Научная статья на тему 'Роль государственного механизма в обеспечении роста общественного благосостояния'

Роль государственного механизма в обеспечении роста общественного благосостояния Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2019
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РОСТ БЛАГОСОСТОЯНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тамошина Г. И., Ряполов М. О.

В статье рассмотрены теоретические вопросы исследования роли государства в обеспечении роста общественного благосостояния, а также механизм реализации государственной политики в области социальной сферы в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the state in ensuring the growth of public welfare

The article considers the theoretical issues of the study of the role of the state to ensure the growth of public welfare, as well as the mechanism of realization of state policy in the field of social sphere in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Роль государственного механизма в обеспечении роста общественного благосостояния»

УДК 338.12

Профессор Г.И. Тамошина, аспирант М.О. Ряполов

(Воронеж. гос. ун-т инж. технол.) кафедра экономической теории и международного бизнеса. тел. (473)255-63-47)

Роль государственного механизма в обеспечении роста общественного благосостояния

В статье рассмотрены теоретические вопросы исследования роли государства в обеспечении роста общественного благосостояния, а также механизм реализации государственной политики в области социальной сферы в Российской Федерации.

The article considers the theoretical issues of the study of the role of the state to ensure the growth of public welfare, as well as the mechanism of realization of state policy in the field of social sphere in the Russian Federation.

Ключевые слова: государственный механизм, социальные стандарты, социальная политика, рост благосостояния, социальная защита населения.

В классической экономической теории под экономическим благосостоянием понимается общая полезность материальных благ (богатство). Оно выражается в том, насколько хорошо чувствует себя человек или какова степень удовлетворенности потребностей человека. Именно потребности являются фундаментом благосостояния. Они подразделяются на индивидуальные, индивидуально коллективные, индивидуально-общественные и общественные.

На современном этапе развития России, независимо от субъекта потребностей важное значение в формировании условий жизни и благосостояния населения имеет государство. В статье 7 Конституции Российской Федерации отмечается, что под охраной государства находятся труд и здоровье людей, законодательно гарантируется МРОТ (минимальный размер оплаты труда), осуществляется поддержка семьи, инвалидов и пожилых людей. Статья 39 Конституции Российской Федерации устанавливает государственные пенсии, пособия и другие гарантии социальной защиты населения [1]. Государство является как субъектом общественных потребностей, так и регулятором индивидуального и общественного благосостояния. Государство создает атмосферу равенства и защищенности всех граждан, через предоставление услуг в форме содержания государственных структур, обеспечивающих поддержание общественного порядка: суд, прокуратура, полиция и т.п., а также поддерживает денежное обращение, устанавливает правила функционирования рынка товаров, капитала и рабочей силы.

© Тамошина Г.И., Ряполов М.О.

Современная наука рассматривает несколько моделей воздействия государства на общественное благосостояние: либеральную, неоклассическую, неокейнсианскую («государство благосостояния», социального рыночного хозяйства).

Фундамент либеральной модели заключается в том, что рынок - идеальная моноструктурная модель формирования как индивидуального, так и общественного благосостояния. У истоков этой модели был Ж.Б. Сэй, который утверждал, что государственное регулирование лишено какого-либо смысла, поскольку регулирование рыночной экономики осуществляется на основе свободной игры цен [4].

Современные модификации концепции механизма воздействия государственного либерализма на формирование общественного благосостояния включают: ордолиберальную концепцию экономических порядков, монетаристскую и австрийскую неолиберальную школу. Ордолиберальная концепция базируется на том, что ведущей задачей государства является установление правовых норм, нацеленных на ограничение деятельности монополий на недопущение перераспределения общественного благосостояния в пользу них.

Монетаристская теория сводит роль государства только к контролю за денежной массой. Рынок, в свою очередь, самостоятельно обеспечит процесс воспроизводства благосостояния. Австрийская неолиберальная школа рассматривает формирование благосостояния как естественный процесс. Государству при

этом отводятся функции выплат пенсий и пособий безработному населению.

Неоклассическая теория благосостояния значительно расширила функции государства в образовании общественного благосостояния. В частности, государству отводятся такие функции, как: создание правовой базы, которая защищает рыночную свободу; производство общественных благ; интерна-лизация внешних эффектов; перераспределение доходов, основанное на принципе социальной справедливости.

Неокейнсианство, аргументируя «государство благосостояния», доказывало необходимость прямого государственного регулирования рынка. «Государство благосостояния» должно нести непосредственную ответственность за благосостояние своих граждан.

Социальное рыночное хозяйство - модель, при которой государство, с одной стороны, поддерживает рынок, а, с другой стороны, активно осуществляет социальную политику.

Исследование моделей государственного воздействия на общественное благосостояние позволяет определить направления вмешательства государства: внешние эффекты, производство общественных благ, влияние на ас-симетричную информацию, нивелирование циклических колебаний, политика поддержания и роста доходов, защита конкуренции.

В российской экономике прослеживается отсутствие институциональных предпосылок эффективных действий государства в интересах всех его граждан, что обуславливает возможность проведения такой государственной экономической политики, которая негативно отражается на благосостоянии населения. Неблагополучие в социальной сфере выражается в нарастающих процессах массовой деградации населения и образовании многомиллионного «социального дна». В таких условиях приоритетной проблемой социальной политики становится недопущение массовой деградации и люмпенизации населения. Можно утверждать, что задача борьбы с бедностью сегодня не менее важна, чем обеспечение национальной безопасности России.

Наряду с указанными приоритетами обозначим и другие задачи:

а) необходимо преодолеть социальную несправедливость, созданную приватизацией в ходе рыночных реформ. Результаты труда нескольких поколений оказались в собственности «властных элит» и финансовых игроков. В результате массовое ощущение несправедли-

вости и несогласие населения с итогами приватизации стало причиной социальной нестабильности в обществе и формирования неблагоприятной среды для развития законного предпринимательства;

б) необходимо формирование новой системы ценностей и новой доминирующей идеологии, основу которой составит задача повышения индивидуального и общественного благосостояния посредством личного трудового и имущественного вклада.

Общество заинтересовано в приоритете высоких гуманистических ценностей, таких как высокая нравственность, социальная справедливость и защищенность, развитая правовая среда;

в) необходимость создания системы государственных и региональных социальных стандартов для повышения социальной защищенности населения;

г) обеспечение благоприятных условий для роста общественно полезной и эффективной экономической активности субъектов экономики;

д) обеспечение соблюдения мировых стандартов в области экологической безопасности и здоровья населения.

Вышеобозначенные социальные проблемы определяют приоритеты социальной политики государства. Система мер, направленных на решение этих проблем, могла бы послужить основой государственной программы социального оздоровления России и социальной защиты ее населения.

Важнейшим аспектом благосостояния индивида является его занятость в общественном производстве. В рамках функционирования развитого рыночного механизма, когда занятость определяется структурой спроса на рабочую силу, неизбежна безработица. Если общество ставит целью рост индивидуального и общественного благосостояния в условиях, когда для большей части населения основной материальной составляющей является заработная плата, то важнейшей задачей экономической политики государства является обеспечение эффективной и стабильной занятости.

Важнейшей задачей государства поэтому является создание надёжных источников доходов для большинства населения, а также адекватная оценка рынком трудовых ресурсов.

Повышение ценности человеческого капитала является основой устойчивого социально-экономического развития страны. Для увеличения потенциала трудовых ресурсов

ВестнщВВТУИГ, №1, 2013_

требуется создание в стране особых условий. Необходимость этого продиктована не только экономической целесообразностью, но и моральной ответственностью за снижение уровня жизни наименее обеспеченных граждан, которую должны взять на себя власть и бизнес. Главным условием роста продуктивности труда наемных работников должно стать повышение оплаты труда [2].

Основные источники экономического роста и повышения благосостояния все более перемещаются от физического капитала и сырьевых ресурсов в сферу интеллектуальных услуг производству. Одним из показателей эффективности современной экономики является объем финансовых ресурсов, который направляется в социальную сферу (вложения в человеческий капитал). Только когда будут созданы условия труда, мотивирующие работников к высокопроизводительной работе, общественное благосостояние будет расти. В составе национального богатства развитых стран мира физический капитал составляет - 16%, природные ресурсы - 20%, человеческий капитал - 64%. В России структура национального богатства качественно иная - 14, 72 и 14% соответственно [3].

По уровню образованности Россия опережает развитые страны (данные ООН), однако высокие количественные показатели образования, его коммерциализация не соответствуют современным требованиям и не реализуются в таких экономических показателях как уровень развития экономики и уровень жизни населения.

Процесс формирования доходов населения, в первую очередь, от трудовой деятельности является весьма актуальным. Несложно заметить, что прослеживается негативная тенденция в соотношениях доходов от собственности и трудовой деятельности, а также размерах доходов работников простого и сложного труда. Все чаще, в последнее время, выделяются по уровню оплаты труда отрасли, где доминирует простой труд, в то же время отрасли, основанные на использовании высоких технологий, на которые ориентируется государство, не получили значительной поддержки, в том числе и в направлении оплаты труда.

Еще одна особенность - преобладание в структуре доходов, несвязанных с трудовой деятельностью, в частности доходы от собственности. Такое положение свидетельствует о растущем противоречии между возрастающим богатством одних и катастрофи-

ческой бедностью других, то есть, поляризации доходов населения.

В условиях рыночной экономики государство, как субъект, занимает важное место. В условиях трансформации экономических систем его значимость только возрастает. При этом происходит расширение, уточнение функций государства в различных сферах общественной жизни. Государственный сектор призван нивелировать дестабилиза-ционные процессы, имеющие место во время трансформации экономики.

Особое внимание государство, как правило, уделяет выполнению комплекса социально-защитных функций. Залогом эффективности реализации социально-экономической политики, нацеленной на рост общественного благосостояния, является продуктивное взаимодействие механизмов государственного и рыночного регулирования, что и подтверждает мировой опыт.

По нашему мнению, целесообразно рассматривать следующие модели общественного благосостояния: а) нерыночную, характеризующуюся приоритетом общественных потребностей над индивидуальными, равенством уровня жизни населения; б) переходную, отличающуюся социальным расслоением общества по уровню и качеству жизни, разрывом в распределении доходов; в) рыночную, где создаются условия для развития экономической активности населения и формируются высокие стандарты потребительского поведения.

Социальная политика государства должна обеспечивать реализацию на практике социальной справедливости, систему социальных гарантий и одинаковых условий для жизненного старта всех слоев населения.

Современная социальная политика в первую очередь должна быть, на наш взгляд, направлена на преодоление бедности. В Конституции современной России прописано, что наше государство является социальным, а основная задача социального государства -сглаживание социальной дифференциации населения при одновременном обеспечении роста общественного благосостояния [1].

В настоящее время уровень социальной защиты настолько низок, что не покрывает прожиточный минимум. В то же время, суммарное возрастание объема социальных выплат решить в полном объеме эту проблему не в состоянии, поэтому требуется комплексный подход. Зачастую те формы социальной помощи, которые предлагает государство,

ВестникВТУИЖ №1, 2013

оставляют степень защищенности на одном и том же низком уровне. В результате формируется застойная бедность. Существенным фактором бедности выступает состояние рынка труда и низкая заработная плата. Первостепенными задачами социальной защиты в условиях необходимости обеспечения общественного благосостояния является расширение доступа к бесплатному образованию, что позволит получить населению право на удовлетворение индивидуально-общественных потребностей. Это произойдет за счет обеспечения роста занятости и доходности, что, в свою очередь, послужит импульсом экономическому росту и укреплению рынка квалифицированной рабочей силы. Вследствие предпринятых мер будет происходить постепенное преодоление застойной бедности.

По нашему мнению, дальнейшее развитие системы социальной защиты должно претерпеть существенную трансформацию. В группе социально незащищенного населения имеются признаки нерационального спроса и чрезмерного потребления. В этой связи представляется важным ориентация населения на увеличение сбережений и инвестиций.

В качестве одного из направлений выхода из сложившегося состояния, на наш взгляд, может стать дальнейшее развитие социального партнерства, основная цель которого заключается в том, чтобы на основе учета интересов разных сторон выработать единую политику в социальной сфере на уровнях: федеральном, отраслевом, региональном, муниципальном и конкретного предприятия. Социальное партнерство должно базироваться на принципе социальной справедливости, который позволяет в масштабах всего общества регулировать процессы поляризации богатства, заботясь о наименее обеспеченных слоях населения, удовлетворении индивидуально-коллективных потребностей.

Государство заботится о своих гражданах, в частности, разрабатывает социальные стандарты. Следует принять во внимание тот факт, что социальные стандарты - аналог цены на социально значимые товары и услуги, а, следовательно, данные цены устанавливаются государством. Если будет происходить рост цен, то более высокие социальные стандарты должны обеспечивать и более высокое качество предоставляемых услуг. Реализуя данное направление государству важно иметь прочную правовую базу, документы, позволяющие установить рамки социальных стандартов, ре-

гламентирующие и регулирующие процедуру их формирования и т.д. Стандарт базируется на нормах и нормативах в сферах доходов и оказания социально значимых услуг. Так, в сфере доходов нормы и нормативы позволяют формировать два вида бюджета: физиологического минимума и прожиточного минимума. Последний должен быть выше физиологического минимума, но он не должен приводить к уменьшению у получателя пособия стимулов к получению более высокого дохода, а должен приводить к стремлению выйти из ситуации, когда основной источник дохода формируется за счет социального пособия.

Законодательная база для формирования социальных стандартов в нашей стране не развита. Первый документ исследуемой направленности появился лишь в Указе Президента Российской Федерации № 769 от 23.05.1996 «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» [5]. В Указе были обозначены принципы развития системы социальных стандартов: единство методологии и правовой базы разработки социальных стандартов и использование в качестве базы финансовых нормативов при подготовке региональных бюджетов. Однако документ носил лишь рамочный характер, так как не был дополнен рядом поправок, на основе которых можно было бы формировать минимальный социальный стандарт.

В дальнейшем в 1997 году Правительство Российской Федерации разработало Федеральный закон о государственных минимальных социальных стандартах, который не был принят Государственной Думой. В настоящее время соответствующее законодательство на федеральном уровне отсутствует. Продолжается процесс создания региональных социальных стандартов, принимаются соответствующие законодательные акты. Наиболее активно данные процессы продвигаются в таких регионах, как Республика Карелия, Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ, Самарская область.

Общественное благосостояние формируется на уровнях государства, субъектов Российской Федерации, муниципалитетов. В Российской Федерации осуществляются следующие виды социальной помощи: ежемесячная денежная выплата; единовременная денежная выплата; натуральная помощь; социальные

ВестниквВГУИТ, №1, 2013_

услуги, которые способствуют росту индивидуального благосостояния.

Указанная помощь адресована: малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам; гражданам (семьям), попавшим в трудную жизненную ситуацию; гражданам (семьям), попавшим в экстремальную ситуацию; неработающим пенсионерам с уровнем пенсии ниже прожиточного минимума пенсионера; семьям одиноко проживающих пенсионеров и инвалидов; детям-инвалидам, семьям с детьми-инвалидами, когда оба родителя инвалиды; многодетным семьям; беременным женщинам, кормящим матерям детей до 1 года, бесплатное питание для детей в возрасте до 3-х лет; студенческим семьям с детьми.

Правительству Российской Федерации президентом РФ было поручено в бюджетном послании от 28.06.2012 до конца 2012 года утвердить государственные программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Культура России», «Социальная поддержка граждан», «Развитие науки и технологий», «Развитие транспортной системы», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», Государственную программу обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, что также нацелено на обеспечение роста общественного и индивидуального благосостояния.

Таким образом, государство предпринимает целый ряд мер, направленных на обеспечение роста общественного и индивидуального благосостояния как на федеральном, так и на региональном уровнях. В то же время, предпринимающиеся мероприятия зачастую оказываются малоэффективными ввиду отсутствия главной основы в механизме повышения благосостояния - цели удовлетворения конкретных потребностей индивида и общества. Именно отталкиваясь от потребностей, должна определяться минимальная заработная плата, уровень пенсий и стипендий и другие социальные стандарты. Коллективные и общественные потребности должны учитываться при распределении как прибыли корпораций, так и доходов государственного бюджета. Нацеленность государственной политики на удовлетворение потребностей позволит повысить ее эффективность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации (принята 1 декабря 1993 года)

2. Егоров С. Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации [Текст] / С. Егоров // Вопросы экономики. - 2004.- № 5. - С. 90.

3. Можина H.A. Благосостояние, распределительные отношения и проблемы оптимального планирования уровня жизни социалистического общества / Н.А. Можина, Н.Е. Рабкина, Н.М. Римашевская [Текст] // Экономика и математические методы, 2003. Вып.З, Т. 16.-С. 418-434.

4. Блауг М. Методология экономической мысли, или Как экономисты объясняют. Пер. с англ. [Текст] / Научн. ред. и вступ. B.C. Автономов. — М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004. - 416 с.

5. Указ Президента Российской Федерации № 769 от 23.05.1996 «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» [Текст].

REFERENCES

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted on December 1, 1993)

2. Egorov With. The human factor and economic growth in conditions of post-industrialization [Text]/. Egorov // Questions of economy. - 2004.- № 5. - With. 90.

3. Можина N.A. Welfare, distribution relations and the problem of optimal planning of the level of life of a socialist society / N.A.. Можина, N.YE. Рабкина, NM. Rimashevskaya N. [Text] // Economics and mathematical methods, 2003. Вып.З, T. 16.-With. 418-434.

4. Блауг M. Methodology of economic thought, or How economists explain. Per. s angl. [Text] / Scientific Ed. and introduction. V.S. Avtonomov. - M.: NP «Journal of economic Issues», 2004. - 416 p.

5. The decree of the President of the Russian Federation № 769 of 23.05.1996 «About the organization of training of state minimum social standards for the determination of the financial regulations of the formation of budgets of subjects of the Russian Federation and local budgets» [Text].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.