Научная статья на тему 'Роль государственной идеологии в новом геополитическом пространстве'

Роль государственной идеологии в новом геополитическом пространстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
193
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / RESEARCH METHODOLOGY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / STATE AND NATIONAL IDEOLOGY / ДЕТЕРМИНАНТЫ / DETERMINANTS / ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ / FORMATION OF STATE IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Амердинова Магира Мунаждиновна, Искендеров Азат Усенович

В статье автор рассматривает вопросы идеологии государственной и национальной, также ее детерминанты (предпосылки) формирования государственной идеологии в Кыргызстане, такие как: сплоченность, дружба и единство, консолидация народов и наций, проживающих на территории республики, патриотическая и национальная честь, национальный дух, ответственность за этническое (гражданское) согласие и сотрудничество, защита страны, за ее территориальную целостность и суверенитет, мудрость граждан, гуманизм, толерантность, великодушие и гуманное отношение к природе, так и других этносов Кыргызстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государственной идеологии в новом геополитическом пространстве»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ В НОВОМ

ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

1 2 Амердинова М.М. , Искендеров А.У.

Email: Amerdinova1795@scientifictext.ru

1Амердинова Магира Мунаждиновна - доктор философских наук, профессор,

кафедра философии, заведующая отделом, отдел магистратуры, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева; 2Искендеров Азат Усенович - соискатель, кафедра гуманитарных дисциплин, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье автор рассматривает вопросы идеологии государственной и национальной, также ее детерминанты (предпосылки) формирования государственной идеологии в Кыргызстане, такие как: сплоченность, дружба и единство, консолидация народов и наций, проживающих на территории республики, патриотическая и национальная честь, национальный дух, ответственность за этническое (гражданское) согласие и сотрудничество, защита страны, за ее территориальную целостность и суверенитет, мудрость граждан, гуманизм, толерантность, великодушие и гуманное отношение к природе, так и других этносов Кыргызстана.

Ключевые слова: методология исследования, государственная и национальная идеология, детерминанты, формирование государственной идеологии.

THE ROLE OF STATE IDEOLOGY IN THE NEW GEOPOLITICAL

SPACE

12 Amerdinova M-М. , Iskenderov A.U.

1Amerdinova Magira Munajdinovna - doctor of philosophical Sciences, Professor, DEPARTMENT OF PHILOSOPHY, HEAD, DEPARTMENT OF GRADUATE EDUCATION, KYRGYZ STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I. ARABAEV; 2Iskenderov Azat Usenovich - applicant, DEPARTMENT OF HUMANITARIAN DISCIPLINES, INSTITUTE FOR ADVANCED STUDIES AND RETRAINING KYRGYZ STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I. ARABAEV, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

Abstract: the author examines the ideology of the state and national, as its determinants (preconditions) formation of state ideology in Kyrgyzstan, such as solidarity, friendship and unity, consolidation of people and nations living on the territory of the republic, patriotism and national honor, national spirit responsible for ethnic (civil) agreement and cooperation, the protection of the country, for its territorial integrity and sovereignty, the citizens of wisdom, humanism, tolerance, generosity e and humane attitude to nature, and other ethnic groups in Kyrgyzstan.

Keywords: research methodology, state and national ideology, the determinants, formation of state ideology.

УДК:327.3

Современная философия выживания людей в быстро меняющемся этническом мире вносят новые стандарты. Необходимо различать грани государственной и национальной идеологии. Национальная идеология отражает процесс становления конкретного народа в качестве нации и выступает ориентиром формирования национального самосознания, сохранения самобытности и основных направлений дальнейшего развития. Она в большей степени выражает нравственные основания жизни отдельного этноса, привносит в процесс становления государства эмоциональное (связанное с возникающим у народа чувством общности) начало, заботы о национальной духовной самодостаточности.

Национальная идеология, по своей природе, амбивалентна. С одной стороны национальная идеология обладает несомненным интеграционным потенциалом, значимость которого в условиях становления, развития нации и трансформации политической системы существенно повышается. С другой - если шовинистского толка, она может таить в себе несомненную опасность для государства и демократии. Это происходит в тех случаях, когда национальная идея становится способом выражения национальной исключительности, культурного, исторического и этнического своеобразия. Пример, процессы, происходящие на Украине. Прежде всего, нам нужно обновленное общественное самосознание [1], основанное на идеях государственной независимости, принципах демократии, прав и свобод человека. А имманентная сущность государственной идеологии заключается в том, что эта система стратегических парадигм, без осуществления которых невозможно поддерживать гражданский мир и согласие, государственную целостность, репутацию и имидж страны, толерантность, внутреннее многообразие, право граждан на самоопределение, самоидентификации в вопросах морали, бизнеса, политических и религиозных убеждений. Наша новая государственная идеология должна включать в себя такие составляющие элементы как политико-правовое сознание. Политическое убеждение, идейно-теоретические и нравственные ценности, идеалы, нормы и директивы деятельности субъектов (граждане, этносы, нации и народности) кыргызского общества. При этом государственную идеологию необходимо рассматривать, как научную теорию развития социума, в которой охвачены все уровни социально-экономической и духовной жизни людей, она должна быть направлена на формирование у различных поколений населения идейных знаний, воззрений и политико-нравственных парадигм о сущности и закономерностях функционирования страны в перспективе, активизирующей созидательно-творческой деятельности кыргызстанцев.

Именно формирование и развитие идеологических форм (политическая, философская, правовая, эстетическая и нравственная и др.) пронизывают население и государственный строй, позволяют действительному становлению общественных отношений, адекватным современным реалиям гумманизации и глобализации, магистральным путям, раскрывают историческую направленность мирового развития и прогрессивно - циклического движения общества.

В новом геополитическом пространстве существуют различные суждения относительно того, нужна ли вообще гражданскому обществу идеология, а если да -то должна ли она быть государственной или национальной по характеру, т.е. существовать на уровне единой и целостной социальной системы. Учитывая плюрализм мнений необходимо подчеркнуть, что Кыргызстан является многонациональным правовым государством, и основным выражением идей должен быть интерес не только каждого гражданина, но и представителей всех наций, народностей и этнических сообществ.

К важнейшим детерминантам (предпосылкам) формирования государственной идеологии в Кыргызстане можно отнести следующие: сплоченность, дружба и единство, консолидация народов и наций, проживающих на территории республики, патриотическая и национальная честь, национальный дух, ответственность за

этническое (гражданское) согласие и сотрудничество, защиту страны, за ее территориальную целостность и суверенитет, твердой политической воли и мудрости граждан, гуманизм, толерантность, великодушие и гуманное отношение к природе, так и других этносов Кыргызстана.

Таким образом, государственная идеология Кыргызстана как программная платформа развития и форма стратегической деятельности управленческих субъектов, должна охватить все сферы общественной жизни республики: экономику, социально-духовную, политику и др., в связи с этим, на наш взгляд одной из профилирующих наук формирующих мировоззрение и развивающих идеологию является история и философия.

Роль истории философии в процессе становления и развития различных политических структур и их идеологий неоспорима. Мы считаем нужным еще раз остановиться на значимости философской науки в настоящий период развития Кыргызстана, так как с развалом Союза и падением социалистической - системы отпала и нужда в пропаганде марксистско-ленинской философии. Однако из данного факта не следует делать вывод, что нет необходимости в изучении философии.

Кроме того, таковыми могут выступать и произведения других областей человеческой мысли (естествознания, истории, политологии и культурологии, экономики и права, художественной литературы и т.д.). Потому для молодого ученого важно выработать способность преломления данных в своей конкретной области знаний с общенаучными методами исследования.

Необходимо помнить, что важным моментом овладения историко-философской культурой является способность выводить общетеоретические положения, исходя из конкретного материала, характеризирующего особенности развития общественно-политической мысли в странах Центральной Азии. Изучение историко-философского наследия народов Центральной Азии в контексте диалога культур «Восток-Запад» составляет важную и необходимую часть повышения идейно-теоретического уровня.

Идеология общественного развития отражается в государственном устройстве, которое включает в себя, в качестве нерасторжимых компонентов, политическую, экономическую и социальную модели развития.

Безусловно, по мере общественного прогресса в восхождении к «верхним ступеням» цивилизации идеологии развития будут обогащаться и, соответственно модели развития, наполнятся новыми компонентами и на каком - то уровне переломном этапе, знаменующем возвышение на принципиально и фундаментально новый уровень, у общества сложатся новое мировоззрение, новые стандарты и модели жизнедеятельности [6].

Идеология не устанавливается властью, а постепенно формируется в общественной среде, охватывает умы большинства и получает или не получает массовое признание. Это зависит от зрелости общественного самосознания народа, мировоззренческой его зрелости.

В историческом плане по содержанию идеологии и государственному воплощению ее в жизнь можно судить о зрелости общества, нации или незрелости государства и его перспективах.

Идеология общественного развития, признанная обществом и взятая на «вооружение» государством, определяет модель развития - модель общественно-политического, государственно-правового и социально-экономического устройства, т.е. сама страна выбирает модель своего государственного устройства.

Исходя из выбранного курса развития, государство определяет фундаментальную концепцию развития, на основе которой разрабатываются общая стратегия и стратегии на различные периоды (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные) [2].

По мнению профессора Эгемберди Маанаева, в нашей стране необходима разработка не национальной, а государственной идеологии. Учитывая, что у нас очень ярко выражена родоплеменная идентификация и большой социальный разрыв между

богатыми и бедными и, соответственно, идейные позиции разных слоев населения различны, говорить о национальной идеологии нецелесообразно [4].

Несмотря на то, что на официальном уровне, в средствах массовой информации и в сфере образования велась активная пропаганда с участием ученых, политических и общественных деятелей, создавалось ощущение, что они сами имеют смутное представление о том, какой должна быть эта идеология. Тем не менее, в необходимости ее формирования нет никаких сомнений, так как она играет довольно значимую роль в развитии социума, совершенствует миропонимание как отдельных индивидов, так и общества в целом.

Государственная идеология - это то, что способно объединить представителей всех этносов, слоев и профессий, регионов и конфессий в единое сообщество - народ. То, что может вызвать стимулирование позитивных изменений как в массовом общественном сознании, так и в сознании каждого гражданина.

В современном мире сложно найти страну с мононациональным составом, в большинстве своем они полиэтничны. В любой многонациональной стране государственная идеология должна быть объединяющим фактором, должна развивать идеи равенства и братства народов, укрепления межэтнического взаимодействия, сохранения разнообразных национальных ценностей внутри страны, а за ее пределами развивать взаимовыгодные торговые, культурные и экономические отношения [5].

В этой связи, учитывая, что Кыргызская Республика уже определилась с внешнеполитическим вектором развития и фактически приняла решение о вхождении в Таможенный союз, среди известных вариантов государственной идеологии, способной сплотить народ, наиболее верной для нашего государства представляется идея евразийства. Она как нельзя кстати подходит не только для поликультурного, многонационального Кыргызстана, но также для всех стран постсоветского пространства.

Объективными признаками того, что мы называем евразийской общностью народов, являются: единое географическое пространство; экономические связи, сохранившиеся между бывшими союзными республиками; их тесное культурное взаимодействие, а самое главное, то, что, несмотря на периодически вспыхивающие межнациональные конфликты, народы, населяющие постсоветское пространство, в большинстве своем обладают религиозной и межнациональной терпимостью.

Территорию Евразии издавна заселяют различные этносы, и в ходе истории их национальная самобытность не исчезла, а наоборот, развиваясь, стала всё более сочетаться с евразийской идентичностью. Евразийская идеология рассматривает национальные культуры как нечто значимое, уникальное, неповторимое, как то, что может обогатить не только евразийскую, но и мировую цивилизацию с присущими ей ценностями и особенностями [3].

Единство исторических судеб народов Евразии противостоит продвижению какой-либо одной национальной идеи, а также предполагает формирование двойной идентичности - национальной и общеевразийской. При этом национальная идея должна не перерастать в сепаратизм, а сливаться с общеевразийским национализмом (под национализмом здесь подразумевается понятие патриотизма).

По своей сути евразийская идеология толерантна, она признает и уважает традиции народов Кыргызстана, относится лояльно к различным религиозным течениям, включая ислам, христианство и др. Она категорически не приемлет насилие, давление и агрессию в отношении других культур и идеологий. Именно идеология евразийства могла бы интегрировать население Кыргызстана не только внутри государства, но и за его пределами, стать основой для генерирования далеко идущих планов страны, направленных на различные сферы общественной жизни, а также послужить ключом для поиска своего собственного места в системе разделения труда в рамках Таможенного союза. На сегодняшний день ясно одно: более адекватной, органичной и всеобъемлющей идеологии для Кыргызстана не существует.

Список литературы /References

1. АмердиноваМ.М. Самознание и современность. Монография. Б., 2003. 400 с.

2. Теория и идеология общественного развития / Под науч. рук. акад. Т. Койчуева. Б.: Илим, 2009. 246 с.

3. Курманов З. Государственная идеология? Величина из величин! (25.12.2012). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://slovo.kg/?p=15700/ (дата обращения: 07.04.2017).

4. Маанаев Э.Ж. Этническая история кыргызского народа. Б., 2008. 212 с.

5. Можно ли строить государственную идеологию Кыргызстана на заповедях Манаса? (21.03.2012). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rus.kg/news_rus/analytics_rus/3061-mozhno-li-stroit-gosudarstvennuyu-ideologiyu-kyrgyzstana-na-zapovedyah-manasa.html/ (дата обращения: 07.04.2017).

6. Абдырахманов Т.А., Амердинова М.М. Исламский мир: прошлое и настоящее. Монография. Бишкек, 2015. 260 с.

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ НА АКТИВИЗАЦИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА Искендеров А.У. Email: Iskеnderov1795@scientifictext.ru

Искендеров Азат Усенович - соискатель, кафедра гуманитарных дисциплин, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: глобализация связана с формированием глобальных угроз, главные из которых - демографическая, эколого-ресурсная и социально-политическая. Приобретение терроризмом международного характера, прежде всего, связано с глобализационными процессами, с появлением международных институтов, осуществляющих на мировом уровне управление многими направлениями экономико-финансовых, политических и гуманитарных отношений между странами, и региональной интеграции различных государств. В статье автор раскрывает особенности международного терроризма в условиях глобализации, что террор от других видов насильственных действий отличается тем, что он осуществляется крайне агрессивными реакционными политическими силами с целью захвата или усиления своего влияния на общественно-политические процессы, происходящие в масштабе всего мира, региона, одной страны, города и т.д.

Ключевые слова: глобализация, глобальные угрозы, международный терроризм, общественное сознание, террор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.