Научная статья на тему 'Политическая география и территориальная организация общества Кыргызстана'

Политическая география и территориальная организация общества Кыргызстана Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
615
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / POLITICAL GEOGRAPHY / TERRITORIAL ORGANIZATION OF SOCIETY / POLITICAL FIGURES / IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дуйшеналиев Чынарбек Дуйшеналиевич

Политическая география играет особую роль в территориальной организации общества и государства в целом. Подразделяясь на различные направления, географическая наука особо выделяет социально-экономическую географию, которая, в свою очередь, состоит из отраслевых блоков: политическая, юридическая, историческая и др., выделенные согласно принципам научной классификации. В статье также рассмотрены этапы обретения своей государственности, роль политических деятелей при разработке национальной концепции территориально-политической организации общества Кыргызстана и вопрос территориального самоуправления и территориальной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая география и территориальная организация общества Кыргызстана»

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА КЫРГЫЗСТАНА Дуйшеналиев Ч.Д. Email: [email protected]

Дуйшеналиев Чынарбек Дуйшеналиевич - декан, факультет гуманитарных знаний, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: политическая география играет особую роль в территориальной организации общества и государства в целом. Подразделяясь на различные направления, географическая наука особо выделяет социально -экономическую географию, которая, в свою очередь, состоит из отраслевых блоков: политическая, юридическая, историческая и др., выделенные согласно принципам научной классификации. В статье также рассмотрены этапы обретения своей государственности, роль политических деятелей при разработке национальной концепции территориально-политической организации общества Кыргызстана и вопрос территориального самоуправления и территориальной идентичности.

Ключевые слова: политическая география, территориальная организация общества, политические деятели, идентификация.

POLITICAL GEOGRAPHY AND TERRITORIAL ORGANIZATION OF SOCIETY OF KYRGYZSTAN Duyshenaliev Ch.D.

Duishenaliev Chynarbek Duishenalievich - Dean, FACULTY OF HUMANITIES, KYRGYZ STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I. ARABAEV, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

Abstract: рolitical geography plays a special role in the territorial organization of society and the state as a whole. Subdivided into different directions, geographical science, especially highlights the socio-economic geography, which, in turn, consists of branch units: political, legal, historical, etc., Dedicated according to the principles of scientific classification. The article also considers the stages of acquiring one's statehood, the role ofpolitical figures in developing the national concept of the territorial-political organization of the society of Kyrgyzstan, and the issue of territorial self-government and territorial identity.

Keywords: political geography, territorial organization of society, political figures, identification.

УДК 9113:32(2 КИ)

Политическая география играет особую роль в территориальной организации общества и государства в целом. Подразделяясь на различные направления, географическая наука особо выделяет социально-экономическую географию, которая, в свою очередь, состоит из отраслевых блоков: политическая, юридическая, историческая и др., выделенные согласно принципам научной классификации. Однако, такое деление, на наш взгляд, не учитывает тот факт, что помимо политических, юридических, экономических и других отраслей науки, существуют и управленческие науки, изучающие процессы управления населением на определенных территориях: государствах, регионах, муниципальных образованиях. Считаем, что в существующую классификацию отраслей географической науки должна быть включена политическая география в территориальной организации общества, которая является, на наш взгляд, одной из важнейших отраслевых блоков социально-экономической географии. Роль и

значение политической географии в системе территориальной организации общества недостаточно изучено по ряду объективных и субъективных причин [1].

В науке существует большое количество публикаций и исследований, посвященных политической, правовой, социальной, экономической географии, однако, до сих пор отсутствуют комплексные исследования, посвященные политической географии в системе управления. Особо следует отметить работу географов МГУ им. М.В. Ломоносова (Бабурина В.Л., Мазурина К.О.), которые наиболее полно, на наш взгляд, обобщили теоретические представления о политической географии в территориальной организации общества [2]. Ряд исследователей, безусловно посвящали свои работы отдельным аспектам политической географии в территориальной организации общества. К ним мы относим работы Карташевской И.Ф., Аксенова А., Колосова Ю., исследовавших региональную географию в туризме, и других исследователей [3]. Во многом отрасли социально-экономической географии имеют смежные объекты исследования и области знаний, но вместе с тем имеются и различия. Политическая география, в отличие от иных отраслей социально-экономической географии, на наш взгляд, должна изучать особенности территориальной организации общества в политической системе государств, их элементов, а также управленческих процессов, происходящих на различных уровнях власти государств, регионов или мира в целом. На основе вышеизложенного, считаем необходимым предложить определение политической географии в системе территориальной организации общества - общественно-географическая наука, изучающая дифференциацию территориально организационных процессов, протекающих в различных территориально административных делениях, с учетом их правовых, политических, социально -экономических особенностей.

Роль политической географии в территориальной организации общества, находясь на стыке различных дисциплин, имеет тесные связи со многими общественными науками, в первую очередь - с теорией управления, историей, основами административно -территориального деления, региональной экономикой и управлением, туризмом, геополитикой, международным, государственным, муниципальным правом, что сделает её в случае включения в действующую классификацию географических наук, довольно интегрированной в общественную и научную жизнь.

В то же время политическая география, войдя в систему географических наук, будет иметь целью изучение конкретных территориальных организаций общества управления и взаимосвязей между элементами систем системы управления общества, историю их возникновения и развития. Роль политической географии, на наш взгляд, необходимо войти не только в систему географических наук, но и следует занять достойное место в системе территориальной организации хозяйства. В процессе территориальной организации общества порой, на наш взгляд, появляются 2 основные проблемы, которые так или иначе связаны с политической географией:

• Слабые знания политической географии мира, государства, региона и муниципального образования, либо их отсутствие вообще у государственных и муниципальных служащих.

• Неразвитость межгосударственных, межрегиональных и межмуниципальных отношений в сфере государственного и местного управления, и. как следствие, упущение перспектив развития, в т.ч. экономического.

Укрепление межгосударственных, межрегиональных и межмуниципальных отношений, конечно же зависит от внешнеполитических факторов, но тем не менее это должно стать одним из направлений деятельности представителей высших должностей муниципальной и государственной службы.

В нашем случае исследования данной проблемы в территориальной организации общества большое значение имеют программы политической географии партии большевиков, возглавляемой В.И. Лениным, было уничтожение социального и национального гнета. 2 января 1918 года Советское правительство публикует Декларацию прав народов России, которая провозгласила: «Народы, живущие в России, свободны и равноправны». Поначалу среди народа Туркестана царило недоверие к советской власти. И

85

этим умело пользовались ее враги. «Большевики обманывают народ. Они насильно объединят людей разных национальностей. Семья будет ликвидирована» — такие провокационные слухи вызывали в народе сомнения относительно справедливой политики советской власти. Некоторые советские руководители своим высокомерным отношением к коренному населению унижали их национальные чувства. В созданном в ноябре 1917 года правительстве Туркестана ни один из 15 народных комиссаров не являлся выходцем из коренного населения. Такие непродуманные действия отчуждали местное население от новой власти, вызывали недовольство людей.

Советское правительство приняло меры для того, чтобы исправить допущенные перекосы в национальной политике, завоевать доверие местного населения, привлечь его на свою сторону. Была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», где на ее основе в 1918 году была образована Туркестанская Автономная Советская Социалистическая Республика (Туркестанская АССР), объединившая народы Средней Азии (или Центральной Азии). К государственному управлению стали больше привлекать представителей местных народов. Возобновили деятельность мечети, прекратилось гонение верующих мусульман. Русские националисты были отстранены от власти. Был издан указ «расстреливать красноармейцев, грабивших и притеснявших кыргызов, узбеков, таджиков, казахов, туркменов». Принятые меры повысил или доверие местного населения к большевикам.

После окончания гражданской войны были созданы условия для создания на территории Туркестана нескольких национально -государственных образований. Этому способствовало также провозглашение 30 декабря 1922 года Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

Народы Средней Азии — кыргызы, узбеки, таджики, туркмены — выразили желание иметь свою государственность в рамках Союза. Согласно воле народов. 14 октября

1924 года были образованы Узбекская ССР (в ее состав вошла Таджикская АССР), Туркменская ССР, Кара-Калпакская автономная область, вошедшая в состав Казахской ССР, и Кара-Кыргызская автономная область в составе РСФСР.

В Кара-Кыргызскую автономную область вошло подавляющее большинство территорий, где проживали кыргызы. Однако решение о предоставлении народам Средней Азии прав внутрисоюзной государственности принималось далеко, в центре, и следовательно, в нем не были полностью учтены интересы местных народов. В итоге некоторые кыргызские территории оказались в пределах границ других республик. Несмотря на предъявленные претензии, советское правительство не сочло нужным изменить установленные границы.

Обретение своей государственности, политически хотя и ограниченной, было огромным событием в новой истории Кыргызстана. Кыргызский народ устремился в будущее, к строительству новой жизни, к возрождению.

Еще до образования Кара-Кыргызской автономной области кыргызы ходатайствовали перед центральными властями о создании автономной республики в составе РСФСР. С мая

1925 года область стала называться Кыргызской автономной областью.

Кыргызская автономная область 1 февраля 1926 года была преобразована в Кыргызскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. На этот раз основанием для принятия такого решения стали многие объективные условия, имеющиеся в республике: размеры территории, наличие границ с иностранными государствами, экономическое значение, численность населения. Статус кыргызской государственности поднялся еще на одну ступеньку. Расширились права республики.

30 апреля 1929 года была принята Конституция Кыргызской АССР, которая закрепила государственное и политическое устройство республики, равноправие всех граждан. В ней записано: "Все проживающие в Кыргызстане народы равноправны, могут получать образование на родном языке "[4]. Это было началом территориальной идентичности Кыргызстана.

Государственные и политические лидеры республики продолжали деятельность по расширению и упрочению национальной государственности. Веско аргументируя свои

86

доводы, они ходатайствовали перед Верховным Советом СССР об уравнении Кыргызской АССР в правах с союзными республиками. Их старания увенчались успехом. Согласно Конституции СССР 1936 года, Кыргызская АССР была преобразована в Кыргызскую ССР, а 23 марта 1937 года принята Конституция Кыргызской ССР равноправной республики СССР.

По окончании формировании второго этапа государственности кыргызов в результате радикальных изменений карты мира, системы государственных границ и связанных с этим крупномасштабных миграций возникла большая потребность в конкретных политико-географических разработках. Это была сложная проблема из-за разной геополитической ориентации новой страны в условиях, создавшихся политических разногласий этнически смешанного расселения.

Прошла идентификация территории - это процесс объединения себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, включающей в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей, образов других людей населявший регион того периода. В политической географии идентификация произошла через территориальную организацию общества Кыргызстана, что особенно важно, при рассмотрении территориальной идентичности через призму территориальной общности людей [5]. Итак, идентификация для Кыргызстана был процессом длительным действием, иногда даже часто изменяющийся процесс, в то время как идентичность представляющий результат пространственно-временных сдвигов в территориальной организации общества.

В этот период политическая география и геополитика рассматривались как

необходимый элемент стратегии территориально-политической организации общества. Ее национальные концепции разрабатывались видными политическими деятелями как М. Каменским, Ю. Абдрахмановым и И. Айдарбековым.

Органическая теория государства, уподоблявшая его живому организму, проходящему в своей эволюции обязательные стадии, сохраняла популярность и служила обоснованию «естественных» внешнеполитических целей, «естественных» границ и экспансии для их достижения.

Успехи государства в конкурентной борьбе за доступ к природным ресурсам и зарубежным рынкам представлялись условием повышения уровня жизни внутри страны и социальной стабильности. В отличие от международной арены, рассматривавшийся как место непримиримой борьбы государств за свои интересы, во внутренней политике не усматривалось острых, органических противоречий.

Преобладали так называемые взгляды на национальное государство как на сообщество людей, объединенных кровным родством, историческим прошлым, языком и культурой, члены которого связаны взаимными обязательствами и должны выполнять в нем определенные функции, занимая соответствующее место в социальной иерархии.

Следовательно, следует отметить, что сложилась территориальная идентичность в Кыргызстане, которая имеет уже историческую традицию. Однако остаются по-прежнему не разработанными многие стороны этого явления в территориальной организации общества того периода. Например, территориальной идентичности населения Кыргызстана, на актуализации дихотомии «свой-чужой» для территориальной организации общества, а также обратим внимание на формирование научного дискурса по вопросу экономики и политики территориальной идентичности.

Вопрос территориального самоуправления на основании территориальной идентичности населения в географических исследованиях является актуальным, но вместе с тем и проблема встроенности такого вида самоуправления в существующие научные школы и парадигмы географического самоуправления остается открытой. Следует обратить внимание на различие понятий идентичность, идентификация (самоидентификация) при территориальной организации общества.

Исходя из вышеизложенного следует отметить, что политическая география способна их решить следующими путями. Знание основ географии управления, на наш взгляд, должно являться важнейшей составляющей процесса подготовки любого государственного и муниципального служащего. Для этого необходимо внести изменения в рабочие учебные

87

планы подготовки выпускников с высшим образованием. Это позволит нашим выпускникам решать различные задачи, которые ставятся временем перед нашим государством. Безусловно, знания в сфере политической географии в системе управления должны строиться в соответствии с уже имеющимися знаниями в сферах правовой и политической географии. Известно, что мы живем в динамично меняющемся и развивающемся правовом мире, для которого также характерно воздействие процесса глобализации.

Список литературы /References

1. География. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru/wikipedia.org/wiki/география/ (дата обращения: 03.01.2016).

2. Бабурин В.Л., Мазуров Ю.Л.Географические основы управления. Курс лекций по экономической и политической географии. Учеб. пособие. М.: Дело, 2000. 288 с.

3. Карташевская И.Ф. Региональная география управления в туризме: эволюция научных представлений. 116-119 с.

4. Конституция Кыргызской АССР, 1929.

5. Дуйшеналиев Ч. Региональная идентичность Кыргызстана в контексте глобализационных процессов. Научная дискуссия: инновации в современном мире, 2017. № 9 (68). 39 с.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ КЫРГЫЗСТАНА Дуйшеналиев Ч.Д. Email: [email protected]

Дуйшеналиев Чынарбек Дуйшеналиевич - декан, факультет гуманитарных знаний, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматривается феномен государственной границы. Особое внимание уделено обзору политической части и основным теориям в изучении государственных границ, опыту трансформации границ и приграничных территорий. В основном государственные границы в различной степени ориентированы на те или иные функции. Следовательно, в статье анализируются функции современных границ, в.т.ч. перспективное развитие приграничного сотрудничества. Основополагающим фактором, обеспечивающим перспективное развитие межрегионального и приграничного сотрудничества, является наличие прочной и эффективной договорно-правовой и нормативной базы регулирующей эти связи.

Ключевые слова: государственные границы, этнические, субэтнические структуры, демаркация, делимитация, анклав.

STATE BORDERS OF KYRGYZSTAN Duyshenaliev Ch.D.

Duishenaliev Chynarbek Duishenalievich - Dean, FACULTY OF HUMANITIES, KYRGYZ STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I. ARABAEV, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

Abstract: the article deals with the phenomenon of the state border. Particular attention is paid to the review of the political part and the main theories in the study of state borders, the experience of the transformation of borders and border areas. Basically, state borders in various degrees are focused on certain functions. Consequently, the article analyzes the functions of modern borders, incl. prospective development of cross-border cooperation. A fundamental factor in ensuring the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.