместно с органами испо ните ьной в асти субъектов Российской Федерации, программы развития системы профессиона ьной подготовки, переподготовки и повышения ква ификации работников

4 Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 05.04.2009, с изм. от 24.07.2009) «О развитии сельского хозяйства» (принят ГД ФС РФ 22.12.2006) // «Собрание законодательства РФ», 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 27.

агропромыш енного комп екса на период до 2005 года.

Совместным приказом Минсельхоза России и Минобразования России от 12 ию я 2002 г. № 619/2678 утверждена «Отрас евая программа развития аграрного образования (на 2002-2005 гг. и до 2010 г.)». Целью программы заявлено повышение качества и эффективности профессиона ьной подготовки, переподготовки и повышения ква ификации кадров с це ью удов етворения современной потребности в них агропромыш енного комп екса.

Кадровая по итика в АПК реа изуется и на региона ьном уровне. Постанов ением

Правительства Ленинградской области «Об утверждении региона ьной комп ексной программы «Развитие агропромыш енного комп екса Ленинградской области на 2001-2005 годы» предусмотрены мероприятия по развитию подготовки и повышения ква ификации кадров руководите ей, совершенствованию контро я и ротации кадров. 03.02.2004 в Амурской об асти принят Об астной Закон № 298-ОЗ «О

государственной поддержке кадрового потенциа а агропромыш енного комп екса Амурской об асти», направленный на обеспечение агропромышленного комп екса ква ифицированными кадрами. 9 февра я 2005 года принят Закон Самарской обл асти № 28-ГД «О государственной поддержке кадрового потенциа а агропромыш енного комп екса Самарской об асти». В А тайском крае впервые в Сибирском федера ьном округе разработана Программа кадрового обеспечения

агропромыш енного комп екса А тайского края на 2001-2005 годы. Приняты анал огичные нормативные акты и в некоторых других субъектах РФ.

Региона ьные программы кадрового обеспечения АПК реа изуются, прежде всего, по трем направлениям: подготовка кадров,

профессиона ьная переподготовка, государственная финансовая поддержка специа истов.

Существующая государственная кадровая по итика в АПК на уровне Российской Федерации и отде ьных ее субъектов, характеризуется, по мнению автора, рядом проб ем ее реа изации, а именно:

- недостаточная обеспеченность сельскохозяй-

ственного производства специа истами (на ичие вакансий на предприятиях, которые не могут быть запо нены по причине отсутствия на открытом рынке труда специа истов необходимой ква ификации, ибо по причине низкого уровня

оп аты труда и п охих социа ьно-бытовых

ус овий);

- недостаточный уровень профессиона ьного

образования кадров АПК - существует тенденция к сокращению специа истов, имеющих

профессиона ьное образование в об асти

се ьскохозяйственного производства, рост чис а специа истов, имеющих то ько практический опыт и даже не имеющих такового;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «старение» кадров, неже ание мо одых специа истов работать на се е, что опять же приводит к низкому уровню профессиона ьной подготовки кадрового состава АПК;

- высокая сменяемость, и, следовательно,

недостаточная опытность руководителей

сельскохо0яйственных предприятий, вы0ванная, прежде всего, отсутствием экономической стабильности в сельскохо0яйственном прои0водстве.

Кадровая политика в сфере профессиональной подготовки и трудоустройства молодых специалистов характери0уется следующими

негативными факторами:

- несовершенство системы отбора студентов при приеме;

- меньше половины выпускников учебных 0аведений получают направления на работу, остальные вынуждены трудоустраиваться самостоятельно, что часто затруднено;

- ра0вернутый анали0 потребности предприятий АПК в специалистах не проводится регулярно, поэтому сегодняшние выпускники не всегда востребованы по полученным специальностям в тех районах, куда они отправились после обучения;

- во многих хозяйствах по-прежнему в упадке прои0водство, нет вакансий, а на имеющихся слишком мала 0аработная плата;

- престижность работы в сельском хо0яйстве очень ни0кая, это вы0вано отсутствием социальной 0ащищенности и плохими социально-бытовыми условиями для специалистов;

В области обеспечения профессионального ра0вития персонала АПК также имеются проблемы:

- несовершенство существующих методов оценки потребностей в профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров АПК;

- отсутствие у предприятий достаточных финансовых ресурсов для органи0ации подготовки и повышения квалификации кадров;

- отсутствие методических материалов для органи0ации профессионального ра0вития персонала на предприятиях сельского хо0яйства;

- несовершенство (отрыв от реальных потребностей) программ профессиональной подготовки и повышения квалификации;

- отсутствие действенных механи0мов контроля эффективности обучения.

Также остро стоят социальные проблемы российского села - это низкий уровень информационного обеспечения, социальная не0ащищенность, ни0кий уровень0аработной платы, отсутствие достойного жилья, нера0витая социальная сфера и т.д.

Для решения вышена0ванных проблем 0а последние время на федеральном уровне предпринято несколько действенных мер:

- вступил в силу Федеральный 0акон «О ра0витии сельского хо0яйства»;

- принята «Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года»;

- был реали0ован приоритетный национальный

проект «Ра0витие АПК», а именно одно и0 его направлений - «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе», и как продолжение данного проекта - реали0ация Государственной программы ра0вития сельского хо0яйства и регулирования рынков

сельскохо0яйственной продукции, сырья и

продовольствия (2008 - 2012 годы) по направлению устойчивое ра0витие сельских территорий (млн. рублей).

Особо важным документом, обладающим программно-целевыми параметрами ра0вития АПК, является «Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года» , где обо0начены проблемы на селе и обоснована необходимость их решения программными методами. В Программе ска0ано, что сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого ра0вития агропромышленного комплекса.

Программа ра0работана для достижения следующих основных целей:

- повышение уровня и качества жи0ни сельского населения на основе повышения уровня ра0вития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности;

- со0дание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому ра0витию сельских территорий и реали0ации Федерального 0акона «Об общих принципах органи0ации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- со0дание условий для улучшения социальнодемографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;

- повышение престижности проживания в сельской местности.

Программа включает мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, ра0витию в сельской местности сети учреждений обра0ования, 0дравоохранения,

культуры, информационно-консультационного

обеспечения, систем электро-, водо- и га0оснабжения, сети автомобильных дорог общего поль0ования и телекоммуникационной свя0и.

Наиболее 0начимым, по мнению автора, в деле повышения кадрового потенциала, являются мероприятия Программы, направленные на обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе (табл. 1).

Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе по0волит:

- улучшить жилищные условия 162,34 тыс. молодых семей и молодых специалистов на селе;

- со0дать условия для 0акрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере села, а также приостановить миграцию сельской молодежи;

- повысить обра0овательный уровень молодых специалистов, 0анятых в агропромышленном комплексе и социальной сфере села;

5 Постановление Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 (ред. от 31.01.2009) «О федеральной целевой программе

«Социальное развитие села до 2012 года» // «Собрание законодательства РФ», 09.12.2002, № 49, ст. 4887

Таблица 1 - Мероприятия по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе (млн. рублей, с учетом прогноза цен на соответствующие годы)

Срок исполнения (год) Объем финанси] В том числе за счет средств

ювания федераль ного бюджета бюджетов субъектов РФ внебюджетных источников ожидаемые результаты

Инвестиционные мероприятия

Обеспечение молодых семей и молодых специалистов жильем (713,4 тыс. кв. м.) 2006 6670 2000 2670 2000 Обеспечение жильем 16,2 тыс. молодых семей и молодых специалистов на селе

Прочие расходы

Обеспечение молодых семей и молодых специалистов жильем (тыс. кв. м.) Обеспечение жильем 146,14 тыс. молодых семей и молодых специалистов на селе:

679,5 2007 8333,3 2500 3333,3 2500 15,44 тыс.

647,1 2008 8347,7 2504,3 3339,1 2504,3 12 тыс.

1212,1 2009 19030,3 5709,1 7612,1 5709,1 22,4 тыс.

1482,4 2010 24608,3 7382,5 9843,3 7382,5 27,4 тыс.

1832,9 2011 31892 9567,6 12756,8 9567,6 33,9 тыс.

- создать условия для улучшения демографической ситуации. Задачи обеспечения доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе пересекаются с направлениями Государственной программы ра0вития сельского хо0яйства и регулирования рынков сельскохо0яйственной продукции;

- повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;

- поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.

Таблица 2 - Ресурсное обеспечение Государственной программы ра0вития сельского хо0яйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2008 - 2012 годы) по направлению устойчивое ра0витие сельских территорий (млн. рублей)

Показатели 2008 2009 2010 2011 2012

Повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений - всего 7 335,4 7 913,1 3 942,9 8 362,2 30 040

в том числе:

мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, в том числе с использованием механизма ипотечного кредитования - всего 4 500 10 359 12 913 16 277,9 17 469,5

из них мероприятия по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе 2 504,3 5 709,1 7 382,5 9 567,6 10 379,7

мероприятия по развитию водоснабжения 1 000 3 151,1 5 367,6 5 764,7 6 059

мероприятия по развитию газификации 1 232,6 2 346,7 2 962,9 3 439,5 3 612,5

другие мероприятия 602,8 2 056,3 2 699,4 2 880,1 2 899

Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов 1 113,9 1 180,7 1 239,7 1 240

Всего по разделу 7 335,4 19 027 25 123,6 29 601,9 31 280

В таблице 2 приведено ресурсное обеспечение Государственной программы ра0вития сельского хо0яйства и регулирования рынков

сельскохо0яйственной продукции, сырья и продовольствия (2008 - 2012 годы) по направлению устойчивое ра0витие сельских территорий.

Целью осуществления мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села является повышение уровня и качества жи0ни сельского населения, а также со0дание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности. Целями осуществления мероприятий поддержки комплексной 0астройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов являются повышение уровня комфортности и привлекательности проживания в сельской местности, а также рост инвестиционной активности в социально-экономическом ра0витии сельских

территорий. Мероприятия по повышению уровня ра0вития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений, а также поддержки 86

комплексной компактной 0астройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов по0волят привлечь специалистов на село, повысят кадровый потенциал АПК.

Кадровый потенциал отраслей региона

определяется не только и не столько инвестиционными вливаниями в ра0витие отраслей и сфер экономики территориальной системы, сколько своевременными ре0ультативными управленческими во0действиями в отношении инвестиционных вложений. Таковые во0действия согласно группировке факторов, ока0ывающих влияние на инвестиционный потенциал, относятся к группе «Состояние и ра0витие внутренней и внешней инвестиционной среды» и подра0умевают

стратегическое ориентирование кадровой политики регионального и отраслевого ра0вития.

При управленческом во0действии на кадровый потенциал переплетаются стратегические цели региональных органов власти, цели корпоративной кадровой политики, отраслевой кадровой политики.

Причем это воздействие происходит в соответствии со стратегией социально-экономического развития Российской Федерации и региональной социальной политикой государства. В данном случае под кадровой политикой автором понимается система мер, направленных на органи0ационно-экономическое совершенствование отраслевой структуры экономики региона путем перераспределения кадровых ресурсов, которое бы максимально соответствовало технологическому укладу современного

экономического роста и социально-экономическим приоритетам ра0вития региона.

Кадровая политика является залогом успешной экономической деятельности государства в целом. Роль государства в формировании и реализации кадрового потенциала отраслей народного хо0яйства должна 0аключаться в обеспечении благоприятных во0можностей и условий для осуществления трудовой деятельности чере0 кадровую политику. Относительно позиции в инвестиционной сфере, которую должно 0анимать государство, выска0ался Дж. Вульферсон в ежегодном докладе Всемирного банка: «...развитие нуждается в эффективном

государстве, играющем роль катали0атора и помощника, стимулирующего и дополняющего деятельность частного бизнеса и отдельных лиц. Без эффективного государства устойчивое ра0витие - как экономическое, так и социальное - невозможно»6. Усиление роли государства в сфере труда

предполагает поиск оптимального сочетания методов государственного и рыночного во0действия с учетом особенностей современного этапа экономического ра0вития.

Таким образом, автором обоснована роль государственной поддержки кадрового потенциала АПК, которая осуществляется посредство социальной и кадровой политики государства. Социальная политика определяет ба0овые условия трудовой деятельности, которые должны предотвращать ра0рушение кадрового потенциала и способствовать его ра0витию. Кадровая политика влияет на воспрои0водство данного потенциала чере0 технологию прои0водства, обеспечивающую

формирование и реали0ацию психофи0ических,

обра0овательно-квалификационных и личностных качеств работников. Определено, что выбранная государством стратегия ра0вития кадрового

потенциала определяет реальные во0можности повышения эффективности формирования и ра0вития кадрового потенциала в отраслях народного хо0яйства, в регионе и, как следствие, определяет скорость и эффективность структурного преобра0ования социально-экономического

комплекса региона в систему конкурентоспособного рыночного хо0яйства.

6Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: учеб. М.: Фин. Пресс. 2000

УДК: 338.364

Е.Е. Бердник-Бердыченко, аспирант ФГОУ ВПО «Новочеркасская государственная мелиоративная академия»

М. В. Алейнова, кандидат экономических наук Ростовская академия сервиса (ЮРГУЭС)

ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Рассматривается объективная необходимость повышения эффективности управления за счет комплексной автоматизации предприятий в условиях конкурентной борьбыг на рытке товаров и услуг.

Ключевые слова: процесс управления, комплексная

автоматизация предприятий, выбор систем управления.

В условиях рыночной экономики предприятие нуждается в решении 0адач управления на качественно новом уровне. Необходимость оперативного реагирования на конъюнктуру рынка и быстро меняющуюся экономическую ситуацию требует перестройки внутренней микроэкономики предприятия, постановки управленческого учета, оптими0ации процессов управления.

Охарактери0уем основные черты управления предприятием как процесса с точки 0рения теории управления.

В общем виде процесс управления во всех сферах деятельности можно представить в виде так на0ываемой «петли управления», включающей циклическую последовательность следующих этапов: прогно0 - планирование - контролируемая деятельность по реали0ации планов - учет и анали0 ре0ультатов - коррекция прогно0ов и планов (рис. 1).

Процесс управления имеет иерархическую структуру и включает несколько подуровней по направлениям деятельности (прои0водство, сбыт,

Objective necessity for increasing effectiveness of management at the expense of integrated automation of enterprises under conditions of competition on the market of goods and services is considered.

Key words: management process, integrated automation of enterprises, choice of management system.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

снабжение, финансы и др.), которые в свою очередь включают соответствующие подпроцессы.

Рисунок 1 - Обобщенная схема управления

Управление предприятием всегда должно иметь некоторую цель, в противном случае этот процесс становится просто бессмысленным. В качестве примеров целей управления можно привести снижение и0держек прои0водства, повышение прибыли и другие. Цель процесса управления должна быть сформулирована явно и, по во0можности, с применением количественных оценок.

Вестник Орел Г Ay

апрель

№2(23)

2010

Теоретический и научно-практический журнал. Основан в 2005 году

Учредитель и издатель: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный аграрный Университет»_____________________________________________

Редакционный совет: Парахин Н.В. (председатель) Амелин А.В. (зам. председателя) Астахов С.М.

Белкин Б.Л.

Блажнов А.А.

Брыкля О.А.

Буяров В.С.

Гуляева Т.И.

Гурин А.Г.

Гущина Т.В.

Дегтярев М.Г.

Зотиков В.И.

Иващук О.А.

Козлов А.С.

Кузнецов Ю.А.

Лобков В.Т.

Лысенко Н.Н.

Ляшук Р.Н.

Мамаев А.В.

Масалов В.Н.

Новикова Н.Е.

Павловская Н.Е.

Попова О.В.

Прока Н.И.

Савкин В.И.

Степанова Л.П.

Хромов В.Н.

Шендаков А.И. (ответств. секретарь) Ермакова Н.Л. (редактор)

Адрес редакции: 302019, г. Орел, ул. Генерала Родина, 69. Телефон: (4862)454037 Факс:(4862)454064 E-mail: nichоgau@yandex.ru E-mail: nich4@orelsau.ru

Свидетельство о регистрации ПИ 8ФС77-21514 от 11.07. 2005 г.

Технический редактор Мосина А.И. Сдано в набор 02.04.2010 Подписано в печать 23.04.2010 Формат 60x84/8. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.

Объём 12,5 усл. печ. л. Тираж 300 экз. Издательство Орел ГАУ, 302028, г. Орел, бульвар Победы, 19. Лицензия ЛР8021325 от 23.02.1999 г.

Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикаций научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских и докторских диссертаций

Содержание номера

Научное обеспечение развития высокотехнологичных сфер животноводства

Сальникова И.Н. Особенности и тенденции развития воспроизводственного потенциала

отрасли животноводства в Орловской области............................................. 2

Буяров В.С., Крайс В.В., Буяров А.В., Миронов Д.С., Беленихин В.А. Эффективность

современных технологий производства мяса бройлеров и практика их внедрения............. 7

Шендаков А.И. Комплексный анализ результатов селекции молочного скота в Орловской

области................................................................................ 16

Мошкина С.В., Козлов А.С. Научное обоснование кормления высокопродуктивного

молочного скота........................................................................ 22

Феофилова Ю.Б., Козлов А.С. Влияние режима скармливания кормов коровам на

количественный состав микроорганизмов симбионтов рубца................................. 24

Михеева Е.А., Масалов В.Н. Иммунохимические реакции организма крупного рогатого скота

под влиянием антигенов в разных радиационных зонах..................................... 26

Зулев Г.С. Изменение концентрации общих липидов в крови телят под влиянием разных доз

препарата «Эмицидин»................................................................... 28

Ляшук Р.Н., Шендаков А.И., Сурженков А.В. Селекционно-генетический потенциал

импортированного молочного скота....................................................... 30

Лещуков К.А., Мамаев А.В. Гемогормональный статус организма свиней при стимуляции

компенсаторно-адаптационных реакций.................................................... 32

Масалов В.Н., Сеин О.Б., Сеин Д.О. Новые способы подготовки самцов-пробников и их

использование в качестве «биологических стимуляторов».................................. 36

Мосягин В.В., Максимов В.И., Фурман Ю.В. Особенность АТФаз ядерных и

цитоплазматических мембран эритроцитов цыплят-бройлеров................................ 39

Горлов И.Ф., Емельянов А.А., Шалимова О.А., Козлова Т.А., Киреева О.С., Стромская И.Я. Разработка состава съедобных пищевых плёнок и исследование фрактальных свойств

дистиллятов плодовых и ягодных культур в технологии производства мясных продуктов...... 42

Крюков В.И. Основные положения теории управления биологическими системами в генетическом мониторинге............................................................... 46

Инновации в растениеводстве

Козлов Ю.В., Самсонова Н.Е., Новикова Н.Е. Сравнительная оценка Мивала-Агро, брассиностероидных препаратов и протравителя семян при выращивании яровых 0ерновых на

дерново-подзолистой почве.............................................................. 54

Овсиенко С.М. Биостимуляторы - резерв повышения продуктивности яровой пшеницы.......... 59

Воронкова М.В., Павловская Н.Е. Оценка эффективности использования биологически активных компонентов растений в защите картофеля от колорадского жука (leptinotarsa

decemlineata Say)..................................................................... 62

Петелько А.И., Богачёва О.В. Влияние природных факторов на сток талых вод в центральном Нечерноземье........................................................................... 65

Интродукция и зелёное строительство

Волчанская А.В., Фирсов Г.А., Лаврентьев Н.В. Клён японский (Acer japonicum Thunb.)

в Санкт-Петербурге..................................................................... 68

Дубовицкая О.Ю., Золотарева Е.В. Красивоцветущие деревья и кустарники для озеленения объектов малоэтажного строительства.................................................... 72

Совершенствование экономических механизмов развития аграрного сектора

Клевцов С.М., Сафронов В.В., Клевцова М.Г. Региональный ли0инговый потенциал для

отраслей АПК: исследование и анализ.................................................... 77

Шалимов Д.В. Роль государственной поддержки кадрового потенциала АПК................... 82

Бердник-Бердыченко Е.Е., Алейнова М.В. Основы современного подхода к управлению

предприятием........................................................................... 87

Суворова С.П., Ханенко М.Е., Панкратова Л.А. Принципы организации внутреннего аудита.. 91

Скрипка В.Н., Мельникова Е.В. Совершенствование порядка ведения расчетов по принятым обязательствам в бюджетном учете....................................................... 95

© ФГОУ ВПО Орел ГАУ, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.