Список литературы /References
1. АмердиноваМ.М. Самознание и современность. Монография. Б., 2003. 400 с.
2. Теория и идеология общественного развития / Под науч. рук. акад. Т. Койчуева. Б.: Илим, 2009. 246 с.
3. Курманов З. Государственная идеология? Величина из величин! (25.12.2012). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://slovo.kg/?p=15700/ (дата обращения: 07.04.2017).
4. Маанаев Э.Ж. Этническая история кыргызского народа. Б., 2008. 212 с.
5. Можно ли строить государственную идеологию Кыргызстана на заповедях Манаса? (21.03.2012). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rus.kg/news_rus/analytics_rus/3061-mozhno-li-stroit-gosudarstvennuyu-ideologiyu-kyrgyzstana-na-zapovedyah-manasa.html/ (дата обращения: 07.04.2017).
6. Абдырахманов Т.А., Амердинова М.М. Исламский мир: прошлое и настоящее. Монография. Бишкек, 2015. 260 с.
ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ НА АКТИВИЗАЦИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА Искендеров А.У. Email: Iskе[email protected]
Искендеров Азат Усенович - соискатель, кафедра гуманитарных дисциплин, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: глобализация связана с формированием глобальных угроз, главные из которых - демографическая, эколого-ресурсная и социально-политическая. Приобретение терроризмом международного характера, прежде всего, связано с глобализационными процессами, с появлением международных институтов, осуществляющих на мировом уровне управление многими направлениями экономико-финансовых, политических и гуманитарных отношений между странами, и региональной интеграции различных государств. В статье автор раскрывает особенности международного терроризма в условиях глобализации, что террор от других видов насильственных действий отличается тем, что он осуществляется крайне агрессивными реакционными политическими силами с целью захвата или усиления своего влияния на общественно-политические процессы, происходящие в масштабе всего мира, региона, одной страны, города и т.д.
Ключевые слова: глобализация, глобальные угрозы, международный терроризм, общественное сознание, террор.
THE INFLUENCE OF GLOBALIZATION FACTORS ON THE INTENSIFICATION OF INTERNATIONAL TERRORISM
Iskenderov A.U.
Iskenderov Azat Usenovich - applicant, DEPARTMENT OF HUMANITARIAN DISCIPLINES, INSTITUTE FOR ADVANCED STUDIES AND RETRAINING, KYRGYZ STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I. ARABAEV, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN
Abstract: globalization is associated with the formation of global threats, the main ones of which are demographic, ecology-resource and socio-political. The acquisition of terrorism by an international character is primarily connected with globalization processes, with the emergence of international institutions that manage the many aspects of economic, financial, political and humanitarian relations between countries and regional integration of various states at the world level. In the article the author reveals the peculiarities of international terrorism in the context of globalization that terror from other types of violent actions differs in that it is carried out by extremely aggressive reactionary political forces with the aim of capturing or strengthening their influence on socio-political processes occurring on a scale of the whole world, One side, the city, etc.
Keywords: globalization, global threats, international terrorism, globalism, public consciousness, terror.
УДК: 316.34/1
Сущностью глобализации, видимо, является превращение человечества в единую структурно-функциональную систему, в которой - в идеале отдельные элементы, блоки будут работать на обеспечение друг друга. В этой связи, сегодня бросается в глаза неравноправие образующих глобальную цивилизаций, компонентов и все возрастающий разрыв между ее ведущим звеном - Западом, включающим группу наиболее развитых стран, вышедших на уровень информационного общества, и прочим человечеством выразительно отличающимся от мировых лидеров... Во всемирном масштабе на сегодняшний день сложилась жесткая иерархическая система, которая основывается на гегемонии Запада, прежде всего, в информационной, валютно-финансовой и военно-политической сферах.
Глобализация связана с формированием глобальных угроз, главные из которых -демографическая, эколого-ресурсная и социально-политическая. Помимо них, существуют и другие опасности, способные привести к глобальной катастрофе, например, ядерная война, массовая эпидемия СПИДа, терроризм и т.д.
С точки зрения геополитики глобализация представляет собой новую формулу реализации геополитической стратегии США по поддержанию и усилению их влияния в мире. Для России преимущества глобализации невелики, ущерб же для нее гораздо больше [5].
По мнению российских ученых, глобализация содержит в себе как минимум две важнейшие противоположно направленные тенденции. С одной стороны, это становление американо-центричного порядка, внутри которого значительно сужено пространство маневрирования для стран и интеграционных объединений, с другой -продолжающее расщепление мирового пространства, особенно в тех его местах, которые были в меньшей степени затронуты экономическим и военно-политическим соперничеством в прошлом ведущих военно-политических блоков. Формирование новых геополитических пространств опирается на волю правящих кругов, прежде всего таких сверхкрупных стран, как Индия, Китай, не переживших, подобно постсоветским крупным и малым государствам, деморализации от распада биполярного мира, дезинтеграции мировой социалистической системы и коллапса Советского Союза.
Сегодня глобализм, как форма общественного сознания, отражающая объективный процесс глобализации, показывает: стремление людей к коллективному стилю мышления, тенденцию идентификации с мировой и локальной цивилизациями всем человечеством; окончание изолированного развития; рост мультикультурного сознания; усиление роли и значения осознающих свои интересы социальных факторов; рост идентичностей. Ответной реакцией на преимущества, которые получил глобализм, является становление и активизация международного движения антиглобалистов, отличающегося широтой и многообразием участников. Анализ показывает, что накопление недовольства и протестных настроений происходит на обоих полюсах глобального социального спектра - и в промышленно -развитых, и в развивающихся странах. Желание заставить «сильных мира сего» услышать голос «слабых» толкает людей, особенно молодежь, на радикальные действия. Лидеры стран «восьмерки» еще при встрече на Окинаве в 2000 г. вынуждены были заявить: «Мы должны признать существование опасностей, связанных с глобализацией». В Декларации саммита подчеркивается: главная задача, стоящая сегодня перед мировым сообществом, - обеспечить, чтобы глобализация стала позитивным фактом для всех народов мира [2].
События последних лет вывели борьбу с терроризмом исключительно из области профессиональной компетенции спецслужб в область политических приоритетов. При этом многие эксперты, анализируя причины разрастания терроризма по всему миру, обратились к переменным глобальным проблемам современности. Ответом мирового сообщества на вызов международного терроризма должна стать серьезная переоценка политики развития. «Надо заниматься лечением мира от бед, ведущих к терроризму. Треть населения планеты живет в ужасных условиях крайней нищеты... Запад должен самокритично сказать: мы тоже ошибались. И мы виноваты в этом», -заявил известный в Европе итальянский политик Джульетто Кьеза [3]. Если Восток обманулся в своих ожиданиях широкой финансовой и гуманитарной поддержки, то и Запад обманулся в своих способностях обеспечить строительство новых процветающих демократий. Нужна политика, способная интегрировать в процессе глобализации человеческое и социальное измерение, обеспечить право всех народов на достойную жизнь, на культурную и цивилизованную самобытность.
В начале XXI века есть все основания говорить о том, что человек становится все более оторванным от действительности, все более беспомощным перед реальностью и телеуправляемым. Бессилие человека предопределяет бессилие власти. Ясно, что такое положение губительно для национальных государств культур. Неудивительно, что новая повседневность стала средой обитания и формирования политики, вдохновляемой антиморально, тотальным нигилизмом. А ведь основные пороки - это и есть нигилизм, это и есть антимораль, от того они разрушительны - алкоголизм, наркомания, преступность, терроризм.
Международный терроризм относится к числу таких политических сил мирового масштаба. Он представляет собой современную форму терроризма, разобраться же в причинах его активизации невозможно без правильного понимания сущности терроризма.
Несмотря на большой разброс мнений и подходов в научной литературе, все же общим в определениях терроризма является отнесение его к разновидностям насильственного метода политической борьбы, направленного на быстрый захват власти [4]. Террор от других видов насильственных действий отличается тем, что он осуществляется крайне агрессивными реакционными политическими силами с целью захвата или усиления своего влияния на общественно-политические процессы, происходящие в масштабе всего мира, региона, одной стороны, города и т.д. И этим действиям характерны, прежде всего, «устрашение, подавление политических противников, конкурентов, навязывание определенной линии поведения» [1]. При любых террористических действиях, будь то взятие заложников, угон самолета, покушение на политических деятелей, освобождение политических заключенных или
акты геноцида, в этноконфессиональных конфликтах страдает мирное население и подвергается уничтожению объекты невоенного характера. Другим его отличительным свойством является фанатичная приверженность участников террористических актов, включая заказчиков и непосредственных исполнителей какой-либо политической идеи. Собственно идеологические цели и выступают моральным оправданием многочисленных жертв осуществляемого ими насилия.
Как правильно утверждают ученые, приводя бесчисленное количество фактов из истории развития человеческого общества, террор может осуществляться в интересах государства, политических организаций и отдельных групп лиц. Реакционно -агрессивные политические силы, как обычно, придя к власти путем переворота, сговора или захвата превращают государственные институты в инструмент подавления политических оппонентов, установления тотального контроля над каждым человеком, проводя массовый террор. Этот насильственный метод политики они активно распространяют за пределы государства, финансово и организационно поддерживая террористов в других странах. Достаточно убедительным доказательством этому служат действия афганских талибов, поддерживающих не только террористическую организацию Аль-Каида, но и прямые вооруженные диверсии международных террористов в Кыргызстане и Узбекистане в 1999 и 2000 гг.
Использование террора в качестве средства политической борьбы обуславливается уровнем реакционности и агрессивности политических сил. Реакционность и агрессивность, скорее всего, объясняется не столько стремлением сохранить в общественной жизни и во властных полномочиях прежние отживающие отношения и системы ценностей, сколько доминированием в психологии носителей реакционно-агрессивных идей природных свойств, основанных на инстинктах выживания и самосохранения, желание подчинять, подавлять и захватывать. Показателем реакционности участников политической борьбы может служить их жесткая приверженность к определенной идее. Чем сильнее приверженность у членов политических сил к пусть даже самой либеральной и прогрессивной идее, и непринятию других мнений на существующую общественно-политическую ситуацию, тем выше их уровень реакционности. Как показывает исторический опыт, даже самые прогрессивные идеи при их навязывании и насильственном распространении превращаются в простой инструмент подавления личности.
Широкое применение террора в политической борьбе вызвано еще и тем, что он дает быстрый эффект в плане дестабилизации общества. При этом политические силы, идейно вдохновляющие и финансирующие террористические акты, остаются в тени. Террор привлекателен так же и тем, что организационно и технически очень сложно его предупредить, так как невозможно идентифицировать и проконтролировать передвижение непосредственных исполнителей террористических актов без обнаружения вещественных фактов, подтверждающих их принадлежность к террористическим организациям.
Изучение истории развития человеческого общества и анализ временных политических процессов показывает, что терроризм как один из насильственных методов политической борьбы, направлен на захват власти, существовал всегда и во всех странах, активизируясь в определенных условиях. Безусловно, активизация терроризма происходит и кризисные периоды общества, когда быстрое снижение уровня жизни приводит к росту озлобленности людей, а, следовательно, к росту их агрессивности. Именно такое состояние создает психологические условия для широкого распространения терроризма и поддержки населением действий террористов [6].
Террористические действия полностью соответствуют чувству озлобленности людей, если в их сознании объекты этих действий олицетворяются с главными виновниками их беспросветного и бесправного существования. Они воспринимаются ими как акты справедливого возмездия.
Кризис общества сопровождается разрушением системы человеческих ценностей и идеалов, что непременно сказывается в политическом поведении людей.
Приобретение терроризмом международного характера, прежде всего, связано с глобализационными процессами, приведшими к появлению международных институтов, осуществляющих на мировом уровне управление многими направлениями экономико-финансовых, политических и гуманитарных отношений между странами и региональной интеграции различных государств. В этом отношении нет необходимости говорить, какую роль выполняют в регулировании мировыми финансовыми потоками и в управлении политическими процессами такие международные институты, как ВБ, МВФ АБР, ВТО, ООН, не говоря о таком военном блоке, как НАТО. В механизмах функционирования названных и других международных институтов заложены большие властные функции, так как они вправе принимать решения: финансировать или не финансировать экономику той или иной страны, санкционировать экономическую изоляцию отдельных государств и применение силы против «стран изгоев» и т.д. Следовательно, их властные полномочия в разной мере распространяются практически на все страны.
Список литературы /References
1. Большой философский энциклопедический словарь. М., 1997.
2. Вебер А. Что стоит за так называемым антиглобализмом? // Мировая экономика и международные отношения, 2001. № 12.
3. Литературная газета, 2002. 3-9 апреля. № 13.
4. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.
5. Сенчагов В.К. Глобализация: позиция России. М.: Эко, 2002. № 2.
6. Абдырахманов Т.А., Амердинова М.М. Исламский мир: прошлое и настоящее. Монография. Бишкек, 2015. 260 с.