УДК 338.2
Новак М. А., Герсонская И. В.
Novak M. A., Gersonskaya I. V.
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
ROLE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AT THE PRESENT STAGE OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT
OF THE RUSSIAN ECONOMY
В статье обосновывается необходимость государственно-частного партнерства в России. Рассмотрены основные формы и методы государственно-частного партнерства. Выявлены основные проблемы в реальном секторе экономики. Особое внимание уделяется концессионным соглашениям и созданию особых экономических зон как основных форм государственно-частного партнерства в системе национальной экономики.
The article substantiates the necessity of public-private partnership in the Russian Federation. The basic forms and methods of public-private partnership are considered. The main problems in the real sector of the economy are identified. Particular attention is paid to concession agreements and the creation of special economic zones as the main forms of public-private partnership in the system of the national economy.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, национальная экономика, государственно-частное партнерство, контракт, концессия, совместные предприятия, свободные экономические зоны.
Keywords: social and economic development, national economy, public-private partnership, contract, concession, joint ventures, free economic zones.
Реализация стратегических направлений социально-экономического развития России определяет новые пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния граждан, динамичного развития национальной экономики и укрепления позиций нашей страны на международной арене. В современных условиях национальная экономика России представляет собой смешанную социально-экономическую систему, которая «функционирует в тесной взаимосвязи двух секторов - частного и государственного» [3, с. 23]. Поэтому в такой системе национальной экономики особое место должно отводиться институтам государственно-частного партнерства. Сущность государственно-частного партнерства выражается в том, что использование механизмов взаимодействия государства и предпринимательского секторов предполагает содействие в повышении конкурентоспособности стратегических отраслей национальной экономики, их диверсификацию на основе создания инновационных, высокотехнологичных и наукоемких производств, снижения предпринимательских рисков, а также либерализацию экономической среды, совершенствования организационных, социально-экономических и правовых аспектов функционирования системы российской экономики.
Следует учесть, что в настоящее время в России государственно-частное партнерство приобретает ярко выраженный характер объединения ресурсов государственного и предпринимательского сектора национальной экономики в интересах всех участников бизнес-процессов. При этом в довольно сложной экономико-политической обстановке предпринимательский сектор вынужден все более активно ориентироваться на деловое сотрудничество с государством. В таких условиях
приоритетным направлением становится развитие проектов партнерства в различных сферах и отраслях национальной экономики, проявляемых в конкретных формах, методах, инструментах и моделях. Поэтому «в последние годы в российской экономике все больше уделяется внимание механизмам государственно-частного партнерства как особой форме взаимодействия между бизнесом и государством в вопросах реализации наиболее значимых социально-экономических проектов, проектов по добыче полезных ископаемых и научно-исследовательской среде» [1, с. 167].
Принимая во внимание стратегические направления, цели и основные задачи социально-экономического развития России на современном этапе, государственно-частное партнерство следует рассматривать в качестве важнейшего инструмента модернизации, инновационного и технологического развития стратегических отраслей национальной экономики. Учитывая тот факт, что государство, как одна из сторон такого делового сотрудничества, выступает в качестве носителя приоритетных и общественно значимых социально-экономических интересов, исполняющего целеполагающую и контролирующую функцию, оно заинтересовано как в эффективности общих результатов, так и в обеспечении коммерческих результатов в процессе успешного функционирования бизнеса в реальном секторе. В настоящее время такому сектору экономики присущи определенные национальные особенности, также существует ряд проблем, и прежде всего это «неоднородная отраслевая структура с доминированием сырьевых отраслей, ориентированных в основном на внешний рынок; низкая рентабельность отраслей, ориентированных на внутренний рынок, за исключением торговли и строительства; зависимость реального сектора от нефтегазовых доходов» [4, с. 117].
Исторические предпосылки развития в России принципов и механизмов государственно-частного партнерства послужили основным фактором в формировании форм и моделей управления проектами, реализуемых совместно государственным и предпринимательскими секторам. Их реализация в рамках государственно-частного партнерства и делового сотрудничества между государственным и частным секторами осуществляется в определенных сферах национальной экономики. При этом к настоящему времени в научной среде сформировалось единое понимание к экономической категории «форма» и «модель» государственно-частного партнерства, в частности, под формой понимается конкретная организационно-правовая форма взаимодействия, а понятие «модель» характеризует схемы взаимоотношений между партнерами, в рамках которых создается проект государственно-частного партнерства. Новые формы связи государства и бизнеса привели к ощутимому мультипликативному эффекту их близости, к получению синергетического эффекта и возникновению качественно нового субъекта в экономической системе [7, с. 311].
Наиболее известной в практике формой государственно-частного партнерства являются контракты, заключаемые в форме административных договоров между государственными органами власти и хозяйствующими субъектами предпринимательского сектора национальной экономики на осуществление определенных общественно необходимых видов работ и услуг, регулируемых нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также повышения их качества и создания предпосылок роста конкурентоспособности. Не менее распространены такие формы договоров между государством и предпринимательским сектором национальной экономики, как аренда имущества или финансовая аренда, а именно лизинг. Концессии или концессионные соглашения отечественные ученые и экономисты относят к специфической форме отношений между государственным сектором и частным бизнесом, получающих в настоящее время все наибольшее распространение.
Особенность концессионных соглашений заключается в том, что предметом концессии сегодня являются такие социально-значимые объекты национальной транспортной инфраструктуры, как аэродромы, железные и автомобильные дороги, системы общественного
транспорта, а также объекты жилищно-коммунального хозяйства, системы образования, здравоохранения, социальные объекты, объекты культуры и спорта, другие инфраструктурные сооружения, которые в силу законодательства Российской Федерации не могут быть приватизированы. Такое взаимодействие в результате концессии между государственным сектором и частным бизнесом осуществляется на основании заключенного соглашения в целях привлечения в национальную экономику частных инвестиций и роста конкурентоспособности отечественной продукции, товаров, работ и услуг. Отличительным признаком государственно-частного партнерства характеризуется и модель концессии -применение в отраслях национальной экономики с длительным сроком реализации проекта при исключении перехода прав государственной собственности к частному партнеру по политическим или правовым причинам. Именно поэтому на современном этапе развития рыночных отношений в государственном масштабе требуется принятие совместных решений власти и бизнеса по привлечению ресурсов и активизации инициативы частного сектора в сферы воспроизводства, находящиеся в ведении государства [6, с. 127].
В современных условиях ведения рыночного хозяйствования активно используется форма делового партнерства в создании совместных предприятий с государственным и частным капиталом для управления объектами инженерной и общественной инфраструктуры. Создание совместных предприятий с государственным капиталом регламентируется нормами российского законодательства. Образованные совместные предприятия, создаваемые государственным сектором совместно с национальными хозяйствующими субъектами или с участием зарубежных деловых партнеров, могут иметь различные организационно-правовые формы, виды собственности и, как правило, функционируют на территории субъектов РФ для наиболее полного использования ресурсного потенциала каждой из сторон. Возможность принятия решений по определению приоритетных областей развития национальной экономики и видов деятельности в совместных предприятиях определяется непосредственной долей участия деловых партнеров в капитале. При этом практика свидетельствует, что такие предприятия получают свое распространение в национальной обороне, в системе образовании, в средствах массовой информации и связи на основе 1Т-технологий, в некоторых областях общественного транспорта. Особенностью модели совместных предприятий с участием государственного и частного капитала является постоянное участие государственного сектора в текущей операционной, производственной административно-хозяйственной и инвестиционной деятельности.
В последнее время механизм государственно-частного партнерства становится более разнообразным и постоянно расширяется в таких сферах, как производство инновационной высокотехнологичной продукции, строительство и реконструкция федеральных скоростных железнодорожных и автомобильных магистралей, жилищно-коммунальное хозяйство, и в ряде других отраслей национальной экономики. Сегодня «модернизация инфраструктуры России осуществляется при помощи механизма реализации инфраструктурных проектов, которые финансируются как за счет только бюджетных средств, так и с привлечением внебюджетных источников финансирования» [5, с. 131]. Поэтому, несомненно, наиболее перспективной формой государственно-частного партнерства в России становятся концессии, соглашения которых предусматривают долгосрочный характер на срок до 25-30 лет, что позволяет сторонам государственно-частного партнерства осуществлять стратегическое планирование развития, предоставляя обеим сторонам более гибкое принятие административно-хозяйственных и управленческих решений.
Одним из наиболее эффективных способов реализации делового партнерства между государственной властью и бизнесом является создание особых экономических зон, регламентируемых Федеральным законом РФ «Об особых экономических зонах в
Российской Федерации». Согласно нормам законодательства особая экономическая зона, определяемая Правительством РФ, - это часть территории России, на которой действует особый правовой режим предпринимательской деятельности. Создание особых экономических зон предусматривает различные цели для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей, производства инновационной продукции, транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. При этом «в течение первых пяти лет заметных бюджетных эффектов от особых экономических зон не возникает. Тем не менее, улучшается имидж региона, увеличиваются инвестиции, начинает развиваться бизнес на смежной с зоной территории, где нет льготного режима.. .Механизм использования особых экономических зон рискованный, но необходимый для политических и экономических прорывов» [2, с. 115]. Практика реализации такой модели государственно-частного партнерства в форме особых экономических зон свидетельствует о достижении целей и задач модернизации и опережающего инновационно-технологического развития всех отраслей национальной экономики, обеспечивает рост «точек» развития инвестиционной деятельности, а также способствует повышению уровню благосостояния населения.
Таким образом, в современных условиях социально-экономического развития России ключевыми элементами выступают отношения, возникающие в процессе взаимодействия государственной власти и предпринимательского сектора национальной экономики в формах, методах и современных моделях совместного функционирования предприятий реального сектора национальной экономики. Хозяйственный механизм такого сотрудничества предусматривает все виды организационных и финансовых аспектов, затрагивающих интересы сторон всех участников системы государственно-частного партнерства.
Литература
1. Абдуллаева Р. Р., Муллин Т. Ф. Правовые основы государственно-частного партнерства в Российской Федерации // Молодой ученый. 2019. № 13. С. 167-169.
2. Воронова Е. А. Современное состояние особых экономических зон в России // Научный журнал. 2017. № 7(20). С. 113-115.
3. Герсонская И. В. К вопросу о сущности понятия «государственный сектор экономики» // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 7 (429). Экономические науки. Вып. 65. С. 23-29.
4. Лебедева П. О. Особенности развития реального сектора экономики России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № С. 115-118.
5. Пешков В. В., Матвеева М. В., Рютин В. С. Концессия как инструмент модернизации инфраструктурных объектов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2016. № 4(37). С. 130-139.
6. Райзберг Б. А. Государственное управление социальными и экономическими процессами. М. : ИНФРА-М, 2016. 384 с.
7. Сайфуллин Р. И. Концепция государственно-частного партнерства в современной экономической системе (Методологический подход) // Вектор науки ТГУ. 2012. № 4 (22). С. 311-314.